ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ

Звягельская Ирина

Обсудим?
Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Глава 2

ФОРМИРОВАНИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ (ИШУВА) В ПАЛЕСТИНЕ

Партийная система сионистского движения и ишува

Сионистское движение никогда не было идейно однородным. Процесс складывания партийной системы в Палестине был неразрывно связан с развитием основных политических течений внутри сионистского движения. К ним относились: сионистское течение либерального толка - Общий сионизм, Ревизионистское движение, находившееся на правом фланге сионизма, Социал-сионистское (рабочее) движение социалистического толка и Религиозный сионизм. В первые десятилетия ХХ в. в ВСО преобладало течение, представленное партией Общих сионистов, оформившееся в отдельную политическую группу в 1929 г. на конгрессе ВСО в Цюрихе, а затем преобразованную в Международный Союз общих сионистов (1931 г.). Его идейная программа была близка к позициям либеральных партий Европы и содержала доктрины классического либерализма - развитие частной инициативы в экономике ишува, свободной конкуренции и рынка, поддержка среднего класса и т.д.

Ревизионистское движение, представленное Союзом сионистовревизионистов (образован в 1925 г. в Париже) во главе с Жаботинским, получило свое название из-за требования, выдвинутого Жаботинским к Исполкому ВСО пересмотреть (ревизовать) отношение исполкома к политике властей британского мандата. Жаботинский и его последователи выступали с максималистских позиций и требовали постепенной трансформации всей территории Палестины (включая Трансиорданию) в самоуправляющееся государство под эгидой еврейского большинства. В знак протеста против сдержанного подхода ВСО и политики Х. Вейцмана Жаботинский покинул XVII сионистский конгресс в 1931 г. После этого борьба ревизионистов с руководством сионистской организации усилилась.

"Доходило даже до открытых стычек. В разгар создавшегося напряжения, 16 июня 1933 г., был внезапно убит на берегу моря в Тель-Авиве глава политического отдела Еврейского агентства Хаим Арлозоров. В кругах Гистадрута возникло подозрение, что убийство было совершено ревизионистами. Один из членов этой партии был арестован и предан суду по обвинению в убийстве. Ревизионисты были глубоко возмущены этим обвинением, считая его наветом, возведенным с целью очернить их движение в глазах еврейских масс. В Палестине и в крупнейших центрах диаспоры разразилась жестокая борьба между левыми и правыми партиями в сионистском движении. В 1935 г. ревизионисты решили покинуть сионистскую организацию и основали свою особую "Новую сионистскую организацию""30.

Религиозное течение в ВСО и Блок религиозных сионистских партий Палестины был представлен Всемирным союзом Мизрахи (Духовный центр), образованном в Вильно в 1902 году. С 1918 года он начал свою деятельность и в Палестине. Далеко не все религиозные группы положительно отнеслись к идеям сионизма, прежде всего потому, что сионизм представлял собой светское национальное движение. Платформа Мизрахи связывала необходимость религиозного возрождения с возвращением евреев в Палестину. Формирование концепции, в которой религиозное восприятие Эрец-Исраэль сочеталось с новым толкованием поселенческой деятельности сионизма, принадлежит главному ашкеназийскому раввину Палестины времен британского мандата А. Куку.

Существовал и ортодоксальный подход, в соответствии с которым возвращение евреев в Палестину было исключительно во власти Божественного провидения. Его воплотило ортодоксальное движение

Агудат Исраэль, созданное в Польше в 1912 г. Для его приверженцев - в основном населения еврейских общин Восточной и Западной Европы - заселение Палестины в рамках сионистского движения было неприемлемо. Насаждавшаяся в Палестине культура, включая возрождение иврита, кибуцы как инструмент колонизации, военные и политические организации, казались им вредными и противоречащими истинно еврейскому образу жизни. Политика АИ стала постепенно меняться после прихода к власти Гитлера, когда приверженцы движения поняли, что евреям в Европе грозит серьезная опасность. Помимо АИ в ортодоксальном лагере оказалась и отделившаяся от нее рабочая группировка - Поалей Агудат Исраэль31.

Решающую роль во Всемирном сионистском движении первой половины ХХ в. и в освоении Палестины сыграло социалистическое течение, взявшее на себя практическую деятельность по освоению Палестины. Еще в конце XIX в. социалистические идеи стали важной частью движения за еврейское национальное возрождение. Внутри социал-демократических кружков России появились группировки еврейских националистов, которые пытались соединить свое понимание решения еврейского вопроса с идеями социал-демократии. Так, в конце XIX в. в России была создана партия Поалей Цион (Рабочие Сиона), которая объединяла марксистов и социалистов. В Европе и США она появилась позже. Одним из идеологов партии был Бер Борохов, причудливо совместивший сионизм с классической марксистской доктриной. Партия провозгласила своей целью классовую борьбу и общественную собственность на средства производства. Общей идейной платформой была концепция, согласно которой еврейский пролетариат, разделяя судьбу мирового пролетариата, тем не менее сталкивается с особыми, специфическими проблемами, и они могут быть решены только путем сосредоточения еврейского рабочего класса в Эрец-Исраэль32. В 1905 г. оформилась социалистическая рабочая партия Хапоель Хацаир (Молодой рабочий). Она сыграла центральную роль в создании движения кибуцев и мошавов в стране33. Помимо марксизма и социализма, иммигранты, прибывавшие в Палестину в начале ХХ в., были носителями толстовских и народнических идей, получивших столь широкое распространение в России, и пытались применить их к решению еврейского вопроса. Главное, что волновало первых идеалистов в сионистском движении, было отсутствие еврейского крестьянства и пролетариата, означавшее, что евреи не могли считаться нацией. Приезжая в Палестину, они надеялись исправить это положение.

