=ГЛАВНАЯ =ТРАДИЦИИ =ИСТОРИЯ =ХОЛОКОСТ =ИЗРАНЕТ =НОВОСТИ=

Добро пожаловать в научно-просветительский центр МАХАНАИМ

Н.Лейбович "Новые исследования книги Бытие в свете классических комментариев"
Книга Бытие / Недельный раздел Ваигаш

Жду Ваших писем!

К оглавлению книги

"Я сойду с тобой в Египет, и поднять тебя оттуда - Я подниму"  (Бытие гл. 46:28)


     Когда Яаков уже стоит на пороге Страны, готовый отправиться в Египет, Всевышний открывается ему - в последний раз в его жизни. Это откровение - также последнее из откровений, которых удостоились Авраhам, Ицхак и Яаков, праотцы еврейского народа. В предыдущей главе мы постарались вскрыть причину страха Яакова перед "спуском" в Египет - страха, вынуждающего Всевышнего успокоить Яакова: "Не бойся сойти в Египет" (Брейшит 46:3). Ведь, казалось бы, чего Яакову было опасаться? Он шел к любимому сыну, которого не видел 22 года, о котором все это время безутешно скорбел, который теперь управлял могущественнейшей державой мира и мог обеспечить отцу спокойную, безбедную жизнь. Разве при таких обстоятельствах есть место для тревоги? Мы привели слова Хизкуни, стремящегося проникнуть в душу Яакова, чтобы понять причину ужаса, охватившего его тогда, мы старались показать, что не только предстоящее порабощение его потомков вызывало у Яакова страх уйти из страны, где царил жесточайший голод, и перейти границу самой богатой, самой обеспеченной и самой культурной страны в мире, которой к тому же управляет его любимый сын. Нет, на этот раз душа его трепетала совсем по иной причине: а вдруг, когда пройдут голодные годы, когда закончится эпоха порабощения, его потомки не пожелают подняться и покинуть эту счастливую страну, полную всевозможных материальных благ, чтобы вернуться в страну Кнаан - ту страну, которая одна на свете обещана Всевышним Авраhаму, Ицхаку и Яакову?! Именно на это обращает особое внимание автор комментария "Гаамек давар":
     Яаков боялся, чтобы его потомство не исчезло, не ассимилировалось в египетской среде. Потому что лишь только в Стране Израиля в состоянии сохраниться искорка еврейства из поколения в поколение. Поэтому Всевышний обещал Яакову: "Не бойся... потому что великим народом Я тебя сделаю там". И, как объясняют наши мудрецы, "великий народ" означает, что Израиль станет народом, настолько отличным, что ассимиляция в Египете ему не будет страшна.
     Здесь же, в этой главе, мы займемся, главным образом, иным вопросом: что означает обещание Всевышнего, данное Им Яакову во время этого откровения, и в частности те слова, которыми мы озаглавили эту главу:

46:4Я СОЙДУ С ТОБОЙ В ЕГИПЕТ     
И ПОДНЯТЬ ТЕБЯ ОТТУДА -  
Я ПОДНИМУ.

     Но ведь мы знаем, что Яаков вовсе не вернулся в страну Кнаан, что он умер в изгнании, в Египте, - как же понимать слова Всевышнего "поднять тебя оттуда - Я подниму"?!
     Раши отвечает на этот вопрос так:
     Это обещание, что Яаков будет похоронен в Стране Израиля.
     Однако трудно допустить, что в самом деле этого достаточно, чтобы успокоить волнение Яакова - тем более, если скажем, что в первую очередь он беспокоится не о себе, а о судьбе своих потомков.
     По-видимому, ответ на этот вопрос следует искать в другом направлении. Безусловно, перед нами явление, весьма частое в Торе: отождествление отца с его сыновьями. В свое время проф. И. hайнеман указал, что зачастую местоимение "я" означает вовсе не одного человека, но целую группу людей вплоть до целого народа 1. И наш отрывок рассматривается в Мехилте Бешалах в том же самом духе:
     Это можно сравнить с историей о царе, сын которого уехал в далекие страны. Сам царь тоже поехал вслед за ним, догнал его и был с ним в одной стране, а когда тот переехал в другую страну, поехал вслед за ним и опять был с ним. Так и Израиль: сошел в Египет - и Шхина с ним, как сказано: "Я сойду с тобою в Египет", ушел оттуда - и Шхина с ним, как сказано: "И поднять тебя оттуда - Я подниму", спустился в море - и Шхина с ним, как сказано: "И двинулся ангел Бога, шедший перед ратью Израиля, и пошел позади них" (Шмот 14:19), вышел в пустыню - и Шхина с ним, как сказано: "А Бог идет перед ними днем в столпе облачном, чтобы указывать им дорогу" (там же, 13:21).

     
Подобное тому мы находим в мидраше, описывающем первое откровение Всевышнего Моше из куста ежевики:
     Шмот Раба 3:3:
     Сказал Всевышний Моше: "Я сказал Яакову, вашему праотцу: "Я сойду с тобою в Египет и поднять тебя оттуда - Я подниму", и теперь Я сошел сюда, чтобы исполнить Мое обещание, чтобы вывести из Египта его потомков. А куда Я их вывожу? В то же самое место, откуда Я привел их, - в страну, о которой поклялся праотцам. Именно об этом написано (Шмот 3:18): "...И вывести его из той страны".

     М.Бубер
многократно подчеркивает 2, что еврейское представление о Всевышнем характерно тем, что Он не пребывает в каком-то определенном святом месте, или в какой-то определенной стране, или в Храме, но, как царь, всегда идет со своим народом (так же, как и с другими народами) - ведет их, руководит ими, приводит в какие-то конкретные места и уводит их оттуда. А в разбираемом нами отрывке Всевышний не только обещает Яакову, что его кости будут унесены из Египта и похороненны в земле его родной страны, но также ручается, что великий народ, который вскоре образуется в Египте из потомков Яакова, Он также уведет из Египта и доставит в ту же страну.
     "Не бойся сойти в Египет" - это ободрение, "Я сойду с тобою в Египет и поднять тебя оттуда - Я подниму" - это обещание. Но не случайно между этими двумя фразами сказано: "Потому что народом великим я тебя сделаю там" - именно из этих словно ясно, что не об одном Яакове идет речь, но о его сыновьях и сыновьях его сыновей.
     Даже порабощение, которое ожидает в Египте сыновей Израиля, в конечном счете принесет им благословение - как об этом говорит автор "hаамек давар":
     Согласно буквальному смыслу слово "народ" обычно означает независимую нацию, обладающую государственным устройством и централизованным управлением. И в Египте сыны Израиля стали готовыми к этому.

     
Отсюда следует, что в словах, которыми заканчивается наш недельный раздел Торы содержится глубочайший смысл :

47:27И СТАЛ ЖИТЬ ИЗРАИЛЬ В СТРАНЕ    
ЕГИПЕТСКОЙ, В СТРАНЕ ГОШЕН,    
И ОСЕЛ НА НЕЙ, И РАСПЛОДИЛСЯ   
И УМНОЖИЛСЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ..: 

     Однако все богатство, которое сыны Израиля приобрели в Египте, все знание жизни, которое полученное ими там, вся закалка, благодаря испытаниям, которые они там пережили, не цель, а средство для достижения цели - возвращения в свою страну. Обещание Всевышнего быть вместе с Израилем в Египте - помощь для сохранения искорки еврейства в любых условиях, однако и даже это не что иное, как средство для достижения той же цели - возвращения домой. И автор "hаамек давар", воложинский Нацив, сердце которого постоянно было обращено к Иерусалиму, увидел намек на это не только в самих словах Всевышнего во время этого откровения Яакову, но даже в самом моменте, когда произошло это откровение:
     В тот самый день Всевышний открылся Яакову "в видениях ночных" и возвестил ему, что пришел час, когда он должен принять на себя иго изгнания, которое сравнивается с ночью. Потому что в мире тогда царит мрак - Божий дух открывается лишь на краткие мгновенья в случае крайней необходимости, словно свет молнии, озаряющей ночь.
     И Рамбан тоже видит в этом откровении сумерки наступающего изгнания, однако в самой форме обращения Всевышнего к Яакову:
     После того, как Всевышний сказал ему (35:10): "Больше не будешь зваться ты именем "Яаков", но "Исраэль" будет имя твое", он должен был бы называться только этим вторым, почетным именем.
     И так в нашем отрывке три раза он называется "Исраэль". Однако обратился к нему Всевышний, называя его " Яаков", - чтобы намекнуть на то, что теперь наступают времена, когда он не будет "бороться с ангелами и с людьми и побеждать". Теперь он будет пребывать в "доме рабства" - до тех пор, пока не "поднимется оттуда", - потому что с этого времени начинается изгнание. Вот почему далее сказано (46:8): "Вот имена сынов Израиля, идущих в Египет, Яаков и сыновья его" - они придут в Египет под именем "сыны Исраэля", там расплодятся и умножатся, и это их имя возвеличится и прославится. Однако сейчас, в момент "спуска" в Египет - не "Израиль", а "Яаков".
     Весь мрак изгнания, весь ужас перед предстоящим порабощением, перед опасностью духовной ассимиляции в чужом мире - вот в чем суть этого откровения Всевышнего. И единственный луч света:

46:4И ПОДНЯТЬ ТЕБЯ ОТТУДА -   
Я ПОДНИМУ. :

     

1 Дархей агада, гл.4 (2), стр.32.

2Kцnigtum Gottes, S.62.


Продолжение