Книга Бытие / Недельный раздел Ваишлах |
Он избрал для себя три формы поведения: послать Эйсаву подарки, молиться Всевышнему и воевать с Эйсавом. Откуда это видно? Сказано в Торе: "И отправился подарок впереди него" (32:22) - это дары, "Бог отца моего, Авраhама..." (32:10) - это молитва, "А другой стан спасется" (32:9) - это война.С давних пор удивляются комментаторы этому сочетанию - с одной стороны, использование человеком своего ума, своей силы и своего достояния, и с другой - абсолютное упование на Всевышнего. Так пишет раби Ицхак Арама в своем труде "Акедат Ицхак":
"Вот взор Господа - на тех, кто боится Его, на тех, кто надеется на Его доброту, чтобы спасти их от смерти" (Теhилим 33:1819). Однако таким людям помогут также их усилия и старания, потому что отсутствие их в тот момент, когда в них есть нужда, - настоящий грех. Об этом говорят наши мудрецы, обсуждая сказанное в Торе (Дварим 2:7): "Потому что Господь, твой Бог, благословил тебя во всех делах твоих рук". Может быть, человек может теперь сидеть сложа руки? - Нет, потому что сказано: "Во всех делах твоих рук". Если человек работает - получает благословение, если нет - то нет. А что означает сказанное дальше (там же): "...знал, как ты идешь"? - Всевышний знает, как тяжело достается человеку пропитание.
Однако истинный способ поведения - это твердо придерживаться обеих форм поведения: с одной стороны, всегда заботиться о совершенствовании своих поступков перед Всевышним, с другой стороны - не прекращать предпринимать любые усилия, как будто будучи полностью уверенным в своих заслугах или испытывая стыд. Однако человек должен делать все, что возможно, надеясь на получение того, к чему стремится его душа, только в результате милости Всевышнего, Всемогущего и Вездесущего. Как сказал мудрец (Мишлей 16:9): "Сердце мудреца исчислит путь его, и Господь направит его шаги". И каждый человек обязан считать, что его усилия принесут ему пользу [и не должен полагаться на свои заслуги]. И кто подобен Всевышнему, сказавшему Шмуэлю: "Телицу возьми с собою и скажи: 'Чтоб совершить жертвоприношение Господу я пришел'" (Шмуэль I,16:2).В этом примере человек в своем стремлении избежать беды доходит даже до нарушения предписания Торы "от слова лжи удаляйся" (Шмот 23:7). На первый взгляд, это из ряда вон выходящий образец того, что человек может сделать, полагаясь на свои естественные возможности. Поэтому, кажется, автору "Акедат Ицхак" после этого уже незачем было приводить еще какие-то другие примеры, более скромные по сравнению с этим. Однако, если посмотреть с другой стороны, то пример Шмуэля невозможно распространить на другие случаи: ведь он действовал не по собственному разумению, а подчиняясь приказу свыше. Поэтому есть место для возражения: этот пример - не доказателен, из него вовсе не следует, что человек обязан действовать самостоятельно (и до какой степени) тогда, когда не имеет прямого указания Всевышнего. Поэтому автор "Акедат Ицхак" продолжает:
И кто у нас более велик и более любим из всех наших отцов, как царь Давид! Но и он, получив заверение Всевышнего через уста пророка, надежного и в глазах Всевышнего, и в глазах всего Израиля, все же не прекратил своих усилий и изо всех своих сил отстаивал свою жизнь от врагов и от Шауля, не полагаясь на исполнение полученных им обещаний. Потому что он знал: помощь Всевышнего приходит только к тому, кто сделает все, что ему положено сделать данными ему человеческими силами, и использует все, на что способен его ум. В том числе - и притвориться сумасшедшим, сумасбродствовать, пускать слюни по бороде, хотя это и отвратительно, и вызывает презрение как у окружающих, так и сопротивление его собственной души. Однако раз есть возможность предпринять подобные действия в качестве одного из способов спасения, то - хотя это неприлично - если их не предпринять, человек не сделает всего, что в его силах, и сам будет причиной того, что от него отвернется Божественное Провидение. Как сам Давид говорит в той главе из "Теhилим", которая рассказывает о его спасении от царя филистимлян (34:5): "Просил я Господа, и Он ответил мне, и спас меня от всего, что мне угрожало". А именно, притворившись сумасшедшим и сделав все, что было в его силах, Давид обратился к Всевышнему и просил его о спасении, и тогда Бог ответил ему и спас его от всего, что вызывало у него ужас. Однако если бы он не предпринял всего, что ему было положено совершить, он не был бы достоин помощи свыше. И Давид сам говорит в той молитве, которую он произносил в пещере (Теhилим 142:56): "Взгляни одесную и увидь, что нет никого, кто узнал бы меня, исчезло убежище для меня, никому нет дела до моей жизни; тогда возопил я к Тебе, Господь, сказал я: Ты - укрытье мое...". Иными словами, он уже исчерпал все свои естественные способности, чтобы помочь самому себе; и также не удалось ему спрятаться ни у одного друга, так все притворились незнающими его, не нашел он убежища для спасения своей жизни, и не смог упросить своих врагов примириться с ним, так как никому не было дела до него; и после всего этого что оставалось ему? Только молитва. Поэтому дальше сказано (142:7,8): "Прислушайся к мольбе моей...выведи из заточения душу мою!".
