МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

БЕРЕШИТ
ШМОТ
ВАИКРА
БЕМИДБАР
ДВАРИМ

БЕМИДБАР

Назначение жертвоприношений и причины, по которым Тора поясняет их законы

В конце этого раздела объясняются законы ежедневного жертвоприношения тамид, а также дополнительных жертвоприношений (мусаф). Почему речь об этом идет именно здесь?

1. Жена часто досаждала своему мужу. Видя, что муж сердится, она приглашала свата, и с приходом этого почтенного пожилого человека между ними воцарялся мир.

Став совсем старым и почувствовав, что приближается его смерть, сват позвал своего родственника и обратился к нему с полными мольбы словами: "Будь снисходителен к своей жене! Вскоре я уже не смогу устанавливать между вами мир и поэтому прошу тебя: постарайся не замечать ошибок своей жены!"

Муж отвечал ему: "Вместо того чтобы звать меня, тебе следовало бы пригласить мою жену. Если бы ты мог научить ее вести себя уважительно по отношению ко мне, не было бы необходимости и в последующих примирениях".

Подобно этому и Моше умолял Всемогущего назначить нового лидера перед тем, как он уйдет из этого мира: избрав того, кто будет молиться во имя благополучия народа и защищать евреев, если они согрешат.

Всемогущий сказал ему: "Вместо того чтобы страшиться того, что после твоей смерти евреи будут ощущать отсутствие посредника между собой и мною, обеспечь хорошее их служение Мне. Наставь их о законах жертвоприношения тамид. Эти жертвоприношения объединят их (для их покупки каждый еврей должен внести монету достоинством в полшекеля) и даруют им благословения Небес".

2. После наставления Моше относительно распределения Земли Ашем поведал ему о законах тех жертвоприношений, которые евреи будут обязаны приносить только после прихода в Эрец Исраэль - в пустыне они не приносили ни жертвоприношения мусаф, ни несахим (возлияния). Таким образом, законы этих жертвоприношений, объясненные в разделе Ваикра, были даны евреям в конце их сорокалетнего пребывания в пустыне, непосредственно перед входом в Эрец Исраэль.

Ашем сказал Моше: "Обрати внимание людей на то, что я не нуждаюсь в жертвоприношениях".

"Мир - Мой. Я создал всех животных, которых вы приносите Мне".

"Более того, Мне не нужна ни еда, ни питье. Я полностью отделен от физического мира и не нуждаюсь в земных приношениях, представляющих собой продукты питания".

"Даже если бы Я и нуждался в еде, Я бы не доверил свое питание жестоким существам". (Все человеческие существа жестоки в сравнении с Ашемом - Источником Милосердия.)

"Почему Я приказал вам приносить жертвы? Я желаю их сладкого аромата - удовлетворения тем, что вы выполнили Мою мицву. Соблюдая законы жертвоприношений, вы приближаете себя ко Мне".

Однажды во время прогулки рабби Ицхака и рабби Яссая рабби Яссай сказал:

- Скажем слова Торы, ибо тот, кто тяжело трудится, изучая ее, приближает Шехину.

Вскоре они увидели старого еврея, несущего на плечах ребенка. Сев у обочины пустыря, он поставил рядом с собой на дорогу чайник.

- Благодаря этому человеку люди смогут обрести перед Всевышним некоторые заслуги, - сказал рабби Ицхак. - Давай будем первыми, кто сделает это.

Когда они к нему приблизились, рабби Яссай спросил:

- Почему ты поставил здесь чайник?

- Я ужасно страдаю, - ответил еврей, - у меня было два сына, и обоих забрал военачальник, проходивший со своим войском через наш город. Я следую за ними, и тот, кто поддержит меня, давая мне пищу, обретет заслуги перед Б-гом.

Они дали ему еды, и старый еврей объяснил им следующий отрывок из Торы: "Ашем установил ежедневные жертвоприношения, называя их Своим хлебом. Это означает, что, благодаря чуду нашего жертвоприношения Ему, Он питает весь мир. Принося в дар Всевышнему нашу пищу, мы даем Ему возможность открыть Небесные источники питания и, тем самым, благословить мир достатком. Творящий милосердие во имя поддержания души также способствует тому, чтобы распахнулись Небесные щедрости".

Услышав эти слова, рабби Яссай воскликнул:

- Именно это, наверняка, и имеют в виду наши мудрецы, говоря, что человек никого не должен презирать. От этого человека мы получили двойную выгоду. Прежде всего, заслужили одобрение Всевышнего, дав ему цедаку. Кроме всего прочего, встреча с ним была благотворна и для изучения Торы. И если бы мы пришли сюда только для того, чтобы услышать его слова, с нас было бы довольно. Да будут счастливы евреи и в этом мире, и в мире Грядущем.

Корбан тамид (ежедневное жертвоприношение)

Ашем повелел кознам совершать общинное жертвоприношение, в виде двух годовалых ягнят, не имеющих никаких пороков. Одного ягненка приносили в жертву утром, другого - после полудня.

Эти законы и упомянуты в Шмот (29:38-42) и сформулированы в разделе Цав (книга Ваикра) Почему они приведены и здесь?

1. Впервые упоминая эти жертвоприношения в связи с торжественным освящением Мишкана, Тора говорит о них как о предписываемых всем без исключения поколениям ежедневных жертвоприношениях.

2. Поскольку данный раздел повествует о жертвоприношениях, Тора вновь упоминает эти основные ежедневные жертвоприношения для более детального рассмотрения вопроса. В каждом месте Торы законы сформулированы несколько по-разному, что позволяет извлечь ряд новых указаний.

Почему Всемогущий повелел приносить общинные жертвы утром и после полудня?

Утреннее общественное жертвоприношение заглаживало грехи, совершенные ночью, а послеполуденное - совершенные днем.

Ашем приказал: "Каждое приношение ягненка должно сопровождаться мучным приношением (минха) и возлиянием на жертвенник (несех).

Саддукеи утверждали, что Тора подразумевает приношение ежедневной жертвы тамид частными лицами, ибо о нем сказано в единственном числе: "Ты принесешь утром одну овцу..." (28:4). Однако в соответствии с нашей устной традицией, ежедневные жертвоприношения являлись общественными: средства на них брались из сокровищницы Храма, из жертвуемых народом монет достоинством в полшекеля.

На какое-то время саддукеям все же удалось ввести народ в смущение. Дни в начале нисана, когда мудрецы, публично проясняя мотивы своих разногласий, убедили народ в истинности Устной Торы, были объявлены днями национального веселья, поэтому посты и траур в первые восемь дней нисана были отменены.

Маомадот - представители народа, присутствующие при жертвоприношении

Ашем повелел, чтобы тот, кто приносил жертву, присутствовал и при возложении ее на жертвенник.

Поскольку вся нация присутствовать при принесении ежедневной общественной жертвы, естественно, не могла, от каждой общины были назначены ее представители.

Еще ранние пророки Шмуэль и Давид выделяли среди коэнов и левитов двадцать четыре группы; на такое же количество групп, представляющих всю нацию, подразделялись и остальные израильтяне. Каждую неделю новые группы коэнов и левитов восходили в Иерусалим, чтобы осуществить ежедневное жертвоприношение, сопровождающееся соответствующим этому случаю пением. Представители жителей Иерусалима по очереди присутствовали при совершении ритуала принесения ежедневных корбанот. Представители других групп израильтян во всех городах Эрец Исраэль принимали участие в ежедневных жертвоприношениях, собираясь вместе, читая Тору и моля о том, чтобы Ашем принял их жертвы. Эта категория израильтян должна была соблюдать пост четыре дня в неделю:

= в понедельник, чтобы получить прощение за грехи путешествующих по океану;

= во вторник, ради помилования совершающих путешествие по пустыне;

= в среду, чтобы малолетних детей не поразила аскара. (Обычно слово "аскара" переводится как дифтерия, болезнь, поражающая вначале желудок, а затем горло. Маленькие дети очень восприимчивы к ней из-за слабой сопротивляемости организма.);

- в четверг, чтобы у беременных женщин не произошел выкидыш, а у кормящих было достаточно молока для младенцев.

В эрев шабат они не постились из почтения к празднику. В воскресенье также не соблюдали пост, чтобы шабат - день наслаждения - не перешел в день, когда необходимо поститься.

Таким образом, представители всех общин Эрец Исраэль принимали участие в жертвоприношениях.

Жертвоприношения мусаф

Слово мусаф означает "дополнительный". Кроме ежедневных жертвоприношений тамид, Тора велит приносить дополнительные жертвоприношения в шабат и йом тов.

Эти специальные жертвоприношения нужны для того, чтобы мы помнили и ценили святость шабата, йом това и новомесячия.

Жертвоприношения мусаф в шабат

Помимо жертв тамид, в шабат приносилась жертва мусаф, состоящая из двух ягнят.

Шабат обратился к Ашему с жалобой: "Почему мой мусаф состоит только из двух ягнят? Почему мне положено меньшее количество животных, чем в другие праздничные дни?!"

Ашем отвечал: "Число два соответствует тебе, ибо все, связанное с тобой, имеет двойное значение:

- твоя песня имеет двойное название и именуется мизмор и шир (Теплим 92:1);

- нарушающие твои законы предаются удвоенному осуждению, как сказано: "Мот юмат - он должен быть обязательно предан смерти" (Шмот31:14);

- твое наслаждение удвоено, как сказано: "И ты назовешь шабат наслаждением, святым днем..." (Иешаяу 58:13);

- благословения в шабат произносятся над двумя хлебами.

Таким образом, жертвоприношение мусаф будет подходить тебе более всего, если будет состоять из двух ягнят".

Хотя шабат - день отдыха от физической работы и наслаждения пищей, данный аспект представляет собой лишь часть его предназначения. Физический отдых должен сочетаться с отдыхом духовным, состоящим в наслаждении почитания Ашема и изучения Торы. Мы упоминаем эти две черты шабата, произнося слова молитвы: "День отдыха и святости Ты дал Своему народу".

Жертвоприношение мусаф в Рош ходеш (новомесячие)

Рош ходеш, знаменующий начало нового месяца по еврейскому календарю, считается памятным днем. Он не несет в себе такой святости как шабат и йом тов, однако евреи отмечают его особенность, собираясь вместе для изучения Торы.

В Рош ходеш приносятся следующие дополнительные жертвы:

= ола: два быка, баран и семь ягнят (сопровождаемые минхой и несахим). Эти животные символизируют наших праотцев;

Быки напоминают нам об Аврааме, зарезавшем трех телят, чтобы накормить гостей; баран - об Ицхаке, вместо которого на жертвенник был возложен баран; ягнята - об Яакове, отделившем свое стадо от стада Лавана.

= хатат: козел.

Почему Б-г приказал совершать приношение жертвы хатат, служащей для искупления греха?

1. Козел, приносимый в жертву в Рош ходеш и в другие праздники, искупает вину тех, кто, не зная о своей нечистоте, вошли в Храм или вкушали от жертв.

2. Ашем сказал: "Изначально Я сотворил солнце и луну одинаковыми по размеру. Луна стала сетовать: "Два властелина не могут править одновременно". Тогда я повелел луне: "Если так, уменьши свой свет! Более того, каждый месяц ты будешь уменьшаться, а затем обновляться".

Выслушав увещевание Всевышнего, луна поняла свою ошибку и устыдилась. Не желая обижать ее, Ашем постановил: "Твой свет будет виден и днем и ночью. Более того, евреи будут вести по тебе свой календарь".

Понимая, что луна все еще подавлена, Ашем добавил: " Я прикажу сынам Израиля в начале каждого месяца, когда ты обновляешься, приносить жертву".

Услышав, что ей будет оказан такой почет, луна снова возрадовалась.

О чем говорит нам этот мидраш?

1. Он учит, что Ашем желает видеть довольным каждое из Своих созданий. Он повелел совершать специальное жертвоприношение ради восстановления мира (и это учит нас тому, что и мы сами должны предпринимать все возможное для его достижения).

2. Когда луна устыдилась своих надменных слов, Всевышний принял ее тшуву и сразу же одарил ее своей милостью, и это следует расценивать как вечный знак того, что Ашем принимает искреннюю тшуву грешника. Таким образом, жертва, приносимая в день обновления луны, символизирует силу тшувы.

Для того чтобы мы не совершили ошибку, принеся жертву луне, Тора недвусмысленно устанавливает, что козел должен быть принесен Ашему (28:15).

Жертвоприношения мусаф в Песах и Шавуот

Ашем приказал, чтобы в течение всех семи дней Пеcaxa приносились следующие жертвы мусаф:

= ола: два быка, баран и семь ягнят; о хатат: козел.

Эти жертвоприношения также сопровождались минхой и несахим.

Такие же жертвы мусаф приносились и в Шавуот.

Особое приношение двух пшеничных хлебов в Шавуот

Одно из названий праздника Шавуот - "Праздник первинков".

В Шавуот в жертву приносились два испеченных из пшеничной муки (она должна быть смолота из пшеницы нового урожая) дрожжевых хлеба. До этого нельзя было использовать для минхи зерно нового урожая.

Тем не менее после принесения омера в Песах использовать в пищу плоды нового урожая Торой дозволяется.

В канун Шавуота во дворе Храма мололи пшеницу, а затем полученная мука двенадцать раз просеивалась, благодаря чему достигалась очень высокая степень ее чистоты. Каждый хлеб выпекался из одного омера (около двух кг) муки и имел форму кирпича (чьи размеры устанавливает алаха).

Утром в Шавуот коэн совершал церемонию возмахания Двумя хлебами (тнуфа). Приносили в жертву животных (в дополнение к этой жертве в дар Всевышнему приносилась мука), и их кровью окроплялся жертвенник. Затем на жертвенное животное возлагались два хлеба, и коэн вторично совершал тнуфу.

После этого один из хлебов отдавался первосвященнику, а второй - коэнам, которые съедали их во дворе Храма днем в Шавуот и в следующую за ним ночь.

Почему Тора требовала принесения в жертву пшеницы в Шавуот!

В этот праздник на Небесах решается судьба урожая всего года. Мы предлагаем это приношение Ашему, чтобы Он благословил плодовые деревья.

В некоторых аспектах пшеница считается плодом, ибо до совершения Адамом греха она росла на дереве и будет произрастать таким же образом вновь после прихода Машиаха.

Весьма примечательно, что корбан омер, приносимый в Песах, состоит из ячменя, а Два хлеба в Шавуот - из пшеницы. Обычно ячменем кормят скот, в то время как пшеница представляет собой главный продукт питания человека. Таким образом, на языке наших мудрецов слово "пшеница" символизирует знание и мудрость.

Когда евреи покинули Египет, они походили на египтян, ибо за то время, в течение которого жили среди них, восприняли их обычаи идолопоклонства. Египтян же наши мудрецы уподобляют ослам.

В течение семи недель после исхода сыны Израиля совершали очищение, стремясь избавиться от всех следов идолопоклонства. Когда наступил Шавуот, весь народ достиг того духовного уровня, который необходим для получения знания и вдохновения Торой.

Именно духовный путь еврейского народа и символизирует закон приношения двух пшеничных хлебов в Шавуот.

Жертвоприношение мусаф в Рош Ашана

В Рош Ашана жертвоприношение мусаф составляли два быка, баран и семь ягнят (ола), а также козел (хатат).

Поскольку Рош Ашана приходится на первое тишри, то есть начало нового месяца, то приносили также и мусаф Рош ходеш.

Если Рош Ашана совпадал с Шабатом, то приносили еще и мусаф шабата. Очередность приношения трех упомянутых мусафим, была такой: мусаф шабата, затем мусаф Рош ходеша и, наконец, мусаф Рош Ашана.

В отличие от мусафим, приносимых в другие праздники, о мусаф Рош Ашана Тора не говорит: "И вы принесете их", но "и вы сделаете их". Ашем возвестил евреям: "Если через раскаяние вы придете к искуплению своих грехов в Рош Ашана, Я буду расценивать это как ваше второе рождение. И тогда вы будете подобны чистым, только что родившимся творениям".

Йом moв Рош Ашана и мицва трубления в шофар

Говоря о Рош Ашана, Тора заявляет "Он будет для вас днем трубления" (29:1).

В Письменной Торе нет никаких других упоминаний об особенностях Рош Ашана и о мицве "трубить в шофар". Однако Устная Тора учит, что первого тишри Б-г вершит Свой суд, решая, каким странам в грядущем году будет уготован мир, каким - войны, каким - голод, а каким - изобилие еды. Рассмотрев поступки каждого индивидуума, Небесный Суд выносит ему приговор о жизни или смерти.

Первый человек, Адам, был осужден за свой грех первого тишри, и Б-r был к нему снисходителен. Всемогущий установил, что ежегодно в этот день будет совершаться суд над потомками Адама и что Он будет смягчать этот суд Своим милосердием.

В Рош Ашана нам заповедано слушать звуки шофара (бараньего рога).

Когда Ашем слышит звук шофара, Он покидает Свой Трон Судьи, чтобы воссесть на Трон Милосердия.

Ашем говорит: "Трубите в бараний рог в Рош Ашана, чтобы благодаря этому Я вспомнил о возложенном на жертвенник Ицхаке (замененном впоследствии на барана), и Я буду считать, будто вы приносите в жертву себя".

"Трубление, совершаемое вами вновь и вновь, сбивает с толку сатану. В День Суда сатане разрешено бродить по миру, чтобы указывать на согрешивших людей и обвинять их перед Небесным Судом. Однако, заслышав многократно повторяемые звуки шофара во время различных молитв, он умолкает. Даже сатана вынужден уступить, ибо евреи исполняют заповеди Б-га с величайшим благоговением и усердием".

Несмотря на строгость и трепет Дня Суда, Рош Ашана называется праздником. В этот день совершают праздничные трапезы и надевают красивую одежду.

Почему мы радуемся в этот торжественный день?

Два человека попросили у богача денег взаймы, и каждому из них он предоставил весьма значительный долгосрочный кредит.

Прошел год, но ни тот, ни другой должник не вернул назад ни гроша. Поскольку один из них был старым знакомым кредитора, он решил напомнить о долге. "Ты не забыл, что занимал у меня довольно большую сумму?" - спросил он. - Советую тебе возвратить по крайней мере часть долга, тогда тебе не придется переплачивать, когда истечет срок займа".

Благодарный за напоминание, друг кредитора пообещал ему отдать часть своего долга и, с великим трудом собрав некоторую сумму, частично расплатился с кредитором.

Спустя год кредитор, не дождавшись полной уплаты долга, опять напомнил о нем своему другу. Приятель, бравший у него взаймы, напряг последние силы и вернул еще одну часть долга. Таким образом, в течение нескольких лет он смог вернуть весь свой долг полностью.

Что же случилось со вторым должником? Он не делал никаких попыток вернуть долг. Когда истек срок и кредитор потребовал свои деньги назад, бравший у него взаймы объявил себя банкротом и, в соответствии с законом страны, был посажен в тюрьму.

Мы радуемся милости Всемогущего, ежегодно дающего нам возможность уплатить Ему наши долги. В течение года человек обзаводится большим количеством дурных привычек и совершает много грехов. Если бы он никогда не пытался очиститься от них, то в какой-то момент заслужил бы смерть или какое-либо другое суровое наказание. Рош Ашана - это праздник, в который еврей, еще раз подтвердив, что он полностью находится во власти Ашема, вновь возвращается к Нему.

Мы радуемся и этому ежегодному напоминанию, и тому, что имеем повод еще раз принять на себя Власть Ашема.

Более того, нашу радость укрепляет уверенность в том, что, приняв нашу тшуву, Всемогущий разорвет вынесенный нам Свой суровый приговор и впишет нас на этот год в Книгу Жизни и Благополучия.

Йом Кипур и его мусаф

В Йом Кипур приносятся следующие жертвы мусаф. о бык, баран и семь ягнят (жертва ола); о козел (жертва хатат).

Жертва ола сопровождается приношением минхи и несахим.

Установлены специальные жертвоприношения для Йом Кипура, которые перечислены в разделе Ахарей Мот (книга Ваикра).

Йом Кипур - это День Искупления, самый святой день в году. В этот день, как и в шабат, запрещены все виды работ. Более того, в Йом Кипур мы воздерживаемся от еды и питья, от умывания с целью освежиться, от использования косметики, а также от ношения кожаной обуви. Еда и работа в Йом Кипур наказываются "отрезанием души".

С момента Создания этот день был определен как день тшувы, день обращенной к Ашему мольбы о прощении, в этот день десятого тишри Моше вернулся с Синая со вторыми Скрижалями, которые Ашем даровал евреям в знак прощения греха золотого тельца.

Наши молитвы в Йом Кипур содержат видуй (устное признание наших грехов, исповедь), являющийся одним из важнейших элементов тшувы.

В этот день Всемогущий заявляет Своим ангелам: "Посмотрите на Моих праведных детей! Хотя Я подвергаю их всем видам страданий и преследований, они винят во всем этом только себя и, молясь, говорят: "Мы грешили и совершали зло; Ты праведен, а мы греховны; Ты цадик, а мы - решаим". Где Я найду другой похожий на них народ?"

Так же, как заповедано поститься в Йом Кипур, предписано устраивать праздничную трапезу перед началом Йом Кипура.

Поступающий так рассматривается Торой как соблюдающий двухдневный пост.

Бедный еврей-портной, живший в Риме, пошел на рынок, чтобы купить рыбы для трапезы перед Йом Кипуром.

Придя в рыбный ряд, он увидел, что там осталась последняя рыбина. В тот же момент туда пришел и слуга знатного вельможи, собиравшийся купить рыбу на ужин своему хозяину. Оба торговались, набавляя цену, пока наконец портной не воскликнул: "Двенадцать динаров!" Это была неслыханная сумма, и слуга богача вынужден был уступить.

Когда вельможе не подали на ужин ожидаемую им рыбу, он позвал слугу.

- Почему ты не сделал того, что я тебя велел, и не купил рыбу? - бранился он.

- Я ходил на рынок, - отвечал слуга, - но к тому времени там осталась одна рыбина, и какой-то еврейский портной купил ее за двенадцать динаров.

Неужели вы были бы довольны, если бы я отдал за рыбу такие деньги?

- Странно, - удивился вельможа. - Когда это простой портной мог позволить себе такие деньги тратить на еду? Найди этого человека и скажи, что я велю ему явиться сюда немедленно. Я сам хочу разобраться во всем этом.

Наведя справки и вскоре найдя адрес портного, слуга поспешил к его дому, чтобы передать приказ вельможи.

Встречен портной был весьма недружелюбно.

- Отвечай, еврей, почему ты перебил моему слуге цену? - раздраженно спросил вельможа.

- Уверяю тебя, мой повелитель, - смиренно отвечал портной, - что у меня и в мыслях не было делать это назло. Позволь мне объяснить, для чего мне была нужна эта рыба. У нас, евреев, есть такой день, в который Всемогущий прощает грехи, совершенные нами за весь год. Я думаю, ты согласишься с тем, что мы обязаны почитать приближение этого дня самой лучшей пищей?

Вельможа был удовлетворен объяснениями еврея и отпустил его.

Однако на этом история не оканчивается. За свое благоговейное и бескорыстное почитание Йом Кипура портной был вознагражден Ашемом.

Разрезав рыбу, он обнаружил драгоценную жемчужину, и благодаря вырученным за нее деньгам смог безбедно прожить остаток своих дней.

Мицва начинать Йом Кипур раньше и завершать его празднование позже, добавляя к нему от будних дней. Таким образом, мы начинаем пост до захода солнца и чуть задерживаем его окончание.

Жертвоприношения мусаф в Суккот

В каждый из семи дней Суккот приносились особые жертвы мусаф.

= В первый день мусаф состоял из тринадцати быков, двух баранов и четырнадцати ягнят (ола), а также одного козла (хатат).

Принесение в жертву этих животных обязательно сопровождалось минхой и несахим.

= Во второй день Суккот количество быков уменьшалось на один, и, таким образом, в жертву приносилось двенадцать быков, число других корбанот оставалось неизменным.

= В каждый последующий день Суккот количество быков уменьшалось на один, и в конечном итоге в седьмой день этого праздника в жертву приносили семь быков. Общее число принесенных в жертву быков и ягнят было следующим:

Быки Ягнята

13 14

12 14

11 14

10 14

9 14

8 14

7 14

70 98

Семьдесят быков, животных, известных своей незаурядной физической силой, символизировали семьдесят народов мира, также отличающихся физической силой; слабые же и беззащитные ягнята "представляли" еврейский народ.

Количество приносимых в жертву быков каждый день уменьшается, и это означает, что постепенно уменьшится число народов, которые не служат Ашему; число ягнят остается неизменным, и это намек на то, что еврейский народ во все времена обязательно выживет.

Общее число ягнят девяносто восемь говорит о том, что жертвоприношения защищают нас от девяносто восьми проклятий, упомянутых в разделе Ки таво.

Почему Ашем приказал приносить в жертву семьдесят быков? Эти жертвоприношения искупают грехи семидесяти народов. Благодаря корбанот, приносимым евреями за народы мира, последние защищены от несчастий.

Когда был разрушен Храм, неевреи также ощутили эту потерю, ибо, совершая жертвоприношения, евреи способствовали благополучию всего мира.

Евреи жаловались Ашему: "Владыка Вселенной, неевреи должны быть доброжелательны к нам за усилия, прилагаемые нами ради их благополучия, но вместо этого они ненавидят нас. Как сказано: "В ответ на мою любовь они ненавидят меня, а я погружен в молитву (Теплим 109:4)".

