МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

БЕРЕШИТ
ШМОТ
ВАИКРА
БЕМИДБАР
ДВАРИМ

ДВАРИМ

Моше упрекает сынов Израиля за случай с разведчиками

Говоря о грехе разведчиков, Моше подошел к высшей точке своего поучения.

"Двинувшись от Синая, мы пересекли мертвую пустыню, в которой обитали толстые как бревна змеи и огромные - с корабельный нос - скорпионы. Б-r истребил их, обеспечивая вам спокойное и быстрое продвижение к Святой Земле. (Почему тогда вас напутали хананеи? Разве вы не понимали, что Б-г так же уничтожит их?!)

Мы прибыли в Кадет Барнеа, к границе Обетованной Земли. Я сказал вам: "Вот вы видите Землю собственными глазами. Она ваша".

Один человек переехал с юга, где у него были богатые имения, в промышленный город, расположенный на севере страны. Своему маленькому сыну, родившемуся в городе, он часто рассказывал о красоте родных мест. "Когда-нибудь эти прекрасные земли будут принадлежать тебе", - говорил он.

Сын вырос, и отец решил показать ему свои владения. Невозможно описать восторг молодого человека, когда перед ним открылась захватывающая дух картина!

Отец понимал, что слова излишни. Он только произнес: "Все, что ты видишь, твое".

Вот так и Моше во время странствий по пустыне пытался описать сынам Израиля великолепную, плодородную землю, в которую Ашем их вел. Но когда евреи прибыли в Кадет Барнеа и смогли увидеть Эрец Исраэль с вершины Эморейских гор, ему уже не требовалось описывать ее красоту. Он просто воскликнул: "Взгляните на эту Землю собственными глазами!"

Моше продолжал свою речь: "Я убеждал вас не бояться врагов в Ханаане, ибо Б-г обещал лишить их наследства в вашу пользу. Но вы решили, что надо послать разведчиков и обследовать Землю. Маловерные! Вы пересекли полную опасностей пустыню безо всяких разведчиков; зачем они вам понадобились теперь, когда мы уже готовились вступить в Землю?!

Ничто не могло скрыть ваши греховные намерения: вместо того, чтобы отправить для совета делегацию старейшин, вы подошли ко мне как неуправляемая толпа.

Вы приводили множество доводов, пытаясь замаскировать недостаток веры в слово Б-га. Вы заявляли, что разведчики нужны, чтобы изучить, каким путем идти и какие города брать приступом; узнать, на каком языке здесь говорят; найти место, где хананеи прячут свои сокровища; выяснить, каким идолам они поклоняются (чтобы знать, что разрушать).

Я понимал, что ваши просьбы безосновательны, но уступил. Я надеялся, что, согласившись, заставлю вас отказаться от затеи с разведчиками". Аргументация Моше становится понятной из следующей притчи.

Один человек решил купить подержанный автомобиль и пришел на дешевую распродажу. Осмотревшись, он вскоре нашел подходящую машину.

"Каково состояние машины?" - спросил он продавца.

"Она определенно стоит этих денег, - ответил тот. - Она, быть может, не столь элегантна, но не подведет в пути".

"Сколько она прошла?" - спросил покупатель.

"О, совсем немного". "Я могу совершить пробную поездку?" "Безусловно", - отвечал продавец. "Но вы, очевидно, не позволите мне отъехать на большое расстояние?" - осведомился покупатель. "Вы можете проехать столько душе угодно". "Могу я привести своего механика, чтобы проверить мотор, трансмиссию и электрическую часть?"

"Вне всякого сомнения. Пожалуйста, я вполне уверен в этой машине".

После длительных и подробных расспросов покупатель убедился, что продавец ничего от него не скрывает. Он заплатил назначенную цену и сел в свою машину.

Так и Моше надеялся, что, согласившись с планом евреев, он убедит их в бессмысленности отправки разведчиков и, тем самым, заставит отказаться от пагубной затеи.

Моше продолжал: "Когда вы настояли на своем, я избрал по одному человеку от каждого колена (но только не от колена Леви, не требовавшего отправки разведчиков). Я убеждал разведчиков принести хорошие вести, но они вернулись с ложными сообщениями. Только Иеошуа и Калев превозносили Землю.

Вы поверили нечестивцам! Придя в свои шатры, вы подхватили маленьких сыновей и начали причитать: "Горе вам, несчастные! Враги скоро убьют вас, захватят в плен или пригвоздят к столбам!" Вы плакали над своими маленькими дочерьми: "Вас убьют или, что еще хуже, опозорят!"

Вы говорили злые слова: "Если Б-r любит нас, зачем Он вывел нас из Египта, орошаемого потоками рек, и привел в безводный Ханаан, где мы будем зависеть от дождевой воды".

Нецив в своем комментарии Архев Дакар отмечает: Тора уделяет особое внимание жалобе евреев на то, что Ашем ненавидит их, чтобы успокоить евреев в изгнании. Предвидя, что во время длительного изгнания неевреи и даже некоторые евреи заявят, что Б-r отвергает их. Тора особо подчеркивает, что поколение пустыни тоже роптало, оказавшись в тяжелых обстоятельствах. Моше объясняет это их ограниченными представлениями о Б-жественной справедливости На самом деле любовь Ашема к сынам Израиля неизменна.

"Б-г объявил, что Он любит вас. Ваши слова доказали, что сердца ваши не были до конца с Ним еще со времени Исхода.

Вы оправдывали свою веру в клевету разведчиков: "Наш учитель Моше, мы бы отвергли это известие, услышав его от чужих людей, но его принесли наши братья, которым не безразлично благополучие своего народа. Они предупредили нас: "Жители этой земли сильны, а их города укреплены, как сами Небеса, потому что Всемогущий не лишал эти народы охраны ангелов. Там же мы видели могучих гигантов".

Вы даже приводили такой довод: "Тора предписывает нам верить показаниям двух свидетелей. Насколько же убедительны показания десятерых наших собратьев!" Но вы ошиблись. Вы не должны были верить словам разведчиков, ибо Сам Б-г назвал эту Землю благодатной н обещал помощь в ее завоевании.

Я возражал вам: "Тот, Кто совершал чудеса в прошлом, совершит их вновь". Разве Всемогущий не показал Своей огромной любви к вам, неся вас через пустыню на Облаках Славы? (Среди прочих чудес Облака переносили на себе еврейских праведников, так что им не приходилось идти по пустыне пешком.)

Б-г обращался с вами, как заботливый отец с маленьким сыном. Он нес вас, как отец несет дитя на своих плечах, оберегая его от малейшей опасности. Но вы десять раз согрешили против Него в отличие от своего праотца Авраама, который оставался верным Ему в десяти испытаниях.

Когда вы разгневали Его в десятый раз, отправив в Землю разведчиков, Б-г объявил: "Поколение, которое отвергло Эрец Исраэль, не станет обладать ею; оно умрет в пустыне. Только Иеошуа и Калев, которые возжелали Обетованную Землю, войдут в нее".

Позднее (у вод Меривы) Б-г разгневался на меня из-за вас, ибо (как и в случае с разведчиками) у вас не доставало веры в Него. Тогда Б-г постановил: "И ты, Моше, не войдешь в Эрец Исраэль!"

Однажды учитель пригласил группу учеников на частный урок к себе домой. Во время занятий один ученик развязно шепнул другу "Ты обратил внимание на дочку учителя? Вот уж не из красавиц!"

Услышав это, учитель в ярости выгнал наглеца.

В следующий раз на занятия была приглашена другая группа учеников. Когда мимо проходила дочь учителя, один из учеников прошептал: "Сколь прекрасна его дочь!"

"Вон из моего дома! - закричал учитель. - Ноги твоей больше здесь не будет!"

Удивленный ученик воскликнул: "Простите меня, но что я сделал плохого? Вы одинаково поступаете и с теми, кто очерняет вашу дочь, и с теми, кто восхищается ею".

В том же духе Моше упрекал Общину Израиля: "Б-г не допустил меня в Эрец Исраэль, хотя я восхвалял ее всю жизнь. Я описывал вам ее, как прекрасную Землю. Я стремился войти в нее и молил получить разрешение на это. Я доказывал Всемогущему: "Если Ты отвергнешь мои мольбы, народу покажется, что ты одинаково обращаешься с праведником и злодеем. В итоге будет осквернено Твое Великое Имя". Тем не менее Б-г постановил, что я также умру в пустыне.

Почему Моше в середине рассказа о грехе разведчиков упомянул о своем неподчинении приказу Б-га у вод Меривы? Это упоминание было частью его упрека. Он обвинял поколение в недостатке веры в Ашема. Именно по этой причине люди сомневались, что Моше совершит чудо и добудет воду из скалы. Таким образом, он умер в пустыне из-за них (Рамбан).

Калев восхвалял Землю, и Б-г наградил его, дав в наследие город Хеврон.

И он, и Иеошуа были допущены в Эрец Исраэль; Иеошуа-в качестве вождя. Б-г постановил также, чтобы ваши дети - в противовес вашим страхам, что они попадут в руки врагов,- в целости и сохранности вошли в Святую Землю".

Моше рассказывает о случае с маафилим

Когда Моше пересказывал эпизод с еврейскими воинами, которые хотели силой прорваться в Эрец Исраэль (маафилим), он особо подчеркнул, что их поражение явилось не результатом военного превосходства противников, а Б-жественным наказанием.

Моше рассказывал: "Я приказал вам повернуть обратно в пустыню. Вы отвечали: "Мы согрешили перед Ашемом. Позволь нам тотчас же выйти на битву с врагами". Вы подготовились к сражению, но Всемогущий предупредил меня: "Скажи им, чтобы они не начинали войну. Их ждет поражение, ибо среди них нет Моей Шехины. Я передал вам Его слова, но некоторые из вас отказались подчиниться и взошли на гору на границе Эрец Исраэль.

Но тотчас же появились жившие там эморейцы, подобные рою пчел. Когда вылетает одна пчела, за ней следует и весь рой. Вот так и эморейцы вылетели, как рой пчел, и победили вас. Но тут же погибли сами: так пчелы тратят все свои жизненные силы на то, чтобы ужалить человека, а затем погибают. (Таким образом стало очевидным, что Б-г предопределил эти события).

Вы все рыдали, но Б-г не принял ми ваших слез, ни ваших молитв. Вы заставили его действовать так, как если бы Он был жестоким. Он не мог отменить Свое подтвержденное клятвой повеление о том, что вы все должны умереть в пустыне.

Затем Б-г позволил вам отдохнуть на следующей стоянке. Кадет, девятнадцать лет, вместо того чтобы вести вас дальше в пустыню".

Ашем запрещает покорение Сэира, Амона и Моава

Затем Моше объяснил, почему Б-г не разрешил евреям покорить народы Сэира, Амона и Моава, когда на сороковой год странствия сыны Израиля подошли к их границам. Вступающему в Эрец Исраэль поколению было важно осознать, что эти земли необходимо миновать не потому, что Сыны Израиля не в состоянии завоевать их, а потому что у Б-га были особые соображения позволить этим народам выжить.

1. С э и р (другое название: Эдом)

Моше рассказывал: "Когда мы подошли к земле Сэир, в которой жили потомки Эсава, Б-г приказал мне: "Вы можете пройти через их землю, но остерегайтесь нападать на них! Хотя Я пообещал Аврааму, что его потомки наследуют землю десяти народов и Сэир среди них, вы потеряли право на это, ибо согрешили. Вы овладеете землями Эсава во времена Машиаха.

- каком грехе идет речь? Маек иль леДавнд, комментатор Раши, поясняет от имени Аризаля, что сыны Израиля утратили первоначальное право на завоевание земель всех десяти народов, соорудив золотого тельца. Этот грех будет искуплен полностью только во времена Машиаха.

Более того, потомки Эсава до сих пор получают награду за то, что их отец почтил своего отца, и поэтому вы не можете причинить им вреда. Б-г платит Эсаву долг в ЭТОМ мире, чтобы устранить его из Мира Грядущего.

Награда за исполнение заповеди зависит от помыслов исполняющего ее человека. Тот, кто соблюдает заповеди в отношении ближних - например, почитание родителей или раздачу цедаки бедным - только ради удовлетворения инстинктивных человеческих чувств, а не потому, что так повелел Б-г, получает награду в этом мире. Эсав, оказывая почести Ицхаку, руководствовался именно такими мотивами. Следовательно, он не получил долю в Грядущем Мире, но был награжден в этом мире.

Из этого мы можем понять, сколь велика награда за почитание родителей. Б-г запретил сынам Израиля нападать на потомство Эсава только потому, что несколько столетий тому назад Эсав оказал почести своему отцу.

Всемогущий сказал мне: "Пока вы идете по земле Сэира, ничего не берите у них силой. Если вы захотите хлеба или воды, то должны купить их".

У вас много денег, ибо Б-г снабдил вас всем, что необходимо путникам. Даже в пустыне, где не у кого купить пиши, вы ни в чем не испытывали недостатка, так как ман приобретал любой желаемый вами вкус".

Ашем - щедрый хозяин.

Обычно, приглашая гостя к столу, хозяин старается подать лучшее угощение. Если гость появляется и на следующий день, ему предлагают остатки праздничной трапезы и менее изысканные закуски. На третий день его угощают молочными блюдами. Чем дольше гость остается в доме, тем более простую пищу подают ему (ибо он уже считается членом семьи, а не гостем).

Однако Б-г неизменно был щедр к сынам Израиля в пустыне, Моше напомнил евреям: "Даже спустя сорок лет с вами обращались в пустыне так же, как и в самый первый год. Ашем неизменно снабжал вас маном, самой прекрасной едой".

Моше не упомянул здесь, что произошло, когда евреи попросили разрешения пройти через земли Эсава. Эдомиты отказались гарантировать беспрепятственный проход евреев и подготовили свою армию к войне. Тогда евреи обошли землю Сэир.

Когда Всемогущий первоначально приказал Моше двинуться в сторону земли Сэир, Он добавил: "Поверните на Север" (2:3).

Мидраш считает, что в этих словах заключен мудрый пророческий совет всем поколениям в изгнании:

Ашем советует еврейскому народу: "Когда Эсав, который представляет нееврейские нации, противостоит вам, не отвечайте военной силой. Лучше скройтесь, пока его гнев не утихнет".

Слово цафона - "к Северу" в этом случае означает "спрячьтесь" как произведенное от иафун -"спрятанный").

Тем не менее евреи спросили Всемогущего: "Господин Вселенной, куда же мы денемся от неевреев? Отец Эсава благословил его: "Ты будешь жить за счет своего меча", и Ты, казалось, согласился с ним".

Ашем отвечал: "Найдите убежище в Торе. Углубившись в ее изучение, вы выдержите нападение Эсава".

Истинность такого подхода Торы подтвердила история. Именно он спас еврейский народ от исчезновения - судьбы, постигшей другие древние нации. Перед разрушением Второго Храма раби Иоханан бен Закай просил римского императора: "Позволь нам изучать Тору в Явне". Таким образом еврейский народ смог выжить. Тора предписывает нам "нести бремя галута", ибо мы не избавимся от него вплоть до прихода Машиаха.

2. М о а в

Моше продолжал рассказ: "Следуя вдоль южной границы Сэира и все еще продвигаясь на восток, мы достигли Моава.

В стихах (2:10-12) далее дается описание наций, которые населяли Моав и Сэир до того, как их изгнали потомки Лота и Эсава. Зачем Тора упоминает прежних обитателей этих земель?

Тур объясняет, что эти стихи должны предупредить евреев, чтобы они уважали территориальные права, которыми Б-г провиденциально наделил другие народы. Всемогущий желал, чтобы потомки Лота владели Моавом, Он помог им изгнать могущественных гигантов (моавитяне называли их эймим - "наводящие страх", ибо они наводили страх на всех, кто видел их). Таким же образом Б-г предназначил землю Сэир потомкам Эсава и поэтому помог им изгнать могущественных хорейцев.

Тора добавляет, что, так же как Он требовал от евреев уважать наделы Сэира и Моава и запрещал им нападать на эти народы, Ашем воспрепятствует другим нациям изгнать евреев из Эрец Исраэль с тех пор, как они вступили во владение ею.

"Я был совершенно уверен в том, что мы должны напасть на Моав, ибо я рассуждал так: "Б-г приказал вести войну против мидьянитян, так как те помогали моавитянам склонять наших мужчин к прелюбодеянию и поклонению идолам. Без сомнения, моавитяне, которые были главными действующими лицами этого плана, должны быть уничтожены".

Но Б-г возразил мне: "Твои мысли не есть Мои мысли; не губи Моав. Однако ты можешь напугать их и взять трофеи".

- том, почему Всемогущий защитил Моав, вы узнаете из следующего раздела, в котором рассказывается о запрете нападать на Амон.

3. Амон

Моше продолжал: "Тем временем мы подошли к границам Амона. Всевышний предупредил меня: "Не нападай на Амон. Ты даже не можешь пугать их, хотя Я разрешил тебе напугать моавитян".

В Торе (Дварим 2:20-23) содержится предупреждение сынам Израиля уважать территориальные права Амона, ибо Сам Всемогущий наградил их. Ради амонитян Он изгнал рефаим, могучую нацию гигантов, которых те называли замзумим. Тора объясняет, что если Б-г желал, чтобы евреи получили землю народа, на который им запрещено было нападать. Он делал так, что эта земля попадала в руки других народов, против которых сынам Израиля разрешалось вести войну. Например, Он сделал так, что запрещенная евреям земля эвим, потомков Авимелеха, с которым Авраам заключил завет, попала в руки кафторов (Тур).

Почему Ашем запретил евреям идти войной на Моав и Амон?

= И Моав, и Амон были потомками Лота, ради заслуг которого они были пощажены. Когда Лот сопровождал Авраама в Египет и Авраам, опасаясь за свою жизнь, выдал себя за брата Сары, Лот сохранил эту тайну. Скрыв истинную личность Авраама, Лот спас ему жизнь и, тем самым, спас жизнь его потомкам.

Мидраш превозносит величие заслуги помощи праведнику. Эта заслуга распространяется не только на лицо, совершившее достойный поступок, но и на его потомков в будущих поколениях.

= Б-г посчитал, что прародительницы Моава и Амона посвятили себя благополучию человечества во времена (Его) гнева.

В середине ночи на электростанции произошло короткое замыкание, и весь город погрузился во тьму. Большая часть горожан даже не заметила этого, так как люди крепко спали. Но заводы, работавшие в ночную смену, остановились; пекарни тоже были вынуждены прекратить работу.

Владелец самой большой городской пекарни был обеспокоен: ведь на следующее утро город мог остаться без хлеба.

Поэтому он распорядился: "Все продолжают работать. Используйте свечи, фонари - все, что есть под рукой".

Утром на прилавках магазинов, как обычно, лежал свежеиспеченный хлеб. Но -увы! - он не годился в пищу. При тусклом освещении пекари перепутали мешки: грубая второсортная муха была принята за белую, соль - за сахар, пекарский порошок - за соль.

Против владельца пекарни возбудили уголовное дело. Но суд - в качестве исключения - вынес оправдательный приговор на том основании, что продукция изготавливалась в недопустимых условиях только с одной целью: чтобы люди не голодали.

Вот так и Б-г решил уберечь от уничтожения потомков дочерей Лота. Конечно, дочери Лота совершили кровосмешение, но они хотели спасти человеческую расу, ибо после истребления порочных городов Сдома, Аморы, Адмы и Цвоима вся округа опустела. Дочери Лота были уверены, что, как во времена Ноаха, все человечество погибло. Поэтому они считали свои действия правильными.

Хотя Б-г запретил идти войной против Амона и Моава, тем не менее Он разрешил евреям напугать моавитян. Почему?

Причина в том, что старшая дочь Лота проявила бесстыдство, назвав сына, рожденного от запрещенной связи, Моавом (что означает "порожденный отцом"). А младшая дочь сохранила тайну, дав сыну имя Бен Ами (сын моего народа). За свою скромность она получила награду: Ашем запретил сынам Израиля причинять вред ее потомкам - амонитянам.

= Б-г запретил Моше уничтожать Амон и Моав ради двух великих людей, которые выйдут из этих народов: из Моава - Рут, прародительница дома Давида, а из Амона - Наама, мать царя Рехавама.

Тора не говорит о том, что произошло, когда евреи подошли к границам Амона и услышали от Б-га, что им запрещено воевать с этим народом. Об этом, как бы между прочим, упомянуто в книге Шофтим:

Во времена судьи Ифтаха (через триста лет после смерти Моше) жившие по соседству амонитяне нападали на евреев.

Ифтах отправил послание царю Амона: "Почему вы напали на нас без всякой причины?"

Царь Амона так отвечал посланцам Ифтаха: "Я требую обратно земли от реки Арнон до Ябока и до Иордана, которые вы отвоевали у меня после Исхода из Египта. Отдайте мне эти земли миром, дабы не было войны между нашими народами!"

Ифтах опроверг притязания царя такими доводами:

"1. Евреи никогда не покоряли земель, принадлежащих Амону или Моаву (так как Б-г запретил евреям воевать с ними). Наоборот, они направляли царям обоих государств мирные послания, прося только о разрешении пересечь их земли. И даже получив отказ, не напали ни на одну из этих стран, а пошли другим маршрутом.

2. Земли, на которые вы претендуете, были отобраны у вас силой эморейским царем Сихоном. Сыны Израиля позднее отвоевали их у Сихона, предложив ему вначале мир. Он отверг это предложение, после чего началась война.

3. Как было известно всем народам после Исхода из Египта, завоевания, которые осуществляли сыны Израиля, направлялись Б-жественным повелением.

4. Почему ты, царь Амона, требуешь вернуть эти земли через триста лет после Исхода, хотя даже в те давние времена все народы признавали евреев их истинными владельцами9

Совершенно очевидно, поэтому, что ты начал несправедливую войну".

Невзирая на хорошо обоснованный ответ Ифтаха, царь Амона отказался выводить войска. Тогда Ифтах вышел навстречу ему со своей армией. Дух Ашема придал ему сверхъестественную силу, евреи разбили нападавших и. в конце концов, полностью покорили амонитян.

Моше рассказывает о победе над Сихоном и его армией

Напомнив евреям, что они воздерживались от нападения на Сэир, Амон и Моав, только подчиняясь воле Б-га, а не из-за своей слабости, Моше начал рассказывать о победе над эморейским царем Сихоном, - действии, которое было одобрено Ашемом:

"Всемогущий приказал мне: "Перейдите реку Арнон. Я обещаю вам победу над эморейским царем. Отныне, Моше, я сделаю твое имя известным всему миру, совершая для тебя невероятные чудеса" (Ашем имел в виду чудо остановки солнца, о чем будет рассказано далее).

Я послал к Сихону гонцов с просьбой разрешить нам пройти с миром через его страну. Однако Сихон вывел против нас свою армию (Ашем придал ему храбрости, так как порочность Сихона достигла предела, и в дальнейшем, как предвидел Ашем, он не породит праведных потомков).

Могучий гигант Сихон был настолько уверен в победе, что даже не удосужился призвать для совместных действий своего единоутробного брата Ога и его армию.

Мы разбили гиганта Сихона и его не менее могучего сына. Мы победили воинов, овладели городами эморейцев и уничтожили их жителей. День битвы был отмечен в истории, ибо Ашем остановил в этот день солнце на небосводе".

Всемогущий останавливай солнце на небе ради трех праведников:

= Моше; когда Моше бился с Сихоном, Б-г остановил движение солнца, увеличив продолжительность дня. Благодаря этому невероятному чуду слава о Моше разлетелась по всему миру. Всемогущий совершил это чудо незадолго до смерти Моше, ибо тот истово молил Ашема о разрешении войти в Эрец Исраэль, где бы он мог освятить Б-жественное Имя. Вместо этого Ашем даровал ему чудо, повлекшее за собой кидуш Ашем во всем мире. Это чудо заставило все народы бояться сынов Израиля и облегчило им завоевание Святой Земли.

= Во времена Иеошуа чудо было еще более великим. Вскоре после того, как гивеониты стали союзниками евреев, на них напали пять эморейских царей. Гивеониты поспешно отправили к Иеошуа гонцов с просьбой о помощи.

В четверг вечером Иеошуа собрал своих воинов и прошел с ними ночью от Гилгаля, где они стояли лагерем, до Гивона. Рано утром на следующий день евреи внезапно напали на эморейскую армию.

Убегавших в смятении эморейских воинов Б-г осыпал градом камней с Небес. Сыны Израиля бросились в погоню, чтобы окончательно разбить врагов, и Иеошуа вдруг понял, что в этом случае битва продолжится в Шабат. Чтобы отсрочить наступление Шабата, он решил остановить движение солнца по небосклону. (Хотя разрешено осквернять Шабат в ходе войны, начатой по Б-жественному повелению, все же Иеошуа предпочел избежать хилуль Шабат (осквернения Шабата), ибо то была война не во имя завоевания Эрец Исраэль, а ради помощи союзникам.)

Подняв руки к небу, Иеошуа произнес Великое Имя Б-га и приказал: "Ты, солнце, обращенное к Гивону, замри, и ты, луна, глядящая в долину Аялона, стой!"

И отвечало солнце: "Кто ты такой, чтобы приказывать мне остановиться? Совершая свое движение по небу, я неустанно пою гимн Ашему. Осмелишься ли ты сделать так, чтобы я замолчало? Кроме того, я не послушаюсь твоих приказаний, так как Ашем создал меня на четвертый день Творения, а тебя, человека, только на шестой!"

Иеошуа возразил: "Ты можешь замолчать ради меня, ибо я никогда не прекращаю произносить слова Торы. Более того, не бойся, я спою гимн Ашему вместо тебя. А что касается твоего довода, что ты старше меня, то молодой хозяин может приказывать своему пожилому слуге".

Малбим (Иеошуа 10:12) поясняет, что, говоря словами Мидраша, каждый элемент творения "поет гимн Ашему", исполняя свое предназначение. Таким образом, регулярно сменяющие друг друга восход и заход солнца подтверждают мудрость Создателя: "Небеса рассказывают о Б-жествеиной славе, и твердь возвещает о творении Его рук" (Теплим 19:2). Если естественный ход солнца нарушен, то оно уже не может выполнять предназначенной ему в Творении роли и гармоничная песнь, которую поет вся природа, будет расстроена.

Иеошуа оправдывался, заявляя, что он полномочен нарушить солнечный цикл, так как "он споет песнь вместо солнца", - то есть кидуш Ашем, достигнутый чудом, по своей силе превзойдет песнь солнца, которое возвеличивает Имя Всемогущего исполнением естественного предназначения.

Этот особенный канун Шабата длился 36 часов. Он завершился лишь тогда, когда сыны Израиля окончательно победили своих врагов.

Никогда раньше и никогда впоследствии мир не наблюдал чуда остановки движения солнца на такой длительный срок (во времена Моше солнце остановилось только на несколько часов). Так осуществилось древнее предсказание Яакова в отношении его внука Эфраима. "И его семя (имеется в виду Иеошуа) достигнет всемирной известности (Берешит 48:19).

= Накдимон бен Гурион. Богатый человек по имени Бонни жил в эпоху перед разрушением Второго Храма. Позднее он стал известен как "Накдимон" в результате следующего происшествия.

Однажды случилась засуха. Евреи, пришедшие на праздник в Храм, не могли найти питьевой воды нигде в Иерусалиме. Богач Бонни отправил послание влиятельному римскому вельможе, проживавшему в окрестностях города (тогда римляне управляли страной): "Одолжи мне двенадцать цистерн воды. Я отдам тебе столько же к назначенному сроку либо заплачу двенадцать кикаров серебра. (Бонни думал: "Возможно, Всемогущий дарует дождь во имя заслуг двенадцати колен. Если нет, то я буду молиться".)

Когда подошел день расплаты, вельможа утром отправил к Бонни требование либо вернуть воду, либо заплатить деньги. "День еще долог", - отвечал Бонни. Второй гонец появился в полдень, а после полудня - пришел и третий, но Бонни продолжал настаивать, что срок расплаты еще не подошел.

Услышав это, вельможа издевательски заметил: "Неужели он думает, что после целого года засухи вдруг пойдет дождь?" В превосходном настроении, предвкушая скорое обогащение, он отправился в баню. (Этим он проявил свое презрение к тяжелому положению евреев, которым предстояло заплатить тонны серебра за питьевую воду, в то время как он сам бултыхался в воде.)

Тем временем Бонни пошел в Храм. Завернувшись в талит, он молил Всемогущего: "Царь Вселенной, Ты знаешь, что я занял воду не ради собственного возвеличивания или славы семьи, а лишь ради Твоей славы, -чтобы тот, кто пришел в Храм на праздник, получил питьевую воду. (Если сейчас они страдают от жажды, то в будущем откажутся исполнять заповедь посещения Храма по праздникам.)"

И тотчас на небе появились облака, и пролился сильный дождь, заполнивший все колодцы. Двенадцать цистерн римского вельможи наполнились так, что вода переливалась через край.

Когда Бонни возвращался из Храма, он встретил вельможу, идущего из бань. Улыбаясь, Бонни заметил вельможе: "Похоже, что теперь ты должен мне деньги, так как твои резервуары переполнены". Вельможа гневно возразил: "Я знаю, что твой Б-г дал дождь ради тебя, но ты все равно должен заплатить мне. Смотри, солнце уже село, и день миновал! Твой дождь начался слишком поздно".

Бонни снова вернулся в Храм и, облачившись в талит, стал умолять Всевышнего: "Царь Вселенной, покажи, что у Тебя есть возлюбленные в этом мире! Даруй мне еще одно чудо". Порывистый ветер разогнал тучи. Засветило солнце, лишившее вельможу права требовать деньги. После этого Бонни стали называть "Накдимон" (человек, ради которого засветило солнце).

Приведенные выше мидраши открывают, что великие праведники могут управлять силами природы, подобно Самому Всемогущему (ибо природа была создана, чтобы служить праведнику). В частности, Моше назван в кабалистических книгах "Властелином Природы", ибо он достиг высочайшего уровня совершенства.

Моше рассказывает, как евреи победили Ога и завоевали его царство

Моше рассказывал: "Когда мы повернули на север к землям Башана, наводящий страх гигант Oг со своей хорошо обученной армией выступил против нас.

Предыдущей войны против Сихона я не страшился, предвидя его поражение; ведь у него не было заслуг, которые могли бы его защитить. Однако Ог очень беспокоил меня. Он помог праведнику Аврааму, принеся ему весть о пленении Лота. Может быть, эта заслуга спасет его?

А тем успокоил мои страхи уверением: "Тебе не следует бояться, ибо Я трижды обещал Огу, что он попадет в твои руки:

1. Oг сообщил Аврааму о пленении Лота только для того, чтобы вовлечь его в конфликт, который будет стоить ему жизни; так он хотел добыть для себя Сару. Тогда Я обещал: "Злодей, ты попадешь в руки потомков Авраама".

2. Авраам пригласил Ога на торжество по случаю обрезания Ицхака. Другие гости спросили Ога: "Разве ты не насмехался над Авраамом и Сарой, сравнивая их с бесплодными деревьями у источников?" Взглянув на малыша Ицхака, лежащего в колыбели, Or сардонически отвечал: "Вы говорите об этом ребенке? Я могу убить его одним пальцем". Тогда Я решил наказать его поражением в битве с потомками Ицхака.

3. Яаков встретил Ога при дворе фараона, другом которого тот был. Фараон представил Яакова: "Это внук Авраама, который, как ты утверждал, никогда не произведет потомства". В гневе Or сглазил Яакова и его потомков. Тогда Я вновь подтвердил: "Однажды они победят тебя".

Ог приготовил огромную скалу, чтобы сбросить на нас, но Б-г остановил его. Я уничтожил Ога, произнеся Великое Имя. Будучи неопытными воинами, мы победили армию Ога и завоевали его царство на восточном берегу Иордана с шестьюдесятью укрепленными городами (не считая неукрепленных).

Ашем обещал отдать потомкам Авраама землю рефаим (расы гигантов). Когда мы убили Ога, последнего представителя рефаим в Башане, и завоевали его землю, исполнилось Б-жественное обещание.

Oг был так огромен, что пользовался только железной мебелью, так как деревянная не выдерживала его веса. Когда мы победили рефаим (2:21), амонитяне захватили железный остов его кровати и поместили его в специальный музей, как доказательство небывалой силы Ога".

Мешех хохма предполагает, что этой кровати могли поклоняться, так как считалось, что неимоверная сила Ога имеет Б-жественное происхождение. Поэтому Тора подчеркивает, что Or был человеком, остатком могущественной расы рефаим, жившей еще до Потопа.

Почему Тора так много внимания уделяет силе Ога? Только ради того, чтобы рассказать о великом чуде, свершившемся, когда Б-г помог Моше победить гиганта.

По той же причине рассказано о филистимском гиганте Гольяте (Голиафе), чей рост был более шести локтей (около трех метров). Он носил тяжелые медные доспехи и копье толщиной с ткацкий навой (7 Шмуэль 17:4). Почему в Писании так детально описаны рост Гольята и его доспехи? Чтобы подчеркнуть величие Давида, которому Ашем помогал в битве с могучим гигантом.


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =