В. Черепенчук

Еврейская мудрость.

Афоризмы, притчи, изречения

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Религия, вера

Я, Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
Танах. Шмот (Исход)


Мир сам находится там, где Всевышний, а не является тем местом, где находится Всевышний.
Берешит раба


Всевышний благоволит к человеку, ибо он создан по образу Творца. И в этом - в создании по Божьему образу - Он проявил особое благоволение.
Пиркей авот


Как царь любуется построенным им чертогом, Господь, взирая на юный мир, говорил:
- Мир Мой, мир Мой! О, если бы Я всегда мог видеть тебя таким же прекрасным и чистым, как в первый день после сотворения!
Вечером шестого дня мир подобен был венчальному балдахину, разукрашенному с царской пышностью. И к миру, словно к невесте, снизошел святой покой Субботы… Великое множество миров создал и разрушил Всевышний - созидал и уничтожал, пока не была сотворена вселенная. И сказал Господь:
- Те миры никуда не годились, а в этом все прекрасно!
Сефер га Агада. Сотворение мира и первые поколения


У царя человека есть отец, сын и братья. Господь сказал: "Я - другой. Я первый, потому что у Меня нет отца, и Я последний, потому что у Меня нет сына, и нет других богов, кроме Меня, потому что у Меня нет братьев".
Шмот раба


Человеку всегда следует помнить о близости смерти. Не говори: "Раскаюсь, когда состарюсь", - потому что можешь умереть, прежде чем состаришься. Готовься предстать перед Господом, ибо не знает человек, когда придет его время. Старайся очиститься, чтобы вернуть свой дух чистым Господу, Который дал тебе его.
Орхот цадиким. Врата раскаяния


Господь наполняет собою весь мир - подобно тому и душа наполняет тело. Господь видит, будучи Сам не виден - подобно тому и душа видит, будучи сама невидима. Господь питает весь мир - подобно тому и душа питает тело. Господь чист - и душа так же чиста. Господь обитает в сокровенных покоях - так же и душа обитает в сокровенных покоях.
Талмуд. Брахот


Скажи, почему Бог говорил с Моше из терновника?
А если бы Он говорил из рожкового дерева или сикоморы? Ты все равно бы спросил об этом. Но чтобы не оставить твой вопрос без ответа, я скажу: Бог говорил из терновника, чтобы ты понял, что Божественное присутствие повсеместно, даже в терновнике.
Шмот раба


Богатырем воином являлся Господь на Чермном море, начертателем Завета и учителем истины - на Синае, юношей в дни Соломона, а в дни Даниила - старцем, исполненным благоволения и милости. И Господь сказал:
- Даром что вы видели Меня в разных образах, - но и на Чермном море, и на вершинах Синая, и всюду, и всегда, Я был и есмь Господь - Бог ваш.
Сефер га Агада. В пустыне


Когда человек попросил у тебя помощи, а ты ответил: "Бог подаст!" - то ты поступил против Всевышнего. Ибо Он тебя послал в помощь этому человеку, а ты отсылаешь несчастного обратно к Богу.
Рабби Бериш Леовер


На три столпа опирается мир: на изучение Торы, служение Господу и добрые дела.
Пиркей авот


Говорят, что император Адриан сказал рабби Йегошуа бен Ханания:
- Покажи мне своего Бога.
- Это невозможно! - ответил рабби.
Император был настойчив, и тогда рабби спросил его, указав на солнце высоко в небе:
- Можешь ли ты смотреть на него, не отводя глаз?
- Нет, - ответил император.
И тогда рабби сказал:
- Значит, ты не можешь смотреть даже на солнце, которое только слуга Бога, да будет Он благословен. Так как же ты сможешь смотреть на Него самого?
Талмуд. Хулин


Грешнику следует пенять на себя самого. Пусть он плачет и стонет о том, что сам сделал со своей душой.
Рамбам "Книга Знаний". Законы раскаяния


Этот мир - всего лишь прихожая мира грядущего. Чтобы войти в зал пира, нужно подготовить себя в прихожей. Ибо сказано: "Один час раскаяния и добрых дел в этом мире лучше всей жизни в мире грядущем, и один час покоя в мире грядущем лучше всей жизни в этом мире".
Пиркей авот


В раю больше запретов, чем в аду.
Еврейская пословица


Когда с тобой случается чудо, ты об этом не знаешь.
Талмуд. Нида


Кто усердно исполняет заповедь, тот не получает плохих известий.
Талмуд. Брахот


Раввин попросил одного юношу помочь бедной семье. Тот отказал, объяснив, что не видит смысла в таких делах.
- Ведь я не верю в Бога, - добавил он.
- В того Бога, в которого ты не веришь, я и сам не верю, - ответил раввин.
Еврейская притча


Ничто в Божьем мире не сотворено бесцельно. Даже те существа, которые человек считает совершенно бесполезными, служат устройству и порядку мироздания, и Творец являет Свою волю через любое Свое создание, не исключая даже змей, лягушек и комаров.
Сефер га Агада. Сотворение мира и первые поколения


Да возрадуется человек каждому дню своей жизни, подаренному Богом благословенным! Ведь даны ему эти дни для того, чтобы познать бесконечное блаженство и вечно наслаждаться Богом вместе со всеми, кто заслужил бессмертие.
Хафец Хаим "Открою уста свои в притче"


Один ученый, но крайне скупой еврей спросил у рабби Авраама:
- Уважаемый учитель! Говорят, твои знания столь велики, что ты можешь исцелять людей. Нет ли у тебя лекарства, которое бы заставило меня бояться Всевышнего?
- Такого лекарства у меня нет, - ответил Авраам. - Но я могу дать тебе лекарство, которое заставит тебя любить Всевышнего.
- Дай же мне скорее это лекарство! - воскликнул тот.
- Это лекарство - любовь к ближнему, - ответил рабби.
Еврейская притча


У всех умных людей одна религия. Какая? Умный человек об этом никогда не скажет.
Бенджамин Дизраэли


Если у человека сегодня есть пища, а он беспокоится о том, чем прокормится завтра, то слаба его вера.
Талмуд. Coma


Каждый, кто опорочил Божье имя, тайно нарушив Закон, получит явное наказание - независимо от того, опорочил ли он Божье имя случайно или намеренно.
Пиркей авот


Служи Богу не как раб, угождающий хозяину, чтобы получить от него награду, а бескорыстно, и да снизойдет на тебя истина, рождающая в сердце трепет перед Небесами!
Пиркей авот


Природу можно познать только через саму же природу а не через что либо иное. У нее бесконечное множество атрибутов, каждый из которых бесконечен и по своему совершенен. Одна из ее сущностей - существование, и вне нее нет сущности или бытия. И в этом ее точное совпадение с сущностью единого Бога, великого и благословенного.
Бенедикт Спиноза


Бойся земного суда, но гораздо больше бойся небесного суда, потому что против тебя будут свидетельствовать неподкупные свидетели, и часто будет звучать: "Радостно ли ты исполнил Мои слова?" Ибо только в этом случае Мои слуги выйдут к тебе с приветствием, и Я сам выйду с ними и скажу тебе: "Входи с миром".
Дерех Эрец Зута


Тот, кто изучил Тору, но не испытывает страха перед Всевышним, похож на казначея, у которого есть ключ от внутренней двери, а от наружной двери ключа нет. Не имея ключа от наружной двери - сможет ли он войти в сокровищницу?
Талмуд. Шабат


Наука без религии - хрома, а религия без науки - слепа.
Альберт Эйнштейн


Исполняй заповеди, и когда это делать легко, и когда трудно. И не греши. Ибо исполнив одну заповедь - исполнишь и другую, а согрешишь раз - согрешишь и другой. Заповедь за заповедь - награда, а грех за грех - наказание.
Пиркей авот


Несмотря на безусловную любовь жены и других родственников, которая простирается "до самых городских ворот", до смерти, - помни, что, войдя в эти ворота, каждый пойдет своей собственной дорогой. И ты тоже останешься один, и один предстанешь перед Судом, и тогда ответишь за каждое сказанное тобой слово.
Хафец Хаим "Открою уста свои в притче"


Испытывать страх перед Всевышним - значит, ненавидеть зло.
Орхот цадиким. Врата ненависти


Заповеди даны не затем, чтобы получать от них удовольствие.
Талмуд. Эрувин


То, что почитается из ложного благочестия, - лишь фантазии и бред подавленной слабой души.
Бенедикт Спиноза


Когда Всевышний решил сотворить человека, духи небесные разделились. Одни говорили: "Сотвори человека", а другие: "Не твори его".
- Сотвори его, - говорил дух Милосердия, - и он будет творить милость на земле Твоим именем.
- Не твори его, - говорил дух Правды, - он запятнает свою душу ложью.
- Сотвори его, - говорил дух Справедливости, - он украсит жизнь своими добрыми делами.
- Не твори его, - говорил дух Мира, - он наполнит землю враждой.
Поверг Господь Правду на землю. И взмолились Ангелы Служения, говоря:
- Владыка миров! Зачем принижаешь Ты Правду, печать величия Твоего? Подними ее с земли, Господи!
И пока духи спорили, осуществилось дело Божественного творчества.
- Для чего, - сказал Господь, - вам спорить? Сотворение человека уже совершилось.
Сефер га Агада. Сотворение мира и первые поколения


Пришел еврей к учителю и спросил:
- Рабби, что мне делать? Я исполняю все заповеди, кроме одной: мне никак не удается возлюбить Бога, то есть почувствовать, что я люблю Его.
Раввин ответил:
- Значит ты не исполняешь и другую заповедь: возлюбить ближнего как самого себя. Когда по настоящему исполнишь ее, сможешь и возлюбить Бога.
Еврейская притча


Господь знает, что у тебя на сердце и на уме. Он знает, уповаешь ли ты на Него полностью и без обмана. Тот, кто служит другому человеку может обмануть его. Слуга, который ненавидит своего господина, может делать вид, что любит его всем сердцем. И господин, думая, что это искренняя любовь, наградит этого слугу. Господь же видит, что на самом деле происходит в сердце и мыслях человека. Он видит и высокое, и низкое, видит и веру, и неверие человека. Поэтому даже не пытайся обмануть Его.
Орхот цадиким. Врата радости


Исполняй волю Всевышнего со смелостью тигра, легкостью орла, быстротой оленя и силой льва.
Пиркей авот


Один саддукей говорил: "Как можно верить в воскрешение мертвых? Живые то и дело умирают - но разве мертвый может ожить?" Ему возразили: "Как можно не верить в воскрешение мертвых? На свет то и дело появляются те, кого раньше не было, а значит, те, которые уже были, тем более смогут появиться вновь!"
Талмуд. Сангедрин


Все в Божьих руках, кроме страха перед Ним.
Талмуд. Брахот


Религия - это воображаемое солнце, которое вращается вокруг человека, пока он сам не начнет вращаться вокруг себя.
Карл Маркс


Молодой раввин спросил у старого:
- В те часы, когда я занимаюсь изучением Торы, я словно ощущаю свет. Но когда я заканчиваю свое занятие, все прекращается. Почему?
Старый раввин ответил ему:
- Ты как тот, кому нужно было идти через лес ночью. Поначалу его сопровождал друг со светильником, а потом они расстались, и первому пришлось идти во тьме. Вот если бы у тебя был свой светильник, ты бы не боялся темноты.
Еврейская притча


Однажды корабль купца язычника плыл по морю. Одним из пассажиров был молодой еврей. Когда началась буря, язычники обратились с молитвой к своим идолам, но буря не унялась. Устав напрасно молиться, они попросили еврея:
- Помолись теперь ты своему Богу! Говорят, что Он всесилен и что когда вы взываете к Нему, Он всегда отвечает на ваши молитвы.
Тогда юноша встал, помолился Богу от всего сердца, и буря улеглась.
Когда корабль пристал к берегу все отправились на рынок, чтобы пополнить запасы пищи, кроме юноши. Его спросили:
- Разве ты не хочешь ничего себе купить?
Он ответил:
- Я всего лишь бедный чужеземец…
Тогда они воскликнули:
- Это не ты бедный чужеземец, а мы! Мы сейчас здесь, а наши боги - у кого в Вавилоне, у кого в Риме, и нет нам от них помощи. А где бы ни был ты - твой Бог всегда с тобой!
Талмуд. Брахот


Религия - это навязчивый невроз, которому подвержено все человечество.
Зигмунд Фрейд


Однажды молодой еврей спросил раввина:
- Говорят, давным давно можно было увидеть Бога и даже поговорить с Ним. Почему же сейчас Он не приходит на землю и не является нам?
Старый раввин ответил:
- Сын мой, Бог и сейчас там, где был всегда. Просто люди забыли, как низко нужно склониться, чтобы увидеть Его.
Еврейская притча


Иногда человек трудится бесплатно: ребенок выполняет поручение родителей, муж помогает жене по хозяйству и так далее. Но даже в таком случае человек надеется на награду - например на подарок - за свое усердие и желание порадовать близких. Но служить Всевышнему следует полностью бескорыстно, не рассчитывая ни на плату, ни на подарок.
Пиркей авот


Бойтесь Всевышнего, как любящий свою жену боится сделать что то против ее воли и потерять из за этого ее любовь. Так же и любовь Творца, ее искры - искры огненные. Бойтесь же нарушить Его заповеди и утратить из за этого Его любовь. "Служите Всевышнему со страхом" - это сказано о страхе любящего. Орхот цадиким. Врата любви


В Писании упоминается то сначала небо, потом земля, то наоборот. Значит, земля и небо вполне равнозначны перед Господом.
Сефер га Агада. Сотворение мира и первые поколения


Однажды сапожник спросил у раввина:
- Как мне быть с обязательной утренней молитвой? У меня много клиентов, и все они бедняки, имеющие по одной паре обуви. Поэтому я беру их башмаки поздно вечером и чиню их по ночам. Нередко к рассвету я не успеваю все закончить, а ведь хозяевам башмаков уже нужно отправляться на работу. Так как же мне быть с утренней молитвой?
- А как ты поступал до сих пор? - спросил раввин.
- Ну я просто молился поскорее и возвращался к работе. А иногда вовсе не молился, и тогда у меня на душе было очень тяжело, и, орудуя шилом и дратвой, я словно слышал вздох своего сердца: "Как жаль, что у меня совсем нет времени на утреннюю молитву!"
- Если бы я был Богом, - ответил раввин, - то этот вздох мне был бы дороже самой молитвы…
Еврейская притча


Один философ спросил раввина: "Какой человек страшнее всех в мире?" "Тот, кто не верит в своего Творца", - ответил раввин. "Почему?" - спросил философ, и в ответ услышал: "Почитай своих родителей, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не желай чужого. Человек не нарушает эти заповеди, пока не нарушит их основу. Никто не грешит, пока признает и чтит Того, Кто запретил грешить".
Тосефта. Шавуот


Тот, кто верует в Творца своего полной верой, - верует, что Он добр и милосерден превыше любого милосердного, что Он - судья праведный, и все, что Он сделает человеку - ко благу человека, дабы одарить его великой наградой за все, что тот выстрадал ради Его великого имени. И что за каждое дело, сделанное для Него, за служение во имя Его одарит Он великой благостью в благодатном мире грядущем.
Орхот цадиким. Врата радости


Если неисполнение заповеди считается легким проступком, чти ее так же, как и ту, неисполнение которой - тяжкий грех. Ибо не дано тебе знать, как исполнение заповедей вознаградится Сравни ущерб, который повлечет неисполнение заповеди, с наградой за ее исполнение, и награду за воздержание от греха - с ущербом, который будет тебе нанесен, если ты согрешишь. А чтобы не согрешить, помни, что есть три вещи над тобой: око всевидящее, ухо всеслышащее и книга, куда записываются все твои дела.
Пиркей авот


В первый день творения Господь сотворил свет такой чистоты и силы, что человек мог видеть вселенную от края до края. Когда на земле появились грех и порок, этот чудесный свет потускнел, и в конце концов Всевышний отнял его у земного мира и приуготовил для праведников в мире грядущем.
Сефер га Агада. Сотворение мира и первые поколения


Один атеист спросил у раввина:
- Кто сотворил мир?
- Бог, - ответил раввин.
- И ты можешь это доказать? - не отставал атеист.
В ответ раввин спросил:
- Что на тебе надето?
- Халат, - удивился атеист.
- А кто его сделал?
- Ткач.
- Докажи, - потребовал раввин.
- Разве ты сам не узнаешь работу ткача? Ведь это очевидно!
- А тебе разве не очевидно, кем создан мир?
Еврейская притча


Любовь к Богу - это движение души: она сама устремляется к Создателю, чтобы приобщиться к Его высокому свету.
Орхот цадиким. Врата любви


У тех, кто мыслит, есть Бог - это логика.
Лион Фейхтвангер


У одного коэна (служителя Храма) было две жены, одна из них была дочерью коэна, а другая - дочерью простого еврея. Коэн приготовил тесто для приношения в Храме, а они осквернили его. Он спросил:
- Кто из вас сделал это?
Жены стали обвинять друг друга. Тогда коэн отпустил дочь еврея и обвинил дочь коэна. Она спросила:
- Почему ты ее отпустил, а меня обвиняешь? Мы ведь обе трогали тесто.
Он ответил:
- Она дочь простого еврея, и в доме отца ее таким вещам не научили, а ты - дочь коэна, и тебя в родном доме этому учили. Вот почему я ее отпустил, а обвиняю тебя.
Вот и в мире грядущем так будет. Душа и тело предстанут перед судом, и Всевышний отпустит тело и обвинит душу Душа спросит: "Мы вместе грешили, почему же Ты тело отпускаешь, а меня обвиняешь?" И Всевышний ответит: "Тело принадлежит грешному нижнему миру а ты - высшему поэтому тело Я отпускаю, а тебя обвиняю".
Вайикра раба


Сотворил Создатель вселенную и стал думать, как руководить Своим творением: если одним строгим правосудием, то миру грозит разрушение, а если одним милосердием, то земля в грехах потонет. И тогда Господь решил: "Соединю правосудие с милосердием. И то, устоит ли?"
Сефер га Агада. Сотворение мира и первые поколения


Однажды атеист спросил раввина:
- Это правда, что Богу известно будущее?
- Да, - ответил раввин.
- Но ведь в Писании сказано: "И пожалел Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем".
Тогда раввин спросил:
- У тебя есть сын?
- Да.
- Что ты сделал, когда он родился?
- Я обрадовался и позвал гостей разделить мою радость.
- Но разве ты не знал, что однажды твой сын умрет?
- Конечно, знал. Что ж, всему свое время…
- Так же было и со Всевышним, да будет Он благословен. Он семь дней скорбел над своим миром, но затем устроил потоп.
Берешит раба


В темное время народом было удобно руководить с помощью религии. Слепой во тьме - лучший провожатый: он лучше зрячего различит дорогу. Но когда уже наступил день - верх глупости держать старых слепцов за провожатых.
Генрих Гейне


Ненависть к ближнему - тяжкий грех перед Всевышним, равный идолопоклонству, прелюбодеянию и убийству вместе взятым.
Талмуд. Менахот


Чтобы не согрешить, думай о трех вещах: знай, откуда ты пришел, куда идешь и перед кем будешь отвечать.
Пиркей авот


Моше (Моисей) и Аарон пришли к фараону и потребовали отпустить евреев из Египта. Фараон спросил:
- Кто такой ваш Бог, и почему я должен слушаться Его?
Моше и Аарон ответили:
- Наш Бог наполняет своей мощью и силой всю вселенную. Он был до сотворения мира и будет, когда мира не станет. Он создал тебя и вдохнул в тебя дыхание жизни. Он создал небо и землю. Своим голосом Он гасит пламя свечи и разрушает горы. Лук Его - лук огненный, стрелы Его - огонь, копье его - факел, щит Его - облако, меч Его - молния. Он покрыл травой холмы и равнины.
Он посылает дождь и росу, и благодаря им расцветает все живое. И так же благодаря Ему зачинается и делается живым плод в материнском чреве.
Шмот раба


Всевышний любит троих: того, кто не гневается, того, кто не напивается, и того, кто не требует удовлетворить его право. Всевышний ненавидит троих: того, кто думает одно, а говорит другое, того, кто не свидетельствует в пользу ближнего, хотя и мог бы, и того, кто, видев, как сосед его нарушил закон, свидетельствует против него в суде, даже если нет второго свидетеля.
Талмуд. Псахим


Человек был создан для жизни в раю, как и рай был создан для жизни человека. Теперь человек предназначен для другой жизни. Как знать, может быть, и с раем произошло то же самое.
Франц Кафка


Один атеист в споре с мудрецом настаивал на том, что никакого "Творца" не было и не могло быть. Тогда мудрец показал ему красивую картину. Атеист любил искусство и восхитился полотном.
- Кто же автор этого шедевра? - спросил он.
- Никто, - ответил мудрец. - Холст лежал на столе, а с полки над ним случайно упали банки с краской, и вот результат.
- Вы шутите, - рассмеялся атеист. - Такое полотно может быть создано только гениальным художником!
Мудрец ответил:
- Вы не верите, что какая то картина могла быть создана случайно. И при этом хотите, чтобы я поверил, будто весь наш прекрасный мир возник случайно, без великого замысла Создателя?..
Еврейская притча


Говорят, что Авраам, пытаясь постичь первопричину сотворения мира, осознал, что мир создан единым Творцом. Он не захотел поклоняться идолам, и отец привел его на суд к царю Нимроду. Царь потребовал, чтобы Авраам поклонялся огню. Тот ответил:
- Лучше поклоняться воде, которая сильнее огня.
- Тогда поклоняйся воде! - сказал царь.
- Лучше поклоняться облаку - источнику воды, - возразил Авраам.
- Тогда поклоняйся облаку! - сказал царь.
- Лучше поклоняться ветру - он носит облака, - ответил Авраам.
- Тогда поклоняйся ветру! - рассердился Нимрод.
- Так не лучше ли поклоняться Тому, Кто носит в себе Божественный Дух? - сказал Авраам.
Берешит раба


Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял.
Карл Маркс


Всевышний не осеняет Божественным присутствием того, кто гневается, потому что гнев мешает человеческому сердцу сосредоточиться на молитве.
Талмуд. Псахим


Нужнее всего расторопность тому, кто желает вернуться ко Всевышнему Будь расторопен: чем скорее ты встанешь на путь раскаяния, тем скорее перестанешь быть злодеем перед Богом. Посмотри, как расторопны слуги царей на своей службе! Тем более расторопным следует быть в служении Царю царей.
Орхот цадиким. Врата расторопности


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = ОГЛАВЛЕНИЕ =