ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ

Звягельская Ирина

Обсудим?
Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Глава 20

УБИЙСТВО И. РАБИНА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ Ш. ПЕРЕСА

Убийство премьер-министра

4 ноября 1995 г. Ицхак Рабин был убит студентом Игалом Амиром, который разделял взгляды ультраправых о "неделимости Земли Израиля". Рабин в это время выступал на многотысячном мирном митинге в Тель-Авиве. "Я всегда верил, - говорил Рабин, - что большинство народа хочет мира и готово пойти ради него на риск. И вы, пришедшие сюда, чтобы поддержать мир, а также многие, кто сейчас не находится здесь, доказываете, что этот народ действительно хочет мира и отвергает насилие. Насилие подрывает основы израильской демократии. Оно должно быть проклято и отринуто и его необходимо сдерживать. Оно не подходит Государству Израиль. Наш путь - это демократия". Последними словами Рабина были следующие:

"Этот митинг должен дать знать израильскому народу, всем евреям, людям в арабских странах и во всем мире, что Государство Израиль хочет мира, поддерживает мир, и за это я благодарю вас"345.

Убийство Рабина стало шоком для Израиля. Впервые люди, привыкшие к высокой степени сплоченности перед лицом опасности, ощутили глубокий раскол в израильском обществе, не выдержавшем испытания переговорами на основе принципа "территории в обмен на мир". На суде Амир не раскаивался в содеянном. С его точки зрения, завоевание территорий в 1967 г. было Божьим промыслом и расставаться с ними - значит совершать большой грех. И тот, кто готов отдать хотя бы часть этих "исторических земель", - предатель. Такого рода подходы были характерны для религиозных поселенцев, для ортодоксальных раввинов и для ультраправых. Рабин и его сторонники из Партии труда недооценили фанатизм приверженцев этих взглядов, считая их политическими маргиналами. "Процесс Осло" способствовал активизации радикальных религиозных деятелей, поскольку означал готовность правительства поступиться принципом "неделимости".

Тему территорий активно эксплуатировал Ликуд, обрушиваясь с жесткой критикой на Рабина и раздувая истерию вокруг проблемы Западного берега и Газы. Описывая роль правых в событиях, предшествовавших убийству, российский исследователь Т. А. Карасова писала:

"Нетаньяху оказался в тяжелой ситуации. Нельзя забывать, что за неделю до убийства он стоял во главе демонстрации, над которой развевались плакаты с изображением Рабина в форме гестапо. Он же возглавлял все бурные демонстрации правых против Рабина и его правительства. Он опасался, что СМИ представят его и Ликуд виновными в создании атмосферы убийства, что левый лагерь использует случившееся в своих интересах, что надо быть готовым к самой большой "охоте на ведьм", которую правые не знавали со времен Арлозорова"346.

После смерти Рабина подавляющее большинство членов Кнессета рекомендовали президенту назначить Переса премьер-министром. Руководство блока Ликуд также выступило в поддержку кандидатуры Переса. Перес стал выполнять функции премьера и министра обороны. На пост министра иностранных дел был выдвинут бывший начальник генштаба Э. Барак.

Перес начал проводить в жизнь достигнутые ранее соглашения. В контексте урегулирования с палестинцами 20 января 1996 г. прошли выборы в Совет палестинской администрации. Председателем Совета был избран Ясир Арафат, получивший 88% голосов. Вместе с тем премьер-министр рассчитывал на возможность прорыва на сирийском направлении. Перес потребовал всю документацию по переговорам с Сирией и заменил Итамара Рабиновича на Ури Савира, человека, который вел тайные переговоры с ООП и имел с Пересом более доверительные отношения.

Прорыв на переговорах с Сирией, на который надеялся Перес, мог бы облегчить его переговоры с палестинцами и обеспечить победу на выборах, назначенных на октябрь 1996 г. Переговоры в Уай Плантейшн в США в декабре 1995 г., где обсуждались все проблемы в пакете, не дали результатов. Не принесли успеха и переговоры на уровне военных экспертов. При этом в свое время правительство Рабина обещало, учитывая позиции правых партий и общую озабоченность населения проблемами безопасности, провести референдум по вопросу о возвращении Сирии Голанских высот. Перес подтвердил свою верность данным ранее обещаниям, но это связало ему руки.

Премьер понял, что прорыва до октября не будет, и решил передвинуть выборы на более ранний срок - 29 мая 1996 г. В этом случае он мог использовать политическую инерцию избирателя, получить голоса сторонников Рабина и обеспечить сплочение электората вокруг Партии труда. Расчет был, возможно, верным, но в оставшийся до выборов срок Пересу не удалось продемонстрировать результативность собственного курса. С точки зрения избирателя, он не справился с обеспечением безопасности граждан.

Не исключено, что на палестинском направлении существовала возможность успешного продвижения, но она не была использована. На неофициальных встречах в Стокгольме, которые происходили под контролем Й. Бейлина и М. Аббаса, переговорщики достигли важных результатов. План окончательного урегулирования был согласован 31 октября 1995 г. По словам Бейлина, Рабин был поставлен об этом в известность, но ничего уже не смог предпринять.

План сводился к созданию демилитаризованного палестинского государства. Израиль возвращал все территории кроме 6%, где находилось около 75% всех поселенцев. Предусматривалась территориальная компенсация палестинцам за аннексированные районы. "В границах "Большого Иерусалима" обе стороны признают западную часть города в качестве "Иерушалаима", а арабскую восточную часть города, находящуюся под палестинским суверенитетом, как "Эль-Кудс""347.

Этот план был неофициальным и вряд ли нашел бы полную политическую поддержку у руководства ООП и Израиля. Однако само его появление свидетельствовало о реальности компромиссов и прекращения палестино-израильской конфронтации. Бейлин представил план Пересу и рассказал ему историю стокгольмского канала. Перес, судя по всему, не имел намерений использовать его в официальных переговорах с палестинцами.

В феврале-марте 1996 г. ХАМАС осуществил ряд террористических акций в Иерусалиме, Ашкелоне и Тель-Авиве, где террористысмертники взрывали себя в автобусах348. После этого в опросах общественного мнения на первый план вышел Нетаньяху, обещавший жестко бороться с терроризмом и обеспечить безопасность страны. Перес прекратил переговоры с палестинскими властями, закрыл границы и объявил войну ХАМАС и Исламскому джихаду. Одновременно он прервал переговоры с Сирией.

Ряд наблюдателей полагал, что в середине 1990-х годов Арафат еще мог оказать влияние на радикалов и заставить их прекратить террор против мирного населения. В этом случае у власти, скорее всего, осталась бы Авода, а процесс переговоров с палестинцами мог быть активизирован. Во всяком случае, Перес был на это настроен. Арафат и его окружение действовали с опозданием. Возможно, их не слишком заботил вопрос о том, кто будет находиться у власти в Израиле, а возможно, они не просто не просчитали политические последствия.

По свидетельству известного израильского журналиста Э. Яари, И. Рабин в начале 1995 г. разочаровался в Арафате и полагал, что тот не выполняет взятых обязательств. В этой связи он готовил своего рода ультиматум - либо Арафат меняет подход к соглашениям, либо Израиль замораживает мирный процесс. Об этом были проинформированы американцы. Перес не знал о недовольстве Рабина ходом переговоров. Он отправился к Арафату с предложением продолжить мирный процесс, но Арафат уже не сдерживал активности ХАМАС. Взрывы в Иерусалиме и Тель-Авиве стоили в конечном итоге премьерского кресла Пересу. Леа Рабин также не знала о колебаниях мужа и приняла Арафата, пришедшего с выражением соболезнований после убийства Рабина.

Сталкиваясь с актами терроризма, израильское правительство подвергалось общественной критике со всех сторон. Рейтинг Переса падал. В условиях подготовки к выборам, которые он сам перенес на более ранний срок, это было недопустимым. Юг Ливана, откуда Хизбалла постоянно обстреливала северные районы Израиля, а марионеточная армия Южного Ливана отказывалась воевать, давно представлял для Израиля проблемную территорию. Теперь перед наступающими выборами Пересу было нужно продемонстрировать успехи в войне с террористами.

Операция, получившая название "Грозди гнева" прошла неудачно. Она началась 11 апреля, а 18 апреля израильской ракетой было убиты беженцы в лагере ООН в Кане349, что привело к резкому осуждению израильской политики со стороны международного сообщества. 27 апреля с помощью США было обеспечено прекращение огня.

Пересу не удалось сохранить доставшийся ему после смерти Рабина потенциал общественного доверия и завоевать достаточное количество голосов избирателей. В глазах многих из них он выглядел непоследовательным и слабым. Нетаньяху сумел использовать промах своего политического конкурента и сыграть на запоздалой и неадекватной реакции правительства на террористические действия экстремистов.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =