Гринберг Э.

История еврейского народа в эпоху Второго Храма

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=

ГЛАВА VIII ЕВРЕИ ДИАСПОРЫ В ЭПОХУ ВТОРОГО ХРАМА.

1. Еврейские общины в диаспоре.

2. Связь между евреями диаспоры и евреями родины предков.

3. Общественно-экономическая и культурная деятельность евреев диаспоры.

4. Основные черты эпохи Второго Храма.

После освобождения от египетского рабства постепенно формируется еврейская нация. Основным занятием еврейских колен было овцеводство. Вели они полукочевой образ жизни. Завоевание Ханаана было исполнением обетования, данного Богом патриархам, и, завладев страной, Исраэльские племена сразу же сменили традиционный полукочевой образ жизни на оседлый: кочевье оказалось не более чем вынужденным образом жизни в ожидании свершения обетования. С этого времени не прерывается физическое присутствие евреев в Стране Израиля несмотря на периодические изгнания из нее значительной части или большинства народа. Страна Израиля является не только колыбелью еврейской истории, но и центром - фактическим или идеальным - еврейского религиозно-национального сознания - как той части еврейского народа, которая находится в своей стране, так и той его части, которая по политическим /в первую очередь, в результате массовых изгнаний/ и по экономическим причинам оказалась вне своей родины.

Первое значительное по размерам переселение евреев за пределы Страны Израиля было результатом падения Исраэльского царства /722 г. до н.э./, когда ассирийские завоеватели, следуя принятой политике, угнали десятки тысяч жителей захваченного царства во внутренние провинции Ассирии. В Ассирии изгнанники получили земельные наделы в западных и восточных провинциях империи /Северная Сирия и Мидия/ и большей частью занимались земледелием; лица, принадлежащие к высшим кругам Исраэльского царства, получили посты в административном аппарате Ассирийской империи.

Сведения о дальнейшей судьбе Исраэльтян в Ассирии скудны. До сих пор распространена легенда о "десяти пропавших коленах*. По существу, часть изгнанников ассимилировалась среди арамеев и ассирийцев, однако другая часть сохранила свой национальный облик

В 597 году до н.э. в ответ на отказ Иудейского царства платить требуемую дань, властитель Нововавилонского царства Навуходоносор вторгся в Иудею. Иерусалим был сдан без боя. Однако, в наказание за мятеж Навуходоносор увел в Вавилонию 10 тысяч человек, составлявших высшие слои иудейского общества, включая царя, его семью и царедворцев, и отборные войсковые части с приписанными к ним оружейными мастерами. Попытка повторного мятежа привела к падению Иерусалима /586 год до н.э./ и уводу в Вавилонию большинства населения Иудейского царства. Только беднота, преимущественно виноградари и простые землепашцы, остались на месте. Убийство поставленного вавилонянами наместника Гдалияху через два месяца после его назначения привело к бегству в Египет значительной части еще остававшихся в Иудее жителей, опасавшихся репрессий со стороны вавилонян. Таким образом, с 586 года до н.э. история евреев включает также историю выходцев из Израиля и Иудеи, оказавшихся в Месопотамии и Малой Азии, а также в Египте.

Большинство иудейских изгнанников было отправлено в центральную и южную Месопотамию, в окрестности Ниппура, пустовавшие со времен разрушительных войн с Ассирией. Пленники получили земельные наделы и занимались, по преимуществу, земледелием. Расселение происходило родовыми группами, фактически совпадавшими с сословно-профессиональными, т.к. профессии были наследственно-семейными занятиями. Во главе изгнанников стояли "старейшины Иудеи' и 'старейшины изгнания'. Сам царский дом Иудеи обладал влиянием при вавилонском дворе и служил надеждой изгнанникам на скорое возращение на родину.

Настроения и чаяния изгнанников в первые годы по переселении в Вавилонию отражают пророчества Иеремии и Иехеэкеля. В их деятельности проявляется новый духовный подъем: идеалы пророков 7-6 века до н.э. отрабатываются и углубляются, становятся достоянием широких масс. Именно с вавилонским изгнанием связан важнейший перелом в религиозном сознании еврейского народа. С этого времени совершенно исчезают признаки фетишизма и идолопоклонства, окончательно изживаются пережитки сиро-финикийских и ханаанских культов. Радикальные изменения затрагивают также ритуал богослужения: ставшие невозможными в условиях изгнания жертвоприношения заменяются молитвенными собраниями /прототип позднейшего института синагоги/. Эти изменения свидетельствуют о стремлении изгнанников сохранить на чужбине свой национальный облик и о надежде на возвращение в Иудею.

