Григорий Трестман

Большая история маленькой страны

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ
Здесь это обсуждают

=ПРАЗДНИКИ = НА ГЛАВНУЮ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = СИОНИЗМ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

 

24. БЕЖЕНЦЫ ИЛИ ОБМАНУТЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ?

Судьба людей, изгнанных войной или иной злою волей из родных мест и скитающихся на чужбине, не может не вызывать сочувствия, особенно в еврейском сердце. Горькая доля изгнанника - часть еврейской национальной памяти. Собственно говоря, вся еврейская история - это история обретений и утрат своего очага. Но будет ли благополучным дом, поставленный на чужой земле? Будет ли прочным счастье, построенное на чужой беде?

На первый вопрос мы уже ответили в предыдущих главах. Повторим: Эрец-Исраэль - это земля евреев, обретенная ими после двухтысячелетнего изгнания. Право евреев на эту землю не подлежит ни сомнению, ни пересмотру.

Второй вопрос требует не менее обстоятельного рассмотрения и не менее определенного ответа.

Итак, в результате Войны за независимость несколько сотен тысяч арабов стали беженцами. Это, казалось бы, общеизвестный факт. Но с общеизвестными фактами на Ближнем Востоке дела обстоят несколько иначе, чем где бы то ни было в мире. Проанализируем это - не для того, чтобы оспорить "общеизвестный" факт, но с тем, чтобы его осмыслить. Заметим, что, говоря о числе беженцев, называют самые разные цифры. На то есть ряд причин, о которых речь пойдет несколько ниже. А для начала обратим внимание на формулировку "в результате войны".

Война - явление столь масштабное и имеющее столь существенные последствия, что они всегда воспринимаются как ее результат. Но "после того" не значит "вследствие того". А в нашем случае речь идет даже не о том, что было "после", но о том, что было "до" и "во время".

Давайте, прежде всего, помнить, что война была развязана арабами - причем не тем или иным племенем, но арабским миром почти во всей его необъятности - Лигой арабских государств или Арабской лигой, то есть военно-политическим союзом в составе Ливии, Египта, Сирии, Ливана, Ирака, Трансиордании, Саудовской Аравии и Йемена. Война велась арабами против Израиля - страны со значительным арабским населением. Целью агрессора было уничтожение еврейского государства, истребление его еврейского населения и поглощение арабами его территории. И этот факт, казалось бы, тоже общеизвестный, при обсуждении вопроса о беженцах почему-то во внимание не принимается или вообще игнорируется при рассмотрении истории арабо-израильского конфликта, как то удалось, например, профессору Пырлину… А факт этот очень важен не только с исторической, но и с международно-правовой точки зрения. В международных соглашениях, связанных с итогами Второй мировой войны, и в решениях Нюрнбергского трибунала содержится недвусмысленное положение об ответственности агрессора и, в частности, об ответственности немцев как народа за преступления гитлеризма - именно на этом положении основывается послевоенный передел европейских границ. Немцев Восточной Пруссии, Силезии, Судет никогда не называли беженцами. Это не означает отрицания личной трагедии многих тысяч из них, персонально, возможно, никоим образом не причастных к злодеяниям нацистов. Не означает и отрицания трагедии немецкого народа, ставшего жертвой преступной политики. Но преступной политики своего государства. В русском языке понятия "государство" и "нация" отделены друг от друга. В международном же праве это единое понятие. Что касается арабов Эрец-Исраэль, то они отнюдь не ощущали себя частью Государства Израиль, несмотря на то, что им были предоставлены абсолютно равные права с евреями, а идентифицировали себя с арабской нацией не только как этническим, но, прежде всего, как государственным или надгосударственным единством, идея которого и воплощалась в той самой Арабской лиге, развязавшей войну.

Так что "общеизвестный факт" следует дополнить: арабы Палестины, покинувшие свои дома, - жертвы преступной политики арабских стран.

Следующий, чрезвычайно важный, аспект проблемы беженцев - это сама процедура "исхода" палестинских арабов.

Как же обстояло дело?

Вот как представляет читателю эту ситуацию Ш. Кац:

"Арабских "беженцев" считают беженцами, несмотря на то, что они бежали не из-за каких-то репрессий, а - единственный случай в мире! - по инициативе своих лидеров, причем многие бежали еще до начала военных действий.

Обратим внимание: в то время, когда проводилось "жестокое изгнание арабов", никто в мире (включая самих арабов) не заметил данного события. Многочисленные иностранные корреспонденты, которые вели репортажи о войне 1948 г., находясь среди обоих воевавших народов, ничего не видели и не слышали об "изгнании", и, что особенно важно, "слепыми" оказались даже те, кто был враждебно настроен к евреям.

Нет, о бегстве арабов писали - но не было и намека на депортацию, не было и рассказов о мирных жителях, бегущих из охваченных пламенем городов и деревень. Слово "беженцы", впрочем, произносилось и даже писалось. Какая без беженцев война! Но вот фрагмент из репортажа в лондонской "Таймс" от 7 июня 1948 г.: "Сирия, Ливан, Заиорданье, даже Ирак наполнились беженцами из Палестины. Многие из них молоды, в призывном возрасте и вооружены... Кафе и коридоры гостиниц заполнили молодые эфенди, которые считают, что если и надо бороться, то кто-то другой должен делать это за них. Некоторые были неделю на передовой и считают, что у них есть право уйти в менее опасные места...""

Интересные, право, беженцы.

Ш. Кац отмечает, что с апреля по июнь 1948 г., когда бегство достигло пика, "Таймс", тогда открыто враждебная к сионистам, в дополнение к обширным корреспонденциям опубликовала одиннадцать редакционных статей о положении в Эрец-Исраэль. И ни в одной из них не было упоминания об изгнании арабов. Ни один из арабских представителей не обмолвился в печати об этой проблеме. В самый разгар бегства, 27 апреля, Джемаль Хусейни, главный представитель арабов Эрец-Исраэль в ООН, выступил с пространным политическим заявлением против сионистов, но даже не упомянул о беженцах.

Весь секрет в том, что никто не изгонял арабов из Эрец-Исраэль. Большинство покинуло дома добровольно, по приказу и при поддержке своих лидеров, полагаясь при этом на их обещания, что уход арабского населения поможет в войне против Израиля.

Вспомним: семь соседних арабских стран напали на еврейских жителей Эрец-Исраэль сразу же после провозглашения государства Израиль. Впрочем, и в предшествовавшие несколько месяцев шли бесконечные столкновения между местными арабскими бандитами, которых направляла британская власть, и военными еврейскими организациями. Арабская лига не скрывала своих военных приготовлений. Состоятельные городские арабы Эрец-Исраэль, не торопясь, покинули свои дома в декабре 1947 - начале 1948 гг. На этом этапе бегство еще не объявили политическим шагом и не сделали средством идеологической борьбы, напротив. 30 января 1948 г. каирская газета "Аш-Шааб" писала: "В первую группу нашей пятой колонны входят люди, покидающие свой дом и свое дело, чтобы жить в другом месте… С первыми признаками бедствия они уносят ноги, чтобы не оказаться в огне борьбы…"

Еженедельник "Ас цариях" 30 марта 1948 г. в еще более резких выражениях обвинил жителей арабских деревень вокруг Тель-Авива: "Они опозорили всех нас тем, что оставили свои селения".

5 мая корреспондент "Таймс" в Иерусалиме сообщал: "Арабские улицы поражают пустынностью. Вероятно, арабы из Иерусалима бежали по печальному и унизительному примеру арабов из Яффы и Хайфы".

В начале весны 1948 г. арабов попросили оставить морское побережье и подняться в горы, чтобы не создавать трудностей вторжению арабских армий, - просьбы эти исходили, естественно, не от евреев. Еще до официального провозглашения государства Израиль более 200 000 арабов покинули побережье.

Монсеньор Джордж Хаким, который был тогда греко-католическим епископом Галилеи и наиболее авторитетной фигурой христианской церкви в Эрец-Исраэль, в интервью бейрутской газете "Сде аль-жануб" 16 августа 1948 г. сказал:

"Беженцы были уверены, и их официально поддерживали в этой уверенности, что уходят они ненадолго и скоро, через неделю-две, вернутся. Их лидеры обещали им, что арабские армии в два счета уничтожат сионистские банды…"

Лондонский еженедельник "Экономист" сообщил недвусмысленно и по-деловому 2 октября 1948 г.:

"Из 62 000 арабов, живших в Хайфе, осталось не более 5000-6000. Различные факторы повлияли на их решение обеспечить себе безопасность бегством… Несомненно, главной причиной явились декларации и воззвания Высшего арабского совета, требующего от арабов покинуть свои дома и хозяйства… Ясно давали понять, что арабы, которые останутся в Хайфе под властью евреев, будут рассматриваться как изменники".

А вот слова Арабской радиостанции Ближнего Востока, вещавшей с Кипра (3 апреля 1949 г.):

- Мы должны помнить, что Высший арабский совет поддерживает уход арабов, проживающих в Яффе, Хайфе и Иерусалиме.

Высший арабский совет, напомним, - это организованный в 1936 г. известным нам иерусалимским муфтием Хадж-Амином аль-Хусейни и полностью ему подчиненный орган "коллективного руководства" палестинским движением.

Оглядываясь назад, иорданская газета "Фаластын" писала 19 октября 1949 г.:

"Арабские государства поддерживали арабов в их решении временно оставить дома, чтобы не мешать вторжению арабских армий".

Нимер аль-Хавари, командир молодежной организации арабов Эрец-Исраэль, приводит в своей книге "Тайные причины катастрофы" (1952) слова премьер-министра Ирака Саида:

- Мы разгромим эту страну с помощью нашего оружия и сотрем с лица земли любое место, в котором захотят спрятаться евреи. Арабы должны переправить своих жен и детей в безопасные районы до окончания боев.

8 июня 1951 г. пресс-атташе Лиги арабских стран Хабиб Исса писал в ливанской газете "Аль Хода", выходящей в Нью-Йорке:

"Генеральный секретарь Лиги арабских стран Азам-паша заверил арабов, что захват еврейских земель и оккупация Тель-Авива будут просто военной прогулкой…"

Он подчеркнул, что арабские армии уже стоят на границах, так что миллионы, которые евреи вложили в экономическое развитие, станут легкой добычей арабов, ибо дело стоит за немногим: сбросить евреев в Средиземное море… Арабам Палестины дали дружеский совет: оставить дела, земли и имущество и ждать своего часа в соседних братских государствах, пока арабская артиллерия не сделает свое дело.

Главный арабский пропагандист тех лет, секретарь Лиги арабских стран, Эдуард Атия написал в книге "Арабы" (Лондон, 1955):

"Это всеобщее бегство явилось большей частью выражением веры арабов в широковещательные сообщения и призывы совершенно лишенной чувства реальности арабской печати и в безответственные выступления некоторых арабских лидеров, обещавших, что в течение короткого времени евреи будут разбиты армиями арабских стран и арабы Палестины смогут вернуться на свою землю…"

Ш. Кац цитирует также американского корреспондента Кеннета Билби, который работал в Израиле во время Войны за независимость и позднее:

"Бегство арабов… поддерживалось большинством арабских ли-деров, таких, как Хадж-Амин аль-Хусейни, и всем Высшим арабским советом в Эрец-Исраэль. Первую волну поражений арабов они считали временным явлением. Если арабы убегут в соседние страны, это заставит народы этих стран сделать большее усилие в поддержку вторжения. А когда оно завершится, беженцы смогут вернуться в свои дома, да еще присвоят имущество евреев, сброшенных в море".

И вот что еще важно.

"Палестинские арабы, - продолжает Ш. Кац, - бегство не считали изгнанием. Это просто был переход из одной части арабского мира в другую, где также говорят на арабском языке, где живет тот же народ, иногда даже родственники. Переезд из Акко в Бейрут, из Акира в Шхем был подобен переезду американца из Цинциннати в Детройт или из Трентона в Бостон".

После войны лидеры Арабской лиги пытались сделать все возможное, чтобы призывы к уходу из Эрец-Исраэль начала весны 1948 г. были забыты. Но арабы Палестины поначалу это помнили. Помнили приблизительно лет десять. Затем помнить стало невыгодно…

Высший арабский совет направил в 1952 г. Лиге арабских стран меморандум, в котором говорилось:

"Некоторые из арабских лидеров в арабских столицах возвещали, что они благословляют эмиграцию арабов в соседние страны до момента полного захвата земель Палестины. Многие арабы были обмануты этими воззваниями. Для арабов, решивших покинуть дома, было естественно найти временное убежище на землях соседних арабских стран и находиться вблизи родных мест, чтобы иметь с ними связь до того момента, когда настанет час возвращения, о котором, не скупясь на обещания, говорили им ответственные лица в арабских странах. Многие были уверены, что этот час настанет вот-вот, буквально сегодня".

Через четыре месяца после начала вооруженных выступлений местных арабов и за месяц до организованного вторжения семи арабских стран на территорию, которую ООН отвела еврейскому государству, внутри ишува еще оставалось половина арабского населения. И тут началось настоящее бегство. Распространялись слухи об ужасной жестокости евреев, особенно после боя в деревне Дир-Ясин около Иерусалима 9 апреля. Деревня была базой арабских сил, которые угрожали движению еврейского транспорта по шоссе Иерусалим - Тель-Авив. По данным разведки, в ней обосновались арабские боевики, в том числе иракские добровольцы. Во всяком случае, "мирной" деревню считать не приходилось: она была укреплена дзотом с пулеметным гнездом, и в ней находилось много вооруженных арабов. Дир-Ясин удалось захватить только после восьмичасового боя. Фактор неожиданности еврейские силы упустили, и арабы сражались за каждый дом. Евреи потеряли треть своих сил убитыми и ранеными, 40 человек из 120. Арабы забаррикадировались в домах, не вывели оттуда членов семей. Среди убитых были женщины и дети.

Арабские лидеры воспользовались этой ситуацией. Миру сообщили воспламеняющую воображение весть о "резне", и она облетела все английские газеты (эта версия до сих пор верно служит врагам Израиля).

Результат же этой пропагандистской кампании для арабов Палестины был таким, как его описал Юнес Ахмад Асад, беженец из Дир-Ясина, в газете "Аль-Урдун":

"Арабы из других сел бежали не из-за боев, а из-за рассказов арабских лидеров об ужасах, которые те распространяли, чтобы усилить в арабах желание мстить евреям".

Английский генерал Глабб, который до 1948 г. много сделал для создания Арабского легиона, писал 12 августа 1948 г. в лондонской "Дейли мейл":

"Арабы были охвачены паникой и повели себя позорно. Часто села оставлялись задолго до того, как до них докатывалась война".

Всюду, где была возможность, евреи старались предотвратить бегство арабов. Епископ Галилеи Хаким подтвердил секретарю американского христианского палестинского совета Карлу Бару тот факт, что "арабы Хайфы бежали, несмотря на то, что еврейские местные власти гарантировали им безопасность и права как гражданам Израиля".

Более детально события освещены в отчете штаба британской полиции в Хайфе главному управлению в Иерусалиме от 26. 04. 1948 г.:

"Евреи стараются всеми силами убедить арабских жителей остаться, продолжать нормальную жизнь, открывать магазины и конторы, ничего не бояться…"

Усилия были напрасными. Вот как продолжается отчет:

"Длинный караван в сопровождении английских войск вышел вчера из Хайфы в Бейрут… Отъезд морем не прекращается".

Через два дня - новый отчет:

"Евреи все еще стараются убедить арабское население остаться в городе и продолжать нормальную жизнь… Еще один караван вышел из Тират-Хайфа в Иорданию. Отъезд морем продолжается. Все портовые причалы полны беженцами и их багажом, люди ищут любую возможность достать места на лодках, уходящих из Хайфы…"

Организованный отъезд из Хайфы был результатом переговоров о перемирии после того, как еврейские силы отбили атаку арабов и овладели городом. Арабские военные представители не хотели подписать соглашение о прекращении огня и просили англичан помочь перевезти арабское население в соседние страны. Англичане выделили грузовики.

Лидеры и официальные представители арабов Эрец-Исраэль подчеркивали добровольный характер отъезда и гордились этим. Еще до массового отъезда Джемаль Хусейни, в то время председатель Высшего арабского совета, сообщил в Совете Безопасности ООН:

- Арабы не хотели оказаться в плену перемирия… Они предпочли оставить дома, имущество, все, что у них есть, и уйти из города. Так они и сделали.

Большинство беженцев не ушли дальше соседних стран. Одни осели в горах Иудеи и Самарии, оказавшись под иорданской властью. Другие остановились в Акко. Акко был взят с боем еврейскими войсками, и опять пришлось арабам собираться в дорогу.

Когда выяснилось, что арабам не удалось захватить Эрец-Исраэль, у них появилась новая тема: Израиль виноват в создавшейся ситуации и должен заботиться об арабских беженцах.

Вначале подобные рассуждения были естественной попыткой арабских лидеров переложить на чужие плечи ответственность, но вскоре превратились в сильнейшее пропагандистское оружие.

Сравните высказывания, принадлежащие одному и тому же "эксперту по беженцам", Эмилю Гури. Из интервью бейрутской газете "Дейли телеграф" (6.09.1948 г.):

"Не хочу никого обвинять, хочу лишь помочь беженцам. Положение, в котором они оказались, - непосредственный результат действий арабских стран, выступивших против разделения и создания еврейского государства. Арабские государства единодушно согласились с этой политикой, и они обязаны участвовать в решении проблемы".

Из речи на объединенной политической комиссии ООН (17.10.1960 г.):

"Террористические акции сионистов, их бесчисленные разбойничьи дела - вот что привело к массовому бегству арабов…"

Одна из главных черт дезинформации - завышение числа беженцев.

В 1960 г. в ООН Эмиль Гури назвал число беженцев - два миллиона. Даже выступавшие после него арабские представители сочли, что это слишком завышенная цифра. 25 ноября представитель Ливана Надим Димешки заявил, что было изгнано "более миллиона арабов". Через четыре дня представитель Судана говорил о "полутора миллионах беженцев". С тех пор как началась политика фальсификации, арабские представители никогда не оперировали цифрами меньше миллиона.

