СУББОТА

ШАББАТ

Жду Ваших писем!

=ПРАЗДНИКИ=НА ГЛАВНУЮ=ТРАДИЦИИ=ИСТОРИЯ=ХОЛОКОСТ=ИЗРАНЕТ=НОВОСТИ=

 

Помни о дне субботнем, чтобы освящать его.

Шмот, 20:8.

Храни день субботний, чтобы освящать его.

Дварим, 5:13.

До сих пор мы говорили о заповедях, связанных с повседневностью. Мы шли вслед за стрелкой часов, с утра до вечера. Но вот закончены шесть рабочих дней недели с их усталостью, с их тревогами, с их серостью и прозой жизни. Приближается час перехода от будней к святости - приближается день субботний. Многолика суббота. Многозначно всё, чем наполнен этот день. Много написано об уникальности субботы, много похвал высказано в ее адрес.

Упоминание о субботе содержится уже в Десяти заповедях - тех вечных основах, на которых строится весь мир иудаизма. Согласно преданию наших мудрецов, суббота древнее, чем исход из Египта и получение Торы с Синая. К словам Торы

"И вырос Моше, и вышел к братьям своим и увидел их тяжкий труд"

они добавляют, что Моше, вернувшись во дворец фараона после того, как "увидел их тяжкий труд", сумел убедить его подарить один день отдыха своим рабам-евреям. Фараон сделал это, исходя из своих собственных интересов: он хотел сохранить силы рабов, чтобы они могли еще тяжелее трудиться во все остальные дни недели. Однако с тех пор - и вплоть до наших дней - суббота стала символом еврейского народа. И в основе ее лежат два понятия - покой и святость, как сказано:

"День покоя и святости даровал Ты народу Своему".

Уникальность еврейской субботы выражается также и в том, что в этот день мы забываем о будничных заботах и суете, переходя в совсем иное измерение - в мир духовности и святости, в котором соблюдающий субботу еврей подзаряжает свои "аккумуляторы", энергией которых он питается в течение всех последующих шести дней труда.

Мидраш говорит нам, как суббота обратилась ко Всевышнему с претензией: мол, у каждого дня недели есть пара - лишь я осталась одна!

И в самом деле: рассматривая шесть дней Творения, мы легко обнаруживаем, что трем первым дням соответствуют в качестве дополняющих их пар три последних:

первый день - творение света, -----четвертый день - творение светил;

второй день - создание моря и неба, -----пятый день - "Да вскишит вода... и птица полетит..."

третий день - создание суши, -----шестой день - "...пусть явит земля живые существа..."

А суббота? Ей нет пары? Что же ответил Всевышний на претензии субботы? Он сказал:

"Израиль - вот твоя пара!"

Действительно, неразрывный союз связывает народ Израиля и день субботний, и они дополняют друг друга - даже в том случае, если соблюдение субботы требует от нас тяжелых жертв. Евреи соблюдают субботу на протяжении многих веков и ради ее соблюдения готовы пожертвовать жизнью.

"ПАМЯТЬ О ДЕЛЕ ТВОРЕНИЯ"

Обоснование для самого института субботы дается уже в Десяти заповедях:

"Ибо шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, море и всё, что в них, и почил Он в день седьмой - потому благословил Г-сподь день седьмой и освятил его".

И обоснование это, опираясь на рассказ самой Торы о сотворении мира, подчеркивает роль субботы в свидетельстве о сотворении мира Всевышним. Следовательно, суббота - это "память о деле Творения" и краеугольный камень монотеизма. Прекращая работу перед субботой, мы тем самым демонстрируем перед всем светом, что следуем путям Творца: Он после завершения всей работы по сотворению мира в течение шести будничных дней "прекратил в день седьмой всю работу Свою, которую создал", - и так же поступаем мы.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

Вторая основа субботы - это тот факт, что суббота - "память об исходе из Египта". В тексте Десяти заповедей, изложенном Моше в книге Дварим, это формулируется так:

"И помни, что рабом был ты в стране Египетской, и вывел тебя оттуда Г-сподь, Б-г твой, крепкой рукою и мощью великой - поэтому повелел тебе Г-сподь, Б-г твой, соблюдать день субботний".

Следовательно, суббота имеет не только универсальное значение, но является нашей важнейшей национальной ценностью. Переход от будней к святости, от работы к покою - это переход от рабства к свободе подобно исходу наших предков из Египта. Суббота призвана дать нам ощущение того, что история повторяется: мы снова присутствуем при чуде освобождения из Египта - исхода из мрака к свету, из рабства к свободе. Каждую субботу мы снова и снова повторяем чудо исхода из Египта со всеми оттенками его смысла и со всеми его результатами: мы видим руку Всевышнего, творящую все чудеса и знамения, присутствуем при даровании Торы у горы Синай, вновь завоевываем Страну Израиля, вновь поселяемся на ее просторах...

ВСЕОБЩЕЕ РАВЕНСТВО

Дополнительный акцент делает суббота на равенстве всех людей пред Всевышним и на Его заботе о всех созданиях, сотворенных на благо человеку:

"Шесть дней занимайся трудом своим, а в день седьмой пребывай в покое, чтобы отдохнул бык твой и осел твой, чтобы вздохнул свободней сын рабыни твоей и пришелец"

Шмот, 23.

Та же идея выражена и в Десяти заповедях:

"А в день седьмой - суббота... не совершай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой, что в воротах твоих, - чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя подобно тебе".

Нет нужды останавливаться более подробно на этом великом воспитательном значении субботы. Даже те, кто в течение всех шести дней недели находятся на самом дне человеческого общества, в субботу приобретают равные со всеми права. Загляните в синагоги в субботу, и вы увидите, как богатые и бедные молятся вместе и вместе изучают Тору. Поистине, "один Отец у них всех"! В субботу нет работника и работодателя - все равны пред Всевышним.

СУББОТА - ДЕНЬ ДУХА

От еврейского народа, народа Книги, требуется особая высота мысли и духа. И с этой задачей народ Израиля с честью справлялся и справляется, несмотря на все превратности своей истории. Где найдешь в наши дни народ, занятый строительством своей страны, время, необходимое для овладения своими духовными ценностями? Суббота выполняет и эту функцию: один день в неделю полностью посвящается изучению Торы, совершенствованию мысли, духовному подъему. Каждую неделю мы отрываемся на один день от материального мира и его ценностей, от погони за материальным успехом... Суббота - день духа и она освящает духовностью все остальные дни недели.

ВСЕ ВМЕСТЕ

И еще одну идею несет в себе суббота - обновление семейных связей, придание большего единства союзу мужчины и женщины, укрепление дружеских связей между соседями. Какова сегодня реальность нашей жизни? Днем - работа, тревоги и заботы, вечером - телевизор, домашние работы, развлечения... Усталые труженики рано отправляются спать. Встречи членов семьи - если они вообще встречаются - редки и мимолетны.

Множество кризисов в отношениях между супругами и между детьми и родителями можно было бы избежать, если бы у людей нашлось время поговорить друг с другом, объясниться, прийти к взаимопониманию.

И вот тут-то суббота преподносит нам особый подарок: день, когда не нужно идти на работу, когда не нужно готовить уроков, когда не смотрят телевизор. В этот день нет домашней работы, в этот день не спрашивают: куда пойдем вечером? Семья собирается за субботним столом: свечи, белая скатерть, празднично накрытый стол, "Кидуш", субботние песни, слова Торы - вот что такое субботний вечер. В такой обстановке вы не можете молчать, вы не можете не открыть свое сердце навстречу сердцам домочадцев. Вы наконец-то можете побеседовать с ними обо всем, что накопилось за всю неделю. Вот здесь, у субботнего стола - истинное место развития культуры беседы. Здесь учатся слушать и слышать, говорить и рассказывать, углублять старое и открывать новое. Вот что ломает шаблоны и разрушает рутину, вот что придает жизни новизну и свежесть!

"ХРАНИ" И "ПОМНИ"

"Храни" и "помни" в одном слове дал нам услышать единый Б-г", - поем мы, встречая субботу и вспоминая, как при даровании Торы мы чудесным образом услышали одновременно слова "храни день субботний" и слова "помни день субботний". Так объясняют наши мудрецы, почему в одном месте изложения Десяти заповедей сказано "помни день субботний", а в другом -"храни день субботний".

