Агада. Большая книга притч, поучений и сказаний.

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть II

Хони Гамеагель и его потомки

Моление о дожде

Однажды, когда приближался конец месяца Адар и не было дождя, стали просить Хони Гамеагеля:

- Помолись о дожде.

- Внесите со двора пасхальные очаги (глиняные), дабы они не размокли, - сказал Хони.

Начал он молиться, но дождь не шел. Тогда он очертил круг и, стоя в середине, воззвал:

- Творец вселенной! Дети Твои обратились ко мне, как к возлюбленному Твоему сыну, - и вот поклялся я, что не сойду с этого места прежде чем Ты не смилуешься над детьми Своими.

Стало слегка накрапывать.

- Учитель! Опора жизни нашей! - сказали Хони ученики, - сдается нам, что только для освобождения тебя от клятвы дождь едва едва накрапывать начал.

- Не о том просил я, - возобновил молитву свою Хони, - о проливном дожде я прошу.

Разразился ливень.

- Учитель! Опора жизни нашей! - сказали ученики, - ливень весь мир грозит разрушить.

И воззвал Хони к Всевышнему:

- Не о том просил я. Молю Тебя: дождя благословенного и благодатного пошли нам, Господи!

Пошел дождь умеренный, но шел так долго, что вынужден был народ подняться на Храмовую Гору, умоляя Хони:

- Учитель! Ты молился о дожде; помолись, чтобы дождь наконец прекратился.

- Установлено запрещение, - сказал Хони, - творить молитву против излишнего обилия дара Божьего (дождя). Тем не менее приведите вола для благодарственного жертвоприношения.

Привели вола. Возложил Хони руки на него и воззвал к Господу:

- Владыка вселенной! Народ Твой Израиль, из Египта выведенный Тобою, не в силах устоять ни против изобилия добра, ни против непосильных испытаний, - ни против Твоего гнева, ни против безграничной благости Твоей. Да будет же воля Твоя, чтобы прекратился дождь и наступила ясная погода.

И сразу подул ветер, развеялись тучи, засияло солнце, и пошел народ грибы собирать.

По этому поводу патриарх р. Шимон бен Шетах велел сказать от его имени Хони:

- Не будь ты Хони Гамеагель, я подверг бы тебя строжайшему наказанию (За злоупотребление силою молитвы и искушение Божьего милосердия.).

Но что поделаешь с тобою, если ты перед самим Господом нежишься, как избалованное дитя перед отцом, исполняющим все прихоти его:

"Поведи меня, отец, в теплой воде купаться".

Отец ведет его:

"Поведи меня купаться в холодной воде".

Ведет его.

"Дай мне орехов, миндалю, персиков, гранатовых яблок".

Дает ему.

Так и ты. И о тебе это сказано: "Отец твой возрадуется, и возликует родившая тебя". (Таанит, 23)

Сон Хони Гамеагеля

Сказание р. Йоханана о Хони:

- Всю жизнь тревожил праведника этого смысл стиха: "Когда возвращал Господь пленников Сиона, мы были как в сновидении".

"Возможно ли, - говорил он, - семьдесят лет бредить во сне?" (между храмами)

Однажды, находясь в пути, Хони увидел человека, занятого посадкой рожкового дерева.

- Через сколько времени принесет это дерево плоды? - спросил Хони.

- Через семьдесят лет.

- Но разве ты уверен, что проживешь еще семьдесят лет и будешь есть плоды с этого дерева?

На это человек тот ответил:

- Я застал на свете рожковые деревья; и вот, также как предки мои взрастили деревья эти для меня, я взрощу их для моих потомков.

Сел Хони поесть хлеба, и напал на него сон. Выступил утес и образовал вокруг него ограду.

Когда Хони проснулся, он увидел человека, собирающего плоды с того дерева.

- Ты ли это, - спросил Хони, - тот самый, которым посажено это дерево?

- Дерево это, - ответил человек, - посажено моим дедом.

- Очевидно, - сказал себе Хони, - я проспал семьдесят лет.

Взглянул он туда, где оставил свою ослицу, а там табуны целые.

Направился Хони к своему жилищу.

- Дома ли, - спросил он, - сын Хони Гамеагеля?

- Сына, - ответили ему, - уже нет на свете, а жив его внук.

- Я Хони Гамеагель, - заявил он.

Не поверили.

Пришел он в академию и слышит - ученые говорят:

- Это толкование также ясно, как во времена Хони Гамеагела, который разъяснял всякий ученый вопрос, как только являлся в академию.

- Я и есть Хони Гамеагель, - заявил он ученым.

Но и те не поверили и должного почета ему не оказали.

Пал Хони духом, стал молить о милосердии Господнем. И принял Господь душу его.

По этому поводу говорил Рава.

- Правы люди говоря: "Либо общение с людьми, либо смерти". (Таанит, 23)

Ученые и поденщики

Аба Хелкия был внуком Хони Гамеагеля. Когда страна страдала от бездождия, законоучители обращались к нему, прося помолиться о милосердии Божием - и по его молитве шел дождь.

Придя однажды и не застав его дома, отправились в поле, где он в то время полол. Подошли к нему с приветствием, но он не ответил. К вечеру, набрав вязку хвороста, он направился домой. Дрова и мотыгу он нес на одном плече, а верхнюю одежду свою на другом. Всю дорогу шел босой, а чтобы перейти через ручей надел сандалии. Пробираясь через терновник, поднял повыше края одежды. При приближении его к месту, где он жил, жена вышла нарядной к нему навстречу. В дом он дал войти сначала жене, за нею вошел сам, а законоучителей впустил последними. Сел за обед, а их к столу не пригласил. Раздавая хлеб детям, старшему дал ломоть, младшему два ломтя.

Потом он сказал жене:

- Я знаю, законоучители пришли не иначе, как по поводу дождя. Пойдем поднимемся на кровлю и помолимся Господу, быть может, смилуется Всевышний и пошлет дождь. И пусть не говорят, что благодаря нам произошло это.

Придя наверх, встали он в одном углу, жена в другом и начали молиться. Первым появилось облако с той стороны, где стояла жена.

Сойдя вниз, он обратился к пришедшим, спрашивая:

- Чего ради, наставники мои, вы пришли ко мне?

Нас послали просить тебя помолиться о дожде.

- Ну что ж, - ответил он, - благословен Господь, избавивший вас от нужды в молитве Аба Хелкии.

На это они сказали:

- Мы уверены, что только по твоей молитве пошел дождь. Теперь просим тебя, раби, объяснить непонятные для нас поступки твои:

- Почему не ответил ты на наше приветствие?

- Потому, - пояснил Аба Хелкия, - что я нанят был на поденную работу и невправе был отрываться от нее.

- Почему ты дрова нес на одном плече, а плащ на другом?

- Плащ этот чужой, и мне одолжили его для надевания, но не для носки дров.

- Почему всю дорогу ты шел босой, а дойдя до ручья обулся?

- На суше видно, что2 под ногами, а в воде не видно.

- Зачем, перебираясь через терновник, ты поднял края одежды?

- Пораненное тело можно залечить, а платья не залечишь.

- Для чего при приближении твоем жена твоя вышла к тебе на встречу нарядной?

- Чтобы я не стал заглядываться на других женщин.

- Почему вошла в дом первою твоя жена, за нею ты, а нам дал ты войти последними?

- Потому, что вы недостаточно знакомы мне.

- Почему, садясь за стол, ты не сказал нам, по обычаю: "Садитесь и разделите со мною трапезу?"

- Потому, что хлеба было недостаточно, и я не хотел, чтобы вы благодарили меня напрасно.

- Почему старшему сыну дал ты один ломоть, а младшему два?

- Старший остается дома, а младший ходит в школу.

- Почему первым появилось облако с той стороны, где стояла и молилась твоя жена?

- Жена, бывая постоянно дома, подает бедному хлеб, и голод его немедленно утоляется. Я же подаю милостыню деньгами - и голод бедного не сейчас утоляется. (Таанит, 23)

Ради малых сих

Ханан Ганехба был сыном дочери Хони Гамеагеля. Когда стояло бездождие, ученые посылали к нему детей из школ, которые, бывало, тянут его за края одежды, крича: "Отец! Отец! Дай нам дождя!"

И Ханан взывал к Господу:

- Владыко вселенной! Сделай ради малых сих, не различающих между Отцом, посылающим дождь на землю, и отцом, не во власти которого посылать дождь. (Таанит, 23)


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =