И.Вейнберг

Введение в ТАНАХ

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ!

= ГЛАВНАЯ =ТРАДИЦИИ =ИСТОРИЯ =ХОЛОКОСТ =ИЗРАНЕТ =НОВОСТИ =УРОКИ=


Глава IV. ТАНАХ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ


Иудейская война: величие и трагедия подвига

Хасмонейских царей обвиняли и обвиняют во многом: в неосуществлении возложенных на них надежд, в обострении противоречий в еврейской общественно-политической и духовно-религиозной жизни и т.д. Но в одном они не были повинны - в приходе в 63 г. до н.э. римлян и утрате народом своей независимости и государственности. Борьба за престол между братьями Гирканом II и Аристобулом приблизила это событие. Но оно было неминуемым, ибо в середине I в. до н.э. Рим уже властвовал почти над всем Средиземноморьем и включение государства Хасмонеев в состав Римской мировой державы был лишь вопросом времени. Начался полутысячелетний период римского владычества не только над евреями в Палестине, но также над значительной частью евреев в диаспоре. Хотя на протяжении этого времени имели место отдельные короткие периоды взаимопонимания и сосуществования между евреями и римскими властями, их отношения в целом характеризовались взаимным непониманием, подозрительностью и враждой.

Эти эмоции и взгляды обнаружились уже в 63 г. до н.э., когда Гней Помпеи захватил Иерусалим, вошел в святая святых Иерусалимского храма и после выхода оттуда

"...стало известно, что место это пустое, без всякого изображения богов в нем..." (Тацит. Ист. V:9).

В этом заявлении просвещенного римского нобиля раскрывается одна из причин еврейско-римского взаимного непонимания. Римляне никогда не были религиозными ревнителями и, как правило, не вмешивались в религиозную жизнь подвластных народов. Но трезвомыслящие и гордящиеся этим своим свойством римляне с подозрением и настороженностью всегда относились ко всему мистическому, непонятному, в данном случае к богу без тела, без лика. Другой причиной этого взаимного непонимания было то, что римляне видели в своих законах важнейшее средство объединения своей мировой державы и поэтому они повсеместно внедряли их, оставляя местным законам лишь ограниченное пространство действия. Для евреев же законы Танаха были единственными законами, которые следовало соблюдать и выполнять, и поэтому они не были склонны принимать и исполнять римские законы. Но была еще и третья причина - римляне, убежденные, что судьба уготовила им властвовать над миром, крайне подозрительно отнеслись к распространившемуся в Риме предсказанию, что

".. .в те дни Восток приумножит силу и пришедшие из Иудеи завладеют миром" (Тацит. Ист. V:13).

На рубеже эр в пределах Римской мировой державы (кроме Палестины) еврейские общины имелись в Египте и Сирии, в Малой Азии и Греции, в Италии и других странах Средиземноморья. Самая большая община находилась в Александрии Египетской. Этот город с населением около 1 млн. человек был не только одним из крупнейших торговых центров античного мира, но после упадка Афин также важнейшим центром античной культуры с прославленными Мусейоном и Библиотекой. Евреи составляли около четверти населения огромного города и населяли один или два из пяти его основных кварталов. Евреи в Александрии были уравнены в правах с остальными жителями города, в основном греками, имели свое внутреннее самоуправление, возглавляемое этнархом ("предводитель народа") и советом старейшин (герусия), обладавшими судебными, фискальными и другими полномочиями.

Евреи в Александрии занимались ремеслами и торговлей, находились на государственной службе у Рима, как, например, Тиберий Александр, занимавший высокую должность префекта (градоначальника) Александрии, и другие. В Александрии, как и в других странах и городах в пределах Римской мировой державы, евреи в значительной степени приняли античный образ жизни. Они жили в домах греческого или римского образца, носили греческий хитон или римскую тунику, нарекали своих детей греческими или римскими именами Филон, Тиберий и другими, а еврей из Тарса (в Малой Азии), ставший римским гражданином, принял римское имя Паулус (Павел), с которым он вошел в историю христианства. Древнееврейский и арамейский языки как разговорные языки среди евреев уступили место древнегреческому в восточной части Средиземноморья и латыни в его западной части.