Ш. Кац приводит немудреную статистику, основанную на фактах. А факты таковы.

Во всей западной Эрец-Исраэль было не более миллиона арабов. Из этого количества на арабское население провозглашенного еврейского государства приходилось 561 000 арабов. Такая цифра основана на британских статистических данных, достоверность которых весьма велика.

После окончания войны, в 1949 г., в Израиле оставалось 140 000 арабов. Из простого арифметического расчета следует, что страну покинуло не более 420 000.

До возникновения политики "приписок" (столь хорошо знакомой нам по советской практике) это и была признаваемая всеми цифра.

Фарис аль-Хури, представитель Сирии в Совете Безопасности ООН, в конце мая 1948 г. уверенно говорил о 250 000. Представитель арабов Эмиль Гури сообщил 6 сентября 1948 г., что в середине июня, во время первого прекращения огня, число беженцев составляло 200 000 (через двенадцать лет именно он говорил уже о двух миллионах). После второго прекращения огня (17 июля) число достигло 300 000. Граф Бернадот, специальный представитель ООН в Эрец-Исраэль, рапортовал 16 сентября 1948 г., что, по его мнению, число арабских беженцев - 360 000, включая 50 000 на территории Израиля. После июля 1948 г. был четвертый поток беженцев - ушли 50 000 арабов из Галилеи и Негева.

В то время любой араб мог записаться как беженец и получать бесплатную помощь от ООН - пищу, одежду, кров и медицинское обслуживание. В декабре 1948 г., когда число записавшихся еще не достигло 425 000, руководитель организации ООН по помощи пострадавшим сэр Рафаэль Чиленто сообщил, что он кормит 750 000 "беженцев". Спустя семь месяцев официальное число, согласно отчету В. де Сент-Обена, начальника полевых служб ООН, увеличилось до миллиона.

Надо сказать, что Международный комитет Красного Креста требовал признавать беженцем всякого араба даже на территории Израиля и предоставлять ему помощь в его собственном доме, ибо все труднее и труднее разделить нужды - тут снова процитируем Ш. Каца: "…беженцев и жителей, поскольку районы, находящиеся в руках арабов, производят такое количество продовольственных и других товаров, которое может обеспечить лишь малый процент постоянного населения". Так "беженцами" стали еще 100 000 арабов.

К тому же Иордания и египетский губернатор в секторе Газа потребовали, чтобы в списки беженцев были включены все арабы, которых сочтут нуждающимися в помощи как жертвы войны 1948 г.

Арабские правительства даже не разрешили агентству ООН вести расследование и бороться против принявшей невероятные размеры подделки продовольственных карточек и их купли-продажи, которые широко распространились, превратившись в хорошо известный на Ближнем Востоке вид мошенничества. В отчете агентства за 1959 г. констатируется: список на продовольственные карточки только в Иордании "включает 150 000 человек, не имеющих право на их получение, и еще множество умерших, о которых агентство не оповещено". Все они проходят в документах ООН по одной удобной статье - "жертвы еврейской агрессии".

Агентство несколько раз выступало с официальными протестами, но, в конце концов, примирилось с существующим положением и, таким образом, стало соучастником фальсификации. В результате произошло то, что не могло не произойти: экономический интерес каждого состоящего в списке беженцев в сохранении проблемы беженцев и в сохранении помощи сливается с интересами агентства ООН, которое хочет существовать и расширяться. Это агентство обрело славу некоего филантропического учреждения с высоконравственным и гуманным руководством, у которого нет иной цели, кроме помощи страдающим беженцам. В действительности же в агентстве работают 11 000 чиновников-арабов (!), которые все без исключения внесены в списки беженцев. Они производят так называемую "полевую" работу: распределяют продовольственную помощь. Остальные 120 американцев и европейцев работают в центральных бюро организации.

Агентство - источник заработка для 50 000 человек. Никто из них не заинтересован в том, чтобы когда-нибудь завершилась их работа, и никогда никто не поднимет голос против обмана, который длится десятки лет. Арабским правителям приходится только приостанавливать любую программу улучшения положения беженцев, чтобы не сокращались списки нуждающихся и продолжали существовать лагеря, где можно делать для мировой печати фотографии людей, называемых беженцами и находящихся в бедственном положении.

Наша глава о беженцах получилась весьма пространной. Все же приведем еще одну выписку из книги Ш. Каца "Земля раздора".

"…Не все арабы бежали. 100 тысяч из них не двинулись с места. Исконная ненависть к евреям и чувство принадлежности к арабскому народу не перевесили их привязанность к своему дому. Эти арабы, несмотря на трудности, преуспели в Израиле, в 1967 г. их было уже 350 000 человек (у них самая высокая рождаемость в мире). <…> Новые формы бегство обрело в 1967 г. После окончания Шестидневной войны, когда не было нажима или обещаний с какой-либо стороны, не было даже намека на гонения или слухов об опасности для жизни или имущества, 200 000 арабов из Иудеи и Самарии собрали свои пожитки и перешли реку Иордан. День за днем катились караваны грузовиков, автобусов, автомашин через мосты и переходы. Мост Алленби еще представлял собой груду стали и бетона, и необходимо было каким-то образом соорудить переправу. Выстроившись в ряд, люди терпеливо ждали, когда наступит их очередь… Сразу же после перехода через Иордан арабы давали интервью иностранным корреспондентам и говорили, что их изгнали евреи. <…> Не менее значителен тот факт, что в период между 1949 и 1967 гг., когда арабский иорданский король мирно правил в Иудее и Самарии, 400 000 арабов уехали в другие страны арабского мира. Сегодня можно найти множество палестинских арабов, живущих и работающих в Сирии, Ливане, Саудовской Аравии, Египте, Алжире, Ливии и более всего - в процветающем Кувейте. Все эти страны - их дом".

Для Организации освобождения Палестины - ООП - беженцы - важный источник дохода: на их "содержание" (напрямую требовать деньги на проведение терактов в неарабских странах небезопасно) обязан жертвовать каждый выходец из Палестины, и тем больше, чем "филантроп" богаче. Отказаться платить дань, из которой ни гроша не увидят в лагерях беженцев, равносильно самоубийству. Аналогичные "сборы пожертвований" проводятся едва ли не в каждой мечети по всему миру.

Хочется думать, что из приведенных фактов становится понятно: евреи арабов не изгоняли; факт их эмиграции порожден и обусловлен чисто арабской инициативой. Но так или иначе в конце весны и в начале лета 1948 г. несколько сотен тысяч арабов оставили Эрец-Исраэль. Так или иначе, возникла проблема беженцев.

Чтобы решить ее, необходимо для начала утвердить как "общеизвестные" следующие факты: бегство арабов Эрец-Исраэль явилось результатом преступной политики лидеров арабского мира и осуществлялось по призыву этих лидеров и под прямым давлением арабских националистических организаций.

С различной степенью жестокости из арабских стран было изгнано около миллиона евреев - это почти вдвое больше, чем число арабов, покинувших Эрец-Исраэль в 1948 г.

700 000 еврейских изгнанников из арабских стран абсорбировались в Израиле. Большинство, если не все, прибыли без всякого имущества. Их собственность, которая не идет ни в какое сравнение с имуществом, оставленным арабами Эрец-Исраэль, обогатила государства, изгнавшие их. Если существует долг - кто кому должен?

Чтобы поставить точку в этой главе и окончательную точку в этом вопросе, я приведу материал Сары Хониг "Во власти страха" ("Джерузалем Пост"). Сара Хониг пишет об откровениях президента ПА Махмуда Аббаса в интервью палестинскому телеканалу Al-Palestinia.

Аббас пустился в воспоминания о своей юности в Цфате, откуда, как он всегда утверждал, его семья была насильно выселена из дома израильскими солдатами в 1948 г. Именно из-за этого и сам Аббас, и все его родные якобы превратились в беженцев и вынуждены были скитаться по миру в поисках пристанища. Эта легенда повторялась им на протяжении десятков лет, и арабы, и западные журналисты знают ее наизусть. Она позволяла Аббасу предстать перед миром в качестве бесправной жертвы и оправдывала его соучастие в преступлениях против сионистов, лишивших его крова и родины. Все эти воспоминания, как правило, сопровождались сентенциями о ностальгии по родному дому, своей земле, разрушенных могилах близких, пасторальной идиллии и детских воспоминаниях.

Практически все лидеры и активисты ООП имели в своем распоряжении подобного рода легенды, которые оправдывали их самые варварские и чудовищные преступления, террор и бескомпромиссность требований о "праве беженцев на возвращение". Как правило, все они показывали при этом бережно хранимые ключи от своих домов, горсть земли и фотографии домов, безжалостно отнятых у них кровожадными агрессорами-евреями. Мир жалостливо и сострадательно, утирая слезы, выслушивал эти душещипательные истории и с пониманием кивал, когда главари ООП заявляли о своем праве отстаивать свои исконные права, к каким бы жестоким средствам ни пришлось для этого прибегнуть. Террористов, убивавших мирных людей в школах, самолетах, автобусах и гостиницах, приветствовали как "борцов за свободу", сокрушаясь об их горькой участи изгнанников.

Подлинная правда, порой не имевшая никакого отношения к этим мифам, тщательно скрывалась, а если и приоткрывалась, то во "внутрисемейных" перепалках или в сентиментальных воспоминаниях. Тогда маски срывались и на поверхность проступала истина, которая, впрочем, оказывалась слишком "неудобной" для окружающего мира, и ее попросту предпочитали не замечать.

Однако вернемся к Махмуду Аббасу и его интервью, в котором он допустил столь опрометчивый промах. Один из основателей ООП расслабился и погрузился в воспоминания о своих детстве и юности в Цфате. И в этот момент правда неожиданно вышла наружу…

До "накбы" (синоним Катастрофы у палестинцев, вызванной провозглашением независимости Израиля) его семья "была одной из наиболее состоятельных в Цфате". Когда Аббасу было тринадцать лет, вспоминает он, "мы пешком переправились через Иордан, а со временем поселились в Дамаске… У моего отца были деньги, и он расходовал их очень аккуратно. После года проживания в Дамаске деньги закончились, и мы начали работать… Многие тогда уезжали… Люди боялись актов возмездия со стороны сионистских террористических группировок, особенно тех, которые действовали в самом Цфате. Те из нас, кто жил в Цфате, боялись, что евреи захотят отомстить нам за то, что произошло во время восстания 1929 г. Эти события в памяти у наших семей и наших родителей… Мы осознавали, что баланс сил к тому времени изменился, и люди начали оставлять город, чтобы спасти свои жизни и свое имущество", - рассказал Аббас.

Таким образом, нынешний глава ПА признался, что вся ставшая притчей во языцех история об изгнании из родного города была не более чем блефом, призванным прикрыть политические притязания. Никто не выгонял из Цфата ни его самого, ни его родителей, ни остальных арабов, живших здесь. Они попросту предпочли бежать, испугавшись возмездия за совершенные не столь давно преступления и будучи уверены в том, что евреи, захватив власть, поведут себя точно так же, как ведут арабы в рамках своих культурных стереотипов, одержав победу, - то есть учинив резню своих поверженных противников. В их представлении евреи Цфата должны были сделать с арабами то же, что те сделали с местными евреями. И страх этого вселял панику в их сердца, заставляя искать спасения по ту сторону Иордана. Евреи не отнимали у них имущество, они сами оставляли всю недвижимость, беря с собой лишь накопленные сбережения и носильные вещи…

В своей книге "История Цфата" Натан Шор приводит воспоминания свидетелей злодеяния, которые собрались на месте преступления:

"Мальчики услышали вопли и стоны, доносившиеся из одной из комнат. Мы вошли в темную комнату, где стояли только стол и книжный шкаф. Один из стульев был сломан, по комнате были разбросаны тома религиозных книг. На полу лежал человек. Половина его головы отсутствовала, видна была только борода, часть носа и правый глаз… Тело лежало в луже крови, по полу были разбрызганы мозги. В соседней комнате среди блюд и посуды лежали три окровавленных детских трупа. Глаза двоих были еще открыты. Пожилая женщина, их бабушка, в отчаянии металась из комнаты в комнату, периодически оглашая дом криками ужаса. Мать, раненная, в бессознательном состоянии переходила от одного ребенка к другому. Она не кричала и не плакала, а только повторяла на идиш: "Почему они, а не я?". Вся ее рука была в крови, а оторванный палец болтался на клочке кожи".

Таким было арабское "восстание", о котором упоминает Махмуд Аббас. Естественно, что арабы помнили о своих зверствах и были вправе полагать, что евреи, победив, ответят тем же. По иронии судьбы, в 1948 г. евреи не хотели арабского исхода, опасаясь, что массовое бегство будет предшествовать вторжению арабских армий, бандитских формирований и тотальной резни. Они были недалеки от истины. Арабские лидеры, развернувшие массированное наступление на вновь созданное еврейское государство, не скрывали свое стремление физически уничтожить живущих здесь евреев.

В ряде городов, таких, как Хайфа, например, евреи даже обращались с просьбой к убегающим арабам остаться. Однако арабские лидеры, в том числе и в Цфате, руководствуясь собственными культурными кодами, убеждали своих соотечественников как можно быстрее покинуть эти города, запугивая их тем, что евреи уже вынашивают планы мести арабскому населению. Арабы и не предполагали, что можно вести себя иначе, чем они сами, и что евреи, победив, не опустятся до уровня своих врагов. В их сознании не укладывалось, что, кроме чувства мести и ненависти, могут быть еще и нравственные запреты.

Накануне 16 апреля британские власти покинули Цфат, предварительно передав полицейские станции, оружие и военный форт на горе Кнаан арабским боевикам. При этом они предложили эвакуировать местных евреев опять-таки "во имя их же безопасности". Как и в 1929 г., евреи Цфата категорически отказались оставить город, несмотря на страшную память о погромах 1929 г. и резню 13 августа 1936 г. в старом еврейском квартале. Хотя, казалось, ужасы этих событий должны были побудить к бегству именно их, а не арабов, которые никогда не страдали от еврейских погромов. Семья Аббаса никогда не испытала того, что испытали евреи Цфата, никто не посягал не только на их жизни, но и на их имущество. И тем не менее, бежали именно арабы, а не евреи. И дело здесь не в преследованиях, а в особенностях национального самосознания и культуры.

Любопытны, однако, не только откровения Аббаса. Любопытна реакция на них израильских СМИ, которые предпочли их попросту… не заметить. Почему? Аббас - не последний человек в ПА, его воспоминания кардинальным образом меняют все картину происшедшего и позволяют увидеть проблему арабских беженцев в совершенно ином ракурсе. Они позволяют воссоздать фон, на котором происходили исторические события того времени. После таких откровений Израиль получил бы дополнительные аргументы против реализации арабскими беженцами "права на возвращение". Как можно было проигнорировать подобные воспоминания лидера ПА?

Единственным объяснением может быть то, что редакторы и маститые журналисты, стремясь сохранить верность своим идейным принципам, не хотят лишать палестинцев их едва ли не главного пропагандистского оружия, хотя такая политика и идет вразрез с интересами их собственного народа. Поддерживая миф об израильской несправедливости и палестинских страданиях, они тем самым получают возможность и дальше утверждать себя в качестве просвещенной элиты и носителей нравственных ценностей.

С этой точки зрения, ничто не должно подорвать легенду о палестинских бедствиях, при том, что еврейские страдания и память о чудовищных погромах, которые учинили арабы, подвергаются полному забвению и не заслуживают ни малейшего внимания, словно все это происходило не с евреями и не в Палестине, а с совсем другим народом и в другой точке земного шара. Просвещенный мир такие "мелочи" не интересуют.

Бывший президент Египта Насер в интервью газете "Цурихер Вохе" (1.09.1961 г.) по поводу "беженцев" сказал прямо и недвусмысленно: "Если арабы вернутся в Израиль - Израиль исчезнет".

Для того, чтобы подвести окончательную черту под темой "беженцев", я приведу выдержку из речи лидера нидерланской "Партии Свободы" Гирта Вильдерса, которую он прочел в декабре 2010 г. в Тель-Авиве:

- Весь мир озабочен судьбой палестинцев в лагерях беженцев в Ливане, Газе и других местах, и многие осуждают за это Израиль. ООН утверждает, что есть четыре миллиона семьсот тысяч палестинских беженцев, и обвиняет Израиль. Эти голоса говорят, что палестинцев нужно вернуть в Палестину. Но где находится эта Палестина? Многие говорят, что Израиль должен решить проблему Палестины. Но несет ли Израиль ответственность за положение палестинских беженцев? Я отвечаю: нет! В ситуации виноваты арабские лидеры и ислам…

Почему эта проблема не решена? Причина проста: арабские страны не позволяют ее решить. И потому что ислам не дает возможности ее решить. В мае сорок восьмого года в арабских странах было около миллиона евреев. Сегодня во всем арабском мире не больше восьми тысяч евреев. После сорок восьмого года арабы выгнали евреев и конфисковали их имущество. Намного больше евреев бежали из арабских стран, чем арабов из Израиля. Где еврейские лагеря беженцев? Их нет…

По международным законам, статус беженца распространяется только на перемещенных лиц в первом поколении. Но для палестинцев ООН сделала исключение - потомки беженцев получают тот же статус, что их деды и прадеды. Поэтому число так называемых палестинских беженцев выросло с семисот одиннадцати тысяч в пятидесятом году до более четырех миллионов семисот тысяч в две тысячи десятом. Этих людей используют в качестве демографического оружия против Израиля. Вместо того, чтобы осудить арабские негостеприимные режимы, обвиняют Израиль. Обвинения эти безосновательны, их заслуживают арабские страны. Еврейские беженцы построили себе новую жизнь. Они сделали то, что делали миллионы беженцев в человеческой истории, в том числе в XX веке. Немцы покинули Судеты и земли к востоку от Одера и Нейсе, венгры покинули Трансильванию, греки были изгнаны с Эгейского побережья Анатолии, индусы бежали из Пенджаба.

С каждым следующим поколением гнев и горькие воспоминания беженцев притупляются. Время лечит раны, люди естественным образом принимают новую ситуацию. Однако ислам заставляет мусульман ненавидеть евреев. Для них это религиозный долг. Израиль должен быть разрушен. Потому что это родина евреев.

Влиятельные исламские авторитеты, такие, как Мухаммад Тантауи, великий имам каирского университета "Аль-Азхар", самого престижного мусульманского учебного заведения в мире, называют евреев "врагами Аллаха". При этом СМИ и западные политики называли Тантауи умеренным. Но что сказал этот "умеренный" палестинской делегации, которая посетила его в двухтысячном году? Он призвал усилить атаки против израильтян, подчеркнув, что каждая "операция шахидов" против всего Израиля, включая детей, женщин и подростков, является религиозным законом и заповедью ислама, пока палестинский народ не вернет свою землю.

Низар Каббани, один из самых почитаемых арабским миром поэтов, воспевает безумие ослепленных идеологией ненависти людей. В своей "Оде интифаде" он писал: "О, безумный народ Газы, тысяча приветствий безумию. Время политического разума кончилось давно. Так научи же нас безумию".

Такова природа исламских врагов еврейского народа - чистое безумие.

Проблема в том, что ислам отказывает Израилю в праве на существование. ООП завершила свой съезд полным отказом признать Израиль еврейским государством.

Проблема также и в руководителях стран Запада, которые отказываются понять, что Израиль - это сигнализация, как канарейка, с которой шахтеры когда-то спускались в шахту. Если евреям откажут в праве на свободу и мир, то скоро и мы лишимся этого права. Если падет Израиль - падет Запад. Поэтому все мы - Израиль.

Пока Запад не захочет понять, что палестинцев используют в качестве оружия против Израиля, он не сможет увидеть истинного виновника ситуации. Он не сможет понять, что Израиль не должен создавать палестинское государство по той простой причине, что палестинское государство уже существует, и это Иордания. Взгляните на карту региона после крушения Османской империи.

Британцы разделили Палестину на две части - по правую и по левую сторону от реки Иордан. Последняя - Трансиордания - составляет около восьмидесяти процентов Палестины. Британцы передали ее своему союзнику, сильному хашимитскому лидеру Аб-далле ибн Хусейну. Абдалла - сын эмира Хусейна ибн Али, хранителя святых мест ислама в Мекке.

Хашимиты принадлежат к племени курейш, племени Мухаммада. Они в Палестине чужие.

В сорок шестом году Трансиордания была объявлена независимым Хашимитским королевством (Иорданией). В ноябре сорок седьмого ООН предложила разделить оставшиеся земли Палестины. Эту территорию между Иорданом и морем разделили на еврейскую и арабскую части. Евреи согласились с планом раздела, арабы отказались. В сорок восьмом году арабы попытались сбросить евреев в море и проиграли войну.

Они отыгрались на евреях в восточных кварталах Иерусалима и на территориях древних провинций Иудеи и Самарии, которые были удержаны арабскими силами. Евреи, жившие в этих районах, пережили этнические чистки. Сами названия Иудеи и Самарии были стерты с карты и заменены странным термином "Западный берег". Берег шириной в сорок километров. Я приехал из страны, в которой много рек, и у нас ширина берега не превышает десятка метров.

Израиль, включая Иудею и Самарию, был землей евреев с незапамятных времен. Иудея - это земля евреев. За всю историю человечества здесь не было другого независимого государства, кроме еврейского.

До шестьдесят седьмого года, когда Израиль вернул себе Иудею и Самарию, ни один исламский авторитет или западный политик - ни один! - не потребовал создания Палестинского государства на землях, захваченных Трансиорданией к западу от Иордана. Должен ли Израиль менять эти земли на мир? Надо ли уступить Иудею и Самарию еще одному палестинскому государству, второму рядом с Иорданией?

Ошибаются люди, считающие, что передача Иудеи, Самарии и Восточного Иерусалима в руки палестинцев положит конец конфликту между израильтянами и арабами. В две тысячи пятом году Израиль уже пожертвовал поселениями в секторе Газа ради мира. Получил ли он мир? Напротив, ситуация только ухудшилась. В идеологических конфликтах территориальные уступки контрпродуктивны. Они только воодушевляют и поощряют противника.

С идеологиями можно бороться только железной волей и никогда не уступать. Таков урок, преподанный всему миру Уинстоном Черчиллем, который вышел на борьбу с идеологией нацизма.

Конфликт на Ближнем Востоке - это не вопрос земли и границ, это исламский джихад, противостоящий западной свободе. С момента рождения Израиля арабские лидеры отвергали любой план раздела и любую инициативу территориального решения. Исламская идеология просто отвергает концепцию еврейского государства. Ни Хамас[3], ни ООП не хотят признать право еврейского народа на собственное государство на своей исторической родине, и никакие территориальные уступки Израиля этого не изменят.

Чтобы выжить и обеспечить свою безопасность, Израиль должен иметь защищаемые границы. Страну шириной в пятнадцать километров защитить невозможно. Поэтому евреи должны жить в Иудее и Самарии. Поэтому еврейские города и селения в Иудее и Самарии это не "препятствие на пути к миру", они являются выражением права евреев жить на этой земле. Они форпосты свободы, бросающие вызов силам, которые отрицают не только Израиль, но и право Запада жить в мире, достоинстве и свободе. Ислам угрожает не только Израилю, а всему миру. Без Иудеи и Самарии Израиль не сможет защитить Иерусалим. Будущее всего мира зависит от Иерусалима. Если падет Иерусалим, следом за ним падут Афины, Рим и Париж, Лондон и Вашингтон.

Поскольку Иордания - это Палестина, иорданское правительство обязано пригласить к себе всех палестинских беженцев, которые захотят там поселиться. До конца восьмидесятых годов хашимитские правители не отрицали, что их страна - Палестина. В шестьдесят пятом году король Хусейн сказал: "Организации, которые стремятся разделить иорданцев и палестинцев, - предатели". В восемьдесят первом он повторил: "Иордания - это Палестина, Палестина - это Иордания".

В марте семьдесят первого года Палестинский национальный совет также заявил: "Иорданию и Палестину связывают национальные узы. Образование одной политической единицы в Трансиордании и другой в Палестине - незаконно". Однако в конце семидесятых годов арабские политики начали проводить различие между иорданцами и палестинцами. То, что раньше считалось изменой и незаконностью, вдруг превратилось в "историческую правду" и линию пропаганды.

В марте семьдесят седьмого года член исполкома ООП Захир Мухсейн прямо признал это в интервью датской газете Trouw: "Только по политическим и тактическим причинам мы говорим сегодня о существовании палестинского народа, так как арабские национальные интересы требуют от нас противопоставить сионизму существование "палестинского" народа. По тактическим причинам Иордания, суверенное государство с определенными границами, не может претендовать на Хайфу и Яффу, тогда как в качестве палестинца я, несомненно, могу требовать для себя Хай-фу, Яффу, Беэр-Шеву и Иерусалим. Но в тот момент, когда мы предъявим права на всю Палестину, мы без промедления объединим Палестину и Иорданию".

В восемьдесят восьмом году, во время первой интифады, Иордания официально отказалась от суверенитета над так называемым правым берегом реки Иордан. В последующие годы иорданские власти лишили гражданства тысячи палестинцев. По двум причинам. Во-первых, пришлые хашимитские правители боялись, что однажды палестинцы захватят страну.

Во-вторых, лишая палестинцев иорданского гражданства, они создавали иллюзию, что Иордания не является частью Палестины, и направляли энергию палестинцев против Израиля, на создание их государства в Иудее и Самарии. Эторешение было величайшей несправедливостью, совершенной хашимитскими правителями.

Мы должны изменить видение проблемы. Если мы продолжим размышлять прежними категориями, мирного решения палестинской проблемы, которое не ставило бы под угрозу Израиль и его социальное и экономическое предприятие в Иудее и Самарии, достигнуто не будет. Заселение этих маленьких провинций миллионами палестинцев невозможно, и этого не случится. Скептиков я спрашиваю: какая альтернатива? Оставить все как есть? Нет, друзья, мир должен признать, что было независимое палестинское государство, созданное в сорок шестом году, и это - королевство Иордания. Дать палестинцам свободно переселиться в Иорданию - это намного лучший путь, нежели так называемый принцип "двух государств для двух народов" (по сути трех государств), за который ратуют ООН, американская администрация и правящие элиты во всем мире. Мы хотим демократического ненасильственного решения палестинской проблемы. Палестинцам должно быть дано право поселиться в Иордании и избрать правительство. Западному миру я говорю: будем на стороне Израиля, так как у евреев нет другого государства, тогда как у палестинцев уже есть Иордания. Будем вместе с Израилем, так как наша цивилизация начинается здесь, на родине евреев. Будем вместе с Израилем, потому что для безопасности еврейского государства нужны защищаемые границы. И потому, что здесь проходит линия фронта в борьбе за выживание Запада…

* * *

И последнее свидетельство, которое я не могу не привести, принадлежит Эриху Хофферу, чья статья была опубликована еще 26 мая 1968 г. (!) в издании "Лос Анжелес Таймс". Эрик Хоффер - американский философ, нееврей, занимался вопросами социальной философии. Он родился в 1902 г. и умер в 1983-м, написав девять книг и получив президентскую медаль Свободы.

"Евреи - своеобразный народ: то, что разрешено другим, евреям запрещено. Другие народы изгоняли тысячи, даже миллионы людей, но проблемы беженцев для них не существовало. Занимались этим Россия, Польша, Чехословакия… Турция вышвырнула миллион греков, а Алжир - миллион французов. Индонезия изгнала Бог знает сколько китайцев - и никто не проронил ни слова по поводу беженцев. Но в случае с Израилем перемещенные (на самом деле, добровольно покинувшие Израиль. - Г. Т.) арабы (и их потомки. - Г. Т.) стали вечными беженцами. Все настаивают на том, что Израиль обязан принять назад всех арабов до последнего.

Другие страны, победив на поле боя, всегда диктовали условия мира. Но когда побеждал Израиль, он должен был умолять о мире. Все ожидают, что единственными подлинными христианами в этом мире должны быть евреи. Другие страны, будучи побежденными, выживали и восставали вновь, но если бы Израиль проиграл войну, он был бы уничтожен полностью. Если Насер оказался бы победителем, он стер бы Израиль с лица земли, и никто не шевельнул бы и пальцем, чтобы спасти евреев. Никакие обещания помощи евреям, данные любым правительством, включая и наше собственное, не стоят той бумаги, на которой они написаны.

Весь мир возмущается, когда погибают люди во Вьетнаме или когда в Родезии казнят двух негров. Но когда Гитлер убивал евреев, никто не пытался протестовать. Шведы, которые готовы разорвать дипломатические отношения с Америкой из-за того, что мы делаем во Вьетнаме, не издали ни звука, когда Гитлер уничтожал евреев. Но зато они посылали ему первоклассную железную руду и шарикоподшипники и помогали перевозить войска по железной дороге в Норвегию.

Евреи одиноки в этом мире. Если Израилю суждено выстоять, это произойдет только благодаря их собственным усилиям. Но, тем не менее, именно Израиль является нашим единственным надежным союзником, не выдвигающим никаких предварительных условий. Мы можем рассчитывать на Израиль больше, чем Израиль - на нас. И нужно только попытаться представить себе, что случилось бы, если бы прошлым летом в войне победили арабы и стоящие за их спиной русские, чтобы понять, насколько важным является выживание Израиля для Америки и для Запада в целом. У меня есть предчувствие, которое не оставит меня никогда: то, что происходит с Израилем, ожидает и всех нас. Если Израиль погибнет, уделом нашим станет Катастрофа".

Вот теперь и ответьте: проблема арабских "беженцев" - чья проблема?


=ПРАЗДНИКИ = НА ГЛАВНУЮ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = СИОНИЗМ = ОГЛАВЛЕНИЕ =