Оба выражения имеют глубочайший смысл. Из повеления "помни день субботний" мы учим, что необходимо придавать субботе ее неповторимый облик: зажигать свечи, произносить особые субботние молитвы, совершать "Кидуш" и "Гавдалу", читать Тору в синагоге, устраивать субботние трапезы и петь субботние песни. Из повеления же "храни день субботний" мы учим, что есть вещи, которых мы должны избегать в субботу, чтобы сохранять особый характер этого дня: что есть множество видов работы, которые запрещено делать в субботу, что мы обязаны изучать законы субботы, чтобы знать и то, что запрещено делать в субботу Торой, и то, что запрещено делать в субботу нашими мудрецами, чего следует избегать как противоречащего духу субботы - духу святого дня.

"Храни" и "помни" - это две стороны одной медали, позитивная и негативная. Представим себе, что человек уснул в пятницу под вечер и проспал 25 часов подряд - исполнил ли он заповедь о субботе? На первый взгляд кажется, что он исполнил повеление "храни" - он ведь ничем не нарушил субботу. Но в действительности он не выполнил заповеди о субботе. Мало не делать ничего - необходимо также сделать что-то, чтобы суббота была субботой. Такой человек не исполнил повеления "помни" - он ничего не сделал, чтобы освятить этот день и самого себя.

Этим примером мы хотим устранить очень распространенную ошибку - распространенную в среде тех, у кого нет правильного представления о том, что такое еврейская суббота. Они видят в законах субботы лишь собрание запретов - своего рода "табу": не ездить, не курить, не включать электричества - ни тебе моря, ни волейбола, ни телевизора... Как будто вся суббота сводится только к запретам! Ясно, что ощущение это основано на половине правды. Незамеченной остается вторая половина: что заповедь о субботе имеет и позитивную сторону, которая отнюдь не менее важна, чем негативная. К субботе нельзя относиться только как ко дню физического покоя - это день, когда человеку дается возможность духовного роста. Всё, что, как нам кажется, доставляет нам удовольствие - поездки, купание в море, футбольные матчи, - в действительности совершенно лишено духовного содержания. Ему есть место в будни. В субботу мы обязаны исполнять слова Торы:

"Помни о дне субботнем, чтобы освящать его".

КАНУН СУББОТЫ

ПРИГОТОВЛЕНИЯ К СУББОТЕ

"И будет: в день шестой они приготовят то, что принесут"

Шмот, 16.

Мы обязаны готовиться к наступлению субботы и подготовить всё, что для нее нужно, заранее. Об этом говорит известное изречение:

"Тот, кто трудился накануне субботы, будет есть в субботу, а тот, кто не трудился накануне субботы, что будет он есть в субботу?"

Здесь уместно заметить, что "кануном субботы" называется пятница до вечера, с наступлением же вечера - это уже не "канун субботы", а сама суббота.

У прочих народов принято, что сутки начинаются в полночь. У нас же началом суток считается заход солнца: сначала ночь, потом день - как сказано в Торе:

"И был вечер, и было утро - день один".

И в этом есть большая символика: судьба еврейского народа напоминает еврейские сутки - сначала закат, сумрак, страдания в изгнании (которое сравнивается в наших источниках с ночью), а потом - рассвет и восход солнца. То есть сначала изгнание, потом - избавление. А у других народов - наоборот: сначала они процветают, растут - и вдруг на них опускается ночь и они исчезают с исторической арены.

Но вернемся к нашей теме. Все приготовления должны быть закончены накануне; когда суббота уже наступила - поздно что-либо готовить на субботу.

Цитата, которой открывается эта глава, заимствована из рассказа Торы о мане, который ели наши предки в пустыне. Каждое утро они выходили из лагеря и собирали омер (ок. 2 кг) мана на каждую душу. Для того, чтобы не затруднять их поиском пищи в субботу, в пятницу Всевышний давал им двойную порцию мана - 2 омера, и называлась эта порция лехем мишнэ, "двойное количество хлеба", чтобы одна из этих порций осталась на субботу.

Отсюда видно, как важна подготовка к субботе. Мудрецы наши говорят, что даже человек, у которого много слуг и который не занимается домашним хозяйством в течение всей недели, все равно обязан сделать хоть что-нибудь - пусть символически - в честь субботы.

Талмуд перечисляет целый ряд примеров того, как амораи готовились к субботе (трактат Шабат, 119): Раба и рав Йосеф, например, кололи дрова для приготовления субботней еды, рав Зейра сам разжигал печку, Рава солил рыбу, а рав Сафра сам жарил рыбьи или овечьи головы, предназначенные к субботнему столу.

Суббота была для них дорогим гостем, и они называли ее ласковыми именами: "царица-суббота", "невеста, связывающая свою судьбу с женихом", - то есть суббота, связывающая свою судьбу с Израилем, своим "женихом".

Галаха предписывает нам помыться, подстричься, подстричь ногти, красиво одеться в честь субботы. В доме все должно быть чисто, стол должен быть накрыт по-праздничному, а еда - по мере возможностей семьи - более вкусной и более обильной, чем в будни. "И назовешь ты субботу наслаждением" - требует от нас пророк Йешаягу, и в этих словах содержится указание на то, что к субботе следует готовиться.

Но подготовка к субботе не сводится только к внешней, физической стороне. Подготовка к субботе включает в себя также изучение недельной главы Торы -чтение ее с арамейским переводом по принципу "два раза Тора и один раз перевод". Пять книг Торы разделены на 54 главы, каждую из которых читают в каждую из недель года. Наши источники предписывают нам готовиться к субботе также и духовно и накануне субботы прочитать соответствующую главу Торы так: каждый стих Торы дважды читают в оригинале, а затем один раз - его перевод на арамейский язык (который также обычно напечатан в изданиях Торы). Перевод этот сделал Онкелос, тем самым облегчив простому народу, говорившему тогда по-арамейски, понимание смысла Торы. Поскольку сегодня арамейский язык не является нашим разговорным языком, долг изучения недельной главы Торы можно исполнить, прочитав ее вместе с комментариями Раши.

Необходимо сделать это до наступления субботы. Однако если что-то вам помешало, можно наверстать упущенное в течение субботы - но до молитвы "Минха", когда уже начинают читать следующий раздел Торы. Есть также мнение, что в крайнем случае можно сделать это до вторника - третьего дня после субботы, поскольку первые три дня недели считаются еще принадлежащими влиянию минувшей субботы (так, "Гавдалу" можно совершать до вторника, если не успели раньше). Однако со среды начинаются дни, относящиеся уже к новой, наступающей субботе.

ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ

В еврейский дом суббота входит в момент зажигания субботних свечей. Честь исполнения этой заповеди предоставляется хозяйке дома. Свечи зажигают примерно за полчаса до захода солнца, и поэтому следует каждый раз справляться по календарю о времени зажигания свечей - потому что оно каждую неделю иное. Кроме того, в разных городах оно разное, а в Иерусалиме принят обычай зажигать субботние свечи за 40 минут до захода солнца. Женщина, зажегшая свечи после захода солнца, не только не выполняет заповедь - она нарушает субботу, преступив запрет Торы:

"Не зажигайте огня в день субботний где бы ни жили вы".

Зажигание субботних свечей - одна из трех специфически женских заповедей. Однако если в доме нет женщины, это обязан сделать муж или кто-то другой из домочадцев. Почему исполнение этой заповеди - обязанность женщин? Ответ прост: женщина, в отличие от мужчины, почти постоянно находится дома - поэтому-то она и зажигает свечи. Есть и еще одна причина: субботние свечи охраняют домашний мир - поэтому наши мудрецы оказали особую честь хозяйке дома совершать действие, приводящее в дом святость субботы.

И еще одну интересную причину называют наши мудрецы: зажигание субботних свечей - это исправление и искупление греха первой женщины, Хавы, матери всего человечества, которая сама съела запретный плод и накормила им своего мужа, Адама. Тем самым Хава привела в мир смерть, или, как выражаются мудрецы, "погасила свечу мира", потому что "Б-жья свеча - душа человеческая". Теперь, зажигая субботние свечи, женщина совершает прямо противоположное действие и тем самым исправляет и искупает грех Хавы.

СКОЛЬКО СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАЮТ?

Бытуют два обычая, касающихся числа свечей, зажигаемых перед наступлением субботы:

1. зажигают две свечи - одну в честь повеления "помни день субботний", а другую - в честь повеления "храни день субботний", которые, дополняя друг друга, создают святость субботы;

2. зажигают столько свечей, сколько человек в семье, - например в семье, где у родителей трое детей, зажигают пять свечей.

Женщина, которая почему-либо не зажгла однажды субботних свечей, обязана впредь зажигать на одну свечу больше, чем делала до тех пор. После зажигания свечей женщина не должна больше совершать никакой работы, запрещенной в субботу. Женщина, зажигающая свечи раньше времени, указанного в календаре, - например потому, что она собирается поехать куда-либо до наступления субботы, - должна высказать вслух перед зажиганием свечей, что она еще не принимает на себя субботы со всеми ее запретами.

Мужчины, обычно не зажигающие субботних свечей, принимают на себя субботу тогда, когда говорят в синагоге "Хвалебную песнь в честь субботнего дня".

Подсвечники следует ставить на тот стол, вокруг которого соберутся члены семьи для субботней трапезы. Желательно положить на стол халы раньше, чем на него ставят подсвечники, - тогда стол можно будет переносить с места на место в субботу вместе с подсвечниками, если понадобится, например, подмести пол. Дело в том, что сами подсвечники нельзя носить в субботу - они мукцэ, предмет для совершения запрещенной в субботу работы (в данном случае - зажигания свечей). Но если мы прежде положили на стол халы, то он будет служить основанием не только для мукцэ, но и для того, что разрешается в субботу носить, - для хлеба. Если стол слишком мал, свечи можно поставить на что-либо другое в той комнате, где будут естm Желательно, чтобы свечи были достаточно велики, чтобы гореть в продолжение всей трапезы.

Обычно благословения произносят непосредственно перед совершением заповеди, однако благословение над субботними свечами говорится после того, как их зажигают. Почему? Потому что, произнося благословение

"...освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботние свечи",

хозяйка дома принимает на себя субботу, и с этого момента для нее вступают в силу все субботние запреты - и в том числе запрет зажигать огонь! Поэтому женщина сначала зажигает субботние свечи, а лишь потом произносит благословение. Этим также объясняется обычаи закрывать глаза ладонями во время произнесения этого благословения и затем смотреть на свечи: выходит, что, произнося благословение, женщина не видит свечей, - а когда она смотрит на них после, получается, что благословение произнесено как бы до их зажигания.

Старинный еврейский обычай - перед зажиганием субботних свечей опускать несколько монет в копилку цдака. Сказано:

"Ибо свеча - заповедь, а Тора - свет",

и в награду за исполнение заповеди о зажигании субботних свечей еврейские матери получают свет Торы, освещающий их дом, - то есть детей, посвящающих себя изучению Торы, чистых сердцем. Вот молитва, которую принято читать после зажигания субботних свечей:

"Да будет угодно Тебе, Г-сподь, Б-г мой и Б-г отцов моих, смилостивиться надо мной, и над всеми моими близкими, и дать всем нам и всему Израилю дни долгой и хорошей жизни, и помнить о нас ради благополучия нашего, и ниспослать нам спасение и милосердие, и благословить нас великими благословениями, и поддерживать мир в домах наших, и не удалять Свое присутствие из среды нашей, и удостоить нас того, чтобы мы вырастили детей и внуков наших умными и мудрыми, любящими Всевышнего и боящимися Его, людьми честными, святым семенем, людьми, верными Всевышнему и освещающими весь мир Торой и добрыми делами во всем своем служении Творцу! Услышь мольбу мою в этот час во имя Сары, Ривки, Рахели и Леи, праматерей наших, и да не погаснет свеча наша во веки веков, и обрати к нам лик Свой и будем мы спасены! Амен!"

"ВСТРЕЧА СУББОТЫ"

После зажигания субботних свечей идут мужчины в синагогу на молитвы "Минха", "Встреча субботы" {Кабалат шабат) и "Маарив".

Есть обычай перед "Минхой" прочитывать Шир Гаширим, Песнь песней. Об этой книге Танаха сказал раби Акива:

"Все книги Танаха - святы, но эта - Святая Святых".

Согласно традиционному толкованию, эта книга выражает союз между женихом - Всевышним и невестой - Израилем. После Шир гаширим читают 107-ю главу Тегилим, выражающую благодарность Всевышнему, Который спасает нас от всевозможных несчастий: "Увидят всё это чистые сердцем - и возрадуются, а всё нечестивое закроет свой рот. Кто мудр - будет помнить всё это и размышлять о доброте Г-спода".

"Единственный души моей. Отец милосердный" - это короткая поэма из четырех строф, первые буквы которых образуют имя Всевышнего. Своим настроением она вводит нас в атмосферу субботы, в которой мы молимся "Минху".

Шесть глав Тегилим открывают "Встречу субботы" - по числу рабочих дней недели. Первая из них -"Пойдем, воспоем Г-спода", а последняя - "Псалом Давида", который читают стоя. После этого мы поем гимн "Выйди, возлюбленный мой, навстречу невесте", который сочинил раби Шломо Алькабец, один из величайших мудрецов-кабалистов. Последний куплет, "Приди же с миром", мы произносим стоя, повернувшись лицом ко входу в синагогу (обычно - на запад), словно ожидая входа невесты - царицы-субботы.

"Встреча субботы" заканчивается еще двумя главами из Тегилим: 92-и ("Хвалебная песнь в честь субботнего дня") и 93-и ("Воцарился Г-сподь, облачился в величие"), после которых говорят "Кадиш ятом" (те, кто находятся в 11-месячном трауре по умершим родственникам, или те, у кого в этот день годовщина смерти близкого человека).

При переходе от "Встречи субботы" к молитве "Ма-арив" те, кто молятся по сефардскому "сидуру" (нусах сфарад}, говорят отрывки из книги Зогар, описывающие святость субботы. Те же, кто молятся по ашкеназскому "сидуру" (нусах ашкеназ}, повторяют здесь 2-ю главу из трактата Мишны Шабат, которая посвящена зажиганию субботних светильников, а после этого те, кто обязаны говорить "Кадиш", произносят "Кадиш дерабанан". Затем традиционным субботним напевом хазан открывает "Маарив".

"Шма" субботнего "Маарива" отличается от будничного окончанием второго благословения после самого "Шма": вместо слов "охраняющий народ Свои, Израиль, вечно" мы говорим, встав: "... раскидывающий Свой мирный шатер над нами, и над всем Израилем, народом Своим, и над Иерусалимом". Те, кто молятся по сефардскому "сидуру", добавляют здесь цитаты из Торы:

"И пусть соблюдают субботу сыны Израиля...", чтобы ярче выявить характер дня (а в Рош-Гашана, Йом-Ки-пур и праздники здесь говорят другие цитаты, соответствующие дню).

После того, как хазан скажет "Хаци-кадиш", молятся субботнюю "Амиду", состоящую на этот раз всего из семи благословений: первые три и последние три - как обычно, а среднее - особое благословение, связанное по содержанию с субботой. Это благословение в каждой из субботних молитв ("Маарив", "Шаха-рит", "Мусаф" и "Минха") - разное. В "Маариве" оно говорит, главным образом, о том, что суббота - память о сотворении мира Всевышним. Заканчивается оно - так же, как и в остальных молитвах субботы, -словами "Благословен Ты, Г-сподь, освящающий субботу!"

После "Амиды" все - и община, и хазан - громко произносят, стоя, отрывок из Торы: "И завершены были небо и земля..." Тем самым мы свидетельствуем о том, что Всевышний сотворил мир в течение шести дней. По закону Торы, свидетель в суде должен заявлять о том, что он знает, стоя и громким голосом, - вот и мы произносим свое свидетельство так же.

Затем хазан произносит краткое благословение, упоминающее о праотцах мира, и община хором читает молитву "Защита отцов", концентрирующую в себе содержание семи благословений "Амиды", уже произнесенных шепотом. Это - замена повторения хазаном "Амиды" вслух. Этот обычай возник в древности, когда синагоги находились за городом, и опоздавшие к началу молитвы и потому задержавшиеся в синагоге дольше других, могли подвергнуться опасности во время возвращения домой. Поэтому мудрецы учредили молитву "Защита отцов" для того, чтобы в то время, когда община читает ее, опоздавшие имели возможность закончить "Амиду" и покинуть синагогу вместе со всеми. И хотя условия сейчас изменились, мы продолжаем до сих пор исполнять установленное мудрецами.

После "Полного кадиша", который произносит хазан, все читают еще 23-ю главу из Тегилим, "Кадиш ятом" и слышат призыв хазана: "Благословите Г-спода благословейного!" На эти слова отвечают: "Благословен Г-сподь благословенный!" и заканчивают "Маарив" чтением "Алейну". После последнего "Кадиш ятом" принято еще петь гимны "Владыка Вселенной" или "Да возвеличится Б-г". Эти гимны находятся в начале "сидура" - среди первых молитв дня.

Есть общины, в которых принято после "Маарива" совершать в синагоге "Кидуш" над бокалом вина -чтобы напомнить еще раз о святости дня, а также для того, чтобы дать возможность тем, кто почему-либо не может совершить "Кидуш" над вином, исполнить свой долг, прослушав его в синагоге.

ВЕЧЕРНЯЯ ТРАПЕЗА

На субботний стол кладут две халы и накрывают их специальной салфеткой. Эти две халы - лехем мишнэ. Они призваны напоминать нам о том, что в честь субботы Всевышний давал нашим предкам в пустыне двойную порцию мана - два омера на душу.

Почему мы накрываем субботние халы? Этому есть два объяснения: первое - потому что ман был словно упакован в два слоя небесной росы, сверху и снизу -так же и мы Кладем халы на скатерть и накрываем их сверху салфеткой. Второе объяснение связано с тем, что говорилось выше о благословениях "Негенин": сначала благословение следует произносить над хлебом, а уж потом - над вином (потому что в стихе Торы, перечисляющем дары Страны Израиля, виноград стоит после пшеницы). Однако поскольку до совершения "Кидуша" нельзя ничего есть, мы вынуждены сначала произнести благословение над вином. А чтобы не унижать достоинство хлеба, мы накрываем его салфеткой -словно его вообще нет на столе.

Лехем мишнэ должен быть на столе во всех трех субботних трапезах, и здесь следует подчеркнуть, что устраивая в субботу по меньшей мере три трапезы, мы тем самым воздаем честь субботе: первый раз -вечером, после наступления субботы, второй - после "Шахарит" и третий - под вечер. Намек на это содержится в 16-й главе книги Шмот, где говорится о даровании мана и подготовке к субботе:

"Ешьте его сегодня, ибо сегодня - суббота в честь Б-га, сегодня вы не найдете ман в поле".

Троекратное повторение слова "сегодня" после того, как сказано "ешьте" - это намек на то, что во время субботы надо устраивать три трапезы.

После вечернего "Кидуша" омывают руки: глава семьи - первым, а самый младший в семье - последним.

Глава семьи снимает салфетку с хал, делает отметку ножом на хале, где потом он разрежет ее, кладет обе руки на халы и громко произносит благословение "Выращивающий хлеб из земли". Затем он разрезает халу там, где сделал отметку, обмакивает отрезанный ломоть в соль и ест. Потом он разрезает халу дальше и раздает ломти всем членам семьи, которые не должны произносить благословение над хлебом, прослушав это благословение из уст главы семьи и ответив "амен", они уже исполнили свой долг произнесения благословения.

По мере возможности, субботняя трапеза должна состоять из вкусной, разнообразной и обильной пищи. Желательно есть рыбу и мясо - чтобы исполнить завет "и назовешь ты субботу блаженством". Мудрецы наши придают огромное значение качеству субботней трапезы и говорят, что в Рош-Гашана на небесах определяют, сколько денег получит еврей в течение следующего года на свое пропитание - но в эту сумму не входят расходы на трапезы суббот и праздников и расходы на оплату обучения детей Торе.

"Если он увеличивает эти расходы - ему прибавляют"!

Расходы эти - на субботние и праздничные трапезы и на воспитание детей - сверх "бюджета".

Кроме материальной пищи, в субботу мы должны заботиться о пище духовной, состоящей из двух видов: песни и слова. В "силурах" и специальных сборниках субботних песнопений вы находите лучшее, что создала еврейская поэзия о субботе, - согласно традициям, стилю и мелодиям разных общин. А между блюдами, подаваемыми на стол, произносят диврей Тора, "слова Торы" - обычно на тему той главы Торы, которую читают в синагоге в эту субботу. Очень важно, чтобы и дети привыкали принимать участие в этом -чтобы готовились заранее и произносили за столом то, что приготовили.

После трапезы мы поем 126-ю главу Тегилим ("Песнь ступеней"): "Когда возвращал Г-сподь из плена..." Затем мы читаем "Биркат гамазон". Если за столом не меньше трех мужчин старше 13 лет, они обязаны совершить "зимун". В субботу в третье благословение "Биркат гамазон" вставляют отрывок "Да будет угодно Тебе...", а в конце - "Он, милосердный, даст нам в наследие нескончаемый день, исполненный покоя и отдохновения для жизни вечной".

СУББОТНЯЯ "ШАХАРИТ"

Субботняя "Шахарит" построена, в общем, по образцу "Шахарит" будней и состоит из четырех частей: утренние благословения, "Псукей дезимра", "Шма" и "Амида". Однако во все эти молитвы (кроме утренних благословений) в субботу вносятся определенные изменения.

В будни, как правило, один хазан ведет всю молитву, а в субботу "Шахарит" ведут обычно несколько человек, причем хазаны меняются после окончания "Псукей дезимра", перед призывом "Благословите Г-спода благословенного".

Как уже говорилось, поскольку в субботу у нас больше времени, чем в будни. "Псукей дезимра" субботней "Шахарит" значительно длиннее, чем в будни: добавляют 19-ю главу Тегилим ("Небеса рассказывают о славе Б-га"), несколько "Песен ступеней" и главу 136-ю (называемую "большим славословием", поскольку каждый стих ее заканчивается славословием "ибо навеки милость Его"), которую произносят стоя. В конце "Псукей дезимра", перед славословием "Да будет восхваляемо..." вставляют большую молитву, известную по своим первым словам под названием "Душа всего живого". В ней, в частности, выражается наше бессилие восславить Всевышнего так, как достойно Его:

"Если бы гортань наша была полна гимнами, словно море водою, а на языке нашем были бы песни, звучные, словно шум его волн, и на устах наших - хвала, беспредельная, словно ширь небосвода, а глаза наши сияли бы подобно солнцу и луне, и руки бы наши были распростерты, как крылья орлов поднебесных, а ноги наши были бы легки, словно ноги ланей, - все равно не смогли бы мы отблагодарить Тебя, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших..." В первое благословение перед "Шма" также делаются некоторые вставки - в частности, гимн "Б-г, Властелин всех творений", построенный как акростих в порядке еврейского алфавита. Этот гимн обычно поют все молящиеся.

Подобно всем молитвам субботы, "Амида" в "Шахарит" построена в виде семи благословений - но иных, нежели в "Маариве" при наступлении субботы.

В то время как главная часть вечерней "Амиды" - это выражение нашей веры в сотворение мира Всевышним как основы субботы, в "Амиде" в "Шахарит" преобладает национальный мотив - дарование Торы с горы Синай. "Возрадуется Моше дарованному ему уделу". Этот удел - дарованная ему Тора, в которой сказано: "И пусть соблюдают субботу сыны Израиля". В этой молитве упоминаются также две Скрижали завета, которые Моше держал в руках. В Десяти заповедях, высеченных на скрижалях. Всевышний появляется как Тот, Кто вывел нас из страны Египетской и даровал нам Тору.

Когда хазан повторяет "Амиду" вслух, мы произносим "Кдушу" гораздо более пространную, чем в будни, и когены идут благословлять народ (хотя в некоторых общинах они делают это в субботу только во время молитвы "Мусаф"). Затем читают "Полный кадиш", "Хвалебную песнь в честь субботнего дня" (92-я гл. книги Тегилим) - и начинается чтение Торы.

ЧТЕНИЕ ТОРЫ В СУББОТУ

В главе о чтении Торы (стр. 81) мы уже говорили о том, как Тору читают в будни, по понедельникам и четвергам. По субботам прочитывают не только всю недельную главу Торы целиком, но и прибавляют к ней еще главу из пророков, называемую "гафтара", то есть "окончание" или "расставание".

"МАФТИР" И "ГАФТАРА"

После семи приглашенных к чтению Торы восьмым вызывают человека, который будет читать "гафтару", и для него в Торе прочитывают несколько стихов - отрывок, который называется "мафтир". Эта честь может быть оказана и когену, и левиту (так же, как и при чтении последнего, седьмого отрывка Торы - перед "мафтиром"), а когда в синагоге присутствует "бар-мицва" - он имеет на "мафтир" преимущественное право.

"Мафтир" - это по меньшей мере три последние стиха из недельной главы Торы.

ПОЧЕМУ "МАФТИР" - ЭТО ПОВТОРЕНИЕ УЖЕ ПРОЧИТАННЫХ СТИХОВ ТОРЫ?

Назначение "мафтира" - это, так сказать, охрана чести Торы и демонстрация ее превосходства над всеми словами пророков, которые будут читаться в "гафтаре". Ведь можно было бы подумать, что "Тора не имеет столь уж исключительной важности, потому что вызванный к ней произносит всего два благословения - одно перед, а другое после чтения, в то время как мафтир произносит целых пять благословений: одно перед чтением "гафтары" и четыре - после него. Неужели Тора ниже, чем пророки?! Поэтому, чтобы ни у кого не возникала такая мысль, мудрецы как бы сказали мафтиру: знай. что для того. чтобы получить право читать "гафтару", ты должен сначала прочитать минимум три стиха из Торы - ведь "Гафтара" не существует отдельно, она связана с Торой и от нее получает все свое значение.

А теперь вернемся к порядку происходящего в синагоге. После чтения Торы вызывают двух человек, чтобы один из них поднял свиток Торы и показал его всем молящимся (это называется гагбаа, "поднятие"), а другой - свернул его и одел в "парохет", специальное покрывало (это действие называется глила, "сворачивание").

Каждая "гафтара" связана по своему содержанию с той главой Торы, которую она сопровождает. Для чтения "гафтары" может быть вызван также мальчик, не достигший 13 лет, потому что мафтир не входит в число семи, обязательно вызываемых в субботу к чтению Торы. Интонации, с которыми читают "гафтару", отличаются от интонаций чтения Торы. Перед чтением "гафтары" произносят благословение: "Благословен... Которому угодны Тора и Моше, служитель Его, и Израиль, народ Его, и пророки истинные и праведные!" После "гафтары" говорят четыре благословения: "Б-г, Который верен всем Своим словам", "Радующий Сион возвращением его сыновей", "Защитник Давида" и "Освящающий субботу". Читают "гафтару" или по печатному изданию, или по рукописному свитку. Некоторые "гафтарот" имеют столь большое значение, что сама суббота называется по имени "гафтары": Шабат шува, Шабат гагадоль, Шабат хазон, Шабат нахаму.

ОСОБЫЕ СУББОТЫ

Примером субботы, называющейся по имени "гафтары", может служить Шабат шува. Это суббота между Рош-Гашана и Йом-Кипуром, то есть суббота Десяти дней покаяния. Она называется так по первому слову, с которого начинается "гафтара": "Шува, Исраэль!" - "Вернись, Израиль, к Г-споду, Б-гу твоему!.."

Суббота, предшествующая празднику Песах, - это Шабат гагадоль, когда читают "гафтару" из книги пророка Малахи, которая заканчивается следующими словами: "Вот, Я посылаю вам Элиягу-пророка перед наступлением дня Г-спода - великого {гагадоль} и грозного".

Шабат хазон - это суббота перед Девятым ава, когда в "гафтаре" мы читаем гневные укоры пророка Йешаягу: Хазон Йешаягу бен Амоц, "Видение Йешаягу, сына Амоца..."

Шабат нахаму - это первая суббота после Девятого ава, с которой начинаются "субботы утешения", названные так потому, что их "гафтарот" полны слов утешения, и первая из них начинается так: Нахаму, нахаму ами... ("Утешайте, утешайте мой народ...").

"ОТЕЦ МИЛОСЕРДНЫЙ"

В обычные субботы, когда не благословляют месяц, читают особую молитву в память о всех. кто отдал свою жизнь за еврейский народ, за Тору и за Всевышнего. Молитва эта начинается словами: "Отец милосердный, обитающий в высях...". Она была составлена в 1096 г. после резни евреев, учиненной крестоносцами в Германии. С тех пор ее читают в память о душах святых мучеников всех поколений, число которых, к несчастью, чудовищно возросло в нашем поколении. поколении Катастрофы...

"КИДУШ" И ДНЕВНАЯ ТРАПЕЗА

Пророк Йешаягу завещал нам наслаждаться субботой, и потому галаха запрещает поститься в субботу даже до полудня. Значит, еще до наступления этого срока следует почтить субботу едой и питьем.

Как и накануне вечером, нельзя ничего есть и пить до совершения "Кидуша", который на этот раз состоит всего из одного благословения - благословения над вином. Однако принято перед этим произносить ряд цитат из Торы и книг пророков, связанных с субботой.

"Кидуш" субботнего дня надлежит произносить над бокалом вина - так же, как и "Кидуш" субботнего вечера. Однако у многих принято совершать дневной

"Кидуш" над каким-либо другим крепким напитком -коньяком, ликером и т. п. Ясно, что в этих случаях произносится благословение "по слову Которого возникло всё", а не "творящий плод виноградной лозы".

Немедленно после "Кидуша" следует или закусить каким-либо мучным изделием, или приступить к полной трапезе, второй по счету: потому что "Кидуш" совершают только там, где после него едят.

Если "Кидуш" совершается в синагоге - особенно в случае, если с этим днем связано какое-либо радостное событие ("бар-мицва", вызов к Торе жениха, называние имени дочери), - следует помнить о том, чтобы не забыть сказать заключительное благословение после еды - то, которое надлежит произносить в зависимости от вида еды или питья. Разумеется, если это была настоящая трапеза - когда перед едой омывали руки и ели хлеб, - после нее следует прочитать "Биркат гамазон". Подобное внимание требуется вообще во всех случаях праздничного веселья, когда человек может увлечься и забыть произнести благословения после еды.

Дневная трапеза в субботу с точки зрения Галахи более важна, чем вечерняя, как говорится в субботних песнопениях:

"Обильно ешь и вкусно пей - ибо Б-г даст всем, кто предан Ему, платье для одежды и хлеб для еды, мясо и рыбу, и все виды лакомств", потому что "день этот чтим более всех дней, ибо в этот день прекратил Свою работу Оплот всех миров".

Эти песни и слова Торы - сопровождают субботнюю трапезу.

В СУББОТУ ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ

Народная пословица говорит, что слово шабат ("суббота") - это аббревиатура слов шейна бешабат таануг ("сон в субботу - наслаждение"). Поэтому после дневной субботней трапезы можно немного отдохнуть, чтобы потом были силы изучать Тору. Исключительно важно изучать Тору в коллективе, и потому в субботу после обеда евреи собираются вместе на уроки Торы. Основание для этого мы находим в Торе - там, где говорится о том, как Моше-рабейну передал евреям заповедь о субботе: "И собрал Моше всю общину сынов Израиля и сказал им: Вот что повелел Г-сподь исполнять: Шесть дней пусть делается всякая работа, а день седьмой должен быть свят для вас -полный покой во имя Г-спода". Отсюда видно, что всякое изучение Торы - и законов о субботе в том числе - должно происходить при стечении народа, по принципу: "Во множестве народа великолепие Царя".

Зимой, начиная от субботы Брейшит (первой субботы после Симхат-Тора, то есть после начала нового цикла чтения Торы) до Шабат гагадоль (последней субботы перед праздником Песах) принято читать в субботу после полудня 104-ю главу книги Тегилим ("Благослови, душа моя, Г-спода!"), а сразу после нее - 15 других глав той же книги - "Песни ступеней" (120-134-я главы).

"ПИРКЕЙ АВОТ"

Летом - начиная с первой субботы после праздника Песах и вплоть до последней субботы перед праздником Сукот - вместо вышеупомянутых глав Тегилим учат шесть глав трактата Мишны Авот. Собственно, этот трактат, называемый обычно Пиркей авот ("Изречения отцов"), состоит из пяти глав - но к нему прибавлена еще одна глава, заимствованная из Барайты, которая называется "Приобретение Торы" (потому что тема ее - восхваление Торы и важности ее изучения).

Таким образом, за эти полгода мы успеваем пройти Пиркей авот четыре раза.

"МИНХА" И ТРЕТЬЯ ТРАПЕЗА

Говоря о молитве "Минха" в будни, мы упомянули тогда, что время этой молитвы - это время особого благоволения Всевышнего, охотно принимающего в это время молитвы Своего народа Израиля, и приводили и пример пророка Элиягу, который получил ответ от Всевышнего именно во время "Минхи". Мы подчеркиваем это в субботней "Минхе", говоря:

"И я молюсь Тебе в час Твоего благоволения, Г-сподь: Б-же, по великой милости Своей ответь мне истинным спасением!"

В субботнюю "Минху" к Торе вызывают трех человек - когена, левита и "исраэля", и читают начало субботнего раздела Торы, предназначенного для следующей субботы. Тот же самый отрывок читают на следующей неделе в понедельник и четверг.

После чтения Торы и возвращения свитка Торы в "арон кодеш" община становится на молитву "Амида".

После "Минхи" мы приступаем к третьей субботней трапезе. Цель ее - не утоление голода, но создание духовного запаса, "зарядка аккумуляторов" на грядущую неделю. Слова Торы, песнопения, возвышающие душу, - и чуть-чуть печали в наступающих сумерках - все это создает то неповторимое настроение, которым проникнута третья субботняя трапеза. Кабала раскрывает нам, что время третьей субботней трапезы - это время наивысшего благоволения Всевышнего, превышающего степень благоволения Его во время "Минхи". В наших святых книгах предсказывается, что в наиболее полной мере избавление народа Израиля проявится именно в предвечерние часы субботнего дня. Страстное устремление и грусть, порыв надежды и томление - всё это сплетается воедино и звучит в тех напевах, которые принято петь в это время.

"МААРИВ" НА ИСХОДЕ СУББОТЫ

"Маарив" на исходе субботы - это обычный будничный "Маарив", в который вносятся небольшие добавления.

ГАВДАЛА

При наступлении субботы мы исполняем заповедь "помни о дне субботнем, чтобы освящать его", совершая "Кидуш" над бокалом вина. После окончания субботы мы исполняем ту же заповедь, совершая обряд "Гавдала" над бокалом вина. Только если вина нет и достать его нелегко, Галаха разрешает нам совершить "Гавдалу" над каким-либо другим напитком, привычным и любимым в данной местности: например, над пивом, молоком и т. п.

Итак, мы наполняем бокал - так, чтобы вино переливалось через край (знак изобилия), зажигаем особую свечу-факел, в которой есть минимум два фитиля, приготавливаем благовония (или берем веточки ароматичного дерева) и собираем вокруг себя детей. Им тоже дают возможность принять участие в совершении Гавдалы" - например, дают держать в руках эту свечу-факел.

Прочитав несколько стихов из Танаха ("Вот, на Б-га спасителя моего, я уповаю и не устрашусь..."), мы произносим четыре благословения: над вином, над благовониями, над свечой и благословение о разделении между субботой и буднями. Первые буквы этих слов на иврите [яин, бесамим, нер, гавдала} образуют имя города Явнэ - помня об этом, мы не ошибемся в порядке произнесения благословений "Гавдалы".

Первое из этих благословений - "творящий плод виноградной лозы". Если "Гавдала" произносится над бокалом вина; если же она произносится над иным напитком, то мы благословляем "по слову Которого возникло всё".

Второе благословение - "творящий различные благовония". Мудрецы наши предписали вдыхать ароматы на исходе субботы, чтобы насладилась ими "добавочная душа", которая была дана нам в субботу и которая покидает нас на исходе субботы - на целую неделю.

Третье благословение - "творящий свет огней". Оно выражает нашу благодарность Всевышнему за то, что Он даровал нам огонь, источник света и тепла. По преданию, Всевышний открыл Адаму тайну добывания огня именно на исходе субботы. Адам с силой ударил камнем о камень и высек огонь и с этого момента исход субботы - наиболее подходящее время для благословения "творящий свет огней". Сказано: "Не произносят благословения над светильником раньше, чем воспользуются его светом". То есть чтобы благодарить Всевышнего за то, что Он дал нам свет, необходимо получить от огня какую-либо пользу. Отсюда происходит обычай, произнося это благословение, приближать к светильнику ладони и смотреть на ногти - мы благодарим Всевышнего за то, что теперь, при свете, имеем возможность видеть даже самые мелкие частности - например, проверять, чисты ли наши ногти.

Последнее, четвертое по счету, благословение - самое важное: "Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш. Царь Вселенной, отделивший святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от других народов, день седьмой от шести дней работы; благословен Ты, Г-сподь, отделивший святое от будничного!"

После этого благословения отпивают из бокала и гасят свечу. Нельзя ничего есть между окончанием субботы и совершением Гавдалы.

ПРОВОДЫ ЦАРИЦЫ

Поскольку еврейская традиция называет субботу "царицей", посещающей нас раз в неделю, принято оказывать ей честь и устраивать после окончания субботы особую трапезу - "проводы царицы". Однако в наших святых книгах упоминается и другое название этой трапезы - "трапеза царя Давида". Какое отношение царь Давид имеет к трапезе на исходе субботы?

Рассказывают наши мудрецы, что царь Давид просил Всевышнего сообщить ему, когда он умрет. В конце концов Всевышний удовлетворил его просьбу, открыв ему, что он умрет в одну из суббот. С тех пор и до самой смерти после окончания субботы Давид устраивал праздничную трапезу, благодаря Всевышнего за то, что Он дал ему еще одну неделю жизни...

Для этой трапезы предназначаются особые песнопения, которые можно найти в "сидуре". Одно из них, "Сказал Всевышний Яакову", построено в форме акростиха в порядке букв еврейского алфавита с рефреном в каждой строфе: "Не бойся, служитель Мой Яаков!" Большая часть этих песнопений посвящена пророку Элиягу, который - как говорится в Кабале - после каждого исхода субботы составляет список заслуг евреев, стремясь приблизить час их освобождения. За это мы поминаем его добром и благодарим его.

"ХРАНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙ"

Четвертая из Десяти заповедей гласит:

"Храни день субботний, чтобы освящать его".

Напомним, что было сказано выше, в начале раздела, посвященного субботе: этот завет подразумевает запрет совершать что-либо, что несовместимо со святостью субботы. Сразу же возникают вопросы: что такое "нарушение субботы"? Какие виды работы квалифицируются как "нарушение субботы"? Попытаемся в этой главе вкратце ответить на эти и подобные им вопросы. Вкратце -потому что законы о субботе чрезвычайно многочисленны и разнообразны, и для их описания нам пришлось бы написать отдельную книгу.

"ОТЦЫ РАБОТ" И ИХ "ПОТОМСТВО"

В гл. 7-й трактата Мишны Шабат перечисляются 39 основных видов работ, запрещенных в субботу. Они образно называются "отцы работ", у каждого из которых есть многочисленное "потомство" - то есть производные от них виды работ.

Виленский гаон писал, что у каждого из 39 "отцов работ" есть 39 "детей" - так что всего их 1521 (39х39). Если прибавим к ним самих "отцов", то всех работ, запрещенных в субботу, окажется 1560. Но это только те работы, которые запрещены по букве закона Торы, - к ним надо еще добавить те, что запрещены нашими мудрецами и называются "нарушениями покоя".

КАК ОПРЕДЕЛИЛИ 39 "ОТЦОВ РАБОТЫ"?

Ключом к определению тех видов работ, которые запрещено делать в субботу, является строительство Мишкана, переносного Храма, сопровождавшего евреев в пустыне после их исхода из ^Египта. Намек на связь строительства Мишкана с соблюдением субботы несколько раз повторяется в книге Шмот. Например, в гл. 31-й, перечисляющей .утварь Мишкана, сказано:

"Но субботы Мои храните, ибо это - знак между Мною и вами на все поколения ваши, чтобы знали все, что Я - Г-сподь, освящающий вас... Шесть дней будет делаться работа, а в день седьмой - суббота, день полного покоя, посвященный лишь Г-споду; каждый, кто в день субботний работает, будет предан смерти".

В этой связи Тора указывает нам, что при всей важности построения Мишкана им следует заниматься только шесть дней в неделю. Все виды работ, необходимые для возведения Мишкана, в субботу запрещены. И еще один пример мы находим в книге Шмот. В 35-й гл., также в связи с воздвижением Мишкана, сказано:

"Шесть дней может совершаться работа, а день седьмой будет для вас свят - днем полного покоя, посвященным лишь Г-споду; всякий, кто в день этот работает, будет предан смерти. Не зажигайте огня в день субботний - где бы ни жили вы".

Все эти цитаты указывают на глубокую внутреннюю связь между строительством Мишкана и законами субботы. Все работы, необходимые для строительства Мишкана, изготовления его утвари и приготовления ее для начала служения Всевышнему, запрещены в субботу. И работ этих - 39.

Среди них есть 11 видов работ, необходимых для изготовления хлеба (то есть того хлеба, который лежал в Храме на золотом столе): пахота, сев, жатва, вязание снопов, молотьба и т.д. вплоть до выпечки хлеба.

13 видов работ связаны с изготовлением одежды (одежды когенов, а также матерчатых частей Мишкана - занавесей, крыши и т.д.): стрижка овец, расчесывание шерсти, отбеливание и т.д. вплоть до шитья и разрезания материи.

9 работ необходимы для того, чтобы получить возможность писать (Мишкан разбирали каждый раз, когда трогались в путь, и вновь собирали на следующей стоянке; для того, чтобы облегчить работу, все балки и части Мишкана были помечены номерами): охота, чтобы добыть шкуру оленя для выделки из нее пергамента, снятие шкуры с туши, выделка кожи... вплоть до писания и стирания написанного (для того, чтобы написать снова).

2 работы - строительные: строительство и разрушение построенного (для того, чтобы построить лучше).

2 работы связаны с огнем: разжигание огня и его тушение.

38-й "отец работ" называется "удар молотком". Это окончание какой-либо работы, придание изготовленному изделию совершенного вида.

А последний, 39-й "отец работ" - это вынос и перенос предмета из личного владения в общественное и наоборот, а также запрет проносить что-либо в общественном владении более четырех локтей.

Итак, у каждой из основных 39 работ есть производные. Как соотносятся они между собой?

Связь между основной и производной работой выражается либо как внешнее сходство действий, либо как сходство целей, достигаемых этими работами.

Например: вырывание волос, их стрижка, бритье и остригание ногтей характеризуются как "дети" одного "отца работ" - стрижки овец. Суть всех их состоит в отделении чего-то, связанного с телом живого существа. Несмотря на то, что цели этих действий различны (а иногда прямо противоположны - шерсть состригают с овец для того, чтобы ее использовать, срезанные части ногтей, напротив, выбрасывают), все они классифицируются как производные от одного "отца работ".

С другой стороны: поливка сада или замена воды в вазе с цветами - "дети" сева. Хотя сами действия совершенно непохожи одно на другое, цель у них одна -выращивание растения или сохранение его.

ДРУГИЕ ПРИМЕРЫ

oВязание венка из цветов - работа, производная от вязания снопов. Несмотря на различие в целях, эти виды работ объединены сходством действий.

oОтделение трумот умаасрот, а также халы от теста - это "дети" "удара молотком". Не правда ли, на первый взгляд очень странно? Однако все эти действия имеют одну и ту же цель: сделать что-либо пригодным к употреблению. Мастер, забивая последний гвоздь или распрямляя вмятину, делает вещь готовой для использования. Точно так же и отделение трумот умаасрот делает пишу пригодной для еды - ведь в противном случае Тора не разрешает ее есть.

Можно было бы привести великое множество примеров запрещенных и дозволенных работ в субботу, и написано немало книг, трактующих эти вопросы. Тому, кто хочет расширить свои познания в этой области, можно рекомендовать книгу "Шмират шабат кегиль-хата" ("Соблюдение субботы должным образом"), отвечающую на многие вопросы, которые возникают в наше время в связи с развитием технологии.

"БУДНИЧНЫЕ ДЕЛА" И МУКЦЭ

Кроме "отцов работ" и их "детей" в субботу запрещены все те действия, которые характерны для будней, так как они несовместимы со святостью субботы.

Этот подход базируется на словах пророка Иешаягу (гл. 58-я): "Если дашь ты покой своим ногам в субботу, не занимаясь своими делами в Мой святой день, и назовешь субботу блаженством, досточтимым днем -святым днем для Г-спода, и будешь чтить его тем, что не станешь в этот день делать того, к чему ты привык в будни, преследуя свою выгоду, и от разговоров об этом воздержишься - удостоишься ты блаженства Б-жественного, и Я возведу тебя на высоты земли, и дам тебе насладиться уделом Яакова, отца твоего, - истинно это, ибо уста Г-спода так изрекли!"

Для того, чтобы наша суббота в самом деле заслуживала имени "святого дня для Г-спода", мы должны уделять особое внимание трем моментам категории "храни":

1. "Не станешь в этот день делать того, к чему ты привык в будни". Даже ходить в субботу следует не так, как в будни, - когда человек спешит, торопится, бежит... Говорят наши мудрецы: пусть даже походка твоя в субботу отличается от походки будней.

2. "Преследуя свою выгоду". Все стремления, связанные с работой, заработком, погоней за материальными благами, должны быть забыты в субботу.

3. "И от разговоров об этом воздержишься". Пусть твой разговор в субботу отличается от разговоров будней. Биржевые новости, политика, состояние счетов, рекламы товаров - все это не существует для нас в субботу.

Очевидно, что всё это никак не связано ни с одним из "отцов работ". Однако - это "будничные дела", и как таковые они запрещены в субботу.

Отсюда наши мудрецы делают вывод, что перенесение с места на место тех вещей, которыми мы пользуемся в будни, безусловно не соответствует святости субботнего дня. Если уж разговор на будничные темы запрещен - то тем более запрещены действия, характерные для будней.

Предметы, которые нельзя переносить в субботу, наши мудрецы назвали мукцэ - то есть нечто особенное, чего следует сторониться в субботу. Рамбам говорит, что причиной установления закона о мукцэ является опасение, что если человек будет беспрепятственно брать в руки и переносить различные вещи, он способен скоро преступить завет Торы о субботнем отдыхе от работы.

Существует несколько разновидностей мукцэ:

o "Мукцэ из-за запрещенной работы". Это - любая вещь, служащая для исполнения работы, запрещенной в субботу: например авторучка, деньги, автомобиль, молоток, пила и т. п. Их нельзя брать в руки и даже дотрагиваться до них нельзя.

o "Мукцэ из-за отвращения". В эту категорию включается всё, что непригодно для использования и до чего неприятно дотрагиваться: осколки посуды, камни, песок, отходы, помои и т.п.

o "Мукцэ из-за возможности убытка". Это те вещи, которые находятся в доме не для личного пользования, но для продажи. Перед наступлением субботы хозяин дома обязан решить про себя, что на протяжении всей субботы эти веши как бы не существуют для него и лишь после окончания субботы он имеет право продать их. С этого момента он не может передумать и взять их в субботу для какого-либо личного использования. Другой пример: нож для шхипгы или нож для совершения обрезания - инструменты тонкие и дорогие, предназначенные лишь для определенной цели, малейшая щербинка на лезвии делает их непригодными. Поэтому нельзя брать их в субботу для того, чтобы, например, разрезать хлеб или фрукты, и т. п.

o "Мукцэ из-за неприготовленности для субботы". Здесь речь идет о таких вещах, которые при наступлении субботы использовать было совершенно невозможно, однако в течение субботы они пришли в состояние годности для употребления. Галаха говорит, что, тем не менее, пока суббота еще длится, ими нельзя пользоваться. Например, нельзя есть плоды, упавшие с дерева в субботу (а срывать их с дерева нельзя по другой причине: это запрещенная работа, производная от "отца работ" жатвы}: при наступлении субботы они были недоступны для использования, а потом, хотя они сами упали на землю, мы не имеем права взять их до тех пор, пока суббота не кончится.

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ВКЛЮЧИТЬ СВЕТ В СУББОТУ?

Часто спрашивают: почему в субботу нельзя зажигать свет? Ведь это действие не связано ни с какими физическими усилиями? Когда-то действительно нужно было немало потрудиться для того, чтобы высечь искру, ударяя камнем о камень, - но ведь сегодня нам нужно всего-навсего нажать на выключатель?! Почему нельзя раскрыть в субботу зонтик? Почему нельзя играть в субботу в футбол?

Ответ на эти вопросы таков. Фактически эти и все аналогичные действия неразрывно связаны с каким-либо из "отцов работ", о которых было сказано выше. Например, включение электрической лампочки относится к категории работ, связанных с запретом зажигать огонь в субботу; раскрытие зонтика - с запретом разбивать шатер в субботу (и вообще строить); играть в футбол - с запретом делать борозди в земле (работой, производной от "отца работ" пахота}, и т. д.

Принципиально же есть исчерпывающие ответы на все эти и подобные им вопросы. Прежде всего следует выяснить, что же именно Тора запрещает делать в субботу. И тут мы обнаруживаем, что в иврите для понятия "работа" есть два разных слова: авода и млаха. Попробуйте-ка найти в Танахе запрет совершать в субботу работу-овода! Такого запрета нет. Авода в субботу вовсе не запрещена. А что же запрещено? Млаха. Как говорит Тора: "А день седьмой -суббота во имя Г-спода, Б-га твоего, не делай в нем всякой работы [млаха!]".

В чем же состоит различие между млаха и авода? Авода - это труд, связанный с определенными физическими усилиями. Млаха - это творчество, плод мысли и воображения творящего. Поэтому никогда слово авода не употребляется для обозначения "умственной работы" - это млехет. махшевет. Искусного портного или умелого ювелира не называют баал авода, он - баал млаха. Итак, Тора запретила нам в субботу работу-млаха - как напоминание о Сотворении мира и свидетельство того, что весь мир - и земля, и небеса - в руках Всевышнего. Ведь в день седьмой Творец прекратил отнюдь не физическую работу, ведь "десятью речениями сотворен мир" - а вовсе не физическими усилиями, не работой-овода!

"...И завершил Б-г в день седьмой работу Свою, которую создал, и прекратил Б-г в день седьмой всю работу Свою, которую создал; и благословил Б-г день седьмой и освятил его - ибо тогда прекратил Б-г всю работу, которую Он Себе сотворил".

Сотворение мира за шесть дней - это творческая работа: "Да будет свет!", "Да будет небосвод!"; это проявление потенциала уже сотворенных созданий: "Да произрастит земля!..", "Да воскишит вода!..", "...и птица полетит". Вот какую работу прекратил Творец в день седьмой, и вот от какого вида работ Он повелевает человеку устраняться в субботу! Запрет зажигать огонь в субботу вовсе не проистекает от необходимости бить камнем о камень - запрещено это потому, что извлечение искры невозможно без работы творческой мысли. Простым нажатием на выключатель мы приводим в действие сложнейшее явление, электрический ток, и используем его для получения света и тепла. Хазон-Иш, один из крупнейших современных кодификаторов законов Торы, считает, что включение электричества в субботу запрещено потому, что это -"дитя отца работ" строительство, начисто лишенного всякого отношения к физическому труду, однако запрещенного потому, что это - работа творческая.

Все сказанное относится не только к вопросу о включении и выключении электричества, но и ко всем проблемам, связанным с запуском любого из бесчисленных механизмов, наполняющих наш мир. Если, к примеру, человек в субботу празднует в своем доме "бар-мицву" и ему не хватает стульев, чтобы рассадить всех гостей, ему разрешается принести необходимое количество скамеек - хотя эта работа физически весьма тяжела. С другой стороны - всего-навсего чиркнуть спичкой для того, чтобы зажечь сигарету, запрещено категорически. Вы скажете, что здесь нет никакой логики? Напротив: в таскании скамеек нет ничего от работы-млаха, и Галаха разрешает их таскать, если возникла в этом необходимость. Однако в зажжении спички есть элемент творчества - это создание в нашем мире того, чего ранее не существовало. - и потому в субботу запрещено.

ЭЙРУВ ХАЦЕРОТ И ЭЙРУВ ТХУМИМ

Как мы уже говорили выше, последний, 39-й "отец работ" - это запрет выносить вещи из частного владения в общее и наоборот.

В эпоху Мишны и Талмуда "общественным владением" называлось открытое место шириной не менее 16 локтей (примерно 10 м). Таким "общественным владением" была улица или площадь. Оттуда входили в проулок (мавой), а потом - во двор, в который выходили двери нескольких жилых домов. Для того, чтобы делать возможной переноску вещей (которые разрешается переносить в субботу) из дома в дом через двор или из двора в другой двор через проулок, мудрецы Торы установили эйрув хацерот, буквально - "объединение дворов". Для этого все жильцы двора или проулка собирают немного пищи, и пищу эту помещают где-то в пределах двора или проулка. Получается, что все жильцы как бы участвуют в одной общей трапезе, и таким образом весь двор или весь проулок становится одним владением, в пределах которого можно переносить веши в субботу.

В наше время эйрув хацерот совершается местным раввинатом. В знак того, что весь город или весь населенный пункт объединяется в одно владение, весь он обносится символическим забором - проволокой, натянутой между столбами. В пределах этого забора в субботу разрешается переносить те вещи, которые не являются мукцэ.

Надо сказать, что за пределами Эреп-Исраэль устройство эйрув хацерот - вещь почти нереальная, и потому там евреи, соблюдающие заповеди, ничего в субботу не выносят из дома на улицу. Поэтому, например, они приносят "талит" в синагогу в пятницу и оставляют его там до окончания субботы.

"Пусть никто не выходит из места своего в день седьмой", - говорит Тора. Из этих слов вывели наши мудрецы, что в субботу нельзя отходить за пределы населенного пункта более чем на расстояние 2000 локтей (немногим более километра). Это расстояние отсчитывают от последнего дома населенного пункта в том направлении, в котором идут. Если человек знает заранее, до наступления субботы, что он должен будет достигнуть какого-то места, расположенного дальше, чем 2000 локтей, он обязан обеспечить себе эту возможность в пятницу незадолго до захода солнца. Для этого он берет минимальное количество пищи, которого хватит на две трапезы, и кладет это в каком-нибудь потаенном месте там, где кончаются 2000 локтей от его города. Тем самым он "приобретает себе место на субботу" там, где оставляет еду, и получает право идти оттуда вперед еще на 2000 локтей. Это действие называется эйрув тхумим, то есть "объединение областей". Следует, однако, заметить, что сделав эйрув пгхумим в одном направлении - скажем, на восток, - вы теряете право идти в субботу на 2000 локтей из вашего города в противоположном направлении - то есть на запад.

ЭЙРУВ ТАВШИЛИН

Нельзя с субботы заготавливать что-либо на будни и даже на праздник, наступающий непосредственно на следующий за субботой день. Не только это, но и заготовление чего-либо с праздника на субботу запрещено. Однако случается, что праздник приходится на пятницу (например, 7-й день Песаха), или даже на четверг и пятницу подряд (Рош-Гашана или два дня праздника, которые соблюдаются за пределами Страны Израиля). В сам праздник можно готовить пищу, но готовить в праздник что-либо на следующую за ним субботу нельзя. Однако Тора недаром называется Торат хаим, "Тора жизни". Мудрецы позаботились о том, чтобы яствами, приготовленными в праздник, мы могли наслаждаться и в следующую за праздником субботу. Для этого мудрецы установили эйрув тавшилин ("объединение приготовления пищи"). Этот обряд совершают следующим образом: накануне праздника под вечер берут буханку хлеба, халу или целую мацу с каким-либо кушаньем, имеющим ценность в наших глазах, - например, куском мяса, рыбы, жареным или вареным яйцом, откладывают это в сторону и говорят: "Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш. Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам эйрув!" Затем добавляют: "Благодаря этому да будет позволено печь, варить, укрывать пищу. зажигать свечи, готовить и делать все необходимое для субботы в предшествующий ей праздник нам и всем сынам Израиля, живущим в этом городе".

Эйрув тавшилин объединяет праздник и субботу - они словно становятся одним днем. Принято съедать эту еду во время третьей субботней трапезы, используя этот хлеб в качестве лехем мишнэ.

НЕСКОЛЬКО ЗАКОНОВ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА

ЗАПРЕТ ЗАГОТОВЛЕНИЯ ЧЕГО-ЛИБО С СУББОТЫ НА БУДНИ

Все необходимое для субботы мы готовим в будни, однако заготавливать что-либо с субботы на будни запрещено - дабы не умалять святости субботнего дня. Например: нельзя в субботу готовиться к поездке или экскурсии, в которую вы собираетесь отправиться в воскресенье - нельзя составлять программу поездки, прокладывать маршруты, собирать снаряжение. Даже учебники, которые понадобятся назавтра, нельзя собирать в субботу. Если на исходе субботы вы ждете гостей, нельзя накрывать для них стол раньше, чем суббота закончится.

ПИКУАХ НЕФЕШ

"И храните законы Мои и Мои уставы, исполняя которые, человек будет жить ими" (Ваикра, 18). "Будет жить ими", - подчеркивает Тора. "Но не умрет из-за них", - так говорят мудрецы наши. Нет в иудаизме ценности выше, чем человеческая жизнь. В Талмуде, в трактате Сангедрин сказано: "Если человека заставляют преступить заповеди Торы, угрожая ему смертью, - пусть преступит, но не умрет. Исключение составляют три заповеди: запрет идолопоклонства, кровопролития и разврата. Если человека заставляют совершить эти преступления, пусть умрет, но не преступит". К этим трем заповедям прибавляются также более легкие, если их заставляют преступить при особых обстоятельствах - с целью отдалить еврея от еврейства. Но в целом - опасность для жизни отменяет исполнение любых заповедей Торы. Эта ситуация называется пикуах нефеш, "спасение жизни".

Подчеркнем, что, например, нарушение субботы ради спасения жизни еврея не означает, что это нарушение субботы лишь допускается. Нет: нарушить субботу в этой ситуации - заповедь Торы Если в субботу еврею угрожает опасность попасть под обвал, сгореть, утонуть, быть раздавленным автомобилем, оказаться в руках врагов - Тора обязывает нас сделать в субботу все возможное для того, чтобы избавить его от этой опасности. Даже если непосредственной опасности нет, но существует опасение, что она может возникнуть, мы обязаны не задумываясь нарушить субботу. Если, например, обвалился дом, и неизвестно точно, оказался ли кто-нибудь под развалинами, следует начать разбирать развалины, не обращая внимания на то, что сегодня - суббота. Все разрешения нарушить законы субботы, которые даны солдатам Армии обороны Израиля и пограничной службы, сотрудникам гражданской службы безопасности и т. п. (ношение оружия, поездки), коренятся в том особом отношении, которое проявляет иудаизм к святости человеческой жизни. И лучше нарушить одну субботу для спасения жизни еврея - для того, чтобы в дальнейшем он смог соблюдать много суббот.