МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

БЕРЕШИТ
ШМОТ
ВАИКРА
БЕМИДБАР
ДВАРИМ

ДВАРИМ

Моше повторяет, что евреи завоюют Эрец Исраэль и будут процветать там при условии соблюдения заповедей Торы

Моше продолжал настаивать на том, что евреи покорят Эрец Исраэль, если будут соблюдать заповеди и изучать Тору Ашема.

Для чего столько раз предупреждать об этом?

Потому, что "здравый смысл" говорит: изучение Торы будет мешать подготовке к военным действиям. Поэтому Моше еще и еще раз подчеркивал, что для еврейского народа справедливо обратное: если евреи будут изучать Тору и соблюдать заповеди, Б-г даст им необходимую для победы силу (Ор ахаим).

Он призывал народ: "Примите мои слова сердцем! Вас ждет успех, если вы будете соблюдать Тору. Прислушайтесь! Многие из вас были свидетелями того, как Б-г наказал нарушивших Его волю, как Он совершал чудеса в Египте, уничтожил армию фараона, как земля поглотила Датана, Авирама, их семьи и имущество.

Придя в Эрец Исраэль, вы особенно тщательно должны соблюдать заповеди. Иначе Б-г не пошлет дождь на Землю (об этом речь пойдет в следующем параграфе).

Исполнение заповедей в Эрец Исраэль должно быть особенно точным и добросовестным, ибо глаза Б-га постоянно устремлены на Землю. Он следит за ней с особой бережностью. Хотя наблюдает за всеми странами мира, Он делает это опосредованно через Эрец Исраэль. Поэтому в Святой Земле, Дворце Б-га, будьте особенно внимательны к исполнению заповедей, дабы не возбудить Его гаев".

Моше заключил: "Б-г дает вам, Своему возлюбленному народу, привилегию войти в Землю ради исполнения в ней Его заповедей, ибо сказано (Теилим 105:44-45): "И Он дал им земли народов и позволил им унаследовать плоды труда людей (дома, построенные хананеями, виноградники и оливковые рощи, которые те посадили), чтобы они могли изучать Его законы и соблюдать Его заповеди".

Веая им шамоа - принятие ига заповедей

В отрывке Шма (6:4-9) Тора призывает каждого еврея принять Б-га как единственного Властелина, любить Его, изучать Его Тору и соблюдать заповеди тфилин и мезузы.

Теперь (11:13-21) Моше требует, чтобы вся община приняла все заповеди без исключения. Он обещал награду за верное соблюдение заповедей и грозил наказанием тем, кто совершит прегрешение.

В отрывке Шма использовано единственное число, ибо в ней Тора обращается к индивидууму. Отрывок Веая им шамоа обращен ко всей общине, поэтому там употреблено множественное число.

Июн Тфила поясняет, что в отрывке Шма употреблено единственное число, так как каждый человек верит в единство Ашема и Его власть по-своему, и эта вера зависит от его интеллекта. Тора призывает каждого принимать Ашема самыми лучшими своими способностями.

Однако раздел, в котором обещана сверхъестественная награда (дождь или богатство) за исполнение заповедей и наказание (засуха или изгнание) за их оставление, написан во множественном числе, что подразумевает: всеобъемлющие блага и наказания определяются действиями большинства (Рамбан).

Комментаторы обращают внимание, что и во втором отрывке встречается единственное число глагола (веасафта, веахальта, весавата), чтобы показать, что даже внутри общины в целом Б-г вершит индивидуальную справедливость.

Наши мудрецы постановили, что еврей должен дважды в день читать Шма, признавая господство Б-га, и затем отрывок Веая им шамоа, принимая на себя исполнение заповедей.

Моше подвел итог своей речи:

"Слушайте и примите на себя все заповеди, которые я внушу вам сегодня".

Моше приказывал евреям изучать в пустыне даже те заповеди, которые могут быть исполнены только в Эрец Исраэль. Они изучали законы:

= отделения халы от теста за сорок лет до того, как могли исполнить их;

= отделения трумы и десятин (доли урожая, отдаваемые кознам и левитам) за 54 года до того, как эти законы могли быть применены (то есть через четырнадцать лет после вступления в Эрец Исраэль, после того, как они расселились в ней);

= шмиты (седьмого субботнего года), за 61 год до первого года шмиты, и законы йовеля (пятидесятого юбилейного года) за 104 года до наступления первого йовеля.

Все это иллюстрирует значимость изучения Торы. Ашем награждает человека, который знакомится даже с теми законами Торы, которые нельзя применить в момент изучения. Моше призывал евреев:

"Постоянно занимайтесь Торой. Рассматривайте каждый изучаемый вопрос с той же активностью и интересом, как будто встретились с ним впервые. Расценивайте Тору, которую вы слышите из уст своего отца или учителя, будто она исходит из уст Б-га на Синае.

Не изучайте Тору только из-за почестей, связанных с этим занятием (Я хочу, чтобы меня называли "рабби"), или ради материальной выгоды. Посвятите себя изучению Торы и соблюдению заповедей из любви к Ашему - и тогда вы можете быть уверенными, что получите награду".

Ашем говорит: "Если вы будете служить Б-гу всем своим сердцем, Я не останусь в долгу.

Я буду давать дождь вашей Земле в надлежащий срок: обильный дождь в мархешване и весенний дождь в месяце нисане, так что ваши поля будут плодоносить и вы соберете богатый урожай зерна, вина и масла".

Б-г держит при Себе, не доверяя ангелам, ключи от трех жизненных материй:

1. от дождя (средств к существованию);

2. от вынашивания детей;

3. от воскрешения мертвых.

Хофец Хаим поясняет: если бы ангелу было поручено назначать людям парнасу (средства к существованию), и он заметил бы, что люди не служат Ашему надлежащим образом, то лишенные самых необходимых средств люди были бы обречены на смерть. Однако Сам Ашем, будучи источником милосердия, поддерживает даже тех, кто этого не заслуживает.

Подобным же образом ангел может приговорить к смерти большое число рожениц, а Б-г терпелив по отношению к ним.

И, наконец, если бы ангел определял, кто воскреснет в Конце Дней, он бы не допустил к вечной жизни многих евреев, ибо они не учили Тору. Поэтому Б-г Сам будет решать этот вопрос и в Своем Милосердии находить у них другие заслуги. Он может посчитать, что они достойны воскрешения, так как поддерживали мудрецов Торы.

Поэтому стих утверждает: "Я Сам дам вам дождь, если вы будете соблюдать Мои заповеди".

Кажется, что стих: "Вы соберете свой урожай зерна, вина и масла" подразумевает, что евреям разрешено заниматься добыванием средств к существованию. Но в других местах Писания мы читаем: "Пусть не отходит эта Книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней днем и ночью" (Иеошуа 1:8).

Позволяет ли Тора выделять время на зарабатывание средств к жизни или еврей должен быть занят только изучением Торы? Между двумя мудрецами возникла дискуссия по этому вопросу:

= Мнение рабби Ишмаэля. Рабби Ишмаэль учил: "Кроме занятий Торой, занимайся торговлей, дабы заработать на жизнь". (Ибо в противном случае тебе придется просить милостыню и это положит конец твоим занятиям, так как сказано: "Любое изучение Торы, не сочетаемое с работой, сходит на нет и влечет за собой грех".)

= Мнение рабби Шимона бар Йохая. Этот мудрец учил: "Тора не желает, чтобы еврей тратил время на пахоту, сев или другие земные занятия. Но Б-г имеет в виду, что евреи будут полностью погружены в Тору и служение Ему. Пока евреи исполняют волю Б-га совершенным образом, Он обеспечивает их всем необходимым и делает так, что их работу выполняют неевреи, ибо сказано: "И поднимутся сыны иноземцев и будут пасти твои стада, и сыновья чужеземцев будут твоими земледельцами и хранителями виноградников. А вы будете названы "кознами Ашема" (вы будете свободно служить Ашему как коэны прежних времен), "слуги нашего Б-га" - скажут о вас" (Иешаяу 61:5-6).

Как же тогда р. Шимон понимал значение стиха "Вы соберете свой урожай зерна, вина и масла"?

Гемара объясняет, что Тора говорит о временах, когда евреи еще не достигли высшего уровня Служения Б-гу и поэтому были вынуждены работать.

Тора темима предполагает, что, в соответствии с точкой зрения рабби Шимона бар Йохая, слова "вы соберете" никому конкретно не адресованы; скорее, их следует читать так: "Некто может собрать" или "вы можете собрать руками других".

Мы можем лучше понять точку зрения рабби Шимона бар Йохая в контексте его жизни.

Рабби Йеуда, рабби Йосе, рабби Шимон бар Йохай и Йеуда бар Герим однажды вели беседу, и рабби Йеуда заметил: "Согласитесь, что римляне прекрасно застроили окрестности - рынки, мосты, бани"... Рабби Йосе хранил молчание, а рабби Шимон бар Йохай возразил: "Здания, действительно, прекрасные, но предназначены они только для их блага: базарные места для проституток, бани для восстановления сил и мосты для удержания пошлин".

Впоследствии Йеуда бар Герим во всех подробностях передал содержание разговора знакомым, те рассказали другим, и в результате об этом стало известно римским властям, которые постановили: "Рабби Йеуда за верноподданические высказывания получит хорошую должность, рабби Йосе, не поддержавший его, будет изгнан в город Ципори, а рабби Шимон бар Йохай, пытавшийся очернить нас, приговаривается к смерти".

Тогда рабби Шимон был вынужден скрыться. Вначале он вместе со своим сыном скрывался в доме учения, куда жена рабби Шимона ежедневно приносила им хлеб и воду. Когда правители повели розыски более активно, рабби Шимон сказал сыну: "Убежище, о котором знает женщина, становится опасным. Если ее начнут допрашивать, она выдаст наше местонахождение".

Не сказав никому ни слова, рабби Шимон и его сын бежали в горы и скрылись в пещере.

Ашем, посылавший этим праведникам пищу, пока они прятались в доме учения, и теперь обеспечивал их всем необходимым, совершая для них чудеса. Перед входом в пещеру Он вырастил рожковое дерево, а воду беглецы брали из неожиданно появившегося родника. Чтобы одежда не износилась, они надевали ее только для молитвы, а все остальное время засыпали себя песком по шею. Несмотря на физические страдания, они день и ночь посвящали себя изучению Торы.

Через двенадцать лет перед входом в пещеру появился пророк Элияу и открыл, что император умер и вынесенный им смертный приговор отменен.

Мидраш (Берешит раба 79:6) по-другому описывает их освобождение. Выйдя однажды из пещеры, рабби Шимон и его сын заметили человека, охотившегося на птиц. Рабби Шимон услышал Небесный Голос, который провозглашал: "Смерть!", и птица падала сраженной, или "Свобода!", и тогда птице удавалось спастись.

"Если жизнь или гибель птицы зависит от воли Небес, - подумал рабби Шимон, - то судьба человека тем более в руках Б-га! Это был знак свыше: Ашем повелевает мне покинуть убежище. Если мне суждено жить - никто не причинит мне вреда, но если я обречен на смерть - мне нет спасения!" Рабби Шимон бар Йохай вместе с сыном вернулся в город и узнал о помиловании.

Тиферет Цион поясняет: первоначально рабби Шимон верил, что по воле Б-га человек должен прилагать усилия в земных делах (безусловно, памятуя о том, что его участь зависит от воли Б-га), поэтому он и скрывался в горах. Услышав Небесный Голос, он понял, сколь ничтожны возможности человека перед Властью Всевышнего, и решил полностью уповать на Б-га. (Именно поэтому он пришел к выводу, что еврей должен только изучать Тору, доверив Ашему обеспечивать его земное существование.)

Возвращаясь домой, рабби Шимон бар Йохай и его сын дошли до еврейского поселения и увидели евреев, занятых полевыми работами.

Их изумлению не было предела. За двенадцать лет, посвященных только изучению Торы, они достигли такого высокого уровня духовности, их святость была столь возвышенна, что они не могли понять, как евреи могут тратить время на добывание средств к существованию вместо того, чтобы постигать мудрость Торы, дарующей вечную жизнь.

И тут рабби Шимон вновь услышал Небесный Голос: "Ваша святость так велика, что, взглянув на что-либо в гневе, вы можете превратить это в пепел. Но неужели вы вернулись в этот мир, чтобы разрушить его?! Ступайте обратно!" Рабби Шимон с сыном опять вернулись в свое убежище и провели там целый год, после чего стали молить Ашема, чтобы Он позволил им уйти. Всевышний принял их молитвы.

Их путь домой пролегал мимо того же селения. Была пятница, и время близилось к полудню, когда путники встретили старика, который нес две миртовые ветки.

"Куда ты несешь их?" - спросили они.

"Я несу их домой в честь Шабата, - ответил старик, - чтобы насладиться их благоуханием".

"А почему ты взял две ветви?"

"Одну в честь Захар (напоминание о предписывающих заповедях Шабата), другую в честь Шамор (предостережение не нарушать запрещающие заповеди)".

"Посмотри, - обратился рабби Шимон к сыну, - как евреи дорожат заповедями".

Теперь они могли судить о поступках своих собратьев уже в более теплых тонах.

Рабби Шимон бар Йохай надеялся, что все евреи всецело посвятят себя Торе, не беспокоясь о пропитании, и сам служил им примером.

Но многие его последователи терпели неудачу, лишь истинные праведники могли следовать его путем.

Большинство евреев следовали учению рабби Ишмаэля, который считал, что часть времени нужно отдавать добыванию средств к существованию.

Раба обычно наставлял учеников: "Не приходите ко мне изучать Тору в месяц нисан (сезон весенней жатвы), а также в тишри (время приготовления вина осенью), чтобы заработать средства на весь остальной год".

Ученики следовали этому совету и эти два месяца работали на земле (кроме, естественно, праздничных дней), а остальную часть года занимались в ешиве Рабы.

Рабби Авраам Ландау, брат Виленского Гаона, пояснял, что и по мнению рабби Ишмаэля еврею не разрешается полностью сосредоточиваться на парнасе. Скорее, думы еврея должны быть обращены к Торе даже во время зарабатывания денег. Это высказывание касается большинства евреев, но кто в состоянии изучать Тору постоянно, не должен вовсе прерывать своей учебы.

Когда Раба настаивал, чтобы его ученики работали в нисан и тишри, он имел в виду, что они будут заниматься Торой дома при любой возможности и, даже занимаясь делом, не перестанут думать о своей учебе.

Но даже согласно мнению, разрешающему большинству евреев прерывать изучение Торы ради заработка, недопустимо расценивать получение средств к существованию как основную цель в жизни, отводя изучению Торы второстепенное значение.

Следует добиться того, чтобы основным занятием евреев было изучение Торы, а работа отступала на второй план.

Праведники древности, поступавшие подобным образом, преуспевали и в том, и в другом; более поздние поколения изменили приоритеты и ничего не достигли.

Концепцию Тора им дэрех эрец (Тора в сочетании с земными занятиями) часто понимают совершенно неправильно. Она не оправдывает ни постановку во главу угла работы или бизнеса, ни оставление изучения Торы и соблюдения ее заповедей. Мидраш Коэлет раба (9:7) описывает "святое собрание", которое занято "треть дня Торой, треть дня молитвой и треть дня работой".

Каждый еврей должен четко осознавать, что предназначение его жизни - служить Ашему в полную меру своих способностей. Ему следует как можно больше времени посвящать Торе и заповедям, сохраняя уверенность в том, что даже минимальную заботу о заработке с его стороны Б-г вознаградит материальным достатком. Еврей, соблюдающий Тору, должен рассматривать служение Ашему как высочайшее наслаждение и цель своего существования; тогда все мирские заботы в его глазах станут второстепенными.

Моше продолжал свои поучения:

"Ашем говорит: "Я Сам буду заботиться о том, чтобы трава росла на ваших полях, чтобы вам не приходилось свои стада выводить на дальние пастбища. Кроме того, Я буду благословлять вашу еду; даже съев немного, вы почувствуете насыщение".

Вначале сказано: "Я дам траву вашему скоту на ваших полях" и только потом "вы будете есть и насытитесь". Отсюда мы делаем вывод, что еврей должен сперва накормить своих животных и только затем может поесть сам.

"Наевшись досыта, остерегайтесь, чтобы не восстать против Ашема (ибо сытость ведет к забвению Б-га).

Если вы отойдете от Торы и будете служить идолам, Б-жий гнев воспылает против вас. Он не позволит Небесам пролиться дождем, и земля произведет меньше зерна, чем вы вложили в нее. Перестанут давать богатый урожай даже орошаемые вами тучные поля".

Богач так наставлял свою семью и прислугу: "Пока ваше поведение безупречно, мои кладовые открыты для вас. Вы можете пить и есть, сколько пожелаете. Но если я замечу, что вы поступаете дурно, я запру все склады. Голод научит вас достойному поведению".

Точно так же говорил Моше: "Если вы будете слушаться Б-га, то Он откроет Свои небесные кладовые, чтобы дать вашей земле дождь, но если вы не подчинитесь Ему, воспламенится Его гнев, и Он закроет Небеса".

Еврейский царь Ахав настолько погряз в идолопоклонстве, что, встречая в Торе Имя Б-га, стирал Его, заменяя на слово Баал. В его свитке было написано: "Вначале Баал создал", "И сказал Баал..." и т.д.

Царь убеждал своего друга Хиеля, богатого и испорченного еврея, восстановить город Иерихо. Этот город 700 лет лежал в развалинах. Никто и никогда не пытался бросить вызов знаменитому проклятию Иеошуа в отношении того, кто осмелится восстановить город: "Пусть будет проклят перед Ашемом человек, кто поднимется и отстроит этот город Иерихо - он положит ему основание (смертью) своего первенца, и врата его поставит на (смерти) своего младшего сына" {Иеошуа 6:26).

По мнению Рамбама, Иеошуа запретил восстанавливать Иерихо, потому что хотел, чтобы посетители увидели, как городская стена чудесным образом ушла под землю. Таким образом, великое деяние Б-га будет увековечено для всех поколений.

Поэтому на первых порах Хиель противился просьбам Ахава.

Но Ахав рассеивал опасения друга: "Глупец! Неужели ты думаешь, что проклятие Иеошуа сбудется! Даже слова его учителя Моше не сбывались! Моше предупреждал: "Не сворачивайте в сторону и не поклоняйтесь чужим богам, ибо это воспламенит Б-жий гнев; Он закроет небеса, так что наступит засуха!" Но ведь ты знаешь, что мы служим идолам, а дожди выпадают как обычно!"

Эти слова придали Хиелю уверенности, и он начал восстанавливать Иерихо. Люди предостерегали его, но он отвечал: "Иеошуа нет в живых уже несколько столетий, и его слова еще не привели ни к каким последствиям!"

Но как только Хиель заложил фундамент Иерихо, умер его старший сын Авирам. Тем не менее Хиель продолжал строительство, считая это простым совпадением. Вскоре умер его другой сын, но он упрямо продолжал начатое. Так он хоронил одного сына за другим, пока при сооружении ворот не потерял младшего, Сегува.

Тогда Ашем приказал пророку Элияу навестить Хиеля и утешить его.

"Не вынуждай меня входить в его дом, - просил Элияу. - Мне трудно выслушивать нечестивые речи этих людей!"

"Ты должен войти, - приказал Б-г. - Если слова этих людей досаждают тебе, вынеси в отношении них любой приказ, а Я соглашусь с ним".

В доме Хиеля Элияу повстречал царя Ахава, который пришел навестить скорбящего друга.

Пророк увещевал Ахава раскаяться в том, что он склонил Хиеля к греху и стал причиной смерти его сыновей. Ахав отказался и с вызовом обратился к Элияу: "Быть может, проклятие Иеошуа и сбылось, но этого не скажешь о словах его учителя Моше! На каждом холме я поставил идолов, но Б-г не закрыл небеса. Дождей выпадает так много, что я иногда не могу выйти на поклонение богам, так как все дороги размыты!"

Услышав оскорбление, задевающее честь Б-га, Элияу, дрожа от негодования, поклялся: "Пока жив Ашем, Б-г Израиля, пред Которым я стою, ни роса, ни дождь во все годы не выпадут без моего слова!"

Обратившись к Всемогущему, Элияу молил, чтобы Он задержал выпадение дождя и росы. Обычно Ашем Сам решает, давать или не давать дождь, но на этот раз Он сделал исключение, вручив "ключ от дождя" праведнику.

Желая спасти Элияу от гнева Ахава, Б-г укрыл его на время засухи около ручья Керит, откуда пророк мог брать воду, чтобы не страдать от жажды. Однако этот ручей тоже иссяк в то время, когда голод в Эрец Исраэль достиг своего предела.

Чтобы вынудить Элияу отменить запрет на выпадение дождя, Б-г, Который всегда милостив к еврейскому народу, совершил следующее.

Смертельно заболел сын бедной вдовы, в доме которой жил Элияу. Состояние мальчика ухудшалось, и вскоре он умер.

Убитая горем женщина упрекала пророка: "Б-г разгневался на меня! До того как ты появился в моем доме, ко мне относились как к праведнице, но рядом с тобой, человеком Б-га, мои недостатки высветились ярким светом!"

Элияу отнес мальчика в свою комнату и воззвал к Ашему: "О, Ашем, мой Б-г, Ты так разгневан на меня (за то, что я прекратил дожди), что наказываешь даже тех, кто добр ко мне? Я умоляю Тебя, возврати ребенку жизнь!"

И отвечал Б-г: "Ты знаешь, что есть три ключа, которые Я обычно не доверяю никому: от дождя, от рождения и от воскрешения мертвых. Я дал тебе ключ к дождю, а теперь ты хочешь еще и ключ от воскрешения мертвых? Но тогда скажут: "Ученик выше учителя, у него в руках два ключа, а у учителя только один! Верни мне ключ к дождю, тогда я дам тебе ключ от воскрешения мертвых".

Элияу согласился, и Б-г вернул ребенку жизнь. Затем Ашем приказал пророку: "Явись перед Ахавом и объяви: "Я пошлю на землю дождь".

"Почему? - возразил Элияу. - Ведь он не раскаялся".

"Когда на земле жил всего один человек, Адам, - сказал Б-г, - то Я ради него одного орошал землю. Разве теперь Я не дам дождь (ради праведников среди народа)?"

Эти события показывают, как велико терпение Б-га, хотя Он грозит наказанием за забвение Торы. Степень Б-жественного милосердия выходит далеко за рамки человеческого понимания. Ради нескольких праведников среди евреев Он может надолго отложить исполнение проклятия Торы.

Моше пророчествовал: "Если вы покинете Тору, Б-г не только не даст вам дождя, но скоро изгонит вас из Своей Земли". ("Скоро" в соответствии с Б-жественными мерками, ибо для Б-га тысяча лет подобна одному дню.)

Почему Б-г наказывает изгнанием за нелояльность Торе?

Аристократ предупредил сына, который собирался на большой прием: "Веди себя, как того требует твое положение; не переедай и не пей лишнего".

Сын пообещал, что будет следить за собой, но, увидев изысканные блюда и напитки, обо всем забыл. Он набросился на угощение и стал есть и пить без меры, пока ему не стало дурно. Всех возмутило его неприличное поведение, и слуги бесцеремонно вытолкали его из банкетного зала.

Вот так и Тора предупреждает, что евреи могут наслаждаться изобилием Эрец Исраэль только в том случае, если они живут по стандартам Торы. Если же они преступят ее заповеди, то не будут более достойны пребывать в Земле и подвергнутся изгнанию.

Моше наставлял народ: "Если вы будете вынуждены покинуть Эрец Исраэль, продолжайте соблюдать заповеди (которые могут быть исполнены за пределами Земли). Накладывайте тфилин и прикрепляйте мезузы к дверным косякам. Б-г приказывает нам делать это, чтобы заповеди не были забыты, когда вы в будущем вернетесь в Святую Землю.

Изучайте все заповеди, даже те, которые вы не можете исполнить. Учите их сами и обучайте им своих детей, пока они не будут в совершенстве знать законы.

В конце концов вы вернетесь в Эрец Исраэль, и Ашем увеличит число ваших дней в Земле".

Моше настоятельно требует повторения полученных знаний и еще раз указывает, что Б-г изгонит врагов сынов Израиля, если евреи будут соблюдать заповеди

Моше предупреждал сынов Израиля: "Недостаточно один раз выучить слова Торы. Чтобы не забыть, их надо постоянно повторять".

Торой так же трудно овладеть, как золотом, и так же легко потерять, как стекло, которое бьется при неосторожном обращении с ним.

Как человек следит за собой, чтобы не потерять деньги, так же он должен следить за собой, чтобы не растерять знания Торы (пренебрегая повторением выученного).

Рабби Элазар бен Арах был одним из выдающихся учеников рабби Йоханана бен Закая. Его учитель говорил о нем, как о "роднике, бьющем со все возрастающей силой", а его советы людям были так совершенны, что его называли пророком.

После смерти р. Йоханана его ученики перешли в центр изучения Торы в Явне, но жена Элазара бен Араха убедила мужа переехать в Дамсис (Эммаус), дачное место неподалеку от Иерусалима. Рабби Элазар надеялся, что его коллеги последуют за ним, но этого не случилось. Когда же он предложил своей жене тоже поехать в Явне, она спросила его: "Кто кому нужен: ты им или они тебе?"

"Им нужен я", - отвечал он.

"Еда идет к мышке или мышь идет к еде? - спросила она его. - Если им нужна Тора, пускай они приедут сюда".

Рабби Элазар остался в Дамсисе и прекратил свои занятия.

Он начал многое забывать и однажды, когда его вызвали к Торе, перепутал буквы далет и реш, заин и юд, хаф и бет и вместо: "Аходэш азэ лахем - Этот месяц для вас" прочитал "эхереш ая либам - Глухими были их сердца".

Эта ошибка показала, что он перестал быть "родником, бьющим со все возрастающей силой", что его ум стал глух к Торе, ибо он слишком надеялся на приобретенные прежде знания.

Как часто следует повторять пройденное? Наши мудрецы учили: "Тот, кто повторит пройденное сто один раз, несравненно выше того, кто повторил материал только сто раз".

Сто один раз - это, однако, не предел. Нет пределов числу повторений. Однажды Шаагат Арье (современник Виленского Гаона) попросил приготовить ему праздничную трапезу. "А что произошло?" - спросили его. "Я только что завершил изучение Вавилонского Талмуда в тысячный раз", - ответил он.

Моше внушал евреям: "Каждая заповедь, которую исполняет еврей, создает ангела-защитника. Оберегая заповеди, вы будете защищены от своих врагов (по принципу мида кенегед мида). Б-г предаст в ваши руки даже более сильные народы и заставит их покориться вам. Он обещал вашим праотцам, что отдаст вам любую землю, на которую вы вступите, и включит ее в состав Святой Земли.

Самые сильные и могущественные нации будут охвачены ужасом и страхом перед вами. Они не устоят, ибо Б-г исполнит Свое обещание посеять страх всюду, где вы появитесь".

Пророчество Моше исполнилось, когда Рахав открыла разведчикам, посланным Иеошуа и спрятавшимся в ее доме: "Ужас перед вами охватил нас, и все жители земли растаяли (от страха) перед вами" (Иеошуа 2:9).

Так Ашем сдержал Свое слово провести завоевание Земли чудесным способом ради тех, кто хранит Его заповеди.

РЕЭ

Моше объясняет, что еврей привлекает к себе благословение исполнением заповеди и подлежит проклятию за грех

Повернувшись к будущему вождю, Иеошуа, Моше наставлял его: "После того, как ты переведешь евреев через Иордан, расположи половину народа на горе Геризим, а остальных - на горе Эйваль. Скоро я открою тебе благословения и проклятия, которые следует произнести там".

После этого Моше дал народу такой совет: "Какую бы сторону повседневной жизни мы ни рассматривали, мы всегда стоим перед выбором: подчиняться Ашему или нет. Знайте, что по сути это выбор между благословением и проклятием, жизнью и смертью.

Свобода выбора есть у каждого человека, но Б-гу не безразлично, каким путем пойдет человек. Б-г как бы умоляет и советует нам: "Тщательно обдумывайте свой выбор: делать ли добро и получить в итоге благословение или поступать порочно, навлекая на себя проклятия, - так выбери жизнь!"

Длинная колонна машин извивалась на трассе, словно змея. Водители, устав от сложной ухабистой дороги, мечтали поскорее выехать на современную автостраду. Но перед самым въездом на шоссе стоял старый фермер, который неистово размахивал шляпой и что есть силы кричал: "Внимание, внимание! Продолжайте движение по старой дороге! В конце скоростной магистрали пробка!"

Некоторые водители отнеслись к его словам скептически: следует ли верить какой-то "деревенщине"? Несколько машин выскочили на шоссе, а остальные решили продолжить путь по старой дороге. Те, кто пренебрег советом старого фермера, заплатили за это большой потерей времени. Дорога действительно была заблокирована, и машинам пришлось ехать в объезд.

Ашем предупреждает "Хотя временами дорога Торы и заповедей может казаться мучительной, она, тем не менее, приведет вас к вашему предназначению (кроме того, кажется, что эта дорога, пока вы не вступите на нее, ухабиста и извилиста, но скоро вы поймете, как она живописна и удобна). Дорога греха поначалу может казаться более гладкой, но в конечном итоге по ней нельзя будет пройти. Поэтому выбирайте благоразумно!"

Комментаторы поясняют, что "все дороги ведут к признанию Ашема". Человек может "пойти прямым путем", то есть по своей воле и при жизни признать Ашема, в противном случае его душа вынуждена будет признать истину, понеся наказание после смерти. Наши мудрецы предупреждают: "Не позволяйте вашему побуждению ко злу убедить себя, что вы найдете убежище в могиле" (Авот 4:29). Для человека лучше провести жизнь, повинуясь Ашему.

Моше начал учить заповедям, касающимся поведения индивидуумов. Сперва он толковал те, что относятся к поклонению идолам.

Купив дом вблизи центральной синагоги и ешивы, где учились дети, семья с нетерпением ожидала переезда. Глава семейства вызвал подрядчика, чтобы составить смету ремонта, так как стены и полы в нескольких комнатах были с дефектами.

"Вы сможете сделать ремонт за несколько недель? - спросил он агента. - Нам бы хотелось переехать побыстрей".

Тщательно осмотрев весь дом, тот ответил: "Уважаемый, без сомнения, я могу все сделать срочно. Но знаете, что произойдет вскоре? Большая часть труб проржавела; без сомнения, они могут потечь в любую минуту. Электрическая проводка обветшала и испортилась, она может вызвать пожар в любую минуту. Крыша находится тоже в аварийном состоянии. Какая польза от новых стен и полов, если за ними все прогнило?

Вначале вам следует избавиться от испорченных труб, проводов и кровли. На это действительно уйдет несколько недель работы, не говоря уже о том, что надо увезти весь этот хлам. И только после этого можно начинать ремонт полов и стен. Обновление фасада не решит проблем этого дома".

Вот так и Моше объяснял евреям: "В Ханаане полно предметов, имеющих отношение к идолопоклонству. Нельзя построить Землю Святости, в центре которой будет стоять Храм, окруженный предметами идолопоклонства.

Уберите все, что имеет отношение к идолам, - алтари, камни, деревья. Разбейте их, сожгите или бросьте в море. Не оставляйте ни малейшего следа идолопоклонства! Даже если какое-то место было названо именем идола, его необходимо переименовать".

Если заповедь разрушать идолов применима к любой стране (где евреи имеют законное право на это), то в Эрец Исраэль обязательства возрастают: евреи должны не только разрушить известных идолов, они обязаны искать и уничтожить также и всех тайных идолов.

Римский наместник Турнус Руфус спросил у рабби Акивы: "Почему ваш Б-г объявил, что Он ненавидит Эсава?" (Малахи 1:3)

- Я дам тебе ответ завтра, - отвечал рабби Акива.

Представ перед наместником на следующий день, рабби Акива заметил: "Прошлой ночью мне был странный сон".

- В чем была его суть? - поинтересовался Турнус Руфус.

- Мне снилось, что я являюсь хозяином двух собак, - рассказал рабби Акива. - Я назвал их Руфус и Руфина.

Лицо правителя покраснело.

- Ты поплатишься жизнью, Акива! - гневно воскликнул он. - Как ты посмел назвать своих собак моим именем и именем моей жены?"

Тогда рабби Акива объяснил: "Между твоими поступками и поведением собаки много общего: ты ешь, и собака ест; ты даешь потомство - и собака тоже; ты умрешь, и собака умрет. Но как только я назвал собаку твоим именем, ты пришел в ярость.

Всемогущий создал Вселенную. Он вечен и всемогущ, а вы, неевреи, называете "богами" образы или деревья! Неужели вы думаете, что Он будет это вечно терпеть? Именно поэтому Он утверждает: "Я ненавижу Эсава".

Тора без устали повторяет, что поклонение идолам - это самое тяжелое из всех прегрешений. Ничего нет хуже, чем использовать свой ум, способный осознать присутствие Создателя, для отрицания единства Б-га и приписывать безграничные возможности ума, который явно побуждает к действию все Сущее, силам, отличным от Него.

Наши мудрецы учили: "Того, кто служит идолам, можно приравнять к тому, кто отрицает Тору". Именно поэтому в Торе так много предостережений против поклонения идолам.

Согласно Рамбаму (Маамар Кццуш Ашем), атеизм является еще более тяжким грехом, нежели идолопоклонство.

Приказав евреям разрушить все, связанное с поклонением идолам, Моше далее объяснил: "И наоборот, вы не можете разрушить ни один предмет, на котором начертано одно из Имен Б-га".

Тора нам запрещает стирать даже одну букву в каком-либо из Имен Б-га. (Вместо этого такие письмена или предметы следует захоронить.)

Эта заповедь внушает нам страх и трепет перед Всемогущим.

Моше предупреждал: "Вы должны разрушать алтари идолов, но не двигайте ни одного камня из жертвенника Ашема!"

Он также предостерегал евреев: "Построив для Б-га главный Храм, вы не сможете приносить жертвы на собственных алтарях (как это было в пустыне перед сооружением Мишкана и как это было разрешено делать в период завоевания и заселения Земли, пока Мишкан пребывал в запустении).

Однако вам не придется каждый раз, когда вы захотите мяса, отправляться в Храм. Б-г разрешает резать скот для еды там, где вы живете, если соблюдаются ограничения Торы.

Проявите характер, отказываясь пить кровь (как вы это делали перед Дарованием Торы). Более того, вы должны убивать животных для пищи в соответствии с детальными указаниями Торы (о чем пойдет речь в следующем параграфе)".

Шхита - заповедь резать животных в соответствии с требованиями Торы

На Синае Ашем учил Моше, что по закону надо убивать животных, перерезая большую часть трахеи и пищевода.

Он сказал Моше: "Если еврей хочет есть мясо кашерного животного или птицы, то он вначале должен зарезать их в соответствии с алахой, которой Я научил тебя на Синае. Однако рыба не требует шхиты. Животное, умерщвленное не по закону, называется невела, и еврей не может есть его.

Кашерная шхита подразумевает исполнение множества алахических требований. Шохет (резник) обязан быть искусным в своем ремесле, Б-гобоязненным человеком и, кроме того, он должен работать без каких-либо производственных норм. Он должен иметь достаточно времени для проверки гладкости лезвия ножа и кашерности животного. Он должен быть спокойным и сдержанным, чтобы приложить необходимое давление к шее животного в ходе каждой шхиты.

Шохет обязан внимательно проверять легкие животного, спайки на которых не всегда легко обнаружить, и поэтому нередко требуется вынести в отношении их алахическое суждение, что может повлиять на кашерность животного.

Если в легких совершенно нет спаек, то животное получает статус меадрин (глат кошер). В среднем, только одно или два животных из каждых 50 является глат кошер. Поэтому заявления мясных магазинов, ресторанов, отелей и т.д., что они обеспечивают глат кошер, являются, как правило, безответственными. Тот, кто хочет употреблять в пищу только глат кошер, может есть мясо, лишь удостоверившись, что шхита соответствовала всем необходимым нормам кашрута.

Шохет произносит благословение: "Благословен Ты, Ашем, Кто освятил нас Своими заповедями и повелел нам соблюдать шхиту", - перед тем, как зарезать животное.

Какое значение для Ашема имеет, в каком месте перерезать шею животного? Разве Он получает выгоду от того, что мы соблюдаем заповедь шхиты.

Конечно же, нет; эта заповедь, как и все заповеди, была дана, чтобы очистить и возвысить нас. Поэтому царь Шломо объявил: "Если ты поумнел, то поумнел для себя" (Мишлей9:\Т).

Этот Мидраш можно понять двумя способами: 1. Б-г ввел заповеди ради того, чтобы испытать нас. Он желает посмотреть, будем ли мы соблюдать их, независимо от сопряженных с этим трудностей. Если мы будем исполнять волю Б-га, то получим за это награду. 2. Само по себе соблюдение заповедей несет выгоду: оно возвышает нас в духовном отношении.

Моше делает еще одно предостережение против поклонения идолам

Моше предостерегал евреев: "Народы, что жили в Ханаане, изгоняются оттуда из-за своих греховных привычек. Никогда не подражайте их служению и не ходите их путями.

Никогда не интересуйтесь их обычаями, думая: "И я буду поступать подобным образом во славу Б-га".

Эти народы совершают все виды мерзостей во имя своих богов, а это именно то, что ненавидит Всемогущий; они даже заживо сжигают в огне своих сынов и дочерей".

Язычники приносили в жертву и своих родителей.

Тора заявляет, что, кроме зла, присущего поклонению идолам, Б-г ненавидит порочные обряды идолопоклонников. Поэтому еврей должен стараться держаться подальше от всех действий идолопоклонников.

Мы не можем ни добавлять, ни убавлять от заповедей

Моше наставлял евреев: "Исполняйте все заповеди Б-га только так, как это написано в Торе. Ничего к ним не прибавляйте и ничего от них не отнимайте".

Таким образом, ради исполнения заповеди мы не можем оставаться в сукке или возносить лулав на следующий день после праздника Суккот. Мы также не можем ничего добавлять к заповеди, например, взять пять видов растений в Суккот вместо предписываемых четырех, или добавить пятый отрывок в наши тфилин к имеющимся четырем. Благословляя еврейский народ, коэн не может добавлять какие-либо слова к предписанному тексту.

Тора Ашема не имеет изъянов. Абсолютно безупречное творение (например, произведение искусства) будет испорчено не только изъятием, но и добавлением любой детали.

Именно поэтому Тора особо подчеркивает, что ни одной из деталей алахи не следует пренебрегать и что нежелательны и добавления, ибо каждая заповедь сама по себе совершенна.

Моше предупреждает, что надо игнорировать всех ложных пророков

Моше предупреждал евреев: "Если какой-нибудь "пророк" - не важно еврей он или нет, - поднимется среди вас и скажет, что другой бог, а не Ашем, наделил его пророческим посланием, или даже заявит, что Сам Ашем приказал навсегда отказаться от какой-либо заповеди Торы, знайте, что это обманщик!

Не верьте ему, даже если он и предсказывает будущее! Считайте, что его слова - ложь, даже если он совершает чудеса на небесах и на земле. Оставайтесь непреклонными, даже если он остановит солнце на небе!

Откажитесь от спора с ним и не интересуйтесь деталями его "миссии". Но приговорите его к смерти как ложного пророка.

А если вы спросите: "Почему Б-г разрешает ему совершать чудеса?", то ответом вам будет: "Б-г проверяет вашу преданность Ему. Если вы приблизитесь к Нему и не дадите сбить себя с пути, то Небесные Обвинители будут хранить молчание. Б-г отвергнет их наветы тем, что покажет непреклонность еврейского народа. Тогда Он воистину сможет гордиться вами, ибо исполнится стих: "Ты, Мой слуга, Израиль, тобою буду величаться" (Иешаяу 49:3). Основная часть еврейского народа выдержала это испытание с честью. Евреи мужественно переносили страдания и преследования, спровоцированные "пророками" христианства и ислама.

Ознаим ЛаТора рассказывает об инциденте с христианскими священниками царской России, которые пытались обратить евреев в свою веру. Они цитировали длинный перечень знаков и чудес, совершенных, по их утверждению, назареянином. Один из еврейских мудрецов отвечал: "Разве это учение не основано на Торе Моше? Наша Тора недвусмысленно и ясно запрещает нам отменять заповеди Торы по повелению пророка, совершающего чудеса. В ней сказано: "Не слушайте его, ибо Б-г тем самым проверяет вас" (Дварим 12:3-4). Тогда какой же смысл в его чудесах?"

Монархи и церковные иерархи заставляли наших великих мудрецов объяснять, почему евреи решительно отказываются принимать догматы церкви. В знаменитом публичном споре в Барселоне в середине XIII века Рамбан показал, что простая логика не позволяет принять основополагающие догматы христианской веры.

Насколько же трагично тогда существование современного движения "Евреи за Иисуса", приверженцы которого или абсолютно невежественны, или дезинформированы относительно наших традиций. Они не знают, что все классические аргументы проповедников давным-давно разоблачены нашими мудрецами как противоречащие истинному смыслу Писания или элементарной логике.

Есть только один способ ответить на эти и подобные проблемы, которым противостоит еврейство: постигнуть первоисточник и атаковать широко распространенное невежество в области нашего духовного наследия.

Откуда берется такая уверенность, что любой пророк, противоречащий Торе Моше, является ложным пророком?

Наши праотцы восприняли истинность пророчества Моше, так как сами были свидетелями Откровения на Синае. Таким образом, наша традиция основана на показаниях более чем 600 000 надежных свидетелей, которые пророчески испытали обращение к ним Б-га с двумя из Десяти Речений и слышали, как Б-г обращался к Моше. Все последующие "знаки", "чудеса" и "откровения" принимаются лишь в том случае, если верить в них нас учит Тора. (Знаки-чудеса открыты для скептицизма, а Откровение Б-га целому народу не оставляет места для сомнений.) Следовательно, лишь те пророки заслуживают доверия, чьи пророчества не противоречат законам Б-га.

Пророка, призывающего нас постоянно отказываться от одной из заповедей, Бейт дин приговаривает к смерти. [Однако тому, кто на время приостанавливает действие заповеди, следует подчиниться; конечно же, если он является истинным пророком.]

Например, пророк Элияу был наделен правом (в качестве временной и экстренной меры) возвести жертвенник за пределами Храма, дабы доказать ложность требований пророков Баала (Рамбам, Основы Торы гл. 9).

Хананья бен Азур был пророком во времена Ирмеяу. Затем дух святости покинул его, и он стал придумывать собственные пророчества, выдавая их за Б-жественные.

Перед разрушением Храма Б-г приказал Ирмеяу пророчествовать, что евреи в течение 70 лет будут находиться под властью вавилонского царя Нэвухаднэцара. По слову Ашема Ирмеяу надел на шею деревянную оглоблю в знак того, что Всемогущий подчинил этому царю множество народов.

Ложный пророк Хананья бен Азур публично возражал Ирмеяу. Он разбил оглоблю, охватывавшую шею Ирмеяу, и заявил: "Так говорит Ашем: Через два года Я разобью иго Нэвухаднэцара. Он вернет назад все священные сосуды Храма".

Ирмеяу говорил Хананье: "Амен, может и будет так, как ты пророчествуешь.

Позже Ирмеяу был наказан за то, что произнес амен в ответ на слова Хананьи. Ему следовало тотчас же возразить и уличить лжеца. Согласие со словами Хананьи, хотя и выраженное в форме просьбы, было неискренним, ибо в сердце своем он знал, что они не сбудутся. Поэтому Ирмеяу был наказан за "лесть нечестивцу" (Cora 416).

Но Ашем не посылал тебя, ибо я предсказал, что Нэвухаднэцар изгонит и тех, кто остается в Эрец Исраэль". Он бросил вызов Хананье: "Если твоя миссия воистину Б-жественного происхождения, дай знак. А потом посмотрим, исполнится он или нет!"

Хананья отвечал: "Коли так, то сам первым дай знак, дабы подтвердить свое пророчество!"

Ирмеяу объяснял: "Те знаки, что будут исходить от меня, не обязательно исполнятся, ибо я предвижу несчастья, но Б-г может избавить от них, если люди раскаются. Ты же предсказываешь добрые события, следовательно, ты должен доказать истинность своего пророчества!" (Б-г всегда исполняет благоприятное пророчество, даже если впоследствии люди согрешат. Недоброе пророчество Он может отменить, если народ раскается.)

Но Хананья настаивал на том, чтобы первым доказал свою правоту именно Ирмеяу. Тогда тот ответил: "Я докажу, что меня действительно послал Б-г: ты умрешь до конца этого года, ибо ложно пророчествовал Именем Всемогущего".

Хананья умер в последний день года, в канун Рош ашана. Но перед смертью он приказал сыновьям: "Похороните меня после Рош ашана". Он надеялся обмануть народ, заставив его поверить в ложность пророчеств Ирмеяу.

Разоблачать еврея, который подстрекает других поклоняться идолам, и не быть с ним милосердным

Моше предупреждал: "Если какой-нибудь еврей - даже такой близкий родственник, как отец или жена, - предложит вам: "Давай пренебрежем традицией наших праотцев и будем служить одному из нееврейских богов ", то надо твердо отвергнуть это предложение.

Вы не должны, даже из любопытства, интересоваться формами служения, ибо любое идолопоклонство никчемно. Лучше найдите еще одного свидетеля, чтобы грешника мог наказать Бейтдин.

Тора предписывает очень строгие законы в отношении (еврейского) "подстрекателя" или "миссионера", который пытается склонить наш народ к признанию чужих богов.

К нему не относится закон "любить ближнего", но нам заповедано ненавидеть его, ибо сказано: "Ашем, разве ненавидящих Тебя я не возненавижу?" (Теилим 139:2). Его нельзя судить благосклонно, и в этом случае Бейт дин освобождается от обычного обязательства искать оправдания приговоренному к смерти.

Зачем нужны такие строгие законы?

Кажущаяся жестокость может быть истинной жалостью, а показная жалость может быть ложной и, в конце концов, обернется жестокостью.

Обязанность разоблачить грешника и осудить его является актом истинного милосердия как в отношении виновного, так и в отношении общества:

1. В отношении человека, совершившего грех: он прекратит грешить; более того, если он раскается перед смертью, его грех будет искуплен.

2. В отношении общества: этому человеку не дают более следовать путем разрушения; потенциальный вред, который причиняет обществу подстрекатель, отдаляющий евреев от служения Б-гу, невозможно представить.

(Еврея, подстрекающего другого к греху, Тора считает опаснее убийцы. Последний причиняет вред только телу жертвы, а подстрекатель - бессмертной душе. Подстрекатель - это опасный преступник, которому общество позволяет беспрепятственно функционировать.)

Рамбам говорит: "Не потакая нечестивцу и не покрывая его, мы приносим мир еврейскому народу". Если подстрекатель осуждается в соответствии с показаниями свидетелей, бейт дин приговаривает его к побиению камнями (скала). Бросить первый камень в подстрекателя - благое дело для того, кого грешник пытался совратить.

Бейт дин должен разослать по всей Эрец Исраэль письменное сообщение: "Такой-то был приговорен к смерти как подстрекатель", дабы евреи извлекли урок из его смерти.

Законы о подстрекателе учат нас избегать контактов с людьми, которые отвращают других от служения Ашему.

Законы в отношении еврейского города, жители которого стали поклоняться идолам

Моше пояснял: "Как только Великий Санхедрин в Иерусалиме будет оповещен о том, что какие-то жители еврейского города в Эрец Исраэль склоняли общину служить идолам, - судьи обязаны незамедлительно заняться этим делом".

Санхедрин отправляет туда уполномоченных, дабы выяснить истинное положение вещей. Если посланцы удостоверятся, что большинство жителей служило идолам вопреки предупреждениям, Санхедрин призывает весь еврейский народ начать гражданскую войну против города идолопоклонников. Город подвергается осаде до тех пор, пока его жители не сдадутся. Затем Санхедрин назначает несколько малых судов закона, чтобы определить, кто именно из жителей виновен в идолопоклонстве. Судьи опрашивают свидетелей, и всех, кто был предупрежден, но впоследствии уличен в грехе двумя свидетелями, берут под стражу.

После того как различные суды установят, кто действительно поклонялся идолам, Санхедрин производит подсчет, чтобы определить, составляют ли согрешившие большую часть жителей города. Если нет, то согрешивших приговаривают к скиле, невиновных освобождают, и дело закрывают.

Однако, если Санхедрин установит, что в поклонении идолам участвовала большая часть жителей, он объявляет город ир анидахат (город, погрязший в идолопоклонстве) и проводит в жизнь следующие законы:

= Тех, кто подстрекал своих братьев поклоняться идолам, подвергают скиле - самому страшному виду смертной казни.

= Всех мужчин, женщин и детей, уличенных в идолопоклонстве, убивают мечом.

= Все, что принадлежало идолопоклонникам, сжигают, пусть даже эти вещи хранились в другом городе.

= Тех жителей, кто удержался от поклонения идолам, отпускают, но их имущество сжигают. Они теряют все, что им принадлежало, ибо избрали для себя жизнь в греховном обществе.

= Городские строения предают огню. (Священные предметы, например, святые книги и рукописи, закапывают в землю, а не сжигают. Животных, которых освятили для жертвоприношения, также не сжигают.)

= Дома в городе не подлежат восстановлению. Они должны вечно лежать в руинах, напоминая Общине Израиля о судьбе города, который отказался от Ашема.

= Никому из евреев не разрешено перемещать или брать во владение предметы, предназначенные для сжигания. Эти предметы расцениваются как херем (запрещенные предметы), и никто из евреев не может воспользоваться ими ради получения выгоды.

Судьи Великою Санхедрина могут колебаться, ибо нелегко обречь на уничтожение целый город. Не станут ли родственники убитых их заклятыми врагами? И как посмотрит остальное население Эрец Исраэль на то, что осуждению подверглось так много евреев?

Предвидя эти опасения, Тора добавляет объяснение (как его интерпретируют наши мудрецы):

Ашем обещает: "Я расценю исполнение вами законов об ир анидахат как принесение Мне жертвы всесожжения. И Я перестану гневаться на еврейский народ. Пока в мире живут грешники, до тех пор будет пылать Б-жественный гнев (ибо существование нечестивцев противоречит задаче Творения). Убирая из мира порочных людей, мы приносим ему пользу".

Естественное нежелание судей подвергать наказанию большое число евреев Тора преодолевает тремя обещаниями:

1. Жестокие действия обычно вселяют в душу человека искру жестокости. Но Б-г обещает: "Если вы исполните закон Торы о наказании ир анидахат, то Б-г (наоборот) зажжет в ваших душах искру милосердия".

2. Родственники приговоренных не будут ненавидеть судей. Б-г уверяет: "Я поселю в сердцах их родственников дух мира и дружбы. И они признают справедливость приговора".

3. Чтобы судьи не опасались уменьшения численности населения, Всемогущий гарантирует: "Я увеличу ваше число. Вместо наказанных злодеев Я дам вам праведников".

Моше заключил: "Вам не следует беспокоиться о последствиях разрушения ир анидахат, пока вы делаете то, что праведно в глазах Б-га".

Случалось ли в истории еврейского народа, чтобы какой-нибудь город был провозглашен ир анидахат!

Один из мудрецов учил: (Санхедрин 71): "Никогда не было ир анидахат, и никогда не будет. Город, в котором есть хотя бы одна мезуза или свиток, на котором написано Имя Б-га, никогда не станет ир анидахат, ибо нельзя сжигать эти святые предметы, а по законам ир анидахат их следует сжечь. (Без сомнения, никогда не было и не будет такого еврейского города, в котором вовсе нет Пятикнижия или других святых книг.)"

Однако мы принимаем алахическое мнение рабби Ионатана, который утверждал: "Эти законы применимы и на практике. Все святые тексты, найденные в ир анидахат, должны быть преданы земле, а город сожжен. Действительно, я однажды сидел на опустошенной земле ир анидахат".

Даат софрим предполагает, что рабби Ионатан говорил про начало династии Хашмонеев, когда бейт дин еще мог наказывать нарушителей Торы. Тогда целые кланы евреев поддавались влиянию эллинистической культуры и опускались до поклонения греческим богам.

Гемара (Санхедрин 11 За) упоминает о том, что, завоевав Иерихо, первый город в Эрец Исраэль, Иеошуа обошелся с ним как с ир анидахат.

Если согласиться с тем, что законы ир анидахат не могут быть применены на практике, зачем тогда Ашем включил их в Тору?

Ответ в том, что Он награждает нас за изучение даже теоретических законов Торы.

По мнению рабби Исраэля Салантера, это идеальный пример исполнения заповеди изучения Торы ради нее самой, без какого бы то ни было практического применения. Однако другие толкователи объясняют, что даже в соответствии с этой точкой зрения, из этого вопроса можно извлечь практические уроки (Рабейну Иона).

В чрезмерной печали из-за чьей-либо смерти мы не можем наносить себе телесные повреждения или вырывать волосы

В древние времена близкие друзья или родственники недавно умершего человека нередко выражали свое горе, нанося себе раны или вырывая волосы. Тогда же существовал обычай наносить себе телесные повреждения во имя богов.

Тора предупреждает: "Не уподобляйтесь неевреям, наносящим себе раны. Вы не можете вырывать себе волосы до проплешин".

Рав Амнуна так наставляет своих коллег: "Учите своих жен: если перед вами лежит покойник, вообще не тяните себя за волосы, чтобы не потерять контроль над собой и не нарушить запрет Торы вырывать из-за мертвого волосы до проплешин".

Тора особо подчеркивает: "Помните, что вы - дети Ашема, своего Б-ra. Вам не приличествует уродовать себя ранами и проплешинами.

Кроме того, вам следует воздерживаться от чрезмерного проявления горя. Хотя умер очень дорогой для вас человек, ваш Небесный Отец остается с вами".

Из этих стихов наши мудрецы вывели, что нельзя чрезмерно скорбеть о мертвых.

Тора предписывает период траура по следующим причинам:

= Мы скорбим из-за отсутствия среди нас умершего. Особенно, если это был праведник; мы скорбим, потому что теперь он не учит Торе и заповедям, а это увеличивало заслуги людей.

= Мы оплакиваем наши грехи, ибо (Иешаяу 57:1): "...по причине зла взят праведник".

= Добротой по отношению к душе покойного будет, если мы скорбим по нему и вспоминаем его (Абарбанель).

Ашем говорит: "Не скорбите дольше, чем Я предписал: три дня рыданий, семь дней строгого траура, тридцать дней траура (и двенадцать месяцев траура по родителям). Если вы продолжаете скорбеть и после этого, то вы претендуете быть более милосердными нежели Я, Б-г (Который сотворил человека и знает, когда он должен покинуть мир)".


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =