=ГЛАВНАЯ =ТРАДИЦИИ =ИСТОРИЯ =ХОЛОКОСТ =ИЗРАНЕТ =НОВОСТИ=

Добро пожаловать в научно-просветительский центр МАХАНАИМ

Н.Лейбович "Новые исследования книги Бытие в свете классических комментариев"
Книга Бытие / Недельный раздел Хаей Сара

Жду Ваших писем!

К оглавлению книги

"Пусть он отдаст мне пещеру Махпела"  (Бытие гл. 23)


23:8И ПОХОДАТАЙСТВУЙТЕ ЗА МЕНЯ   
ПЕРЕД ЭФРОНОМ, СЫНОМ ЦОХАРА:
23:9ПУСТЬ ОН ОТДАСТ МНЕ ПЕЩЕРУ   
МАХПЕЛА, КОТОРАЯ ПРИНАДЛЕЖИТ ЕМУ   
И НАХОДИТСЯ НА КРАЮ ЕГО ВЛАДЕНИЯ;    
ЗА ПОЛНОВЕСНЫЕ ДЕНЬГИ ОТДАСТ ОН ЕЕ    
МНЕ ПРИ ВАС  
ДЛЯ РОДОВОЙ ГРОБНИЦЫ. :

     О долгой и утомительной торговле рассказывает эта глава. О просьбах, об уговорах противоположной стороны, о формальностях при совершении купли-продажи. Историки извлекают из этой главы немало сведений о культуре Древнего Востока, однако неужели только для этого Тора так подробно рассказывает об этой сделке? Ведь, наоборот, обычно она так лаконична во всем, что касается описания обстановки, пейзажа, любых деталей, даже о внешности человека она упоминает только тогда, когда это совершенно необходимо. Почему же в этом случае Тора изменяет своему обычаю?
     Этот вопрос уже давно задают комментаторы Торы, и множество ответов дано на него.
     Некоторые, следуя за нашими мудрецами, говорят, что глава эта имеет особую важность для поддержания нашей связи со Страной Израиля, так как покупка Авраhамом пещеры Махпела символизирует начало овладения нашей землей. Так говорят авторы мидраша:
     Берешит Раба 79:7:
     Сказал раби Юдан, сын раби Симона: 'Это - одно из трех мест, о которых народы мира не могут сказать Израилю: они - чужое достояние, которое вы присвоили. Вот эти три места: пещера Махпела, Храмовая гора и гробница Йосефа [в Шхеме]. О пещере Махпела написано в Торе (Брейшит 23:16): "И понял Авраhам Эфрона, и отвесил Авраhам Эфрону серебро", о Храмовой горе - (Диврей hаямим I,21:25): "И отдал Давид Арнону тут же, на месте, золотые шекели весом шестьсот", а о месте гробнице Йосефа - (Брейшит 33:19): "И купил он [Яаков] участок земли, на котором раскинул шатры свои, у сыновей Хамора, главы Шхема, за сто монет".

     
Также и раби Авраhам ИбнЭзра считает, что цель нашей главы - прославить Страну Израиля:
     Все это написано для того, чтобы указать на преимущество Страны Израиля перед всеми остальными странами - как для живых, так и для мертвых.

     
Однако именно Рамбан, доказавший свою любовь к Стране Израиля тем, что приехал, чтобы целовать ее прах, возражает против этой точки зрения:
     Я не знаю, что хотел сказать раби Авраhам [ИбнЭзра]... В чем проявляется здесь преимущество Страны Израиля? В том, что Авраhам не повез хоронить Сару в другую страну?!

     
Но в комментарии ИбнЭзры есть и другое объяснение:
     Чтобы исполнились слова Всевышнего, обращенные к Авраhаму: что эта земля станет его владением.

     
Согласно этому лаконичному замечанию, цель нашей главы - показать осуществление обещаний Всевышнего Авраhаму, столько раз уже повторенных в Торе - от начала раздела "Лех леха" (12:7), включая сцену заключения союза Всевышнего с Авраhамом, когда были указаны идеальные границы обетованной земли (15:1821), а также обещание величия и царской власти одновременно с повелением об обрезании (17:6), вплоть до жертвоприношения Ицхака, когда Всевышний передал Авраhаму устами ангела:

22:17И ОВЛАДЕЕТ ПОТОМСТВО ТВОЕ   
ГОРОДАМИ ВРАГОВ СВОИХ.  :  

     Все эти обещания начали воплощаться в действительность еще при жизни Авраhама, и наша глава это подтверждает, показывая нам величие Авраhама в глазах остальных народов и особую миссию, которую они признали за ним.
     Рамбан развивает эту идею ИбнЭзры:
     Эта глава написана в Торе для того, чтобы показать, сколькими милостями Всевышний одарил Авраhама: он стал "Божественным вождем" в стране, в которую пришел жить; его одного весь народ называл "господин мой", а сам он не звал так никого, потому что всех превосходил своим величием и влиянием; и также еще при его жизни Всевышний осуществил Свое обещание: "И возвеличу имя твое, и ты сам станешь благословением" (12:2); а жена его, когда умерла, была похоронена в святой земле, избранной Всевышним. И еще: [эта глава написана для того], чтобы указать место, где похоронены праотцы наши святые.