Столь радикальное преобразование языковой среды содействовало зарождению в еврейской духовной жизни двух новых явлений - переводов произведений Танаха на чужие языки и еврейской литературы на чужих языках. Любой перевод текста с одного языка на другой, любое словесное творчество на чужом языке, особенно когда это язык столь блистательной и привлекательной культуры, как античная, всегда чреват внесением в этот переведенный или сочиненный текст элементов той, иноязычной культуры. Свидетельство тому - сочинения Филона Александрийского, Йосефа Флавия, ряд апокрифов (см. ч. IV), которые, являясь, несомненно, еврейскими сочинениями, тем не менее содержали многие черты и свойства античной культуры. Даже переводы Танаха на другие языки, например перевод на древнегреческий язык - Септуагинта (см. ч. IV), не были просто переводами, а в значительной степени адаптациями, т.е. приспособлениями текста и мыслей Танаха к другой языково-мыслительной среде, к вкусам и восприятию грекоязычного читателя.

Столь значительных сдвигов в духовной жизни евреев не потребовалось в районе крупнейшего сосредоточения их за пределами Римской державы, в Двуречье под властью парфян, Там древнееврейский и арамейский языки продолжали быть языками богослужения и словесного творчества, а также повседневного общения (особенно арамейский).

В Двуречье евреи в основном занимались земледелием, но было среди них много искусных ремесленников и удачливых купцов. Материальное положение евреев, невзирая на тяжесть налогового бремени, было благополучным, а их социально-политический статус упорядоченным и устойчивым. Это побудило одного из ведущих еврейских мудрецов признать, что "законы [Парфянского] царства есть законы [обязательные для евреев]". Лояльному отношению евреев к парфянским властям в немалой степени содействовало и то, что общины обладали внутренней автономией по вопросам религии и судопроизводства, финансов и внутренней жизни, которая, осуществлялась семью старейшинами при поддержке более широкого совета, а в экстренных случаях созывалось общее собрание всех членов общины.

Важным преимуществом положения евреев в Парфянском царстве по сравнению с Римской империей было то, что в первом еврейские общины в пределах всего государства составляли некое единое автономное образование, возглавляемое эксилархом или ро 'ш галута' ("глава пленения"), который притязал на происхождение от дома Давида. Эксилархи занимали высокое положение при дворе парфянских царей, имели обширные полномочия не только в религиозных и юридических, административных и фискальных делах, но даже в военных. Эксилархи держали пышный двор, напоминая тем самым о своем царском происхождении. Они играли большую роль в организации еврейских высших учебных заведений в Суре и Пумбедите, которые стали центрами религиозно-духовной жизни евреев Двуречья, всего Парфянского царства, главным местом создания Вавилонского Талмуда, важнейшего творения этой части еврейского народа (см. ч. IV).

Разделенность еврейского народа между двумя державами, жизнь в различных политических, языковых и культурных средах серьезнейшим образом могли угрожать существованию еврейского народа как этнокультурной целостности. В этих условиях была особенно велика роль евреев Палестины, которые служили своеобразным мостом, соединявшим два основных центра еврейской диаспоры. Еврейское население Палестины могло выполнить эту объединяющую еврейский мир роль потому, что на рубеже эпох оно еще составляло большинство народа и пространственно размещалось между двумя центрами еврейской диаспоры. Главное, однако, было в том, что в Палестине находились оба средоточия еврейской духовно-религиозной жизни - Иерусалимский Храм и Санхедрин.