Шмини Ацерет - отдельный праздник

В течение семи дней Суккот евреи приносят жертвы, благословляя тем самым семьдесят народов мира. На обращенные ко Всемогущему жалобы о том, что их усилия не ценятся неевреями, евреям было сказано: "Я дам вам дополнительный йом тов, Шмини Ацерет, Восьмой заключительный день, в который вы будете приносить жертвы только за себя".

Жертвоприношение мусаф в Шмини Ацерет состоит из быка, барана и семи ягнят (сопровождаемых минхот и несахим), а также козла для жертвы хатат. Почему этот мусаф проще, чем мусаф Суккот!

Ответ может быть проиллюстрирован следующей притчей.

Семь дней шел грандиозный пир, который царь давал в честь своих уважаемых гостей.

Когда все закончилось, он подозвал своего друга и попросил его: "Пожалуйста, не уходи! Я исполнил свои обязанности по отношению к обществу и прошу тебя остаться со мной еще на один день. Завтра мы пообедаем только вдвоем. Я прикажу приготовить самые простые блюда - мясо, рыбу или овощи. Мне важно не то, что мы будем есть, а то, как долго мы будем вместе".

Подобно этому в Шмини Ацерет жертвы приносятся только ради евреев, а не ради семидесяти народов, как в Суккот. Шмини Ацерет - день, когда Ашем встречается с народом Израиля наедине, поэтому совершаемые в этот день жертвоприношения менее обильны, чем в Суккот.

Какой смысл заключен в названии Шмини Ацерет!

1. Как было объяснено выше, Всемогущий еще на один день удерживает (оцер) евреев в Храме.

2. Ашем оттягивает (оцер) тот момент, когда нам вновь будет дозволено работать. Работа в Шмини Ацерет, как и в другие праздники, запрещена.

3. Как и в другие праздники, в Шмини Ацерет мицва предписывает нам после принесения жертв оставаться на ночь в Иерусалиме. Таким образом, уже само название Шмини Ацерет подразумевает, что в этот праздник евреи всю ночь проводят в Храме.

В действительности же Ашем намеревался устроить Шмини Ацерет через пятьдесят дней после Суккот, подобно тому как через пятьдесят дней после Песаха начинается Шавуот, однако Он уменьшил этот промежуток, чтобы избавить евреев от неудобств. Сказанное поясняет следующая история.

Восточный император выбрал для себя двух невест. Одна из них была родом из столицы, где проживал и он сам, а другая - из далекой страны.

Невесте, жившей в одном городе с ним, он объявил: "Мы отпразднуем нашу помолвку прямо сейчас, а нашу свадьбу - позднее, через три месяца".

Невесте же из далекой страны он сказал: "Путешествовать в твой родной город дважды для меня чрезвычайно обременительно, поэтому мы отпразднуем наши помолвку и свадьбу одновременно".

Таким образом, весной, когда обычно стоит мягкая и приятная погода и люди не возражают против путешествий, Ашем дает еврейскому народу два праздника - Песах и Шавуот, праздники, в которые все мужчины обязаны совершать паломничество в Иерусалимский Храм.

Однако, не желая причинять нам неудобства и избавляя нас от дополнительного путешествия в Иерусалим во время холодного и дождливого сезона, Он сделал так, чтобы Шмини Ацерет следовал непосредственно за Суккот.

Ашем намеревался даровать еврейскому народу по празднику в каждый летний месяц, но из-за наших грехов эта привилегия нами была утрачена.

В месяце нисан Ашем дал нам Песах, в ияре - Песах Катан (Малый Песах); в сиване - Шавуот. Он хотел также, чтобы у нас были праздники в тамузе, аве, элуле, но мы оказались недостойны их. Всемогущий компенсировал нам это тремя следующими друг за другом праздниками в месяце тишри - Рош Ашана, Йом Кипур и Суккот (Шмини Ацерет изначально предназначен для месяца тишри).

Ашем сказал: "Когда у неевреев праздник, они злоупотребляют им: обжираются, пьянствуют, становятся легкомысленными и воинственными, чаще всего следуя ненавистными Мне путями.

Еврейскому народу Я могу дать дополнительный йом тов без всяких колебаний. Они едят и пьют за праздничной трапезой, пребывая в радостном настроении от исполнения мицвы, а затем направляются в синагоги и дома учения, чтобы произнести дополнительные молитвы и принести Мне дополнительные жертвы (во времена Храма)".


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =