Книга Бытие / Недельный раздел Ваешев |
39:2 | И БЫЛ ГОСПОДЬ С ЙОСЕФОМ, | |
И СТАЛ ОН ЧЕЛОВЕКОМ, | ||
КОТОРОМУ ВО ВСЕМ СОПУТСТВУЕТ УСПЕХ. |
39:2 | И БЫЛ ОН В ДОМЕ | |
ГОСПОДИНА СВОЕГО, ЭТОГО ЕГИПТЯНИНА. | : |
39:3 | И УВИДЕЛ ЕГО ГОСПОДИН, ЧТО ГОСПОДЬ | |
ПОСТОЯННО С НИМ, И ЧТО ВСЕ, | ||
ЧТО ОН ДЕЛАЕТ, ПО ВОЛЕ ГОСПОДА НАИЛУЧ- | ||
ШИМ ОБРАЗОМ УДАЕТСЯ В РУКЕ ЕГО. | : |
26:28 | УВИДЕЛИ МЫ НЕСОМНЕННО, | |
ЧТО ГОСПОДЬ - С ТОБОЮ. | : |
"И что все, что он" - господин - "делает, по воле Господа наилучшим образом удается в руке его" - только в руке Йосефа .То есть, если бы то же самое делал другой раб, он не имел бы никакого успеха. Однако наши мудрецы - и вслед за ними Раши отвечают на наш вопрос совершенно иначе:
"И увидел господин Йосефа, что Господь постоянно с ним" - что Имя Всевышнего постоянно на устах Йосефа.Господин Йосефа увидел и услышал, что тот постоянно упоминает Имя своего Бога, что весь успех в своей работе он приписывает не своей силе, не своему умению, но только помощи Всевышнего. Не исключено, что кто-то из читателей - из тех, кто ошибочно полагает, будто "истолкование" непременно должно отклоняться от простого смысла текста, - тут изумится: с какой стати наши мудрецы вкладывают в уста Йосефа такие выражения, как "с помощью Божьей", как "если Богу будет угодно", как будто бы характерные для куда более поздних эпох?! Однако в действительности это не так: наши мудрецы не допускают никакого анахронизма, а - как и полагается делать настоящему исследователю - всматриваются в текст Торы непредубежденным взглядом, не упуская ничего, буквально сказанного в ней. И что они обнаруживают? Что в прямой речи Йосефа, передаваемой Торой, в самом деле постоянно звучит Имя Всевышнего:
39:9 | КАК ЖЕ Я СОДЕЛАЮ ЭТО СТРАШНОЕ | |
ЗЛО И СОГРЕШУ ПРОТИВ БОГА?! | ||
40:8 | ВЕДЬ ОТ БОГА | |
ИСТОЛКОВАНИЕ СНОВ! |
41:16 | НЕ Я - БОГ ОТВЕТИТ | |
ВО БЛАГО ФАРАОНУ. | : |
39:6 | И ОСТАВИЛ ОН ВСЕ, ЧТО У НЕГО, | |
В РУКАХ ЙОСЕФА, И НЕ ЗНАЛ | ||
ПРИ НЕМ НИЧЕГО, КРОМЕ | ||
ХЛЕБА, КОТОРЫЙ ЕЛ. |
39:6 | И СТАЛ ЙОСЕФ | |
КРАСИВЫМ И СТАТНЫМ. | : |
И из-за красоты Йосефа хозяйка его возжелала его.Если так, то своим замечанием Тора лишь указывает на причину, вызвавшую все последующие события. Однако неужели лишь к этому сводится весь смысл упоминания о внешности Йосефа? Наши мудрецы отвечают: нет! Снова повторим недавно заданный вопрос: какова реакция Йосефа на его стремительное возвышение - Йосефа, проданного в рабство и все еще пребывающего в рабстве, ступающего по нечистой почве страны, жители которой погрязли в самом примитивном идолопоклонстве и в самом разнузданном разврате?
Поскольку Йосеф увидел, какой властью обладает, он принялся есть, пить и завивать свои волосы. Сказал тогда Всевышний: "Отец твой находится в трауре, а ты завиваешь себе волосы?! Я натравлю на тебя медведя!" И сразу же - "подняла жена его господина глаза свои на Йосефа".Йосефа прельстила "сладкая жизнь" в том Египте - стране высочайшей культуры, прекрасной, богатейшей и самой развращенной стране тогдашнего мира. Его прельстила "симпатия", которую проявлял к нему его господин, те "милости", которые он ему оказал. Блеск его иллюзорной власти ослепил его глаза, и он забыл о том, что все еще - раб, что в этой стране он - чужак, пришелец. Он забыл о диаметральной противоположности между свободным человеком и рабом, между сыном Яакова, исполнителем миссии Авраhама, и начал сближаться с теми о которых на веки вечные написано в Торе: "Дела, подобные делам страны египетской, в которой вы жили, не совершайте, и дел, подобных делам страны Кнаан, в которую Я веду вас, не творите и установлениям их не следуйте" (Ваикра 18:3).
39:11 | И БЫЛО В ОДИН ИЗ ДНЕЙ: | |
ПРИШЕЛ ОН В ДОМ, ЧТОБЫ | ||
СДЕЛАТЬ СВОЕ ДЕЛО. | : |
Рав и Шмуэль - один сказал: "Чтобы сделать свою работу", другой сказал: "Чтобы удовлетворить свои потребности с нею".Если так - это означает, что Йосеф очутился на краю пропасти. Горе тому, кто нищ, бос, сокрушен духом, живет на чужбине и отдан в руки жестокосердных хозяев. Но во много раз хуже тому, кто "обретает приязнь" в глазах своих хозяев и они, чужие ему, оказывают милости и поднимают его все выше и выше - ради своих собственных интересов. Однако с Йосефом произошло чудо: именно в момент наибольшей опасности, когда он мог потерять все свое духовное величие и великолепие, свое наследие как потомка Авраhама и свое будущее как сына Яакова - короче говоря, когда ему грозила полная ассимиляция в Египте, - именно тогда он упал с достигнутой им вершины физического величия, потерял все, что успел приобрести за время своего рабства, и... спасся. Благодаря чему? Сказано в книге "Теhилим" (146:5): "Счастлив тот, кому Бог Яакова помогает!" Мудрецы наши говорят, что в тот решающий миг привиделось Йосефу лицо его отца Яакова, и сын - любимый сын, которому отец передал все знания и предания, что сам получил от своих учителей, - этот сын спасся. Тот, кто происходит из дома Яакова, даже когда он находится далеко на чужбине, во мраке изгнания, видит перед своими глазами лик Яакова - и оказывается спасенным.