ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ

Звягельская Ирина

Обсудим?
Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Глава 1

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СИОНИЗМА И НАЧАЛО КОЛОНИЗАЦИИ ПАЛЕСТИНЫ

Религиозные и светские предшественники политического сионизма

Политический сионизм возник как часть европейского национального и идейного дискурса, воплотив в себе различные идеологические подходы. Как и всякий национализм, он был направлен на создание культурно гомогенного общества, этнонациональные границы которого совпадали бы с политическими. Принципиальное отличие от бурно развивающихся европейских национальных движений, нацеленных на слом старых империй и границ, заключалось в том, что обретение собственной государственности для евреев означало необходимость получения территории и политических прав на нее. Еврейские общины существовали в разных странах мира, и ни о каком компактном массовом поселении не было и речи. Палестина, где в древности существовали еврейские царства, могла рассматриваться как единственное место, где осуществилась сакральная связь народа с землей, которую он, согласно преданию, мог считать своей исторически. На протяжении Средних веков и в Новое время в Палестине сохранялось малочисленное еврейское население, сосредоточенное в основном в Иерусалиме, Сафеде (Цфат), Наблусе и Хевроне.

Вне зависимости от того, насколько исторически шаткой представлялась подобная конструкция и насколько спорной была идея сохранения на протяжении веков единого еврейского народа, на уровне самовосприятия и самосознания евреев их связь с древними предками не подвергалась ни малейшему сомнению. В еврейских общинах Восточной и Западной Европы всегда существовали палестино-центристские идеи, отражавшие духовную связь с Палестиной. Еврейские молитвы выражали стремление вернуться к Сиону. Тысячелетний призыв "в будущем году в Иерусалиме" - является важной частью иудейского ритуала. Мессианские учения, обширная художественная литература отражали и закрепляли это стремление.

При этом подавляющее большинство западных евреев вовсе не собиралось отказываться от тех преимуществ, которые предоставляла им эмансипация, несмотря на трудности на этом пути и на то, что их политическая и социальная интеграция в европейские общества происходила медленно и болезненно. Вот почему, говоря о предшественниках политического сионизма, первыми поставивших вопрос о создании еврейской государственности, исходя из религиозных или светских мотиваций, следует принимать во внимание весьма ограниченный характер их аудитории, отсутствие у них опоры на политические и социальные силы, которые могли бы, если не обеспечить, то, по крайней мере, серьезно поддержать реализацию выдвигаемых ими проектов.

Одним из предтечей политического сионизма является Мозес Гесс, который в 1862 г. опубликовал книгу "Рим и Иерусалим". Гесс, родившийся в 1812 г. в Бонне, на протяжении многих лет своей жизни оставался убежденным социалистом, даже сотрудничал с Марксом и Энгельсом. Идеалистические воззрения остались у Гесса на всю жизнь, изобиловавшую довольно крутыми поворотами. Гесс не был религиозен, хотя и вырос в религиозной еврейской семье. На протяжении ряда лет он достаточно равнодушно относился к собственному еврейскому происхождению, связывая судьбу еврейского народа с судьбой европейского пролетариата. Разрешение еврейского вопроса на ранних этапах своей деятельности он видел в интеграции еврейства в международное социалистическое движение, но впоследствии стал выступать за создание национального государства в Палестине2. В соответствии с его левыми убеждениями еврейское государство должно базироваться на общенациональной собственности на землю, на правовых нормах, обеспечивающих процветание труда, на обобществлении сельского хозяйства, промышленности и торговли "в соответствии с Моисеевыми, т.е. социалистическими принципами"3. Национальные устремления, характерные для других народов, должны пробудиться и у евреев, которым следует начать национальное возрождение в Палестине, подобно итальянцам, возродившимся на развалинах христианского Рима. Такого рода параллели нашли отражение в названии книги Гесса.

Книга Гесса не получила признания - ее просто не заметили. За несколько лет было продано лишь 200 экземпляров. Даже основатель политического сионизма Т. Герцль никогда на нее не ссылался. Только в 1962 г., к столетию выхода труда Гесса, его прах был перевезен из Германии в Израиль и захоронен на берегу Галилейского озера.

Гесс представлял светское течение в протосионизме. Еще раньше в еврейской среде появились религиозные сторонники переселения в Палестину. Среди них раввин Иегуда Алкалай. Он воспитывался в Иерусалиме, затем служил в небольшой сефардской общине в Сербии. Его перу принадлежит несколько брошюр, в которых он обосновывает необходимость возвращения евреев в Палестину и создания там поселений в качестве необходимого условия духовного возрождения еврейского народа и его самоизбавления. Рав. Алкалай исходил из того, что усилия по духовному возрождению приблизят приход Мессии4. Одним из новых элементов его подхода был упор на изучении иврита как единого языка для всех поселенцев, а также предложение о выборах еврейской ассамблеи. Правда, последнее предложение, крайне неортодоксальное по своей сути, было закамуфлировано традиционной лексикой и понятиями5.

С развернутой и практической программой переселения в Палестину выступил живший в Восточной Пруссии раввин Цви Хирш Калишер. В 1862 г. (параллельно с Гессом) он изложил свои взгляды в главной работе "Стремление к Сиону". Их в целом можно суммировать следующим образом: освобождение евреев может произойти их собственными усилиями и не требует вмешательства Мессии; необходимо срочно начать колонизацию Палестины и возрождение иудейских святынь на Святой земле; только когда богобоязненные евреи соберутся в Иерусалиме, Создатель ответит на их молитвы и приблизит возрождение6.

В своей книге рав. Калишер продемонстрировал не только широту взглядов, мало характерную для ортодоксального раввина, но и практический подход. Он предложил создать общество богатых евреев, которые, выражаясь современным языком, будут спонсировать еврейскую колонизацию Палестины. При этом необходимо заранее готовить молодых людей для самообороны и обучить их основам ведения сельского хозяйства на новой для них земле. Вокруг Калишера сложилось небольшое "Общество колонизации Эрец-Исраэль"7. По его настоянию еврейская филантропическая организация выделила средства на создание в 1870 г. сельскохозяйственной школы около Яффы.

Творчество и практическая деятельность предшественников сионизма фактически не вышли за узкие общинные рамки. Протосионисты были обречены на то, чтобы остаться провинциальными еврейскими мыслителями, которые были не в силах апеллировать к европейскому обществу. Однако само появление этих идей, а затем и палестинофильских организаций создавали для политического сионизма определенный идеологический и организационный контекст.

Палестинофильские настроения были характерны для части еврейского населения Российской империи, в которой к концу XIX в. проживало более пяти миллионов евреев, составивших самую многочисленную еврейскую общину. В эпоху Екатерины II разделы Польши привели к тому, что под власть российских монархов попало значительное еврейское население. Для евреев были введены специальные законы, ограничивающие места их проживания в основном западными провинциями. Эти земли, где было сконцентрировано большинство евреев, получили название "черта оседлости". Они не имели права проживать в крупных городах вне черты оседлости. Многие профессии были для них закрыты, и при поступлении в средние и высшие учебные заведения существовала жесткая процентная норма.

Рассмотрение положения еврейского населения Российской империи не входит в задачу данной книги. Достаточно сказать, что отсутствие у евреев равных прав с православными гражданами империи, дискриминационная политика российских самодержцев и правительств в этом вопросе способствовали росту недовольства среди еврейского населения и поискам выхода. Наряду с теми, кто выступал за культурную ассимиляцию евреев, и теми, кто видел освобождение на пути социального переустройства России, существовала часть еврейского населения, которая связывала свое будущее только с эмиграцией в Палестину. Их число было невелико, но они сыграли важную роль, обеспечив не только аудиторию для политического сионизма, но и распространение сионистских идей в еврейской среде.

В России в 70-е годы XIX в. в городах и поселениях "черты оседлости" возникли кружки и группы под общим названием "Возлюбившие Сион" (Ховавей Цион). Это были своего рода этнонациональные культурные организации, которые предоставляли своим членам и последователям, говорившим на идише, возможность изучения древнееврейского языка, истории, музыки. После погромов 1903 г. им приходилось организовывать и отряды самообороны. Такого рода группы были разрознены и не имели центрального руководства. Попытка объединить их усилия в России принадлежит Леону Пинскеру, которого по справедливости можно считать одним из ярких предшественников сионистского движения.

Леон Пинскер был врачом и происходил из семьи, далекой от традиционного еврейского общества. На протяжении многих лет он связывал будущее еврейского народа в России с предоставлением ему возможности широкого культурного самовыражения в рамках полиэтничного российского общества. Источником его философии было еврейское просветительство Хаскала, которое зародилось в Европе ХУШ в. Принципы Хаскалы сводились, прежде всего, к борьбе против культурной обособленности еврейства - светское образование, интеграция в современную жизнь дожны были стать залогом сохранения еврейского народа. Российская реальность того времени разбила мечты Пинскера и ряда его сподвижников (Лилиенблюма, Смоленскина). Они пришли к выводу о том, что эмиграция в Палестину и создание там еврейского государства станет выходом из положения - только имея свою землю и свое правительство, еврейский народ обретет главное условие для "национального равенства". Требование национального решения еврейской проблемы Пинскер поставил в контекст общих тенденций мирового развития. Пинскер, уже известный в еврейской среде своими политическими взглядами, которые он сформулировал в книге "Автоэмансипация", решил организовать сторонников исповедуемых им идей в общее движение. В 1884 г. он собрал национальную конференцию представителей различных организаций "Возлюбившие Сион" в Катовицах, чтобы избежать возможных конфликтов с российскими властями. Делегаты решили, что главной целью движения станет финансирование еврейской эмиграции в Палестину. Центральное руководство обосновалось в Одессе8. Пинскер в качестве президента должен был следить за тем, чтобы поток еврейских эмигрантов направлялся в Палестину. Это было малоперспективным делом. Корабли, уходившие в море, увозили еврейских переселенцев, искавших лучшей доли, в основном в США, а не в Палестину. Всего из Восточной Европы, включая Россию, в 1840-1880 гг. эмигрировало 220 тыс. человек, из которых 200 тыс. направились в США, 10 тыс. в Аргентину и другие страны и 10 тыс. в Палестину. С годами разрыв между уехавшими в США и другие страны и решившими поселиться в Палестине стал еще более разительным. В 1901-1914 гг. из 1 605 000 эмигрантов в США осели 1 440 000 человек, в Аргентине и других странах - 130 тыс. человек, а в Палестине только 35 тыс.9. Часть поселенцев, не выдержав тяжелейших условий жизни, вернулась назад.

Несмотря на то что успехи по реальной колонизации Палестины со стороны "Возлюбивших Сион" были весьма скромными, палестинофильское движение сумело сформулировать определенную идеологию, оформиться организационно, фактически легализоваться в России, где оно не воспринималось как националистическое движение, несущее угрозу режиму, а скорее как благотворительная организация, поддерживающая поселенцев в Палестине. В 90-е годы XIX в. палестинофильские группы под влиянием привнесенных российскими и восточноевропейскими евреями идей стали быстро расти в Западной Европе, появились в США, где их основателями стали евреи-иммигранты из России. Деятельность палестинофильских обществ позволила позже отцу политического сионизма Теодору Герцлю найти аудиторию, готовую к восприятию его идей, обеспечила определенную организационную основу, способствовавшую их реализации.

Возникновение политического сионизма

Термин "сионизм", обозначивший движение за возвращение евреев в Палестину, был впервые использован публицистом Натаном Бирнбаумом, много писавшим по еврейскому вопросу. Вначале он поддерживал Герцля, но затем стал выразителем ультраордодоксальных религиозных взглядов и в соответствии с ними отверг планы создания еврейского государства в Палестине, полагая, что возвращение евреев в Палестину может быть результатом лишь Божьего промысла.

Т. Герцлю удалось сформулировать основные стратегические цели сионистского движения, он способствовал созданию его организационной структуры и лично вел переговоры с заинтересованными правительствами о возможности основания национального очага, а затем и государства для еврейского народа. Израильский историк Ш. Авинери тесно связывает сионизм с процессами эмансипации и поисками национальной идентичности, характерными для европейских обществ Х1Х в.

Сионизм "был призван разрешить проблему национального "Я" евреев в мире либерализма и национализма, поэтому предложенное им решение было выдержано именно в либеральном и националистическом духе. В мире, начертавшем на своем знамени лозунги свободы, сионизм требовал свободы для еврейского народа, поскольку этот новый, революционный мир привел к пониманию еврейской индивидуальности и возможностей еврейского бытия"10.

Иными словами, антисемитизм был важной, но далеко не единственной побудительной силой формирования у евреев национального самосознания. Оно происходило в условиях общего роста националистических движений, либерализации общественной жизни, отодвигавшей религию на второй план, постепенной ликвидации традиционной культурной пестроты доиндустриального мира. Разрушение социальных, сословных, этнических перегородок было своего рода вызовом и традиционным еврейским общинам, представители которых уходили в широкий мир новых связей и отношений.

Национальная идея овладела Герцлем сравнительно поздно. Герцль являл собой тип ассимилированного еврея, не сталкивавшегося впрямую с еврейским национальным вопросом. Он родился в 1860 г. в Будапеште в семье весьма успешного предпринимателя. Ему удалось получить прекрасное образование, он владел несколькими языками и в течение многих лет был известен как талантливый и преуспевающий журналист. На протяжении жизни и карьеры ему приходилось сталкивался с ограничениями, налагаемыми его происхождением, что заставило его задуматься о судьбе своих соплеменников. Наибольшее психологическое воздействие на него произвел суд над французским офицером Дрейфусом, евреем по происхождению (1894 г.), который был обвинен по ложному доносу в предательстве. Процесс продемонстрировал стойкость антисемитских настроений в Европе, развеяв представления Герцля о том, что в просвещенный век ни расовые, ни религиозные различия не будут иметь значения11.

Герцль присутствовал на процессе в качестве журналиста ведущей австрийской газеты. Его потрясла не только несправедливость суда, без достаточных доказательств (позже выяснилось, что материалы обвинения были фальсифицированы) вынесшего Дрейфусу суровый приговор, но прежде всего реакция охваченной антисемитской истерией части французского общества. Будущий маршал Лиотэ весьма жестко охарактеризовал тот позор, который Франция выставила на всеобщее обозрение. "Как нам кажется, здесь можно заметить давление так называемого общественного мнения, или, скорее, мнения улицы, черни, которую часто подстрекают со стороны. Эта толпа кричит "смерть ему", ничего не имея против этого еврея, только потому, что он еврей, а сегодня антисемитизм занимает ведущие позиции; точно так же сто лет назад они кричали: "Аристократов на фонарь""12.

Франция не была исключением. Наметилось резкое усиление юдофобских настроений в Австро-Венгрии и в Германии, которые впоследствии стали организованным движением.

Все это заставило Герцля по-новому посмотреть на еврейскую проблему. Он пришел к выводу, что искать ее решения на пути просвещения и интеграции евреев в те общества, в которых они жили, бесполезно. В любом случае они будут восприниматься как чужаки и становиться объектом нападок. С его точки зрения, выходом из положения могло бы стать создание еврейского государства, которое поставило бы евреев в один ряд с другими нациями. Результатом такого рода размышлений стала публикация Герцлем в 1896 г. брошюры "Еврейское государство". Главная задача, как видел ее Герцль, заключалась в том, чтобы получить от международного сообщества права на заселение Палестины или, в крайнем случае, какой-либо другой территории. На первоначальном этапе для создателя политического сионизма была важна даже не земля, на которой евреи могли бы реализовать свои национальные устремления, а сама возможность их реализации. Брошюра Герцля не являлась практическим руководством по созданию национального очага. В культурном плане Герцль представлял себе еврейское государство весьма смутно. Он полагал, что в нем будет несколько официальных языков, прежде всего английский и немецкий. Его не интересовали возможности возрождения иврита и образа еврейского землепашца. Хотя контуры будущего государства были прорисованы им весьма туманно, это не мешало Герцлю с особой скрупулезностью описывать каким должен быть рабочий день в Палестине (две смены по 7 часов каждая) или строительство жилья для прибывающих чернорабочих13. В целом вопросы нациестроительства, возможно, казались ему по сравнению с политическими задачами второстепенными. Более того, в отличие от своих радикальных собратьев из России и Восточной Европы он допускал сомнения относительно возможности обретения прав на Палестину.

Книга Герцля вызвала различную реакцию - от полного неприятия интегрированными в европейские общества евреями, опасавшимися, что будет поставлена под сомнение их политическая лояльность, до восторженной поддержки со стороны менее благополучного еврейства Восточной Европы и России. Его книга вызвала обсуждения, вокруг нее закипели страсти. Это объяснялось не в последнюю очередь самой личностью журналиста. Главное, пожалуй, заключалось в том, что впервые национальная идея еврейского народа была представлена человеком, культурно связанным с европейским обществом, в понятной этому обществу форме.

Герцль сразу же предпринял усилия по созданию организационной структуры сионистского движения. Уже в 1897 г. был созван первый сионистский конгресс в Базеле, на котором была основана Всемирная сионистская организация (ВСО). На съезд собрались представители различных национальных еврейских организаций и групп из 15 стран мира. Надо отметить, что участники первого конгресса мало походили на делегатов. Их прибытие в добропорядочный Базель произвело своего рода сенсацию - они представляли собой, по местным меркам, просто толпу оборванцев. Герцль, который помимо журналистики занимался также драматургией (хотя и без особого успеха), почувствовал необходимость придать организованному им событию более чинный и благообразный характер. На свои деньги он закупил сюртуки для мужчин, и на снимках первого конгресса делегаты выглядят вполне презентабельно, подчеркивая серьезность и торжественность момента.

Герцль был избран президентом ВСО. Он выступил перед собравшимися со своей программой, включавшей следующие основные пункты: содействие организованной массовой колонизации Палестины; приобретение признанного всеми странами законного права на колонизацию Палестины; создание постоянной организации для объединения всех евреев под знаменем сионизма. Сам Герцль высоко оценил основание ВСО и результаты первого конгресса. Он писал:

"Если бы я подвел итог конгрессу заявлением (которое постарался бы не публиковать), то оно звучало бы так: "в Базеле я основал еврейское государство". Если бы я заявил об этом вслух, меня бы высмеяли. Но возможно, лет через пять и, безусловно, через пятьдесят каждый увидит это сам"14.

Вряд ли есть основания рассматривать заявление Герцля как пророчество, хотя обозначенный им срок в 50 лет оказался точным (29 ноября 1947 г. ГА ООН приняла резолюцию о разделе Палестины). Потомки, мифологизировавшие его личность, приписали ему и пророческий дар. Несомненно, что, руководствуясь брошюрой "Еврейское государство", построить государство было невозможно. Не теоретические выкладки, а активная политическая деятельность Герцля обозначила начало движения к этой цели.

Имея за спиной политическую организацию и представляя массовое движение, он мог начать переговоры о получении прав (или чартера) на заселение евреями Палестины. Хотя на первых порах Герцль и полагал, что нужна любая доступная для заселения территория, ему и его сподвижникам было ясно, что именно Палестина в силу своей исторической и религиозно-психологической притягательности для евреев может стать наилучшим местом основания "еврейского очага".

Первоначальные попытки Герцля заручиться помощью державы, способной поддержать сионистский проект, были разочаровывающими. В 1896 г. он вел предварительные переговоры с турецким султаном (в то время Палестина входила в состав Османской империи). Султан не проявил заинтересованности. Аналогичная ситуация сложилась в Англии. Герцль, однако, не терял надежды и в конце 1890-х годов вступил в переговоры с германским кайзером. Германия в это время была заинтересована в завершении строительства железной дороги Берлин-Багдад и делала капиталовложения в Турции. Герцль полагал, что кайзер Вильгельм может повлиять на Турцию, так как заселение Палестины евреями могло бы гарантировать упрочение германского влияния на Востоке. Эти надежды не оправдались - кайзер скептически отнесся к предложениям Герцля учредить в Турции компанию под немецким протекторатом для содействия поселению евреев в Палестине.

Надо отметить, что многие представители среднего класса среди европейских евреев и видные еврейские финансисты также не видели большого смысла в колонизации Палестины. По мнению Ротшильда, никто не нуждался в том, чтобы поселить в Палестине 150 тыс. нищих. Однако Герцль продолжал рассчитывать на еврейских банкиров. Именно эти расчеты подтолкнули его вновь встретиться с султаном в 1901 г. и предложить ему следующую сделку. Еврейские банкиры скупят ценные бумаги, выпущенные под турецкие долги, а взамен Турция предоставит ВСО чартер на заселение Палестины. Возможно, что султан выслушал Герцля весьма благосклонно, но проблема заключалась в том, что богатые евреи денег на султана давать не собирались.

В 1903 г. министр по деламам колоний лорд Чемберлен выдвинул вариант, получивший название "угандийский". На самом деле имелась в виду не Уганда, а Британская Восточная Африка, скорее всего Кения, куда Чемберлен предложил направить еврейских иммигрантов. Герцль прекрасно понимал, что попытка заменить Палестину на Уганду встретит ожесточенное сопротивление в ВСО, но надеялся, что предложенный Великобританией вариант сможет стать своего рода полигоном, на котором можно будет отработать принципы и практику заселения, а затем при более благоприятных обстоятельствах перенести этот опыт в Палестину.

Все же, как представляется, Герцль вряд ли стал бы настаивать на "Уганде", если бы не погром в Кишиневе в 1903 г. Информация о жертвах быстро попала на страницы ведущих западных газет. После кишиневского погрома, как считали многие сторонники сионизма, речь уже шла не просто о реализации национальных прав евреев, но о возможности их физического выживания в России. Герцль пришел к выводу, что главное - поиск любой территории. На 6-м сионистском конгрессе, состоявшемся в 1903 г., на стене в зале заседаний была повешена карта Восточной Африки. Выступая на конгрессе и представляя "угандийский вариант", вызвавший бурю эмоций и раскол среди делегатов, Герцль заявил:

"Эта территория не имеет исторической, поэтически-религиозной и сионистской ценности, которой обладает в глазах евреев Эрец-Исраэль, но я не сомневаюсь, что конгресс... примет предложение с горячей благодарностью. Вкратце оно таково: создать автономную еврейскую колонию в Восточной Африке под управлением еврейского представителя... Конечно, это не Сион и не может им стать никогда. Это лишь попытка облегчить еврейскую эмиграцию, но - и это не следует забывать - на национальной и политической основе"15.

Формально конгресс поддержал Герцля, но очень малым числом голосов, и противодействие его планам было велико и в самом сионистском движении и среди еврейских поселенцев в Палестине. Ахад Хаам, известный еврейский писатель и сторонник культурного возрождения евреев в Палестине, назвал "угандийский проект" банкротством политического сионизма. В целом сионистское движение раскололось, причем по вопросу, который на деле оказался политическим миражом. Очень скоро стало ясно, что английские поселенцы в Восточной Африке категорически возражают против того, чтобы она стала местом массового еврейского заселения. Сам лорд Чемберлен дал понять, что предлагаемая территория оказалась слишком мала для заселения.

Герцль умер в 1904 г. в возрасте 44 лет, оставив в наследство своим последователям движение с четкой организационной структурой, стратегическими целями и политическими международными контактами, которые были развиты главой ВСО и первым израильским президентом Хаимом Вейцманом, довершившим планы Герцля по созданию еврейского государства в Палестине. Он, в частности, установил контакты с министром иностранных дел Великобритании лордом Бальфуром, автором Декларации 1917 г., ставшей основой альянса Великобритании с сионистами. Одна из популярных в сионистских анналах полуанекдотических историй касается диалога между Бальфуром и Вейцманом, состоявшемся в 1906 г. Вейцман заявил, что если бы Моисею предложили Уганду вместо Палестины он бы разбил скрижали. В конце концов и сам лорд Бальфур не согласился бы поменять Лондон на Париж. "Но доктор Вейцман, - ответил Бальфур, - Лондон у нас и так есть". "Это правда, - отвечал Вейцман, - но мы владели Иерусалимом, когда Лондон еще был болотом"16.

Начало еврейской иммиграции в Палестину

Палестина в середине XIX века имела сравнительно небольшое население - около 400 тыс. человек. Из них евреи составляли не более 6 тыс. Лишь к началу 1980-х годов их число стало возрастать, главным образом за счет иммиграции. "Старый ишув" был представлен главным образом религиозными людьми, цель которых состояла в том, чтобы провести свои дни и умереть на Святой земле. Основным источником их существования была халукка - пожертвования, собиравшиеся во всех еврейских общинах. Они были ортодоксами и решительно возражали против сионистского проекта заселения Палестины. Помимо религиозных догм ими двигали опасения, что сионистская активность спровоцирует турецкие власти на репрессии против всех местных евреев. Они также видели в сионистских активистах претендентов на руководство еврейской общиной. Негативное отношение к ним сионистов определялось главным образом тем, что "старый ишув" не только не годился для реализации идеи социального возрождения, но был ей, безусловно, враждебен. Фактически в Палестине сразу обозначился характерный водораздел, углубленный влиянием религиозного фактора, между традиционным консервативным обществом и современным, основы которого только начали закладываться.

Среди жертвователей, клавших деньги в кружки для пожертвований при синагогах, выделялись люди обеспеченные, всерьез и с размахом занимавшиеся благотворительностью. Таким известным филантропом был богатый лондонский финансист Мозес Монтефиори, получивший рыцарство из рук королевы Виктории за благотворительную деятельность, которая не замыкалась только в узком еврейском кругу. Жертвовал Монтефиори и на еврейскую общину в Палестине. В 1878 г., т.е. еще до основания политического сионистского движения, группа палестинских евреев смогла с его помощью приобрести участок земли недалеко от Яффы. Здесь было основано первое еврейское поселение Петах Тиква - Врата надежды17. Первый сельскохозяйственный опыт оказался крайне неудачным. Малярия косила поселенцев, им явно не хватало сельскохозяйственных навыков (что, впрочем, будет характерно для иммигрантов из Европы в течение длительного времени), условия жизни были тяжелыми и изматывающими.

Первая волна иммиграции в Палестину, шедшая в русле сионизма (первая алия), имела место в 1882-1903 гг. Многие были сионистами по убеждениям и участниками движения "Возлюбившие Сион". Первая алия отличалась весьма яркими личностями. В 1882 г. в Палестину прибыл никому не известный филолог из Литвы по имени Элиэзер Перельман и поселился в Иерусалиме. В Палестине он взял себе новое имя Бен Иегуда и вернул свой паспорт в местное российское консульство, заявив, что Перельман умер. Цель Бен Иегуды состояла в том, чтобы возродить иврит в качестве разговорного языка, на котором станут говорить еврейские поселенцы в Палестине. Он напрямую связывал национальное возрождение евреев в Палестине с возрождением национального языка.

"Мы не можем оживить язык иврит иначе, как в стране, где численность говорящего на иврите населения превысит число неевреев. Умножим же число евреев в нашей безлюдной стране и возвратим то, что осталось от нашего народа на землю предков; оживим нацию и оживет ее язык"18.

Он изучал древнееврейские манускрипты и классическую литературу в поисках слов, которые могли быть использованы для обозначения современных понятий и включены в живой разговорный язык. В своем стремлении возродить иврит Бен Иегуда не знал компромиссов. Достаточно сказать, что его собственный сын Итамар должен был сыграть важную роль в проводившемся лингвистическом эксперименте. Отец решил, что сын с рождения не должен слышать ни одного слова на любом языке, кроме иврита. В доме не держали даже служанку, чтобы не нарушать стерильную языковую атмосферу. У мальчика не было друзей среди сверстников. Он был обречен на общение исключительно с собственными родителями, которые обращались к нему на иврите. Хотя сначала Бен Иегуда рассматривался многими своими соплеменниками как чудак и мечтатель, однако его фанатичная приверженность своей идее дала результаты. Несколько симпатизировавших ему преподавателей в новых еврейских поселениях, а также в городах поддержали его. В результате в поселениях появились дети, свободно изъяснявшиеся на иврите, которым овладели в качестве второго языка (первым, как правило, был идиш или русский). В конечном итоге казавшаяся безумной мечта Бен Иегуды была воплощена в жизнь - иврит стал государственным языком Израиля.

Внимательно следил за поселенческой деятельностью евреев в Палестине Ротшильд, являвший собой тип интегрированного во французское общество крупного предпринимателя. Он решил вложить деньги в поселения, превратив их в капиталистическое предприятие, из которого можно было бы извлечь прибыль. Эта деятельность имела мало общего с идеями возрождения еврейской нации на исторической земле, а была продиктована как целями благотворительности, так и прагматическими соображениями.

Ротшильд потратил огромные деньги на приобретение участков земли и оборотного капитала. Он стал землевладельцем, который принимал решения о том, что именно следует производить с учетом потребностей европейского рынка. Не доверяя поселенцам, Ротшильд направлял в свои колонии управляющих из Франции, которые были призваны следить за производством на всех его стадиях. Колонистам был гарантирован минимальный уровень дохода. На фермах Ротшильда широко использовался труд арабских сельскохозяйственных рабочих, который привлекал не только дешевизной, но и тем, что арабы были прекрасно приспособлены к тяжелым климатическим условиям Палестины, неприхотливы и гораздо более квалифицированны, чем еврейские поселенцы.

Поскольку колонисты существовали за счет наемного труда, они крайне негативно относились к тем еврейским идеалистам, которые приезжали с целью добиться национального возрождения через собственный труд в Палестине. Примером в этом отношении служит судьба группы молодых еврейских националистов, создавших в 1882 г. в Харькове общество "Билу", решившее организовать в Палестине образцовую сельскохозяйственную колонию. Они были встречены в штыки уже укорененными на фермах Ротшильда поселенцами. Никто не хотел нанимать их на работу. К тому же поселенцев настораживала политизация вновь прибывших, склонных к проведению бесконечных собраний, коллективному самообразованию и прочему. Не менее негативно относились к молодым сионистам и арабы, опасавшиеся, что те будут конкурировать с ними на рынке труда. Все эти причины в сочетании с неумением вести хозяйство в специфических условиях Палестины привели к краху социалистического эксперимента членов общества "Билу". Практически все они, претерпев много невзгод, были вынуждены уехать на родину, так и не сумев укорениться в Палестине19.

В конце XIX - начале ХХ в. в Палестине поселилось также несколько десятков русских семей. Это были иудеи-прозелиты, называвшиеся герами, субботники и представители иных сект, в которых почитался Ветхий Завет, и которые в той или иной степени соблюдали закон Моисеев. Их называли иудействующими или жидовствующими русскими. После появления Всемирной сионистской организации они попали в поле зрения ее агентов, организовавших в России отправку евреев в Палестину. Как писала Н. А. Семенченко, изучавшая эту тему,

"в своих поездках по России сионисты столкнулись с иудействующими. Они были потрясены, встретив крепких, здоровых русских мужиков, исповедующих иудаизм и трепетно относящихся ко всему, что связано со Святой землей. Евреи, которые иммигрировали... в основном, не имели навыков крестьянского труда, а русские иудействующие мужики могли бы оказаться весьма кстати. Они были прирожденные сельчане, прекрасно разбирались в земледелии, довольствовались малым и поклонялись Святой земле"20.

Их интеграция в ишув была очень нелегкой. Евреи относились к ним в целом негативно, их религиозность вызывала отторжение у светских поселенцев. В то же время геры привезли в Палестину передовые по тем временам навыки ведения сельского хозяйства и даже служили инструкторами на фермах, обучая несведущих в сельском труде иммигрантов пахоте, севообороту, ведению подсобного хозяйства.

Вторая алия (1904 - 1914 гг.) в основном была из России, откуда евреи эмигрировали под влиянием погромов 1903 г. и первой русской революции 1905 г. К этому времени в Палестине уже действовали специальные организации, занимавшиеся закупкой земли. В 1899 г. был создан Еврейский колониальный банк. Его капитал складывался из доходов от продажи акций, распространявшихся среди евреев по всему миру. Он стал прообразом Национального банка Израиля. В 1901 г. был основан Еврейский национальный фонд, занимавшийся приобретением земельных участков и сдачей их в аренду поселенцам.

Среди иммигрантов второй алии были люди, сыгравшие ключевую роль в создании государства Израиль. Одним из отцов-основателей Израиля справедливо считается Давид Бен Гурион. Давид Грин родился в 1886 г. в Плонске, маленьком городке в Польше, являвшейся частью Российской империи. С юных лет он увлекся социалистическими и сионистскими идеями и в 1906 г. отправился в Палестину с одним рюкзаком за плечами. Имя Бен Гурион он взял позже. Двадцатилетний Давид принадлежал к поколению мечтателей и романтиков, одухотворенных стремлением возродить еврейскую жизнь в Палестине. Грязная и пыльная Яффа, где пришвартовался корабль из Одессы, не понравилась Бен Гуриону, и он без отдыха отправился в поселение Петах Тиква, где и провел первую ночь в сарае на соломе. Восторженное восприятие действительности отразил его дневник, и надо отметить, что позже жесткого и бескомпромиссного лидера Государства Израиль редко посещало подобное лирическое настроение.

"Я не спал - писал Бен Гурион. Меня обволакивал сильный запах зерна. Я слышал крики ослов и шелест листьев в садах. Надо мной сияли огромные созвездия, четко выделявшиеся на темно-синем фоне. Мое сердце переполняла радость... Мечта праздновала свое воплощение. Я нахожусь в Эрец-Исраэль, в еврейской деревне на земле израильской, в еврейской деревне, называющейся Петах Тиква (Врата Надежды)"21.

Действительность оказалась тяжелой. Бен Гурион едва не умер от малярии, но не покинул Палестину, став одним из активных строителей еврейского очага, а затем и государства, и основателей социалистического движения. Хотя и этой волне иммигрантов не удалось укорениться в Палестине - почти 80% уехало, не выдержав тяжелых условий, тем не менее именно иммигранты второй алии привнесли в Палестину политические организации, которым было суждено сыграть в дальнейшем важную роль по заселению этой земли.

Декларация Бальфура и получение Великобританией мандата на Палестину

Британия правила Палестиной с 1918 по 1948 г., хотя официальный мандат на Палестину она получила 25 апреля 1920 г. на конференции в Сан-Ремо от Верховного совета Антанты. В июле 1922 г. его условия были одобрены Советом Лиги Наций, а вступление мандата в силу произошло только в сентябре 1923 г. Контроль Великобритании над Палестиной был обеспечен результатами Первой мировой войны, в которой Османская империя, правившая на Ближнем Востоке, потерпела сокрушительное поражение.

В ходе военных действий Великобритания пыталась заручиться поддержкой арабов с тем, чтобы мобилизовать их на борьбу против турок. Эти цели преследовала переписка Верховного комиссара в Египте Генри Мак-Магона с правителем Мекки шерифом Хусейном аль-Хашими, которая продолжалась с июля 1915 г. по март 1916 г. Политические требования Хусейна к Великобритании сводились к созданию независимого арабского халифата в границах Ливана, Месопотамии и Аравии, а также зоны ответственности Великобритании, куда, естественно, входила и Палестина22.

В письмах содержалось предложение поддержать военные усилия Англии в обмен на образование вместо османских вилайетов независимого арабского государства.

"Мак-Магон писал, что Британия признает и поддержит независимость предлагаемой арабской федерации в границах, ранее определенных шерифом Хусейном... Она будет защищать мусульманские святые места от внешней агрессии. Она будет советовать арабам и помогать им в формировании подходящей формы управления в различных государствах, которые составят федерацию. В ответ арабы должны искать совета и поддержки только у Британии и согласиться с особыми мерами административного контроля, которые будет применять Британия в вилайетах Багдада и Басры"23.

Руководствуясь этими заверениями, шериф Хусейн в 1916 г. поднял восстание против владычества Османской империи.

Обещания, данные Великобританией шерифу Хусейну, никогда не рассматривались ею как некие официальные гарантии. Более того, в это же время она вела переговоры с Францией о разделе зон влияния (соглашения Сайкс-Пико 1916 г.), а также с Россией. Россия в результате революции была исключена из "тройки", претендовавшей на раздел османского наследства, и зоны влияния Великобритании и Франции фактически распределились в соответствии с линиями, намеченными в 1916 г. Когда детали соглашения Сайкс-Пико были опубликованы правительством большевиков в России, недоверие арабов к

Великобритании еще больше возросло. Было очевидно, что создание независимого арабского государства не входило в английские планы, что главная цель заключалась в создании прочной базы влияния в этом важнейшем районе мира, где особая геополитическая роль традиционно принадлежала Палестине. Через этот район проходили важнейшие коммуникации, сильные позиции обеспечивали контроль и над более широкой зоной, включавшей арабские государства, огромную значимость имел Суэцкий канал, подступы к которому нуждались в надежном прикрытии. Исходя из собственных интересов, Великобритания не без внимания отнеслась к попыткам сионистов получить чартер на заселение Палестины. Если основы политических контактов сионистских деятелей с руководителями Великобритании были заложены еще Т. Герцлем, то первым опытом сотрудничества с английскими властями было участие палестинских евреев в Первой мировой войне в составе английских войск. Поборником создания отдельного формирования в английской армии выступил в 1915 г. основатель ревизионистского направления в сионизме Зеев Жаботинский. К этому времени в Египте находилось не менее 10 тыс. палестинских евреев, которые были вынуждены покинуть страну, спасаясь от преследований турецких властей. Среди них был и Й. Трумпельдор, сыгравший особую роль в становлении еврейского очага в Палестине. Он обладал организационными способностями и военным опытом, поскольку служил в русской армии во время Русско-японской войны, был ранен и награжден за храбрость. В Египте он встретился с Жаботинским, и они вдвоем решили обратиться к британским властям с предложением создать еврейский легион. На это англичане не согласились, но пошли на создание небольшой транспортной единицы, задача которой заключалась в том, чтобы на мулах обеспечивать подвоз боеприпасов. Она получила название "Сионский корпус погонщиков". Военнослужащие этого соединения носили на погонах собственные знаки отличия - звезду Давида. "Еврейский легион" в составе английских войск был создан только в 1917 г., уже к концу войны24.

Служба в рядах английской армии стала источником разногласий в ишуве. Не всем палестинским евреям импонировало военное сотрудничество с Великобританией, поскольку они не хотели оттолкнуть турецкие власти, от которых зависела их жизнь в Палестине. Война поставила многих иммигрантов перед серьезным выбором. Большинство из них и, прежде всего, выходцы из России не отказались от своего гражданства. Россия во время войны воевала вместе с Англией и Францией, и в этих условиях османские власти депортировали российских поданных из Палестины. Выходом из положения для находившихся там евреев могло бы стать принятие турецкого гражданства, что автоматически означало для них призыв в турецкую армию. Депортация ставила под угрозу весь сионистский проект, поскольку вела к резкому сокращению и так небольшого по численности еврейского населения. В сложившихся условиях некоторые сионистские деятели, в том числе молодой Бен Гурион, выступили с инициативой принятия турецкого гражданства и службы в турецкой армии. Бен Гурион верил, что Турция имеет большие шансы на победу, а после войны предоставит евреям автономию в награду за лояльность. Одетый в турецкий тюрбан, он выступал перед молодежью, называя Османскую империю "нашей страной". Он даже в пику англофилам предлагал создание еврейского батальона в рядах турецкой армии. Инициатива Бен Гуриона и ряда его сторонников носила в целом маргинальный характер. Турецкие власти вскоре выслали Бен Гуриона из Палестины за активную политическую деятельность, которая свидетельствовала лишь о тактической лояльности25.

Новая ситуация, складывавшаяся в связи с Первой мировой войной, - распад Османской империи, попытки Великобритании потеснить Францию, первоначально претендовавшую на Сирию и Палестину (позже она согласилась на международный контроль над Палестиной), дипломатическое искусство Х. Вейцмана, занимавшего пост главы ВСО, а также опыт военного взаимодействия - обеспечили поддержку Лондона созданию в Палестине еврейского национального очага, которая была оформлена 2 ноября 1917 г. Декларацией Бальфура, представлявшей собой письмо министра иностранных дел Великобритании видному сионистскому деятелю Ротшильду.

В современной историографии существует иная точка зрения на причины появления Декларации. Израильский историк Т. Сегев полагал, что британскую политику определяли вовсе не стратегические соображения. "Декларация не была продуктом военных или дипломатических интересов, но результатом действия предрассудков, веры и ловкости рук"26. Британские министры добросовестно разделяли все имевшиеся стереотипы, касавшиеся евреев, - они отдавали должное еврейскому предпринимательскому духу и одновременно презирали евреев и боялись их, приписывая им мировое господство. Выступая в поддержку сионистов, они хотели воспользоваться тем ресурсом влияния, которым, по их мнению, обладали еврейские общины. Можно не сомневаться, что такого рода соображения сыграли важную роль в процессе принятия решения о поддержке требований сионистов, но в контексте формирования общего послевоенного курса Великобритании на Ближнем Востоке они выступали скорее как дополнительные, эмоциональные аргументы.

"Правительство Его Величества, - говорилось в Декларации, - с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа и приложит все усилия для достижения этой цели, причем ясно подразумевается, что не должны производиться никакие действия, способные нарушить гражданские и религиозные права существующих в Палестине нееврейских общин или же права и политический статус, которыми пользуются евреи в любой другой стране"27.

Фактически Декларация обозначила стремление Великобритании не передавать управление Палестиной под международный контроль и не включать ее в арабское независимое государство, даже если бы его и пришлось создать. Показательно, что в то время как давались обещания, Великобритания еще не имела юридических прав на Палестину. Однако военная кампания складывалась для нее очень удачно - арабские повстанцы выбили турок из Акабы уже в июле 1917 г., а 9 декабря 1917 г. войска генерала Алленби вступили в Иерусалим, создав там Управление оккупированной вражеской территорией. Декларация Бальфура была признана Францией, Италией и США в 1918 г., а в 1920 г. Великобритания добилась ее включения в Севрский мирный договор, который предусматривал установление мандатного управления в Сирии, Ливане, Палестине и Месопотамии.

Следует, очевидно, сразу оговориться, что военные всегда скептически относились к идеям британского правления в Палестине. Во-первых, они считали, что такого рода растягивание военных сил ослабляет, а не усиливает Великобританию, а во-вторых, с самого начала отдавали себе отчет в том, какие непростые, порой открыто враждебные отношения существуют между евреями и арабами в Палестине. Втягивание в эти противоречия в корне противоречило британским интересам, и чем скорее она выведет свои войска из этой страны, сконцентрировав их в зонах традиционного влияния (в Египте, Индии, Ирландии), тем лучше. Ретроспективный взгляд на события в принципе подтвердил, что крах империи, произошедший в том числе изза распыления сил и взятия на себя задач, не имевших прямого отношения к проблемам национальной безопасности, начался с провала в Палестине.

Отношение арабских лидеров к сионистам формировалось в контексте тактических задач. Так, младший сын шерифа Хусейна эмир Фейсал, принимавший активное участие в борьбе против турок, полагал, что сионисты могут оказаться полезны на Парижской мирной конференции. Хашимиты рассчитывали, что им удастся создать независимое арабское государство - Великую Сирию, которую собирался возглавить Фейсал. Однако Сирия была включена в зону французского контроля, и свои надежды Фейсал связывал, в том числе, и с готовностью сионистов поддержать его притязания. Результатом переговоров и интриг стал документ Вейцмана-Фейсала от 3 января 1919 г. Вейцман и Фейсал выступали за совместные усилия по реализации национальных устремлений евреев и арабов. В соглашении Вейцман получил признание Фейсалом сионистских притязаний на Палестину в обмен на поддержку его планов в отношении Сирии. При этом Фейсал считал, что поддержка еврейской иммиграции в Палестину будет возможна только после того, как он сам получит трон в Сирии. Соглашение долго не просуществовало. Негативное отношение арабов Палестины и других арабских государств к перспективе создания еврейского национального очага, нежелание сионистских лидеров вмешиваться в сложные отношения между Лондоном и Парижем, обусловили быстрый отказ Фейсала от соглашения и изменение его позиции28.

Попытки Великобритании побудить арабов и евреев найти общий язык и облегчить проведение своей политики в регионе с самого начала оказались бесперспективными. Обязательства, которые Лондон в период войны давал обеим сторонам, были взаимоисключающими и поставили перед британскими политиками неразрешимые проблемы.

Получение сионистами прав на заселение Палестины не сразу привело к значительному потоку еврейских поселенцев. В первые десятилетия ХХ века их было сравнительно немного. В 1919 г. в Палестине проживало 642 тыс. арабов (мусульман и христиан) и 58 тыс. евреев29. В тяжелых климатических и бытовых условиях выжить было крайне сложно. Нужны были люди, обладавшие истинно пионерским духом и глубокой приверженностью идее возвращения евреев в Палестину и создания там собственного государства.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =