МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

БЕРЕШИТ
ШМОТ
ВАИКРА
БЕМИДБАР
ДВАРИМ

БЕМИДБАР
Законы о мучных приношениях и винных возлияниях, которыми сопровождаются все жертвы ола и шламим

После того, как произошел случай с лазутчиками и на все поколения была навлечена кара, среди евреев возобладал дух скорби и уныния. Евреи сетовали: "Быть может, наши дети совершат какой-нибудь другой грех и тоже не войдут в Эрец Исраэль. Нашему народу никогда не добраться до Земли".

Ашем приказал Моше: "Ступай, подбодри впавших в уныние евреев!"

"Властелин Вселенной, - спросил Моше, - как же мне утешить их?"

"Обучая Торе, - ответил Всемогущий. - Дай им наставление о мицве, касающейся несахим (возлияний) и отделения халы от теста.

Евреи согрешили, возведя на Эрец Исраэль хулу при помощи виноградной грозди, которую принесли с собой лазутчики. Ашем, в Своем Милосердии, незамедлительно обучил евреев мицве возлияния вина на жертвенник. Эта мицва была призвана искупить их грех, совершенный при помощи винограда.

Эти мицвот связаны с Эрец Исраэль, поэтому евреи вдохновятся уверенностью в том, что их дети непременно достигнут Земли".

И тогда Моше научил евреев, что жертвы ола и шламим, приносимые от частных лиц, а также = бщинные жертвы шламим, приносимые в Шавуот вместе с Двумя Хлебами, должны сопровождаться мучным приношением и возлиянием вина.

= Минхат несахим - мучное приношение, которым сопровождаются вышеупомянутые жертвы.

Это приношение состояло из муки, масла и соли. Его целиком сжигали на жертвеннике. Количество муки и масла менялось в зависимости от того, какую жертву сопровождало данное приношение.

= Несех - возлияние.

Вместе с каждой жертвой ола или шламим совершалось приношение меры вина, величина которой зависела от типа основной жертвы. Это вино выливали в дренажные отверстия, проделанные в основании жертвенника. В случае общинного жертвоприношения, левиты сопровождали возлияние пением.

Хала - закон об отделении части теста

Пока евреи находились в пустыне, они не отделяли часть теста. Лишь с того времени, как они вошли в Эрец Исраэль, они обязаны были выполнять эту мицву.

С тех пор всякий, кто замешивал омер теста из муки одного из пяти видов (пшеничной, ячменной, овсяной, иолбяной и ржаной), должен был отделить от теста часть, называемую халой. Хала была свята, и ее отдавали коэну.

В полном смысле мицва об отделении халы выполняется только в Эрец Исраэль, когда там проживает большинство еврейского народа. Однако наши мудрецы постановили отделять халу даже за пределами Эрец Исраэль и даже в наше время, чтобы эти законы не были забыты. В наши дни халу, отделяемую от теста, надо сжигать. Изготовив соответствующее количество теста, мы отделяем от него халу и читаем благословение: "Барух ата ... ашер кидшану бемицвотав вецивану леафриш хала мин аиса - Благословен ты, Ашем, наш Б-г, Царь Вселенной, Который заповедал нам отделять от теста халу".

Существуют разные мнения относительно того минимального количества теста, от которого надо отделять халу. Посоветуйтесь с надежным человеком, авторитетным в вопросах алахи.

Если мы забываем отделить халу от сырого теста, то мы должны отделить ее от испеченного хлеба.

Хотя отделять халу позволено любому из домашних, эта мицва особо заповедана хозяйке дома. Выполняя ее, она искупает грех первой женщины, Хавы.

Наши мудрецы называют Адама святой халой мира. Это означает, что Ашем сотворил его безупречно чистым, лишенным злых побуждений.

Хава заставила Адама потерять свою чистоту. После того, как он согрешил, его и его потомков тянуло к ублажению своего тела (даже если следование телесным прихотям приносило им вред). Мицва отделения халы обладает возможностью вернуть ту чистоту духа, которая была утеряна из-за прегрешения Адама. Следовательно, выполняя эту мицву, женщина заглаживает грех Хавы.

Нельзя пренебрегать мицвой об отделении халы. Небрежение этой мицвой навлекает на мир голод, а ее соблюдение приносит в дом достаток.

Особые жертвы, которые приносят, если большинство общины по ошибке совершило идолопоклонство

Если Санхедрин ошибочно выносит решение, позволяющее какое-либо действие, относимое к идолопоклонству, и большинство народа действует согласно этому решению, то Тора требует от каждого колена, даже если люди этого колена и не участвовали в прегрешении, принести:

- быка в жертву ола; о козла в жертву хатат.

Эти жертвы искупали допущенное прегрешение. Тора постановила искупать идолопоклонство иными жертвами, чем прочие прегрешения, ибо идолопоклонство - столь тяжкий грех, что, совершая его, человек как бы разом нарушает все заповеданные Торой мицвот.

В разделе Ваикра Тора давала предписания о жертвах, приносимых в том случае, если вследствие ошибочного алахического решения, принятого Санхедрином, большинство общины Израиля нарушило запрет, преднамеренное небрежение которым влекло бы за собой наказание, карет. Здесь же Тора дает предписание об особых жертвах, которые надо приносить в том случае, если решение Санхедрина повлекло за собой грех идолопоклонства.

Как объясняет Тора, эти жертвы приносят искупление потому, что причиной греховного деяния служат в этом случае ошибки в алахе. Тот же, кто поклонялся идолам преднамеренно, не может принести жертву, не совершив сначала тшуву. Иначе он навлекает на себя наказание карет (или, если его предостерегали и если есть свидетели самого греха, его забрасывают камнями). Он презрел Вторую Заповедь, которую евреи услышали прямо из уст Ашема: "Да не будет у вас других Б-гов сверх Меня" (Шмот 20:3).

Избегать пребывания среди тех, кто презрел слово Ашема

Об идолопоклоннике Тора говорит: "Он презрел слово Ашема" (15:31).

Наши мудрецы приводят еще целый список преступлений, виновные в которых получают клеймо "презревших слово Ашема". Еврей, преднамеренно совершивший какое-либо из этих преступлений, несет суровое наказание. Так что стоит принять особые предосторожности, чтобы, не дай Б-г, не попасть в эту категорию. Вот, кто "презирает слово Ашема":

= Тот, кто вслух читает Шма и другие слова Торы в нечистых местах.

Этот закон ставит трудные задачи перед семьями, в которых есть маленькие дети. Нельзя учиться или молиться в присутствии младенцев и детей, не могущих следить за собой.

= Учитель Торы, намеренно неверно трактующий алаху, и обучающий этой алахе противно истинному ее смыслу.

= Человек, который с дерзким бесстыдством и высокомерием преступает заповедь Торы.

= Человек, который мог бы изучать Тору, а вместо этого занимается суетными делами. Он пренебрегает жизненной важностью Торы.

= Тот, кто утверждает, будто какой-то стих или какая-то мысль Торы не являются Б-жественными.

= Тот, кто презирает талмидей хахамим, отзываясь о них так: "Что нам за толк в этих людях, которые только и делают, что сидят и учат Тору?"

На самом деле Ашем поддерживает существование человечества вещественными благословениями именно ради изучения Торы, являющегося целью мироздания. Таким образом, те, кто посвящает себя изучению Торы, - опора людского рода.

= Тот, кто оскорбляет талмид хахама или оскорбляет кого-либо другого в присутствии талмид хахама.

Мекошеш - осквернитель шабота

Когда Ашем постановил, что Поколение Пустыни не войдет в Землю, некий муж рассудил так: "Зная о том, что им никогда не достичь Эрец Исраэль, люди нашего поколения могут теперь начать относиться к мицвот беспечно. Они решат, будто за пределами Святой Земли мицвот не надо принимать всерьез. Я намеренно оскверню шабат, чтобы они увидели печальные последствия моего прегрешения".

