р. МОШЕ-ХАИМ ЛУЦЦАТОПУТЬ ПРАВЕДНЫХ |
Глава четырнадцатая
Категории отделенности
Существуют три категории отделенности: отделенность в удовольствиях, отделенность в законах и отделенность в обычаях. Отделенность в удовольствиях мы упоминали в предыдущей главе. Это значит не брать от мира то, что необязательно для существования. А это охватывает все, что является наслаждением для одного из чувств, то есть еда, одежда, прогулки, праздные разговоры и тому подобные наслаждения, кроме тех случаев, когда наслаждение есть исполнение заповеди.
Отделенность в законах означает, что следует всегда предпочитать наиболее строгое решение вопроса. Следует считаться даже с одиночным мнением в споре, если доказательства кажутся верными; более того -даже если это единственное мнение выступает против галахического решения данного вопроса. Это возможно при условии, что такое строгое решение не окажется основанием для смягчения другого решения. И следует склоняться к строгому решению вопроса при сомнениях даже там, где можно склониться к смягчающему решению. Ибо уже объяснили нам мудрецы (Ху-лин 316) сказанное Иехезкелем (Иехезкель 4:14): "Вот душа моя не осквернена" - я не ел мяса животного, о котором дал указание мудрец, и не ел мяса умирающего животного. Все это, конечно, разрешено по закону, но для себя он склонялся к строгому решению.
Я упомянул выше, что отделенные не должны разрешать себе то, что разрешено всему народу, потому что им следует удалиться не только от уродливого и от похожего на него, но и от похожего на похожее. Сказал мар Уква (Хулин 105а): "Я в этом вопросе, как уксус, сделанный из вина, по сравнению с моим отцом, потому что если отец ел мясо утром, то он уж не ел творога до того же часа завтрашнего дня. А я, если не ем /творога/ за обедом, то за ужином поем". Конечно же, галахическое положение не требует поступать так, как поступал его отец. Если бы оно требовало, то мар Уква не поступил бы противно такому положению. Но его отец в своей отделенности склонялся к строгой стороне закона. Потому-то мар Уква называл себя "уксус, сделанный из вина" - он не был настолько отделен, как его отец.
Отделение в обычаях поведения - это уединение и устранение от себя пустого
общества, чтобы обратить свое сердце к служению и должному соблюдению себя в
этом служении. Но и здесь не следует впадать в крайность. Сказали мудрецы (Ктубот
17а): "Человек всегда должен считаться с окружающими". А также сказали
(Макот 10а): "Меч на одиноких, и они поглупели". Меч на ненавистников
мудрецов, которые занимаются Законом в одиночку. Но человеку надлежит бывать
в обществе порядочных людей. Иногда это требуется для занятий или для заработка.
Но потом следует уединиться, чтобы приблизиться ко Всевышнему и достичь прямых
путей и истинного служения. Значит, нужно меньше разговаривать и остерегаться
праздных разговоров, и не смотреть вокруг себя далее четырех локтей и тому подобное;
стараться достичь того, к чему человек может привыкнуть настолько, что это станет
его второй натурой.