р. Иосиф ТелушкинЕврейская мудрость |
Часть II Личные вопросы
Иудаизм и поиск смысла
32. О страданиях
Рабби Иоханан однажды заболел, и Рабби Ханина пришел к нему. Он спросил его: "Ты рад своим страданиям?" Рабби Иоханан ответил: "Ни им, ни даже вознаграждению за них".
Вавилонский Талмуд, Брахот 5б
Рабби Хия бар Абба говорил: "Если мне скажут: "Пожертвуй своей жизнью во имя Бога", я буду готов это сделать, но только при условии, что умру тут же. Но я не переживу пыток и преследований (Адриана)".
Песнь Песней Рабба 2:7
Чтобы сломить сопротивление евреев, солдаты Адриана нагревали железные шары и заставляли человека держать их под мышкой, пока он не умирал.
Как отмечает рабби Хия бар Абба, пытки могут заставить сдаться даже самых праведных людей гораздо быстрее, чем страх смерти. Поэтому о Ханании, Михаэле и Азарин, которые предпочли быть брошенными в раскаленную печь, лишь бы не служить статуе Невухаднецара (Навуходоносора), раввины писали:
Если бы они били Хананию, Михаэля и Азарию бичами, те бы согласились поклониться статуе.
Вавилонский Талмуд, Ктубот 33б
Еврейское право, следует отметить, - это, по моим сведениям, единственная древняя законодательная система, запрещавшая пытки.
Мы страдаем, а воля бога нам неизвестна
От имени Рабби Акивы было сказано:
Нужно приучиться говорить: "Что ни делается, все к лучшему". Однажды Рабби Акива путешествовал. Он приехал в один город и начал искать пристанища, но ему везде отказывали. Тогда он сказал: "Что ни делает Бог, все к лучшему". Пошел и провел ночь в поле. У него были петух, осел и лампа. Поднялся ветер и задул лампу, потом кошка съела петуха, а лев пришел и съел осла. Рабби сказал: "Что ни делает Бог, все к лучшему". В ту же ночь явились солдаты и увели всех жителей города (в рабство). А Рабби Акиву они не заметили, так как лампа не горела, а осел и петух не кричали. Рабби Акива сказал своим спутникам: "Разве я не говорил: "Что ни делает Бог, все к лучшему?""
Вавилонский Талмуд, Брахот 60б-61а
Человек не ответственен за то, что говорит в час горя своего.
Вавилонский Талмуд, Бава Батра 16б
Если человек проклинает Бога, испытывая страшные муки, закон не считает его виновным в богохульстве. Также, если он, чувствуя ужасную боль, проклинает членов своей семьи или беспочвенно их обвиняет, они не должны обижаться на его слова или отвергать человека из-за этого.
Оскорбления
Те, кто не отвечает оскорблением на оскорбление, кто слышит, как его проклинают, но молчит в ответ, - Танах говорит о них… "(Они) как солнце, освещающее тьму" (Шофтим 5:31).
Вавилонский Талмуд, Шаббат 886
Два величайших еврея двадцатого века - рабби Авраам-Ицхак Кук, первый главный раввин Палестины, и его друг Рабби Арье Левин. Кука сильно ненавидели в определенных ультра-ортодоксальных и антисионистских кругах из-за того, что он ревностно поддерживал халуцим(пионеров-сионистов). Большинство халуцим были атеистами.
Однажды утром на службе в синагоге, к Рабби Левину пристал ярый антисионист, который так проклинал его, что чуть не сорвал тфиллин с его головы. Другие молящиеся не обратили на это внимания (или сделали вид, что ничего не видят). Рабби Левин тихо вышел, и никогда больше не ходил в эту синагогу.
Позже один из тех, кто был там, спросил его: "Ты знаешь, почему так случилось? Почему он оскорблял тебя? Тебе известна настоящая причина?"
"Она всегда одна и та же: я грешен перед Богом".
"О, нет, - сказал другой человек, тоже экстремист. - Причина более конкретна! Она в том, что ты крепко дружишь с тем рабби". (Он не посмел упомянуть имя Рабби Кука.)
"Скажи мне, - попросил реб Арье, - правильно ли я сделал, что промолчал?"
"Конечно, - ответил другой. - Это очень хорошее качество. Ты знаешь, как говорили мудрые: "Те, кто не отвечает оскорблением на оскорбление, кто слышит, как его проклинают, но молчит в ответ, - (они) как солнце, освещающее тьму"".
"Ну вот, тебе следует знать, - сказал рабби Арье, - что и эту фразу я узнал от "того Рабби"… (Симха Раз, "Цаддик нашего времени").
Действительно, Рабби Кук писал письма врачам, которые восхищались им. В этих
письмах он просил их оказать бесплатную помощь обедневшим членам семей своих
противников.