И он во Славу Небес нарушил законы о шабате, дабы его кара послужила для евреев предостережением.

Он отправился в поле и стал собирать хворост - действие, запрещенное в шабат.

За сбором хвороста и застали его назначенные Моше сторожа. Двое свидетелей предостерегли его, чтобы он прервал запретный труд, но он не послушал их.

На исходе шабата осквернителя привели к Моше, дабы Моше судил его.

Моше приказал держать его в заключении до тех пор, пока Ашем не откроет, какого рода смертную казнь заслуживает этот грешник. Ашем научил Моше, что человек, преднамеренно нарушивший шабат, навлекает на себя скилу (забрасывание камнями).

Тора не открывает имя осквернителя. Р. Акива учил: "Осквернителем шабата был Целафхад. Мы можем заключить это из фразы, которую говорят впоследствии (Бемидбар 27:3) дочери Целафхада Моше: "Отец наш умер в пустыне ... за свой грех (а не из-за греха лазутчиков)".

На это р. Иеуда бен Бетера сказал ему: "Акива, в грядущем ты будешь призван к ответу за раскрытие имени этого осквернителя!

Если им и в самом деле был Целафхад, то ты наказан будешь за то, что открыл его имя, которое Тора утаила. Если же им был другой человек, то ты получишь наказание за то, что опорочил имя праведника Целафхада".

Несмотря на это, р. Акива решил, что ему все-таки можно обнародовать имя осквернителя, Целафхада, ибо побуждения этого человека были во Имя Небес.

Мицва прикреплять к четырехугольным одеяниям цицит (завязанные узлами кисти)

Всемогущий подарил нам одну мицву, цель которой - напоминать нам обо всех остальных Его мицвот. Это мицва, касающаяся цицит.

Каково значение слова "цицит"?

"Цицит" означает "кисти". Имеются в виду нити, изготовленные специально для этой мицвы, завязанные узлами согласно алахическим требованиям и прикрепленные к четырехугольным одеждам.

Предназначение кистей заключается в том, чтобы при взгляде на них еврей вспомнил об Ашеме и воздержался от греха.

Как же цицит помогают еврею вспомнить об его обязанностях перед Всемогущим?

Один человек спросил у р. Биньямина: "Что за дурацкий обычай вы, евреи, соблюдаете?! Зачем вы прикрепляете к углам своих одежд восемь стянутых узлами ниток?"

"Я объясню это весьма простым способом, - ответил р. Биньямин. - Учитель наш Моше пожаловался Всемогущему на то, что один муж потому осквернил шабат, что в этот день на нем не было тфилин, напоминающих еврею об узах между Ашемом и еврейским народом. (В те времена евреи носили тфилин весь день, за исключением шабата, когда одевать тфилин нельзя.) И тогда Ашем сказал Моше: "Я дам тебе мицву, которую можно соблюдать даже в шабат и праздники. Вели каждому еврею прикрепить к своим одеяниям цицит, нити с узлами, дабы всегда помнить о мицвот.

Теперь ты видишь, что мы действуем, как те люди, которые, дабы не забыть о каких-то делах, завязывают узелки на своих носовых платках".

Кроме того, Всемогущий повелел нам пометить наши одежды, подобно тому, как хозяин приказывает рабу повязать на своих одеждах узлы в знак его рабства.

Каждая подробность, касающаяся мицвы, предназначена напоминать нам о том, что, как слуги Всемогущего, мы обязаны выполнять Его заповеди:

= Цицит крепятся к углу одеяния со всех четырех сторон, чтобы напоминать нам о наших обязанностях, куда бы мы ни поворачивались. Помимо этого, цицит символизируют двух свидетелей, находящихся спереди от человека, и двух, находящихся сзади; эти свидетели предостерегают его от греха.

= Числовое значение слова "цицит''' - 600. Если добавить к этому числу 8 нитей цицит и 5 узлов (в каждом углу одежды делается по 5 узлов из восьми нитей), то получим 613, общее число заповедей.

Кроме того, в каждом углу делается пять узлов для того, чтобы напоминать о пяти Книгах Торы. Восемь нитей в каждом углу напоминают еврею о том, что он должен следить за восемью своими органами, которые могут увлечь его к греху (уши, глаза, рот, ноздри, руки, ноги, детородные органы и сердце). Число восемь намекает также на то, что если он сохранит себя от греха, то возвысится превыше семи небес; но если согрешит, то претерпит восемь наказаний: одно - в могиле, остальные - в семи частях Геинома.

= Одна из восьми нитей должна быть из шерсти, окрашенной в цвет тхелет, причем краска должна быть приготовлена из крови морского моллюска хилазона. Эту нить нельзя красить краской, добытой из какого-либо другого вещества. Нить тхелет, вплетенная в цицит, намекает на Престол Небесной Славы.

В наше время хилазон исчез.

Ашем спрятал его от нас, ибо, в отличие от наших предков, мы не достойны уподобления Престолу Небесной Славы.

Поэтому наши цицит состоят из одних белых нитей, но, тем не менее, они кашерны. Белый цвет символизирует прощение грехов.

Цицит намекают также на Исход из Египта.

= Они крепятся только к четырехугольным одеждам, чтобы указать на четыре ступени избавления, обещанного в Шмот (6:6-7): "Я выведу, Я избавлю, Я спасу и Я приму".

= Тора называет углы одежды словом канфот, означающим еще и "крылья". Тем самым делается намек на то, что Он спас нас из Египта с великой быстротой, как бы на крыльях орла.

Помимо этого, ношение цицит сообщает еврею святость. Ашем заповедал: "Облекитесь в одежды, подобные одеяниям ангелов". Цицит крепятся к четырем углам, соответствующим четырем крыльям хайот - высших существ. Слово канфот, означающее "углы" и "крылья", намекает на крылья ангелов.

В канун шабата р. Иеуда бар Илай приказывал принести ему ушат горячей воды. В честь шабата он омывал свое лицо, руки и ноги. Затем он оборачивался в льняные покровы, к которым были прикреплены цицит. И тогда он своим видом становился подобен небесному ангелу, целиком поглощенному исполнением Воли Ашема.

Однако само по себе ношение цицит не охраняет еврея от прегрешений. Тора повелевает: "Смотря на них, вспоминайте все мицвот Ашема и исполняйте их" (15:39). Если цицит не напоминают еврею о непреложности данных Ашемом мицвот, то такой еврей подобен человеку, сделавшему на своем платке узелок, но забывшему, зачем он его сделал.

Мицва цицит касается только дневного времени суток: к ночным одеяниям цицит не прикрепляются. Поэтому женщины освобождены от этой мицвы, как и от всех предписывающих мицвот, связанных с определенным временем.

Женщины потому не носят цицит, что цицит напоминают нам обо всех мицвот Ашема (14:39), а женщины обязаны выполнять не все из них.

Только тот еврей, который носит четырехугольные одежды, обязан прикреплять к ним цицит (равно как и ограждать свою крышу обязан лишь такой еврей, дом которого имеет крышу).

И все же значение этой мицвы столь велико, что, как учили наши мудрецы, всякому еврею следует каждый день надевать на себя четырехугольное одеяние с прикрепленными к нему цицит, чтобы выполнять эту мицву. Еврей обязан также обучать этой мицве своих детей.

Как предсказал пророк Зехария (8:23), всякий, кто тщательно блюдет мицву цицит, в грядущем будет иметь в своем распоряжении 2800 прислужников: "В те дни по десять мужей из всех (семидесяти) языков прицепятся к нему и будут прислуживать ему за каждый угол (к коему прикрепил он цицит)".

