А.Б.Миндлин

Деятельность комитетов, комиссий и совещаний по еврейским реформам в России в XIX - начале XX в.


=Главная =Изранет =ШОА =История =Ирушалаим =Новости =Россия=Традиции =Музей =Учителю= Росссия =

"Вопросы истории", 2000 г., №8

На протяжении более ста лет - с началаXIX до первого десятилетияXX века - в России на государственном уровне создавались различные комитеты и комиссии для пересмотра законодательства о евреях. Работа многих из указанных учреждений по-отдельности рассмотрена в различных исследованиях. Представляется целесообразным дать общую ретроспективу их деятельности, последовательно в очерченном периоде. Настоящая статья является попыткой в определенной степени выполнить эту задачу.

Предыстория организации первого по времени комитета такова. Западные, отошедшие к России в результате разделов Польши губернии, поразил двухлетний неурожай, следствием чего был голод, и Павел I, объехавший летом 1797 г. эти губернии, был поражен бедностью крестьян. Царь потребовал от маршалов (губернских предводителей дворянства) объяснения причин разорения крестьян. Основную причину маршалы видели во "вредной" деятельности евреев, занимавшихся винокурением и содержанием шинков и якобы спаивавших крестьян. В качестве спасительной меры предлагалось выселение евреев из деревень и сел. Отзывы маршалов и мнения губернаторов по этим отзывам были представлены с Сенат.

В 1800 г. голод повторился, и Павел I послал в Белоруссию сенатора и поэта Г.Р.Державина, чтобы вновь установить причины голода и обследовать положение евреев. Предварительно он ознакомился с предложениями маршалов и губернаторов. Результат поездки был изложен в записке, названной "Мнение сенатора Державина об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных промыслов евреев, о их преобразовании и прочем" или сокращенно "Мнение об отвращении в Белоруссии голода и устройстве быта евреев"1. Уже из названия записки, где фигурируют корыстные промыслы, видно, что главными виновниками бедствий крестьян Державин, как и белорусские маршалы, считал евреев, скупавших все зерно, перегонявших его на водку и спаивавших крестьян. Поэтому Державин также был сторонником поголовного выселения евреев из селений, подробный план которого он разработал. Для этого требовались огромные средства, которых у евреев, конечно же, не было, как и не было их у государства. Державин предложил финансировать массовое переселение евреев из сельской местности в города и местечки капиталом, сформированным из еврейских податей, приостановив на несколько лет поступление их в казну2. В декабре 1800 г. "Мнение" Державина было внесено в Сенат.

Наличие множества разноречивых законодательных актов о евреях, изданных в царствование Екатерины II, а также собранный в Сенате материал говорили о необходимости пересмотра еврейского законодательства. И в середине 1802 г. граф В.П.Кочубей, сопровождавший Александра I в путешествии по России, сообщил, что по возвращении в столицу император учредит комитет, который мог бы "представить виды для общего положения о евреях"; при этом "разные обстоятельства, до евреев относящиеся, самому государю в проезд через польские губернии представившиеся, и разные представления о положении их меру сию его величество нужной почитать заставляют"3.

9 ноября 1802 г. Сенат получил повеление Александра I о том, что в 1800 г. туда было внесено "мнение сенатора, ныне министра юстиции Державина об отвращении в Белоруссии недостатка в хлебе и об устроении евреев на пользу государственную и их собственную, в том краю обитающих", и далее: "Мы удобнейшим находим поручить рассмотреть оное мнение и все дело особому Комитету". В Комитет были назначены граф В.А.Зубов, Кочубей, Державин, сенатор граф С.О.Потоцкий и товарищ министра внутренних дел князь А.А.Чарторыйский. Царь поручил Комитету тщательно рассмотреть "мнение" и высказать соображения по вопросу благоустройства евреев не только в Белоруссии, но и "в прочих приобретенных от Польши, а равно и полуденных губерниях"4.

В дальнейшем учрежденную структуру стали называть в соответствии с его объявленной целью "Комитетом об устроении евреев на пользу государственную и их собственную" или сокращенно "Комитетом по благоустройству евреев". Для удобства оперировать названиями этого и последующих Комитетов сотрудник министерства внутренних дел в восьмидесятых годахXIX века князь Н.Н.Голицын ввел их нумерацию либо называл Комитет с добавлением года его учреждения. Так, "Комитет по благоустройству евреев" Голицын именовал первый Комитет или Комитет 1802 года5. Указ о его учреждении не помещен в 1-е Полное Собрание Законов Российской империи (ППСЗ), он упоминается лишь в указе от 9 декабря 1804 г. "Об устройстве евреев"6.

С разрешения царя каждый член Комитета мог пригласить для участия в его работе по одному "просвещеннейшему" еврею. Державин пригласил в декабре 1802 г. петербургского купца и поставщика армии Н.Х.Ноткина, еще в 1797 г. представившего в Сенат проект либеральной еврейской реформы, с которым Державин был знаком.

Узнав о созыве Комитета, еврейские общины забеспокоились, опасаясь ужесточения антиеврейских законов, в том числе и потому, что Комитет был учрежден вследствие записки Державина, и он сам введен в его состав. Как полагал историк Ю.И.Гессен, по ходатайству Ноткина было разослано еврейским обществам через губернаторов успокоительное сообщение о целях Комитета7. Кочубей, после учреждения в России в сентябре 1802 г. министерств назначенный министром внутренних дел, в своем циркуляре в январе 1803 г. указывал, что "при учреждении Комитета о евреях никак не было в намерении стеснять их состояние или умалить существенные выгоды; напротив того, предполагается им лучшее устройство и спокойствие, а потому остались бы они в твердой уверенности к правительству, пользу их назирающему"8.

Комитет принял в начале 1803 г. беспрецедентное решение пригласить к участию в его работе депутатов от еврейских обществ всех губерний. Избранные представители собирались в губернских городах и выбирали депутатов. К лету 1803 г. в Петербург съехались депутаты от Киевской, Минской, Могилевской и Подольской губерний. Были депутаты и от самого Петербурга. Большей частью все они являлись купцами 1-й гильдии. Как избранные депутаты, так и приглашенные имели, естественно, право только совещательного голоса.

Первое заседание членов Комитета состоялось 14 декабря 1802 г. Обсуждался вопрос об оставлении разрешения евреям продавать крепкие напитки. Зубова не было, Державин выступил против, и в итоге решение не приняли.

Вообще консервативно настроенный Державин пришелся не ко двору достаточно либерально по сравнению с ним настроенной администрации начального периода царствования Александра I, и в октябре 1803 г. произошла отставка Державина с поста министра юстиции, а за ней последовал и его выход из Комитета. Министром был назначен князь П.В.Лопухин. Но только в июне 1804 г. он стал членом Комитета. В это же время умер Зубов, и неизвестно, кого заместил Лопухин, то ли Державина, то ли Зубова, так как в Комитете осталось только четыре члена.

Деятельное участие в работе Комитета принимал М.М.Сперанский, ставший в начале 1803 г. директором департамента министерства внутренних дел и делопроизводителем Комитета. Он часто заменял в Комитете Кочубея, хотя и не был формально его членом.

20 сентября 1803 г. состоялось наиболее известное заседание Комитета, где в его журнал были занесены весьма демократические высказывания, которые, вероятно, предполагалось принять в качестве основы для результирующего документа по еврейской реформе. Здесь говорилось, что преобразования, производимые властью правительства, вообще не прочны, поэтому лучше вести евреев к совершенству, открывая только пути к их собственной пользе, издалека наблюдая за их движением и удаляя все, что с этой дороги может их совратить, впрочем, не употребляя никакой власти. Комитет провозглашал: "Сколь можно менее запрещения, сколь можно более свободы"; и далее: "Везде, где правительства мнили приказывать, везде являлись одни только призраки успехов". Затем было записано, что и в образовании евреев необходимо "предпочесть средства тихого одобрения, возбуждения их собственной деятельности" и пресечения только препятствий, которые зависят непосредственно от правительства и сами по себе не могут устраниться9. Ю.И.Гессен предполагал, судя по характеру журнальных записей, что их автором был Сперанский10.

Указанное заседание Комитета состоялось приблизительно за две недели до отставки Державина, и историк М.Ф.Шугуров считал, что тот вряд ли мог там присутствовать11. Действительно, высказанные положения совершенно противоречили взглядам Державина, сторонника репрессивных мер против евреев.

Еще через год работы, в октябре 1804 г., царю был представлен выработанный Комитетом проект "Положения для евреев" и сопровождавший его доклад, составленный совсем в иной тональности, чем успокоительный циркуляр Кочубея и упомянутая запись в журнале.

В докладе говорилось, что за основу "Положения" Комитет принял следующие начала: реорганизовать собственное внутреннее управление евреев и подчинить их одному общему для всех подданных страны управлению; открыть им все способы к просвещению; привлечь евреев насколько можно "к земледелию, фабрикам, ремеслам и общежительности". А первое по порядку перечисления начало звучит некоторым диссонансом к уже перечисленным: "Извлечь евреев из унизительного состояния, предоставив способы обратиться к трудолюбию, снискивать себе пропитание способами честными и безвредными". Далее - еще острее: пресечь мелкие злоупотребительные промыслы и одобрить общеполезные упражнения евреев.

В начальной части доклада, где приводились основные сведения о положении евреев, повторено ходульное представление о них как об источниках зла, несущего крайнюю бедность и разорение крестьянам и вызванного содержанием аренд и винным промыслом евреев. Поэтому в качестве главной меры, реализующей отмеченные начала, которая должна искоренить зло, Комитет предложил запретить евреям содержание шинков и аренд в селениях. Здесь уже следует говорить не о некотором, а о полном диссонансе, тем более, когда подчеркивалось, что в "Положении" приняты "способы тихие, умеренные, постепенные", исходящие из личной пользы и усовершенствования бытия евреев. Чтобы каким-то образом сгладить это противоречие, доклад подчеркивал, что указанную меру вряд ли можно назвать стеснительной, если "открывается много способов не только содержать себя в безбедном состоянии, но и делать приобретения в земледелии, в фабриках и ремеслах, даже владеть землей в собственность". Изложенные начала, вернее проект "Положения", по-видимому, задолго до представления царю, передали депутатам для заключения. Они заявили, что самостоятельно, без кагалов (органов самоуправления общин), не могут принять решение, и попросили дать им срок полгода. Комитет отказал в такой просьбе, так как не видел в ней пользы. Но все же, чтобы обеспечить хотя бы некоторое участие евреев в реформе, Комитет разослал кагалам через губернаторов наиболее важные статьи проекта. Кагалы должны были, "не делая в статьях никакой отмены", представить "виды свои к дополнению их новыми средствами". Отзывы кагалов заключались по большей части в желании отложить коренные преобразования и особенно вопрос о содержании шинков и аренд на 15-20 лет. Комитет не принял во внимание мнения кагалов и довел свой проект "Положения" до царя12.

АлександрI 9 декабря 1804 г. утвердил указ "Об устройстве евреев", в который вошло "Положение для евреев". В этом указе приводилась совершенно иная мотивация создания Комитета, чем в акте от 9 ноября 1802 г. В первом говорилось о поступающих на имя императора и в Сенат многочисленных жалобах на "разные злоупотребления и беспорядки во вред земледелия и промышленности обывателей в тех губерниях, где евреи обитают, происходящие". И Комитет создавался по тексту указа 1804 г. уже для "избрания средств к исправлению настоящего евреев положения".

"Положение" 1804 г. дало право детям евреев обучаться во всех учебных заведениях. Было разрешено покупать незаселенные земли для занятий хлебопашеством, а не имеющим средств отводились казенные земли безвозмездно. Земледельцам, фабрикантам и ремесленникам обещали льготы по податям, а на устройство фабрик - ссуды.

Но сильнейший удар нанесла евреям 34-я статья "Положения", которая, в отличие от доклада, не только запрещала евреям с 1 января 1808 г. содержать в деревнях, селах и на больших дорогах аренды, шинки, кабаки, постоялые дворы под своим или чужим именем, но и жить в селениях13.

Подобная постановка вопроса была не новой, ибо уже в 1782 и 1801 гг. издавались указы о высылке из селений в города и местечки всех купцов и мещан, и не только евреев, но и христиан, опять же под предлогом "утеснения" крестьян. Но ЕкатеринаII в значительной степени облегчила в этом смысле положение евреев: в 1786 г. вышел указ, предписывавший "безвременно", т. е. без надобности, не принуждать евреев селиться в городах и разрешавший им традиционные промыслы в сельской местности "с дозволения общества". Что касается акта 1801 г., то вследствие жалобы евреев со ссылкой на екатерининский указ начавшееся в Белоруссии их выселение было приостановлено14. Однако из христиан в сельской местности проживало сравнительно небольшое число купцов и мещан, а из евреев - значительное количество мещан: около 60 тысяч семейств или приблизительно четверть миллиона человек. Многие современники говорили в рассматриваемый период о нищете, особенно шинкарей, а именно их обвиняли в обирании крестьян. Если в чем-то это было так, то почти весь доход шел помещикам. Например, литовский губернатор И.Г.Фризель заявлял, что в корчмах торгуют женщины, а мужчины "выходят на другие промыслы, поелику доход с шинка часто бывает недостаточным на его содержание"15. Влачившие жалкое существование сельские евреи должны были переселиться в бедные города и местечки в черте постоянной оседлости, которые не могли дать им ни крова, ни работы, а для переезда на бесплатно отводимые земли в малонаселенной Новороссийской губернии у них не было средств.

Историки убедительно доказывали, что бедственное положение крестьян объяснялось их эксплуатацией не евреями, а помещиками, не хотевшими поступаться своими доходами, в том числе от винокурения и винной торговли. В связи с этим становится понятной позиция членов Комитета - ведь они были крупнейшими помещиками. И от теоретического прекраснодушия циркуляра начала 1803 г. и журнала 20 сентября 1803 г. они перешли к жесткой практической реальности, выраженной в докладе и в большей степени в "Положении".

Доклад Комитета не помещен в 28-й том ППСЗ, охватывающий акты 1804-1805 гг., несмотря на то, что в него вошли Всеподданнейшие доклады того времени по гораздо менее важным законодательным документам. Голицын писал, что редактором ППСЗ был Сперанский, и задавался вопросом, не потому ли доклад остался не включенным в ППСЗ, что Сперанский считал его несовершенным, непригодным. Ю.И.Гессен более определенно заявлял, что Сперанский признавал доклад не соответствующим "Положению", с одной стороны, и первоначальным намерениям Комитета - с другой16.

Как закончилось существование первого Комитета, установить не удалось. По этому поводу Голицын писал следующее: был ли он закрыт "тотчас после выхода в свет "Положения"" или действовал "еще короткое время, чем занимался", и кто оставался его членами, - "нам неизвестно. Вероятнее предполагать, что все дела его были немедленно переданы министерству внутренних дел, а Комитет закрыт"17.

При всех негативных для евреев последствиях "Положение" явилось первым систематически разработанным обобщающим актом законодательства о них в России. Но оно оказалось документом кабинетным, мало применимым. Во временном характере закона были, скорее всего, убеждены и сами его составители, которые в конце доклада заявляли: "Весьма вероятно, что со временем обстоятельства потребуют некоторых дополнений"18.

На основании 34-й статьи началось в полном смысле изгнание евреев из селений, иногда с применением военной силы. Но крайне бедные люди при переселении в города и местечки впадали в полную нищету, а из-за нехватки средств правительство не могло осуществлять перевод евреев в Новороссию. В этом и сказалась малая практичность, непродуманность "Положения".

Шугуров отмечал, что некоторые губернаторы высказывали мнение о необходимости отсрочки переселения из-за бедности евреев. Он ссылался на некое известие о том, что "Кочубей не только не разделял это мнение, но даже заготовил указ Литовскому военному губернатору, где подтверждалось произвести переселение, но указ не был отправлен по назначению"19. Однако политический процесс принял неожиданный оборот. Наполеон издал декрет о созыве в июле 1806 г. в Париже представителей французских евреев. На собрании они дали ответы на ряд вопросов, целью которых было установить их лояльность или даже полноценность как граждан. Затем Наполеон решил созвать Великий Синедрион (съезд) представителей французских, итальянских, немецких и португальских евреев, по-видимому, для того, чтобы объединить их и заручиться поддержкой своей завоевательной политики. В сентябре 1806 г. всем еврейским синагогам были разосланы прокламации с приглашением депутатов на Синедрион в феврале 1807 г. Голицын предположил, что приглашения также были посланы и в Россию20.

Решение Наполеона о созыве еврейского собрания крайне обеспокоило Александра I; он опасался, что российские евреи подпадут под влияние Франции и станут действовать в ее интересах, особенно вследствие недовольства изгнанием из селений. Поэтому царь повелел созвать особый Комитет для обсуждения вопроса о том, не потребуют ли указанные выше обстоятельства принятия каких-либо мер относительно российских евреев для их ограждения от "парижских агитаций", и не следует ли отсрочить выселение. Указ об учреждении Комитета (второго) был утвержден 24 августа 1806 г. По его составу имеются разночтения. Историк И.Г.Оршанский и Ю.И.Гессен считали, что в него вошли Кочубей, Чарторыйский и министр иностранных дел барон А.Я.Будберг, а по данным Голицына и Шугурова к четырем членам первого Комитета добавились Будберг, граф Н.Н.Новосильцев и польский историк граф Ф.Ф.Чацкий21.

Члены второго Комитета по-разному отнеслись к созыву Синедриона. Будберг не нашел никакой связи между этим событием и вопросом о выселении и потребовал исполнения 34-й статьи "Положения". Кочубей и Чарторыйский думали по-иному. 10 февраля 1807 г., на следующий день после открытия заседаний Синедриона в Париже, Кочубей представил царю доклад, в котором полагал нужным "дать отсрочку к переселению евреев из деревень в города и местечки, поставив нацию сию в осторожность против намерения французского правительства"22.

Ссылка на "французские затеи" должна была лишь замаскировать, главным образом в глазах царя, действительное положение. Кочубей привел более веские мотивы, не имевшие ничего общего с событиями в Париже. Он писал, что евреи частично могли бы быть переселены в города и местечки, но большое число местечек являются таковыми только по названию, и в них "нет ни промыслов, ни торгов и никаких других к пропитанию способов", и переселенцы не могли бы найти себе даже убежища "и тем менее могут по бедности сами себе выстроить дома". Кроме того, те, кто хотел бы в соответствии с пожеланиями правительства "обратиться к фабричной деятельности", не смогли бы добыть "источники пропитания", ибо казенные фабрики вовсе отсутствовали, а частных было мало. И, наконец, наделение беднейших евреев, желавших стать земледельцами, бесплатной землей оказывалось едва осуществимым, ибо в черте оседлости свободных казенных земель практически не осталось, а на переселение в Новороссию не было средств ни у евреев, ни у правительства23.

Предложение Кочубея об отсрочке выселения противоречило "Положению", но не противоречило докладу первого Комитета, говорившего о возможных дополнениях. Доклад Кочубея заканчивался словами: "Сомнения быть не может, что правительство должно всеми мерами удерживать постановления свои, но нельзя отрицать необходимости отступить иногда от правила сего"24.

Доклад Кочубея царь утвердил и затем, по версии Ю.И.Гессена, образовал новый особый Комитет для решения вопроса о выселении, для чего дополнил второй Комитет Лопухиным, Потоцким, Новосильцевым и Чацким25. Оршанский полагал, что это был тот же второй Комитет, созванный в 1806 г. и рассматривавший вопрос о Синедрионе26.

Чацкий, поддерживая Кочубея и Чарторыйского, отмечал, что "выслать 60 тысяч еврейских семей в города - значит наполнить их нищими, которые за неимением никаких средств к жизни могли бы угрожать общественному спокойствию и пуститься на разбои"27.

15 февраля 1807 г. в ответ на доклад Кочубея царь издал рескрипт на имя сенатора И.А.Алексеева, которому поручалось "рассмотреть способы, чтобы к 1808 году переселиться"; если бы он нашел это возможным, то должен был подтвердить всем гражданским губернаторам "силой исполнить "Положение"". Но в целом рескрипт был составлен в менее жестком тоне. Хотя причины, на которых основана 34-я статья, весьма уважительные, ее отмена и отсрочка исполнения "может иметь великие неудобства", - говорилось в рескрипте. Однако "нельзя не принять во внимание краткость остающегося к переселению срока, военные обстоятельства, настоящее положение пограничных губерний и разорение, каковое евреи понести должны, если силой понуждены будут к переселению". И далее Алексееву царь указывал представить план постепенного, но непрерывного переселения в случае невозможности переселения евреев к 1808 г. "без крайнего разорения"28.

В другом указе - от 19 февраля 1807 г. отмечалось поступление прошения от Виленского кагала, где приведены разные препятствия в исполнении "Положения", и предписывалось губернаторам сообщить всем еврейским обществам избрать депутатов, чтобы они выработали способы, которые они сами признали бы наиболее удобными для реализации 34-й статьи.

Алексеев после обследования не воспользовался представленными ему полномочиями, ибо он убедился в невозможности переселения, которое принесло бы огромные беды евреям, о чем он доложил в рапорте. Губернаторы доносили, что помещики по ряду причин не смогли сделать никаких распоряжений о выселении евреев, а у них самих по крайней бедности не оказалось возможностей "к приисканию земель, к заведению фабрик и к совершению перехода из сел и деревень". Депутаты еврейских обществ просили отсрочить переселение на несколько лет29.

Когда эти материалы дошли до столицы, политическое настроение там уже изменилось. В июне 1807 г. был заключен Тильзитский мир, миновали опасения по поводу Синедриона и исчезло некоторое ослабление жесткости по отношению к разоряемым евреям. Но это не вполне относилось ко второму Комитету, который в своем журнале от 19 сентября 1807 г. повторил причины (изложенные в докладе Кочубея, замечаниях Чацкого, рапорте Алексеева, отзывах губернаторов и мнениях депутатов), обусловившие невозможность осуществить выселение до конца года, и высказался за отмену этого срока, а взамен предложил провести переселение в течение трех последующих лет, с 1808 по 1810 г., равномерно, по одной трети общего количества каждый год30.

Журнал Комитета был утвержден царем, и 19 октября 1807 г. вышел указ, узаконивший трехлетний план переселения. Указ постановил не принимать с 1808 г. евреев вновь для содержания шинков и корчем в селениях, а также немедленно учредить в губерниях особые комитеты из дворян под председательством гражданских губернаторов, чтобы предлагать кагалам делать в помощь переселенцам денежные "складки", побуждать помещиков основывать на своих землях еврейские колонии, поощрять их и богатых евреев к заведению фабрик и заботиться об отпуске ссуд из казны для переселения неимущих на казенные южные земли31.

В течение 1808 г. дворянские комитеты бездействовали, и переселение намеченного количества евреев не осуществилось, но все же сотни семейств были изгнаны из сельской местности.

Меры, предписанные указом 19 октября 1807 г., просуществовали всего год с небольшим. Новый министр внутренних дел князь А.Б.Куракин, заменивший в ноябре 1807 г. Кочубея, ознакомившись с его докладом и материалом, собранным вторым Комитетом, представил доклад царю. Повторив доводы, приведенные почти два года назад Кочубеем, Куракин заявил, что всех евреев, желавших перейти на казенные земли (а они составляли приблизительно 65% живших в селениях. - А.М.), надлежало бы оставить на прежних местах, "пока они были бы постепенно переселяемы на казенные земли, к чему потребно несколько десятков лет по несоразмерному их количеству". Куракин предложил образовать новый Комитет32.

23 декабря 1808 г. Александр I утвердил доклад, и 29 декабря по материалу доклада вышел закон об "остановлении" действия 34-й статьи "Положения" 1804 г. и указа от 19 октября 1807 г. о постепенном переселении евреев и оставлении евреев на местах их прежнего жительства "до дальнейшего впредь повеления"; все прочие статьи "Положения" не должны были изменяться33. А уже 5 января 1809 г. следующим указом царь учредил новый (третий) Комитет из пяти членов, в состав которого вошли действительный тайный советник В.С.Попов в качестве председателя и Алексеев. Указ поручал Комитету рассмотреть все встретившиеся в переселении евреев "препятствия и затруднения" и определить меры, с помощью которых евреи, "быв удалены от единственного их промысла - продажи вина по селам, деревням, постоялым дворам и шинкам, могли бы себе доставлять пропитание работой"34. В указе также говорилось, что Комитет должен учесть мнения депутатов еврейских обществ и не только по 34-й, но и по другим статьям "Положения". Указ упомянул о втором Комитете, но о его ликвидации ничего не было сказано.

В течение последующих трех лет никакие существенные акты о евреях не принимались, а 17 марта 1812 г. третий Комитет представил царю обширный "доклад о евреях". По мнению Голицына, его автором явился Алексеев35. В докладе, вероятно, впервые говорилось о том, что недостаток хлеба в Белоруссии происходит не от пребывания евреев в селениях. В юго-западных губерниях, где тоже живут евреи, крестьяне зажиточнее белорусских, а значит бедственное состояние последних объясняется плохим удобрением земель и никудышней системой хозяйствования. "Доколе у белорусских и польских помещиков будет существовать теперешняя система экономии, дотоле зло сие, возрастая год от году, никакими усилиями не истребится, кто бы ни продавал вино, евреи или христиане". Доказательством тому служат такие губернии, как Петербургская, Лифляндская, Эстляндская, где евреев вовсе нет, а пьянство существует.

Далее в докладе излагались приведенные выше доказательства того, почему невозможно и невыгодно переселять евреев в города. Поэтому Комитет признал необходимым оставить их на местах прежнего жительства и разрешить промыслы, "статьей 34-й остановленные", т. е. сельскую аренду, винокурение и винную торговлю, от чего евреи не обогащались, а зарабатывали только на скудное пропитание и оплату податей.

Во второй части доклада разбирались просьбы кагальных депутатов "о поправлении участи" еврейского народа изменением других статей "Положения". Но Комитет почти все просьбы отклонил36.

Доклад не получил законодательной санкции, т. е. не был утвержден царем. Ю.И.Гессен предполагал, что доклад вообще ему не представляли или он не был прочитан, так как стране уже угрожало вражеское нашествие. Вероятно, доклад и после войны не рассматривался. Иначе Комитет был бы распущен как выполнивший свои функции37. Но Комитет продолжал существовать, правда, номинально; о его деятельности вплоть до 1818 г. сведений нет. Указом от 5 мая 1818 г. в связи с образованием в октябре 1817 г. министерства духовных дел и народного просвещения, которому были поручены вопросы, касающиеся евреев, третий Комитет был закрыт с передачей всех дел новому министерству38.

Доклад 1812 г. не привел к законодательной отмене 34-й статьи. Но это не имело значения, ибо указ 29 декабря 1808 г. разрешил, хотя и временно, евреям жить в селениях и заниматься прежними промыслами. Прошло несколько лет, и действительные причины бедственного положения крестьян, указанные в докладе 1812 г. третьего Комитета, были напрочь забыты. Правительство, не оставлявшее мысли об удалении евреев из селений, приняло 29 ноября 1821 г. указ о высылке евреев из казенных и казачьих селений Черниговской губернии, а указы от 13 мая и 23 июня 1822 г. распространили эту меру на Полтавскую губернию39.

Разоренная войной Белоруссия испытала в 1819 г. ряд стихийных бедствий, а в 1821 г. ее постиг неурожай и голод. В 1822 г. туда послали для ревизии сенатора Д.О.Баранова, который был обер-секретарем первого Комитета, разделяя взгляды Державина. В донесении Баранова, мнениях губернской администрации и дворянства (возможно, что эти мнения были включены в донесение) вина за голод вновь возлагалась на евреев, и требовалось их выселение из деревень и сел. Приблизительно в это же время АлександрI, проехав через Белоруссию, заметил крайнюю нехватку хлеба у жителей и приказал учредить особый Комитет (называвшийся иначе Западным) для помощи белорусским и Псковской губерниям в составе графа А.А.Аракчеева, Кочубея, вновь в 1819 г. назначенного министром внутренних дел, и начальника Главного штаба И.И.Дибича. Западный Комитет предложил удалить всех евреев в города и местечки к 1 января 1824 г., но Комитет министров, обсуждавший это предложение, по ходатайству министра духовных дел и народного просвещения князя А.Н.Голицына принял срок выселения 1 января 1825 г.40 Впоследствии Западный Комитет не функционировал.

Кочубей посчитал необходимым говорить о выдворении евреев не только из белорусских селений, но и из селений других отошедших от Польши губерний. Комитет министров в сентябре 1822 г. одобрил мнение Кочубея и признал, что "к отвращению зла", причиняемого евреями, "одни частные распоряжения не могут быть достаточны". Для принятия кардинальных мер Комитет министров постановил обратиться к царю с просьбой о назначении из его состава особого Комитета, который бы "занялся подробным соображением" о вообще всех находящихся в стране евреях, и, "рассмотрев изданные доселе постановления о них, изложил мнение свое, на каком основании удобнее и полезнее было бы учредить пребывание их в России, и какие обязанности должны они нести в отношении к правительству", а также "начертал вообще все, что может принадлежать к лучшему устройству гражданского положения" евреев41.

Однако царь отложил утверждение данного постановления и на основании донесения Баранова, без участия Комитета министров, утвердил 11 апреля 1823 г. указ о переселении евреев Могилевской и Витебской губерний (составляющих Белорусский край) в города и местечки к 1 января 1825 г.42 Указ "О составлении особого Комитета для лучшего устройства евреев" от 1 мая 1823 г. утвердил упомянутое постановление Комитета министров. Это был уже четвертый Комитет. В него вошли по должности министры внутренних дел (председатель комитета), финансов, юстиции, духовных дел и народного просвещения, "так как дела о евреях наиболее относятся к сим министерствам". Работа Комитета должна была завершиться к началу 1824 г.43

Цель создания четвертого Комитета изложена в сравнительно благожелательном тоне в отличие от цели, указанной для первого Комитета в 1804 г. Четвертый Комитет не должен был уже ограничиваться административно-полицейскими мерами, составляющими отличительную черту "Положения" 1804 г. Но если гласная задача четвертого Комитета рисовалась в мягких выражениях, то обнаружилась и его негласная миссия, охарактеризованная позднейшим указом от 24 мая 1829 г. В нем говорилось, что "при самом учреждении Еврейского Комитета в число обязанностей именно было поставлено, чтобы он имел в виду меры к уменьшению евреев вообще в государстве и в особенности в тех местах, где они еще не слишком умножились. Комитет в правилах для нового Устава не упустил из виду таковых мер, возможных в исполнении и в то же время справедливых и даже полезных для самих евреев"44. Оршанский полагал, что речь шла не об истреблении или насильственном выселении евреев за пределы России, а наиболее вероятно об уменьшении числа людей иудейского вероисповедания за счет перехода в православие, в частности, из-за поощрительных мер. Полезность же для самих евреев заключалась в получении полноправия неофитами45. В связи с этим следует напомнить об организации в 1817 г. "Общества Израильских Христиан" и учреждении Комитета опекунства этого общества. Наверняка четвертый Комитет поддерживал деятельность "Общества", но правительственная затея потерпела крах вследствие неприятия евреями такой идеи, и в 1833 г. "Общество" было закрыто.

Четвертому Комитету предстояло проделать огромный объем подготовительной работы, и естественно, что к предложенному указом сроку он с ней не справился. Более того, министры-члены Комитета убедились вообще в невозможности без помощи выполнить возложенные на них функции. Тогда по утвержденному царем 14 февраля 1825 г. постановлению Комитета министров был учрежден так называемый "директорский Комитет", который, по данным чиновника Н.В.Варадинова, работавшего в министерстве внутренних дел в середине XIX века, состоял из трех директоров департаментов соответствующих министерств и одного обер-прокурора Сената46. Директорский Комитет стал знакомиться с самыми разнообразными вопросами еврейской жизни. По повелению Николая I этот Комитет в первую очередь должен был заниматься скорейшей разработкой рекрутского устава для евреев.

Директорский Комитет предложил брать на военную службу преимущественно евреев, не обучавшихся в казенных школах, и освобождать от нее фабричных рабочих и земледельцев, привлекая тем самым евреев к просвещению и производительному труду. Одновременно Комитет предполагал позволить еврейским обществам сдавать рекрутов вместо уплаты подати, оценивая взрослого рекрута в 1000, а малолетнего в 500 рублей. Но основной, так называемый "министерский Комитет", отклонил предложение, которое могло привести к злоупотреблениям, особенно по отношению к бедным евреям. (Следует отметить, что впоследствии сдача рекрутов за податные недоимки была реализована.)

Вопрос о рекрутской повинности обсуждался в связи с разработкой нового общего законодательства о евреях, вследствие чего дело продвигалось медленно. Ю.И.Гессен предполагал, что, кроме бюрократической волокиты, на процесс воздействовали кагалы, стремившиеся отсрочить предстоящую опасность47. Медлительность крайне раздражала царя, и он повелел закончить разработку в кратчайший срок.

В результате деятельности директорского Комитета был составлен и 26 августа 1827 г. утвержден наиболее репрессивный в истории евреев в России документ - "Устав рекрутской повинности и военной службы евреев"48.

Директорский Комитет хотел устранить евреев от участия в органах общественного самоуправления при решении вопросов, касающихся христиан; предполагалось еврейским депутатам в этих органах дать право голоса в обсуждении дел, относящихся только к евреям. Но министерский Комитет отверг данный проект.

При составлении общего законодательства о евреях царь постоянно требовал ускорения работы. Однако на это ушло несколько лет, и только в 1832 г. директорский Комитет завершил проект. Он включал 1230 статей, что испугало правительство, передавшее проект для переделки в министерский состав четвертого Комитета, сокративший его к октябрю 1833 г. В 1834 г. законопроект был внесен в департамент законов Государственного совета, где сочли нужным смягчить закон, посчитав чрезвычайно суровым, ибо члены министерского Комитета, кроме министра финансов, предлагали в течение трех лет выселить всех сельских евреев. Департамент заявил, что белорусское выдворение после указа от 11 апреля 1823 г. не оправдало надежд, разорив евреев и не улучшив состояния поселян. Общее собрание Государственного совета согласилось с департаментом в том, чтобы исключить предполагаемое выселение, а там, где оно еще не начато, приостановить. Результатом этой работы были два указа, утвержденные в один день - 13 апреля 1835 г.: "О приостановлении вывода евреев из сел и деревень" и "Положение о евреях"49.

В соответствии с первым законом выселение было остановлено в тех губерниях, где оно еще не начато; в белорусских губерниях, а также в казенных и казачьих селениях Полтавской и Черниговской губерний продолжалось. Но переселение остановлено было временно, впоследствии зона выдворения расширилась. Положительным во втором законе являлось отсутствие общего воспрещения жительства евреев в селениях, кроме указанных в перечне местностей черты оседлости, размер которой все же был сокращен по сравнению с оговоренной "Положением" 1804 г. Разрешалось брать в откупное и оброчное содержание постоялые дворы, шинки и корчмы без продажи крепких напитков крестьянам в долг.

Министерский и директорский Комитеты были закрыты, однако, еврейская реформа практически не осуществлялась. Губернаторы докладывали, что "Положение" 1835 г. никак не влияет на состояние евреев, их отчужденность, которую можно устранить, лишь воздействуя на внутреннюю жизнь еврейских обществ. В середине 1840 г. НиколайI повелел рассмотреть несколько таких донесений в Государственном совете, который после обсуждения представил царю меморию, где вновь предлагался пересмотр законов о евреях. Были намечены три пути преобразования их жизни: во-первых, культурное воздействие - учреждение казенных общеобразовательных школ, борьба с хедером (начальной еврейской религиозной школой), запрещение еврейской одежды; во-вторых, уничтожение автономии - упразднение кагалов и упорядочение системы специальных податей; в-третьих, репрессии против "неисправимых".

На основании мемории по царскому повелению 27 декабря 1840 г. был учрежден "Комитет для определения мер коренного преобразования евреев в России" (пятый Комитет) во главе с министром государственных имуществ графом П.Д.Киселевым. В состав Комитета вошли по должности министры внутренних дел, просвещения и финансов, управляющие II иIII отделениями Собственной его императорского величества канцелярии и министр статс-секретарь по делам Царства Польского. По мнению историка С.М.Дубнова, фактически это было не новое учреждение, а возобновленный прежний "Комитет для лучшего устройства евреев", функционировавший с перерывами в течение всего царствования Николая I50.

По указанию Николая I главной целью Комитета являлось обращение евреев к полезным занятиям, для чего следовало установить общие начала реформы, а затем министрам поручалась разработка отдельных вопросов. В утвержденном царем журнале Комитета от 11 января 1841 г. была развернута программа Государственного совета, одним из главных пунктов которой являлся так называемый "разбор" или сортировка евреев. Эта мера предполагала разделить всех евреев на "полезных" и "бесполезных" или вредных; к первым отнести гильдейских купцов, цеховых ремесленников, земледельцев и мещан оседлых, ко вторым - мещан неоседлых. Мещанами оседлыми признавались лица, владевшие недвижимостью или занимавшиеся мещанским торгом по промысловым свидетельствам, а также духовные лица и ученые. Мещанами неоседлыми или мещанами 2-го разряда становились евреи, лишенные имущественного ценза и определенного дохода, т. е. вся масса бедняков, для которых предусматривались различные репрессивные меры (в частности, усиленная рекрутчина с тройной нормой взятия рекрут по сравнению с нормой для христиан) с целью обращения к полезному труду.

В Комитете была составлена записка о переустройстве евреев с планом будущих мероприятий. Прежде чем одобрить записку царь приказал увеличить рекрутскую норму с трех- до пятикратной, а затем приказал секретно разослать ее генерал-губернаторам черты оседлости.

Новороссийский и бессарабский генерал-губернатор князь М.С.Воронцов резко выступил против "разбора", заявив, что нельзя считать "бесполезными" около 80% всех евреев, занимающихся необходимой мелкой торговлей; главное, что при их бедности немыслимо в короткий срок превратиться во владельцев недвижимости, а планировавшееся выселение "бесполезных" приведет их к полному разорению. Комитет заменил слово "бесполезные" наименованием "не имеющие производительного труда" и отменил их предполагавшееся выселение из деревень.

В 1846 г. был назначен пятилетний срок для представления "полезными" евреями документов, подтверждающих их состояние, и для приписки мещан 2-го разряда к одному из "полезных" сословий. Правительство объявило, что с не выполнившими требования будут поступать как с бродягами, т. е. порочными членами общества. Комитет нашел репрессивные меры для мещан 2-го разряда столь суровыми, что не признал возможным их опубликование в обычной форме, а лишь в виде частной инструкции для генерал-губернаторов. 23 ноября 1851 г. царь утвердил "Временные правила для разбора евреев", установившие срок окончания "разбора" 1 июля 1852 г. Затем срок был продлен до 1 ноября 1852 г.51 Но к этому времени сортировка евреев не была завершена. Карательные меры не были реализованы до конца, ибо Крымская война отвлекла внимание от войны с евреями.

В середине марта 1856 г. Киселев представил Александру II доклад, в котором признал всю предшествующую работу Комитета безрезультатной, цель слияния евреев с коренным населением и обращения их к полезному труду - не выполненной. Он предложил пересмотреть законодательство о евреях для достижения указанной цели. В конце марта царь повелел осуществить такой пересмотр52. В его решении говорилось о возможности предоставления некоторых правовых преимуществ более "нравственным" по сравнению с обособленными соплеменниками евреям, обнаруживающим склонность к обрусению. С этого времени стала преобладать идея о привилегиях для евреев, имеющих имущественный или образовательный ценз. Фактически это была та же сортировка, но на новый лад: прежде хотели карать "бесполезных", теперь - расширять права "полезных".

По вступлении Александра II на престол Комитет обратил его внимание на необходимость отменить рекрутские репрессии для евреев, что и было сделано в рамках коронационного манифеста 26 августа 1856 г. и указа от того же числа53.

По мартовскому (1856 г.) докладу Киселева Комитет предложил министру внутренних дел С.С.Ланскому собрать мнения губернаторов по еврейскому вопросу и, в частности, о "разборе". В октябре 1858 г. Ланской с учетом отзывов местных администраторов и особенно новороссийского и бессарабского генерал-губернатора графа А.Г.Строганова внес в Комитет предложение упразднить "разбор". Комитет согласился, и царь утвердил 17 февраля 1859 г. журнал Комитета с повелением оставить проект "разбора" без движения. Строганов пошел дальше - он высказался за уравнение евреев в гражданских правах с христианами54. Его поддержал Ланской, но не согласился Комитет, возглавлявшийся с 1856 г. графом Д.Н.Блудовым, придерживавшимся иной, чем Киселев, ориентации. Комитет высказался в том же журнале только за постепенное уравнение прав, по мере распространения между евреями "истинного просвещения, изменения их внутренней жизни и обращения их деятельности на полезные занятия".

С 1857 г. Комитет обсуждал вопрос о жительстве евреев вне черты оседлости, но решил дать такое право только купцам 1-й гильдии потому, что их нельзя было смешивать с "массой народа непросвещенного и непроизводительного". Это решение вылилось в соответствующий указ от 16 марта 1859 г.55 В 1858 г. Комитет намеревался предоставить подобное право отставным и бессрочно-отпускным нижним чинам, но царь отклонил проект, а закон вышел лишь 25 июня 1867 г.56 Работая в том же направлении, Комитет рассматривал предложение о водворении во внутренних губерниях евреев, окончивших средние и высшие учебные заведения. Оно было связано с государственной службой, разрешенной "Положением" 1835 г. и вновь запрещенной секретным предписанием 10 апреля 1844 г. По предложению Комитета 5 июня 1856 г. право на государственную службу, а значит и на повсеместное жительство, должны были получить евреи, имеющие ученую степень доктора медицины и доктора по другим факультетам университета. Но тогда этот проект не был осуществлен. Указ от 27 ноября 1861 г. такое право предоставил докторам медицины и докторам, магистрам и кандидатам по немедицинским факультетам57.

Преемник Ланского на посту министра внутренних дел граф П.А.Валуев в конце 1862 г. внес в Комитет записку о разрешении евреям-мастеровым жить во внутренних губерниях в связи с нехваткой там ремесленников вообще. В 1864 г. Блудова на посту председателя Комитета заменил на несколько месяцев барон М.А.Корф, далее - князь П.А.Долгорукий, по докладу которого 9 января 1865 г. пятый Комитет был упразднен; все его дела перешли в Комитет министров. Представление Валуева попало туда же, а затем - в Государственный совет. 28 июня 1865 г. царь утвердил указ "О дозволении евреям механикам, винокурам, пивоварам и ремесленникам проживать повсеместно в империи" с оговоркой: "с соблюдением осторожности, в видах предотвращения быстрого наплыва" за черту оседлости "доселе чуждого элемента"58.

АлександрII при поездке в 1870 г. в Царство Польское увидел множество евреев в длиннополых костюмах, с длинными пейсами и потребовал строгого исполнения существующего закона о запрещении ношения еврейской одежды. Государственный совет заявил, что исчезновение внешних отличий не уничтожит замкнутость еврейского общества. Его обособленность можно исключить, переходя от обучения молодых евреев в еврейских училищах, созданных в виде временной меры, к привлечению их в общие учебные заведения, где они начнут сближаться с христианами. Выяснилось, что для этого необходимо изменить весь строй еврейской жизни, и Государственный совет поручил министру внутренних дел создать комиссию для изыскания средств к ослаблению обособленности евреев. 22 июня 1872 г. была учреждена междуведомственная "Комиссия по устройству быта евреев" под председательством товарища министра внутренних дел князя А.Б.Лобанова-Ростовского.

Комиссия проработала различные документы, в частности, труды Виленской комиссии по устройству быта евреев, функционировавшей с 1866 по 1870 г. Заключение этой комиссии основывалось на признании равноправия евреев и немедленном разрешении им повсеместного жительства. Предлагалось учредить комитеты для помощи в переселении евреев во внутренние губернии и изыскании средств для этой цели, а также образовать на местах единые христианско-еврейские купеческие, мещанские и другие общества59. Однако член лобановской Комиссии В.В.Григорьев в докладе на одном из первых заседаний утверждал, что допущение евреев в Великороссию чрезвычайно опасно, ибо "зараза, поражающая теперь одни западные губернии, охватит всю империю"; их пребывание во всей стране возможно лишь, "когда предварительно испробованы будут всевозможные меры к обращению их в производительных, полезных граждан на нынешних местах их жительства, и когда меры эти скажутся явно успешными"60.

При обсуждении доклада возникли разногласия, ибо большинство членов Комиссии высказывалось за существенное расширение прав евреев, которое должно было в конечном счете привести к равноправию. Такие взгляды вызвали неудовольствие в правительственных кругах. По-видимому, вследствие этого Комиссия за девять лет существования не выработала ни одного законопроекта.

Все же прогрессивные взгляды пытались пробить дорогу в Комиссии. Туда в качестве членов пригласили в 1877 г. старшего юрисконсульта министерства юстиции, известного криминалиста Н.А.Неклюдова, а в 1879 г. - чиновника министерства внутренних дел В.Д.Карпова, представивших в начале 1880 г. в Комиссию доклад "О равноправии евреев". В ней доминировала идея постепенной полной эмансипации евреев, первым шагом которой должно быть дарование им права повсеместного жительства. Это право было поддержано многими местными администраторами61.

Под давлением товарища министра внутренних дел сенатора Д.Н.Мартынова, заменившего в 1878 г. на посту председателя Комиссии Лобанова-Ростовского, ее большинство хотя поддержало доклад Неклюдова и Карпова, но признало его преждевременным. Мартынов, "находя приводимые в эмансипационном проекте доводы слабыми и имея в виду могущий произойти вред прочему населению империи от предоставления евреям одинаковых со всеми прав, приказал делопроизводителю Комиссии составить доклад в противном смысле и подкрепить его существующими о сем в делах Комиссии соображениями с точки зрения государственной и экономической"62.

Контр-доклад не повлиял на мнение большинства. В марте 1880 г. Мартынов был уволен, пост председателя оставался вакантным, и Комиссия больше не собиралась.

В начале мая 1881 г. пост министра внутренних дел занял граф Н.П.Игнатьев. Он проводил идею о том, что погромы являются актом возмездия экономически более слабых христиан за эксплуатацию их евреями и представил АлександруIII доклад, где предлагал принять меры для ограждения коренного населения от вредной деятельности евреев, которая, по местным сведениям, и вызвала погромы, начавшиеся в середине апреля 1881 г. Игнатьев доказывал ошибочность мягкой политики прежнего царствования, ибо погромы показали, что еврейское "зло" нельзя устранить "либеральными" методами. Он предложил учредить в Харьковской и в 15 губерниях черты оседлости (кроме Царства Польского) губернские комиссии по еврейскому вопросу во главе с губернаторами из представителей всех сословий и обществ, в том числе еврейских, с целью высказать мнения о путях решения этого "вечного" вопроса. 22 августа 1881 г. царь утвердил доклад Игнатьева и учредил указанные комиссии, дав им двухмесячный срок. Краткое правительственное сообщение о созыве комиссий не разъясняло сущности поставленной задачи63.

25 августа Игнатьев выпустил циркуляр генерал-губернаторам, где воспроизвел доклад царю и поставил перед комиссиями следующие вопросы: какие стороны экономической деятельности евреев вредно влияют на христиан; какие трудности встречаются на практике при использовании законов о евреях применительно к покупке и аренде земель, торговле крепкими напитками и ростовщичеству; какие необходимы изменения в существующих законах для устранения их обхода евреями; какие административные и законодательные меры следует принять, чтобы нейтрализовать вредное влияние евреев. Впоследствии "Высшая комиссия для пересмотра действующих о евреях в империи законов" подчеркнула, что губернские комиссии заранее были нацелены на признание еврейского "зла"64.

Не дождавшись ответов комиссий, АлександрIII по представлению Игнатьева 19 октября 1881 г. учредил "Комитет о евреях" (шестой Комитет) под председательством товарища министра внутренних дел сенатора Д.В.Готовцева. Одновременно была закрыта Комиссия по устройству быта евреев как не соответствовавшая видам правительства, т. е. непригодная для репрессивной политики Игнатьева, ибо ее большинство склонялось к смягчению ограничительных законов. Комитет был предназначен для разработки нового, более жесткого законодательства о евреях.

Ответы губернских комиссий и отзывы губернаторов были разноречивы, но преобладала антиеврейская направленность. Рекомендовалось выдворить евреев из селений, запретить им винные промыслы и аренду земель и мельниц, закрыть еврейские школы, благотворительные и общественные учреждения. Все же некоторые комиссии высказались за отмену черты оседлости и всех ограничений65.

"Комитет о евреях" использовал в своей работе только негативные для евреев отзывы комиссий. В течение короткого периода (декабрь 1881 г. - январь 1882 г.) Комитет наметил широкую программу репрессивных мер. Погромы в конце декабря 1881 г. в Варшаве, хотя внутри Царства Польского существовало право повсеместного жительства, якобы подкрепляли теорию о "вредности" евреев. Комитет хотел разрешить еврейский вопрос, исходя из старинного уклада русской жизни, когда евреи считались бесправными инородцами. Комитет наметил разделить предложенные меры на коренные и временные. Первые должны были оградить христиан от эксплуатации евреев, а самих евреев поставить в такое правовое положение, при котором они будут вынуждены сделаться полезными гражданами и не давать поводов к волнениям и самосуду. Эти меры должны были проводить обычным законодательным порядком. Временные же меры предполагалось принять в обход такого порядка для ускорения и впоследствии включить в новое ограничительное законодательство.

Комитет (практически Игнатьев) хотел запретить евреям в селениях проживать, приобретать и арендовать недвижимость и торговать спиртными напитками. Тем самым якобы обеспечивалась безопасность сельских евреев в случае погромов, хотя они происходили главным образом в городских поселениях.

При внесении проекта в Комитет министров Игнатьев, желая ускорить его рассмотрение, делал акцент на том, что речь идет не об отмене существующих законов, а о временном приостановлении их действия. Против проекта выступили министр финансов Н.Х.Бунге и министр юстиции Д.Н.Набоков, их поддержал министр государственных имуществ М.Н.Островский. Бунге и Набоков осуждали репрессивные меры, но отклонили проект Готовцева-Игнатьева по формальному признаку: правила, означенные как временные, в корне изменяют действующие законы, поэтому они должны пройти через Государственный совет. Под нажимом Игнатьева, заявившего, что по сообщениям генерал-губернаторов отсрочка в принятии мер против евреев грозит новыми погромами, Комитет министров пошел на компромисс: вместо запрещения евреям проживать в селениях и приобретать там недвижимость им не разрешалось вновь водворяться и вступать во владение имуществом. Тем самым устранялась угроза трагического массового выселения. Запрет на торговлю крепкими напитками был исключен. В таком виде царь 3 мая 1882 г. без обсуждения в Государственном совете утвердил "Временные правила о евреях". В этом законе, как и во многих других, использовалась фарисейская формула: "В виде временной меры и до общего пересмотра в установленном порядке законов о евреях"66.

Чтобы, по крайней мере, казаться последовательным, правительство должно было подготовить законопроект для прохождения через Государственный совет в обычном порядке. Но на Комитет Готовцева нельзя было рассчитывать, ибо даже Комитету министров он представлялся ультрареакционным. Поэтому после того, как в конце мая 1882 г. Игнатьев получил отставку и ушел в отставку Готовцев, его Комитет был упразднен. Новый министр внутренних дел граф Д.А.Толстой представил царю доклад о необходимости немедленного пересмотра законодательства о евреях и создания для этого особой Комиссии под председательством лица, не подчиненного какому-либо министру, по назначению царя. По утвержденному 4 февраля 1883 г. Александром III докладу Толстого была учреждена "Высшая комиссия для пересмотра действующих о евреях в империи законов". Председателем назначили бывшего министра Л.С.Макова, но он скоро ушел из жизни, и его заменил член Государственного совета граф К.И.Пален, который руководил Комиссией все время ее существования. В нее вошли шесть чиновников разных департаментов министерства внутренних дел, по одному чиновнику от министерств финансов, юстиции, народного просвещения, государственных имуществ и иностранных дел, а также временно приглашаемые специалисты. Комиссии не назначили определенный срок для окончания работы и, по-видимому, дали понять, что торопиться не стоит. Первое заседание состоялось только спустя 10 месяцев после учреждения, а затем работа двигалась крайне медленно.

Документы Комитета Готовцева и губернских комиссий поступили в Высшую комиссию, которая стала заново собирать нужные сведения и статистические данные, посчитав переданные материалы неудовлетворительными. В рамках этой работы член Комиссии князь Н.Н.Голицын составил очень подробную "Историю русского законодательства о евреях" периода 1649-1825 гг. Для получения информации Комиссия широко использовала людей из круга барона Г.О.Гинцбурга, негласного лидера российских евреев. Гинцбург и его ближайший сподвижник банкир А.И.Зак планировали представить пять обзоров: по истории законодательства о евреях в России и Западной Европе, о быте и нравах российских евреев, о действующих законах и погромах 1881-1882 гг. и о путях решения еврейского вопроса. Из намеченного известны записка самого Гинцбурга и очерк писателя Н.С.Лескова67.

К 1887 г. Комиссия проделала большую работу и по вопросу о черте оседлости пришла к выводу, что ограничения, касающиеся черты, должны быть ослаблены, но ее полностью отменять преждевременно. По этому поводу Гинцбург в мае 1887 г. запросил Комиссию о возможности еврейским лидерам поднять в ней ряд жгучих для евреев тем. Тогда Комиссия пригласила Гинцбурга и несколько его соратников в качестве консультантов или "еврейских экспертов". Они провели в декабре 1887 г. пять встреч с Комиссией, на которых рассмотрели 25 вопросов. Из них 16 относились к праву жительства в черте и вне ее. Группа Гинцбурга весьма осторожно затрагивала проблему, не ходатайствовала об отмене черты, а только о расширении круга отдельных малочисленных категорий евреев, имеющих возможность проживать вне черты68.

Несмотря на либеральное большинство наличие консервативного меньшинства не позволяло Комиссии принимать прогрессивные решения. Поэтому она избегала предложений, выдвигавшихся еврейскими экспертами. Комиссия заявила, что вопросы о черте оседлости не подлежат немедленному пересмотру69.

Комиссия функционировала в период усиливавшегося антисемитизма, одним из примеров которого может служить утверждение царем 5 декабря 1886 г. и 26 июня 1887 г. в обход Государственного совета положений Комитета министров о предоставлении министру народного просвещения права ограничить число евреев в учебных заведениях. В развитие этих положений министр граф И.Д.Делянов своими циркулярами от 1 и 6 июля 1887 г. ввел процентные нормы лиц иудейского исповедания для средних и высших учебных заведений: в черте оседлости 10% общего количества обучающихся, в столицах - 3%, в прочих местностях - 5%70.

Все же в атмосфере реакции Комиссия, изучив и обработав множество материалов, предложила отменить запрещение вновь водворяться в селениях, установленное "Временными правилами". Комиссия заявляла, что в решении еврейского вопроса существует один путь, правда, осторожный, медленный - путь, объединяющий евреев со всем населением под общими законами; система репрессивных и исключительных мер должна быть заменена системой освободительных и уравнительных законов. "Конечная цель законодательства о евреях - его упразднение"71.

Комиссия ощущала неблагожелательное отношение Александра III к либеральной в целом направленности ее деятельности и чувствовала себя бессильной выполнить задачу правильного и согласованного с видами правительства решения еврейского вопроса. Поэтому 24 мая 1888 г. Комиссия объявила себя закрытой. Ее материалы передали в министерство внутренних дел.

Выработка предложений по изменению законов о евреях была поручена Совещанию под председательством товарища министра внутренних дел В.К. фон Плеве. Членами Совещания были подчиненные ему чиновники министерства, послушные указаниям своего руководителя, сторонника юдофобской позиции. Работа Совещания проходила в тайне. Политические круги, интересовавшиеся еврейским вопросом, и пресса не знали о нем.

В 1891 г. Совещание выработало законодательные предположения для внесения в Государственный совет. При этом совершенно не использовались материалы Высшей комиссии, не упоминалось и ее заключение о целесообразности постепенного расширения прав евреев. Наоборот, антиеврейский законопроект из 44-х пунктов предлагал отменить и немногие льготы по ограничениям, предоставленные некоторым категориям евреев в царствование Александра II. По проекту Плеве предполагалось не только не допускать нового водворения евреев в сельских местностях, запрещенного "Временными правилами", но и приступить к постепенному изгнанию евреев, живших там издавна. Всех молодых евреев по достижении совершеннолетия должны были бы выселять из деревень, даже если они являлись тамошними уроженцами. Ремесленники и другие льготные группы подлежали переселению из внутренних губерний в черту оседлости. Предлагались жесткие меры против аренды по устным контрактам или так называемой "подименной" аренды, т. е. аренды на чужое имя. Проектом "Временные правила" распространялись на Царство Польское, где евреи могли жить и владеть недвижимостью в селениях. В мотивации проекта говорилось о еврейском засилье в торговле и, в частности, питейной торговле; правда, это не подтверждалось никакими статистическими данными.

Министерство внутренних дел разослало законопроект генерал-губернаторам для отзывов. Секретность сохранить не удалось - иностранные корреспонденты добыли копии проекта, которые появились в Вене, Лондоне и Париже. За границей и в России распространились слухи о "40 пунктах" проекта, предусматривавшего резкое ужесточение "Временных правил" в черте оседлости, сокращение, если не ликвидацию, льгот для евреев вне ее и образование средневековых гетто в Петербурге, Москве, Киеве и других городах. Заграничная пресса подняла сильный шум по поводу проекта.

