История антисемитизма

Христанский антисемитизм

С. Амосова, Рассказы о кровавом навете в Биржае.

ПИШИТЕ

Главная = Изранет = ШОА = История = Ирушалаим = Новости = Проекты = Традиции = Книжная полка = Музей = Антисемитизм = Материалы =

Cлухи о том, что евреи использовали кровь христиан в ритуальных целях, так или иначе упоминали большинство литовцев, русских и поляков, с которыми мы беседовали в Биржае и окрестностях. Но подробных рассказов о кровавом навете было записано немного. Вообще, данный сюжет широко распространен в европейском фольклоре: «Евреи умерщвляют христианского ребенка, чтобы добыть кровь для своего ритуала (Хью из Линкольна)» (Thompson V: 361)
.Данный навет появился в Европе в XII в., на протяжении многих веков он становился причиной обвинений евреев в убийствах христиан (а позже и мусульман), что приводило к гонениям на евреев, погромам и уголовным процессам.
Первое, на что нужно обратить внимание при анализе текстов с данной территории – это то, что мы не видим существенных сюжетных различий в рассказах, которые были записаны от литовцев и поляков (католиков) и русских (православных и старообрядцев), разница лишь в языке, на котором сделаны записи текстов. Наши материалы из Латгалии также показывают, что при наличии конфессиональных различий, сюжет о кровавом навете известен всем в сходных вариантах (основанных на стереотипах, которые бытуют и в среде католиков, и у православных/старообрядцев).
Кровавый навет являлся важной составляющей истории межэтнических отношений в Литве. Так, литовская исследовательница Юргита Вербицкене в статье о кровавых наветах в Великом княжестве Литовском указывает на то, что документы, в которых описываются случаи возникновения обвинений, позволяют говорить о том, что с середины XVI в. данный сюжет был хорошо известен в литовской традиции (один из самых громких наветов того периода – Нарев – ныне северо-восточная Польша – 1564 г.
Этот навет был направлен против известного и непопулярного сборщика налогов Исаака, что позволяет предположить, что его противники просто воспользовались широко известным предрассудком, чтобы решить свои проблемы), с конца XVI в. кровавый навет становится массовой фобией
Анализируя популярную в литовской среде книгу ректора Вильнюсского университета Петра Скарги «Жития святых» (первое издание 1579 г.), исследовательница показывает, что в ней упоминаются две жертвы ритуальных убийств – Симон из Трента и Эльжбета – маленькая девочка из местечка Пуня (рядом с Вильнюсом) (события 1574 г.). По мнению Ю. Вербицкене, попадание в эту книгу рассказа о жертве из Литвы «одомашнивает» навет в литовской традиции


Главная = Изранет = ШОА = История = Ирушалаим = Новости = Проекты = Традиции = Книжная полка = Музей = Антисемитизм = Материалы =