ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ

Звягельская Ирина

Обсудим?
Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Глава 22

ПОЛИТИКА КАБИНЕТА Э. БАРАКА

Мирный процесс при премьер-министре Э. Бараке

Правление Нетаньяху закончилось решением о самороспуске Кнессета и проведении досрочных выборов. 17 мая 1999 г. в Израиле состоялись внеочередные выборы парламента и премьер-министра. Победу одержал глава центристского блока Единый Израиль (во главе с партией Авода) Эхуд Барак, набравший 56% голосов. За Б. Нетаньяху проголосовало 43,9% избирателей. В парламенте страны блок Ликуд завоевал 19 из 120 мест (ранее он располагал 32 местами), а блок Единый Израиль завоевал 26 мест357.

После смены кабинета в Израиле переговорный процесс активизировался. 4 сентября 1999 г. в египетском Шарм-аш-Шейхе при участии президента Египта Х. Мубарака, короля Иордании Абдаллы II и госсекретаря США М. Олбрайт был подписан новый израильскопалестинский меморандум. Документ возобновлял реализацию ранее достигнутых договоренностей, прежде всего, Меморандума Уай Ривер, создание совместных комиссий по урегулированию вопросов, связанных с палестинскими заключенными в израильских тюрьмах, дальнейшей передислокацией войск, с беженцами и др. Израильтяне и палестинцы обязывались достичь рамочного соглашения по проблеме постоянного статуса палестинских территорий, Иерусалиму, беженцам, поселениям, границам и т.д. с тем, чтобы к сентябрю 2000 г. заключить полномасштабный мирный договор. В документе также устанавливались сроки для передислокации израильских войск на палестинских территориях, которые не были выполнены ранее.

Израильское руководство сконцентрировалось на переговорах с Сирией, полагая, что мирный договор с этой арабской страной облегчит Израилю ведение переговоров с палестинской администрацией. Кроме того, в мае 2000 г. Барак санкционировал односторонний отвод войск из Южного Ливана к международно-признанной разделительной линии в рамках выполнения резолюции СБ ООН № 425. Военное руководство Израиля считало, что лучше было бы задержаться на гряде холмов вблизи этой линии, чтобы более эффективно защищаться от Хизбаллы. Барак, исходя из более широких политических соображений, полагал, что вывод военных формирований позволит не только прекратить потери, которые несли войска под ударами радикальной шиитской организации Хизбалла, но и создаст более благоприятную обстановку для политических контактов с правительствами Сирии и Ливана, а также обеспечит легитимность ответных действий при обстрелах боевиками северных районов Израиля. Однако Барак (как и Перес в 1995 г.) попал в политическую ловушку. Перенеся акцент с палестинской проблемы на урегулирование израильско-сирийских отношений, он не добился результатов и одновременно вызвал у палестинской стороны сильное раздражение. Арафат, озабоченный ростом числа израильских поселений и отсутствием реального продвижения на палестинском направлении, стал вновь угрожать провозглашением палестинского государства в одностороннем порядке.

Переговоры и контакты продолжались, в том числе и при американском посредничестве, но они лишь способствовали росту разочарования. Барак и Арафат становились заложниками настроений в своих обществах. В Израиле правые возмущались планами передачи палестинцам трех поселений на границах Восточного Иерусалима. Национально-религиозная партия угрожала выйти из правительственной коалиции, а "русская" партия Исраэль ба-Алия явно оппонировала курсу правительства в палестинском вопросе. Параллельно в кабинете возникли трения между левой партией Мерец и клерикальной ШАС по поводу финансирования религиозных школ. Барак оказался во главе столь шаткой коалиции, что в любой момент мог лишиться поддержки в Кнессете.

Единственный способ выхода из этой ситуации, как он полагал, - соглашение об окончательном статусе палестинских территорий, которое было бы вынесено на общенациональный референдум. Прекращение конфликта гарантировало ему массовую поддержку в Израиле и неблагоприятная расстановка сил в Кнессете уже не имела бы решающего значения. Торопиться Барака вынуждали не только внутренние, но и внешние факторы. Он надеялся на помощь президента Б. Клинтона, посредничество которого было ограничено временем, - осенью 2000 г. начиналась подготовка к президентским выборам в США, способная отвлечь его от Ближнего Востока.

Переговоры в Кэмп-Дэвиде при американском посредничестве в июле 2000 г. были задуманы как попытка окончательно урегулировать палестинскую проблему. Для Клинтона заключение окончательного соглашения между Израилем и палестинцами имело бы важнейшие последствия. Во внешнеполитическом плане это обеспечивало укрепление американских позиций и демонстрировало широту политических возможностей США. Во внутриполитическом плане - создавало более благоприятные условия для победы на выборах кандидата от Демократической партии А. Гора. Наконец, сам Клинтон, отдавший столько сил палестинскому вопросу, имел шанс войти в историю в качестве человека, внесшего огромный личный вклад в его решение.

В Кэмп-Дэвиде Барак предложил оставить 9,5% Западного берега и передать в долгосрочную аренду Израилю еще 10% территории вдоль реки Иордан. На Западном берегу оставались два больших израильских поселения с коридором, обеспечивающим их связь со страной. Израиль сохранял контроль над границами будущего палестинского государства. Судя по всему, главным камнем преткновения на том этапе стал вопрос об Иерусалиме. Барак впервые нарушил основное табу израильской политики и предложил раздел города, провозглашенного после "шестидневной войны" 1967 г. "вечной и неделимой столицей" Израиля.

Арафат настаивал на полном суверенитете над Старым городом, за исключением еврейского квартала и Стены Плача. Израильтяне на это не могли согласиться и предлагали более изощренные варианты суверенитета. Саммит завершился совместным заявлением, в котором подчеркивалась приверженность обеих сторон резолюциям ООН и их намерение избегать действий, способных предопределить исход переговоров (последнее должно было побудить Израиль снизить темпы строительства поселений, а палестинцев - не провозглашать свое государство). Такой итог означал провал переговоров358.

Барак оказался в сложном положении. Негативная реакция правых была предсказуема и не заставила себя ждать. Но нарастало разочарование среди его сторонников, интерпретировавших отказ Арафата принять план, принципиально отличавшийся от предложений предшествовавших израильских лидеров, как нежелание палестинцев урегулировать конфликт. 23 августа 2000 г. Бараку с трудом удалось "пережить" голосование вотума недоверия правительству.

Помимо реальных разногласий между конфликтующими сторонами существовал набор негативных субъективных обстоятельств; нажим на палестинское руководство со стороны ряда арабских стран, отвергавших какие-либо уступки по беженцам и Восточному Иерусалиму; резко усилившаяся после одностороннего вывода израильских войск из Ливана в мае 2000 г. активность палестинских радикальных кругов и т.д. В среде палестинцев крепло представление о том, что Израиль понимает только язык силы. По их мнению, военная сила вынудила израильтян уйти из Ливана, и если продолжать силовой нажим, можно добиться больших уступок от Тель-Авива. По имеющимся свидетельствам, представители палестинского руководства, озабоченные ростом радикальных настроений в палестинской среде, даже упрекали израильтян в выводе войск из Ливана, который существенно осложнил их положение359.

Попытки США возродить процесс переговоров продолжались. После интенсивных раундов американской дипломатической активности были организованы встречи Клинтона с Бараком и Арафатом в НьюЙорке в начале сентября 2000 г. 26 сентября состоялась встреча Арафата и Барака, но надежды, что после нее вновь начнутся переговоры, были разбиты новым витком насилия.

Начало интифады отсчитывалось с посещения А. Шароном Храмовой горы 28 сентября 2000 г., которое стало толчком к восстанию. Показательно, что Барак сам санкционировал "мирный марш", рассчитывая, что тем самым укрепятся позиции Шарона в блоке Ликуд, а влияние его оппонента Нетаньяху будет подорвано. На предстоящих выборах Барак предпочитал иметь соперником Шарона, чем более молодого и динамичного Нетаньяху. Для палестинцев действия Шарона послужили призывом к широкому и массовому сопротивлению.

Официальные стороны продолжали контактировать, но уже на фоне набирающего обороты вооруженного противостояния. В октябре 2000 г. в Шарм-аш-Шейхе состоялась встреча в верхах. Достигнутые договоренности о прекращении столкновений так и не были реализованы. Параллельные усилия США и России снизить напряженность оказались тщетными.

9 декабря 2000 г. Барак объявил о своей отставке. Будучи неспособным контролировать обстановку в правительстве и теряя поддержку избирателей, он надеялся, что столь драматический жест побудит сторонников Аводы поддержать его на внеочередных выборах, намеченных на начало 2001 г. В этих условиях прорыв на палестинском направлении мог бы обеспечить ему политическое будущее. Переговоры состоялись на базе американских ВВС Боллинг 19-24 декабря.

Президент Клинтон обнародовал план урегулирования, в соответствии с которым 95% территории Западного берега и весь сектор Газа передавались палестинцам. При этом Израиль обменивал 3% своих земель на 5% Западного берега, где находились три основных блока его поселений. План предусматривал раздел Иерусалима: арабские кварталы на востоке города отходили к палестинцам, а построенные после 1967 г. 11 поселений - к Израилю; в Старом городе арабские святыни передавались под ограниченный палестинский суверенитет, а Стена Плача, иудейский квартал и часть армянского - под израильскую юрисдикцию. Признавалось право палестинских беженцев на возвращение, но на территорию своего государства. Те, кто не в состоянии или не хочет воспользоваться этим правом, получат компенсацию и возможность поселиться в третьих странах, согласных их принять.

Израиль также мог принять беженцев в количестве, "соответствующем его суверенному решению". В ответ палестинцы должны признать Израиль в его новых границах и закончить палестино-израильский конфликт. Израильские оккупационные силы заменялись международным контингентом. Армия Израиля оставалась в долине Иордана сроком на три года или менее: в зависимости от ситуации в регионе. Он сохранял за собой три станции раннего предупреждения на Западном берегу, статус которых будет пересматриваться каждые 10 лет360.

Тезисы не вызвали полного удовлетворения у конфликтующих сторон. Тем не менее 25 декабря 2000 г. Барак заявил, что примет американские предложения без всяких оговорок, если палестинцы сделают то же самое. Однако Арафат и его сподвижники отвергли план Клинтона, вероятно, рассчитывая, что продолжающаяся интифада заставит Израиль пойти дальше предложений президента США. Возможно, сказалась и жесткая позиция ряда арабских государств, сузившая для палестинцев поле политического маневра.

По-видимому, Арафат побоялся пойти против набравших влияние экстремистов, в том числе из Фатха. В любом случае отказ палестинской администрации принять американский план фактически означал продолжение кровопролития, откладывал возобновление политического процесса и обеспечил приход к власти в Израиле А. Шарона.

Продолжавшиеся контакты между палестинцами и израильтянами были лишены практической пользы. 21-27 января 2001 г. состоялась встреча израильтян и палестинцев в Табе. На сей раз делегации возглавляли Й. Бейлин и М. Аббас (Абу Мазен) - политики, неоднократно демонстрировавшие возможность достижения компромисса (план Бейлина-Мазена 1995 г., которому Ш. Перес после гибели И. Рабина не дал хода). Этим людям удалось принципиально сблизить позиции сторон и фактически снять разногласия. Были урегулированы территориальные вопросы, нашлась компромиссная формула для решения проблемы беженцев, но подписать какие-либо обязывающие документы стороны не могли. Они лишь согласились рассмотреть записи представителя ЕС на переговорах М. Маратиноса и оформить их в качестве неофициального документа. Исход переговоров в Табе уже не влиял на ситуацию ни в Израиле, ни на палестинских землях361.

В последний раз Арафат встретился с Клинтоном в январе 2001 г. Понимая чувства уходящего президента и пытаясь его подбодрить, он сказал Клинтону:

"Вы - великий человек". "Нет - ответил Клинтон. Я - не великий человек. Я неудачник, и Вы сами сделали меня таким"362.

В октябре 2000 г. на совещании в Шарм-аш-Шейхе было решено образовать комиссию по установлению фактов для подготовки отчета и рекомендаций. Она была названа по имени ее председателя - комиссия Митчелла. В мае 2001 г. документы были представлены. В них говорилось о необходимости возродить доверие, прекратить теракты и насилие, возобновить переговоры, и предлагались меры, которые ожидались в данной связи от палестинских властей и израильского правительства. Рекомендации комиссии, уточненные после визита на Ближний Восток директора ЦРУ Дж. Тенета в июне 2001 г. и именованные "план Митчелла-Тенета", так и не были реализованы.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =