В.В.Энгель, КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ЕВРЕЕВ В РОССИИ


= ГЛАВНАЯ = УРОКИ = ИЗРАНЕТ = ИСТОРИЯ = ШОА = ИРУШАЛАИМ =

Тема 22.  ОБЗОР ЕВРЕЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ на современном этапе (2001 г.)

Структура еврейского движения. Религиозные организации. Светские организации. Благотворительные организации и фонды. Иностранные организации. Взаимоотношения с властью.

Современное еврейское движение в России можно рассматривать как совокупность нескольких составных частей, которыми являются религиозные, светские общественные организации, ставящие целью развитие еврейской культуры, благотворительные организации и фонды.

Структура движения

Религиозные организации.

Религиозные организации являются важной составной частью движения. Однако они никогда, в том числе и в советские времена, не представляли собой единого целого, способного на консолидированные действия.

1. Основной и наиболее активной частью религиозного движения является община «Хабад-Любавич». Являясь одной из хасидских общин, «Хабад-Любавич» пустил большие корни в России в последнее десятилетие благодаря целому ряду факторов, которые отличают ее от других религиозных организаций:

Нацеленность на конкретные цели, связанные с реализацией культурно-просветительских и благотворительных программ и привлечением в общину максимально возможного числа людей.

Агрессивная политика, направленной, в том числе, на расширение географии деятельности.

Поддержка со стороны властей.

Широкая спонсорская помощь со стороны российских и западных частных жертвователей и фондов. Грамотная постановка фондрейзинга в России и за рубежом выгодно отличает «Хаббад» от других еврейских религиозных организаций и общин России.

Все это предопределило очевидный успех данной общины и рост ее популярности. Только в г. Москве общине «Хаббад» принадлежит три из 6 действующих синагог. Община имеет свои отделения практически во всех регионах России, что явилось, прежде всего, результатом работы т.н. «шлихим» (посланцев) любавического ребе еще в к.80- нач.90-х гг.

Характерно, что методы работы любавических хасидов заметно изменились за последнее десятилетие в сторону большей либерализации (особенно в г. Москве), отказа от неукоснительного соблюдения талмудических требований членами своей общины в пользу привлечения в синагогу максимально возможного числа евреев, в основном из числа преуспевающих бизнесменов, способных оказывать ей финансовую помощь.

Это привело к весьма ощутимым результатам – как уже указывалось, община первой в России смогла проводить эффективные компании по сбору пожертвований.

Численность любавической общины составляет 10-15 тыс. чел. регулярно посещающих синагогу по субботам и праздникам (активистов – 500-600 чел.)

2. Ортодоксальная синагога. Наиболее распространенная в советский период община, традиционно антагонистически настроенная к хасидам.

Все наиболее острые противоречия талмудического характера между двумя общинами были преодолены в России еще в 19 в. Тем не менее, элементы «вождизма», свойственные хасидскому движению при жизни любавического ребе, а также элементарная «борьба за паству» не позволяют преодолеть взаимную неприязнь между двумя центрами иудаизма.

Экспансия любавических хасидов в еврейском религиозном мире, приведшая к фактическому поглощению значительного количества ранее ортодоксальных синагог в РФ, лишь обострила эту подковерную борьбу, вылившуюся в 2000 г. в открытое противостояние двух «главных» раввинов России – Адольфа Шаевича и Берл Лазара.

Представляется, что ставка, сделанная ортодоксальной общиной в нач. 90-х гг. на раввина П. Гольдшмидта, оказалась ошибочной, поскольку за годы своего пребывания на посту фактического руководителя общины он, в отличие, например, от р. Берл Лазара, ничего не сделал для ее расширения, реализации реальных благотворительных, образовательных и прочих программ, противопоставив эту деятельность политической активности, не свойственной религиозным организациям.

В частности, в том числе по инициативе П. Гольдшмидта, был создан Российский Еврейский Конгресс во главе с В.Гусинским. Численность ортодоксов в России не превышает сегодня 5-6 тыс. чел. (активных членов общины – около 300 – 400 чел.).

3. Движение прогрессивного иудаизма или реформистская синагога.

Данное движение не имеет российских корней. Оно возникло в СССР в 1989-90 гг. на волне интереса к советской «перестройке» на Западе, по инициативе тогдашнего лидера Всемирного Совета Прогрессивного иудаизма р. Гирша. Фактически сторонники этой организации вербовались двумя ее британо-израильскими активистами в указанный период – С. Софером и Й.Осераном.

