КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ

С. М. Дубнов

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть 3 Средние века и новое время

Новое время

Глава 9

Евреи в Польше и России (XVI-XVIII вв.)

48. "Золотой век". XVI столетие считается "золотым веком", или временемпроцветания, евреев в Польше и Литве. После того, как Испания потеряла своеглавенство в еврейском мире, Польша приобрела это главенство. Ужасы среднихвеков загнали сюда из Западной Европы множество евреев, которые заняли важноеместо в хозяйственной жизни страны. В Польше выше всех стоял классземлевладельцев (шляхта), а ниже всех - класс земледельцев-крестьян; междуними евреи занимали среднее место, как торгово-промышленный класс. С евреямисоперничали в городах только польские ремесленные цехи и немецкие купцы.

Польские короли XVI в. покровительствовали евреям. Сигизмунд I (брат ипреемник короля Александра, 34) подтвердил льготные для них грамоты прежнихкоролей (1507 г.). Богатые евреи оказывали ему важные услуги в государственномхозяйстве: они брали в откуп сбор казенных налогов и пошлин, ссужали короляденьгами в случае войны, арендовали королевские имения или управляли ими,извлекая из них большие доходы, - словом, обогащали казну. Влиятельным лицомпри дворе сделался богатый брестский еврей Михель Иезофович, главный откупщики сборщик податей в Литве. Сигизмунд I назначил Михеля Иезофовича старшинойнад всеми литовскими евреями (1514 г.). Новый старшина получил широкиеполномочия: ему предоставлялось право непосредственно сноситься с королем поважнейшим еврейским делам, "судить и рядить своих соплеменников по ихсобственным законам", взимать с них установленные казенные подати; в качествепомощника при нем должен был состоять раввин, знаток еврейского религиозногоправа. Это обеспечение законных прав евреев значительно способствовало ихблагосостоянию. Существовали зажиточные еврейские общины в Бресте, Гродно,Троках, Пиноке и других городах Литвы.

Благосостояние евреев возбуждало зависть их врагов, особеннокатолического духовенства. В то время в Польше стали распространяться учениязападных реформатов, близкие к Библии; было также несколько примеров обращениякатоликов в иудейство. Краковская мещанка Екатерина Залешовская, уличенная всклонности к иудейству, была сожжена на костре среди краковского рынка, пораспоряжению местного епископа (1539 г.). Духовенство возбудило против евреевобвинение в том, что они обращают в свою религию многих католиков, особенно вЛитве. Предлагались уже суровые меры против евреев, но справедливый корольСигизмунд I оградил своих еврейских подданных от козней их врагов.

Преемник его, Сигизмунд II Август (1548-1572 гг.), объявил при вступлениина престол, что он будет охранять все гражданские права евреев. Этот корольрасширил самоуправление еврейских общин. Он предоставил раввинам и старостамправо судить непослушных или преступных членов общин по моисеево-талмудическимзаконам и приговаривать виновных даже к строгим наказаниям. Так возниклаорганизация еврейского общинного управления, которая объединяла членов каждойобщины и тем усиливала единство всего народа. В царствование Сигизмунда IIкатолическое духовенство вновь попыталось вызвать гонения на евреев. Пущенабыла молва, будто одна христианка из Сохачева продала церковное причастиеевреям, которые кололи святой хлеб, пока из него не потекла кровь. Мнимыеучастники преступления были сожжены на костре; но король выразил своенегодование по поводу осуждения невинных людей по суеверному подозрению. Когдадуховенство стало распускать слухи об убиении евреями христианских младенцев,в виде пасхальных жертв, король издал указ, коим запрещалось возбуждатьподобные нелепые обвинения без предварительного подтверждения факта четырьмясвидетелями-христианами и тремя евреями (1566 г.). Преемник Сигизмунда II,Стефан Баторий, также объявил упомянутые обвинения "клеветой", придумываемою сцелью преследовать и грабить евреев. Он ревностно охранял прежние гражданскиеправа евреев и прибавил от себя несколько новых льгот (1580 г.).

В это время в Польше прочно утвердился и приобрел власть монашеский ордениезуитов, поставивший себе целью бороться всеми средствами против некатоликов,т. е. реформатов, православных и евреев. Иезуиты захватили в свои рукивоспитание польского юношества; из их школ выходили люди, зараженные самымидикими суевериями и ненавистью к иноверцам. Эти питомцы иезуитов впоследствиидостигли власти и оказывали гибельное влияние на ход государственных дел.Короли Сигизмунд III и Владислав IV, царствовавшие в первой половине XVIIвека, уже не заступались за евреев так ревностно, как их предшественники.Городские управы (магистраты) и цехи стесняли евреев в правах торговли иремесел, а католическое духовенство чаще возбуждало против них суеверныерелигиозные обвинения. Но тогда евреи были еще настолько сильны, что моглибороться со своими врагами. Эту силу давали им свободное самоуправление вобщинах, внутреннее единство и богатая духовная жизнь.

49. Кагалы и Ваады. Школы. Евреи составляли в Польше особое сословие,управлявшееся во внутренней жизни своими выборными представителями, светскимии духовными. Делами еврейских общин заведовали кагалы, т. е. общинные советы.Такие советы находились во всех городах еврейской оседлости, за исключениеммаленьких местечек или деревень, еврейское население которых подчинялосьближайшему кагалу. Члены кагальных советов избирались ежегодно в дни Пасхи,посредством голосования и жребия. Они делились на группы, из которых каждаяимела свои обязанности. Во главе кагала стояли 3 или 4 старшины (роши); заними следовали почетные особы (тувы), судьи (даяны), попечители и старостыразличных учреждений (габаи). Круг деятельности кагала был очень широк. Кагалвзыскивал в своем округе и вносил в казну государственные подати, делалраскладки налогов, казенных и общественных, заведовал синагогами, кладбищами ивсеми благотворительными учреждениями, выдавал купчие крепости на недвижимоеимущество, заведовал делом обучения юношества, разбирал тяжбы между членамиобщины при помощи даянов и раввина.

Раввины судили по законам Библии и Талмуда, насколько эти законы былиприменимы к жизни. Но бывали случаи, когда местный раввинский суд колебался вприменении тех или других законов, или когда тяжущиеся, недовольные решениемэтого суда, обращались к другому, высшему суду; бывали также случаи споровмежду одним кагалом и другим, иди между отдельным лицом и кагалом. Для такихслучаев устраивались ежегодно съезды раввинов и старшин, игравшие роль высшихсудебных учреждений. Сначала такие съезды происходили во время большихярмарок, где скоплялось много народу из разных мест. Главным сборным пунктомбыла Люблинская ярмарка. Здесь, еще при Сигизмунде I, собирались раввины("докторы") и разрешали гражданские тяжбы "согласно своему закону". Позжеярмарочные съезды раввинов и кагальных старшин участились и привели кобразованию ежегодно созываемого Сейма или Ваада, где участвовалипредставители от главных еврейских общин всей Польши. Он назывался "Сеймомчетырех областей" ("Ваад арба арацот"), ибо в нем участвовали уполномоченныечетырех частей государства: Великой Польши (главный город - Познань), МалойПольши (Краков), Подолии (Львов) и Волыни (Острог или Владимир). "Ваад" нетолько разрешал важнейшие судебные споры и разъяснял законы, но издавал такженовые постановления относительно устройства общественного и духовного бытаевреев в разных местах. Деятельность "Ваада четырех областей" особенноусилилась в XVII веке. Литва, стоявшая отдельно от "коронных" польскихобластей, имела свой особый "Ваад", в котором участвовали раввины и кагальныедепутаты от пяти главных литовских общин: Бреста, Гродно, Пинска, Вильны иСлуцка.

Вожди народа заботились об укреплении его единства и сохранении егонациональных особенностей. Обучение детей составляло постоянную заботу кагалови ваадов. Раввин в каждой общине считался ближайшим опекуном учащегосяюношества. Он часто занимал должность рош-иешивы, т. е. ректора высшейталмудической школы, в своем городе и вместе с тем имел надзор за низшимишколами или "хедерами"; но в больших общинах, где раввин имел своимногочисленные духовные и судебные обязанности, должность рош-иешивы занималоособое лицо из среды прославившихся талмудистов.

Современный летописец дает следующую яркую картину школьной жизни веврейских общинах Польши и Литвы, в первой половине XVII века. "Нет такойстраны, - говорит он, - где святое учение было бы так распространено междунашими братьями, как в государстве польском". В каждой общине существовалаиешива, глава которой получал щедрое содержание из общественных сумм, дабы онмог жить спокойно и предаваться учению. Общины содержали также на свой счетюношей ("бахурим"), обучавшихся в иешиве. К каждому юноше приставляли неменьше двух мальчиков ("неарим"), которых он должен был обучать, дабыупражняться в преподавании Талмуда и в научных прениях. Каждый юноша со своимидвумя учениками кормился в доме одного из состоятельных обывателей и почиталсяв этой семье как родной сын... И не было почти ни одного еврейского дома, вкотором сам хозяин, либо сын его, либо зять, либо, наконец, столующийся у негоиешиботник не был бы ученым; часто же все они встречались в одном доме.

"Порядок учения в Польше был следующий. Было два учебных полугодия виешивах: летнее и зимнее. В начале каждого полугодия в иешивах изучали сбольшим прилежанием Гемару (Вавилонский Талмуд), с комментариями Раши итоссафистов. И собирались ежедневно мудрецы общины, молодые люди и вообще все,сколько-нибудь прикосновенные к науке, в здании иешивы, где на первом местевосседал начальник заведения (рош-иешива), а вокруг него располагались, стоя,множество ученых и учащихся. Рош-иешива читал лекцию по галахе с толкованиямии дополнениями. После лекции он устраивал цаучные прения (хилук):сопоставлялись разные противоречивые места из текста Талмуда или изкомментариев; эти противоречия улаживались раэными другими ссылками, затемоткрывались противоречия в самих ссылках и разрешались новыми ссылками, и такдалее, пока вопрос не был окончательно разъяснен".

"При начальнике иешивы состоял особый служитель, который ежедневнообходил первоначальные школы (хедеры) и наблюдал, чтоб дети в них усердноучились и не шатались без дела. Раз в неделю, по четвергам, ученики хедеровобязательно собирались в дом "школьного попечителя" ("габай"), которыйэкзаменовал их в том, что они прошли за неделю, и если кто-нибудь ошибался вответах, то служитель бил того крепко плетьми, по приказанию попечителя, атакже подвергал его великому осрамлению перед прочими мальчиками, дабы онпомнил и в следующую неделю учился бы лучше. По пятницам же, еженедельно,мальчиков экзаменовал сам рош-иешива. Оттого-то и был страх в детях, и училисьони усердно... Люди ученые были в большом почете, и народ слушался их во всем;это поощряло многих домогаться ученых степеней, и таким образом земля быланаполнена знанием".

50. Процветание раввинизма. Благодаря самоуправлению общин и размножениюшкол, талмудическая наука в Польшее достигла небывалого процветания. Прежденезаметная в еврейском духовном мире, Польша в XVI веке заняла здесь первоеместо. Первые крупные ученые прибыли в Польшу из соседней Богемии, где тогдапроцветал талмудический "пилпул", изобретенный Яковом Поляком (47). УченикПоляка, Шалом Шахна (ум. в 1558 г.), учредил талмудическую иешиву в Люблине.Из этой иешивы вышли известнейшие польские раввины того времени. Один из них,краковский ученый Моисей Иссерлис (сокращенно Рамо, ум. в 1572 г.), жил в одновремя с палестинским творцом "Шулхан-аруха", и много сделал дляраспространения этого свода законов в Польше. Иосиф Каро, как сефард, непоместил в своей книге особых обрядов и обычаев, употреблявшихся средиашкеназов, т. е. немецких и польских евреев. Иссерлис же включил в текст"Шулхан-аруха" множество новых статей законов, выработанных на основаниинародных обычаев или религиозно-судебной практики ашкеназийских раввинов. Таккак книга Каро носила название "Накрытый стол", то Иссерлис назвал своидополнения к ней "Скатертью" ("Маппа"). В этом именно дополненном виде"Шулхан-арух" был введен в качестве свода законов среди польских, литовских ирусских евреев. Иссерлис стоял во главе еврейской общины в древней польскойстолице Кракове; он был окружен многочисленными учениками, которыевпоследствии стали великими раввинами. Кроме своих прибавлений к"Шулхан-аруху", он писал еще отдельные книги по части раввинскогозаконоведения и богословия.

Современником и другом Иссерлиса был замечательный талмудист СоломонЛурия (Рашал, ум. в 1573 г.), занимавший пост раввина сначала в Остроге, апотом в Люблине. В отличие от своего краковского друга, он не придавалзначения "Шулхан-аруху", который казался ему простой и легкой книгой длянарода, недостойной внимания серьезного ученого. Лурия углублялся висследование первоисточника всех законов - Талмуда; он составилглубокомысленный комментарий ко многим его трактатам под именем "Соломоновоморе" ("Ям шел Шеломо"). Он имел учеников и последователей и продолжал своенаправление в раввинской литературе. К Лурии и Иссерлису обращались свопросами по части раввинской науки и законоведения из всех областей Польши, атакже из Италии, Германии и Турции. Собрания ответов и решений того и другогобыли опубликованы под названием "Шаалот у-тешувот" ("Вопросы и ответы").

По следам этих двух родоватальников польского раввинизма шли ученыеследующих поколений. Одни писали комментарии к Талмуду (рабби Меир Люблинский,или Магарам, р. Самуил Эдельс из Острога или Магйршо); другие писалитолкования и дополнения к прежним сводам законов (р. Мордохай Иофе из Познани,Иоиль Сиркис из Кракова, Давид Галеви из Львова и др.).

В XVII веке еврейская наука процветала в Польше, как некогда в Вавилонииво времена амораев. Множество ученых сочинений печаталось в еврейскихтипографиях Кракова и Люблина. Талмуд и раввинская наука безраздельногосподствовали в Польше. Светские знания и философия были в загоне. Толькокаббала изучалась любителями мистики. Наиболее известен труд Натана Шапиро,краковского каббалиста, под заглавием "Разоблачение глубин" ("Мегале амукот",1637 г.).

Вызванное Реформацией религиозное брожение породило в польском общественесколько сект с антицерковными воззрениями. Наиболее приближалась к догматикеиудаизма секта "унитариев", отрицавшая догмат Троицы и божественную природуХриста, но признававшая религиозно-нравственное учение Евангелия. Католическоедуховенство презрительно называло таких вольнодумцев "иудействующими" или"полуевреями". Христианские богословы разных направлений часто вели устныедиспуты с раввинами. Результатом этих диспутов явилась одна замечательнаякнига: "Укрепление веры" Исаака из Трок ("Хизук Эмуна", 1593 г.). В первойчасти этой книги еврейский ученый защищает иудаизм против нападок христианскихбогословов, а во второй - переходит в наступление и критикует учение церкви.Он открывает ряд противоречий в текстах Евангелий, указывает на резкиеотступления Нового Завета от Ветхого и на отступления позднейшей церковнойдогматики от самого Нового Завета. Долгое время боялись печатать эту книгу, иона впервые появилась в свет только спустя сто лет в латинском переводехристианина, носящем устрашающее заглавие "Огненные стрелы сатаны" инапечатанном для обличения "еврейских заблуждений". Позже этим изданиемвоспользовались Вольтер и французские энциклопедисты XVIII века для нанесенияударов учению церкви.

51. Хмельницкий и казацкая резня. В середине XVII века произошла резкаяперемена к худшему в ясизни польских евреев. Эта перемена была вызванаобострившейся борьбой народностей, религий и сословий в тогдашней Польше.Боролись между собой польская и русская народности, католичество иправославие, дворянство и крестьянство. Польская шляхта угнетала в своихпоместьях русских крестьян, а католическое духовенство подстрекало правителейк притеснению иноверцев и особенно православных. Этот гнет наиболеечувствовался в восточных областях Польши, носивших имя Украина. Здесь русскиелюди составляли главную часть населения; большинство их, крестьянскоесословие, работало на польских пановпомещиков, а меньшинство образовало особоевоенное сословие - казачество, служившее во время войн польскомуправительству. Кроме казаков, находившихся на королевской службе, были ещевольные казаки, жившие в степях за порогами Днепра и называвшиеся запорожцами.Православные казаки и крестьяне ненавидели поляков, как угнетателей русскогонарода; ненавидели они и евреев, как промышленников, занимавших среднее местомежду панами и крестьянами. Евреи часто держали в аренде шляхетские поместьяи, таким образом, приобретали ту власть над крестьянами, которую имели паны.Сталкиваясь чаще с арендатором-евреем, чем с польским паном, русскийкрестьянин считал первого главным виновником своих бедствий и стремилсяотомстить ему. К этому озлоблению примешивалась религиозная ненависть темногорусского населения к евреям. Долго накоплявшееся недовольство привело,наконец, к страшному восстанию казаков и русских крестьян в последний годцарствования Владислава IV.

Во главе восставших украинцев стоял казацкий сотник из Чигирина БогданХмельницкий. Он собрал огромную толпу казаков и крестьян на Украине, заключилсоюз с запорожскими вольными казаками и крымскими татарами, - и со всей этойордой двинулся разорять Польшу (начало 1648 г.). Высланное против мятежниковпольское войско потерпело поражение. В то же время умер король Владислав - и вПольше водворилась смута междуцарствия. Тогда мятеж охватил всю Украину исоседние области. Отряды казаков и русских крестьян под предводительствомХмельницкого и его сподвижников - буйных запорожцев рассыпались по всемгородам и с остервенением истребляли поляков и евреев. "Убийствасопровождались варварскими истязаниями, - говорит русский историк, - сдирали сживых кожу, распиливали пополам, забивали до смерти палками, жарили наугольях, обливали кипятком; не было пощады и грудным младенцам. Самое ужасноеостервенение выказывал народ к евреям: они осуждены были на конечноеистребление, и всякая жалость к ним считалась изменой. Свитки Закона былиизвлекаемы из синагог: казаки плясали на них и пили водку, потом клали на нихевреев и резали без милосердия; тысячи еврейских младенцев были бросаемы вколодцы и засыпаемы землей".

Особенно трагична была участь евреев, которые сбежались из сел и местечекв укрепленные города, в надежде укрыться от неприятеля. Узнав, что в городеНемирове, в Подолпи, укрепилось несколько тысяч евреев, Хмельницкий отправилтуда казацкий отряд. Так как город трудно было взять приступом, то казакиприбегли к хитрости. Они подошли к Немирову с польскими знаменами и просилиотворить им ворота. Евреи, думая, что это польское войско, идущее к ним навыручку, впустили их в город - и страшно поплатились (20 Сивана - июнь 1648г.). Казаки, соединившись с местными русскими жителями, бросились на евреев иперерезали их. Немировский раввин и "рош-иешива", Иехиель-Михель, скрывался сосвоей матерью на кладбище; тут их настиг один из погромщиков, какой-тосапожник, и стал наносить удары дубиной раввину. Престарелая мать раввинаумоляла убийцу умертвить ее вместо сына; но сапожник бесчеловечно убил раньшераввина, а потом старуху. Молодых евреек весьма часто оставляли в живых:казаки и мужики насильно крестили их и брали себе в жены. Одна красиваяеврейская девушка, похищенная с этой целью казаком, уверила его, будто онаумеет "заговаривать" пули, и просила выстрелить в нее, чтобы убедиться, чтопуля от нее отскочит, не причинив ей вреда; глупый казак выстрелил - и девушкаупала, сраженная насмерть, но довольная, что не досталась врагу. Другаяеврейка, с которой казак готовился обвенчаться, бросилась с моста в воду в тотмомент, когда ее вели через этот мост в церковь. Около 6000 евреев погибло вНемирове; спасшиеся от смерти бежали в укрепленный город Тульчин.

Здесь также разыгралась кровавая драма. К Тульчину подошел многочисленныйотряд казаков и крестьян и осадил крепость, в которой находилось несколько сотполяков и около двух тысяч евреев. Поляки и евреи поклялись, что не изменятдруг другу и будут вместе оборонять город до последнего издыхания. Евреистреляли с крепостной стены в осаждавших и не допускали их близко к городу.После долгой и безуспешной осады, казаки задумали коварный план. Они послалисказать находившимся в крепости полякам: выдайте нам евреев; мы только ихнакажем, а вас не тронем. Польские паны, забыв о своей клятве, решилипожертвовать евреями ради собственного спасения и впустили неприятеля в город.Евреев сначала обезоружили и ограбили, а затем казаки предложили им на выбор -креститься или умереть. Никто не хотел изменить своей вере - полторы тысячиевреев были перебиты самыми бесчеловечными способами. Не спаслись, однако, ивероломные поляки. Покончив с евреями, казаки перебили всех католиков, в числекоторых было много знатных панов.

Из Подолии шайки мятежников проникли в Волынь. Здесь резня продолжалась втечение всего лета и осени 1648 г. Польские войска, особенно подпредводительством храброго Иеремии Вишневецкого, кое-где усмиряли казаков; носовершенно подавить восстание они были не в силах. Только после того, как вВаршаве был избран в польские короли Ян-Казимир, брат Владислава IV, началисьмирные переговоры между правительством и казаками. В 1649 г. казакиуспокоились, выговорив себе разные права и вольности в Украине; между прочим,было выговорено, что в казацкой Украине евреям запрещено проживать. Ян-Казимирразрешил всем евреям, принявшим под угрозой смерти православие, перейти в своюпрежнюю веру. Насильно окрещенные еврейки убегали от навязанных иммужей-казаков и возвращались в свои семейства, "Ваад четырех областей",заседавший в Люблине зимой 1650 г., выработал целый ряд мер для восстановленияпорядка в семейной и общественной жизни евреев. День немировской резни (20Сивана) был назначен днем ежегодного поста и молитвы в память мучеников.

52. Евреи во время московско-шведского нашествия. Поляки скоро нарушилисвой договор с казаками и решили снова подчинить их себе. Тогда верховныйвождь казаков (гетман) Богдан Хмельницкий предложил московскому царю АлексеюМихайловичу присоединить казацкую Украину к своему государству. В 1654 г.жители казацкой части Украины, или Малороссии, перешли в подданствомосковского царя. Тотчас московские войска двинулись в соседние Белоруссию иЛитву для войны с Польшей. Много пришлось выстрадать белорусским и литовскимевреям во время этой войны, длившейся два года (1654-1655 гг.). Взятиепольских городов соединенным московско-казацким войском сопровождалосьизбиением или изгнанием евреев. Когда город Могилев на Днепре сдался АлексеюМихайловичу, последний велел выселить оттуда евреев, а дома их разделить междумагистратом и русскими властями. Евреи, однако, не тотчас выселились изМогилева, надеясь на скорое возвращение края полякам; но они жестокопоплатились за это. В конце лета 1655 г. начальник русского гарнизона вМогилеве, полковник Поклонский, узнал о приближении к городу польских войск.Опасаясь соединения евреев с приближающимся неприятелем, Поклонский приказалевреям выйти за черту города, а когда они выбрались туда с женами, детьми иимуществом, русские солдаты бросились на них, перебили всех и ограбили. Сильнопострадали евреи и при взятии московскими войсками литовской столицы Вильны.Большая часть виленских евреев спаслась бегством, а прочие были перебиты илиизгнаны, по приказанию русского царя.

Вскоре очередь дошла и до коренных областей Польши. Нашествие шведов чутьне довело Польшу до гибели (1655-1658 гг.). Страна превратилась в военныйлагерь. Еврейские общины страдали то от московских солдат и казаков, то отшведов, то, наконец, от одичавших польских войск. К ужасам войны прибавиласьгубительная сила чумы. Евреи Краковской, Познанской, Калишской и Люблинскойобластей гибли массами и от вражеского меча, и от чумы. Только с 1658 г.военные смуты начали утихать, - и Польша на время восстановила свой нарушенныйгосударственный порядок.

Страшны были потери, понесенные польским еврейством в это роковоедесятилетие (1648-1658 гг.). По словам летописцев, число погибших за это времяевреев превышало полмиллиона. Около семисот еврейских общин подверглосьразгрому. В русской Украине [К России отошла только часть Украины на левомберегу Днепра (Полтавщина, Черниговщина, часть Киевщины); правобережная жеУкраина (Волынь, другая часть Киевщины и Подолия) осталась за Польшей.] вовсеисчезли еврейские общины, а в польской уцелела одна десятая часть еврейскогонаселения; остальные или погибли от казацкой руки, или попали в плен ктатарам, или же бежали в Турцию и в государства Западной Европы. Во всехстранах Европы и Азии можно было встретить тогда еврейских беглецов из Польши;везде рассказывали они о бедствиях своих земляков, о мученичестве сотеневрейских общин, приводя в содрогание своих слушателей. - Отголоски пережитыхпотрясений слышатся в современных летописях и скорбных синагогальных молитвах.Один из очевидцев украинской резни, Натан Гановер из Заслава, описал ее впрекрасной исторической хронике ("Иевейн Мецула", 1653 г.). Раввины рассылалиповсюду, для чтения в синагогах, молитвы в память новых мучеников веры. Внадрывающих душу молитвах изливал свое горе измученный народ.

53. Время упадка Польши. После казацких войн польское государство сталопостепенно клониться к упадку. Оно только на короткое время усилилось прикороле-герое Яне Собесском (1674-1696 гг.), который благоволил к евреям. ВXVIII веке, при короляхсаксонцах - Августе II и III, Польша снова крайнеослабела вследствие дурного управления и неудачных войн. Отношение к евреямвсе более ухудшалось. Правительство думало только о том, чтобы взимать с нихпобольше податей; шляхта на сеймах ограничивала гражданские права евреев;городские магистраты и цехи крайне стесняли их в торговле и ремеслах; иезуитывнушали в своих школах польскому юношеству презрение к инородцам и иноверцам.Очень часто буйные польские школьники целыми толпами нападали на улицах набеззащитных евреев и били их, а иногда врывались даже в еврейские кварталы иучиняли там погромы (в Познани, Львове, Вильне и др.). Чтобы предохранить себяот "школьных набегов", еврейские общины больших городов платили ежегодную даньначальникам местных католических школ, которые за это удерживали своихучеников от буйства.

Повсюду унижаемый еврей имел защиту только в своей общине, в кагале.Усилению кагала содействовало само польское правительство. Оно имело дело не сотдельным евреем, а только с кагалом, который собирал и отдавал в казну податисо всех членов общины. За проступок отдельного еврея отвечал передправительством его кагал. Неся такую ответственность, кагалы присвоили себе ибольшую власть над членами своих общин. Кагальное управление приносило пользутем, что объединяло евреев и отстаивало их интересы. Но вместе с тем кагалынередко злоупотребляли своей властью: раскладывали подати несправедливо,обижали бедных в угоду богатым и подавляли свободу отдельной личности.

Перенесенные польскими евреями бедствия наложили свою печать и на ихдуховную жизнь. На Украине, в Подолии и Волыни, наиболее пострадавших отказацкого разгрома, умственный уровень еврейской массы все более понижается.Талмудическая наука, прежде распростран"нная во всех слоях народа, делаетсядостоянием тесного круга книжников, а бедная масса коснеет в невежестве исуеверии. Более широкую власть над умами раввинская наука сохранила еще вЛитве и коренных областях Польши; но и здесь заметно оскудение умственнойдеятельности. Из однообразной раввинской литературы того времени составляетотрадное исключение только историческая книга минского раввина ИехиеляГальперина "Седер гадорот" ("Порядок поколений", 1700 г.). В этом сочинении,состоящем из трех частей, изложены события еврейской истории от библейскихвремен до 1696 г. (1-я часть), перечислены в алфавитном порядке имена всехтаннаев и амораев с указанием принадлежащих каждому из них мнений илиизречений в Талмуде (2-я часть) и, наконец, помещен перечень писателей и книгпослеталмудического периода.

По мере ослабления раввинской науки, усиливалась "тайная наука" -каббала. Учение палестинских каббалистов Ари и Виталя находило себе массупоследователей в Польше. Умножалось число "нравоучительных книг", гдеговорилось о загробной жизни, об аде и рае, об ангелах и демонах. Появились"баалшемы", или чудотворцы-знахари, лечившие от телесных и душевных болезнейзаклинаниями и талисманами. Один писатель того времени говорит: "Нет страны,где евреи занимались бы так много каббалистическими бреднями, чертовщиной,талисманами, заклинаниями духов, как в Польше".

54. Саббатианцы и франкисты. Вызванное Саббатаем Цеви мессианскоедвижение последовало за ужасами казацкой резни в Польше. Измученные польскиеевреи с жадностью ловили шедшие из Турции слухи о подвигах мнимого мессии. Вомногих местах они готовились даже к скорому исходу в Обетованную землю. Послеотречения лжемессии раввины и благочестивые люди с ужасом отшатнулись от него.Но в народе не улеглось еще мессианское движение. В Галиции и Подолиисуществовали кружки

"тайных саббатианцев", которые назывались"шабси-цвинниками" или сокращенно - "шебсами". Эти сектанты пренебрегалимногими обрядами религии и превратили в праздник пост 9-го Ава (день рождениялжемессии); одни предавались постоянно покаянию и посту, а другие - веселью ираспутству. Встревоженные этой опасной ересью, раввины прибегли к решительныммерам. Летом 1722 года съезд раввинов во Львове наложил строгий "херем" навсех тайных саббатианцев, которые к известному сроку не отрекутся от своихзаблуждений. Эта мера отчасти подействовала: часть сектантов созналасьпублично в своих грехах и приняла на себя покаяние. Но большинство "шебсов"продолжало упорствовать в своей ереси, и в 1725 г. раввинам вновь пришлосьвыступить против них с "херемом".

Среди этих тайных саббатианцев вырос и получил свое воспитание основательновой секты, Яков Франк. Он родился в 1726 г., в Подолии. Отец его, Лейб, былисключен из еврейской общины за принадлежность к "шебсам" и переселился всоседнюю Валахию, которая тогда принадлежала Турции. Здесь Яков сначала служилприказчиком, а затем стал развозить товары по городам и деревням. Иногда емуприходилось ездить с товарами по турецким городам и жить в Салониках, центресаббатианцев. Он сблизился с вождями этой секты и усвоил все ее дурныестороны. Тогда Якову Франку пришла в голову мысль - возвратиться в Польшу иразыграть среди тамошних тайных саббатианцев роль пророка. Не столькорелигиозное увлечение, сколько честолюбие и жажда приключений толкали его наэтот путь. В 1755 г. Франк появился в Подолии, соединился с главарями тамошних"шебсов" и стал вещать им те откровения, в которые его посвятили салоникскиепреемники лжемессии. Сектанты устраивали тайные сходки, где совершали какие-тостранные обряды. Однажды, во время ярмарки в местечке Ланцкороне, Франк итолпа его приверженцев, мужчин и женщин, собрались в гостинице для совершениясвоих религиозных обрядов. Они распевали там свои гимны, возбуждали в себерелигиозный дух посредством веселья и пляски, причем мужчины плясали сженщинами. Находившиеся на ярмарке правоверные евреи были возмущенынеприличным поведением сектантов. Они донесли местным польским властям, чтокакой-то турецкий подданный волнует народ и распространяет новую веру. Веселаякомпания была арестована. Самого Франка, как иностранца, выслали в Турцию;приверженцы же его были отданы в распоряжение раввинов и кагальных властей.Собор раввинов в Бродах провозгласил строгий "херем" над всеми приверженцамиФранка, запретил всякое общение с ними и вменил в обязанность всякому евреюразыскивать и преследовать этих "вредных сектантов".

Тогда гонимые подольские сектанты решились на отчаянный шаг.Представители их явились в Каменец-Подольск, к католическому епископуДембовскому, и объявили ему, что их секта отвергает Талмуд, признает только"Зогар", как священную книгу каббалы, и верует, подобно христианам, что Богедин в трех лицах и что мессия-искупитель есть одно из этих лиц. Это заявлениеподало епископу Дембовскому надежду обратить сектантов в христианство. Он взял"контра-талмудистов" (как называли себя тогда франкисты) под свою защиту ивызвал раввинов на публичный диспут с ними. Некоторые подольские раввиныявились в Каменец, и здесь состоялся религиозный диспут между ними и вождямисекты, в присутствии Дембовского и других католических священников (1757 г.).Раввины опровергали доводы своих противников и уличали их во лжи; но епископрешил, что правы контраталмудисты. Он приказал раввинам уплатить в пользусектантов денежный штраф; кроме того, он велел отобрать у подольских еврееввсе книги Талмуда и сжечь их. Приказание было исполнено. Тысячи экземпляровТалмуда отбирались у владельцев, свозились в Каменец и там сжигались наплощади. Сектанты отомстили своим гонителям и торжествовали. Неизвестно, чемкончилось бы дело, если бы епископ Дембовский вдруг не умер. Сектанты лишилисьсвоей опоры, а кагальные власти снова воздвигли на них гонения.

В это время возвратился из Турции Яков Франк. Видя тяжелое положениесвоих приверженцев, которые от еврейства отстали, а к христианству непристали, он посоветовал им принять для виду крещение. Подобно тому, говорилон, как Саббатай Цеви и его близкие приняли наружно ислам, так и его польскимпоследователям суждено принять христианство; но в душе они должны считать"спасителем", или "мессией" не Христа, а Саббатая или его наместника, Франка.В 1759 г. франкисты заявили католическому духовенству о своем желанииприсоединиться к церкви. Их приняли с распростертыми объятиями. Крещениесектантов совершалось торжественно в церквах Львова, причем восприемникаминовообращенных были представители польской знати. Новые христиане принимали извания своих крестных отцов - и таким образом вступали в среду польскогодворянства. Сам Франк принял крещение в Варшаве, где его крестным отцом былкороль Август III; при этом присутствовали министры, придворные и аристократиястолицы. В крещении Франку дано было имя Иосиф.

Но недолго могли франкисты притворяться истинными католиками. Польскоедуховенство заметило, что они тайно еще придерживаются своих верований иобычаев, а вскоре все обнаружилось путем доносов. Духовенство узнало, чтофранкисты притворно приняли христианство для улучшения своего положения, и чтоони на самом деле считают Франка своим "святым паном", преемником СаббатаяЦеви. Тогда, по распоряжению высшей духовной власти. Франк был арестован ипредан церковному суду. Суд постановил: заключить Франка в Ченстоховскуюкрепость и содержать при тамошнем монастыре, дабы лишить его возможностисообщаться со своими приверженцами. Двенадцать лет (1760-1772 гг.) пробылФранк в крепости, но цель католического духовенства не была достигнута.Франкисты продолжали поддерживать сношения со своим "святым паном"; иные самипроникали в Ченстохов или жили в окрестностях города, образуя замкнутую тайнуюсекту. Они видели в судьбе Франка повторение судьбы "страждущего мессии"Саббатая, который тоже некогда содержался в заключении в Абидосе. Франквоодушевлял своих последователей речами и посланиями; он говорил, что спастисьможно только через "религию Эдома", под которою подразумевалась какая-тостранная смесь христианских и саббатианских идей.

Только после Первого раздела Польши и взятия Ченстохова русскими войскамиФранк был освобожден из заключения (1772 г.). В сопровождении многих своихприверженцев, он выехал из Польши и поселился в Моравии. Здесь, и затем вАвстрии, он разыгрывал роль распространителя христианства среди евреев и дажеприобрел расположение Венского двора; но вскоузнали о его прошлом - и он былвынужден покинуть Австрию. Поселившись в Германии, в Оффенбахе, Франк присвоилсебе титул "барона Оффенбахского"! Здесь он, вместе со своей дочерью Евой, или"святой панной", стоял во главе тайного кружка сектантов и жил в роскоши,получая деньги от своих польских и моравских приверженцев. После смерти Франка(1791 г.) секта стала распадаться. Оставшиеся в Польше франкисты постепенносливались с католическим населением и, наконец, совершенно затерялись впольском обществе.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ =