МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

БЕРЕШИТ
ШМОТ
ВАИКРА
БЕМИДБАР
ДВАРИМ


ШМОТ

ВАЯКЭЛЬ

Законы Шабата

Раздел Ваякэль посвящен строительству Мишкана. Но описанию строительства предшествует разъяснение законов Шабата.

В день, последовавший за Йом-Кипуром, Моше собрал всю Общину Израиля и предупредил: "Работать можно в течение шести дней недели. В седьмой день вы должны воздерживаться от всякой работы".

Моше научил сынов Израиля подробным законам, касающимся тридцати девяти основных видов работ (авот млахот), которые запрещены в Шабат. Моше закончил предостережением: "Тот, кто нарушает Шабат, несмотря на то что был предупрежден, и делает это в присутствии как минимум двух свидетелей, подлежит смерти. Даже если Бейт-Дин не сможет казнить его из-за отсутствия одного из вышеупомянутых условий, он, тем не менее, не избегнет небесной кары".

Почему Всевышний повелел Моше говорить народу о соблюдении Шабата перед тем, как сообщить о строительстве Мишкана!

Царь намеревался построить новый дворец. Он собрал лучших архитекторов и долго совещался с ними. Он дал им подробные указания, как построить великолепное здание, которое рисовалось ему в воображении: порталы, входные двери и роскошное внутреннее убранство. Царица с неудовольствием заметила, что ее венценосный супруг днем и ночью думает о своем новом дворце. Во время одного из совещаний с архитекторами она проскользнула в комнату царя и пожаловалась ему: "Ты так поглощен своими планами, что совсем забыл обо мне!"

Царь признал справедливость ее замечания. Он немедленно приказал, чтобы на следующий день был устроен прием в честь царицы.

Так же пожаловался Ашему Шабат: "Ты освятил меня во время шести дней Творения. Теперь евреи, по-видимому, осквернят меня из великой любви к Мишкану, который они возводят для Тебя!"

Поэтому Ашем повелел Моше вновь напомнить народу, что законами Шабата нельзя пренебрегать, даже строя Мишкан.

Помимо многих других правил Моше научил сынов Израиля и тому, что в Шабат запрещено зажигать огонь. (Священнослужителям разрешалось зажигать огонь в Храме для принесения жертв в Шабат. Однако им запрещалось выполнять эту работу для личных целей.)

Нечестивый император Адриан бросил вызов р.Иеошуа бен Ханания, сказав: "Я более велик, чем ваш учитель Моше!"

"Как так?" - удивился р.Иеошуа.

"Очень просто. Я жив, а он умер. Разве в ваших книгах не сказано: "Живая собака лучше мертвого льва" (Коэлет 9:4)?"

Р.Иеошуа сказал ему: "Я соглашусь с тобой, если ты сможешь выполнить одно условие. Издай закон, запрещающий твоим подданным зажигать огонь три дня подряд".

"Нет ничего проще!" - согласился Адриан. И издал такой закон.

Вечером оба они поднялись на террасу дворцовой крыши.

Р.Иеошуа взглянул на город и заметил вдалеке дым, поднимающийся из трубы одного дома. "Разве ты не запретил зажигать огонь?" - спросил он императора.

В дом был отправлен гонец. Он вернулся с известием, что там живет знатный человек, которому врач предписал пить горячие напитки, чтобы вылечить простуду. Для этого он и зажег огонь.

"Вот видишь, - обратился к Адриану р.Иеошуа бен Ханания. - Твои подданные не выполняют твоих приказов даже при твоей жизни. Этот человек без труда мог подождать еще день и не зажигать огня. Наш учитель Моше предостерег нас две тысячи лет тому назад: "Не зажигайте огня в Шабат", - и по сей день ни в одном еврейском доме в Шабат не зажигают огня!"

В местах, где люди пренебрегают законами Шабата, часто возникают пожары: если евреи не обращают внимания на запрещение Всемогущего зажигать огонь в Шабат, Он наказывает их тем, что вспыхивают их собственные дома.

Повторные описания устройства Мишкана

В пяти местах в Торе приводится описание переносного Святилища и его принадлежностей:

- Ашем дал Моше подробные указания в разделе Трума.

- Эти указания повторены в более общем виде в разделе Ки тиса (см. Шмот 31:1-11).

- Моше передал основные принципы строительства Мишкана Общине Израиля в разделе Ваякэль, сказав, что каждый сведущий в деле человек должен участвовать в строительстве.

- В четвертый раз Тора сообщает о том, как были исполнены приказы Ашема, упомянув отдельно каждую принадлежность (см. 36:8-39:2).

- В пятый раз Тора вновь перечисляет сосуды Мишкана уже после того, как их изготовление было закончено и они были принесены к Моше (см. 39:33-43).

Почему Ашем посвятил столько разделов Торы вопросу о Мишкане! - Эти повторы должны показать нам, сколь важен и велик Мишкан в глазах Всевышнего.

В Торе есть и другие примеры повторов. Ашем пять раз повторяет слова Клалъ-Исраэлъ (Община Израиля) в одном стихе (см. Бемидбар 8:19). Таким образом Он выражает Свою великую любовь к Своему народу.

Наследный принц впервые пошел в школу. Его отец не мог скрыть своего беспокойства за принца, который никогда раньше не выходил за пределы дворца. Царь все время спрашивал придворных: "Мой сын уже вернулся из школы? Когда он вернулся? Час назад? Он уже пообедал? А чем он занят сейчас? Ему надо отдохнуть".

Повторное описание в Торе является выражением озабоченности Ашема и той важности, которую Он придает событию. Так, описание встречи Элиэзера, слуги Авраама, с Ривкой, будущей женой Ицхака, приведено в разделе Хаей Сара дважды. И это свидетельствует о том, что не только сами наши патриархи, но даже разговоры их слуг дороги Ашему.

Хотя заповеди, относящиеся к Храму, не имеют к нам сегодня практического отношения, за изучение разделов Торы, посвященных Мишкану, нам обещана великая награда. Мы получаем награду за изучение расположения Мишкана и его принадлежностей и, конечно же, за то, что вникаем в их внутреннее символическое значение.

Наши мудрецы утверждают, что на того, кто изучает законы, относящиеся к жертвоприношениям, на Небесах смотрят как если бы он на самом деле принес жертву. Точно так же того, кто изучает главы, относящиеся к Мишкану, приравнивают к тому, кто действительно помогал его строить. Изучением этих законов мы приближаем возвращение Шехины в Цион.

Строительство Мишкана начинается

Моше созвал собрание и передал сынам Израиля повеление Всевышнего построить Мишкан. Это собрание Общины Израиля, созванное во имя Неба, искупило предыдущее нечестивое сборище, потребовавшее установить золотого тельца.

Когда народ узнал, что Шехина Ашема будет пребывать в Мишкане в знак прощения греха золотого тельца, радость его не знала границ. Сразу же стали поступать пожертвования. Люди жертвовали не только заимствованные у египтян золото и серебро, но и личные драгоценности. Этим они исправили свой дурной поступок, когда жертвовали украшения для тельца. Женщины, которые отказались пожертвовать что-либо из своих украшений для золотого тельца, стали теперь первыми, кто вызвался принести все свои драгоценности для Мишкана.

В течение всего лишь двух дней было собрано более чем достаточное количество материалов. Однако пожертвования продолжали поступать. Сборщики ходили по лагерю и призывали народ прекратить жертвовать.

В этих активных пожертвованиях на Мишкан проявилась природная щедрость сынов Израиля.

(По сей день евреи известны своей щедростью в делах благотворительности. Но щедрость, как и все остальные качества, будет направлена неверно, если ею не руководит Тора. Поэтому простой еврей должен советоваться со знатоком Торы, чтобы определить, какие цели достойны внимания, какие являются самыми неотложными и сколько денег выделить на каждую.)

Еврейский народ характеризуют три качества

- Он сострадателен.

- Он скромен.

- Он совершает хэсед (творит добрые дела).

Эти качества настолько присущи нашему народу, что, встретив еврея, лишенного их, можно предположить, что у него нет предков, стоявших у горы Синай.

Моше объявил, что все Б-гобоязненные мужчины и женщины приглашаются прясть и ткать полотнища и изготовлять детали стен Мишкана своими собственными руками.

На этот призыв откликнулись и мужчины, и женщины. Они приносили Моше изготовленные ими образцы. Специальностью сведущих женщин было прядение козьей шерсти для полотнищ. Шерсть была тонкой и жесткой, и прясть ее было очень нелегко.

Всякого, кто вызвался строить Мишкан, Ашем наделил особой мудростью. Рассматривая принесенные ему образцы, Моше увидел, что все они соответствуют описаниям, данным ему Ашемом. Он был счастлив.

Б-жественная мудрость вдохновляла не только тех, кто помогал строить Мишкан. Даже животные, работавшие на строительстве, были наделены особым чутьем: домашние животные, которые перевозили брусья, сами знали, по какой дороге им идти, а дикие животные, чьи шкуры использовались при строительстве, сами приходили в стан Израиля.

И Бецалель, и Аолиав были наделены Б-жественным Пониманием, что дало им возможность сделать сосуды Мишкана именно так, как повелел Ашем, и вырезать даже самые сложные формы.

Кажется странным, что ни Аолиаву, ни кому-либо другому из числа Б-гобоязненных людей, помогавших построить Мишкан, в Торе не воздается должное. Все заслуги приписываются одному Бецалелю. Тора каждый раз говорит: "И он сделал это", что является ясным указанием на одного Бецалеля.

Дело в том, что Бецалель занимался строительством не только в физическом смысле. Он трудился также в духовной сфере. Он прилагал невероятные умственные усилия, чтобы понять глубокое значение каждого предмета. За эти высокие духовные усилия Ашем наградил его, наделив Духом Святости в высшей степени, так что Бецалель смог проникнуть в самую сущность каждого предмета. Тора приписывает все строительство Мишкана одному Бецалелю, поскольку, одухотворяя каждый предмет своими святыми мыслями, он стал его духовным творцом, нанося на каждую принадлежность Мишкана завершающие штрихи.

Строительство Мишкана раскрывает присущую Общине Израиля духовную красоту

Община Израиля говорит о себе: "Шхора ани венава. Я черна, но прекрасна" (Шир Аширим 1:5).

Но разве чернота и красота не исключают одна другую?

Каждое из этих свойств относится к определенному этапу в истории народа Израиля. Сказано этим следующее:

- Я черен, когда дело касается моих собственных поступков, но прекрасен, если принять во внимание дела моих праотцев.

Принцесса совершила проступок и была изгнана из царского дворца. Она была вынуждена зарабатывать себе на жизнь, собирая урожай на полях вместе с простыми крестьянами.

Но царский суд еще раз расследовал ее дурной поступок, и вдруг выяснилось, что ее нельзя винить в случившемся. Злополучное событие произошло из-за одной из дворцовых служанок.

Принцессе предложили вернуться в царский дворец. Но она уже больше не была той прелестной девушкой, какой ее знали раньше. Ее нежная кожа огрубела от солнца и ветра. Она загорела и казалась черной и безобразной. Знатные люди, являясь во дворец с визитом, усмехались при виде смуглой принцессы. (В те времена цвет загара не был в моде и почете, как ныне.)

"Почему вы смотрите на меня свысока? - спрашивала их принцесса. - Мне нужны лишь время, хорошая мазь для притираний и несколько хвойных ванн, чтобы снова стать прежней. Это сделает меня такой же прекрасной и белой, какой я была раньше. А вы родились темнокожими! И

Ошибка предводителей колен

Как только вожди колен услышали, что Ашем хочет, чтобы был возведен Мишкан, они предложили Моше: "Мы одни дадим все необходимые материалы для переносного Храма. Общине не нужно ничего жертвовать".

Главы колен считали, что Шехина предпочла бы пребывать в Мишкане, построенном на их пожертвования, а не в Мишкане, построенном на приношения всего народа. Во-первых, они не были причастны к греху тельца. Кроме того, их пожертвования - это пожертвования от чистого сердца, потому что по своей мудрости и свойствам характера они были выдающимися людьми. Они верили, что построенный ими Мишкан будет обладать большей духовной ценностью.

Однако Моше ответил: "Ашем сказал мне, чтобы я принимал приношения от всякого, кто захочет пожертвовать!" Тогда вожди решили не жертвовать вместе с Общиной, а восполнить в конце то, чего будет недоставать.

Они думали, что, если строительство Мишкана будет завершено благодаря их пожертвованиям, Ашем станет смотреть на них так, как если бы они построили все сооружение.

Но они недооценивали щедрость сынов Израиля, жертвовавших охотно и с любовью. Евреи приходили к Моше толпами - и мужчины, и женщины, горя желанием выполнить мицву.

За два дня евреи принесли все необходимые материалы. Так что отпала необходимость в участии вождей.

"Вожди" по-еврейски - несиим. В тексте Торы (см. Шмот 35:27) в этом слове отсутствует буква юд. Это показывает, что они потерпели неудачу. Хотя у них были добрые намерения, они были неправы, откладывая выполнение мицвы.

Когда несиим увидели, что материалов больше не нужно, они пожертвовали драгоценные камни для эфода и хошена.

Слово "наси" (во множ.числе несиим) в данном стихе указывает на чудо (нес): облака каждое утро приносили на землю драгоценные камни вместе с маном.

Позднее вожди поспешили первыми принести жертвы Освящения (корбанот милуим), чтобы исправить свою ошибку.

Умывальник из медных зеркал

Среди множества других даров праведницы приносили для строительства Мишкана свои медные зеркала. Увидев это, Моше подумал: "Как могу я принять их дар? Это ведь орудия ецер ара".

"Не отказывайся от зеркал, - поправил его Ашем. - Благодаря этим зеркалам сыны Израиля умножились в Египте. Еврейские женщины пользовались ими во имя Неба, чтобы нравиться мужьям и продолжать рожать детей в египетском рабстве".

Ашем повелел Моше: "Возьми эти зеркала для строительства умывальника. Еврейские женщины использовали эти зеркала лишь ради святых целей. Поэтому в будущем жен, подозреваемых в неверности, будут проверять водой из сосуда для омовений. Они подвергнутся испытанию, чтобы определить, так же ли они чисты и святы, как их матери".

ПЕКУДЕЙ

Строительство Мишкана завершено

Когда Мишкан и все его священные принадлежности были готовы, Моше сказал сынам Израиля: "Позвольте мне дать точный отчет в том, как я использовал пожертвованные вами материалы".

Первая фраза этого раздела - "Эле пекудей амишкан, вот исчисления Мишкана" - означает, что Моше сел перед народом, чтобы дать людям отчет, как он использовал каждую унцию золота, серебра и меди, которые были пожертвованы. После этого Моше передал свои расчеты другому человеку, Итамару сыну Аарона, для проверки.

Моше считал, что были пожертвованы двадцать девять талантов и 730 шекелей золота, а также сто талантов и 1775 шекелей серебра (см. Шмот 38:24-25). Однако, когда он попытался определить, на какие предметы было использовано серебро, то оказалось, что не известно, куда девались 1775 шекелей серебра. И сколько он ни вспоминал, он не мог вспомнить, что он с ними сделал. Он опасался, что кто-нибудь заподозрит его в растрате.

Наконец раздался Голос с Небес: "Из этих 1775 шекелей были сделаны крюки для столбов".

(Ашем заставил Моше забыть, для чего было использовано это серебро. Иначе люди, чьи пожертвования пошли на внешнюю отделку двора, могли бы возроптать, обвинив Моше в том, что он, якобы, преднамеренно не использовал их серебро для нужд внутренней части Мишкана. Однако, раз об этом заговорил Небесный Голос, все поняли, что само Провидение определяло, для чего должно быть использовано каждое пожертвование.)

К столбам, окружавшим двор, были прикреплены серебряные крюки, на которые подвешивались завесы.

Моше успокоился. Сыны Израиля ликовали: все их пожертвования были приняты Ашемом для святого дела строительства Мишкана.

Почему же Моше, которого Сам Всемогущий объявил нэеман, достойным доверия (см. Бемидбар 12:7), счел необходимым отчитаться перед народом?

Моше однажды услышал, как кто-то в народе насмешливо заметил: "В последнее время шея сына Амрама стала тучнеть". На что кто-то другой ответил: "Ничего удивительного, он ведает всеми деньгами, предназначенными для строительства Мишкана! " Тогда Моше дал себе клятву: "Как только Мишкан будет построен, я представлю точный отчет о том, как использовал деньги!"

Конечно, то был разговор грешников. Община Израиля в целом доверяла Моше как честному посреднику, которого Всевышний избрал для передачи Торы Своему народу. Некоторые люди, однако, были несколько смущены неожиданным богатством Моше. Они не знали, что Ашем позволил ему взять себе сапфир, оставшийся после изготовления Скрижалей.

Сам Моше считал про себя, что вполне заслуживает доверия. Тем не менее он представил точный отчет о своих действиях, потому что не хотел, чтобы кто-то необоснованно его заподозрил. Человеку следует очистить себя от любых подозрений в глазах людей, а не довольствоваться общим утверждением: "Б-гу известна истина".

На этот счет есть несколько специальных законов. Так, например, человек, собиравший деньги в фонд Храма, во время работы не мог носить одежду с двойным швом (где он мог бы спрятать деньги), широкий пояс и даже белье под верхним платьем. Разбогатей он впоследствии, люди могли бы сказать: "Он разбогател, потому что брал из собранных денег". Человек должен вести себя таким образом, чтобы его поведение было безупречным не только в глазах Всевышнего, но чтобы оно не возбуждало подозрений также и в глазах окружающих.

Фраза "Моше выполнил повеление Ашема, как велел ему Ашем" встречается восемнадцать раз на протяжении всего раздела. Соответственно этому мужи Великого Собрания постановили, что в молитве Амида должно быть восемнадцать благословений. Этим они хотели показать, что в наши дни, когда у нас больше нет ни Мишкана, ни Храма, молитва заменяет жертвоприношения.

Тора подчеркивает, что Моше построил Мишкан так, "как велел ему Ашем", - чтобы указать, что Моше построил его, следуя Б-жественному повелению во всех деталях. Это было верно не только в физическом смысле. Моше постиг также Б-жественный замысел и символический смысл составных частей Мишкана.

Строительство нового здания ешивы было завершено. Здание было спроектировано знающим архитектором так, чтобы соответствовать всем потребностям молодых людей, изучающих Тору.

В нем были просторные, полные воздуха и света учебные помещения. Удачная планировка библиотеки позволяла ученикам сосредоточиться, поскольку до любого тома можно было добраться за считанные секунды. Каждая комната была оборудована так, что учащиеся могли углубиться в изучение Торы без неудобств и беспокойства. Завершая отделку, строители прикрепили у входа в здание каменную пластинку, на которой было написано: "По проекту архитектора К". Каждый входящий знал, что все детали этого здания сконструированы по плану, цель которого - способствовать изучению Торы.

Так же и в этой главе, которая завершает рассказ о строительстве Мишкана, - к описанию каждого предмета прикрепляется нечто вроде "указания об Авторе проекта". К каждому описанному предмету Тора добавляет: "Он построен, как Ашем повелел Моше". Это говорит нам о том, что каждое отдельное указание относительно Мишкана было выполнено Моше в соответствии с Б-жественными планом и целью.

Шехина возвращается на землю

Мишкан был построен за три месяца. Строительство завершилось 25 кислева 2449 года от Сотворения мира. Моше считал, что Мишкан следует освятить немедленно. Но Всевышний сказал: "Мишкан не будет освящен до наступления месяца нисан".

Из всех месяцев года только нисан удостоился того, чтобы в нем начал свою работу Мишкан. Это месяц, в который Шехина освящает мир. Почему? Потому что Мишкан призван принести в мир свет.

Поскольку месяц кислев (в который закончилось строительство) был обойден и не почтен как месяц освящения Мишкана, он был избран месяцем праздника Ханука, который начинается 25 кислева.

Строительство всех деталей было завершено, осталось только соединить их в одно сооружение, т.е. собрать Мишкан. Евреи попытались это сделать. Люди пришли к Моше, каждый держал в руках изготовленную им деталь Мишкана. Один говорил: "Вот моя доска", другой: "Вот мой брус".

Но Ашем повелел Моше не собирать Мишкан до наступления нисана. Насмешники из народа стали смеяться: "Неужто вы верите, что Шехина действительно пребудет на том, что собрано руками сына Амрама? Давайте такую легкую работу сделаем сами". И они пытались собрать Мишкан, но у них ничего не получилось. Тогда к работе по сборке приступили все умудренные мужи того поколения, но и они потерпели неудачу. Наконец за дело взялся Моше. Едва он коснулся брусьев - как они чудом приняли нужное положение.

Церемония освящения началась за семь дней до начала нисана и продолжалась восемь дней. Ашем научил Моше, на какое место поставить каждый предмет, как совершать служение, как приносить воскурения, как готовить светильники Меноры, как совершить помазание всех предметов, чтобы освятить их, как приносить жертвы, как одевать Аарона и его сыновей и как их помазать на служение.

Восьмым днем освящения было первое нисана. Великие события того особого дня подробно описываются в разделе Шмини. Именно тогда были принесены положенные воскурения.

Наступил момент, когда, наконец, Облако Шехины опустилось на Мишкан и наполнило его своим присутствием.

Всевышний создал мир только для того, чтобы в нем могла пребывать Его Шехина. Но с каждым грехом людей Шехина удалялась от них.

- После греха Адама Шехина ушла на Первое Небо.

- Когда согрешило поколение Эноша, Шехина ушла на Второе Небо.

- Поколение Потопа нарушало законы до такой степени, что Шехина передвинулась на Третье Небо.

- Нечестивое Поколение Рассеяния заставило Шехину отступить на Четвертое Небо.

- Развращенность египтян во времена Авраама (вспомните грех фараона по отношению к Аврааму и Саре) отодвинула Шехину на Пятое Небо.

- Из-за порочности Сдома и соседних с ним городов Шехина ушла на Шестое Небо.

- Наконец, развращенность египтян во времена Моше заставила Шехину отступить на Седьмое Небо.

Но не все так печально. Семь праведников вернули Шехину в наш мир.

- Авраам вернул ее на Шестое Небо.

- Ицхак вернул Шехину на Пятое Небо.

- Яаков заставил Шехину сойти на Четвертое Небо.

- Леви вернул ее на Третье Небо.

- Кеат вернул ее на Второе Небо.

- Амрам опустил ее на Первое Небо.

- Когда Моше возвел Мишкан, Шехина сошла с Первого Неба и снова вернулась на землю.

Хотя Шехина проявлялась только в Мишкане, сияние Славы Всевышнего распространялось оттуда на весь мир.

Пока Облако Славы пребывало на Мишкане, Моше не входил туда из почтения к Шехине. Поэтому Всевышний отличил его, призвав в Храм в присутствии всей Общины (см. Ваикра 1:1).

Величие Мишкана

В первом стихе раздела Пекудей Мишкан назван - Мишкан аэдут, "Мишкан свидетельства". Он назван так, потому что служил всем народам свидетельством того, что Всевышний простил евреев за грех тельца.

Величие Мишкана проявилось и в том, что его священные принадлежности ни разу не попали в руки неевреев. Когда царь Шломо возвел постоянный Храм, все принадлежности были перенесены туда. А через много лет - перед разрушением Храма - сосуды спрятали в его подземных хранилищах.

(Нельзя того же сказать о самом Храме. Если про Мишкан, который путешествовал вместе с народом по пустыне и в котором пребывала Шехина, известно, что он никогда не был захвачен неевреями, то Первый Иерусалимский Храм, тоже служивший местом пребывания Шехины Ашема, попал однажды в руки неевреев. Второй Храм уже не служил обителью Шехины; он был завоеван другими народами, несмотря на то что внешне выглядел значительно эффектнее Мишкана. Он был больше по размерам и построен с большим великолепием, но Мишкан превосходил его святостью, ибо был возведен лишь руками евреев и с чистыми намерениями. Что касается Первого Храма (построенного царем Шломо), то он был возведен с помощью рабочих-неевреев, строителей царя Цура. То же самое произошло со Вторым Храмом. Потому-то они и не сохранились, а попали в руки неевреев.)

Сооружение Мишкана Ашему было дороже, чем Сотворение всей вселенной. Вселенная возникла просто по слову из уст Ашема, а Мишкан возник в результате труда великих праведников - Моше, Бецалеля, Аолиава и всей Общины Израиля.

Ашем принял участие в строительстве; как сказано: "Святыня, о мой Ашем, которую основали Твои руки!" (Шмот 15:17).

О Мишкане сказано: "Идите, поглядите, дочери Циона, на царя Шломо (выйди и посмотри, народ Израиля, на Царя, Которому принадлежит мир), на венец, которым увенчала его мать (на корону, которую Община Израиля сделала для Него, своего Творца)" (Шир Аширим 3:11).

Что это за корона? Это Мишкан, который украсили золотом, серебром и драгоценными камнями.

Как велика была радость Творца! Небо и земля не могут вместить Его Славы, но Он поместил свою Шехину в Мишкан.

Сказано: "Как хороши твои шатры, Яаков, твои жилища, Израиль!" Что это за шатры и жилища? Под "шатрами" понимаются Мишкан Б-жественной Славы и шатер Моше. Под "жилищами" - места пребывания Всемогущего до эпохи создания Иерусалимского Храма: Мишкан в пустыне, в Шило, в Нове и в Гивоне.

Облако Славы покоилось над Мишканом днем, а Облако Огня - ночью. Они были видны всей Общине Израиля во все время ее странствий в пустыне.

"Счастлив народ, чья судьба такова! Счастлив народ, чей Г-сподь - Б-г!" (Теим 144:15)


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =