р. Иосиф ТелушкинЕврейская мудрость |
Часть IV. Между человеком и человечеством.
Сравнение еврейских и общечеловеческих ценностей
60. Против утопизма
Вы не обязаны изменить мир, но вы также не можете отказаться от попыток (делать для этого все, что в ваших силах).
Пиркей Авот, 2:16
Рабби Тарфон запрещает ссылаться на несовершенство этого мира как на оправдание нашего бездействия в отношении зла. Альберт Камю, великий французский писатель и философ, выразил ту же мысль более конкретно: "Возможно, мы и не способны сделать так, чтобы в этом мире вообще не пытали детей. Но мы можем уменьшить число детей, подвергаемых пыткам" ("Неверующий и христианин").
Мой друг, профессор Давид Шац, также заметил, что это высказывание подчеркивает неспособность отдельного человека в одиночку достичь совершенства мира.
* * *
Рабби Иоханан бен Заккай любил говорить: "Если у тебя в руке саженец, а к тебе бегут люди, крича: "Держись! Машиах пришел!", сначала посади саженец и только потом иди встречать Машиаха".
Отцы по Рабби Натану, версия В 31
Высказывание раввина первого века отражает частоту, с которой в его время появлялись ложные машиахи, утверждавшие, что спасут мир.
* * *
Тем, кто пытается навязать Израилю моральные стандарты, неприменимые ни к одному из других государств, современный американский раввин отвечает:
Если евреи будут на пять процентов лучше других народов, мы будем "нести свет в мир"; если мы будем на двадцать пять процентов лучше, мы приведем в мир Машиаха. Но если мы будем на пятьдесят процентов лучше - мы погибнем.
Рабби Ирвин Гринберг
* * *
Лев и агнец будут лежать рядом, но агнец не сможет заснуть.
Вуди Аллен