Моше бен Маймон
(МАЙМОНИД)

Путеводитель растерянных в PDF

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = АТЛАС =

Предисловие

Маймонид придавал огромное значение книге и считал, что письменное слово, как бы оно ни использовалось — во зло или во благо, — обладает исключительной силой. Об опасном влиянии вредной книги он с негодованием
писал в “Послании о религиозных преследованиях” (Иггерет гашмад), обра!ценном к тем, кто не мог открыто исповедовать иудаизм:

“И понятно, что если кто-то сочинит книгу, будь его слова истинны или ложны, она, несомненно, будет распространена среди людей. И из-за этого увеличивается количество ошибочных мнений среди людей, ибо что заставляет тебя принять ошибочные мнения — то, что они начертаны в книге.

Подобная мысль звучит и в послании к мудрецам г. Монпелье (Прованс):

“И также следует вам знать, что уж сочинены глупцами тысячи пустых и бессмысленных книг, и немало людей, великих годами, но не умом, истратили свои жизни на изучение этих книг... главная болезнь и зло — в том, что все написанное человек изначально воспринимает как истинное, и тем более — написанное в древних книгах ...

С другой стороны, насущность книги полезной Маймонид чувствовал столь остро, что немалую часть своей жизни посвятил сочинению книг на разные темы: галаха, философия, медицина. Представление о нем как о наставнике
разбросанных по всему миру еврейских общин сложилось именно на основе его произведений. Среди них послания, написанные на злобу дня, но впоследствии воспринимавашиеся как самоценные сочинения многими поколениями. Сочинение книг воспринималось Маймонидом как исполнение миссии по распространению знания, руководству и указанию к действию. Он считал себя обязанным распространять постигнутую им истину, полагая, что она вечна.

“Путеводитель растерянных” можно воспринимать как часть этой миссии:

воспитание того, кто хотел бы сочетать изучение философии с верностью религии. О своем намерении написать подобное сочинение Маймонид заявлял еще вт юности, в комментарии к Мишне (Сангедрин 10:1). Осуществляя это намерение, Маймонид пишет “Путеводитель растерянных”, начинающийся как послание к ученику, но в конечном счете представляющий собой сложно построенное произведение, требующее специальных правил изучения.

Глубокое осознание значимости своих произведений заставляло Маймонида возвращаться к написанному, чтобы исправить вкравшиеся ошибки или уточнить формулировки. Часть этих исправлений мы находим в автографах Маймонида, сохранившихся в рукописях, другие обнаруживаются при сравнении различных версий его сочинений.
IX

Рабби Моше бен Маймон (Рамбам)
ПУТЕВОДИТЕЛЬ РАСТЕРЯННЫХ
Перевод и комментарии М.А. Шнейдера
В оформлении использованы фрагменты иллюминированной копии Мишне 10ра — «Яд
Хазака», галахического кодекса Маймонида, созданной в Кельне в 1295—1296 гг.
(Библиотека Венгерской Академии наук, Восточное собрание. Коллекция Кауфмана № А 77)
Й. Либес
Ц. Марк
X. Пдая
С. Рузер,
М. Рыжик,
С. Хоружий
М. Шнейдер,
Ш. Штампфер,
Ш. Шукуров
3. Эль кин
Академический совет
<Z}. Абрамс
И.-Т. Ассис,
М. Беи-Сассон,
Э. Вольфсон
М. Гельнер-Эшед
У. Гершович,
А.Грин
3. Дашевский,
М. Идель
Д. Каждан,
3. Копельман,
Издатель М. Гринберг
Научный редактор У. Герилович
Литературный редактор М. Вайскопф
Консультанты М. Китросская. Л. Китросский, А/. Левинов, А, Трейгер
Разработка серии П, Адамова
Зав. редакцией И. Аблина
Gesharim, Jerusalem
Tel./fax: (972)-2-624-2527
Fax: (972)-2-624-2505
e-mail: house@gesharim.org
Мосты культуры, Москва
Тел./факс: +7(499) 241-6871
e-mail: oFfice@geshanrn-rnsk.ru
www.gesharim.org
© Маханаим
© Гешарим / Мосты культуры
© Центр Чейза по развитию иудаики на русском языке.
Еврейский университет в Иерусалиме
© Скан и обработка: glarus63
Книга разрешена к продаже на
территории бывшего СССР
ISBN 978—5—93273—310—1


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = АТЛАС =