=ГЛАВНАЯ =ТРАДИЦИИ =ИСТОРИЯ =ХОЛОКОСТ =ИЗРАНЕТ =НОВОСТИ=

Добро пожаловать в научно-просветительский центр МАХАНАИМ

Н.Лейбович "Новые исследования книги Бытие в свете классических комментариев"
Книга Бытие / Недельный раздел Ноах

Жду Ваших писем!

К оглавлению книги

"И создадим себе имя"  (Бытие гл. 11)


     Благословляя первых людей на земле, Всевышний заповедал им:

1:28 "НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ  
И ОВЛАДЕВАЙТЕ ЕЮ".  :

     Рамбан так комментирует это:
     Всевышний дал им (людям) могущество и власть над землей, чтобы поступали с любыми животными и пресмыкающимися, вплоть до самых мелких, по своему усмотрению, а также строили, выкорчевывали насаждения, добывали из гор медь и тому подобное.

     
Итак, распространение цивилизации на земле - не только право человека, но и прямая обязанность, возложенная на него Всевышним - и заповедь, и благословение. В значительной мере история человечества - это история завоевания земли. О его начале рассказывает Тора, повествуя о потомстве Каина: его сын был "строителем города", среди его более отдаленных потомков - "создатель всяческих орудий из меди и железа". И тут же мы узнаем о первом использовании этих технических достижений:

4:23МУЖА ЛИ УБИЛ Я МОИМ   
РАНЕНИЕМ И ДИТЯ - УДАРОМ МОИМ? :  

     А отсюда - прямая дорога к расшатыванию устоев человеческого общества, к грабежу и насилию, вплоть до того, что:

6:11И ИЗВРАТИЛАСЬ ЗЕМЛЯ   
ПЕРЕД БОГОМ  
И НАПОЛНИЛАСЬ ЗЕМЛЯ ЗЛОДЕЯНИЕМ.  

     И вот приходит конец существованию первоначального человечества:

7:22-23ВСЕ, В КОМ БЫЛО ДЫХАНИЕ   
ЖИЗНИ, ВСЕ, КТО ЖИЛ     
НА СУШЕ, ПОГИБЛИ.
И СТЕР БОГ ВСЕ СУЩЕЕ  
С ЛИЦА ЗЕМЛИ - ОТ ЧЕЛОВЕКА    
ДО ЖИВОТНОГО, ДО ПРЕСМЫКАЮЩЕГОСЯ  
И ДО ПТИЦЫ НЕБЕСНОЙ,  
ВСЕ БЫЛИ СТЕРТЫ С ЗЕМЛИ;   
И ОСТАЛСЯ В ЖИВЫХ   
ТОЛЬКО НОАХ И ТЕ,  
КТО БЫЛ С НИМ В КОВЧЕГЕ.

     А новое человечество, произведенное на свет сыновьями Ноаха, - каким стало оно? Об этом как раз и рассказывает глава, которую мы изучаем.

11:23И БЫЛО: ДВИГАЯСЬ С ВОСТОКА,   
ЛЮДИ НАШЛИ ДОЛИНУ В СТРАНЕ   
ШИНАР И СТАЛИ ЖИТЬ ТАМ. :  
И СКАЗАЛИ ОНИ ДРУГ ДРУГУ:   
"ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ КИРПИЧИ И    
ОБОЖЖЕМ В ОГНЕ!" - И СТАЛИ ИМ   
КИРПИЧИ ВМЕСТО КАМНЯ,  
А АСФАЛЬТ - ВМЕСТО ЦЕМЕНТА. :   

     Б. Яаков в своем комментарии (написанном на немецком языке) замечает, что в этом отрывке Тора показывает нам, как с помощью технического изобретения человек преодолевает те ограничения, которые накладывает на него окружающая среда. В данном случае - в долине, где отсутствуют камни, пригодные для строительства, технический ум человека создает искусственную замену: кирпич, слепленный из мягкой глины, которая в изобилии находится в той долине, путем обжига превращается в настоящий строительный камень. Отныне даже в местах, где камня нет вовсе, человек способен воздвигать дома, крепости, строить город, окруженный стеной (см. Брейшит 11:4).
     И немедленно начинается моральное падение. Обладание новыми техническими возможностями порождает в человеке гордыню, тщеславие. Первое побуждение людей - построить не дом для защиты от дождя, не город для их детей и не ограды вокруг загонов для скота. Нет! Техническое достижение из средства превращается в самоцель; человеку же начинает казаться, что он стал всемогущ.
     Что говорят эти люди?

11:4 "ДАВАЙТЕ ПОСТРОИМ СЕБЕ ГОРОД   
И БАШНЮ, УХОДЯЩУЮ ВЕРШИНОЙ   
В НЕБЕСА, И СОЗДАДИМ СЕБЕ ИМЯ!" .  

     Гигантские здания, пирамиды, обелиски, роскошные площади - с глубочайшей древности и до наших дней служат человеку средством для того, чтобы возвеличить себя, увековечить свое имя, уподобиться высшим мирам и победить в себе ощущение собственного ничтожества, своей слабости, заставить себя забыть о том, что неизбежно и неотвратимо: "В преисподнюю будешь ты сброшен, на самое дно глубочайшей ямы" (Йешаяhу 14:15).
     Те колоссальные постройки, рядом с которыми человек кажется не больше муравья и которые, тем не менее, он сумел воздвигнуть благодаря своему техническому уму, призваны заставить забыть о мимолетности человеческой жизни, о ничтожности его существования, создать видимость величия человека и его "вечности" - другими словами, создать ему имя.
     Итак, конечная цель технической деятельности человека - не постройка для себя дома на земле, но "башни, упирающейся вершиной в небо". Из инструмента в руке мастера техника превращается в идола, подчиняющего себе всю его жизнь. Эта метаморфоза прекрасно описана в мидраше:
     Пиркей дераби Элиэзер 24:
     Семь лестниц имела эта башня с восточной своей стороны и семь - с западной. С этой стороны люди несут наверх кирпичи, а с той стороны - спускаются. Если кто-нибудь падал и разбивался, на это не обращали внимания, но если падал кирпич - садились и плакали: "Ой, горе нам! Когда еще принесут другой кирпич вместо этого!".

     
Профессор Кассуто указывает, что во всей древневавилонской литературе - да и во всей литературе Древнего Востока (насколько она известна сегодня ученым) - нет ничего подобного этому, и продолжает:
     Тем не менее, это не должно вызывать удивление. Ни в одном народе, жившем по соседству с нашими предками, не могло возникнуть никакого рассказа, никакого предания, параллельного нашему, так как по своей сути оно - протест против образа мысли и мировоззрения тех народов... против того, что в глазах тех народов представлялось великолепным и достойным прославления 1.

     
И вот во второй половине рассказа Торы о вавилонской башне (начиная со стиха 5) мы читаем о том, как Всевышний разрушил замыслы строителей. "Множество помыслов в человеческом сердце, но замысел Господа лишь он исполнится!" - сказано в книге "Мишлей Шломо" (19:21). "Давайте спустимся", - говорит Всевышний, и Раши обращает внимание, что здесь сам стиль подчеркивает параллелизм между замыслами людей и средством расстроить их, к которому прибег Всевышний:
     Это принцип "мера за меру": они говорят "давайте построим", а Всевышний говорит "давайте спустимся".
     О том же говорит и мидраш Псикта зутарта:
     Об этом сказал Шломо (Мишлей 18:7): "Потому что уста глупца губят его, и губы его - ловушка души его".
Они сказали: "Давайте построим себе город и башню", а Он сказал: "Давайте спустимся и перемешаем там их язык".

     
И не случайно многие комментаторы, исследуя этот рассказ Торы, ссылаются на главу 2 книги "Теhилим": "Зачем взволновались народы, и нации замышляют тщету? Встали земные цари, и князья объединились вместе на Господа и на Его помазанника: "Разорвем-ка их узы и сбросим с себя путы их!" Сидящий в небесах улыбается, Владыка вселенной глумится над ними" (14).
     Не только в древние времена и не только в каком-то одном поколении вставали люди, чтобы построить "башню, уходящую вершиной в небеса". Тора не рассказывает здесь нам "дела давно прошедших дней". Но каждое поколение пытается выстроить свою башню, и мы сами свидетели того, как технический прогресс приводит к тем отношениям, о которых говорит мидраш: "Если кто-нибудь падал и разбивался, на это не обращали внимания, но если падал кирпич - садились и плакали: "Ой, горе нам! Когда еще принесут другой кирпич вместо этого!". И до каких пор? Пока не наступит день, о котором пророчествует Йешаяhу (2:1218): "Ибо есть день у Господа воинств для каждого гордеца и высоко стоящего, и для каждого превозносимого и низкого, и для всех кедров ливанских - высоких и ввысь устремленных, и для всех дубов башанских, и для всех гор высоких, и для всех холмов возвышающихся, и для каждой башни высокой, и для каждой укрепленной стены, и для всех кораблей таршишских, и для всего вожделенного на вид; и поникнет высокомерие человека, и люди, стоящие выше всех, скатятся вниз, и останется в высоте лишь один Господь в тот день - а идолы исчезнут, словно их не бывало".
     И вот тогда наступит конец всем идолам, которые человек в своей гордыне создает, чтобы поклоняться им, используя для этого разум, подаренный ему его Творцом, - как говорит пророк: "Изделию рук своих поклоняются, каждый - тому, что сделали его пальцы" (Йешаяhу 2:8), - и все ради того, чтобы вообразить самого себя богом. Когда же все, что кажется ему великим, прекрасным и могучим, исчезнет без следа, - вот тогда мы достигнем того времени, о котором говорит пророк Цефанья, намекая на поколение строителей вавилонской башни, язык которого Всевышний так смешал, что один человек перестал понимать другого: "Ибо тогда я превращу речь всех народов в ясный язык, чтобы звать их всех во Имя Господа служить Ему сообща" (3:9).
     
     
     

1 "От Ноаха до Авраhама", стр.127


Продолжение