Книга Бытие / Недельный раздел Хаей Сара |
24:3 | И ПРИМИ НА СЕБЯ КЛЯТВУ ИМЕНЕМ | |
НЕМ ГОСПОДА - БОГА НЕБЕС И БОГА | ||
ЗЕМЛИ: ЧТО ТЫ НЕ ВОЗЬМЕШЬ СЫНУ | ||
МОЕМУ ЖЕНЫ ИЗ ДОЧЕРЕЙ КНААНЕЕВ, | ||
СРЕДИ КОТОРЫХ Я ЖИВУ. | : | |
24:4 | А ПОЙДЕШЬ В МОЮ СТРАНУ, НА | : |
РОДИНУ МОЮ, И ВОЗЬМЕШЬ ЖЕНУ | ||
СЫНУ МОЕМУ ИЦХАКУ ОТТУДА. | : |
Почему Авраhам приказал не брать жену для Ицхака из дочерей кнаанеев? Если из-за того, что те поклонялись идолам, так и по ту сторону реки Евфрат поклонялись идолам - какой же прок в его распоряжении? Хотя Ицхак приказал Яакову то же самое, что и Авраhам, сделал он это потому, что видел: жены Эйсава, из дочерей кнаанеев, являются причиной постоянных огорчений для него и для Ривки. Однако у Авраhама такого опыта не было. Так почему же он исключил именно дочерей кнаанеев, а не дочерей Бетуэля и Нахора, которые были идолопоклонниками и потому злодеями и грешниками точно так же, как потомки Кнаана? Тем более, что, как объясняют наши мудрецы, слова Авраhама "среди которых я живу" относятся к Анеру, Эшколю и Мамрэ, которые как раз были людьми хорошими и союзниками Авраhама, - почему же он запретил их дочерей?
"Пойдешь в мою страну, на родину мою". Но ведь все они были идолопоклонниками?! Об этом сказано (Йеhошуа 24:2): "По ту сторону реки жили ваши предки - Терах, отец Авраhама и отец Нахора - и служили иным богам". А Авраhам ведь ушел от них?!
Но Авраhам сказал: "Поскольку я привожу людей к вере в единого Бога, сделаю это с моей семьей и с домом отца моего - ведь о них следует позаботиться прежде всего! А кроме этого, они действительно очень близки к тому, чтобы раскаяться в своих грехах.
Поэтому говорят мудрецы: всегда человек должен думать о своих родственниках и стараться делать им добро.
И также сказано (Йешая 58:7): "И от родной плоти своей не отворачивайся".
Авраhам праотец того своего потомства, которое идет по его путям, а также своих последователей, то есть геров - неевреев, перешедших в еврейство. Поэтому гер тоже говорит в молитве: "Бог наш и Бог наших отцов", так как Авраhам - это и его отец тоже.
А ПОЙДЕШЬ В МОЮ СТРАНУ, НА | ||
24:4 | РОДИНУ МОЮ, И ВОЗЬМЕШЬ ЖЕНУ | |
СЫНУ МОЕМУ ИЦХАКУ ОТТУДА. | : |
Если бы Авраhам породнился с кнаанеями, это сделало бы невозможным изгнание сынами Израиля кнаанеев из своей страны ведь они стали бы братьями!
Заповеди Торы и их нарушения делятся на две группы: некоторые из них, касающиеся принципов поведения человека и свойств его характера, оказывают воздействие и на тело, и на душу, другие - касающиеся веры во Всевышнего - только на душу. Кроме того, те нарушения заповедей, которые воздействуют на тело и душу, оказывают влияние также на потомков, сообщая им такие качества как ненависть, мстительность, жестокость, разврат, скупость и т.п. Дело в том, что поскольку они являются нарушениями божественных заповедей, они воздействуют на душу, на тело же они воздействуют постольку, поскольку их факторами являются свойства характера. Но если так, то оказывается, что свойства характера определяют свойства тела, и именно потому сыны Кнаана были столь отталкивающими.
Однако те нарушения заповедей, которые оказывают влияние только на душу, - то есть связанные с верой во Всевышнего, - не распространяются на потомство, как бы ложны и дурны они не были. Поэтому хотя Лаван и Бетуэль были идолопоклонниками, потомки их вовсе не обязательно должны были следовать их пути, и потому-то их дочерей Авраhам предпочел дочерям Кнаана.
"Дела, подобные делам страны египетской". Тора сообщает, что египтяне и кнаанеи - самые испорченные из всех народов.А раби Ш.Р. hирш в своем комментарии к книге "Брейшит" добавляет:
"В которую Я веду вас". Тора сообщает, что те народы, земли которых завоевали сыны Израиля, самые испорченные из всех кнаанейских народов.