Через год после завоевания Вавилонии персами, персидский царь Кир издал декрет /538 г. до н.э./, разрешавший изгнанникам Иудеи возвратиться в Иерусалим и восстановить разрушенный Храм. Декрет вызвал воодушевление и национальный подъем среди изгнанников, значительная часть которых покинула Вавилонию и возвратилась в Иудею. Другая часть изгнанников, среди которых, по-видимому, преобладали лица, не оставившие в Иудее земельных владений или успевшие укорениться на новом месте и обзавестись значительной собственностью, предпочла остаться в Месопотамии. Так было положено начало более чем двухтысячелетней истории евреев в Вавилонии.

Диаспора была одной из характерных особенностей существования еврейского народа в эллинистическо-римскую эпоху. Рост еврейской диаспоры как в географическом, так и в численном отношении был следствием различных причин, как-то: изгнание из Палестины; политические и религиозные притеснения на родине; перспективы, открывавшиеся в странах экономического расцвета, как, например, в Египте в третьем столетии до н.э., а также прозелитское движение, зародившееся еще в начальный период Второго Храма и достигшее своего апогея в Римской империи в первом столетии н.э. Уже в первом веке до н.э. греческий географ Страбон отмечает, что трудно найти какую-либо страну, где не проживали бы евреи.

Еще до разрушения Второго Храма были распространены еврейские поселения не только на Ближнем Востоке, но и в Северной Африке и Южной Европе. Немало евреев оставило Иерусалим и прилегающие города и села из-за высокой плотности населения. Имеются исторические сведения о переселении евреев из одной в другую страну диаспоры. Таково массовое переселение евреев из Вавилонии в Малую Азию, в бассейн Черного моря, в Крым, в селения Пантикапей, Мисхор, Херсонес и т.д., из Египта в Киренаику. При первых правителях династии Птолемеев хозяйственная жизнь в Египте расцветала. Это безусловно привлекало евреев. Центром евреев всех стран был Иерусалим - святой город. Сюда шли паломники-евреи, которые вносили полшекеля на содержание Храма, а после его разрушения -для нужд Синедриона в Явне, Уше и Тверии.

Имеются доказательства, что в 19 году до н.э. только на острове Сардиния проживало 4000 евреев. В начале 1 века были еврейские общины на юге Галилеи, в Мавритании и других странах Северной Африки. Филон писал, что во II веке до н.э. только в Египте проживало больше миллиона евреев, а Иосиф Флавий считает, что самое большое количество евреев диаспоры было в Сирии, а также в Киренаике, на острове Кипр, в Италии и на греческих островах. Он же пишет о десяти коленах, которые проживали на востоке Персии.

В конце 1 века до н.э. в большинстве крупных городов Малой Азии существовало еврейское население. Малая Азия служила также этапом на пути евреев, основывавших общины на северном побережье Черного моря (Пантикапей, Херсонес и Мисхор). Многочисленные еврейские общины возникли на островах восточного Средиземноморья. Старейшей из этих общин была Кипрская; значительные общины существовали также на Крите, Делосе и Милосе. Материковая Греция, переживавшая экономический застой, привлекала евреев в меньшей степени; однако и здесь почти во всех крупных городах и главных областях страны возникают еврейские общины,

В Рим евреи начинают прибывать уже во II веке до н.э. После завоевания Иерусалима Помпеем /63 г. до н.э./ в Рим было доставлено множество еврейских пленников. Получая свободу, эти евреи становились римскими гражданами и играли немаловажную роль в жизни столицы. Во время правления Августа и его преемников в Риме насчитывались десятки тысяч евреев. Постепенно возникали еврейские общины и в других городах Италии, в первую очередь - в ее южных областях. Медленнее шел рост еврейского населения в римских Галлии и Испании.

В Парфянском царстве, под властью которого находилось вавилонское еврейство с его ответвлениями в Персии, Мидии и Эламе, в некоторых городах евреи составляли большинство населения. Наряду с традиционными центрами вавилонского еврейства значительные еврейские общины возникли в Селевкии на берегу Тигра. Благодаря переходу в иудаизм в 1 веке до н.э. правителей Адиабены удельный вес еврейского населения в районе Евфрата еще более увеличился.

Экономическая деятельность евреев в странах диаспоры была весьма разнообразной. Первоначально основным занятием евреев в диаспоре, как и на родине, в Иудее, было земледелие. Однако с течением времени евреи проникли и в иные профессиональные сферы. В птолемеевском Египте евреи числились не только среди "царских земледельцев", но и в качестве военных поселенцев, виноградарей, пастухов, батраков, ремесленников, чиновников, включая высшие административные посты, в частности, в налоговом ведомстве и полиции. В римскую эпоху среди евреев Александрии были крупные финансисты, торговцы, судовладельцы наряду с ремесленниками и городской беднотой.

Статус евреев в эллинистических государствах определялся религиозной терпимостью эллинистических монархов и признанием за евреями права на создание автономных общин, поддерживающих связь с национально-религиозным центром в Иерусалиме. Там, где число евреев было значительным, они играли активную роль в политической жизни страны.

Сохранились подробные сведения о взаимоотношениях между эллинистическими властями и евреями в Египте в царствование Птолемея II Филадельфа /285-246 гг. до н.э./. Благосклонно относившийся к евреям царь отпустил на свободу еврейских рабов, взятых в плен в Эрец Исраэль в царствование его отца. Традиция приписывает этому царю инициативу перевода Библии на греческий язык (так называемая Септуагинта). В правление Птолемея IV Филопатора /222-204 до н.э./, по-видимому, отношение царской власти к евреям ухудшилось как из-за положения в Эрец Исраэль, так и ввиду религиозной политики царя в самой Александрии. Это ухудшение, однако, было временным, и во II веке до н.э. влияние евреев в Египте достигло апогея,

В царствование весьма расположенного к евреям Птолемея VI Филометора /181-145 гг. до н.э./ в Египет из Иудеи в результате гонений Антиоха Эпифана прибыло значительное число евреев. В свите Птолемея VI находился александрийский еврейский философ Аристобул, а в царской армии ряд евреев занимал командные посты. Хоньо IV, сыну иерусалимского первосвященника Хоньо III, было дано разрешение создать в Египте еврейский религиозный центр наподобие Иерусалимского Храма, который впоследствии назывался "Домом Хоньо", а еврейские военные поселенцы в северно-восточном Египте, составляющие значительную военную силу, были подчинены Хоньо IV и его преемникам. После смерти Птолемея VI эти войска поддержали овдовевшую царицу Клеопатру в борьбе за власть с ее соперниками.

Распространение власти Рима на все Средиземноморье привело к тому, что подавляющее большинство еврейского народа оказалось проживающим в границах Римской империи. Римляне проявляли терпимость к иудейской религии. Одной из причин этого было единство евреев всей империи: ограничение религиозной свободы одной из общин неизбежно вызывало возмущение во всех других еврейских центрах. Евреи в Римской империи имели право создавать собственные учреждения и пользоваться автономией в делах управления общиной и в судопроизводстве. Евреи были освобождены от участия в языческих культах и от повинностей, вступавших в конфликт с заветами иудаизма, как, например, воздание божеских почестей императору. В то время как отказ от отправления культа императора у других народов рассматривался как мятеж, евреям было разрешено заменить культ императора особым жертвоприношением в Иерусалимском Храме и молебнами за благополучие императора в синагогах.

Политику Рима по отношению к евреям установили Юлий Цезарь и Август, опубликовавшие ряд эдиктов, благоприятных для еврейских подданных Рима. По стопам Августа шли императоры династии Юлиев-Клавдиев. Лишь во время непродолжительного правления Калигулы /37-41 гг. до н.э./, провозгласившего себя богом, была предпринята попытка заставить еврейских подданных империи отправлять культ императора. Воспользовавшись этим, александрийские греки устроили первый в истории Римской империи погром. С вступлением на престол Клавдия /41-54 гг./ в Александрии вновь вспыхнули беспорядки, и на помощь александрийской общине поспешили евреи из Эрец-Исраэль. Решительное вмешательство императора вернуло порядок в Александрии и восстановило прежнее положение, сохранившееся вплоть до Великого Восстания 66-73 гг.

Следствием Великого Восстания в Иудее было ухудшение положения евреев диаспоры. Так, в частности, возобновились столкновения между греками и евреями в Александрии, а римские легионеры учинили в городе еврейский погром, еврейский погром произошел и в Дамаске; в Антиохии лишь вмешательство Тита предотвратило лишение евреев города всех прав. Вместе с тем, восстание в Иудее не повлекло за собой изменения статуса еврейских общин диаспоры, за которыми признавалось право на внутреннюю автономию, позволявшую евреям сохранять традиции отцов. Еврейская автономия имела различные организационные формы и различные названия. Так, в Александрии единая еврейская организация и крупнейшая община диаспоры, существовавшая еще со времен Птолемеев, называлась "политевма", а ее руководители - "старейшины". В начальном периоде римского владычества во главе александрийских евреев стоял этнарх, ведавший также судопроизводством. Некоторые изменения произошли, по-видимому, в середине правления Августа, когда основные полномочия перешли от этнарха к совету старейшин.

Во всех странах диаспоры в мире, находившихся под эллино-римским влиянием евреи были организованы в общины. Центр общины - синагога. Она пользовалась полной автономией в области религиозных и всех внутриобщинных проблем. Община поддерживала постоянную связь с родиной предков - Эрец Исраэль. Евреи концентрировались в определенных кварталах города, что благоприятствовало ведению своего автономного образа жизни, гарантировало невмешательство соседей.

В городах, где было много синагог, образовалось единое руководство общины, Евреи - члены общины считали, что это учреждение обеспечивает сохранение религии и традиций народа. Автономию в области религиозных традиций и судопроизводства предоставляли евреям правители Вавилона, Персии, Греции и Рима. Александр Македонский разрешил всем народам, находящимся в завоеванных странах, соблюдать свои традиции и свою религию. Только Антиох IV Эпифан нарушил наказ Александра. Римские правители в большинстве своем признавали права евреев на соблюдение своих религиозных традиций. Евреи имели право молиться в синагогах, соблюдать Шабат и все праздники, кашрут и т.д.

Признание законности деятельности руководства общины со стороны греко-римских правителей обеспечило строительство молитвенных домов. Их звали "синагога", "молитвенный дом", "дом Шабат". Правители также обязались охранять имущество этих домов. Так, в приказе императора Августа подчеркивается суровое наказание за кражу свитков Торы или денег из синагог.

Должностные лица в еврейских общинах диаспоры назывались архонты -руководители общины. Они обеспечивали порядок в синагогах, водоснабжение, следили за денежным поступлением в кассу. Герусия - совет старейшин занималась судопроизводством. Общины рассматривались как юридические лица и обладали правом владеть имуществом и взимать со своих членов взносы. Главные расходы общин были связаны с содержанием синагог, школ, кладбищ и т.п. Одной из характерных функций общины была опека над ее неимущими членами: община осуществляла постройку новых синагог, финансировала выкуп пленных и рабов, снаряжала делегации к властям и т.п.

Распространенной должностью во многих общинах диаспоры был архисинагогус /глава синагоги/. Он следил за соблюдением членами общины всех атрибутов религии. Важнейшие вопросы общины решало общее собрание. Оно по мере необходимости выбирало делегации к императору Рима для защиты интересов евреев данного города. Иногда, например при императоре Траяне, делегация евреев Александрии ходатайствовала о защите евреев других городов от посягательств со стороны местных легионеров. Руководство общины было ответственно за своевременную оплату налога государству со стороны ее членов.

Несомненно, что на руководящие должности назначались состоятельные люди еврейского общества. Общины городов и сел не препятствовали действиям разных союзов по специальностям, как например, союз красильщиков, ткачей и т.д. Евреи общины Римской империи не имели единого руководства; вавилонское еврейство, наоборот, отличалось организованной сплоченностью: во главе вавилонской диаспоры стоял экзиларх, должность которого была наследственной. Экзиларх вел свое происхождение от царя Давида и утверждался на должность парфянскими властями. Обладая широкими полномочиями, экзиларх был фактическим правителем вавилонского еврейства. Еврейские общины в странах диаспоры обеспечивали сохранение еврейской нации, предотвращали ассимиляцию и способствовали развитию еврейской культуры и соблюдению религиозных традиций.

2. Связь между еврейством диаспоры и их братьями в Эрец Исраэль никогда не прекращалась. Это выражалось в дружественных визитах евреев на Святую Землю, в экономических, брачных, родственных отношениях в паломничестве три раза в году к Святому Храму, в оплате полшекеля для нужд Храма и даче различных пожертвований Храму.

Особую любовь и уважение питали евреи диаспоры к Иерусалиму и Храму, что отражено в ивритско-эллинистической литературе. В "письме" Аристов описывается в высоком художественном стиле глубокая душевная любовь и уважение евреев диаспоры к Иерусалиму и Эрец Исраэлю. Мудрецы Иудеи по заданию главного жреца /Коэн а-гадоль/ прибыли в Египет для перевода Торы на греческий язык. В этом письме Аристов, получивший греческое образование, преданный династии Птолемеев, но имевший глубокие патриотические чувства, идеализирует Святую страну и Святой Храм.

В 3 книге Маккавеев говорится: "Творец избрал Иерусалим. Там и построен Храм Божий" и далее: "Благочестивые /хасидим/ люди живут вокруг большого дворца Соломона. Сюда же придет Мессия, которого Бог пошлет с Востока" - прямая идеализация общественного устройства Иудеи.

По словам Филона, "Иерусалимский Храм превосходит по красоте все другие храмы Римской империи. Божий святой город Иерусалим - метрополия всех еврейских поселений мира. Все евреи, где бы они ни проживали, направляют взоры к Иерусалиму и к Эрец Исраэль, ибо эта родина их предков. В молитвах, составленных в эпоху Второго Храма, неоднократно повторяется лозунг всех времен: "Следующий год в Иерусалиме)" и слова пророка Иешая: "От Сиона придет Тора и Божье слово от Иерусалима",

Уже в начале эпохи Второго Храма усиливается связь между Эрец Исраэль и евреями диаспоры. Евреи диаспоры всегда считали, что их настоящая историческая родина o это Эрец Исраэль с Иерусалимом и Божьим Храмом. Евреи были поглощены идеей мессианства и верили, что с приходом Мессии будут освобождены все рабы и все евреи возвратятся в Сион !11

В эпоху Ирода увеличился приток паломников в Храм Божий. В Талмуде имеется рассказ о том, как евреи Александрии направили за свой счет специалистов для ремонта Храма и синагоги Иерусалима. Династия Ирода имела родственные связи с евреями острова Кипр. Имеется много фактов о пожертвованиях евреев Малой Азии, острова Родоса, Киренаики, Сирии для Божьего Храма.

Итак, евреи диаспоры в эпоху Второго Храма поддерживали тесную связь с национально-религиозным центром в Стране Израиля, совершая традиционное паломничество в Иерусалимский Храм, и иногда оставались в Иудее для изучения Торы в знаменитых иешивах, а также оказывали материальную помощь Храму не только традиционным жертвованном на Храм "полушекеля", но и крупными денежными дарами. Не менее важным было политическое содействие евреев диаспоры Исраэльской общине. Еще во времена Александра Янная вмешательство еврейских военачальников армии Птолемея в пользу Иудейского царства оказало существенное воздействие на ход военных действий в Иудее. В эпоху Римской империи многочисленная и преданная родине еврейская диаспора была неиссякаемым источником моральной и материальной поддержки еврейского населения в Эрец Исраэль.

3. Евреи диаспоры занимали различные экономические, общественные, культурные ниши в странах проживания. Так, удельный вес еврейства в районе Евфрата значительно увеличился благодаря переходу в иудаизм правителей Адиабены в первом столетии н.э.

Еще в III веке до н.э. еврейские писатели, творившие на греческом языке, усвоили греческую литературную традицию, хотя по содержанию их произведения отличались от собственно греческих и были, в основном, посвящены библейским темам. Так, например, Филон Старший написал эпическую поэму об основании Иерусалима, Иехезкель был автором трагедии "Исход из Египта", обнаруживающей влияние Еврипида. Первым представителем еврейской историографии на греческом языке был Деметрий /конец III века до н.э./, автор исторического сочинения о царях Иудеи.

Другой еврейский историк, Эвполем, дополнил основанное на Библии повествование Деметрия различными, большей частью фантастическими деталями. Наиболее выдающимся еврейским историком эллинистической диаспоры был Ясон из Кирены, описавший в пяти книгах гонения Антиоха и восстание Хасмонеев. По форме и стилю сочинение Ясона находится в рамках греческой историографии. Однако его историческая концепция проникнута духом иудаизма. Так, в гонениях Антиоха Ясон видит единоборство двух начал - эллинизма и иудаизма. Сочинения Ясона сохранились лишь в сокращении, составленном в Египте анонимным автором и известным как 2 книга Маккавеев. К произведениям, сочетающим элементы эпоса и исторического повествования, относятся письмо Аристея и 3 книга Маккавеев, Письмо Аристея, составленное в конце II века до н.э., содержит предание о переводе Пятикнижия на греческий язык. Письмо восхваляет Септуагинту и проникнуто восторженным, почти утопическим отношением к Иерусалиму, к Стране Израиля и к Храму, а также содержит попытку дать рационалистическое обоснование религиозным предписаниям иудаизма. 3 книга Маккавеев, в которой описываются гонения на евреев в царствование Птолемея IV Филопатора, была составлена в конце эллинистического или в начале римского периода в Египте. В глазах автора книги жизнь евреев в Египте o это жизнь на чужбине, от которой в скором времени должно прийти избавление.

Большое влияние на последующее развитие иудаизма, а также христианства и ислама, оказали философские теории, сложившиеся в кругах еврейской диаспоры, познакомившихся с греческой философской мыслью. Первым еврейским мыслителем, попытавшимся объяснить сущность иудаизма, был Аристобул. Способ, избранный Аристобулом, состоял в аллегорическом истолковании Библии в греческих философских терминах.

Примером произведений, форма которых зависит от библейской литературной традиции, является книга "Премудрость Соломона" - псевдо эпическое сочинение, составленное в Египте, но приписываемое царю Соломону. Автор, уверенный в конечном торжестве Божественной справедливости, гневно обрушивается на язычество. Вместе с тем, в книге обнаруживается влияние неоплатонических идей; в частности, изречения, подчеркивающие предсуществование и бессмертие души, явно напоминают учение Платона.