А теперь, читатель, открой глаза свои и смотри: какой высоты достигло поведение Давида, и какой ответ дал на это Всевышний. Когда Давид должен был выйти вместе с царем филистимлян Ахишем на войну с Шаулем и всем Израилем (Шмуэль I, гл.28), он попал в такую беду, в которой, по моему мнению, он не бывал в течение всей своей жизни, - потому что человеческий разум был бессилен найти выход из такого положения. Ахиш призвал его идти на войну с Шаулем, его царем и тестем, и всем народом Всевышнего, сопровождавшим Шауля. Горе Давиду, если он согласится на это, и горе Давиду, если он не согласится на это! Ведь Ахиш принял Давида в своей стране, когда он спасался бегством от Шауля, и проявил к нему истинную доброту - как же Давид повернет свое оружие против Ахиша, совершив такое предательство! С другой стороны, невозможно сказать, что у Давида хоть раз возникла мысль действительно выйти на войну с народом Всевышнего, его Бога!
И вот Давид принял на себя долг идти с Ахишем, полагаясь на Бога - что Тот направит его путь к совершению того, что будет правильным и честным. И Всевышний сделал именно так, потому что "взор Господа обращен на праведников" (Теhилим 34:16): Он внушил в сердца слуг Ахиша мысль, будто Давид замышляет предательство, и побудил их сказать (Шмуэль I, 29:4): "Чем он обеспечит себе благосклонность своего господина, как не головами тех людей!", из-за чего царь приказал Давиду вернуться, а тот стал его упрашивать изменить свое решение, но безуспешно. Так Всевышний выручил Давида из того безвыходного положения.
И вот что означает совершенный образ поведения: когда человек достигает предела того, что он в состоянии совершить собственными силами, он должен полностью положиться на милость Всевышнего, и Тот поможет ему наподобие того, как это сделал для Давида - избавив его от необходимости совершить или грех, или предательство.
Теперь единственное, чего вам не хватает, это моей молитвы и вот я молюсь за вас.
32:11 | СЛИШКОМ МАЛ Я, ЧТОБЫ ТЫ ПРОЯВЛЯЛ | |
КО МНЕ МИЛОСТЬ, ЧТОБЫ ТЫ ПОСТУПИЛ | ||
СО МНОЮ ПО ПРАВДЕ, - НЕДОСТОИН | ||
Я ВСЕГО, ЧТО ТЫ СОТВОРИЛ ДЛЯ СЛУГИ ТВОЕГО: | ||
ВЕДЬ С ОДНИМ ТОЛЬКО ПОСОХОМ Я | ||
ПЕРЕШЕЛ ЭТУ РЕКУ, ЯРДЕН, | ||
А ТЕПЕРЬ ЕСТЬ У МЕНЯ ДВА СТАНА! |
32:14 | И ВЗЯЛ ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО | |
У НЕГО ПОД РУКОЙ, В ПОДАРОК | ||
ЭЙСАВУ, БРАТУ СВОЕМУ: | : | |
32:15 | ДВЕСТИ КОЗ И ДВАДЦАТЬ | |
КОЗЛОВ, ДВЕСТИ ОВЕЦ И | ||
ДВАДЦАТЬ БАРАНОВ, | : | |
32:16 | ТРИДЦАТЬ ВЕРБЛЮДИЦ, | |
КОРМЯЩИХ СВОИХ ВЕРБЛЮЖАТ, | ||
СОРОК КОРОВ И ДЕСЯТЬ БЫКОВ, | ||
ДВАДЦАТЬ ОСЛИЦ И ДЕСЯТЬ ОСЛОВ. | : |
"Благословение" - мои подарки в честь встречи с тобой.А если спросите: почему Яаков назвал здесь свои подарки именно "благословением" (хотя непосредственно перед эти сказал: "дар мой")? Можно ответить: Яаков хотел тем самым сказать, это благословение - овцы, козы, коровы, быки, верблюды и ослы - он не отберет у Эйсава, но, наоборот, возвращает ему. Не этого благословения он хотел. Но увидел он это, но осознал он это только во время молитвы Всевышнему.