р. Иосиф ТелушкинЕврейская мудрость |
Часть V Проблемы современных евреев
Основные темы
69. В конце раздела… Спорт, направления иудаизма и коммунизм
Спорт
Ирландцы не поверили в Гринберга успех.
Они считали, что ирландцы - в бейсболе лучше всех.
И Мерфи и Малруни не мечтали, что еврей
Из Бронксвилла станет грозою бейсбольных полей:
Но когда мы победили со счетом один-два
Все закричали: "Гринберг - он парень хоть куда!"
И когда на Рош-hа-Шана Гринберг биту поднял,
Роде добежал два раза до базы, - а народ на трибунах орал.
Но вот пришел Йом-Кипур - день святой для евреев всех,
И Гринберг - спортсмен еврейский, презрел бейсбольный успех.
Он провел весь день в синагоге, и не пришел на матч.
"Сегодня точно продуем. Голяк - хоть смейся, хоть плачь, -
Сказал Малруни. - Конечно, он немножко подставил нас.
Но я мужика уважаю - он со своим народом сейчас".
Эдгар Гест, "Джевиш Кроникл", Детройт, 5 октября 1934 г. Цит. по Питеру Левину "От Эллис Айлэнд до Эббетс Филд"
Конечно, это не самая важная цитата на еврейскую тему. Но она рассказывает об очень важном, с еврейской точки зрения, решении, принятом двумя еврейскими бейсболистами. Хэнк Гринберг и Сэнди Коуфэкс - евреи, игравшие в бейсбол в команде высшей лиги, решили пропустить важные матчи, выпавшие на Йом-Кипур. Гринберг пропустил матч в октябре 1934 года. За девять дней до этого, на Рош-hа-Шана, "Детройт Тайгерс" одержал с его помощью победу над "Бостон Ред Сокс" со счетом два-один. Но в самый священный для евреев день Гринберг отправился в синагогу.
Через тридцать один год Сэнди Коуфэкс также провел первый день "Уорлд сериес" (важнейшего бейсбольного чемпионата. - Прим. пер.) 1965 года в синагоге. Его команда - "Лос-Анджелес Доджерс" - проиграла "Миннеаполис Твинс" со счетом 8:2.Когда Дона Дрисдэйла сняли с третьей попытки добраться до базы, он сказал своему менеджеру, Уолту Алстону: "Я думаю, ты сейчас жалеешь, что я - нееерей".
"Замечание, что быть евреем - это некий плюс, даже сказанное в шутку, отражало весьма заметную подвижку в отношениях к евреям в Америке", - пишет Питер Левин (там же).
Направления иудаизма
Не важно, к какому направлению иудаизма вы принадлежите. Важно, чтобы вы этого стыдились.
Рабби Ирвин "Итц" Гринберг, президент CLAL, Национального еврейского центра образования и лидерства
Это - очень глубокое замечание и кажется просто остротой только на первый взгляд. Конфликты между направлениями иудаизма во многом связаны с тем, что евреи склонны преувеличивать сильные стороны своей позиции и слабые стороны позиции оппонента. Поэтому реформисты обычно обвиняют ортодоксов в фанатизме и считают себя единственным толерантным и либеральным движением. Ортодоксы, в свою очередь, считают, что представители других направлений - скрытые атеисты, которые искажают Тору ради собственного удобства.
Но так как ни одному из движений не удалось "сделать мир совершенным под властью Бога", приверженцам всех направлений стоит стать благосклонными к своим противникам и начать скромнее отзываться о собственных заслугах.
Денис Прагер сказал, что кроме ортодоксов, реформистов, консерваторов и реконструктивистов есть еще два направления иудаизма: "серьзные" и "несерьезные" евреи. Он также считает, что:
Нет аутентичных направлений. Есть аутентичные евреи.
Об увлечении ассимилированных евреев левыми политическими идеями
Евреи должны поставить Ленину памятник за то, что он - не еврей.
Исраэль Зэнгуил (1864-1926)
Зэнгуил имел в виду общеизвестный факт: активная поддержка евреями компартии усилила антисемитизм. Слава Богу, самый известный коммунист двадцатого столетия не был евреем. Зато евреями были многие его ближайшие соратники.
"Хаим, почему ты хочешь уехать из СССР? - спросил писатель-идишист Давид Бергельзон Хаима Граде. - Потому что боишься, что не сможешь писать так, как мы хотим?"
"Нет. Гораздо хуже. Я боюсь, что слишком легко научусь писать так, как вы хотите".
Цит. по Мортону Рейхику, "Хаим Граде", в кн. Мюррей Полнер "Биографии евреев"
Граде, один из лучших писателей-идишистов двадцатого века, бежал из Вильно во время нацистской оккупации. Он попал в СССР, где жил во время войны. Там он познакомился с ведущими российскими писателями-идишистами, в частности, с Бергельзоном. Хотя они умоляли Граде остаться в СССР, он уехал при первой возможности и позже эмигрировал в США.
12 августа 1952 года, спустя семнадцать лет после вышеприведенного разговора, Бергельзон и двадцать три других еврейских интеллектуала были расстреляны в Лубянской тюрьме по приказу Сталина.
В книге "Пепел надежд" - антологии советской идишской литературы, Ирвин Хоув и Элиезер Гринберг пишут об иронии судьбы, постигшей этих советских писателей: "В других местах Европы идишские писатели погибли от рук всеми проклятых врагов (во время Холокоста). Здесь, в Советском Союзе, целое поколение талантливых идишских писателей и поэтов сгинуло в камерах и лагерях государства, которому они поклялись в верности, некоторые - с энтузиазмом, некоторые - с плохими предчувствиями".
После смерти Бергельзона Граде писал: "Я плачу по тебе всеми буквами алфавита".