Несмотря на отсутствие в России традиций реформизма и слабую финансовую и организационную поддержку со стороны западных спонсоров (движение до сих пор арендует помещение под молельный дом в Москве), российское движение прогрессивного иудаизма смогло за истекшие 10 лет создать свои общины в большинстве регионов страны. Их численность по объективным оценкам составляет 2-3 тыс. человек (активистов – около 100), в основном это представители студенческой молодежи и интеллигенции до 40 лет.

Такая численность является несомненным успехом для религиозного направления в иудаизме, представленного в России не более 10 лет. Этот успех объясняется ставкой, сделанной реформистами на молодежь и интеллигенцию, в большинстве своем не принимающую жесткие талмудические догматы традиционного иудаизма. Лозунг реформизма «Иудаизм – для современного человека» нашел отклик в их сердцах.

Умело используя противоречия ортодоксов с любавическими хасидами, реформисты во главе с З.Коганом и раввином Х.Бен-Яаковом (выехал в Израиль из Москвы по каналам еврейской эмиграции в нач. 90-х) смогли договориться о невмешательстве в дела друг друга с ортодоксальной общиной. Реформисты и ортодоксы даже совместно учредили Конфедерацию еврейских религиозных организаций и общин России (КЕРООР), председателем которой является председатель общины прогрессивного иудаизма З.Коган.

Наибольшую опасность для реформистов представляет именно община «Хаббад», официально провозгласившая это движение вредным и опасным для евреев.

Движение прогрессивного иудаизма считается единственной религиозной общиной, идентифицировавшей себя с сионистским движением. В настоящее время реформисты (прежде всего, за счет своих американских членов) имеют большинство в ассамблее Всемирной Сионистской Организации (ВСО).

Уже долгое время пытается закрепиться в России движение «консервативного иудаизма», также имеющее американские корни и занимающее нишу между ортодоксальным и реформистским иудаизмом (ближе к последнему). Однако они безнадежно отстали от реформистов, выбрав неправильную тактику внедрения в Россию (не посредством создания единого религиозного центра, а посредством создания первичной общины на базе своих лагерей семейного отдыха).

Теме не менее, совокупная численность всех религиозных иудейских общин в России согласно последним исследованиям, не превышает 20 000 человек, что составляет чуть более 2% всего еврейского населения страны, включая членов их семей, или 6% евреев по Галахе.

Поэтому в современной России нельзя рассматривать деятельность религиозных еврейских организаций без их взаимодействия с нерелигиозными еврейскими организациями и отдельными евреями, которые не охвачены деятельностью, как тех, так и других.

Это объясняется как финансовыми, так и чисто демографическими причинами.

По данным статистики деятельностью нерелигиозных еврейских организаций охвачено около 75 000 человек или чуть более 8% всего еврейского населения России, включая членов семей.

Взаимодействие уже налицо: с каждым годом на еврейские праздники приходит все больше и больше людей, причем, включая представителей всех трех категорий.

Думается, что перспектива для еврейских религиозных организаций лежит на пути создания классической еврейской общины, основы которой закладывались в России в промежуток между двумя революциями 1917 г., где в центре находится синагога, а вокруг самые разные светские организации. Самое главное условие для такого взаимодействия уже выполнено – исчезла нездоровая конфронтация и конкуренция между светскими и религиозными организациями. То из направлений иудаизма, где это будет понято раньше, имеет реальные шансы на то, чтобы стать основным в России.

Светские общественные организации.

Светские общественные организации зародились на волне перестройки из числа т.н. «отказных» еврейских групп и кружков. Диссидентские корни «культурнического» движения долгое время не позволяли ему получить легализацию и признание в СССР, причем коммунистические власти видели в нем долгое время «передовой» отряд правозащитного и демократического движения.

В начале 90-х гг. по всей стране возникло более 300 (из них более половины - на территории России) еврейских нерелигиозных организаций, ставивших целью возрождение и развитие еврейской культуры в СССР. Характерно, что особенно активными в деле построения новых общественных организаций были те регионы бывшего Советского Союза, которые опережали другие области и республики в демократической активности: Республики Прибалтики, Москва, Ленинград, Киев и Кишинев.

Уже в то время развитие таких организаций пошло по двум направлениям:

региональные общинные центры, объединяющие людей по географическому признаку и строящие свою деятельность по многопрофильному принципу региональных обществ культуры (т.н. «горизонтальные структуры»);

профессиональные организации, объединяющие своих членов по интересам в нескольких регионах («вертикальные структуры») – спортивное общество «Маккаби», объединение преподавателей иудаики «Сефер», Женская Федерация «Хава» и пр.)

