МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

БЕРЕШИТ
ШМОТ
ВАИКРА
БЕМИДБАР
ДВАРИМ

БЕМИДБАР

Смерть Мириам и исчезновение Колодца

Десятого нисана на сороковой год скитаний в пустыне случилась трагедия национального масштаба.

Когда евреи пришли в пустыню Цин, умерла сестра Моше Мириам. Ей было 125 лет.

Мириам учила женщин и руководила ими, подобно Моше и Аарону, занимавшимся мужчинами. Она была одной из семи известнейших пророчиц.

Мириам умерла без боли и страданий. Шехина, явившаяся перед ней, увлекла ее душу обратно к истоку.

- смерти Мириам рассказывается сразу после описания законов о рыжей корове (хотя Мириам умерла на сороковой год в пустыне, а рыжая корова была сожжена на второй). Сопоставляя эти два события, Тора учит нас, что смерть праведника по своему воздействию подобна воде рыжей коровы и позволяет искупить грехи Общины Израиля.

Как только Мириам умерла, Ашем сделал так, что Колодец, сопровождавший евреев в странствиях, на время исчез, чтобы евреи осознали: их Колодец наполнялся водой только ради Мириам. Постигнув величие этой праведницы, они должны были надлежащим образом скорбеть о ее смерти.

Благодаря прекрасным качествам трех своих лидеров Поколение Пустыни получило от Всевышнего три дара:

1) благодаря добродетели Мириам - колодец;

2) благодаря достоинствам Аарона - Облако Славы;

3) благодаря заслугам Моше - ман.

Почему три лидера Общины Израиля удостоили народ этими дарами?

Они олицетворяли собой три столпа, на которых держится мир: Тору, служение и добрые поступки.

= Моше передал людям Б-жественные заповеди, но особенно ярко проявил себя как учитель Торы. Поэтому ради его заслуг евреи получили ман, ежедневный дар, благодаря которому им не нужно было добывать себе средства к существованию и употребление которого в пищу помогало им в изучении Торы.

= Аарон олицетворял собой служение. Благодаря его преданности священному служению, Шехина стала обитать среди народа Израиля. Облака Славы были дарованы еврейскому народу во имя заслуг Аарона, ибо они и являли собой Шехину.

= Мириам превосходила своих братьев по третьему из основополагающих понятий - доброте.

С юности она посвятила жизнь своему народу. Еще совсем маленькой девочкой Мириам помогала матери как повитуха и разносила еду бедным.

Благодаря ее доброте, Ашем обеспечил евреев водой, жизненно необходимой в пустыне.

Как же евреи получали воду из Колодца Мириам?

Дарующая воду волшебная скала всегда оказывалась рядом со станом сынов Израиля, на возвышенном месте напротив входа в Мишкан.

Каждый из двенадцати несиим, подходя к скале, посохом прочерчивал линию от Колодца до места стоянки своего колена. Вода устремлялась вдоль двенадцати линий к стоянкам, образуя между ними реки, такие широкие, что если женщина хотела навестить подругу из расположившегося по соседству колена, ей требовалась лодка.

Вода окружала также большую часть лагеря. Там, где останавливались евреи, сразу начинали расти инжир, виноград и гранатовые деревья. Виноградные лозы давали семь различных по аромату сортов. Сыны Израиля пользовались водой и растениями, жизнь которым давал Колодец Мириам, и тем самым познавали блага Грядущего Мира. Поэтому позже они сложили песнь об этом волшебном Колодце.

После кончины Мириам Колодец внезапно исчез.

Без питьевой воды евреи оказались в бедственном положении.

Пребывая в скорби по сестре, Моше и Аарон увидели толпы приближавшихся к их шатру людей.

"Что это за сборище"? - спросил Моше у Аарона.

Аарон отвечал: "Разве это не евреи, не потомки Авраама, Ицхака и Яакова, творящие добро подобно своим предкам? Без сомнения, они идут, чтобы утешить нас".

"Аарон, - сказал ему Моше с укоризной, - неужели ты не можешь отличить людей, собравшихся ради благородных целей, от тех, кто ставит перед собой неблаговидные задачи? Ты был бы прав, если бы они шли организованно, со старейшинами впереди, а вслед за ними шествовали руководители тысяч, затем сотен и так далее. Но взгляни на эту буйную толпу!"

Слова Моше тотчас же получили подтверждение. Набившись в шатер, возбужденная толпа начала упрекать своих лидеров в отсутствии воды.

"Почему мы должны так страдать? - спрашивали они. - Ты, Моше, обычно упрекал нас, что мы наказаны за то, что среди нас есть грешники, из-за которых нас покидает Шехина. Но теперь люди Поколения Пустыни умерли, а те, кто остался жив, достойны войти в Эрец Исраэль. Почему же тогда и мы сами, и наши дети, и наш скот должны умереть от жажды?

Все эти бесконечные испытания нам уже невыносимы. Почему ты, вместо того чтобы сорок лет водить нас по пустыне, не упросишь Ашема перенести нас прямо в Эрец Исраэль?

Лучше бы нам погибнуть вместе с сообщниками Кораха или умереть от мора, нежели сейчас умирать от жажды.

Вы скорбите о смерти одного человека вместо того, чтобы скорбеть о людях, лишенных воды".

В своем возбуждении евреи были готовы забросать Моше и Аарона камнями, однако Ашем не удерживал их, когда они выражали свое неудовольствие. Причиной их жалоб были страдания от жажды, а Он не останавливает страдающих, даже если они заслуживают наказания.

Моше и Аарон покинули разъяренную толпу и пошли в Мишкан, где пали ниц в молитве.

Появилось Облако Славы, и Ашем упрекнул Моше: "Мои дети страдают от жажды, пока ты скорбишь. Найди скалу, которая была Колодцем Мириам, прикажи ей вновь давать воду, и пусть напьются все - и люди, и их животные".

Грех Моше и Аарона у вод Мерива

Ашем сказал Моше: "Народ увидит чудо, которое освятит Мое Имя. Собери праведников у скалы, из которой бил источник, пока была жива Мириам, и прикажи этой скале вновь снабжать евреев водой.

Стоя со святым собранием перед скалой, научи их алахе или отрывку из Торы. Затем прикажи скале дать воду. Заслуга совместного изучения Торы заставит скалу снова давать воду, как это происходило ранее благодаря добродетели Мириам".

В данном случае Ашем приказал Моше обратиться к скале со словами. Ранее в Маса-у-Мерива (Шмот 17:5) Он велел ему ударить по этой скале, т.е. Колодцу Мириам. Почему же теперь Ашем приказал Моше говорить со скалой?

1. Всевышний никогда не совершает двух одинаковых чудес, показывая Свое могущество. Поэтому в первый раз Он заставил скалу изливать воду после удара, а теперь пожелал, чтобы она вновь дала ее, повинуясь словам Моше.

То, что Ашем изменяет детали похожих чудес, видно из следующих примеров:

= Разделение вод Ям Суф, совершенное Моше, и осуществленное Иеошуа разделение Иордана были похожими друг на друга чудесами.

Однако воды Ям Суф замерли в неподвижности, образуя стены по обе стороны прохода, а в Иордане Всевышний обуздал только струящийся сверху поток, застывший в виде громадной стены. Воды Иордана в нижнем течении продолжали стекать в долину, пока русло реки не высохло.

= Ашем научил Моше очищать горькую воду, погружая в нее дерево (Шмот 15:25). Но подобное чудо Он приказал совершить Элише с помощью соли (II Мелахим2:2\).

2. Мидраш поясняет это на таком примере. Время от времени учителю приходится бить своего маленького ученика. Ребенок не осознает необходимости учебы, поэтому его надо "пришпоривать" способом, который он хорошо понимает. Но когда ученик повзрослеет, положительного результата можно добиться скорее словами упрека, нежели ударами.

Так и в данной ситуации: когда в первый раз понадобилось извлечь воду из скалы, она была "маленьким ребенком", поэтому Моше должен был ударить ее. Теперь же, спустя сорок лет, Ашем приказал использовать другой способ: "Изучите главу Торы, стоя перед скалой, - сказал Он Моше, - тогда Она даст воду".

Вышеупомянутый мидраш символизирует, что щедрость физического мира соответствует росту духовности еврейского народа. Чем выше его достоинства, тем богаче материальные благословения, изливающиеся в Творение. Когда евреи покинули Египет, они были необразованными, их надо было обучать Торе и приучать к ней. Через сорок лет в пустыне они превратились в образованную, духовно зрелую нацию. Поэтому изучение ими Торы теперь могло заставить скалу опять дать воду.

"Более того, свидетели чуда получат великий урок: "Если даже скала покорно становится источником по Б-жественному приказу, то мы, евреи, должны подчиняться Ашему с радостью и добровольно (а не потому, что чувствуем себя обязанными служить Ему)!"

Ашем предупредил Моше, чтобы у скалы собрались только праведники, но Моше (желая, чтобы все увидели чудо) привел всех - от великого до ничтожного, включая даже эрев рав.

Чудесным образом всем удалось разместиться напротив скалы, хотя места для собравшихся было явно недостаточно.

В толпе были слышны насмешливые возгласы эрев рав: "Неужели кто-нибудь верит, что Бен Амрам совершит настоящее чудо?! Он уверяет нас, что обратится к этой скале с какими-то словами, но за этим скрывается что-то другое. Скорее всего, он знает, что именно в этой скале есть влага. Не забывайте, Моше был пастухом, и ему известны свойства различных минералов. Давайте проверим, сможет ли он совершить чудо со скалой, которую мы сами выберем!"

Эти издевательства заставили людей усомниться в возможности чуда, и они начали расходиться. Несиим поднимали с земли камни и требовали, чтобы Моше извлек из них воду.

Эрев рав заявили: "Если ты не извлечешь воду из выбранной нами скалы, она не нужна нам вообще!"

Моше был чрезвычайно подавлен. Стремясь выполнить волю Ашема, он хотел изучать Тору перед скалой вместе с торжественным собранием евреев. Став очевидцами величайшего чуда, они бы осознали, что изучение Торы может изменить законы природы. Но перед ним стояла ни во что не верящая толпа насмешников.

Более того, Моше уже не чувствовал рядом с собой Шехину (когда ему было приказано ударить скалу в первый раз в Рефидиме, он ощущай ее присутствие). Теперь же Шехина покинула евреев из-за насмешек толпы.

Моше не знал, что делать дальше. Об изучении Торы не могло быть и речи. Как он мог обучать людей, восставших против своего учителя? Какую скалу ему избрать? Следует ли ему, несмотря на требования народа, извлечь воду из скалы, скрывающей Колодец Мириам? Ведь если он сделает это, эрев рав заявят, что он не совершил истинного чуда. Или же он должен послушно попытаться совершить чудо с другой скалой? Но в этом случае его можно будет обвинить в нарушении приказа Ашема. Более того, Он может счесть евреев недостойными получать воду из другой скалы. Решив, что ему следует резко отчитать народ за бесстыдный вызов своему вождю, Моше обратился к евреям со словами: "А теперь слушайте, вы, бунтари и глупцы! Почему вы считаете, что понимаете все лучше своего учителя?"

Всемогущий предупреждал Моше, что он не должен гневаться на евреев, и Моше всегда следил за собой, стараясь сдерживать свои чувства, как бы сильно его ни провоцировали. Однако его слова, хотя они и были высказаны во благо народа, все же свидетельствовали о его возмущении. И Ашем этого ему не простил.

Почему еврейский народ сравнивают с орехом ("Я спустился в сад ореховых деревьев", - Шир Аширим 6:11)?

Человек, пытающийся взобраться на ореховое дерево, скорее всего, этого сделать не сумеет и упадет, ибо у этого дерева гладкая и очень скользкая кора. В подобном положении находятся и подвергающие каким-либо образом наказанию еврейский народ лидеры Израиля, поскольку за это Всемогущий наказывает их самих.

= За свои слова: "А теперь слушайте, вы, бунтари и глупцы!" - Моше был наказан смертью.

= За высказанную Иешаяу жалобу на еврейский народ: "Я жил среди людей с нечистыми устами" (Иешаяу 6:5) он не был спасен от гибели и был казнен по приказу царя Менаше.

Эта трагедия произошла так. Иешаяу был обвинен в том, что его пророчества противоречили словам Моше, поэтому по приказу царя Менаше он подвергся допросу как лжепророк.

"Ты говорил, - обвиняли его: "Я видел Ашема восседающим на троне, и Его лик светился" {Иешаяу 6:1), хотя твой учитель Моше заявлял: "...ибо человек не может увидеть Его и остаться в живых" (Шмот 6:1). Как же ты смеешь утверждать, что видел Ашема и Его трон?"

Услыхав эти обвинения, Иешаяу подумал: "Они не примут никаких моих доводов, даже если я буду объяснять им, что мое видение не достигло того уровня чистоты, о котором говорил Моше, и, скорее всего, казнят меня. Я должен спастись иным способом".

Произнеся Четырехбуквенное Имя Всевышнего, он попытался спрятаться в дупле кедрового дерева. Палачи приступили к дереву с пилой. Когда пила достигла уст Иешаяу, даже Имя Всевышнего не смогло его уберечь, ибо он произнес лашон ара против еврейского народа. Так был убит Иешаяу.

= Когда Элияу, исступленно молясь Ашему, обвинил еврейский народ в том, что он забыл Его завет, Всемогущий ответил: "Иди и соверши помазание Елиши бен Шафата, чтобы он заменил тебя, став пророком. Вместо того, чтобы обвинять Моих сыновей, иди в город Дамаск и обвини его жителей". В Дамаске было 365 храмов, и его жители каждый день поклонялись разным идолам, а раз в году освящали всех своих божеств одновременно.

Рабби Абау и Реш Лакиш ехали в сторону Кейсарии, и рабби Абау сказал своему товарищу:

- Вместо того чтобы посещать места, где живут богохульствующие евреи, нам бы следовало бежать отсюда.

Подняв с земли горсть песка и набив им рот, Реш Лакиш отвечал:

- Ашем не желает, чтобы еврей обвинял Общину Израиля.

Продолжая укорять народ, Моше говорил: "Разве можем мы добыть воду из скалы, про которую Ашем не дал никаких указаний?

Клянусь, я буду выполнять Его волю и получу воду только из той скалы, на которую Он мне укажет".

Моше приказал скале дать воду, но никакого чуда не произошло.

Моше не смог совершить чудо, так как, пребывая в гневе, не мог полностью сосредоточиться на надлежащих мыслях.

Тогда Моше ударил скалу. И из скалы потекла кровь.

Почему же из скалы потекла кровь? Всевышний предупреждал Моше, что он должен немедленно изменить манеру поведения и что ему следует быть добрее к людям, иначе он лишится жизни. Однако Моше не смог понять истинного смысла данного ему свыше знака.

Увидев кровь, насмешники воскликнули: "Нам придется пить кровь!"

Ашем сказал скале: "Ты исполнила свой долг, а теперь преврати кровь в воду!" Скала подчинилась, но вначале из нее вытекло всего лишь несколько капель воды.

Это вызвало новые издевки насмешников: "Бен Амрам! Очевидно, у тебя хватает воды только для маленьких детей".

Тогда Моше ударил скалу во второй раз. На этот раз из скалы хлынула вода, образовавшая глубокий поток и залившая людей. Насмешники утонули в этом потоке.

От удара Моше вода хлынула одновременно из всех находившихся в этом месте скал.

Так Всемогущий исправил действия Моше, которые привели к хилуль Ашем. Теперь для всех стало очевидным, что появление воды вызвано не умением Моше, а сверхъестественным чудом, ибо превратить все скалы в источники воды мог только Всемогущий.

Ашем объявляет о смерти Моше и Аарона в пустыне

Всемогущий резко порицал Моше и Аарона, заявив им: "Вы продемонстрировали нехватку веры в Меня, так как, ударив скалу, вы не сумели освятить Меня в глазах сынов Израиля.

Вы воспротивились Мне, игнорируя Мое повеление учить евреев Торе перед скалой. Поэтому не вы введете это поколение в Эрец Исраэль. Вы умрете с ним в пустыне".

Своей смертью Моше и Аарон искупили содеянный ими грех, ибо смерть приносит искупление за грех хилуль Ашем.

Моше мог оправдать каждый свой шаг: он отказался извлекать воду из скалы, на которую указали евреи, чтобы не быть обвиненным в непослушании слову Ашема; он ударил по скале, так как его слова были неэффективны; он обратился к евреям, называя их бунтарями и глупцами, дабы укорить их. Суть его ошибки недоступна нашему разуму.

В объявленном Ашемом приговоре был указан и Аарон, хотя он был совершенно невиновен в перечисленных Всевышним грехах. Весь его грех состоял лишь в том, что он не произнес ни единого слова, когда Моше ударял по скале.

Споря с Ашемом, Моше вопрошал его: "Я виноват, но при чем здесь Аарон?"

Однако сам Аарон оправдаться перед Всевышним не пытался. Он вполне мог усомниться в справедливости Ашема, но хранил молчание (как и в тот раз, когда смертью были наказаны Надав и Авиу).

На самом деле Ашем всего лишь искал предлог, чтобы Моше и Аарон умерли и были погребены в пустыне.

"Моше, - успокаивал его Ашем, - подумай, как будет выглядеть, если ты, вождь Поколения Пустыни, похоронив 600 000 человек, выведенных тобой из Египта, приведешь в Эрец Исраэль совсем другое поколение?

Ты будешь погребен вместе с поколением, которое ты вел, тем самым обеспечив ему долю в Грядущем Мире. Ты приведешь еврейский народ в Эрец Исраэль во времена Машиаха".

Лидер каждого поколения будет возглавлять его в Грядущем Мире.

В следующей главе будут объяснены причины строгого наказания Моше и Аарона.

Наказание Моше и Аарона дает ключ к повествованиям Торы

Зная лишь те слова Торы, в которых высказывается осуждение Моше и Аарону ("Ты не верил в Меня, чтобы освятить Меня в присутствии сынов Израиля", "Вы восстали" и т.д.), и не ведая о предшествующих событиях, мы могли бы подумать, что Ашем обвиняет их за совершение ужасного преступления, такого, например, как атеизм или идолопоклонство. На самом же деле слова Ашема адресованы истинным праведникам, праведникам в высшем смысле этого слова, каждый вздох которых был посвящен служению Ашему и еврейскому народу. Они не "бунтовали" против Ашема, и совершенная ими ошибка, скорее, была ничтожной. Ашем предъявил им столь серьезные обвинения, ибо чем более велик и близок к Нему человек, тем сложнее ему искупить перед Всевышним свое прегрешение.

Не имея этого в виду, мы можем неверно судить упомянутых в Танахе людей, а также и весь еврейский народ.

Тот, кто плохо знает традиции Торы, ошибочно думает, что многие персонажи Писания, а также весь еврейский народ, постоянно подвергающийся критике пророков, являются худшими из людей. В действительности же чем более велик человек, тем большее совершенство от него ожидается.

Например, случайный человек, зашедший в синагогу в Йом Кипур и услышавший произносимые всеми евреями слова раскаяния "Мы виновны: мы предали Б-га, мы украли, мы грешили в еде, питье и прочем", - может решить, что перед ним скопище грабителей, предателей, обжор, пьяниц и людей подобного рода.

Человек, знающий еврейский народ и его Тору, отдает себе отчет в том, что еврей будет испытывать искреннее сожаление и говорить: "Мы украли", даже если он сам никогда не притронулся к чужой вещи, ибо чувствует себя причастным к общим грехам всего народа или же винит себя за то, что отнял у другого человека время или нарушил его сон.

Суровость высказанных Ашемом в адрес Моше и Аарона обвинений свидетельствует о строгости суда, который Он вершил над великими людьми.

В подтверждение этого можно привести такие примеры:

= Авраама Б-г называл "Мой возлюбленный", однако осудил его всего за два беспечно произнесенных им слова. Когда он спросил: "Как я узнаю (что мои потомки наследуют Эрец Исраэль)?" - Всевышний ответил: "Ты точно узнаешь (что они будут чужаками в египетском изгнании)!"

= Когда Яаков рассердился на свою жену Рахель, которая хотела детей, Всемогущий укорил его: "Разве можно так отвечать отчаявшейся женщине?! Клянусь, что твои сыновья смирят себя перед ее сыном". Так колена попали в подчинение к Йосефу.

= Йосеф сказал виночерпию: "Запомни меня, пожалуйста (и скажи фараону, что ему следует освободить меня из темницы)". За эти слова он был наказан двумя годами пребывания в тюрьме (ибо Ашем не желал, чтобы Йосеф о чем-либо просил высокомерного египетского чиновника).

= Йосеф был наказан смертью за то, что забальзамировал труп отца, не получив на это Б-жественного разрешения (согласно другому мнению, за то, что молча слушал братьев, которые называли отца "твой слуга").

= Жена Давида Михал упрекала мужа за то, что он на глазах у всех танцевал перед Ковчегом, и была наказана смертью во время родов.

= Хизкияу показал знатным вавилонянам лежащие в Ковчеге Скрижали Завета, и поэтому его потомки оказались пленниками в Вавилоне.

Тот факт, что Всемогущий не защищает праведников в этом мире, является для них очень благотворным.

Для Моше и Аарона было счастьем услышать слова: "Вы должны умереть".

Почему же, подвергаясь строгому суду в этом мире, праведники воспринимают это как большую удачу?

Потому, что в конечном итоге все их достоинства сохраняются для Грядущего Мира, мира вечной радости и благословения.

Тора завершает рассказ о грехе Моше и Аарона такими словами: "Это есть воды Меривы (несогласия) [названные так], ибо сыны Израиля спорили с Ашемом, и Он был освящен ими" (20:13).

Как же Ашем был освящен водами Меривы?

Наказание Моше и Аарона смертью за совершенный ими грех говорит о том, что Ашем карает за грехи даже великих праведников, и осознание этого должно усиливать страх каждого человека перед Всевышним.


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =