ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

учебник "ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ"


=Главная=Изранет=ШОА=История=Традиции=Музей=Антисемитизм=Учеба=Оглавление



Глава 16-17

Первая Иудейская война

Начало восстания

Несмотря на очевидность обострения ситуации во время правления последних прокураторов, Тацит вынужден был признать: "...И все же евреи проявляли терпение до тех пор, пока Гессий Флор не стал прокуратором, и тогда разразилось восстание".

Отношение к восстанию в еврейском обществе не было единым. Цдуким стремились к сохранению мира с могучей империей, понимая, что противостоять ее военной мощи Иудея не в состоянии. Они отправили делегации к Флору и Агриппе II с просьбой прислать войска. Мятежники под руководством священника Элазара бен Ханании, отменившего жертвоприношения за императора Рима, в течение семи дней захватили Верхний город и крепость Антония, подожгли дом первосвященника Ханании, бывшего сторонником римской власти. Зелотам удалось сжечь городской архив долговых обязательств. Их противники отступили во дворец Ирода, который оказался последним оплотом римского гарнизона, еврейских солдат Агриппы II и всех сторонников римской власти.

Руководил осадой дворца сикарий Менахем бен Иеѓ уда, третий сын Иеѓ уды Галилеянина. Он стал во главе отряда повстанцев в самом начале восстания. В 66 году Менахем напал на крепость Мецаду, истребил римский гарнизон, охранявший ее, захватил все боеприпасы, которые там хранил Ирод, и оставил в крепости собственный гарнизон.

Когда Менахем бен Иеѓ уда узнал, что повстанцы в Иерусалиме захватили крепость Антония, он поспешно прибыл из Мецады и взял на себя ведение осады дворца. Вскоре осажденные запросили мира. Менахем разрешил покинуть дворец лишь евреям и солдатам Агриппы. Римляне вынуждены были оставаться в осаде. Победа сделала Менахема надменным и жестоким. Он начал вести себя как властелин и приходил в Храм, "облаченный в царские одежды". Такое поведение позволило предположить историкам, что Менахем бен Иеѓ уда претендовал на трон Иудеи, а, возможно, и собирался выдать себя за Машиаха.

Вскоре осажденный римский гарнизон, чье положение постоянно ухудшалось, достиг соглашения с повстанцами, в соответствии с которым ему было предложено сложить оружие и покинуть дворец. Однако Элазар бен Ханания нарушил соглашение: как только римляне выполнили условия, повстанцы напали на них и всех перебили. По другой версии, соглашение нарушил не Элазар, а Менахем, и именно сикарии напали на безоружных римлян. Такой поступок еврея возмутил всех жителей Иерусалима. В трактате "Шабат" добавлено, что это преступление Менахем совершил в субботу.

Менахем не обращал внимания на недовольных и правил городом как настоящий тиран. Среди первых его жертв оказался и первосвященник Ханания, отец Элазара. Евреи роптали: они боролись за свободу, а вместо гнета римлян попали под власть жестокого самозванца. Элазар бен Ханания искал случая отомстить за смерть отца. Выждав, пока Менахем явится в Храм, Элазар и его единомышленники напали на него и его вооруженную свиту, а народ помог забросать тирана камнями. Только часть сикариев во главе с Элазаром бен Яиром спаслась бегством в Мецаду. Власть в городе перешла к Элазару бен Ханании. Народ получил краткую передышку.

Последствия неудач Цестия Галла

Тем временем наместник Сирии Цестий Галл отправился с войсками на подавление восстания в Иудее. Под расположенным к северу от Иерусалима городом Гивон мятежники атаковали его силы, нанесли значительный урон и отступили в Иерусалим. Римская армия продолжила наступление, обосновалась на горе Цофим и начала атаку на город. Атака не увенчалась успехом. Жители Иерусалима отчаянно сопротивлялись, и Цестий Галл, неся потери, отступил из Иерусалима. Возможно, Цестий опасался наступления сезона дождей или не был достаточно уверен в своих силах. Сохранилось предание о том, что отступление наместника не было связано с потерями или невозможностью захватить город; осадные машины, баллисты, хорошо вооруженная профессиональная армия - все это позволяло надеяться на успех. И все же Цестий Галл отступил. На обратном пути повстанцы атаковали римский обоз вблизи Бейт Хорона, разогнали солдат и захватили большое количество оружия.

Евреи расценили свою победу как проявление Божественной защиты. Теперь большинство было уверено в том, что продолжение восстания может избавить еврейский народ от римского владычества. Представители умеренных кругов поняли, что им не удастся предотвратить всеобщее восстание и бежали из города. Многие колеблющиеся были увлечены неожиданной победой и перешли на сторону восставших.

Формирование правительства Иерусалима

После победы над Цестием Галлом на Храмовой горе было созвано народное собрание для избрания нового правительства. Большинство участников собрания были жителями Иерусалима и окрестностей, уже принявшими участие в боях с римлянами. Были здесь и те, кто продолжал настаивать на мирном решении конфликта с Римом. Именно они получили власть в Иерусалиме: первосвященник Ханан бен Ханан, Йосеф бен Гурион и другие.

Самые богатые жители города предоставили деньги, запасы ячменя и пшеницы, вина и оливкового масла, соли и дров, которых, по утверждению Талмуда, могло хватить на двадцать лет. Первосвященник Ханан бен Ханан стремился восстановить мир в городе и в Иудее. Из Иерусалима выслали всех руководителей зелотов. Против вождя сикариев Шимона бар Гиоры отправили войска, и он был вынужден бежать в Мецаду вместе со своими сикариями. Спустя некоторое время бар Гиора провозгласил указ об освобождении рабов. Этот указ привлек на сторону бар Гиоры не только освобожденных рабов, но и массу влиятельных граждан.

Подготовка Галилеи к войне с Римом. Первые поражения

Предполагалось, что римляне в первую очередь попытаются проникнуть в Галилею. Эту местность следовало подготовить к отражению удара. Оборона Галилеи была возложена на Йосефа бен Матитьяѓ у. Возможно, он не был единственным посланником Иерусалима, но повел себя так, словно кроме него никто не мог организовать защиту этой территории. Йосеф считал, что главными пунктами сопротивления римским легионерам должны стать города, которые и принялся укреплять. Началось возведение и восстановление крепостных стен в городах Циппори, Тверия, Гуш Халав, Иодфата. Их жители получили оружие, запасы продовольствия. Йосефу удалось сформировать войско в 100 000 человек. Для усмирения зелотов Йосеф начал выплачивать им деньги, собираемые с местного населения. За это он потребовал, чтобы зелоты не нападали ни на евреев, ни на римлян. Чтобы заручиться поддержкой местного населения, он собрал "Галилейский Санѓ едрин", который состоял из самых уважаемых людей. В каждом городе были созданы малые суды. Все эти органы управления подчинялись Йосефу. Постепенно он стал единоличным правителем Галилеи.

Но зелоты не доверяли ему. Многое в поведении посланца указывало на его проримские настроения. Когда в Тверии зелоты разрушили дворец Ирода, Йосеф потребовал передать ему все богатства дворца. Позже он переправил их Агриппе II. По настоянию зелотов он был вынужден передать им продовольственные запасы римлян, которые хранились в Гуш Халаве. На вырученные деньги были укреплены стены города. В результате этого у Йосефа появился серьезный противник - Иоханан бен Леви (Иоханан из Гуш Халава). В самом начале восстания Иоханан придерживался умеренных взглядов, но теперь он начал склоняться на сторону зелотов. Противостояние грозило перерасти в братоубийственную войну накануне римского вторжения.

Император Нерон уже провожал армии Веспасиана на войну с непокорными евреями. В помощь ему были направлены легионы из Египта под руководством Тита. Первым успехом римлян стала сдача города Ципори, жители которого и раньше открывали ворота чужеземцам. Йосеф отправил в Иерусалим письмо с просьбой послать подкрепление или начать мирные переговоры с Римом.

Еще несколько городов Галилеи были атакованы и захвачены римлянами. Легионы уничтожали все на своем пути, оставляя сожженные села и города. После пятидесятидневной обороны пала и одна из сильнейших крепостей - Иодфата. Ее защитники плену предпочли смерть. Только один из них спас свою жизнь и вышел навстречу Веспасиану - это был Йосеф бен Матитьяѓ у. Под защитой могущественного полководца он принялся записывать историю евреев и Иудейской войны. Правда, есть и другое мнение, согласно которому, в результате падения Иодфаты, Йосеф был взят в плен, но вскоре ему удалось завоевать расположение Веспасиана и его сына Тита. Он был освобожден из плена и во время осады Иерусалима стал одним из приближенных Тита. Большинству современников он был известен под именем Иосиф Флавий, так как взял родовое имя своих покровителей.

С падением большинства городов фактически завершилось покорение Галилеи. Иоханан из Гуш Халава и спасшиеся в боях с римлянами евреи бежали в Иерусалим, где пополнили ряды зелотов. Вслед за ними к городу приближались римские легионеры. Путь на Иерусалим был открыт. Но Веспасиан, понимая, какой трудной будет война, отправил часть солдат на зимний отдых. Другая часть войска приступила к завоеванию приморских городов. К тому же в Риме разгорелась борьба за власть. Летом 68 года умер Нерон. В течение следующего года сменилось три императора. Возможно, Веспасиан собирался использовать свои легионы в предстоящей борьбе за власть в Риме.

Раскол в Иерусалиме

Поражение Галилеи и приток беженцев изменили положение в Иерусалиме. Элазар бен Шимон и Элазар бен Ханания возглавили тех, кто был готов бороться с Римом до конца. Среди них были жители города и большое количество беженцев из Галилеи. Другая часть населения во главе с Хананом бен Хананом придерживалась умеренных настроений. Зелоты подозревали их в стремлении остановить восстание и договориться с Римом о мире. Избранное более года назад правительство Иерусалима стремилось свергнуть власть экстремистов. В итоге зелоты Элазара бен Шимона были оттеснены на Храмовую гору.

Вместо того, чтобы воспользоваться передышкой и подготовить город к борьбе с Веспасианом, зелоты начали войну против умеренных. Они обратились за помощью к эдомитам. С их приходом в городе началось уничтожение сторонников умеренной тактики. Вскоре эдомиты покинули город. Власть перешла к Иоханану из Гуш Халава. Теперь о мирных переговорах с Римом не могло быть и речи.

Правление Иоханана из Гуш Халава было недолгим. Его противники пригласили предводителя сикариев Шимона бар Гиору в надежде на то, что он сможет, наконец, объединить силы восставших и прекратить террор Иоханана. Но и при новом руководителе положение не улучшилось. Разгорелась гражданская война между зелотами Иоханана и сикариями Шимона бар Гиоры. Талмуд сохранил для нас рассказ о том, как враждующие группировки уничтожили запасы продуктов, предоставленные самыми знатными людьми города:

"Мудрецы сказали им [сикариям и зелотам]: "Выйдем и заключим с римлянами мир". "Не пустим, - ответили те, и сказали - пойдем и будем воевать с ними". Ответили мудрецы: "Не достигнете вы этим ничего". Тогда поднялись [зелоты и сикарии] и сожгли склады пшеницы и ячменя, и одолел всех голод".

Легионы Веспасиана приблизилась к Иерусалиму, но город с ходу штурмовать не стали. Веспасиан решил дать передышку солдатам и, зная, что в городе осажденные враждуют друг с другом, приступил к долговременной осаде Иерусалима.

Раби Иоханан бен Закай

В это время из осажденного города вышел человек, которому предстояло сыграть выдающуюся роль в истории еврейского народа. Иоханан бен Закай, как и другие мудрецы, понимал, что противостояние Риму бесполезно. Судьба города и Храма была ему ясна. Но что будет с народом после этой ужасной войны? Иоханан бен Закай решил восстановить Санѓ едрин, Бейт Мидраш, Бейт Дин, чтобы не исчезли мудрость и дух народа Израиля. Поскольку выходы из города контролировали зелоты, мудрец сделал вид, что заболел. Вскоре по городу распространился слух, что Иоханан бен Закай умер. Под покровом ночи тело мудреца вынесли из Иерусалима. Так он оказался в лагере Веспасиана. "Уведи войска, не трогай Иерусалима и Храма", - сказал мудрец полководцу. Веспасиан ответил отказом. Вот как Мидраш передает беседу Иоханана бен Закая с неким римлянином Амгаром:

"Как поступают с ларцом, в котором угнездилась змея?- Ответил им [Иоханан бен Закай]: "Берут меч и убивают змею". Амгар сказал: "Более того, ломают ларец и убивают змею".

"Как поступают с бочонком, в котором угнездилась змея?" - Ответил им [Иоханан бен Закай]: "Берут меч и убивают змею, а бочонок сохраняют". Амгар сказал: "Убивают змею, а бочонок разбивают"".

Понимая, что разрушения Иерусалима и Храма не избежать, раби Иоханан бен Закай обратился с другой просьбой: "Тогда отдай мне Явне, его мудрецов и потомков рода Гамлиэля". Веспасиан недоумевал, но выполнил просьбу. Так, еще до окончания войны, в Явне началось духовное возрождение еврейского народа.

Осада Иерусалима войсками Тита

1 июля 69 года наместник Египта Тиберий Александр привел свои легионы, стоявшие в Александрии, к присяге Веспасиану как императору. 11 июля Веспасиану присягнули его легионы в Иудее. Первой своей задачей новый император считал покорение Египта, куда и отправился сразу же после описанных событий. Целый год Веспасиан потратил на борьбу со своими противниками. Войну в Иудее должен был продолжить его сын - Тит. Ему было поручено самое трудное дело - осада Иерусалима. Во главе четырех легионов он подошел к стенам города. Весной 70 года римская армия под командованием Тита приступила к осаде. Свой военный лагерь Тит разместил на горе Скопус (Цофим). С каждым днем осада становилось все жестче.

Иосиф Флавий приводит данные о численности повстанцев, по-видимому, на основании официального римского источника. Силы повстанцев насчитывали, по его утверждению, менее 25 000 человек. Под командованием Шимона бар Гиоры, который контролировал Верхний город, стояли 10 000 человек; около 5000 эдомитян также подчинялись его власти. В распоряжении Иоханана из Гуш Халава, который удерживал Храмовую гору и ее окрестности, находились 6000 бойцов. Около 2400 зелотов составляли отряд Элазара бен Шимона. Римские войска насчитывали около 65 000 солдат.

К началу восстания Иерусалим был хорошо укреплен. Его защитники обладали боевым опытом, приобретенным в течение первых лет восстания. По-видимому, они были хорошо вооружены. В их распоряжении находились боевые машины, захваченные в начале восстания у Цестия Галла и в крепости Антония. Первое время восставшие не знали, как пользоваться этими машинами, но римские перебежчики научили их этому искусству.

Только теперь защитники города смогли объединить свои усилия, хотя время было упущено. После многочисленных неудачных попыток прорвать укрепления города Тит решил усилить блокаду, окружив Иерусалим валом и полностью прервав всякую связь осажденных с внешним миром. Стенобитные машины и тараны разрушали северную стену. Вскоре в ней образовался пролом, но сразу войти в город римляне не смогли - защитники города отбросили их к исходным рубежам. Несмотря на героическое сопротивление осажденных, римляне увеличили пролом и овладели первой городской стеной. Еще через несколько дней нападавшие овладели и второй стеной.

Тит отправил Йосефа бен Матитьяѓ у к защитникам с предложением сдаться. Но речь военачальника, изменившего своему отечеству, не оказала воздействия на людей, решивших победить или умереть. Тогда Тит обнес город высокой каменной стеной. Голод свирепствовал в Иерусалиме и подрывал силы его защитников. Удары тарана обрушили третью стену, но повстанцы к тому моменту успели воздвигнуть за нею еще одну, и штурм продолжался. После нескольких попыток римлянам удалось достичь наружной стены Храмовой горы. Бои шли на улицах города, жители которого сражались за каждый дом. Несколько раз римляне безуспешно пытались обрушить Храмовую стену. Тогда они подожгли ворота и открыли путь во двор Храма.

Поражение восстания

Отчаянная оборона продолжалась; повстанцы не пропускали римлян в Храм и сами совершали смелые вылазки. Но силы были неравными. Римляне, ворвавшиеся вслед за огнем, истребили всех кто находился на Храмовой горе. Среди погибших были воины Шимона бар Гиоры и Иоханана из Гуш Халава, женщины, священники и левиты, старики и дети. Все они надеялись на чудо, все они погибли, защищая город и Храм.

Когда Тит велел поджечь ворота, огонь перекинулся на галереи, и десятого Ава весь Храм оказался объятым пламенем. Такую дату называет Иосиф Флавий. Согласно талмудической традиции - трагедия произошла 9 Ава. Возможно, именно в этот день Тит собрал военачальников, чтобы решить судьбу Храма. Флавий утверждает, что Тит хотел сохранить Храм как одну из величайших достопримечательностей Римской империи. Похоже, что Флавий пытался оправдать своего покровителя. Но и Талмуд, и римские историки сообщают, что Тит лично отдал приказ об уничтожении Храма, чтобы навсегда покончить с очагом иудаизма.

Последние отряды восставших перешли в Верхний город и продолжали сопротивление. Только в конце лета римляне одержали окончательную победу и полностью разгромили оставшиеся укрепления Иерусалима. Шимон бар Гиора и Иоханан из Гуш Халава были взяты в плен. После грандиозного парада победителей Шимона казнили, а Иоханана приговорили к пожизненному заключению.

Иерусалим был полностью разрушен. Но по непонятным причинам Западная стена Храма не была уничтожена римскими легионерами. Талмуд дает свой ответ: сохранил эту стену Всевышний, потому что к ней примыкала Святая Святых Храма.

Подводя итог истории города с древнейших времен по 70 год н. э., Иосиф Флавий писал:

"Ни древность города, ни неимоверное богатство его, ни распространенная по всей земле известность народа, ни великая слава совершавшегося в нем богослужения не смогли спасти его от падения. Таков был конец осады".

Героическая оборона Мецады

После разрушения Иерусалима три крепости оставались в руках восставших - Иродион, Михвар и Мецада. Две первые вскоре пали. Мецада сражалась целых три года. Это уникальное сооружение было практически неприступным. На огромной высоте были устроены защитные стены, хранилища для воды и продуктов, склады для оружия. На территории крепости были небольшие поля, урожай которых пополнял запасы защитников.

В крепости находились воины Элазара бен Яира. Они решили сражаться до конца. Римляне испробовали все приемы осады, но крепость оставалась неприступной. Тогда они решили сделать насыпь к главным воротам крепости, чтобы по ней втащить стенобитные орудия. Легионеры и пленные евреи днем и ночью носили землю, пока вал не достиг крепостных укреплений. Когда положение стало безвыходным, защитники приняли решение покончить с собой. Одна из легенд гласит, что когда римляне ворвались в Мецаду, они нашли только двух женщин, которые рассказали о судьбе ее защитников. До сих пор идет спор о значении последнего решения воинов Элазара бен Яира. Одни признают их поступок Освящением Имени Всевышнего (Кидуш ѓ а-Шем), другие - проявлением беспричинного фанатизма сикариев.

Вопросы к главе

1. На какие партии разделилось еврейское общество?

2. В чем были правы сторонники и противники мира?

3. Почему они не смогли договориться о дальнейших действиях?

4. Почему после поражения Цестия Галла количество противников мира резко возросло?

5. Определи позиции сторон, участвовавших в обороне Иерусалима.

6. Что предлагали мудрецы? Изменилась ли позиция мудрецов?

7. Чем ты можешь объяснить реакцию сикариев и зелотов на последнее утверждение мудрецов?

8. Почему, несмотря на перевес сил, римляне предложили восставшим мир?

9. Почему мирные предложения Тита были отклонены защитниками Иерусалима?

10. Расскажи, как ты относишься к поступку защитников Мецады.

11. Назови главные причины поражения евреев в этой войне.

Исторические источники

Флавий о прекращении жертвоприношений в Храме

Сравни описание Флавия с мнением Талмуда в следующем отрывке.

[…] В то же время Элазар, сын первосвященника Ханана, - чрезвычайно смелый юноша, занимавший тогда начальнический пост - предложил тем, кто заведовал порядком богослужения, не принимать больше никаких даров и жертв от неиудеев. Это распоряжение и было собственно началом войны с римлянами, потому что в нем заключалось отвержение жертвы за императора и римлян. Как ни упрашивали первосвященник и знатнейшие особы - не отменять обычного жертвоприношения за верховную власть, они все-таки не уступали. […]

Иосиф Флавий
Иудейская война. Кн. 2, 17:2.

1. Насколько обдуманным кажется тебе предложение Элазара?

2. Как оно согласуется с еврейским законом?

3. Кому, по еврейскому закону, разрешалось подниматься на Храмовую гору и приносить жертвы?

Талмуд о причинах войны

Обрати внимание на поведение Бар Камцы и хозяина дома.

[…] Жили в Иерусалиме два человека. Имя одного было Камца, другого человека звали Бар Камца (Сын Камцы). И кто-то третий, который был врагом, ненавистником Бар Камцы, решил устроить пир у себя дома и среди прочих гостей пригласить Камцу. Но посланник перепутал адреса и пригласил Бар Камцу. Тот удивился такому приглашению, но подумал, что, возможно, это приглашение к перемирию.

Он пришел в дом своего врага и сел за стол. Но тут хозяин дома увидел его и закричал: - Убирайся отсюда вон!

Бар Камца понял, что произошла ошибка, но попросил не оскорблять его публично.

- Я заплачу тебе за свою порцию на пиру,- сказал он, - только не выставляй меня с позором. Хозяин не согласился.

- Я заплачу половину всех твоих расходов за этот пир.

Но тот опять не согласился.

- Я заплачу тебе все. Оставь меня хотя бы на некоторое время.

Вновь не помогло. И Бар Камца вынужден был уйти с позором.

На этом же пиру присутствовали мудрецы, но они не вмешались. И решил Бар Камца отомстить всем. Он пошел к римскому наместнику и сказал:

- Евреи не уважают императора. Как видно, они собираются восстать.

А когда римский наместник спросил:

- Какие у тебя доказательства? Как можно это проверить? - тот ответил:

- Пошли жертву в Храм и увидишь, принесут они ее или нет.

Послали быка. Для того, чтоб отомстить, Бар Камца использовал свои знания в различиях между еврейскими и римскими законами жертвоприношения. Животное, имеющее какой-то серьезный дефект, нельзя было приносить в жертву как по еврейским, так и по римским законам. Но по еврейскому обычаю животное с любым, даже самым незначительным дефектом (губа или ухо рассечены, бельмо в глазу), не годилось к жертвоприношению.

Бар Камца нанес быку легкую рану. Евреи понимали, к чему может привести отказ принести жертву, присланную императором, но, тем не менее, жертва эта принесена не была.

И из-за "горсточки" начался великий пожар. […] (Камца - на арамейском языке - "горсточка").

Вавилонский Талмуд
Трактат Гитин, 56.

1. Кто из героев рассказа, по-твоему, прав? Объясни свою позицию.

2. Как описано поведение мудрецов в этом отрывке?

3. "Из-за горсточки начался великий пожар…" А как ты считаешь?

Описание римских сил у Тацита

Еще раз прочитай главу, где говорится о численности защитников Иерусалима, чтобы сравнить их с силами римлян, описанными в этом отрывке.

[…] Три легиона, пятый, десятый и пятнадцатый, старые бойцы Веспасиана, ждали его в Иудее. Тит присоединил к ним бывший до этого в Сирии двенадцатый и приведенные из Александрии двадцать второй и двадцать третий легионы; кроме того, за ним следовали двенадцать когорт союзников, восемь конных отрядов, армии [подвластных] царей […], сильное войско арабов, пылавшее против иудеев обычной между соседями ненавистью, а также множество людей, приехавших из Рима и из Италии. […]

Корнелий Тацит, История. 5-1.

1. Почему такие грозные силы долгое время не могли справиться с восставшими?

Флавий о вражде в лагере защитников Иерусалима

Если при чтении отрывка тебе встретятся незнакомые имена, вернись к тексту урока.

[…] Таким образом, внутренние враги города были разъединены на три враждебных лагеря: Элазар и его приверженцы [...] неистовствовали против Иоханана, а шайка последнего грабила жителей и стояла против Шимона. Но и Шимона для поддержки против другого лагеря мятежников город должен был снабжать провиантом. Иоханан, подвергаясь нападению с двух сторон, выстраивал своих людей двумя противоположными фронтами, и в то время, когда с галерей обстреливал противников, вторгшихся из города, он посредством машин защищался против копьеметателей, сражавшихся [со стен] Храма. Как только нападавшие давали ему вздохнуть свободно, что случалось часто, когда те напивались или были утомлены, он во главе многочисленного войска предпринимал смелые вылазки против Шимона и по мере того, как отбивал его назад в глубь города, сжигал все пространства здания, наполненные зерном и разного рода припасами. Когда отступал Иоханан, то же самое делал Шимон, точно они нарочно, в угоду римлянам, хотели уничтожить все, что город приготовил для осады ... Последствием было то, что все вокруг Храма было сожжено […] в самом городе образовалось пустое место, вполне пригодное для поля битвы между воюющими партиями, и […] весь хлеб, которого хватило бы для осажденных на многие годы, за небольшим исключением был истреблен огнем. […]

Иосиф Флавий
Иудейская война. Кн. 5, 1:4.

1. Кто из евреев больше всего помог римлянам?

Римский историк Тацит о конфликте в Иерусалиме

При чтении обрати внимание на то, насколько согласуются эти данные с сообщением Флавия.

[…] Три полководца со своими армиями были в городе. Его внешнюю, самую большую часть удерживал Шимон; среднюю часть - Иоханан; Храм - Элазар. Сила Иоханана и Шимона заключалась в численности их армий и в их оружии, сила же Элазара была в его местоположении. Они воевали друг с другом и поджигали также зерно. Затем Иоханан захватил Храм после того, как под предлогом жертвоприношения послал туда своих людей убить Элазара и его сторонников. После этого город разделился между двумя партиями до тех пор, пока приход римлян не заставил их объединится против чужеземцев. […]

Корнелий Тацит, Анналы. 5:12.

1. До сих пор нам трудно поверить, что в осажденном Иерусалиме евреи могли убивать друг друга. Многие историки отказываются верить Флавию. Как ты считаешь, что означает для нас сообщение Тацита?

Сульпиций Север о разрушении Храма.

До сих пор историки не пришли к единому мнению по поводу главных виновников разрушения Храма. Внимательно прочитай отрывок. Кто назван виновником в этом отрывке?

[…] Между тем осажденные иудеи были лишены всякой возможности заключить мир или сдаться, и они стали умирать от страшного голода, а улицы повсюду начали покрываться трупами, ибо долг погребать мертвецов потерпел поражение […].

Тит, как говорят, созвал совет, чтобы обсудить, разрушать ли храм, возведенный столькими трудами. Действительно, некоторым казалось, что не следует уничтожать священное здание, прославленное превыше всех творений смертных, и что, если его сохранить, оно будет служить свидетельством сдержанности римлян, а если разрушить - вечным памятником их жестокости.

Другие же и сам Тит, напротив, считали, что храм нужно разрушить в первую очередь, чтобы тем вернее уничтожить религию иудеев […] если уничтожить корень, то скоро погибнет и все растение. […]

Сульпиций Север
Хроника, II, 30:3,6-7.

1. Как определил С. Север значение Храма для еврейского народа?

2. Внимательно прочитай следующий отрывок и определи, чем отличаются сообщения историков.

Обсуждение судьбы Храма у Флавия

Обрати внимание на позицию Тита в повествовании Флавия.

[…] Он [Тит] созвал к себе начальников; к нему собрались шесть важнейших из них, […] префект обоих легионов, прибывших из Александрии, […] правитель Иудеи, да еще другие правители и военные трибуны. Со всеми ими он держал совет о том, как поступить с храмом. Одни советовали поступить с ним по всей строгости военных законов, ибо "до тех пор, пока этот храм, этот сборный пункт всех иудеев будет стоять, последние никогда не перестанут замышлять о мятежах". Другие полагали так: "Если иудеи очистят его и никто не подымет меча для его обороны, тогда он должен быть пощажен; если же они с высоты храма будут сопротивляться, его нужно сжечь, ибо тогда он перестает быть храмом, а только крепостью, и ответственность за разрушение святыни падет тогда не на римлян, а на тех, которые принудят их к этому". Но Тит сказал: "Если они даже будут сопротивляться с высоты храма, то и тогда не следует вымещать злобу против людей на безжизненных предметах и ни в каком случае не следует сжечь такое величественное здание, ибо разрушение его будет потерей для римлян, равно как и наоборот, если храм уцелеет, он будет служить украшением империи. […]".

Иосиф Флавий
"Иудейская война. Кн.", кн. 6, 4:3.

1. Как Иосиф Флавий изобразил Тита, повествуя о решении судьбы Храма?

2. Чем ты можешь объяснить такую позицию Флавия в отношении Тита?

Флавий о разрушении Храма

Вот еще одно свидетельство Флавия о виновниках разрушения Храма.

[…] Тогда Тит приказал весь город и храм сравнять с землей; только башни, возвышавшиеся над всеми другими, Фасаил, Гиппик, Мирьям и западная часть обводной стены должны были остаться; последняя для образования лагеря оставленному гарнизону; а первая из трех - чтобы служить свидетельством для потомства, как величественен и сильно укреплен был город, который пал пред мужеством римлян. Остальные стены города разрушители так сравняли с поверхностью земли, что посетитель едва ли мог признать, что эти места некогда были обитаемы. […]

Иосиф Флавий
Иудейская война. Кн. 7, 1:1-2.

1. Чем ты можешь объяснить такие противоречия у одного автора?

Талмуд о причинах разрушения Храма

Приведи свои примеры беспричинной ненависти во время войны с Римом.

[…] Почему погиб Первый Храм? Из-за трех вещей, которые были в нем: из-за язычества, из-за кровосмешения и из-за кровопролития ... Но во Втором Храме учили Тору, исполняли заповеди и занимались благотворительностью, почему же он погиб? Из-за беспричинной ненависти он погиб, чтобы научить нас, что беспричинная ненависть равна всем трем этим преступлениям. […]

Вавилонский Талмуд,
Трактат Иома, 39.

1. Как ты понимаешь последнюю фразу отрывка?

Иосиф Флавий о своем отношении к судьбе Храма

Попробуй сформулировать свое отношение к разрушению Второго Храма.

[…] Как ни печальна и прискорбна гибель творения, удивительнейшего из всех ведомых миру и по объему, и по великолепию, и по роскошной отделке отдельных частей, славившегося к тому еще своей святостью, - однако утешением должна служить мысль о неизменности судьбы для всего живущего, для всех творений рук человеческих и для всех мест земли. Замечательна в этом случае точность времени, с которой действовала судьба. Она предопределила для разрушения, как уже было сказано, даже тот день и месяц, в который некогда храм был сожжен вавилонянами. […]

Иосиф Флавий
Иудейская война. Кн. 6, 4:8.

1. Какое утешение находит для себя историк-еврей при описании трагедии?

2. О чем больше всего сожалеет Флавий?



=Главная=Изранет=ШОА=История=Традиции=Музей=Антисемитизм=Учеба=Оглавление