Книга Бытие / Недельный раздел Ваишлах |
32:25-26 | И БОРОЛСЯ НЕКТО С НИМ ДО | |
ВОСХОДА ЗАРИ. НО УВИДЕЛ ТОТ, | : | |
ЧТО НЕ ОДОЛЕВАЕТ ЕГО, | ||
И ТРОНУЛ СУСТАВ БЕДРА ЕГО | ||
И ВЫВИХНУЛСЯ БЕДРЕННЫЙ СУСТАВ | ||
ЯАКОВА, КОГДА ОН БОРОЛСЯ С НИМ. | : | |
32:27 | И СКАЗАЛ ТОТ: ОТПУСТИ МЕНЯ, | |
ИБО ВЗОШЛА ЗАРЯ, НО ОН СКАЗАЛ: | ||
НЕ ОТПУЩУ ТЕБЯ, ПОКА | ||
НЕ БЛАГОСЛОВИШЬ МЕНЯ. | :: | |
32:28 | И СКАЗАЛ ЕМУ ТОТ: КАК | |
ИМЯ ТВОЕ? И СКАЗАЛ ОН: ЯАКОВ. | : | |
32:29 | И СКАЗАЛ ТОТ: НЕ ЯАКОВ ДОЛЖНО | |
БЫТЬ ВПРЕДЬ ИМЯ ТВОЕ, НО ИСРАЭЛЬ, | ||
ИБО ТЫ БОРОЛСЯ С АНГЕЛОМ | ||
И С ЛЮДЬМИ И ПРЕВОЗМОГ. | : | |
32:30 | И СПРОСИЛ ЯАКОВ, СКАЗАВ: | |
СКАЖИ ЖЕ МНЕ ИМЯ ТВОЕ. И СКАЗАЛ | ||
ТОТ: ЗАЧЕМ СПРАШИВАЕШЬ О МОЕМ | ||
ИМЕНИ? И БЛАГОСЛОВИЛ ОН ЕГО ТАМ |
35:9 | И ЯВИЛСЯ ГОСПОДЬ ЯАКОВУ | |
ЕЩЕ РАЗ ПО ВОЗВРАЩЕНИИ ЕГО ИЗ | ||
ПАДАН-АРАМА И БЛАГОСЛОВИЛ ЕГО. | : | |
35:10 | И СКАЗАЛ ЕМУ ГОСПОДЬ: ИМЯ | |
ТВОЕ - ЯАКОВ; НЕ НАЗЫВАТЬСЯ ТЕБЕ | ||
ВПРЕДЬ ИМЕНЕМ ЯАКОВ, НО | ||
ИСРАЭЛЬ БУДЕТ ИМЯ ТВОЕ. | ||
И НАРЕК ОН ИМЯ ЕМУ ИСРАЭЛЬ. | : |
32:31 | АНГЕЛА ВИДЕЛ Я | |
ЛИЦОМ К ЛИЦУ. |
Чтобы тот не смог бежать и увидел исполнение божественного обещания, что Эсав не причинит ему вреда. "Увидел тот, что не одолевает его" - ангел, и хотел Яаков отойти и бежать против его воли. "И тронул сустав бедра его" - почему Яаков получил увечье и стал хромать? Потому что Всевышний дал ему обещание, но тот все равно [пытался] бежать. И мы видим, что так было со всеми, кто пускался в путь вопреки воле Всевышнего: не могут они идти и наказываются - Моше, Йона, Билам.
Раби Хама Ханина сказал: то был ангел Эсава, ведь сказал ему [Яаков]:Эту идею принял Раши:
33:10 ВИДЕЛ Я ЛИЦО ТВОЕ, КАК ВИДЯТ ЛИЦО [АНГЕЛА] БОЖЬЕГО, И ТЫ БЛАГОВОЛИЛ КО МНЕ.
Наши благословенной памяти мудрецы разъяснили, что это был ангел-покровитель Эсава.Но этот комментарий сам нуждается в истолковании: что такое "ангел Эсава"? И что вообще означает словосочетание, которое часто употребляют мудрецы: "ангел народа"?
Сущность нации заключается ни в чем ином, как в ее духовности. Нация только тогда может угаснуть и исчезнуть, когда исчезает дух, содержащийся в ней и поддерживающий ее. То, что мы называем духом нации, то в Торе и у пророков, на языке, который еще не делает различая между абстрактными категориями и конкретными красочными образами, называется "божество народа", а у провидца Даниэля и у мудрецов Талмуда - "ангел народа". Иначе говоря, тип духовности, преобладающий в данном народе, они рассматривали как самостоятельно существующий объект, со своим собственным именем и со своими признаками. И как царь народа внешним и наглядным образом связывает и объединяет этот народ, так и "божественность", заключенная в народе, связывает и объединяет его изнутри; и так ты поймешь сказанное в Писании: "И над всеми божествами Египта творить буду суд" (Шмот, 12:12); "Сказал Господь воинств Израиля: вот, накажу я Амона из Но, и фараона, и Египет, и богов его, и царей его"(Ирмеяhу 46:25); "И пойдет Кемош в изгнании вместе со священниками и сановниками своими" (Ирмеяhу 48:7). Глубокая мысль содержится в изречении наших мудрецов: "Не отворачивается Всевышний от народа, покуда не отвернется от его божества".Итак, если это толкование верно, и Яаков действительно боролся с "ангелом Эсава", то становится понятно, почему эта борьба происходила именно в этом месте и в это время: еще до того, состоялась реальная встреча Яакова-человека с человеком Эсавом, дух Яакова боролся с чем-то или с кем-то, представлявшим Эсава, то есть с духом его народа. И только после того, как ангел Эсава признал Яакова благословенным "и благословил он его там", - только после этого наш праотец Яаков, раненый и хромающий, может выйти навстречу Эсаву и примириться с ним.
"И боролся некто с ним до восхода зари" - пока не взойдет заря для Израиля. Избавление Израиля - как заря, ведь изгнание подобно ночи. Народы мира и царство Эдома борются с Израилем, чтобы увести его с пути Всевышнего, как сказано: "Вернись, вернись, Шуламит, вернись, вернись, дай взглянуть на тебя" (Шир hаширим,7:1)Еще более ярко и страшно говорит о борьбе Яакова с Эсавом Рамбан, находившийся, как видно, под сильным впечатлением событий современности и недавнего прошлого:
"Но увидел тот, что не одолевает его" - не может увести Израиль от единства Всевышнего.
"И тронул сустав бедра его" - это брит-мила; так решило это злодейское царство, чтобы не обрезали своих сыновей.
"И вывихнулся бедренный сустав Яакова, когда он боролся с ним" - это те, кто запятнал себя изменой вере в эпоху гонений
"Увидел тот, что не одолевает его". И главное здесь, что все происходящее - знак, [раскрывающийся] в поколениях: будет поколение потомков Яакова, над которыми возобладает Эсав и который будет близок к тому, чтобы истребить их до конца. И это было одно поколение в эпоху мудрецов Мишны, поколение раби Иеhуды бен Бава и его соратников, как говорили:Оба комментатора - автор Леках Тов и Рамбан - подчеркивают, что Яаков вышел из испытания "благополучно", то есть что он существует до сего времени, что он не побежден; но какова цена борьбы - это комментаторы видят по-разному.
- Сказал раби Хия бар Аба: Если скажут мне: "Отдай свою жизнь ради освящения Имени Всевышнего" - я отдам, только чтоб убили сразу; но в поколении гонений не могу вытерпеть".
Ведь что делали в том поколении гонений? Приносили железные шары, раскаляли их добела, и клали им подмышки, и вынимали из них душу.
И были другие поколения, с которыми делали так же, и еще хуже того. И все это перенесли мы, и все это прошло, как сказано: "И пришел Яаков благополучно".
12:3 | И БЛАГОСЛОВЛЯТЬСЯ БУДУТ | |
ТОБОЙ ВСЕ ПЛЕМЕНА ЗЕМЛИ. | : |
Человек говорит своему сыну: "Будь как Авраhам!".