Хафец Хаим - "Жаждущий жизни"

ОТКРОЮ УСТА СВОИ В ПРИТЧЕ

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ

= ПРАЗДНИКИ = ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = СИОНИЗМ =

Глава 4. НАГРАДА И НАКАЗАНИЕ

79. Плата рабочему, прервавшему работу на середине

Сетует рабби Тарфон в трактате Авот: "День короток, а работы много; рабочие ленивы..." На первый взгляд непонятно, какие могут быть жалобы: ведь если дней человеку отпущено мало, так это потому, что Святой, благословен Он, сотворил его так! И можно дать на это несколько натянутый ответ, состоящий в том, что все три вещи, которые перечисляет рабби Тарфон, на самом деле - одно. (Тогда речь идет о несовершенстве человека, которое он сам может исправить. - Прим. пер.) Мы же дадим другое, более приемлемое объяснение.

"День короток", - говорит рабби Тарфон. День стал таким из-за греха Адама, первого человека, который должен был бы жить все дни мира, и тогда хватило бы ему времени, чтобы изучить Тору и понять ее как следует. Теперь же, из-за того первого греха и наших нынешних грехов, дни человека необычайно сократились. "И работы много" - то есть Тора осталась той же, какой и была, целостной. Нам была дана цельная Тора, а не только лишь та ее часть, которую мы могли бы изучить за отпущенное нам краткое время, так что стоило бы человеку поторопиться, изучая ее. Но несмотря на все это - "работники ленивы". Поэтому завершает мудрец Мишны словами: "Нет на тебе обязанности завершить работу", то есть: не думай, что, раз ты сам виноват в грехе Древа Познания и из-за тебя самого уменьшилось время твоей жизни, ты по-прежнему обязан сделать всю работу целиком. Нет: "то, что в силах твоих - делай!"

И еще добавляет рабби Тарфон: "И можно полагаться на твоего Работодателя: Он заплатит тебе награду за работу твою". На первый взгляд непонятно, что же тут удивительного? И подобный же вопрос задают про стих из Писания: "И Твое, Б-же, милосердие, ибо Ты платишь каждому согласно его делам". "Какое же это милосердие?" - спрашивают люди. Но сказанное нами выше развеивает все это недоумение.

Поясним то притчей. Некто нанял рабочего и пообещал ему великую плату: золотой динар за день работы, но поставил условие, что человек этот будет честно работать весь день и не будет бездельничать ни секунды. Рабочий согласился, наниматель поверил ему и снабдил его всем необходимым. Начал тот работу, проработал несколько минут и передумал, чем разгневал своего нанимателя до невозможности. Вечером приходит рабочий к хозяину и говорит: "Заплати мне то, что полагается!" - "Что же тебе полагается?" - спрашивает хозяин. "Четыре копейки за те минуты, которые я проработал". И сказал ему тогда хозяин: "Постыдился бы спрашивать плату за свою работу! Радуйся, что я не подаю на тебя в суд за то, что ты так отвратительно поступил со мной: прекратил работу в середине дня. Я же положился на тебя и все необходимое для работы дал тебе!"

Совершенно то же самое и здесь. В самом начале Святой, благословен Он, сотворил Тору, по слову Писания: "Б-г установил меня началом Своего пути..." В ней Он укоренил всю мудрость и все знание, а затем создал весь остальной мир со всем, что в нем есть. И хотел Он, чтобы Адам жил все то время, пока существует мир, то есть шесть тысяч лет. За это время смог бы он изучить всю Тору - все ее общие законы и частные проявления их, и узнал бы все тайны Торы. И повелел Он человеку не вкушать от Древа Познания, ибо оно - причина его смерти; тот же преступил Его запрет. Следующие поколения так же грешили: и поколение Потопа, и поколение Вавилонской Башни, и следующие, и время жизни человека все сокращалось, пока не дошло до семидесяти лет. Что же может человек изучить, постичь и исполнить за такой ничтожный срок? Это ведь - всего одна девяностая от тех шести тысяч лет, которые изначально отвел Б-г благословенный человеку!

Тем не менее Б-г благословенный в милости своей не лишает человека награды и награждает его согласно той мудрости и тем делам, которые он успел осуществить за это краткое время. Об этом сказано: "И Твое, Б-же, милосердие, ибо Ты платишь каждому согласно его делам". И мудрец Мишны тоже завершил свое высказывание словами: "И можно полагаться на твоего Работодателя: Он заплатит тебе награду за работу твою". Это означает: если бы на Его месте был земной хозяин, несомненно, разгневался бы он на тебя, но не таков Б-г благословенный, Который заплатит тебе за все. И, чтобы подчеркнуть это, мудрец добавляет: "И знай, что награда праведникам - в будущем мире", что означает: Он платит великую плату, которой "глаз не видел...", а не деньгами этого мира, которые кончаются и пропадают. И в этом - также проявление милости Б-га.

Шем Олам, 10


= ПРАЗДНИКИ = ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = СИОНИЗМ =