А. Десницкий, Поэтика библейского параллелизма.

в PDF

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = АТЛАС = ОГЛАВДЕНИЕ =

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 5
Условные обозначения 8
1. ИСТОРИЯ: СОВРЕМЕННАЯ БИБЛЕИСТИКА И ПАРАЛЛЕЛИЗМ 10
1.1. Новые тенденции в библейской филологии 10
1.1.1. Библеистика на перекрестке наук 10
1.1.2. «Реальность за текстом» или «реальность текста»? 11
1.1.3. Библейская филология «после Соссюра». 13
1.1.3.1. Означающее и означаемое 14
1.1.3.2. Язык и речь 18
1.1.3.3. Синхрония и диахрония 19
1.1.4. Исследования параллелизма в библейской филологии 20
1.2. Поэзия, проза и параллелизм 22
1.2.1. Ветхозаветная поэзия: свидетельство древних 24
1.2.2. Ветхозаветная поэзия и современное стиховедение 26
1.2.3. «Алгебра» ветхозаветного стиха 29
1.2.4. Принцип поэтичности и параллелизм 31
1.2.5. Параллелизм в повествовательной прозе 34
1.3. Законы человеческой речи и параллелизм 37
1.3.1. Строгая синонимия или антонимия? 37
1.3.2. Лингвистический анализ параллелизма 39
1.4. Культурология и библейский параллелизм 42
1.4.1. Параллелизм как универсалия 42
1.4.2. Параллелизм и письменность Израиля 44
1.4.3. Параллелизм и типология культур 46
2. ЭКСКУРС: ПАРАЛЛЕЛИЗМ НА ДРЕВНЕМ БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ 48
2.1. Смысл и сила имени 48
2.1.1. Мир как система 48
2.1.2. Имя как сущность 52
2.1.3. Многозначные имена 57
2.2. Шумерский параллелизм 60
2.3. Аккадский параллелизм 63
2.4. Параллелизм в угаритском эпосе 65
3. ТЕОРИЯ: ПРИРОДА ПАРАЛЛЕЛИЗМА 68
3.1. Определение параллелизма 68
3.2. Параллелизм и речевые функции 70
3.2.1. Основы теории речевых функций 70
3.2.2. Параллелизм и поэтическая (эстетическая) функция 72
3.2.3. Параллелизм и другие функции 74
3.3. Звучание и значение 74
3.3.1. Две формы для одного содержания? 74
3.3.2. Значимые созвучия 75
3.4. Многозначность 81
3.4.1. Контекст и многозначность слова 81
3.4.2. Многозначность: от звука к букве 84
3.4.3. Многозначность письменного текста 86
3.5. Параллелизм и образный ряд 90
3.5.1. Образ, символ и параллелизм 90
3.5.2. Синтаксические структуры и образный ряд 92
3.5.3. Повтор или развитие? 97
3.6. Параллелизм и структура текста 99
3.6.1. Нелинейность художественного текста 99
3.6.2. Композиционный параллелизм 103
4. ТЕОРИЯ: ПАРАЛЛЕЛИЗМ, ПОВЕСТВОВАНИЕ И БОГОСЛОВИЕ 110
4.1. Повторы в повествовательных текстах 110
4.2. Параллелизм как смена точек зрения 112
4.3. Параллелизм как стереоскопия 117
4.3.1. Давид и его женщины: мастерство скупого портрета 117
4.3.2. Пастух и оруженосец: два Давида 119
4.4. Параллелизм как интертекстуальность 120
4.4.1. Что такое интертекстуальность? 120
4.4.2. Царь, патриарх и его жена: агада внутри Писания 122
4.4.3. Два пророка: развитие идеи 126
4.4.4. Эсфирь: повествование на фоне условностей 131
4.4.5. Руфь-моавитянка: эмансипация богословия от родового мифа 132
4.4.6. Ветхий Завет в Новом 136
4.5. Параллелизм и библейское богословие 139
5. МЕТОДОЛОГИЯ: В ПОИСКАХ КЛАССИФИКАЦИИ 146
5.1. Параллелизм звуков и слов 147
5.1.1. Звуковой параллелизм 147
5.1.2. Морфологический параллелизм 149
5.1.3. Ритмико-строфический параллелизм 150
5.1.4. Лексический параллелизм 152
5.1.4.1. Пары слов 153
5.1.4.2. Одно слово в двух значениях 155
5.1.4.3. Ключевые слова 156
5.1.4.4. Формулы 157
5.1.4.5. Рефрен 158
5.1.4.6. Слова одного семантического поля 159
5.2. Параллелизм образов: попытка классификации 159
5.2.1. В поисках адекватного подхода 160
5.2.1.1. Примеры существующих моделей 160
5.2.1.2. Необходимость многостороннего анализа 162
5.2.2. Новая модель классификации 164
5.2.2.1. Основные критерии 165
5.2.2.2. Дополнительные критерии 167
5.2.2.3. Включать ли в классификацию формальные параметры? 170
5.2.2.4. Условные обозначения 171
5.2.2.5. Примеры 172
6. АНАЛИЗ ТЕКСТОВ 175
6.1. Псалом 7 175
6.2. Первая речь Иова (Иов 3) 177
6.3. История Иосифа (Бытие 37 – 48) 182
6.4. Загадочный «жених крови по обрезанию» (Исход 2:24-26) 190
6.5. Параллелизм в книге пророка Ионы 198
6.6. Книга Притчей: образец многоуровневого параллелизма 201
6.6.1. Разнообразие как параллелизм? 203
6.6.2. Параллелизм и образный ряд 204
6.6.3. Параллелизм как принцип сочетания изречений 205
6.6.4. Параллелизм “на расстоянии”: сходные стихи в разных главах 206
6.6.5. Параллелизм как принцип сочетания тем 207
6.6.6. Параллелизм как принцип композиции всей книги 211
7. БИБЛЕЙСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ И АНТИЧНАЯ РИТОРИКА 215
7.1. Сравнение 217
7.1.1.Параллелизм, исоколон, антитеза 217
7.1.2. Ценности и ориентиры 218
7.1.3. Дефиниция и подобие 220
7.1.4. Портрет и характер 223
7.1.5. Монолог и диалог 228
7.1.6. Единство и многозначность 232
7.2. Экскурс: созвучия и ритм у греков 235
7.2.2. Созвучия 235
7.2.3. Ритм 238
7.3. Встреча: Септуагинта 241
7.3.1. Септуагинта – откуда и зачем? 242
7.3.2. Септуагинта – как и почему? 243
7.3.3.Параллелизм в Септуагинте 244
7.3.3.1. Параллелизм и редакторская правка 244
7.3.3.2. Упрощение параллелизма 246
7.3.3.3. Расширение параллелизма 246
7.3.3.4. «Выравнивание» параллелизма 248
7.3.4. Формальные черты параллелизма в Септуагинте 249
7.3.5. Непереводная Септуагинта 250
7.4. Синтез: Новый Завет 252
7.4.1. Новый Завет как семитский текст? 253
7.4.2. Евангельские повествования и притчи 255
7.4.3. Послания или гимны? 258
7.4.4. Многозначное богословие Посланий 260
7.4.5. Созвучия в Откровении 262
8. ЭКСКУРС: БИБЛЕЙСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ В ВИЗАНТИИ 264
8.1. Параллелизм в богословии 264
8.1.1. Антиномии 264
8.1.2. Типология 266
8.2. Новая поэзия 269
8.2.1. Сирийская поэзия 270
8.2.2. Латинская поэзия 273
8.2.3. Греческая поэзия 274
8.3. Синтез синтеза: Акафист 277
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 280
БИБЛИОГРАФИЯ 283


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = АТЛАС = ОГЛАВДЕНИЕ =