Почему по десять мужей? Тот, кто выполняет мицву цицит, как бы выполняет все Десять Заповедей. И за это по десять мужей от каждого народа будут прислуживать ему.

Награда обещана по принципу мида кенегед мида. Выполняя мицву цицит, еврей демонстрирует свою готовность служить Ашему. Он сможет полностью посвятить себя служению Ему, а заботиться о его земных делах будут другие.

Однажды, спасаясь бегством от Шаула, Давид и его люди спрятались в глубине пещеры; и вдруг туда вошел Шаул.

"На сей раз Б-г предал твоего врага в твои руки!" - возликовали люди Давида. Однако Давид сказал им: "Упаси Б-г, чтобы я поднял руку на помазанника Ашема!" Он бесшумно приблизился к Шаулу и одним движением отрезал угол царского одеяния. Теперь он обеспечил себе возможность доказать, что пощадил жизнь Шаула.

Однако потом "больно стало сердцу Давида, что он отрезал угол от одежды Шаула" (I Шмуэль 24:6). Почему же он пожалел о своем поступке?

Согласно одному из мнений, Давид, отрезав угол от одежды Шаула, лишил царя возможности выполнять мицву ношения цицит до перемены платья, Давид упрекал себя в том, что, пусть и ненадолго, но лишил Шаула этой великой мицвы.

Запрет предаваться еретическим или безнравственным мыслям

Тора повелевает: "Не ходите вслед вашего сердца и вслед ваших очей, за которыми блудите" (15:39).

Мицва не сбиваться с пути, следуя за сердцем (на языке Торы "сердце" символизирует средоточие страстей и желаний), запрещает нам размышлять о ереси, а мицва не сбиваться с пути, следуя за глазами, - о безнравственности.

Эта мицва относится ко всем временам, ко всем мужчинам и женщинам. Нам дано повеление всегда хранить чистоту своих помыслов, оберегая их от запретных идей и представлений.

Каков же смысл понятий "ересь" и "безнравственность"?

= Ересь (апикорсут). Это понятие относится не только к отрицанию существования Б-га или отрицанию Б-жественной природы Торы; ересью является также всякая идея, противоречащая какому-либо из основных принципов Торы. Например, отрицание того, что Всемогущий постоянно надзирает за вселенной, или того, что Он вознаграждает праведников и карает грешников.

Поэтому евреям запрещено знакомиться с идеями, противоречащими заключенной в Торе истине. Кашерность духовной пищи, безусловно, не менее важна, чем кашерность пищи телесной. Удаляющий себя от Б-гопротивных и безнравственных идей возвышается и очищается.

= Безнравственность. Запрещено каким бы то ни было способом (посредством книг, журналов, кинофильмов, телевидения или других средств) контактировать с мыслями, ведущими к безнравственности.

Ашем говорит: "Пусть же будет твой стан свят, чтобы не увидел Он у тебя чего-нибудь срамного (наготы) и не отступил от тебя" (Дварим 23:15). Этот стих учит нас, что из-за нашей нескромности Шехина покидает нас.

"Сын мой! Отдай свое сердце Мне, и да наблюдают твои глаза Мои пути" (Мишлей23:16).

Этот стих обращен ко всему еврейскому народу, называемому "сынами Ашема" (ибо сказано (Дварим 14:1): "Сыны вы Ашему, вашему Б-гу).

Тора наставляет еврея посвятить Ашему свои помыслы и свои глаза, ибо они способны ввести его в грех.

Пока душа человека полна образов и желаний, противных Торе, он не может достичь святости помыслов и восприятия, даже изучая Тору и вознося молитвы. Как невозможно вырастить добрую пшеницу, не очистив сперва почву от сора и камней, так и человеческое сердце, пока оно грезит о том, что дурно, не воспримет слова Б-га Живого.

Нечистые мысли загрязняют разум настолько, что истина не проникает в него.

Чтобы не сказал человек: "Мудрость Торы и Б-гобоязненность служат надежным укреплением для моих мыслей, и соприкосновение с грехом не причинят мне вреда", - с особой силой говорится в стихе: "Сын Мой! Отдай Мне свое сердце и свои глаза".

Наши мудрецы утверждают, что каким бы великим человек ни был, ецер ара обладает способностью возбуждать в нем желание, когда он видит безнравственные картины. Так и ересь способна оказывать влияние даже на мудрейших людей. Каким бы праведником человек ни был и какими бы добрыми намерениями он ни руководствовался, он не преуспеет в Торе и в служении Ашему, если глаза и уши свои не предназначит с непоколебимостью для одного лишь Ашема, отдалившись от ереси и безнравственности.

Хофец Хаим пишет: "Если человек размышляет о грехе, Тора не может проникнуть в его ум. Тем не менее ему не следует отчаиваться и терять мужество, если он не может полностью очистить мысли свои. Есть такое правило: "Тот, кто жаждет очистить себя, получает помощь Свыше". Пока он хочет и пытается изгнать греховные мысли из своего сердца, Ашем будет помогать ему в этом".

Абуя, один из самых выдающихся людей своего поколения, пригласил на обрезание своего сына великих учителей Торы со всего Иерусалима. За трапезой одни из них сочиняли песни, другие придумывали витиеватые стихи.

Р. Элиэзер сказал р. Иеошуа: "Скажем же слово Торы".

И они стали толковать различные места Торы. Благодаря их словам, преисполненным глубины и истины, вокруг засверкал Небесный огонь, подобный тому огню, который видели евреи при даровании Торы. Пораженный величием знатоков Торы, Абуя поклялся: "Коль таковы почести, достигаемые изучением Торы, я посвящу сына своего Торе".

Но нестойкой оказалась Тора его сына, поскольку отец посвятил его на это поприще не во Имя Небес, но ради почестей и власти благодаря Торе.

Элиша стал выдающимся учеником, а затем и светилом Торы. И несмотря на это, он в конце концов перестал соблюдать Заповеди. Его решению оставить Тору способствовали два случая, сильно его взволновавшие.

Однажды в шабат, когда он обучал Торе в долине Гинасар, он увидел, как какой-то еврей залез на дерево и снял с ветвей птицу вместе с ее птенцом. Тем самым еврей осквернил шабат и нарушил запрет, гласящий: "Не бери матери вместе с ее птенцами" (Дварим 22:6). На исходе шабата Элише довелось наблюдать, как другой еврей залез на дерево, и, прежде чем взять яйца, отогнал высидевшую их птицу, как и повелевает Тора. Когда он слезал с дерева, его укусила змея, и он умер.

Элиша решил, что этот случай противоречит данному в Торе обещанию о том, что человеку, соблюдающему мицву отгонять птицу от яиц, дана будет долгая и хорошая жизнь (Дварим 22:7). Если бы Элиша постарался доискаться до истины, он понял бы, что в этом обещании подразумевается мир "вечной жизни и абсолютного блага". После этого случая Элиша засомневался в истине Торы.

Говорят еще, что он окончательно сбился с пути при виде трагедии р. Иеуды Анахтома. Этот мудрец был убит, и, пока труп лежал на земле, собака отгрызла ему язык.

"Как же такое возможно, чтобы язык, столь много обучавший Торе, подвергся такому позору? - подумал Элиша. - Если таков жестокий конец этого святого мудреца, то ни для кого другого нет никакой надежды, ибо у большинства людей грехи еще тяжелее, чем у р. Иеуды Анахтома".

(Элиша не смог понять, что смерть постигла этого праведника во искупление грехов его поколения и что в Грядущем Мире р. Иеуда был вознесен на необычайную высоту, или, быть может, его гибель объяснялась другими, непостижимыми для нас причинами, известными одному лишь Б-гу.)

После этого Элиша бен Абуя перестал признавать Единственность Б-га. Он не мог узреть, что добро и зло исходят из одного и того же источника. Он прекратил выполнять заповеди, и его стали называть "Ахер" ("Чужой")

Мудрецы избегали его. Лишь один его ученик, р. Меир, прилепился к нему, не оставляя надежды, что его ребе сделает тшуву.

Однажды в шабат, когда Ахер и р. Меир подошли к границе тхум шабат (участка в 2 000 локтей, внутри которого разрешено ходить в шабат), Ахер предостерег своего ученика не заходить за эту границу.

Почувствовав, что его ребе вновь обрел былую ясность ума, р. Меир стал умолять его сделать тшуву.

"Я не могу", - ответил Ахер.

"Почему?" - удивился р. Меир.

И Ахер с унынием поведал ему: "Однажды в Йом Кипур, который пришелся в тот год на шабат, я проезжал верхом мимо синагоги. И я услышал, как Небесный Голос призывает: "Вернитесь ко Мне, непокорные сыны, и Я приму вас всех, кроме Элиши бен Абуи, который знал Мое величие, но отвратился от Меня".

Это обращение означало, что Ашем не распространит на Ахера ту помощь Свыше, которую Он обещал всякому, кто попытается возвратиться к Нему. Однако сделай Ахер тшуву без помощи Ашема, она непременно была бы принята.

Ахер оставался еретиком до конца своих дней. Когда р. Меиру сообщили, что Ахер болен, он поспешил к нему и стал упрашивать: "Сделай тшуву"

"Разве она будет принята?" - спросил Ахер.

"До самого последнего своего мига человек может вернуться к Ашему, и тогда ему прощаются такие тяжкие грехи, как идолопоклонство, кровопролитие и безнравственность".

Ахер заплакал, и так завершился его земной путь. Р. Меир радостно произнес: "Думаю, что мой ребе отошел с мыслями о тшуве".

Прошло какое-то время после смерти Ахера, и его дочери, впавшие в нищету, пришли к р. Иеуде Анаси, умоляя о помощи. Он отказал им, сославшись на стих из Тегилим (109:3,12): "Ибо отверзлись на меня уста нечестивца... да не будет ему сострадания, да не будет милующего его сирот". (Дети, вероятно, последуют стопами своего отца, и потому тот, кто поддержит их, взрастит еще больших грешников.)

"Рабби, - упрашивали они его, - не смотри на его дела, но на его великие познания в Торе".

Р. Иеуда понял, что дочери Ахера праведны, и велел оказать им помощь. Он прослезился и воскликнул: "Если даже тот, Тора которого не была во Имя Небес, взрастил столь праведных дочерей, то уж дочери человека, изучавшего Тору с чистыми побуждениями, наверняка будут праведницами".

Почему же Ахер, несмотря на свои глубокие познания в Торе, стал еретиком?

- нем говорили, что на устах у него всегда были греческие песни. Даже в то время, когда он еще был большим авторитетом, - до того, как он открыто отверг Тору, - под полой он прятал нееврейские книги по философии. (Даже тогда, когда он изучал Тору, мысли его были подвержены влиянию этих книг.)

Писание упоминает о двух других людях, которые были грешниками, несмотря на свои обширные познания в Торе, - о Доэге и Ахитофеле. Оба они возглавляли Санхедрин, но в конце концов оставили Тору и в наказание были ввергнуты в Генном.

Какое употребляют сравнение, говоря о Доэге и Ахитофеле?

Они похожи были на два величественных с виду дома, о которых прохожие думали, что в них хранятся ценнейшие вещи. Никто в точности не знал, что было в этих домах, ибо их хозяева замазали все щели до единой.

Однажды замазка отвалилась. И всем стало видно, что внутри этих домов не было ничего, кроме соломы.

Так и Доэг с Ахитофелем поражали людей тем, что знали Тору до последних мелочей. Но их Тора была лишь на устах, но не в сердцах.

Даже обширные познания в Торе - еще не залог того, что человек никогда не отвергнет ее. Верность Торе зависит от страха перед Ашемом, хранимого человеком в своем сердце.


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =