МУДРЕЦЫ ТАЛМУДА |
ПРЕЖНИЕ И НЫНЕШНИЕ
Р. Хаги со слов р. Самуила бар Нахмана говорил: «Люди былых времен умели делать
все в совершенстве: они и вспахивали ниву Знания, и засевали ее, и пололи, и
корни выкорчевывали, и гряды окапывали, и жали, и в снопы вязали, и молотили,
и веяли, и зерно от примесей очищали, и мололи, и просеивали, и тесто месили,
и на части его делили, и готовые для нас хлебы выпекали, а мы – мы не знаем
даже, как рот открыть и готовым насытиться как следует».
(Иеруш., Шек.)
Раба бар Земина говорил:
– Если прежние наши ангелам подобны были, мы простым смертным подобны; если
же они простыми смертными были, то мы недалеко от ослов ушли, и не от таких,
каким был осел р. Ханины бен Досы или р. Пинхана бен Яира,[85] а от самых обыкновенных.
(Шаб., 112)
Р. Иоханан говорил:
– У прежних сердца широко, как притвор пред храмом,[86] распахивались, у последующих
– как двери храма,[87] а у нас они игольному ушку подобны.
Спрашивает рав Папа Абаию:
– Почему ради прежних совершались чудеса, а ради нас не совершаются? Ведь то,
что изучалось, например, при рав Иуде, и в сравнение не может идти с тем огромным
запасом знания, какой успели мы приобрести с тех пор. Между тем стоило во время
засухи рав Иуде простоять на молитве о дожде не больше времени, чем требуется,
чтоб шнурок на одном сандалии развязать, – и дождь лить начинал. А мы сколько
ни скорбим, взывая, вопия к небесам, – и все напрасно.
– Дело не в размерах знания и не в продолжительности молитвы, – отвечает Абаия,
– прежние умели на муки и казнь идти для прославления имени Божьего, а у нас
на это сил уже не хватает.
(Берах., 20)