Каспина М., Представления о нечистой силе
|
Еврейская традиция, как письменная, так и устная, богата историями
о нечистой силе, различными иерархиями ангелов и демонов, средствами защиты
от демонов и т. п. [Бадхен 2006]. В разных странах, в которых проживали евреи,
в фольклоре и книжных источниках сохранились легенды и поверья об Ангеле Смерти,
о царе демонов Ашмедае, о демонице Лилит и т. п. Тем не менее, низшая демонология
у евреев, проживавших в странах диаспоры, подверглась значительному влиянию
местных народных традиций: персидской, арабской, испанской и др. [Hillers, Rabinowitz,
Sholem 2007, 574–576].
Евреи-ашкеназы появились на территории Восточной Европы из Германии, и их языком
является идиш, возникший в XIV веке на основе средненемецких диалектов с обширными
заимствованиями из иврита и арамейского, а также из романских и славянских языков.
Соответственно, евреи Восточной Европы испытали сильное воздействие популярных
верований из немецкой и славянской демонологической традиции. «Низший класс
евреев, подобно местному населению, верит в существование ведьмы, домового,
лешего, водяного, волколака и пр.» — замечал уже один из первых исследователей
этнографии евреев Юго-Западного края Российской империи в 1872 году [Чубинский
1872, 58].
Рассказы о нечистой силе в повседневной жизни евреев XIX — начала ХХ века —
это почти полностью прерогатива людей двух популярнейших еврейских профессий:
извозчиков и меламедов — учителей еврейского закона.
Во множестве мемуаров и в художественной литературе многократно описываются
длинные поездки с балагулами (извозчиками), которые рассказывают страшные истории,
чтобы скоротать путь [Котик 2009, 130–133]. Также часто вспоминают мемуаристы
вечера в хедере, где дети в промежутках между изучением Торы пугали друг друга
историями о чертях и оживших мертвецах, молящихся ночью в пустых синагогах,
которые они слышали от меламедов или их жен [Роскис 2010, 441–442; Zborovsky,
Herzog 1962, 91–92, 346; Schauss 1950, 106]. Нечистая сила обычно называется
на идише общим термином — нит гуте/гите (букв. «нехорошие»), шейдим (бесы) и
рухес/рихес (духи).
Былички затрагивают традиционные сюжеты о встрече с нечистой силой в лесу, в
дороге, в поле. В роли основной защиты от нечистой силы в фольклоре и литературе
выступают традиционные средства: молитва «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль»),
тщательное соблюдение заповедей иудаизма (ношение неповрежденных цицит, наличие
в доме правильной мезузы и т. п.) и чтение псалмов, выполняющих функцию оберега
[Йехоаш 1913, 253–257 (молитва «Шма Исраэль», имя Бога, трубление в шофар, ношение
цицит); Бейлин 1898, 12 («Шма Исраэль»); Алексеев 1897, 22 (цицит); Котик 2009,
132 (цицит)].