     
И все-таки, при более подробном рассмотрении этой главы - как Авраhам стоит перед этими "сыновьями Хетта" (и Эфроном в том числе), говорящими много, но не выполняющими даже малой доли своих обещаний, - действительно ли мы увидим картину начала исполнений дивных обещаний Всевышнего? Где же "возвеличение имени", о котором говорит Рамбан? Сколько просьб, сколько поклонов "народу той земли"! И очень точно сказал Хизкуни, верно почувствовавший их избыток:
     "И встал Авраhам, и поклонился народу той земли" (23:7). Ко всем им обращал Авраhам свою просьбу, потому что, даже если бы продал ему Эфрон свою землю, Авраhам не смог бы на ней устроить кладбище без разрешения всех жителей города. Поэтому он был вынужден встать, чтобы поклониться им всем - даже тем, кто находился позади него. Однако для того, чтобы поклониться Эфрону - одному человеку, - Авраhаму не нужно было вставать.

     
Но если так - трудно увидеть в этом осуществление не только обещаний о царской власти, о величии и могуществе, но даже проявление реального влияния на жителей той страны. Поэтому представляется более предпочтительным иное мнение (выражение которого мы слышим во многих высказываниях наших мудрецов): что перед нами отнюдь не осуществление, а напротив, полная противоположность тому, что говорил Всевышний раньше: "И возвеличу имя Твое" (12:2), "Вставай, пройди по этой стране... ибо тебе Я отдам ее" (13:17), "И отдам Я тебе и потомкам твоим после тебя страну, в которой живешь ты, - всю страну Кнаан - во владение вечное" (17:8). Насколько эти обещания противоречат действительности - униженности и покорности избранника Всевышнего, стоящего перед этими кнаанеями, "хозяевами той земли", и просящего у них четыре квадратных локтя земли для могилы!
     В этом разительном противоречии наши мудрецы увидели новое испытание, которому Всевышний подверг Авраhама. Хорошо известно, что чем больше различий между посулами и реальной действительностью, тем больше возникает сомнений, тем горше на душе, тем сильнее побуждение восстать. Даже Гидон, избранный для того, чтобы спасти Израиль, видя, до какой степени не соответствует избранность и предназначение еврейского народа его униженному и угнетенному положению, восклицает - из самой глубины сердца: "А если Господь - с нами, то зачем постигло нас все это?!" (Шофтим 6:13). Но тот момент - момент испытания веры и верности Авраhама Всевышнему, несмотря на все социальные, экономические и политические обстоятельства, по мнению наших мудрецов, имеет особую значимость и содержит в себе важный урок:
     Мидраш hагадоль:
     Смотрите, какую скромность проявил Авраhам, отец наш! Ведь Всевышний обещал навечно отдать эту страну ему и его потомству, а сейчас Авраhам не нашел другого места для могилы кроме того, что купил, заплатив много денег. Однако у него даже не возникло мысли, будто Всевышний поступает несправедливо, или желания пожаловаться. Более того: даже с народом, жившим в той стране, Авраhам разговаривал крайне смиренно: "Пришелецстарожил я у вас..." (23:4). Тогда сказал ему Всевышний: "Ты сам себя принизил - клянусь, что Я возвышу тебя и поставлю господином над ними".

     
Даже Сатан - ангел, предназначенный, как свидетельствует книга Иова, испытывать не только людей вообще, но и величайших праведников, - даже он признает силу Авраhама, благодаря которой тот выдерживает испытание:
     Талмуд Бавли, Бава батра 15б:
     "И был один день, и пришли ангелы предстать пред Господом, и пришел также Сатан среди них. И спросил Господь Сатана: 'Откуда ты?' И ответил тот: 'Я прошелся по земле, погулял по ней'" (Иов 1:67). Сказал Всевышнему Сатан: "Властелин мира! Прошелся Я по всему миру и не нашел никого, настолько же верного Тебе, как Авраhам, служитель твой. Ведь Ты сказал ему (Брейшит 13:17): "Вставай, пройди по этой стране вдоль и поперек - ибо тебе Я отдам ее" - и даже тогда, когда не нашел, где похоронить Сару, он не подумал, что Ты поступаешь с ним несправедливо!"

     
И столь величественным представляется Авраhам в глазах мудрецов наших в тот час испытания, что на этом примере увидели они превосходство праотцев наших даже над Моше-рабейну:
     Шмот Раба 6:4:
     "Я открывался Авраhаму...". Сказал Всевышний Моше: "Как жаль, что больше нет тех, что были прежде! Много раз открывался Я Авраhаму, Ицхаку и Яакову в образе Всемогущего и не сообщил им Моего Имени 'Господь' - как сделал для тебя, но никто из них ни разу не подумал, будто Я поступаю не так, как следует. Сказал Я Авраhаму (Брейшит 13:17): "Вставай, пройди по этой стране вдоль и поперек, ибо тебе Я отдам ее", искал он, где похоронить Сару, и не нашел, пока не купил участок земли за деньги - но не думал, что Я поступаю несправедливо. Сказал Я Ицхаку (Брейшит 26:3): "Поживи в этой стране... ибо тебе и потомству твоему отдал Я все земли эти", искал он, где напиться воды, и не нашел, и даже "спорили пастухи грарские с пастухами Ицхака" (Брейшит 26:20) - но не думал, что Я поступаю несправедливо. Сказал Я Яакову (Брейшит 28:13): "Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам и потомству твоему", искал, где раскинуть свой шатер, и не нашел, пока не купил участок земли за сто монет - но не думал, что Я поступаю несправедливо, и не спрашивал, как Мое имя, как ты спросил. А ты - с самого начала, когда Я начал говорить тебе о твоей миссии, сразу спросил, как Имя Мое, а в конце концов сказал (Шмот 5:23): "Ведь с тех пор, как я пришел к фараону, чтобы говорить от Твоего Имени, стало только хуже этому народу..."

     

Продолжение