=БЕСЕДЫ О ТОРЕ= НА ГЛАВНУЮ= ПРАЗДНИКИ= ИСТОРИЯ= ХОЛОКОСТ= ИРУШАЛАИМ= ИЗРАНЕТ=

Рав Ицхак Зильбер

Беседы о Торе

ПРИРОДА РОСКОШЕСТВУЕТ

Электрический угорь добывает себе пищу, убивая жертву электрическим током. Четыре пятых его тела длиной 2,7 метра занимают три электрических органа, и лишь одна пятая приходится на органы дыхания, пищеварения, размножения и прочие. Он генерирует ток в 650 вольт.

Зачем? Плавают же в океане обычные угри, и не хуже электрических находят себе пищу. Непонятное расточительство!

Такой же роскошью в природе представляются ядовитые змеи. Есть змеи, “настроенные” на добычу, имеющую определенную температуру. Такая змея из двух живых существ с разницей температуры тела в одну десятую градуса безошибочно выбирает нужное ей. Причем она определяет температуру добычи, не дотрагиваясь до нее. Змеиный яд - настоящее чудо фармакологии. Его состав очень сложен. Чтобы выпускать яд, змея должна иметь специальное приспособление. Кроме того, сама она должна быть защищена от действия своего яда. Для чего природе все эти сложности? Ведь неядовитых змей в пять раз больше, чем ядовитых, и они и не думают вымирать.

Весьма необычное существо - жужелица-бомбардир. Она ошеломляет противника сильной струей вонючей едкой жидкости. Немецкий ученый Герман Шильдкнехт выяснил природу этого явления. Особые железы жужелицы вырабатывают две разных жидкости, которые хранятся в двух пузырях. Шильдкнехт провел химический анализ и определил, что одна из жидкостей - 10-ти процентный гидрохинон, а другая - 23-х процентная перекись водорода. Хранимые по отдельности, жидкости безопасны, но когда они соединяются, происходит... взрыв. Гремучая смесь взрывается в специальной камере, а продукты сгорания выбрасываются на врага из двух сопел под хвостом у жучка. Однако, чтобы задержать взрыв до нужного момента, в организме жужелицы вырабатывается специальный фермент, нейтрализующий гремучую смесь. Чтобы, в свою очередь, нейтрализовать действие этого фермента, во “взрывную камеру” вводится другой фермент - и происходит взрыв или серия взрывов. Как объяснить, исходя из теории эволюции, этот феномен? Какие условия “надоумили” маленького жучка выработать столь сложный механизм защиты? И каким образом он сумел создать в своем тельце целую химическую лабораторию?

Бразильский ученый Хозе Мария Лима обратил внимание на тот факт, что южноамериканским индейцам заранее становится известно, какие территории окажутся под водой во время разлива Амазонки. На все его расспросы, в чем тут секрет, индейцы отвечали одним словом: муравьи.

За много недель до наводнения черные муравьи становятся очень активны - забираются на высокие деревья и сидят там, вращая своими усами-антеннами. Собрав нужную информацию, они передают ее “старшим метеорологам”. Обработав эти сведения, “руководство” решает оставить опасное место. Тогда муравьи выстраиваются в колонны и в организованном порядке выступают в поход. По словам индейцев, они еще ни разу не ошиблись. Их новый муравейник всегда остается сухим.

Мы уже говорили, что птицы умеют строить удивительно прочно и целесообразно. Однако все рекорды великих архитекторов побивают... пчелы. Инженерам часто приходится решать задачи, когда из минимума материала нужно выстроить помещение наибольшего объема (учитывая, разумеется, его прочность). Такие задачи решаются путем сложных расчетов, с привлечением высшей математики.

Когда пчелы строят соты для хранения меда, они обходятся без дифференциального и интегрального исчисления. Соты представляют собой шестигранные призмы с гранью 2,71 мм. Почему соты шестигранные? Потому что заданную площадь рациональнее всего покрыть шестигранниками - ее периметр будет наименьшим. Однако донышко сот не плоское, оно представляет собой трехгранный угол, составленный из трех ромбов. Возникает вопрос, каков должен быть плоский угол при вершине ромба, чтобы уложиться на минимальной поверхности?

Первым заинтересовался этой проблемой итальянский астроном и геодезист Миральди. В 1712 году он установил, что угол должен быть близок к 110о. Впоследствии Реомюр, Вейл и Кениг уточнили эту величину: 109о 26'. Они были изумлены, узнав, что пчелы делают соты с углом 109о 28'. Фонтанель, секретарь Французской академии наук, заметил, что пчелы, несмотря на более слабые, чем у Ньютона и Лейбница, математические способности, получают указания от самого Творца. Между прочим, со временем выяснилось, что “расчеты” пчел точнее.

Австрийский ученый Фриш установил, что пчелы могут сообщать друг другу о местонахождении источников корма и расстоянии их от улья. Пчела, обнаружившая пищу, возвращается в улей с пыльцой и исполняет определенный танец. Если нектар находится на расстоянии менее 50 метров, разведчица описывает небольшие круги. При расстоянии от 50 до 100 метров пчела движется не только кругами, но и по прямой, виляя брюшком. Рисунок ее движения говорит не только о расстоянии до цветов, но и о направлении полета относительно солнца.

Кто научил муравьев метеорологии, а пчел - высшей математике? Ведь при всех этих ухищрениях они экономят дополнительно только два процента воска. Оправдана ли “гениальность” пчел необходимостью выжить? Нет, никакой борьбой за существование этой щедрости природы не объяснить. Такое великолепие и разнообразие доступны только Творцу!