Социалисты и марксисты в сионистском движении с самого начала ощущали на себе противоречие между процессом строительства еврейского государства, который был главной целью их деятельности в Палестине, и международным, интернациональным контекстом социалистических идей, кардинально меняющих общественные отношения. По справедливому замечанию российского исследователя Г. Г. Косача,

"самодостаточный процесс еврейского национального возрождения, инициированный поалей-ционистами в Палестине, определялся также и тем, что его временные рамки и осуществлявшиеся им цели совпали с всемирным движением сотворения "новой человеческой личности". Он развивался в интернациональном контексте. Более того, этот процесс был, несомненно, одним из элементов этого контекста... Поалей-ционизм был частью российской политической жизни, его эволюция повторяла извивы развития российской социалистической теории и практики, в конечном итоге, русскость стала едва ли не важнейшим субстратом возрождавшейся в Палестине еврейской культуры на иврит, а в дальнейшем и национальной жизни в Израиле"34.

Базовое противоречие между национальным и классовымобщемировым имело своим результатом раскол Поалей Цион и создание с привлечением других рабочих партий, как более умеренной национальной, вписанной в сионистское движение партии, так и формирование группировки с интернационалистической ориентацией. Упор на национальных задачах обеспечил в 1930 г. формирование партии Мапай, на протяжении многих лет доминировавшей в политической системе ишува, а затем и Израиля. На основе верности интернационализму и марксизму возникла Коммунистическая партия Палестины, а затем Израиля. Радикалы из левой Хашомер Хацаир также оставались верными революционному марксизму. В 1948 г. Ахдут Хаавода (левое крыло Мапай) вышла из партии, обвинив своих бывших соратников в центризме и в отказе от подлинно социалистической идеологии. Тогда Хашомер Хацаир объединилось с Ахдут Хаавода, и вместе с остатками партии Поалей Цион они основали новую партию - Мапам35. Эта партия пополняла свои ряды в основном за счет кибуцников, и ее программа включала цели создания бесклассового общества; равноправие для палестинских арабов; во внешней политике она занимала просоветскую ориентацию36.

Кибуцианское движение

К началу ХХ в. относятся попытки сионистов поставить заселение Палестины на прочную финансовую основу. В 1903 г. в Яффе было открыто отделение Еврейского колониального треста (получил название Англо-палестинский банк), который давал займы под небольшие проценты. В 1908 г. было создано Палестинское бюро ВСО в Яффе, первоначальной целью которого было управление собственностью Еврейского национального фонда. Его первым директором стал Артур

Руппин, внесший большой вклад в колонизацию Палестины. Функции бюро были сразу расширены. Оно осуществляло закупки земель, обеспечение подготовки новых иммигрантов и прочее. Именно Руппин задумал создать учебные фермы для подготовки еврейских сельскохозяйственных рабочих. Потребность в этом была продиктована курсом на "завоевание труда" в тех еврейских поселениях, которые использовали арабских наемных рабочих. Стремление молодых еврейских иммигрантов стать сельскохозяйственными рабочими не было обусловлено ни склонностью к такой работе, ни профессиональными качествами, а идейными соображениями - нельзя строить еврейскую независимость на основе арабского труда.

Руппин с помощью ряда мер пытался обеспечить новых иммигрантов работой, а также найти среди них людей, более подготовленных для нелегкой жизни в Палестине. Следует упомянуть попытку привлечь в Палестину йеменских евреев, которые могли бы заменить труд арабских рабочих. Евреи из Йемена прибывали в Палестину с конца ХК в., движимые главным образом религиозными мотивами. Позже их появление диктовалось ухудшением положения еврейской общины в Йемене. Ибнали, представлявший интересы ишува, был направлен в Йемен в 1910 г., чтобы побудить евреев к иммиграции. Сделать это было нелегко, так как евреи Йемена мечтали о приходе Мессии, а не о репатриации в Палестину по идеологическим мотивам с тем, чтобы стать там сельскохозяйственными рабочими. Тем не менее Ибнали удалось уговорить приехать более тысячи человек. Попытки использовать йеменцев на сельскохозяйственных работах практически не дали результатов. Физически они были слабы и не годились для тяжелого труда. Профессионально не были к нему готовы, так как у себя на родине занимались в основном торговлей и ремеслами. Главная роль все же отводилась молодым иммигрантам из Российской империи.

В качестве эксперимента Руппин отделил часть земли, купленной для большой фермы, и передал ее группе еврейской молодежи, прибывшей в Палестину из г. Ромны и связанной узами дружбы. Впервые они получили землю в свое распоряжение и могли вести хозяйство на свой страх и риск. Через два года они построили собственный дом. Так в 1909 г. было основано первое коллективное поселение (квуца) Дгания, которое стало прообразом сельскохозяйственных коммун, началом мощного кибуцианского движения, сыгравшего решающую роль в становлении Государства Израиль37.

Появление коллективных поселений было продиктовано прежде всего, тяжелыми условиями Палестины, когда только сообща можно было рассчитывать на выживание. Одновременно имелись и мировоззренческие мотивы38 - коммуна была воплощением социалистических идей труда, равенства, справедливости. Дгания стала примером коллективного поселения, но примером не универсальным. Ее создала небольшая группа единомышленников, приспособиться к которой не удавалось вновь прибывшим иммигрантам. Со своей стороны и члены квуцы крайне придирчиво выбирали для нее новых членов. К концу Первой мировой войны в стране насчитывалось 8 квуцот, в которых состояло 250-300 человек39.

Дальнейшее развитие движения было связано с деятельностью партии Ахдут Хаавода, появившейся в Палестине в 1919 г., и с иммигрантами третьей алии (1919-1923 гг.). Их целью было строительство страны посредством создания всеобщей коммуны трудящихся, внедрения еврейского труда во все отрасли хозяйства в Палестине и его превращения в важнейший инструмент строительства национального очага. Это требовало мобилизации коллективных усилий, полного подчинения индивида национальной задаче. Трумпельдор так говорил об этом:

"Нам нужны люди, готовые выполнять любую работу, в которой только есть нужда в Палестине... все, что потребует национальная машина. Вам нужно колесо? Я буду колесом. Гвозди, винты, блоки? Возьмите меня. Нужно копать землю? Я буду копать. Нужно отстреливаться, нужны солдаты? Я запишусь. Полицейские, доктора, юристы, учителя, водоносы? Пожалуйста, я готов все это делать. Я не человек. Я воплощение готовности служить, готовности ко всему. Меня ничто не связывает. Я знаю лишь одну команду: "Строй""40.

Кибуцы были не только сельскохозяйственными поселениями, но и носителями определенной идеологии, создавшими свой образ жизни. Члены кибуца работали по 8 часов на тех работах, куда их назначала комиссия по распределению работ. Все они поочередно несли дежурства по кухне, в столовой, по охране территории и т.п. Дети воспитывались вместе и видели родителей только по вечерам. Во многих кибуцах они даже ночевали не дома, а в общих спальнях. В начале кибуцианского движения коммуна формулировала свой собственный, порой доходящий до абсурда стиль общественного поведения. Женщины, не имевшие ни малейшего представления о появившемся позже феминизме, стремились выполнять такую же тяжелую работу, как мужчины, чтобы подчеркнуть полное равенство полов. На еду, одежду считалось постыдным обращать внимание - пионеры должны быть готовыми к любым испытаниям. В этом подходе было немало наивных представлений о коллективизме. Г. Меир, будущий министр иностранных дел, а затем премьер-министр Израиля, приехала жить и работать в кибуц в 1921 г. из США, куда ее семья иммигрировала из Пинска - маленького городка Российской империи. Будучи убежденным членом левой партии Поалей Цион, Меир решила доказать, что способна справиться с любой работой, а вовсе не является изнеженной американской девушкой, как ей намекали при приеме в кибуц. В своих воспоминаниях она рассказывает об атмосфере, царившей в кибуце в 1920-е годы.

"Тогда все наши девушки носили одинаковые платья: в сотканной арабами мешковине прорезались три дырки - одна для головы и две для рук - получалось платье, которое оставалось только подвязать веревкой. В пятницу кибуцники переодевались: мужчины надевали чистые рубашки, а женщины - юбки и блузки вместо брюк и рабочих платьев. Но я не понимала, почему аккуратность допускалась только раз в неделю. Мне неважно было, что носить по будням, но это должно было быть проглажено. И каждый вечер я тщательно гладила свой "мешок" тяжелым утюгом на углях, зная, что кибуцники не только считают меня сумасшедшей, но и в глубине души подозревают, что я не настоящий пионер"41.

Делая упор на поселенческую деятельность, движение стало основывать не столько мелкие закрытые квуцот, а крупные хозяйства, открытые для всех желающих, где помимо земледельческих работ была возможность работать на промышленных предприятиях. В 1925 г. первые коммуны объединились в Хевер ха-квуцот. Это объединение отличала полная автономия входящих в него квуцот и невмешательство центрального руководства во внутренние дела каждой их них. К 1927 г. наиболее крупные поселения и поселения-саттелиты образовали федерацию кибуцев Хакибуц Хамеухад (Объединенный кибуц), которая отказалась от закрытости мелких коммун и сделала ставку на широкомасштабную абсорбцию иммигрантов. Вскоре термин кибуц стал использоваться для обозначения всех коллективных поселений, независимо от их размеров и принципов подбора новых членов. В идеологии коллективных поселений существовало и левацко-утопическое направление, которое принесли с собой иммигранты из Польши и Литвы. Для них коммуна означала борьбу против сковывающих семейных уз, мешавших свободному развитию. В таких коммунах дети жили отдельно от родителей, все было максимально обобществлено. В 1927 г. поселения подобного направления организовали собственную федерацию Кибуц Хаарци (Национальный кибуц), которая постепенно отошла от радикализма первых поселенцев42.

Четвертая алия (1924-1929 гг.) и пятая алия (1929-1939 гг.) представляли собой не идеалистов, а скорее беженцев - в 1920-е годы они бежали от экономических преследований польского правительства, а в 1930-е годы из нацистской Германии. Среди них тоже были молодые пионеры, готовые присоединиться к старым кибуцам или создать новые.

Кибуцианское движение имело огромное влияние на весь процесс становления Израиля. Оно воспитало израильскую элиту, заложило основы будущей армии, определило стиль руководства, сформировало доминирующую в обществе систему ценностей, особенно в первые годы существования государства, обеспечивало абсорбцию иммигрантов43. Именно кибуцианское движение способствовало формированию границ будущего государства. В 1930-е годы в условиях арабского восстания кибуцы обеспечили колонизацию тех районов Палестины, где почти не было евреев. Была внедрена новая система строительства поселений, получившая название "Стена и башня". С заранее заготовленными материалами члены будущего поселения при поддержке военной организации Хагана (создана в 1920 г.) прибывали на место и за несколько часов возводили высокий забор крепостного типа. По свидетельству израильского автора Хаима Гвати,

"...внутри двора ставили несколько жилых бараков и возводили деревянную башню - с нее обозревали окружающую местность, оттуда же связывались с соседними поселениями. Арабские пули такой забор не пробивали, а тридцать-сорок поселенцев (обычное в те годы число) всегда отражали арабские атаки. За три года (до сентября 1939 г., когда началась Вторая мировая война) евреи сумели основать 53 новых поселения - в долине Бег-Шеан, в Верхней Галилее, в горах Менашшне в Западной Галилее и др., причем 37 из них были кибуцами"44.

Еще одной разновидностью коллективных поселений стали мошавы. Они были альтернативой квуцот и кибуцам, в которых семья и личность рассматривались лишь как неотъемлемая часть коллектива. В 1919 г. возникла идея поселения в виде рабочего кооператива (мошав овдим), в котором рабочие будут селиться на приобретенной Еврейским национальным фондом земле, коллективно закупать оборудование, продавать произведенную сельскохозяйственную продукцию и обеспечивать членам мошава необходимые услуги. При этом каждая семья жила и трудилась на своем участке земли и получала доход. Первый мошав был создан недалеко от Назарета и получил название Нахалаль. Мошавы не могли расти столь же быстро, как кибуцы, поскольку напрямую зависевшие от своего дохода семьи не принимали не искушенных в сельском хозяйстве новичков. Движение мошавов было менее идеологизированным, оно не имело связанных с ним молодежных организаций, а его федерация не была столь же структурированной как федерации кибуцев. Если в догосударственную эпоху мошавы играли относительно скромную роль, не вписываясь в радикальный социалистический эксперимент, то после создания государства кооперативы стали важной формой организации сельскохозяйственного производства.

Земли для поселений в основном закупались у так называемых отсутствующих землевладельцев - арабских феодалов, живших за пределами Палестины. Переход этих земель новым собственникам влек за собой сгон с них местных арабских арендаторов-издольщиков, которые фактически оставались без средств к существованию. При этом они не могли устроиться на работу в еврейские поселения, где по идеологическим и прагматическим соображениям упор делался на собственно еврейский труд. Естественно, что в таком политическом контексте арабские наемные рабочие были не нужны. Можно добавить к этому, что ставшая распространенной коллективная форма еврейской колонизации в Палестине при опоре на собственные силы определила то обстоятельство, что поселения, а затем и промышленные объекты избегли судьбы классических колониальных предприятий, сметенных национально-освободительным движением во многих странах "третьего мира". Ставка сионистов на этническую занятость и на создание закрытой экономики была одним из важных факторов их выживания и закрепления в Палестине, но одновременно она способствовала росту конфликтности между евреями и арабами.

Скупка земель и рост сельскохозяйственных поселений, создание промышленных предприятий, собственных партий (часть из них была создана еще в Европе, но в этот период начинает укореняться в Палестине), органов самоуправления, профсоюзов, системы образования и здравоохранения, вооруженных отрядов, обеспечивающих безопасность, - все это превратило ишув в достаточно автономное образование, по мере развития которого происходила все большая идентификация евреев с Палестиной. Они были уже не "пришлым населением", гонимым неудачами и преследованиями в странах, где они проживали, а людьми, для которых Палестина стала единственным собственным домом.

Самоуправление и самооборона

Первой сионистской администрацией в Палестине стала Сионистская комиссия во главе с Х. Вейцманом, которая прибыла в страну вслед за английскими войсками. Она существовала параллельно с военной администрацией и стремилась взять на себя как можно больше функций. Фактически комиссия была своего рода первым квазиправительством ишува, для которого после освобождения от турецкого ига начался процесс национального возрождения, сопровождавшийся возникновением многочисленных организаций и национальных обществ. Деятельность комиссии имела помимо практических задач также и символические. Она постоянно требовала расширения своих функций с целью подчеркнуть свой особый статус, равно как и статус еврейской общины; делала особый упор на придание ивриту равного с арабским языком статуса, пыталась обеспечить контракты для еврейских предпринимателей, просила разрешение на выпуск банкнот и сбор налогов, но, главное, позиционировала себя как управляющий орган, не менее значимый, чем сама военная администрация. Военный губернатор Р. Сторрс помимо своей воли все больше вовлекался в специфическую палестинскую политику, в процесс рассмотрения бесконечных взаимных претензий арабов и евреев.

"Я не выступаю ни за кого, но за всех, - писал Сторрс. Два часа арабских жалоб толкают меня в синагогу, а после интенсивного курса сионистской пропаганды я готов принять ислам"45.

Состав комиссии вызывал резкую критику со стороны укоренившихся в Палестине деятелей ишува. С их точки зрения, в нее входили чужаки из Европы, даже не знавшие иврита, за распространение которого они агитировали, англофоны, не представлявшие себе палестинских реалий. Соперничество между этими двумя направлениями в сионизме (европейским - внешним и палестинским - внутренним) не прекращалось на протяжении всей истории строительства "государства в пути" и даже ощущалось в первые годы существования Израиля.

Органы самоуправления ишува стали создаваться с декабря 1918 г. Представители палестинских евреев собрались в Яффе, чтобы выработать основной закон для своего национального очага. Был определен порядок выборов в органы самоуправления - прямые, тайные и равные, включая право женщин на голосование, а также пропорциональные. Практика выборов на основе партийных списков была принята на конгрессах ВСО и заимствована ишувом. В апреле 1920 г. состоялись выборы в Собрание депутатов, куда было выбрано 314 человек. В свою очередь Собрание выбрало исполком (Ваад Леумми - Национальный комитет), состоявший из 36 членов. В течение долгого времени британские власти в Палестине не признавали выборные органы ишува. Только в 1927 г. правительство Великобритании издало указ, формально признающий единую еврейскую общину с ее религиозными и светскими институтами. Официальный статус получили Совет раввинов, Собрание депутатов и Ваад Леумми46.

Важным событием стало открытие Еврейского Университета на горе Скопус в Иерусалиме в июне 1925 г. Оно привлекло многих иностранных гостей, среди которых был и лорд Бальфур, специально прибывший из Англии.

В 1929 г. было создано Еврейское Агентство, которое должно было сотрудничать с британской администрацией в Палестине в вопросах, связанных с созданием национального очага. Его появление диктовалось статьей 4 Мандата, в которой говорилось:

"Соответствующее Еврейское Агентство будет признано в качестве общественного органа с целью консультаций и взаимодействия с Палестинской Администрацией в таких экономических, общественных и других вопросах, которые могут затрагивать установление еврейского национального очага и интересы еврейского населения в Палестине, и будучи подконтрольным Администрации, оказывать ей содействие и участвовать в развитии страны. Сионистская Организация, если ее организация и устав будут, по мнению Держателя Мандата, подходящими, будет признана таким агентством. Она предпримет шаги по консультации с Правительством Его Британского Величества для обеспечения сотрудничества всех евреев, которые пожелают содействовать установлению еврейского национального очага"47.

Главой исполкома ЕА с 1935 по 1948 г. был Д. Бен Гурион, основатель социалистической партии Мапай и будущий премьер-министр Израиля. В декабре 1920 г. появился Гистадрут (Хистадрут ха-клалит шель ха-'овдим бе-Эрец-Исраэль - Генеральная федерация рабочих земли Израиля). В начале своей работы профсоюз считал своим главным делом обеспечить занятость для прибывающих еврейских иммигрантов. Потенциальными местами для работы могли бы служить цитрусовые рощи вдоль береговой линии. Они принадлежали крупным капиталистическим еврейским хозяйствам, которые вплоть до начала 1930-х годов предпочитали использовать наемный арабский труд. Гистадрут оказывал давление на руководство таких плантаций, требуя от него избавиться от арабов и взять на работу евреев из Восточной Европы, для которых отсутствие работы означало голодную смерть. Это, разумеется, не улучшало отношений между двумя общинами.

Гистадрут скоро занял особое положение в ишуве, и его функции и влияние вышли далеко за рамки трудоустройства для еврейских иммигрантов. Он стал основывать собственные предприятия, которые могли бы оживить производство, обеспечить закупку и сбыт сельскохозяйственной и промышленной продукции, разместить заказы. В 1923 г. Гистадрут основал Ассоциацию рабочих (Хеврат Овдим), представлявшую собой холдинговую компанию. В свою очередь в 1926 г. ассоциация основала Рабочий банк (Банк Хапоалим), который стал важнейшим кредитным инструментом в экономике ишува. Особого упоминания заслуживают также фонд Купат Холим, обеспечивший единую систему медицинского обслуживания, и организованная Гистадрутом система школ и курсов48. Гистадрут создавал как рабочий класс, так и средние слои, он внес огромный вклад в становление экономики, став в наиболее трудные годы главным менеджером и работодателем.

Институционализация ишува, естественно, предполагала наличие собственных вооруженных сил, особенно учитывая неспокойную ситуацию в Палестине и враждебность арабского населения. Уже упоминавшаяся военная организация Хагана была создана при содействии партии Ахдут Хаавода, а затем снабжением Хаганы, подготовкой ее бойцов и доставкой оружия стал заниматься Гистадрут. Таким образом, с самого начала Хагана оказалась под контролем социалистических партий. Это, кстати, было одной из причин, по которой ВСО, где основную роль играли Общие сионисты, в начале 1930-х годов отказалась предоставить фонды Хагане. Они не хотели передавать контроль над обороной ишува в руки своих социалистических соперников. Социалистическая ориентация не только не была отринута в результате этого решения, но еще больше укрепилась, а в 1936 г. в самих сионистских конгрессах стали доминировать социалисты.

В начале 1920-х годов Хагана представляла собой партизанские отряды, продолжавшие традиции еврейских организаций самообороны в Палестине - Бар Гиора, созданной в 1907 г., и Хашомер (Страж), созданной в 1909 г. Арабские восстания 1920-х годов и 1936 г., а также все большее разочарование в британских властях постепенно заставили Хагану поменять тактику. Если раньше она практиковала концепцию сдерживания, чтобы не раздражать британское руководство, что означало лишь защиту еврейских поселений от набегов арабских отрядов, то позже переориентировалась на превентивные действия. Командующим Хаганы был Ицхак Саде, ветеран Красной армии и марксист по убеждениям. Под его руководством в рядах Хаганы сражались молодые парни, ставшие впоследствии генералами израильской армии и видными политическими деятелями - Игал Аллон, Моше Даян. Одним из лидеров Хаганы в начале 1940-х годов стал Моше Сне, возглавивший после раскола комммунистической партии Израиля в 1965 г. группу, сохранившую старое название коммунистов - Маки.

Обострение еврейско-арабских отношений и реакция на них Великобритании

Колонизация ускорила рост капиталистических отношений в Палестине, быстро преобразовывавших патриархальное арабское общество. Основная масса палестинцев, втянутая в национальную борьбу в 1920-е годы, представляла собой сельское население с сохранявшейся подчиненностью феодальным кланам. Арабский палестинский конгресс (АПК), созданный в 1920 г. и просуществовавший по 1934 г., проводил свои съезды крайне нерегулярно, и руководящим органом палестинского движения в этот период оставался избираемый АПК Арабский исполком.

Возглавлявшая Исполком арабская феодальная верхушка не была едина. Клан Нашашиби соперничал за влияние на палестинское общество с более радикальным кланом Хусейни (откуда происходил и великий муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни). Оба клана стремились занять ведущие позиции в созданном Великобританией 20 декабря 1921 г.

Высшем исламском совете - органе управления делами мусульманской общины, равно как и в Арабском исполкоме, основанном в 1920 г.49. Феодальные кланы пытались на первых порах заручиться поддержкой Великобритании, надеясь, что та откажется от планов массовой еврейской иммиграции, будет максимально сдерживать политическое и экономическое развитие ишува и обеспечит более широкие политические права арабской верхушке в Палестине. В целом в 1920-е годы арабское недовольство было направлено, прежде всего, против евреев и носило этнорелигиозную окраску.

Сопротивление палестинских арабов еврейским колонистам было вполне предсказуемой реакцией. Об этом предупреждал известный правый деятель сионизма Зеев Жаботинский, высмеивавший попытки своих оппонентов - руководителей социалистических партий - привлечь арабов на свою сторону обещаниями экономического расцвета Палестины при ведущей роли евреев. В 1924 г. он писал в статье "О железной стене", ставшей своего рода кредо правых сионистских группировок:

"Примирители в нашей среде пытаются уговорить нас, будто арабы - или глупцы, которых можно обмануть "смягченной" формулировкой наших истинных целей, или продажное племя, которое уступит нам свое первенство в Палестине за культурные и экономические выгоды. Отказываюсь наотрез принять этот взгляд на палестинских арабов... Фантазия о том, что они добровольно согласятся на осуществление сионизма в обмен на культурные или материальные удобства, которые принесет им еврейский колонизатор, - эта детская фантазия вытекает у наших "арабофилов" из какого-то предвзятого презрения к арабскому народу, из какого-то огульного представления об этой расе как о сброде подкупном, готовым уступить свою родину за хорошую сеть железных дорог... Каждый народ борется против колонизаторов, пока есть хоть искра надежды избавиться от колониальной опасности. Так поступают и так будут поступать и палестинские арабы, пока есть хоть искра надежды. Наша колонизация или должна прекратиться, или должна продолжаться наперекор воле туземного населения. А поэтому она может продолжаться и развиваться только под защитой силы, не зависящей от местного населения - железной стены, которую местное население не в силах прошибить.

В этом и заключается вся наша арабская политика: не только "должна заключаться", но и на самом деле заключается, сколько бы мы ни лицемерили. Для чего декларация Бальфура? Для чего мандат? Смысл их для нас в том, что внешняя сила приняла на себя обязательство создать в стране такие условия управы и охраны, при которых местное население, сколько бы оно ни желало, было бы лишено возможности мешать нашей колонизации административно или физически"50.

В этом отрывке помимо главного упора на укрепление ишува, в том числе и военное, которое одно может стать гарантией его сохранения и обеспечить возможность договоренностей с арабами в будущем, обращает на себя внимание еще одна фраза. Жаботинский говорит об арабском населении Палестины как о народе. После этого должно было пройти почти семьдесят лет, чтобы руководители Израиля признали наличие национальных прав палестинского народа.

В период становления "государства в пути" существовали организации, которые считали необходимым установление связей между евреями и арабами с целью совместного решения проблем Палестины. Так, общество Брит-шалом (Союз мира), созданное в 1925 г. в Иерусалиме, поддерживало идею создания двунационального государства, в котором евреи и арабы имели бы равные права. Среди основателей Брит-шалом были Артур Руппин, писатель Рабби Биньямин, Шмуэль Хуго Бергман и другие. Брит-шалом объединяло небольшую группу интеллектуалов, но при этом предоставляло широкую площадку для дискуссий по арабо-еврейским отношениям, в которых участвовали и лидеры ишува. Просуществовала организация до середины 1930-х годов. Она не пользовалась поддержкой со стороны ишува и подвергалась резкой критике, а в условиях роста напряженности в отношениях с арабами была вынуждена свернуть свою деятельность. Организация Ихуд (Единство) - была основана в 1942 г. Иехудой Лейбом Магнесом, Мартином Бубером, Акивой Эрнстом Симоном, Моше Смилянским и другими. Во время Войны за Независимость деятельность Ихуда временно прекратилась и возобновилась лишь в начале 1950-х годов. Основная цель заключалась в поисках путей к достижению взаимопонимания и компромисса между Израилем и арабскими государствами, а также в защите прав арабского меньшинства в Израиле. Как и Бритшалом, Ихуд состоял главным образом из интеллектуалов старшего поколения, и со смертью большинства его основателей он практически перестал существовать ко второй половине 1960-х годов51. Взвешенные позиции в отношении арабского населения Палестины занимала и левая партия Хашомер Хацаир, которая делала упор на сотрудничестве на базе классовых интересов52.

Можно предположить, что выдвижение идеи двунационального государства было продиктовано тем, что в начале 1920-х годов появление в будущем независимого еврейского государства выглядело крайне маловероятным. В то же время призывы Ихуда найти общий язык с арабами, отвергавшиеся большинством палестинских евреев, сталкивавшихся с враждебностью и неспособных, как это бывает, понять представителей иной культуры, не были добросовестным заблуждением, а скорее наивной верой в возможность нормального сосуществования.

Учитывая негативное отношение арабов к идее еврейского национального очага, выливавшееся в ожесточенное сопротивление, Лондон решил выпустить документ, разъясняющий британскую позицию в отношении этого региона. Документ, названный "Белая книга", был опубликован в июле 1922 г. и подготовлен министром по делам колоний У. Черчиллем. Главной целью "Белой книги" была попытка совместить обещания, содержавшиеся в Декларации Бальфура, с обязательствами по созданию независимого арабского государства, выполнения которых арабы ждали, исходя из переписки Мак-Магона с шерифом Хусейном. Чтобы успокоить арабов, в "Белой книге" говорилось о том, что условия Декларации Бальфура вовсе не предусматривали превращение всей Палестины в еврейский очаг, а предусматривали развитие местной еврейской общины с помощью евреев из других стран для того, чтобы она могла стать центром интереса и гордости для еврейского народа. В документе также содержались такие разочаровывающие для ВСО моменты, как ограничение еврейского очага исключительно территорией к западу от Иордана, ограничение еврейской иммиграции экономическими возможностями страны. Вопрос о создании исключительно еврейской политической единицы был и вовсе обойден.

Арабам английское правительство разъяснило, что их понимание писем Мак-Магона было неверным, поскольку Палестина была исключена из территорий, на которые могла бы распространяться независимость53.

Такая интерпретация английской политики не устраивала ни евреев, ни арабов. Однако сионисты все же согласились с "Белой книгой", поскольку она, по крайней мере, гарантировала им роль в рамках мандата. Арабы же документ отклонили, так как он лишал их прав на территорию к западу от Иордана.

Осенью 1929 г. в Палестине вспыхнуло арабское восстание. К нему привели многочисленные столкновения у Стены Плача между евреями и арабами. Оно было сравнительно быстро подавлено английской администрацией, но рост напряженности в отношениях между двумя общинами продолжался. В 1929-1930 гг. Великобритания направила в Палестину две следственные комиссии. Комиссия по расследованию Шоу вела слушания в течение 5 недель и представила свой доклад 30 марта 1930 г.

Комиссия предлагала ужесточить контроль за еврейской иммиграцией, защитить феллахов от вытеснения еврейскими скупщиками земли, довести до сведения Еврейского Агентства, что оно ни в коей мере не полномочно участвовать в управлении Палестиной. Рекомендации комиссии, хотя и содержали обвинения арабов в инициировании насилия, были в основном нацелены на то, чтобы предотвратить дальнейшие неминуемые беспорядки за счет ограничения возможностей еврейской стороны54.

Позже в Палестину была направлена комиссия Дж. Хоуп-Симпсона, специалиста по сельскому хозяйству, которая должна была сосредоточиться не на проблемах межэтнического противостояния, а на экономических возможностях Палестины. В октябре 1930 г. новый отчет был опубликован, и он оказался еще менее утешительным для ишува, чем первый. Как считал автор, экономические возможности Палестины по абсорбированию еврейских иммигрантов должны оцениваться с учетом уровня безработицы. В докладе Еврейское Агентство обвинялось в использовании исключительно еврейского труда для обработки земли, что отвечало национальным целям, но противоречило 6 статье мандата, в соответствии с которой не должны ущемляться права и положение других групп населения Палестины55.

На основе этих докладов были сформулированы основные направления политики Англии в Палестине, представленные в документе под названием "Белая книга", опубликованном в октябре 1930 г. В ней содержались обещания не допускать ущемления арабских интересов в ходе создания еврейского национального очага. Этот документ на деле не привел к сокращению еврейской иммиграции, на чем настаивали арабские лидеры, поскольку, продолжая маневрировать между евреями и арабами, премьер-министр Р. Макдональд направил в феврале 1931 г. письмо Х. Вейцману, в котором разъяснялась политика Великобритании в Палестине, базирующаяся на определенных обязательствах перед евреями и арабами, и подчеркивалось, что она нацелена лишь "на правильное применение правительственных постановлений об иммиграции"56.

Таким образом, была предпринята попытка в очередной раз примирить противоположные интересы и облегчить проведение британской политики в регионе, но возможностей для этого становилось все меньше.

Арабское восстание 1936-1939 годов

Арабские выступления вновь охватили страну в октябре 1933 г. К этому времени в среде палестинских арабов крепли идеи национального освобождения. Молодые палестинские националисты были готовы выступить не только против еврейских колонистов, но и английских колониальных властей. Недовольство было столь сильным, что, несмотря на жесткие меры, в апреле 1936 г. началось крупное арабское восстание, охватившее всю Палестину и длившееся до весны 1939 г.

Восстание вспыхнуло как реакция на очередное столкновение между арабами и евреями. 13 апреля был убит еврейский иммигрант, а 15 апреля 1936 г. на дороге Наблус-Тулькарм еще трое евреев. В ответ были убиты два араба. К этому времени призывы со стороны арабских национальных комитетов к всеобщей забастовке против политики Великобритании в Палестине находили широкую поддержку, и почти сразу после случившегося стали формироваться вооруженные отряды в арабских деревнях, которые вступали в столкновения с еврейскими вооруженными силами. 25 апреля основные палестинские политические партии и главы кланов объединились и создали коалицию, известную под названием Высший арабский комитет, во главе которого стал Амин аль-Хусейни, муфтий Иерусалима.

До 1948 г. ВАК был исполнительным органом палестинского освободительного движения, координировавшим деятельность различных партий и выступавшим от имени палестинского народа. Комитет, руководивший восстанием, сформулировал его политические цели: прекращение еврейской иммиграции в Палестину, прекращение передачи земель от арабов евреям, замена мандатного управления Великобритании национальным правительством. Создание ВАК и его деятельность направили спонтанные выступления арабов в русло организованного гражданского неповиновения, которое стало угрожать позициям Англии в этом районе. Был объявлен бойкот еврейских товаров и продаж товаров евреям, происходили нападения на еврейские поселения и на британские позиции.

Партизанские действия приобрели столь широкие масштабы, что к сентябрю 1936 г. Великобритания была вынуждена увеличить воинский гарнизон до 20 тыс. человек. Казалось, что речь шла о новом завоевании Палестины. Помимо организации военного отпора англичане были вынуждены принять и ряд политических мер. Под влиянием призывов лидеров соседних арабских государств, предлагавших свои услуги восставшим в поисках соглашений с Англией, ВАК в октябре 1936 г. объявил о прекращении всеобщей стачки. После этого британское правительство назначило комиссию под руководством лорда Р. Пиля для анализа ситуации в Палестине. Ее задачи заключались в том, чтобы определить причины и дать рекомендации по прекращению восстания. Комиссия начала слушания в Иерусалиме в ноябре 1936 г. Арабы, не доверявшие Англии, предпочти игнорировать эти слушания, а представители ишува, несмотря на то что у них также имелся свой счет к английским властям, на них присутствовали и давали соответствующие показания. Только к концу процедуры под влиянием арабских государств на слушаниях появились и руководители палестинских арабов. Комиссия Пиля, рассмотрев и проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что между евреями и арабами в Палестине нет никаких общих точек соприкосновения. Они различаются по языку, культуре, религии и, самое главное, по своим национальным устремлениям. Именно учитывая эти непримиримые национальные устремления, комиссия порекомендовала раздел Палестины. Должно было быть создано три зоны - еврейская, арабская и зона, остающаяся под британским мандатом. В целом мандатное управление должно было быть заменено системой договоров, при которых Британия сохранила бы определенный контроль. Защиту святых мест должна была гарантировать Лига Наций57.

Этот план, как и ожидалось, никого не удовлетворил. Арабы выступали против самого принципа передачи евреям хотя бы части Палестины, а сионистские лидеры полагали, что предложенная часть слишком мала и еврейская зона окажется нежизнеспособной. Все же Еврейское агентство приняло данный план, рассматривая его как принципиальную возможность получить террориторию для построения независимого государства. Арабы категорически его отвергли и начали новую фазу восстания. Фактически комиссия Пиля предложила первый план раздела Палестины, но британское правительство, видя, что он не может привести к стабилизации обстановки, отказалось от ее рекомендаций. Окончательно план раздела был похоронен комиссией во главе с сэром Дж. Вудхедом. В октябре 1938 г. ею был опубликован отчет, главная идея которого состояла в том, что в Палестине невозможно создать два жизнеспособных государства. Комиссия предложила несколько вариантов раздела, вероятно, с тем, чтобы продемонстрировать их утопичность. В ноябре 1938 г. правительство Великобритании выпустило "Белую книгу", в которой высказалось против раздела.

Маневры Великобритании не повлияли на ситуацию в Палестине. Вторая фаза арабского восстания длилась с сентября 1937 г. по январь 1939 г. В ходе нее объектами нападений все чаще становились британские официальные лица. В этот период, когда власти почувствовали настоящую угрозу, они пошли на сотрудничество с еврейскими вооруженными силами. Численность британских регулярных войск была уже доведена до 42 тыс. человек, около 20 тыс. составляли силы полиции. Хагана получила возможность вооружиться. Более того, были созданы специальные отряды под командованием британского офицера Орда Уингейта, которые проводили ночные операции и получили хорошую военную подготовку, пригодившуюся израильтянам в ходе первой арабо-израильской войны. Позже британские власти решили, что Уингейт слишком проникся сионистскими идеями, слишком сочувственно стал относиться к ишуву, и отозвали его из Палестины. В течение ряда лет Уингейт еще надеялся вернуться в Палестину и даже возглавить там будущую израильскую армию. Он погиб в авиакатастрофе в Бирме в 1944 г.58.

ВАК был распущен колониальной администрацией, его представители арестованы или изгнаны из страны, но, несмотря на отсутствие руководства, восстание не пошло на убыль. Еще до официального создания ВАК на местах были сформированы национальные комитеты, которые также осуществляли руководство восставшими. К осени 1938 г. партизаны начали устанавливать контроль не только в сельских районах, но и в городах - Вифлеем, Наблус, Хеврон. Даже в Иерусалиме существовала партизанская власть. Английские колониальные учреждения в охваченных восстанием городах были закрыты, их служащие эвакуированы. Военное давление приносило Англии лишь краткосрочные результаты - стабилизация обстановки представлялась почти нереальной. В этих условиях Великобритания вновь прибегла к маневрированию. На сей раз она преследовала цели умиротворения арабской стороны за счет давления на еврейскую сторону.

17 мая 1939 г. правительство выпустило новую "Белую книгу". Этому шагу предшествовала Сент-Джеймская конференция в Лондоне, открывшаяся 7 февраля 1939 г. После того как комиссия Вудхеда признала, что разделить Палестину не удастся, Британия собрала участников конфликта с тем, чтобы попытаться найти компромисс между ними. На конференции присутствовали делегации из Египта, Ирака, Саудовской Аравии, Трансиордании и Йемена. Палестинцы были представлены бывшими членами ВАК, которым англичане разрешили въезд. Муфтий Иерусалима, известный своим радикализмом, допущен не был. Зато был представлен лояльный к Англии клан Нашашиби. Ишув представляли члены исполкома Еврейского Агентства. Делегацию возглавлял Хаим Вейцман. Кроме них были представители английской и американской еврейских общин. Конференция не смогла решить ни одного из поставленных вопросов. Сионисты даже заподозрили англичан в том, что они давали разные документы арабской и еврейской делегациям59. Как бы то ни было, Великобритания не собиралась уходить из Палестины, а ее обещания предоставить ей независимость ни для кого не были убедительными и никого не устроили.

"Белая книга" свидетельствовала о готовности Великобритании пожертвовать интересами ишува во имя сохранения своих позиций в Палестине и в арабском мире. В документе говорилось, что еврейская иммиграция в Палестину должна быть ограничена до 75 тыс. человек на ближайшие 5 лет, а в дальнейшем сможет возобновиться только при согласии на нее арабов. Были введены ограничения на покупку евреями земель, чтобы не увеличивать число безземельных арабских крестьян. В документе подчеркивалось:

"правительство его Величества полагает, что рамки мандата, в который интегрирована Декларация Бальфура, не могли предусматривать, что Палестина будет превращена в еврейское государство против воли арабского населения страны"60.

Создание еврейского национального очага рассматривалось только в составе независимого государства Палестины, которое станет возможным не ранее, чем через десять лет.

"Белая книга" фактически подвела итог сотрудничеству сионистов с Великобританией - в такой ситуации еврейское государство в Палестине не имело шансов на создание. Хотя в период Второй мировой войны сотрудничество возобновилось, базовые противоречия сохранились. Иллюзий относительно британской политики у лидеров ишува больше не оставалось.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =