В. Черепенчук

Еврейская мудрость.

Афоризмы, притчи, изречения

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Родина и чужбина

Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал им: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет.
Танах. Шмот (Исход)


И сказал Господь Моисею: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Гергесеев, Евсеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону царю Египетскому; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.
Танах. Шмот (Исход)


Посох Моисея, предуготованный в сумерки шестого дня творения, был дан Господом Адаму в раю, от Адама перешел к Ханоху, от Ханоха к Симу, потом переходил по наследству к Аврааму, к Ицхаку (Исааку), к Яакову (Иакову) и, наконец, к Йосефу (Иосифу). После смерти Йосефа посох был взят фараоном к себе. Итро, бывший одним из волхвов египетских, смутно чувствуя чудесную силу этого посоха, выпросил его у фараона и посадил среди деревьев в своем саду. Однако невидимая рука не давала ему подойти близко к посоху. Когда явился Моисей, увидел посох и прочитал начертанные на нем письмена, он протянул руку и беспрепятственно взял его себе.
Сефер га Агада. Рабство и исход


В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль во всей земле Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца. И призвал фараон Моисея и Аарона ночью и сказал им: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу Богу вашему, как говорили вы; и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня.
Танах. Шмот (Исход)


Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне. Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил сынов Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу. Они сказали ему: Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом. И сказал им царь Египетский: для чего вы, Моисей и Аарон, отвлекаете народ мой от дел его? ступайте каждый из вас на свою работу.
Танах. Шмот (Исход)


Пошел Моше (Моисей), стал на берегу Нила и громким голосом воззвал:
- Йосеф (Иосиф)! Йосеф! Настало время, когда Господь избавляет народ свой от рабства, и наступил час для исполнения данной тебе народом клятвы. Воздай же должное Господу.
Тотчас же показались на воде пузырьки и легко, как тростник, всплыл со дна гроб Йосефа.
Все время странствования Израиля в пустыне гроб Йосефа и Ковчег Завета находились рядом. Прохожие, видя это, спрашивали о значении этих двух хранилищ. Им отвечали: "В одном - останки человека, в другом - Завет Господень".
- Но разве подобает находиться мертвецу рядом со святыней Господней?
- Тот, кто покоится в этом гробу, исполнял все, что написано в Завете…
Сефер га Агада. Рабство и исход


Времени же, в которое сыны Израилевы и отцы их обитали в Египте и в земле Ханаанской, было четыреста тридцать лет. По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью. Это - ночь бдения Господу за изведение их из земли Египетской; эта самая ночь - бдение Господу у всех сынов Израилевых в роды их.
Танах. Шмот (Исход)


И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону. Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; и отнял колеса у колесниц их, так что влекли они их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян. И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря.
Танах. Шмот (Исход)


Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, - так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы вырастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое.
Танах. Йешайягу (Книга пророка Исаии)


Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего, чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли.
Танах. Вайикра (Левит)


Слушайте, что говорит Господь: встань, судись перед горами, и холмы да слышат голос твой! Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется. Народ Мой! Что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? Отвечай Мне. Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мириам.
Танах. Миха (Книга пророка Михея)


Я Господь Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб вы не были там рабами, и сокрушил узы ярма вашего, и повел вас с поднятою головою.
Танах. Вайикра (Левит)


Господь, Бог наш, говорил нам в Хориве и сказал: "полно вам жить на горе сей! обратитесь, отправьтесь в путь и пойдите на гору Аморреев и ко всем соседям их, на равнину, на гору, на низкие места и на южный край и к берегам моря, в землю Ханаанскую и к Ливану, даже до реки великой, реки Евфрата; вот, Я даю вам землю сию, пойдите, возьмите в наследие землю, которую Господь с клятвою обещал дать отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову, им и потомству их".
Танах. Дварим (Второзаконие)


И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек; одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет. И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Итак храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его. Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни - железо, и из гор которой будешь высекать медь. И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе. Танах. Дварим (Второзаконие)


Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего.
Танах. Дварим (Второзаконие)


Курения в Храме были столь ароматны, что иерусалимским невестам не нужно было умащаться благовониями.
Талмуд. Йома


Но в ту же ночь было слово Господа к Нафану: пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания, когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии? Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хоть слово какому либо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой Израиля: "почему не построите Мне кедрового дома"? И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля; и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицем твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле. И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде.
Танах. Шмуэль Б (Вторая книга Царств)


И разделите себе землю сию на уделы по коленам Израилевым. И разделите ее по жребию в наследие себе и иноземцам, живущим у вас, которые родили у вас детей; и они среди сынов Израилевых должны считаться наравне с природными жителями, и они с вами войдут в долю среди колен Израилевых.
Танах. Йехезкель (Книга пророка Иезекииля)


Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем.
Танах. Йермиягу (Книга пророка Иеремии)


Царь женился на знатной женщине и записал в брачном контракте: "Я даю тебе столько то балдахинов, столько то пурпурных одежд, столько то ожерелий", - очень много всего. Царь надолго отправился в дальние страны, оставив жену дома. Соседки, которые завидовали ее богатству, приходили к ней и говорили: "Царь забыл тебя, раз он не возвращается к тебе…" И ей становилось грустно. Но она вынимала и перечитывала брачный контракт, и от этого ей становилось легче на душе. Когда царь вернулся, он спросил жену: "Как выдержала ты все эти годы?" И она ответила: "Если бы не написанный тобою брачный контракт, уморили бы меня соседки".
Так и другие народы говорят Израилю: Бог ваш отвернулся от вас и больше не вернется. Сыны Израиля от этого грустят, но потом идут в синагогу и дом учения, и читают в Торе: "Призрю на вас и благословлю вас… И поставлю жилище Мое среди вас". В конце всех времен, когда избавление свершится, спросит Господь: "Дети мои, как выдержали вы все эти годы?" И ответят они: "Если бы не Тора, которую Ты дал нам, сгубили бы нас другие народы".
Эйха раба


В середине мира - Земля Израиля. В середине Земли Израиля - Иерусалим. В середине Иерусалима - Храм. В середине Храма - Святая Святых. В середине Святая Святых - Ковчег Завета. Перед Ковчегом Завета - краеугольный камень творения, на котором стоит весь мир.
Танхума


Когда красишь дом, оставь кусочек недокрашенным. Когда готовишь обед, пусть какой то мелочи не хватает. Если женщина надевает на себя украшения, пусть одно забудет. Ибо сказано: "Если я забуду тебя, Иерусалим, - забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего".
Талмуд. Бава Батра


Нашим предкам в Иерусалиме было дано десять чудес: благодаря аромату жертвоприношений у женщин Иерусалима не бывало выкидышей; в Иерусалиме ни одним человеком не овладевал демон; ни с одним человеком в Иерусалиме не бывало несчастного случая; в Иерусалиме никогда не было пожаров; в Иерусалиме не рухнул ни один дом; никто не говорил:
"Я не могу найти в Иерусалиме очаг, чтобы приготовить жертву для Пасхи"; никто не говорил: "Мне в Иерусалиме негде было переночевать"; никто не говорил: "В Иерусалиме не нашлось для меня жилища".
Авот де рабби Натан


Человек имеет право заставить свою семью приехать в Израиль, но не имеет право заставить кого то из семьи покинуть ее. Мудрецы учили: "Если муж хочет взойти в Землю Израиля или в Иерусалим, а его жена не хочет, то он может заставить ее, но если она все равно отказывается, то он может развестись с ней, не выполнив брачный договор. А если жена хочет взойти, а муж не хочет, то она может заставить его либо муж должен развестись с ней и выплатить ей содержание".
Талмуд. Ктубот


Три хороших подарка дал народу Израиля Пресвятой, благословен Он, и все три даются только через страдания. Подарки эти: Тора, Земля Израиля и мир грядущий.
Талмуд. Брахот


Всевышний дал мудрость каждому народу.
Талмуд. Coma


Встретив мудрого человека из другого народа, скажи: "Благословен Тот, Кто поделился мудростью своей с человеком".
Талмуд. Брахот


Сейчас, когда изгнание продолжается по многим нашим грехам, евреям следует отрешиться от пустоты и суетности мира и держаться путей Господа, они же суть истина. И освящать себя даже в разрешенном, и не лгать ни евреям, ни неевреям, и ни в чем не обманывать, ибо сказано: "Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного". Ведь Всевышний рассеял евреев среди других народов, чтобы примкнули к ним новообращенные. И если евреи будут честны, то неевреи приблизятся к ним.
Орхот цадиким. Врата правды


Милостью Господней Израиль рассеян между народами.
Талмуд. Псахим


Возвращение евреев в Землю Израиля настолько же важно, как день сотворения неба и земли.
Талмуд. Псахим


Небесный Иерусалим не похож на земной Иерусалим. Каждый может войти в земной Иерусалим, но в небесный Иерусалим войдет только праведный.
Талмуд. Бава Батра


Соблюдай местные обычаи. Моше (Моисей) не прикасался к пище, поднимаясь на гору Синай для дарования Торы, а ангелы ели, как люди, когда они спускались на землю.
Талмуд. Бава Мециа


Пришельца не притесняй и не угнетай, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской.
Танах. Шмот (Исход)


Как виноград в пустыне, я нашел Израиль; как ягоду впервые созревшую средь листьев молодых смоковницы, узрел отцов я ваших.
Сефер га Агада. Рабство и исход


Тучный человек ехал верхом на осле. "Ох, - думал осел, - скоро ли слезет он с меня?" А всадник в свою очередь кряхтел: "Кончится ли наконец эта езда моя?" Когда приехали на место, оба вздохнули свободно. Неизвестно только, кто обрадовался больше - осел или всадник. Надо полагать все таки, что осел.
Положению осла и всадника его подобны были египтяне и израильтяне в последние дни перед Исходом: кара за карой сыпалась на Египет, и кряхтел он и говорил: "Когда же наконец освобожусь я от оседлавшего меня Израиля?" Израильтяне в свою очередь нетерпеливо ждали исхода своего из Египта. Исход совершился - и оба народа обрадовались ему.
Сефер га Агада. В пустыне


Сорок лет водил Господь израильтян по пустыне, прежде чем ввести их в землю Ханаанскую, ибо сказал Господь: "Если Я прямым путем приведу их в Ханаан, займется каждый из них полем и виноградником своим и совершенно забросят учение Мое. Надо, чтобы сначала дух Истины Господней глубоко внедрился в души их".
Подобно курице, которая, пока птенцы ее малы и слабы, подбирает их под крыло свое, телом своим греет их, роется в земле, ища корма для них, - Моисей нес все заботы о народе в продолжение сорока лет пребывания его в пустыне: небесная манна, чудесный колодезь, прилет перепелов - все было готово для них. Облака славы Господней окружали их; Столп облачный путеводно шел впереди них. Когда же им пришло время поселиться в земле своей, Моисей, в предупреждение им, сказал: "Отныне пусть каждый из вас возьмет полольник и сам приготовит место для посевов и посадок".
Сефер га Агада. В пустыне


Измерял Господь все народы земли - и не нашел народа, достойного восприять Тору, кроме одного - "поколения пустыни". Измерял Господь все горы - и не нашел другой горы, чтобы на ней дать людям Закон, кроме Синая. Измерял Господь все города - и не нашел города для построения в нем Святого Храма, кроме Иерусалима. Измерял Господь все страны - и не нашел страны, достойной стать владением Израиля, кроме земли Ханаанской.
Сефер га Агада. Судьи. Цари. Пророки


Один человек очень обеднел и уехал в далекую страну где надеялся добыть пропитание для своей семьи. Несколько десятков лет прожил он там, почти все время проводя в безделье, ибо был очень ленив. Однажды он случайно встретил своего земляка. Тот спросил:
- Почему ты не пытаешься заработать, хотя уезжал именно для этого?
- Еще успею, ведь прошло всего двадцать лет, - ответил тот.
Услышав это, земляк сказал:
- Как можно быть таким беспечным? Да будь ты и местным жителем - если бы просто гулял и бездельничал, такой образ жизни нельзя было бы назвать праведным. Но ты уехал из родных мест, чтобы заработать для семьи и вернуться. Ты должен был ежедневно браться за любую работу! А ты говоришь: "Я здесь всего лишь двадцать лет"!
Эта притча напоминает нам о том, что душа человека - пришелица на земле, ее постоянное жилище - небеса.
Хафец Хаим "Открою уста свои в притче"


Для праведников Всевышний построит шалаш, покрытый шкурой Левиафана, а остатками этой шкуры покроет стены Иерусалима, и ее блеск будет виден от края и до края. Ибо сказано: "Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою".
Талмуд. Бава Батра


Потребность в общении с соотечественниками сильнее всего, когда ты на чужбине.
Эмиль Дюркгейм


У царя было стадо. Утром стадо шло на пастбище, а вечером возвращалось в загон. Однажды к нему прибился олень: днем он пасся вместе со стадом, вечером заходил с ним в загон на ночлег, а утром шел с ним на пастбище. Когда царь узнал об олене, он сказал не прогонять его, а заботиться о нем и подкармливать. Слуги спросили:
- Почему ты каждый день вспоминаешь об этом олене? У тебя в стаде много овец, телят, ягнят и коз, но о них ты так не заботишься!
Царь ответил:
- Домашний скот всегда так живет: днем выходит на пастбище, а ночует в загоне. А олени обычно живут там, где нет людей, и не приходят к ним. А этот олень оставил свою дикую жизнь и поселился вместе со стадом, поэтому я ценю его!
Так почему бы и нам не ценить пришельца, который оставил свой народ и поселился с нами? Тора предписывает любить пришельца и не делать ему зла.
Бемидбар раба


Двойная колоннада синагоги в Египетской Александрии была прекрасна, как слава Израиля. С виду она походила на большую базилику: одна галерея внутри другой; народу в ней порой было вдвое больше, чем тех, кто вышел из Египта; было там семьдесят одно золотое кресло для семидесяти одного старца, на каждое пошло столько золота, сколько в пятидесяти тысячах золотых монет; посередине был деревянный помост для служителя, который держал в руках платки: когда начинали читать Тору, он взмахивал этими платками, и народ отвечал: "Амен". И также при каждом благословении или молитве он взмахивал платками, и народ отвечал: "Амен". Если бы не эти платки, то молящиеся могли просто не услышать благословения - настолько велика была синагога.
Тосефта


Рабби Йоси рассказывал:
- Шел я как то по Иерусалиму и забрел в один из разрушенных домов, чтобы помолиться. И тут появился пророк Элиягу (Илия) и охранял вход в дом, пока я не закончил молитву. И спросил он меня тогда:
- Для чего зашел ты в этот разрушенный дом?
- Помолиться! - ответил я.
- Сын мой, слышал ли ты что то в этих развалинах? - сказал мне пророк Элиягу.
- Слышал я голос, подобный голубиному стону: "Горе Мне, что разрушил Я дом Свой, сжег чертог Свой и рассеял сыновей Своих среди народов…" - ответил я.
И сказал мне пророк Элиягу:
- Воистину, сын мой! Не только сейчас, но трижды каждый день слышится этот голос.
Талмуд. Брахот


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = ОГЛАВЛЕНИЕ =