В настоящее время такое деление сохраняется. В декабре 1990 г. эти организации объединились в масштабах страны в Конфедерацию еврейских организаций и общин СССР («Ваад»). После распада Советского Союза возникла Конфедерация еврейских организаций и общин СНГ (Ваад СНГ) и федерации еврейских организаций в бывших советских республиках. В частности, в 1992 г. в России была создана Федерация еврейских организаций России (Ваад России) во главе с проф. М.А.Членовым, родоначальником еврейского культурного движения как в РФ, так и в СССР, которая сегодня по оценкам самого Ваада России насчитывает около 180 организаций по всей стране.

Ваадовское движение инициировало в нач. 90-х гг. целый ряд региональных обществ еврейской культуры, большая часть которых существует и по сей день. Ваад России, также впрочем, как и ранее Ваад СССР, объединяет только юридические лица, поэтому частные граждане могут принимать участие в его работе только через посредство своих региональных или профессиональных организаций.

Интересно, что формально в Ваад входит организации прогрессивного иудаизма в России, в частности община прогрессивного иудаизма «Гинейни».

Основная задача, которая ставилась перед Ваадом на первом этапе и с которой он успешно справился, было исполнение представительских функций в международном масштабе и интеграция еврейских организаций России в мировое еврейское движение. Ваад СНГ фактически был признан Всемирным Еврейским Конгрессом и его представители (формально до сих пор) участвуют в работе его исполнительных органов. Представители Ваада участвуют (до создания национальной сионистской федерации - только с правом совещательного голоса) в работе Всемирной Сионистской Организации. На таких же условиях проходит интеграция российских представителей в лице лидеров Ваада в исполнительные структуры Сохнута и пр. Еще на первом этапе существования Ваада им были установлены прямые связи с представителями американских еврейских организаций.

В то же время, независимая политика руководства Ваада в отношении израильских правительственных структур и российских государственных органов, а также отсутствие реальных, программ, направленных на удовлетворении культурных и иных потребностей еврейского населения страны создали для Федерации ряд трудностей. Основная из них – отсутствие финансирования и неспособность организовать эффективный «фондрейзинг».

Попытки привлечь серьезных спонсоров упирались в нежелание ваадовских лидеров уступить им руководство организацией, а также в то, что при отсутствии реальных культурно-просветительных и благотворительных программ в нач. 90-х гг. объектом финансирования мог быть в основном административный аппарат Ваада, что не вызывало энтузиазма у потенциальных доноров.

Лозунг невмешательства во внутрироссийские дела, провозглашенный М.Членовым для Ваада еще в 1990 г., помешал ему войти в общероссийское демократическое движение, хотя соответствующие предложения были сделаны его лидерам в том же году со стороны «Демократической России».

Сосредоточенность Ваада исключительно на представительской деятельности, а также нежелание М.Членова и его окружения допустить к руководству Федерацией представителей нарождавшегося еврейского бизнеса несколько раз приводили к угрозе раскола этой организации.

Первая попытка произошла в сентябре 1990 г., когда целым рядом еврейских региональных центров, входящих в Ваад, была создана одна из первых «вертикальных» организаций – Ассоциация иудаики и еврейской культуры СССР во главе с В. Энгелем. Причиной было несогласие с фактическим отказом Ваада заниматься культурно-просветительской деятельностью в регионах страны и поддержкой еврейской науки (иудаики, гебраики).

Вторая попытка имела место в 1995-1996 гг., когда ряд членов президиума Ваада Е. Сатановский, М. Лукач и др. вышли из состава Ваада вместе со своими организациями и инициировали вместе с раввином Московской Хоральной синагоги П.Гольдшмидтом создание Российского Еврейского Конгресса (РЕК) во главе с В.Гусинским. Причем РЕК изначально мыслился ими как альтернатива Вааду, где реальное руководство смогли бы осуществлять представители бизнеса, субсидирующие организацию.

Все это вместе взятое, безусловно, ослабляло Ваад. В к. 90-х гг. многие региональные организации покинули его, формируя на своей базе региональные отделения РЕКа.

Тем не менее, руководство Ваада, в состав которого вошло много новых людей, извлекло уроки из своих ошибок и стремится найти свое место в новых исторических условиях. Фактически оно отказалось от претензий на монополию в еврейском движении России. Больше внимания стало уделяться внутренним культурно-просветительным программам. Поддержав, в отличие от РЕКа, Иерусалимскую сионистскую программу, Ваад в последнее время активно воплощает в жизнь идею создания Сионистской Федерации России с целью вступления в ВСО в качестве полноправного члена. Именно областные организации, входящие в Ваад, инициировали создание региональных национально-культурных автономий и Федеральную еврейскую национально-культурную автономию.

Социологические исследования, сделанные на последнем, третьем съезде Ваада в декабре 1999 г., показали, что на тот момент участвовало в деятельности светских еврейских организаций, входящих в Федерацию, по всей стране около 75 000 человек или чуть более 8% всего еврейского населения России, включая членов семей. Еще около 2 000 человек участвуют в работе «горизонтальных» и «вертикальных» еврейских структур, не входящих в Ваад.

Благотворительные организации и финансовые фонды.

Благотворительное направление еврейской жизни в России представлено Российским Еврейским Конгрессом, а также многочисленными отделениями международных благотворительных фондов - "Джойнт", "Ор-Овнер", "Ор-Хана" и другие.

Российский Еврейский Конгресс (РЕК) имеет существенные отличия от других организаций данного толка:

Это первая чисто российская структура, реально занимающаяся благотворительностью и финансирующая отдельные программы культурно-просветительского и научного свойства.

Это организация, созданная как альтернатива Вааду и строившая свою деятельность, особенно на первом этапе, на противопоставлении себя этой организации.

РЕК имеет очевидные претензии на лидерство во всем еврейском движении России.

До недавнего времени РЕК зависел от единственной олигархической российской группировки – группы «Мост». Счета РЕКа находились в большинстве своем в финансовых институтах, подконтрольных «Мосту», исполнительный вице-президент РЕКа являлся вице-президентом группы «Мост», охрану РЕКа и его мероприятий осуществляет небезызвестная «Мост-секьюритиз» и т.д. Наконец, сам хозяин «Моста» В.Гусинский является крупнейшим спонсором РЕКа и его президентом. В настоящее время, в связи с избранием на пост президента представителя компании ЮКОС Леонида Невзлина и отходом В. Гусинского на второй план вероятно можно говорить об изменении такого положения в ближайшем будущем и попытке уже другой олигархической группы, близкой к М.Ходорковскому, разыграть «еврейскую карту» с помощью РЕКа.

Несмотря на провозглашение себя в качестве «независимой» всероссийской организации», РЕК остается, по сути, элитарным клубом крупных бизнесменов еврейского происхождения, представленным только в части регионов России через представителей местной бизнес-элиты.

Все это снискало РЕКу в еврейском движении ряд сторонников, прельщенных дополнительным финансированием, а также немало противников, недовольных попыткой использования еврейского движения для достижения не связанных с ним политических или же просто коммерческих целей.

Тем не менее, вплоть до лета 2000 г. РЕК де-факто занимал лидирующие позиции в этом движении, проводя агрессивную пропагандистскую, финансовую и организационную политику в еврейской общине России. Единственной альтернативой РЕКу в тот момент оставалось движение «Хаббад», имевшее исторически сложившиеся иные источники финансирования. Однако «Хаббад», в силу своего религиозного характера не мог претендовать на место в светском еврейском движении. Кроме того, лидеры хасидской общины опасались портить отношения со всесильными олигархами, входящими в РЕК.

Ситуация изменилась лишь с переменой диспозиции вокруг группы «Мост» и арестом В.Гусинского летом 2000 г. в Москве.

Другие благотворительные организации и фонды имеют исключительно иностранные корни. Наиболее влиятельным из них считается Американский распределительный комитет «Джойнт», развернувший на территории России сеть благотворительных организаций «Хэсэд». В «Хэсэдах» сосредоточены программы помощи старикам, медицинские программы, включая прокат медицинского оборудования, гуманитарная продовольственная помощь и пр. Отдельной строкой проходит финансирование еврейских школ и других образовательных программ для детей и взрослых. Источник финансирования – сбор пожертвований в США со стороны основного мирового «фондрейзера» в еврейском мире – UJC (Объединенной Еврейской Общины).

Из этого же источника финансируется и Еврейское Агентство для Израиля – Сохнут, имеющее сеть отделений в мире, в том числе «Еврейское Агентство в России». Еврейское Агентство в России (ЕАР) формально не является благотворительным фондом, а организацией с российской регистрацией, занимающейся поддержкой еврейского образования в России. В то же время де-факто – это израильская полугосударственная организация, имеющая при этом один из самых крупных бюджетов для работы в России.

Реальные цели ЕАР – поддержка и организация эмиграции еврейского населения в Израиль. Все остальное – поддержка и финансирование культурно-просветительной деятельности – есть лишь побочные задачи, направленные на поддержание интереса к Израилю как будущей страны пребывания для российских евреев. Поэтому все культурно-просветительские программы, поддерживаемые ЕАР, связаны с Израилем и носят сионистский характер.

ЕАР, также как и Сохнут, являются неповоротливыми полугосударственными бюрократическими структурами, что существенно снижает эффективность их деятельности в России.

Особняком стоит израильское государственное агентство по связям с диаспорой «Лишкат ха-кешер ле мемшела».

Ранее наиболее мощная государственная структура, работавшая с советскими евреями, сегодня влачит достаточно жалкое существование, испытывая острый дефицит финансирования и ограниченная в своей деятельности только израильскими бюджетными средствами (службе запрещено обращаться за финансированием к независимым источникам).

Такое изменение статуса было связано, прежде всего, с изменением внутриполитической ситуации в России, а именно с демократизацией процедуры въезда и выезда из страны российских граждан. С отменой препятствий к выезду на постоянное место жительства для российских евреев отпала необходимость и в деятельности в этом направлении специальных государственных служб. Основной упор был сделан на деятельность общественной организации «Сохнут», который предпринял немало шагов для полного закрытия «Лишкат ха-кешер». Неоднократные попытки закрытия этой организации пока не увенчались успехом, но источники ее финансирования были существенно сокращены.

«Лишка» частично финансирует культурно - просветительные программы, связанные с реализацией государственных образовательных программ Израиля. Основная ее деятельность сконцентрирована сегодня на работе консульских отделов посольства, работающих с желающими выехать в Израиль на постоянное место жительства.

Взаимоотношения с властью.

Учитывая традиции ксенофобии и антисемитизма, веками укоренявшиеся в российском обществе, для еврейской общины России всегда было крайне важно установить хорошие отношения с центральной властью, которая часто сама попадала под влияние этих традиций. Так было на протяжении 130 лет существования «черты еврейской оседлости».

Так было и на протяжении всех 73 лет существования советской власти. Тогда, руководствуясь марксовой, а затем ленинско-сталинской теорией наций, определившей политику большевистской партии в отношении евреев, коммунисты сначала боролась с сионизмом и культурой на языке иврит как «проводником буржуазного влияния» (20-30-гг.), а затем, противодействуя еврейской эмиграции, развернули тотальную борьбу против любых проявлений еврейской самобытности.

С другой стороны, и власть сегодня должна быть заинтересована в позитивном диалоге с евреями, поддержке процесса возрождения еврейской культуры. Этому есть несколько причин:

Во внутренней политике:

Поддержка еврейского движения является наиболее важным и действенным шагом, направленным на противодействие процессу еврейской эмиграции (или «утечки мозгов») из страны.

Это всегда рассматривается (не только евреями, но и другими национальными меньшинствами, а также русским большинством) как «сигнал сверху», говорящий о политике национальной и религиозной терпимости как главном приоритете национальной и конфессиональной политики исполнительной власти.

Во внешней политике:

Поддержка еврейского движения свидетельствует о приверженности власти демократическим ценностям и правам человека. В частности, посещение президентом В. Путиным Московского еврейского общинного центра движения «Хабад-Любавич» в сентябре 2000 г. выбил из рук ряда американских правозащитных организаций главный козырь в планировавшейся пропагандистской кампании в защиту В.Гусинского, в ходе которой администрацию президента должны были обвинить в возрождении государственного антисемитизма.

Диалог с еврейским движением открывает для российского правительства прямой путь к тесному диалогу не только с правительством Израиля, но и с нарождающейся в последнее время новой политической элитой этой страны, широко представленной выходцами из России и СССР. Все это увеличивает реальное российское влияние на разрешение ближневосточного конфликта.

Поддержка еврейского движения в России открывает возможности к диалогу с представителями американской политической элиты, а также к контактам с представителями международного еврейского движения, крупного бизнеса в ведущих странах мира и пр.

Сложность в этом наметившемся в последнее время взаимодействии, к которому объективно стремятся обе стороны, состоит в отсутствии реального органа, способного на законных основаниях представлять еврейское движение России в целом.

Тем не менее, пока власть сделала ставку на движение «Хабад», которая, с ее точки зрения, будет оставаться перспективной в течение ряда лет.


= ГЛАВНАЯ = УРОКИ = ИЗРАНЕТ = ИСТОРИЯ = ШОА = ИРУШАЛАИМ =