Римляне ликвидировали Хасмонейское государство, разделив Палестину на пять административно-фискальных округов. Но оно в причудливой и страшной форме возродилось тридцать лет спустя, в 37 г. до н.э. Тогда Ироду, сыну принудительно евреизирован-ного эдомита, удалось воспользоваться хаосом гражданской войны в Риме и добиться независимости, конечно в рамках римского верховного господства, в качестве "союзника и друга римского народа". Ирод, которого современники именовали "Великим", действительно обладал неким величием, но в основном отрицательным, жутким. Умный и изворотливый, настойчивый и честолюбивый, Ирод сумел обеспечить себе поддержку римского императора Августа, правда не без оттенка брезгливости и презрения последнего по отношению к своему подопечному. Благодаря этой поддержке Ирод расширил границы своего государства и развернул не только в Палестине, но также за ее пределами обширное строительство, призванное обеспечить ему славу покровителя античной культуры.

С именем Ирода связаны такие великолепные архитектурные комплексы, как гавань и город Кесария, крепость Масада и другие. Но наиболее прославленной из построек Ирода был Иерусалимский храм, превращенный им из небольшого скромного здания во славу всесильного Бога в гигантское, пышное, сияющее мрамором и золотом сооружение во славу Ирода. Однако ужас вызывали болезненная подозрительность царя и его чудовищная жестокость, жертвами которой становились не только подданные, но также члены его собственной семьи. Ирод убил свою жену Мариамну, последнюю представительницу рода Хас-монеев, своих сыновей, других родственников, что побудило императора Августа сказать, что он предпочел бы быть свиньей в свинарнике, чем сыном Ирода.

Ирод лишил своих подданных всех прав, окружил себя "царскими друзьями" и "царскими родичами", чиновниками и наемниками из иностранцев, установил режим такого террора и страха, что евреи не сопротивлялись, когда после смерти Ирода в 4 г. до н.э. римляне возобновили свое прямое правление в Палестине. Иудея, Самария и Идумея Рдом) стали римскими провинциями, управляемыми наместниками, так называемыми прокураторами. Римские прокураторы Иудеи - отошедший от еврейства александрийский еврей Тиберий Александр, вольноотпущенник из греков Феликс, римский всадник Понтий Пилат и другие - были не хуже и не лучше обычных римских наместников. Римское правление в Иудее не жестче или требовательнее, чем в других провинциях. Положение Иудеи было даже чем-то лучше, нежели других провинций Рима, ибо она обладала весьма широкой автономией в вопросах судопроизводства, сбора налогов и религии. Римляне даже пространственно обособили свою власть от еврейского самоуправления в Иудее, сделав резиденцией римского прокуратора город Кесарию и оставив центром еврейского самоуправления Иерусалим.

В Иудее, особенно в Иерусалиме евреи жили напряженной творческой жизнью. Там учили крупнейшие учителя-мудрецы Хил-лел, Шаммай и другие, слушать которых прибывали любознательные из всех уголков еврейского мира. Там завершилось составление канона Танаха и продолжалось создание устной Торы, ее письменное оформление в Мишне и затем в Иерусалимском Талмуде (см. ч. IV). В Иерусалимский храм поступали приношения со всех сторон еврейского мира, а в дни праздников, особенно праздника Пейсах, стекались десятки тысяч паломников из всей еврейской диаспоры. Все это усиливало изначальную настороженность римских властей, особенно когда в мировой державе появились признаки ее ослабления.

В таких условиях достаточно было толчка, чтобы привести к взрыву, особенно если этот толчок был столь существенным для обеих сторон, как культ гения римского императора. После установления в 31 г. до н.э. в Римской мировой державе монархической власти культ гения, т.е. духа императора, воплощенного в статуе, стал одним из важных компонентов имперской идеологии, признавался властями действенным средством сплочения империи. Поэтому поклонение статуе императора было одной из обязанностей всех подданных империи. Нигде в пределах Римской империи это требование не вызывало никаких возражений, кроме как в Иудее, где даже чисто внешнее, формальное поклонение статуе императора считалось нарушением первого завета (Исх. 20:3 = Втор. 5:7).

Наиболее категорично культ римского императора отвергали фарисеи, особенно выделившаяся из их среды, по определению Йосефа Флавия (Древн. ХШ:23 и ел.), "четвертая философская школа", которая называла себя греческим словом "зелоты", т.е. ревнители. Восприняв и сохранив все основные принципы фарисейства, особенно более радикального течения в нем, школы Шам-мая, основатель этого религиозно-политического течения Йехуда из Гамалы дополнил его новым принципом - абсолютной и безусловной приверженностью к свободе. В понимании зелотов свобода заключалась в признании лишь власти одного и единственного, не имеющего материального воплощения Бога и жизни только под этой властью. Поэтому зелоты полностью отвергали римское господство, а поклонение статуе императора, даже само наличие ее, считали недопустимым и преступным нарушением веры в Бога. Зелоты были убеждены, что истинная и полная свобода осуществится лишь в царстве Бога, наступление которого приблизит бескомпромиссная борьба против Рима, и поэтому их высший долг - вести эту борьбу.

Неудивительно, что именно зелоты и их крайнее крыло, известное под латинским названием сикарии ("кинжальщики"), сторонники беспощадного индивидуального террора, стали наиболее активной силой в героическом восстании против Рима (66-73 гг.), названном его участником и историком Йосефом Флавием "Иудейской войной".

Иудейская война имела, особенно в начале, в значительной степени общенациональный характер. За исключением малочисленной группы проримской светской и жреческой верхушки, включая потомков Ирода и цадокеев, большинство евреев в Палестине, а также в диаспоре, главным образом в западной, поддерживало восстание. Но среди восставших не было единства взглядов на задачи и цели восстания, приемы ведения войны. Глубокие расхождения отделяли умеренное крыло восставших, включавшее большинство фарисеев, признававшее возможность компромисса с Римом в случае уступок некоторым требованиям восставших, от радикального крыла, зелотов, отвергавших любой компромисс с Римом и требовавших борьбы до полной отмены римского господства, а также изменений в структуре еврейского общества, большего равенства между людьми как непременного свойства царства Бога.

Восстание началось с блистательной победы восставших над римскими легионами под Иерусалимом, что еще больше усиливало мессианские ожидания и иллюзии повстанцев. Именно они, очевидно, мешали восставшим верно оценить положение и правильно действовать, например попытаться захватить гавани и затруднить римлянам переброску войск. Вместо этого восставшие засели в некоторых крепостях, особенно в Иерусалиме, уповая на неприступность города и на помощь Бога его городу и храму.

Пассивная, оборонительная тактика повстанцев была на руку Веспасиану Флавию, самому опытному из римских военачальников, которого император Нерон, невзирая на свою нелюбовь к нему, назначил командующим в Палестине. Во главе армии из 60 тыс. легионеров Веспасиан вторгся в Галилею и начал там систематический захват крепостей. Упорное сопротивление оказывала Йотапата под командованием Йосефа, сына Матитйаху, который, будучи захвачен римлянами, предсказал суеверному Веспасиану, что тот вскоре станет императором. Умному и проницательному Йосефу, хорошо знавшему положение дел в Риме, сделать такое "предсказание" было не трудно. Оправдавшееся прорицание сблизило Йосефа с Веспасианом и его сыном Титом, впоследствии он был удостоен римского гражданства и принял имя Флавиев.

Его поступок показателен для настроений умеренной части восставших, которые поверили в обреченность восстания и испугались социального радикализма крайних, уничтоживших, например, долговые расписки и развязавших беспощадный террор против светской и жреческой элиты. Если даже поступок Йосефа, сына Матитйаху, содержал элемент предательства, в чем его обвиняли современники, то Йосеф Флавий полностью искупил свою вину, написав книгу "Иудейская война" - величественную эпопею о трагическом подвиге.

Пока римские легионы методично покоряли страну, постепенно изолировав и окружив Иерусалим, там вместо объединения и сплочения всех антиримских сил разгорались кровавые распри между отдельными группировками зелотов. Это катастрофически снизило способность Иерусалима к защите, когда в 70 г. Тит приступил к осаде города. Защитники Иерусалима, невзирая на огромное военное превосходство римлян, на мучительный голод в городе, сражались с удивительным мужеством, питаемым мессианскими надеждами. Но когда девятого дня месяца Ав, т.е. 12 августа 70 г., римляне захватили и сожгли храм, все надежды рухнули, и через месяц Иерусалим пал. Это был конец Иудейской войны, хотя в крепости Масада на берегу Мертвого моря горсточка сикариев оборонялась до 73 г. или даже до 74 г., предпочтя смерть римскому плену.

Иудейская война завершилась катастрофой. Храм был разрушен, Иерусалим лежал в развалинах и вскоре был превращен в римский город Айлиа Капитолина, закрытый для евреев. Десятки тысяч евреев были депортированы и многие из них проданы в рабство. Часть земель, принадлежавших евреям, была экспроприирована и распределена среди римских ветеранов. Полное крушение мессианских надежд вызвало глубокий духовно-религиозный кризис, породило сомнения в справедливости и всемогуществе Бога, допустившего столь трагическую участь им же избранного народа. Эти настроения, нашедшие свое выражение в ряде апокрифов, содействовали распространению христианства.

Перечень трагических последствий Иудейской войны может быть продолжен, и поэтому отнюдь не надуманным является вопрос: "А следовало ли вообще восставать?", который занимал многих из современников и участников этой трагедии. Восставать, по-видимому, надо было, ибо Иудейская война содействовала сохранению евреев как народа, как этнокультурной целостности. Если бы не восстание и не поражение в нем, приведшее к отчуждению на века между нееврейским миром, относившимся к евреям как к опасным мятежникам и презираемым побежденным, и евреями, жившими воспоминаниями о героической борьбе за свободу и ненавистью к победителям, римский каток романизации населения империи подмял бы под себя евреев, как это случилось со многими другими народами, и они исчезли бы. Кроме того, утрата, и на сей раз надолго, территориальных, государственных и других рамок, имеющих ограниченное во времени существование, выдвинули на первый план Танах, придав ему роль хранителя и консолидатора еврейского народа.

Это, очевидно, ощущал и/или осознал Йоханан, сын Закайа, один из ведущих мудрецов своего времени. Он был заместителем председателя Санхедрина и вначале поддержал восстание, предупредив, однако, против фанатизма и самоуверенности, против преувеличенных мессианских надежд. Когда поражение в Иудейской войне стало очевидным, Йоханан, сын Закайа, тайком бежал из осажденного Иерусалима, был благосклонно принят римлянами и добился от них разрешения "обучать своих учеников" и "соблюдать заповеди и учить Тору" в городе Йавне (Йамне). Там Йоханан, сын Закайа, возродил деятельность Санхедрина, который принял ряд важнейших для судьбы всего народа решений - о праздничном календаре, о молитвах, о прозелитах, т.е. о перешедших в иудаизм, и другие. Но главное и наиболее важное среди них было окончательное определение состава и содержания Танаха, его канон, который с тех пор по сегодняшний день остался постоянным и неизменным.

Иудейской войной не кончается древняя история евреев, но завершается та ее часть, во время которой создавался и оформлялся Танах и которая нашла свое отражение в Танахе.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Зачем знание древнееврейской истории необходимо для изучения Танаха и чем оно помогает его понима нию?

2. Какие узловые точки древнееврейской истории кажутся вам наиболее существенными для понимания Танаха?

3. Какие узловые точки древнееврейской истории кажутся вам наиболее созвучными с судьбой еврейского народа в современном мире?

Дополнительная литература:

Дубнов С. Всемирная история еврейского народа. 1. Древнейшая история. Любое издание.

История древнего мира. М., 1989; I, 235-257; II, 95-114, 183-197,288-338,369-382.

Земля Израиля (Эрец Исраэл) - страна и народ. 2. Исторический очерк. Краткая еврейская энциклопедия 3,62-150.

Бикерман Э. Дж. Евреи в эпоху эллинизма. Москва-Иерусалим, 2000.