ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ЕВРЕЙСКИЙ МИР"

р. И.Телушкин


= Главная = Изранет = ШОА = История = Традиции = Музей = Антисемитизм = Учеба = Атлас

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

13

14

15


следующая глава

Часть первая: Библейская история

8. Жертвоприношение Ицхака / Акедат Ицхак

Средоточие христианства - готовность Б га во имя спасения человечества принести в жертву человека, который, по вере христиан, был Его сыном; ключевое событие для иудаизма - готовность Авраама во имя Б га принести в жертву родного сына. Лишь в последний момент Б г останавливает Авраама. Об этом часто забывают, потому что Акедат Ицхак обычно переводится как "жертвоприношение Ицхака", а не дословно, как "связывание Ицхака". Между тем смысл всей этой истории в том, что человеческого жертвоприношения Б г не хочет.

Ицхак родился, когда Аврааму исполнялось сто лет, а Саре было девяносто. Б г уверяет Авраама, что в Ицхаке "наречется род тебе" через его потомков; но вдруг без всяких объяснений велит Аврааму привести Ицхака на гору Мория и принести его в жертву. Авраам спорил с Б гом, когда Он сообщил о Своих намерениях уничтожить Сдом и Амору (см. гл. 7), здесь он покорно принимает повеление Б га.

На утро следующего дня Авраам отправляется в трехдневный путь. На горе он строит жертвенник, привязывает к нему Ицхака и поднимает нож, чтобы убить сына. Но вдруг ангел Г спода обращается к нему: "Авраам! Авраам!.. Не заноси руки твоей на отрока и не делай ему ничего".

Лаконичный библейский рассказ оставляет читателя с трудной дилеммой. Иудаизм рассматривает Авраама как самого первого еврея и идеал праведника. Однако если любой современный еврей услышит об отце, который собирается принести своего сына в жертву Б гу по Его просьбе, то позаботится, чтобы такой человек был отправлен в сумасшедший дом. Как же в таком случае относиться к Аврааму, чьи действия выглядят для нас аморальными и безумными?

Эта проблема, конечно, скорее надуманная, чем реальная.

Если сегодня мы считаем жертвоприношение ребенка, мягко говоря, аморальным, то именно потому, что это запрещено Библией, а не потому, что это самоочевидно. Тысячелетиями в самых разных обществах по всему миру практиковались человеческие жертвоприношения (обычно чтобы завоевать расположение богов и гарантировать обильный урожай). Столетия после Авраама царь Моава, придя в отчаяние от невозможности предотвратить победу израильтян, взял "сына своего первенца, который должен был стать царем после него, и принес его во всесожжение" (Млахим II, 3:27).

И когда Б г потребовал принести в жертву Ицхака, Авраам был, вероятно, больше удручен, чем удивлен - ведь ему неоткуда было в то время узнать, что людям не следует приносить в жертву своих детей; и конечно, он слышал, что его соседи так делают. Новым в этой истории поэтому было не то, о чем Б г попросил вначале, а то, что Он заявил в конце о своем нежелании человеческих жертв. Таким образом, Авраам достоин хвалы за то, что не отказался принести Б гу в жертву самое для себя ценное; однако, как совершенно очевидно из текста, не нужно буквально следовать ему.

Эта история проникла в западное сознание под неточным названием "жертвоприношение Ицхака". Самой знаменитой работой из написанных на эту тему стал "Страх и трепет" протестантского теолога XIX в. Серена Кьеркегора. Кьеркегор любил молодую женщину по имени Регина Олсен, но опасался, что их брак будет отвлекать его от служения Б гу, и разорвал помолвку. Почти сразу после этого Кьеркегор и написал свою работу. Не нужно особой прозорливости, чтобы увидеть, что Кьеркегор принес свою собственную жертву в виде Регины, подражая жертвоприношению Авраама. Но сколь бы блестящим ни было описание Кьеркегором душевных мук Авраама за время трехдневного - показавшегося бесконечным - путешествия к горе Мория, "Страх и трепет" почти игнорирует кульминацию этой истории. Мартин Бубер верно заметил, что Кьеркегор "возвышенно, но неправильно понимает Б га… Б г хочет, чтобы мы пришли к Нему с помощью Регины, которую он создал, а не посредством отказа от нее".

Отказ Б га от жертвы Ицхака - по сути, первое известное в истории осуждение человеческих жертвоприношений. В этой истории бросается в глаза и отсутствие матери Ицхака, Сары. Что чувствовала она, когда Авраам повел их сына на жертву? Знала ли она об этом? А может, Авраам ушел из дома, не сказав, куда идет? Какой была реакция Сары, когда муж и сын вернулись и Авраам рассказал, что произошло? В Библии есть только слабый намек на то, что Сара была вне себя. Когда Авраам спустился с горы вместе с Ицхаком (можно догадываться о состоянии его рассудка в этот момент), они отправились в Беер Шеву, "и жил Авраам в Беер Шеве" (Брейшит, 22:19), а семью стихами ниже читаем, что "Сара умерла в Кирьят Арбе" и пришел Авраам (по видимому, из Беер Шевы) "скорбеть по Саре и оплакивать ее" (23:2). Возможно, когда Сара узнала, что именно сделал ее муж, она решила жить отдельно от него?

Понятие акеда стало в еврейской жизни очень важным: оно символизирует готовность евреев, если необходимо во имя Б га, приносить в жертву свою семью и собственную жизнь. Средневековые евреи иногда убивали детей, жен и самих себя, чтобы избежать крещения (см. "Крестоносцы"), и считали себя поступающими по примеру Авраама. В отличие от него они, к сожалению, были вынуждены идти на жертвоприношение до конца.

9.

следующая глава


01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

13

14

15


= Главная = Изранет = ШОА = История = Традиции = Музей = Антисемитизм = Учеба = Атлас