Хафец Хаим - "Жаждущий жизни"

ОТКРОЮ УСТА СВОИ В ПРИТЧЕ

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ

= ПРАЗДНИКИ = ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = СИОНИЗМ =

Глава 1. ОТЧЕТ ПЕРЕД СОБОЮ

12. Во время ярмарки важна каждая минута

Говорит Писание: "Испортили, но не Ему (...), Б-гу ли воздадите так, народ подлый и не мудрый?

Он ведь Отец твой, Создатель твой, Он сделал тебя и крепко установил тебя. Вспомни дни мира, вдумайся в годы каждого поколения (...)". В последней фразе подразумевается вот что: "Вспомни дни мира", то есть прошедшие годы, и "вдумайся в годы каждого поколения" - это годы будущих поколений, как объясняет комментарий Раши.

А мы теперь разъясним это притчей. Представьте себе человека, занятие которого - торговать на самых больших ярмарках мира. Такие ярмарки происходят раз в несколько десятков лет, и на них собираются властители страны и князья земли, чтобы покупать невиданные драгоценности. А он очень хорошо разбирается в этой области торговли: может точно оценить стоимость каждого камня по его прозрачности, так что все прислушиваются к его мнению, и зарабатывает на этом сотни тысяч рублей. И прибыли хватает ему на несколько десятков лет, как раз до следующей ярмарки.

И вот если человек может на одной ярмарке заработать сотни тысяч рублей, конечно, он очень хочет, чтобы время следующей ярмарки пришло поскорее, и ждет его с огромным нетерпением. А уж когда ярмарка действительно начинается - как же велика его радость и с какой охотой занимается он своей торговлей в эти дни, передать невозможно. Он ни на секунду не забывает, что сейчас - долгожданная ярмарка; он помнит об этом, что бы ни делал: ест ли, пьет, прогуливается. Ведь до сих пор он вел себя как величайшие богачи мира - никогда никуда не торопясь. Теперь же он постоянно спешит, стараясь минуты лишней не потратить, и так ценит время, что почти забывает и о еде, и обо всех остальных радостях. Если же кто спросит его, в чем дело, он ответит: "Я ведь ждал несколько десятков лет, удостоит ли Б-г меня дожить до времени, когда каждую минуту я стану зарабатывать сотни рублей, а иногда даже тысячи: ведь через мое посредство приобретаются даже самоцветы для царских корон! За время этой ярмарки, которая продлится, может быть, какой-нибудь месяц, я должен заработать средства к существованию на несколько десятков лет, и кто знает, окажусь ли я еще когда-нибудь на такой ярмарке! Так что поверьте: если бы я мог вообще обойтись без еды, питья и сна, не тратил бы на них ни секунды. Ведь даже за те короткие мгновения, которые я сейчас провожу за этими занятиями, я теряю сотни рублей!"

У этого человека был неразумный сын, которого отец обучал своей профессии. Когда подошли дни ярмарки и сын тоже стал понемногу зарабатывать, то он не стал поступать так же, как отец, полностью отдаваясь делу. Он, наоборот, услаждал себя разнообразными изысканными кушаньями, прогулками по тенистым садам, пиршествами и развлечениями. И упрекал его отец, так говоря: "Вспомни-ка, сколько десятков лет ждал ты возможности заработать и все повторял: "Когда же будет ярмарка?" А теперь, когда вот она, ярмарка, - руки твои держат только вилку, и занимаешься ты только чепухой! И кроме того, кто знает, когда будет следующая ярмарка? Может, ее вообще не будет! На что же ты собираешься жить?"

Теперь же перейдем к нашей теме. Все знают, что души были сотворены в самом начале и (до шестого дня Творения) находились в обители Святого, благословен Он, о чем свидетельствует стих из Псалмов: "Молитва Моше, человека Б-жия: Г-споди! Обителью был Ты для нас поколения и поколения; прежде чем горы родились и стали существовать Земля и Вселенная (...)". И Раши косвенно подтверждает это, объясняя фразу из Талмуда (Йевамот, 62): "Не придет сын Давида, Машиах, пока все души не побудут в теле. И также известно из святых книг (можно найти это в книге Магид Мейшарим, написанной автором труда Бейт Йосеф), что, когда души, находящиеся в вышнем мире, видят души праведников, поднимающиеся из нашего мира, мира действия, с величайшим почетом и в неописуемом великолепии - а все это лишь потому, что они приобрели себе в нижнем мире много заслуг за изучение Торы и выполнение заповедей, - пробуждается в них страстное, необоримое желание оказаться в мире действия, и поджидают они в нетерпении, когда же придет и им тоже время спуститься туда? Ведь только там может душа приобрести огромную награду и вечное счастье! (Есть в Мишне А вот фраза, на первый взгляд противоречащая этому. Сказано там: "Против своей воли ты рожден (...)". Но вот как объясняется эта фраза в книге Магид Мейшарим: на самом деле душа не любит этого мира, но когда она видит, что спускается сюда лишь для того, чтобы приобрести Тору и заповеди, - тогда пробуждается в ней великая страсть к этому приобретению.)

И теперь те стихи, с которых мы начали, получают исчерпывающее объяснение. Когда Писание говорит: "Испортили, но не Ему...", а затем продолжает: "Б-гу ли воздадите так...", оно хочет сказать вот что: "Это ли то добро, которым вы воздаете Б-гу за Его бесконечные милости? Он ведь привел в нижний мир Тору и заповеди, которые притягательней золота червонного, чтобы дать вам возможность заслужить награду в будущем мире и наслаждаться ею вечно!" И затем говорит Писание: "Вспомни дни мира...", то есть: "Вспомни все дни, что прошли от сотворения твоей души до сего дня, - а ведь это несколько тысяч лет! (Ведь время существования мира тоже можно измерить в днях, как сказали мудрецы Талмуда: "Мир будет существовать шесть тысяч лет, соответственно шести дням Творения".) И сколько раз ты уже преисполнялся надежды, говоря себе: "Скоро ли придет время, когда я тоже достигну блаженства, как все праведники, которые много Торы выучили, много заповедей исполнили в нижнем мире и своим собственным трудом заслужили себе удел в раю? Им ведь теперь не приходится есть хлеб позора!" А теперь, когда ты оказался здесь, ты забыл все это, тратя драгоценное время своей души на бессмысленные дела, точь-в-точь как неразумный сын из нашей притчи.

И продолжает Писание, и говорит: "Вдумайтесь в годы каждого поколения". Мы понимаем это примерно так, как объясняет комментарий Раши: "Если уж вас не заботит прошлое, задумайтесь о будущем! Может ведь случиться, что пройдет несколько сотен лет, за это время сменятся на земле несколько десятков поколений, а ты не сможешь ни выучить хоть букву из Торы, ни выполнить хоть одну заповедь (поскольку в это время твоя душа будет находиться в вышнем мире, где все это невозможно. - Прим. пер.) - так не стоит ли тебе изо всех сил стремиться к ним сейчас, пока ты жив?!"

И добавляет Писание: "Спроси отца своего, и скажет тебе..." Слово "отец" здесь обозначает пророков (Раши объясняет, что пророки в те дни были Израилю вместо отца). Спроси пророков, и они скажут тебе, что придут времена, когда за Тору и заповеди не будет больше награды, ибо злое начало будет уничтожено. Как сказал царь Шломо, да пребудет он в мире: "И помни Творца своего в дни юности твоей, пока не придет день зла и не настанут годы, о которых скажешь ты: нет у меня в них желания", и разъяснили мудрецы Талмуда, что речь идет о днях Машиаха, когда не будет ни награды, ни наказания.

Хомат га-Дат, 7


= ПРАЗДНИКИ = ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = СИОНИЗМ =