Самым выдающимся еврейско-эллинистическим мыслителем был Филон Александрийский /1 в. до н.э./. Филон стремился синтезировать платонизм с религиозным учением иудаизма. Среди произведений Филона, наряду с комментариями к Библии, имеются также трактаты общефилософского характера -о вечности мироздания, о провидении, о свободе добродетели человека и т.п. Комментарии Филона содержат аллегорические толкования книги Бытие /о херувимах, о жертвоприношениях Каина и Авеля, о "гигантах"/ и методическое обсуждение законов и этики Торы в порядке повествования Пятикнижия /о сотворении мира, об Аврааме, о Иосифе, об особых законах/. Хотя и здесь Филон зачастую прибегает к аллегорическим объяснениям, основное намерение автора состоит в ознакомлении читателя со значением и глубокой сущностью Моисеева учения. Филон считается первым мыслителем, сумевшим до известной степени непротиворечиво соединить идею вечного и трансцендентного божества с живым и действующим всемогущим Богом, определяющим, согласно иудейскому мировоззрению, ход еврейской истории. Христианские и неоплатонические мыслители последующих поколений приняли разработанную Филоном концепцию логоса, т.е. деятельного божественного разума, для решения проблемы взаимоотношений между трансцендентным богом и материальным миром.

Итак, в условиях диаспоры в период Второго Храма общественно-экономическая и культурная деятельность евреев продолжала развиваться.

4. Основные черты общественно-духовной жизни евреев эпохи Второго Храма:

1. У всех евреев диаспоры и Иудеи было единое мировоззрение, единая вера в единого Бога. Идолопоклонства в эпоху Второго Храма не существовало. Монотеизм охватил всех. Верно, что греко-римская цивилизация оказывала определенное влияние на отдельных людей, но эллинизировать народ не удалось. Вера в единого Творца мира была незыблемой.

II. Тора, Галаха и мудрецы имели решающее влияние на умы евреев. Монотеизм - власть Торы - охватывал все стороны жизни. Были разные религиозные течения: саддукеи, фарисеи, ессеи, зелоты, сикарии. Между ними были разногласия по тактическим вопросам, но в отношении соблюдения законов Торы всегда было единство. Тора стала основой жизни евреев. Литературные произведения тех времен носили религиозный характер. Так в книге Барух сказано: "Тора - творение Бога. Да живы будут все те, которые выполняют ее законы. Счастлив Исраэль. Тора дана Богом тебе". Чтобы понимать Тору, надо знать Галаху. Галаха направляет жизнь евреев. Она - основа устной Торы, которая охватывает все стороны жизни и поведения евреев. Галаха определяет содержание и порядок молитв в синагоге и дома, выполнение заповедей, закона, кашрута /нечистота и чистота/, соблюдения правил поведения в Шабат и праздники, вопросы брака, развода, гражданское и уголовное законодательство и т.п.

Галаха основана на исследовании тайны Торы, делает соответствующие выводы. Она также развивается с учетом требований самой жизни. В период Второго Храма Тору изучали все евреи Израиля и диаспоры. Детей с младенческого возраста учили читать, соблюдать законы и знать жизнь предков.

Со времен Шимона бен Шетаха общество уделяло главное внимание воспитанию детей. Накануне разрушения Второго Храма главный жрец Иешуа бен Гамла привлекал учителей Торы во всех странах, чтобы учить детей с шести-семилетнего возраста.

Мудрецы /хахамим/ пользовались всеобщим признанием. Они были негласными руководителями нации, и их влияние было больше, чем гласных вождей. Величайшим мудрецом того времени был Гиллель-старший. Он поселился в Иерусалиме в царствование Ирода. Прибыл из Вавилона. Вскоре стал центральной личностью в иерусалимском обществе. Это был высокообразованный человек, большой знаток Торы, человеколюб, борец за мир и согласие. Он создал "школу Гиллеля", играл ведущую роль среди фарисеев, имел много учеников, и более 400 лет его школа влияла на духовное развитие еврейского народа в Эрец Исраэль и диаспоре.

Другая школа называлась "школа Шамая", Основателем ее был мудрец фарисей Шамай, выдающийся ученый-педант. Его школа была более строгой и требовательной по вопросам Галахи.

Величайшим представителем "дома Гиллеля" накануне разрушения Храма были рабби Гамлиель-старший и его сын рабби Шимон. Они внесли изменения и дополнения в еврейское законодательство, особенно по семейному праву.

Гамлиель Старший имел много приверженцев-учеников, был любимцем нации. Когда он умер, о нем было сказано: "После смерти Гамлиеля уменьшилось уважение к Торе", Его место наследовал его сын Шимон бен Гамлиель. Рабби Шимон бен Гамлиель был влиятельной личностью во всех районах страны. Среди его друзей был и Иоханан Гисхальский - один из руководителей Большого Восстания. Рабби Шимон бен Гамлиель участвовал во Временном Правительстве в ходе восстания. III. Синагога.

Из всех институтов, которые были у евреев в эпоху Второго Храма, самым влиятельным стала синагога. В Талмуде сказано; что учреждение "синагоги" - это колосальный переворот в истории еврейства. В истории развития еврейского общества и религии синагога как центр служения Богу освободила верующих от жертвоприношений и огромных финансовых расходов Храма. Синагога в Эрец Исраэль и в странах диаспоры была центром общественно-религиозной жизни евреев.

В конце периода Второго Храма были синагоги в Эрец Исраэль: в Иерусалиме, Кейсарии, Тверии, в селе Нахум и других городах и селах. Много синагог было построено в странах диаспоры и в Риме, Подтверждается, что в эпоху Второго Храма не было ни единого еврейского населенного пункта в стране и в диаспоре, где бы не было синагог. Синагога привлекала и приближала широкие слои еврейского населения к Торе и религии. В Тверии синагога была центром общественной жизни города. Большая синагога в Александрии славилась своей красотой.

Деятельность синагоги была многогранной: она была домом изучения Торы и проведения молитв, центром общественно-культурной жизни общины.

Синагога стала на много поколений важнейшим учреждением еврейства. Она служила также образцом для христианских церквей и исламских мечетей.

IV. Ал кидуш а -Шем - освящая имя Его путем мученической смерти. Верность евреев своей религии выразилась в готовности умереть, только чтобы не нарушать заветов Торы. Эта готовность была важным историческим фактором эпохи Второго Храма. Гибель евреев 'Ал кидуш а-Шем" наблюдается во время царствования Антиоха Эпифана, продолжается в годы Римского господства, принимает массовый характер в средние века /крестовые походы/ и не прекращается до наших дней.

Концепция "Ал кидуш а-Шем" связана была с идеей конца света. Религиозные мученики шли на смерть, чтобы своей смертью искупить грехи народа и приблизить Божье царство. В книге Ханох Гакуши сказано: ' В то время молитва и кровь праведников дойдут до неба. Души всех праведников на небе объединятся. Они будут молиться, умолять Всевышнего, чтобы их мученическая смерть ускорила избавление. И вижу, как Творец сидит на Троне, все книги жизни людей открыты, ангелы и небесные войска вокруг него. Души праведников полны радостью, пролитая кровь не была напрасной. Творец создает справедливый мир на земле".

V. Идея мессианства.

Развитие еврейской религии в эпоху Второго Храма связана с идеей мессианства. Идея мессианства была мировоззрением еще первых пророков.

Евреи верили, что когда-нибудь наступит день Божьего суда не только для народа Торы, но и для всех наций. Физический мир будет заменен духовным, божественным миром. Мессианство тесно связано с идеей воскрешения мертвых. Часто связывают Мессию с династией царя Давида. Есть высказывания, что Мессия будет земным, другие считают - небесным. Мессианство - главная движущая сила Великого Восстания против Рима. Разрушение Второго Храма и поражение восстания еще более усилило веру в мессианство.

VI. Возникновение христианства.

Изо всех мессианских брожений эпохи Второго Храма самое большое будущее в мире истории имело христианство. Это движение усилилось именно после распятия Христа по приказу наместника римского императора в Иудее - Пилата. Первыми приверженцами Иисуса /Ешуа из Назарета/ были только евреи, соблюдавшие иудаизм. Со временем христианство вышло за рамки еврейства и стало мировой религией. Ученики Иисуса, особенно апостолы Павел /он же Шаул/ и Петр стали распространять религию не только среди евреев, но и среди других народов-идолопоклонников. Апостол Павел /Шаул/ - ученик рабби Гамлиеля-старшего в своей проповеднической деятельности, кроме идеи мессианства утверждал, что будет Второе пришествие Христа; он упрощал иудаизм, освободил массу идолопоклонников от многих обязанностей, как например: от кашрута, обряда обрезания и т.д. Так что со временем христианство окончательно отделилось от иудаизма.

VII. Вера и массовое обращение в иудаизм /гиюр/.

В эпоху Второго Храма иудаизм получил всемирное признание чего не было в прошедших и будущих поколениях. На огромных территориях Римской империи и в других странах люди принимали иудаизм или хотя бы некоторые обычаи и традиции его. Широкие слои еврейского народа с воодушевлением и энтузиазмом привлекали идолопоклонников к монотеизму, гордились тем, что иудаизм проникает в сердца многих людей. Современник писал: 'Не найти города Греции или страны варваров и ни одного народа, где бы не соблюдались дни отдыха Шабат /отдых Седьмого дня/, посты, зажигание свечей. Творец - он везде. Тора близка к сердцам всех людей. Пусть каждый присматривается к своему местожительству и убедится, что я прав". Склонность к принятию иудаизма была у людей различных классов и народов. Исторические доказательства свидетельствуют об успешном распространении иудаизма в Риме еще в 139 г. до н.э. Пропаганда иудаизма в римском обществе со стороны посланцев Синедриона времен императора Тиберия привела к тому, что они были высланы из Рима на некоторое время. Однако после разрушения Второго Храма религиозная еврейская пропаганда усилилась, вызывая иногда разлад в римских семьях, когда родители соблюдают отдельные традиции иудаизма, а их дети становятся настоящими евреями. Много причин способствовало распространению иудаизма в бассейне Средиземного моря. Новые идеологии быстро распространялись в странах империи. Иудаизм имел огромную притягательную силу благодаря его гуманности, морали, взаимной помощи верующим и, главное, вере в единого Бога.

Иудаизм влиял на чувства и разум людей не менее, чем различные философские системы. ТАНАХ - книга книг, которую распространяли представители иудаизма, имел огромное влияние на широкие массы людей многих стран. Особенно большое количество людей, обращенных в иудаизм /герим/ было в городах Сирии и Малой Азии. Крупнейший успех в истории гиюра был достигнут в первой половине 1 века, когда царь государства Адиабена Изат принял иудаизм и послал своих сыновей в Иерусалим, чтобы учить иврит и Тору. Адиабены приняли активное участие в Великом Восстании. Царица Елена дружила с мудрецами Иерусалима. Потомки династии Адиабенов построили гробницы около Иерусалима, которые известны нам под названием 'Кладбище царей".

VIII. Ненависть к евреям.

Одновременно с распространением иудаизма растет и ненависть к евреям. Эта ненависть особенно выявляется в греко-египетской литературе. Различные писатели обвиняли евреев в презрении к иноверцам, в том, что иудаизм не вносил никакого вклада в развитие человеческой цивилизации. Они распространяли всякие небылицы о характере и традициях евреев. Всякие антиеврейские пасквили писали и известные писатели, такие, как влиятельный греко-египетский писатель Афион в 1 веке, знаменитый историк Тацит в начале II века. Были и видные ученые Рима, среди них Баро, который хвалил перевод Берешит /Начало/ как книгу, образцовую по художественным качествам.

IX. Литература

Евреи диаспоры в Эрец Исраэль в эпоху Второго Храма развивали культуру, особенно литературу. Различные направления и течения в еврейском обществе выражали свои идеи и мысли в литературе. Тора и книги пророков входили в канон как священные книги. На позднем этапе Второго Храма завершается редактирование третьей части ТАНАХа - Ктувим. ТАНАХ в его завершенной редакции оказывал решающее воздействие на все литературные произведения эпохи Второго Храма

Тяжелое экономическое и политическое положение евреев вызвало необходимость вдохновить народ художественными описаниями идеального мира. Вместо идеалов пророков приходят идеалы раскрытия тайн мира. Авторы разных книг пытаются описать неизвестные миры. В отличие от пророков древности, которые были посланниками Бога и призывали евреев к покаянию за грехи, писатели Апокалипсиса, т.е. мистики, дают описания рая и ада. Классическое произведение Апокалипсиса - это последние главы книги Даниила, которые были написаны в разгар издевательских приказов Антиоха Эпифана против соблюдения иудаизма. Евреи были в отчаянном положении. В этих главах описываются картины смены власти великих держав и утверждение небесной власти, которая уничтожит идолопоклонство и утвердит монотеизм.

Писатели-апокалипты описывают Божьих ангелов и Страшный Суд над неверующими в конце дней. Другое произведение апокалиптов - "Возвышение Моисея" (принятие от Бога Торы). Эта эпоха была богата и литературой рассказов.

Каким бы отрицательным ни было наше мнение об Иосифе Флавии как личности, его произведения являются богатейшими правдивыми историческими источниками эпохи Второго Храма. От Юстуса из Тверии дошли до нас отдельные отрывки, написанные по-гречески.

Еврейская литература Эрец Исраэль писалась, в основном, на иврите и меньше на греческом языке. Однако в диаспоре поэзия, проза и исторические описания были написаны на греческом языке. Это были еврейские художественные, исторические, философские произведения на греческом языке, А в основе всех произведений - огромный труд 70 /точнее 72-х/ мудрецов, которые переводили Пятикнижие на греческий, а позже также пророков и теилим, Мишну, мегилот и т.п. Перевод семидесяти служил важным пропагандистским орудием иудаизма среди народов греко-римской цивилизации. Бен Сира, который до восстания Хасмонеев проживал в Иерусалиме, сочинял умные изречения, поговорки, стихи, гимны во славу еврейского народа. Интересными и поучительными произведениями тех времен являются книги Товии и Иудит, проникнутые чувством патриотизма и глубокой любви к своему народу, причем написаны они в самобытном стиле в отличие от греческого.

Огромные исторические события эпохи Второго Храма вызывают необходимость обновления историографии. Сюда относится книга Маккавеев, написанная неизвестным автором. Эта книга является богатейшим источником истории восстания Хасмонеев. Никому не удалось так, как автор Маккавеев, ярко передать атмосферу священной войны евреев против Антиоха.

По пути греческой историографии шли писатели - историки Иосиф Флавии и Юстус из Тверии.

Литературные произведения еврейских авторов оказывали значительное влияние на рост и развитие национального самосознания эпохи Второго Храма и на последующие периоды.


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=