И. Дворкин, Между пророчеством и чистым разумом.
|
В статье рассматриваются методы исследования еврейской философии.
Споры о статусе и существовании еврейской философии насчитывают столетия. В
статье используются два методологических подхода: первый, основной, заключается
в понимании еврейской философии как диалога между рациональной философией и
религиозной не-философией (в интерпретации Ф. Ларюэля).
Дополнительный подход представляет собой компаративное исследование категориального
словаря, направленное на определение специфических свойств различных периодов
развития еврейской мысли. Основные проблемы еврейской философии рассмотрены
в статье посредством выделения четырех периодов.
С глубокой древности и вплоть до 10 столетия, еврейская мысль определяла себя
посредством не-философских дефиниций и рассматривалась как явная или неявная
противоположность философии. Средневековая еврейская философия опиралась на
древнегреческие и арабские философские учения и видела свою задачу в установлении
диалога между ними и еврейскими источниками.
В Новое время Платон и Аристотель уступили место Декарту, Канту и Гегелю, что,
однако, не повлекло изменений в исследовательских моделях. Наконец, в конце
XIX — начале XX вв. еврейская философия в поисках оснований обратилась к философии
диалога.
Подобный подход к истории еврейской философии позволяет видеть в последней интегральную
и перспективную часть мировой философии. Ключевые слова: еврейская философия,
философия иудаизма, еврейская мысль, не-философия, категориальный словарь, восточный
перипатетизм, неокантианство, философия диалога, Маймонид, Германн Коген, Давид
Неймарк, Юлиус Гутманн, Франсуа Ларюэль.