=ГЛАВНАЯ =ТРАДИЦИИ =ИСТОРИЯ =ХОЛОКОСТ =ИЗРАНЕТ =НОВОСТИ=

Добро пожаловать в научно-просветительский центр МАХАНАИМ

Н.Лейбович "Новые исследования книги Бытие в свете классических комментариев"
Книга Бытие / Недельный раздел Ваишлах

Жду Ваших писем!

К оглавлению книги

"И боролся некто с ним"  (Бытие гл. 32)

32:25-26И БОРОЛСЯ НЕКТО С НИМ ДО    
ВОСХОДА ЗАРИ. НО УВИДЕЛ ТОТ,   : 
ЧТО НЕ ОДОЛЕВАЕТ ЕГО,     
И ТРОНУЛ СУСТАВ БЕДРА ЕГО  
И ВЫВИХНУЛСЯ БЕДРЕННЫЙ СУСТАВ   
ЯАКОВА, КОГДА ОН БОРОЛСЯ С НИМ.  :  
32:27И СКАЗАЛ ТОТ: ОТПУСТИ МЕНЯ,   
ИБО ВЗОШЛА ЗАРЯ, НО ОН СКАЗАЛ:     
НЕ ОТПУЩУ ТЕБЯ, ПОКА    
НЕ БЛАГОСЛОВИШЬ МЕНЯ. ::
32:28И СКАЗАЛ ЕМУ ТОТ: КАК   
ИМЯ ТВОЕ? И СКАЗАЛ ОН: ЯАКОВ.  : 
32:29И СКАЗАЛ ТОТ: НЕ ЯАКОВ ДОЛЖНО   
БЫТЬ ВПРЕДЬ ИМЯ ТВОЕ, НО ИСРАЭЛЬ,   
ИБО ТЫ БОРОЛСЯ С АНГЕЛОМ   
И С ЛЮДЬМИ И ПРЕВОЗМОГ. :  
32:30И СПРОСИЛ ЯАКОВ, СКАЗАВ:   
СКАЖИ ЖЕ МНЕ ИМЯ ТВОЕ. И СКАЗАЛ  
     ТОТ: ЗАЧЕМ СПРАШИВАЕШЬ О МОЕМ    
ИМЕНИ? И БЛАГОСЛОВИЛ ОН ЕГО ТАМ    

     Мы находимся перед одной из самых сложных глав Торы. Вся она окутана тайной. Ясно одно: эту сложность невозможно раскрыть путем насильственной рационализации текста, повествующего об отнюдь не рациональных вещах. Есть, например, нееврейский комментатор, по мнению которого борьба Яакова с ангелом происходила во сне, а хромота Яакова - не что иное, как следствие приступа ревматизма, который поразил нашего праотца, потому что он спал всю ночь на влажном берегу реки. Такую попытку судить о сверхъестественных явлениях в терминах медицины и климатологии, конечно, невозможно считать серьезной: ведь первое требование к комментарию - постараться понять текст, исходя из духа самого текста. Мы не будем сейчас подробно обсуждать вопрос, ставший предметом полемики между Рамбамом и Рамбаном: то ли эта борьба происходила во внешнем мире и была воспринята Яаковом наяву, то ли она от начала до конца была пророческим переживанием, совершавшимся в душе самого Яакова, во время ночного сна. Был ли этот "некто" послан Яакову в ночном видении, во сне, как "навеянный свыше образ", или же он был послан ему наяву и "воспринят чувствами" - так или иначе перед нами стоит самый главный вопрос: что означает эта борьба, что она должна возвестить нам, чему научить? Кто был этот "некто"? По мнению комментаторов, это не был обычный смертный человек, скажем, вооруженный разбойник, напавший на мирного путника. Иначе откуда были бы ему ведомы божественные тайны, о которых Всевышний поведает Яакову лишь намного позже, уже после истории с Диной:

35:9И ЯВИЛСЯ ГОСПОДЬ ЯАКОВУ    
ЕЩЕ РАЗ ПО ВОЗВРАЩЕНИИ ЕГО ИЗ    
ПАДАН-АРАМА И БЛАГОСЛОВИЛ ЕГО.  :  
35:10И СКАЗАЛ ЕМУ ГОСПОДЬ: ИМЯ    
ТВОЕ - ЯАКОВ; НЕ НАЗЫВАТЬСЯ ТЕБЕ    
ВПРЕДЬ ИМЕНЕМ ЯАКОВ, НО    
ИСРАЭЛЬ БУДЕТ ИМЯ ТВОЕ.   
И НАРЕК ОН ИМЯ ЕМУ ИСРАЭЛЬ.  :   

     И еще: после встречи с этим "неким" Яаков говорит:

32:31 АНГЕЛА ВИДЕЛ Я  
ЛИЦОМ К ЛИЦУ.   

     Итак, тот, кто боролся с Яаковом до утренней зари не был обычным человеком.
     Мне не кажется правильным мнение Рашбама, который утверждает, что Яаков хотел бежать от Эсава, но Всевышний послал ангела.
     Чтобы тот не смог бежать и увидел исполнение божественного обещания, что Эсав не причинит ему вреда. "Увидел тот, что не одолевает его" - ангел, и хотел Яаков отойти и бежать против его воли. "И тронул сустав бедра его" - почему Яаков получил увечье и стал хромать? Потому что Всевышний дал ему обещание, но тот все равно [пытался] бежать. И мы видим, что так было со всеми, кто пускался в путь вопреки воле Всевышнего: не могут они идти и наказываются - Моше, Йона, Билам.

     
Вся позиция Рашбама, который, как обычно, старается воздержаться от аллегорического толкования, ища самый простой смысл текста, представляется неприемлемой по той самой причине, о которой мы говорили выше: разве можно предположить, что "не одолевает его" означает, что ангел не смог заставить Яакова послушаться Всевышнего и поверить Ему? "И превозмог", - говорит ангел о Яакове. Может ли быть, что эти слова, сказанные в прославление силы Яакова и его победы, означают, что в нем самом возобладало желание бежать от Всевышнего, что победила его слабость, что его природный, естественный страх превозмог в нем его верность и веру во Всевышнего? Нет, не за такое "и превозмог" удостоился Яаков почетного имени "Исраэль".
     Более приемлемой представляется точка зрения мидраша Берешит Раба:
     Раби Хама Ханина сказал: то был ангел Эсава, ведь сказал ему [Яаков]:

33:10ВИДЕЛ Я ЛИЦО ТВОЕ, КАК  
ВИДЯТ ЛИЦО [АНГЕЛА] БОЖЬЕГО,    
И ТЫ БЛАГОВОЛИЛ КО МНЕ.  
     Эту идею принял Раши:
     Наши благословенной памяти мудрецы разъяснили, что это был ангел-покровитель Эсава.
     Но этот комментарий сам нуждается в истолковании: что такое "ангел Эсава"? И что вообще означает словосочетание, которое часто употребляют мудрецы: "ангел народа"?
     Когда мы говорили о сне Яакова, мы упоминали мидраш, по которому ангелы, поднимавшиеся и спускавшиеся по лестнице, которую видел Яаков, - это ангелы народов мира; и Всевышний ведает их подъемом и падением. Кто же такой этот "представитель" или "посол" народа в высших мирах? Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуемся комментарием раби Нахмана Крохмаля, переводящий образный язык мидраша на язык абстрактных понятий.
     Сущность нации заключается ни в чем ином, как в ее духовности. Нация только тогда может угаснуть и исчезнуть, когда исчезает дух, содержащийся в ней и поддерживающий ее. То, что мы называем духом нации, то в Торе и у пророков, на языке, который еще не делает различая между абстрактными категориями и конкретными красочными образами, называется "божество народа", а у провидца Даниэля и у мудрецов Талмуда - "ангел народа". Иначе говоря, тип духовности, преобладающий в данном народе, они рассматривали как самостоятельно существующий объект, со своим собственным именем и со своими признаками. И как царь народа внешним и наглядным образом связывает и объединяет этот народ, так и "божественность", заключенная в народе, связывает и объединяет его изнутри; и так ты поймешь сказанное в Писании: "И над всеми божествами Египта творить буду суд" (Шмот, 12:12); "Сказал Господь воинств Израиля: вот, накажу я Амона из Но, и фараона, и Египет, и богов его, и царей его"(Ирмеяhу 46:25); "И пойдет Кемош в изгнании вместе со священниками и сановниками своими" (Ирмеяhу 48:7). Глубокая мысль содержится в изречении наших мудрецов: "Не отворачивается Всевышний от народа, покуда не отвернется от его божества".
     Итак, если это толкование верно, и Яаков действительно боролся с "ангелом Эсава", то становится понятно, почему эта борьба происходила именно в этом месте и в это время: еще до того, состоялась реальная встреча Яакова-человека с человеком Эсавом, дух Яакова боролся с чем-то или с кем-то, представлявшим Эсава, то есть с духом его народа. И только после того, как ангел Эсава признал Яакова благословенным "и благословил он его там", - только после этого наш праотец Яаков, раненый и хромающий, может выйти навстречу Эсаву и примириться с ним.
     Но если это был "ангел Эсава", то как надо понимать значение этой борьбы, победу Яакова и то, что противник поразил его в бедренный сустав?
     Наши мудрецы видели в борьбе Яакова с Эсавом в ту ночь как бы символ грядущих событий, знак борьбы и противостояния сынов Яакова и народов мира в эпоху изгнания, которая уподоблена ночи. Мудрецы сказали об этом: "Деяния отцов - знак для потомков". Глубокое толкование этой главы в духе идеи "деяния отцов - знак для потомков" дал Рамбан. В этом же направлении идут многие иные комментарии. Приведем здесь толкование из мидраша Леках тов.
     "И боролся некто с ним до восхода зари" - пока не взойдет заря для Израиля. Избавление Израиля - как заря, ведь изгнание подобно ночи. Народы мира и царство Эдома борются с Израилем, чтобы увести его с пути Всевышнего, как сказано: "Вернись, вернись, Шуламит, вернись, вернись, дай взглянуть на тебя" (Шир hаширим,7:1)
     "Но увидел тот, что не одолевает его" - не может увести Израиль от единства Всевышнего.
     "И тронул сустав бедра его" - это брит-мила; так решило это злодейское царство, чтобы не обрезали своих сыновей.
     "И вывихнулся бедренный сустав Яакова, когда он боролся с ним" - это те, кто запятнал себя изменой вере в эпоху гонений
     Еще более ярко и страшно говорит о борьбе Яакова с Эсавом Рамбан, находившийся, как видно, под сильным впечатлением событий современности и недавнего прошлого:
     "Увидел тот, что не одолевает его". И главное здесь, что все происходящее - знак, [раскрывающийся] в поколениях: будет поколение потомков Яакова, над которыми возобладает Эсав и который будет близок к тому, чтобы истребить их до конца. И это было одно поколение в эпоху мудрецов Мишны, поколение раби Иеhуды бен Бава и его соратников, как говорили:
     - Сказал раби Хия бар Аба: Если скажут мне: "Отдай свою жизнь ради освящения Имени Всевышнего" - я отдам, только чтоб убили сразу; но в поколении гонений не могу вытерпеть".
     Ведь что делали в том поколении гонений? Приносили железные шары, раскаляли их добела, и клали им подмышки, и вынимали из них душу.
     И были другие поколения, с которыми делали так же, и еще хуже того. И все это перенесли мы, и все это прошло, как сказано: "И пришел Яаков благополучно".
     Оба комментатора - автор Леках Тов и Рамбан - подчеркивают, что Яаков вышел из испытания "благополучно", то есть что он существует до сего времени, что он не побежден; но какова цена борьбы - это комментаторы видят по-разному.
     Разница в том, что автор Леках Тов видит в поврежденном бедренном суставе символ тех многих и многих, кто растворился среди народов мира и потерян для нас, тех, кто не смог выстоять в испытании. А Рамбан, наоборот, видит в этом намек на святых праведников и героев, которые отдали жизнь за освящение Имени Всевышнего. Наш народ потерял самых дорогих своих сынов, и все же - "все это перенесли мы, и все это прошло, как сказано: "И пришел Яаков благополучно".
     Дело не только в том, что Писание обещает нам, что мы "придем благополучно", что соперник не сможет одолеть нас - но в том, чтобы соперник благословил Яакова. Восход зари, о котором говорится в этой главе, - это не только физическое выживание, не только победа над всеми врагами и недоброжелателями, но и благословение, которым благословили всех нас.
     Ведь и первый наш праотец удостоился откровения как раз тогда, когда как бы отделился от всего мира, ушел из своей страны, расстался со своей родней и отцовским домом. Откровение требует разлуки и одиночества, оно как бы противопоставляет Авраhама - одногоединственного - всему человечеству. И именно это откровение заканчивается словами:

12:3И БЛАГОСЛОВЛЯТЬСЯ БУДУТ  
ТОБОЙ ВСЕ ПЛЕМЕНА ЗЕМЛИ.  :  

     Раши толкует этот стих так:
     Человек говорит своему сыну: "Будь как Авраhам!".
     
Продолжение