Еврейский общественный деятель Г.Б.Слиозберг вспоминал, что велась упорная борьба против предложений Совещания Плеве. Слиозберг отмечал, что "одной из бессмертных заслуг покойного барона Гинцбурга является то, что проект остался в архиве министерства" внутренних дел. "Мне самому пришлось немало поработать, - писал Слиозберг, - чтобы показать всю гибельность и жестокость предложенных Плеве мер. Неизвестно, увенчались бы наши усилия успехом, если бы не бывший тогда министром финансов И.А.Вышнеградский"72.

Министр получил проект на заключение. В докладе царю в 1892 г. Вышнеградский полагал, что рассмотрение предложений Плеве в законодательном порядке несвоевременно. Зная предубеждение Александра III, министр осторожно выразил сомнение в целесообразности мер, изложенных в проекте. По его словам, нельзя входить в противоречие с общественным мнением Европы, где евреи занимают важное место, в момент, когда Россия нуждается в зарубежном займе, без которого невозможно выполнение бюджета. Вышнеградский указывал, что вследствие антиеврейской политики еврейские финансисты в Париже во главе с Альфонсом Ротшильдом отказались от участия в предыдущем полумиллиардном займе. Пришлось реализовывать заем у христианских банкиров на крайне тяжелых условиях73. В итоге Вышнеградский рекомендовал воздержаться от одобрения проекта. Неизвестно, как отреагировал царь на доклад министра, но в результате законопроект, разработанный Совещанием Плеве, остался без движения.

Вопрос об изменении "Временных правил" постоянно будировался как либералами, хлопотавшими об их смягчении, так и консерваторами, желавшими еще большего ужесточения. 7 декабря 1895 г. Николай II повелел министерству внутренних дел "войти в соображение" вопроса об изменении "Временных правил". Министр И.Л.Горемыкин в 1896 г. предложил Комитету министров запросить мнения местных властей по указанному поводу. Комитет 11 февраля 1897 г. одобрил представление74. Для рассмотрения отзывов генерал-губернаторов и пересмотра "Правил" в 1899 г. при министерстве внутренних дел была образована особая Комиссия под председательством товарища министра земледелия и государственных имуществ барона Ю.А.Икскуль фон Гильденбандта при участии других заинтересованных ведомств. В отзывах указывали, что следствием запрещения "Правилами" нового водворения евреев в селениях явилась их крайняя скученность в городах и поселках черты оседлости, обусловившая полное обнищание. Комиссия решила разрешить имеющим право повсеместного жительства евреям вновь водворяться в любые селения, а остальным евреям - на помещичьи, но не на крестьянские и прилегающие к ним земли, а также арендовать их только для личной эксплуатации на условиях, предотвращающих переуступку этих земель в аренду крестьянам. Рекомендации Комиссии не были учтены.

Чтобы несколько ослабить напряжение в черте оседлости, министр внутренних дел Д.С.Сипягин в 1902 г. внес в Комитет министров записку об изъятии из действия "Правил" отдельных селений, утративших характер сельских местностей. Это были преимущественно пригороды больших городов или населенные пункты у железнодорожных станций и фабрик. Плеве, ставший министром после убийства Сипягина, поддержал предложение. Более того, 1 июня 1902 г. он образовал Особое совещание для разработки вопросов по пересмотру "Правил" под председательством товарища министра П.Н.Дурново; членами совещания назначил директора департамента полиции А.А.Лопухина и директора департамента общих дел А.П.Роговича, вскоре замененного Б.В.Штюрмером75. Трудно сказать, в каком направлении предполагал Плеве пересматривать "Правила". Еще в памяти многих был его жестокий проект начала 90-х годов и протесты против этого проекта. О деятельности Совещания сведений нет. Возможно, оно послужило толчком к принятию закона от 10 мая 1903 г., который допускал свободное жительство евреев в 101 селении черты оседлости. Впоследствии (9 декабря 1903 г. и 11 ноября 1905 г.) число таких селений было доведено до 29176.

Все же работа по пересмотру в министерстве проводилась. В августе 1903 г. Плеве разослал губернаторам, градоначальникам и обер-полицмейстерам черты оседлости циркуляр, где затребовал до 1 октября представить соображения об изменеиях, которые следовало бы внести в законы о евреях. Виленский губернатор граф К.К.Пален предложил отменить все ограничительные законы для проживающих в черте оседлости евреев, сохранив саму черту77. Бессарабский губернатор князь С.Д.Урусов в своей записке высказал мнение о том, что "Временные правила" не дали результата не только для самих евреев, но и для русского общества78.

В начале 1904 г. собралось новое Особое совещание при министерстве внутренних дел под председательством князя И.М.Оболенского. В его состав были включены несколько губернаторов и ряд высокопоставленных чиновников, в том числе Пален, Урусов и Лопухин. О работе Совещания имеются разноречивые суждения.

В программе работы Совещания, в частности, значился вопрос о недостатках "Правил", их изменениях или полной отмене79. Урусов в воспоминаниях писал, что он с Лопухиным оказался на совещании среди меньшинства, предложившего прекратить действие "Правил", как созданных временно, исходить из равноправия евреев и обсуждать только исключения, жизненную необходимость которых доказывать в каждом отдельном случае80. Однако Урусов изложил позицию Лопухина неточно. Из материалов Совещания видно, что Лопухин действительно выступал за отмену "Временных правил", но был против равноправия евреев и высказывался за сохранение черты оседлости, хотя и за расширение ее. Остальные ограничения Лопухин предлагал пересмотреть81.

Совещание решило предоставить сельским обществам право высказываться за допущение евреев в свою среду с последующим утверждением приговора губернскими властями82. Таким образом, появлялась возможность нового водворения евреев в селения.

Урусов писал, что начало русско-японской войны положило конец работе Совещания83. По версии редакционного предисловия к записке Палена Плеве посчитал Совещание "крамольным" и распустил его84.

Возможно, под влиянием мнений, высказанных на Совещании, Плеве представил царю записку "О некоторых изменениях в законоположениях о евреях". 30 мая 1904 г. ее одобрил царь. Записка обсуждалась Комитетом министров 24 июля - через девять дней после убийства Плеве - и стала указом после утверждения 11 августа Николаем II. В нем несколько расширялись льготы привилегированных категорий евреев, в частности, пользующимся повсеместным правом жительства было разрешено водворяться в селениях и нанимать там помещения для жилья и торговли85.

12 декабря 1904 г. вышел указ "О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка". Предстоящие реформы провозглашались в нем в достаточно общем виде. Об инородцах (евреи относились к этой категории) говорилось расплывчато. Предлагалось "произвести пересмотр действующих постановлений, ограничивающих права инородцев", и сохранить "лишь те, которые вызываются насущными интересами государства и русского народа"86.

В исполнение данного указа Комитет министров 3 мая 1905 г. принял решение, утвержденное царем 8 июня, о необходимости учредить Особое вневедомственное совещание с целью подготовки материалов по пересмотру законодательства о евреях87. Но Особое совещание не было созвано в связи с учреждением Государственной думы, прерогативой которой становилось прохождение новых законопроектов, в том числе о евреях. Поэтому на тот момент вопрос о еврейских реформах снова повис в воздухе. Затем он неоднократно поднимался в Думе всех четырех созывов, но практически безрезультатно. И только после Февральской революции были отменены ограничения для всех национальностей и вероисповеданий.

1-Державин Г.Р. Сочинения. Т.7. СПб., 1878, с. 261-355.

2-Там же, с. 296-297.

3-Гессен Ю.И. История еврейского народа в России. Т.1. М.; Иерусалим, 1993, с. 138.

4-Бершадский С.А. Положение о евреях 1804 года. - Восход, 1895, №4, с. 95-96.

5-Голицын Н.Н. История русского законодательства о евреях. Т.1. 1649-1825. СПб., 1886, с. 412.

6-Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собр. 1-е. Т.28. Ст. 21547.

7-Гессен Ю.И. Евреи в России. Очерки общественной, правовой и экономической жизни евреев. СПб., 1906, с. 84.

8-Доклад о евреях императору Александру Павловичу. 1812. - Русский архив, 1903, №2, с. 255.

9-Там же, с. 254-255.

10-Гессен Ю.И. Ук. соч., с. 114.

11-Шугуров М.Ф. История евреев в России. - Русский архив, 1894, №4, с. 475.

12-Голицын Н.Н. Ук. соч., с. 429-442.

13-ПСЗ. Собр. 1-е. Т.28. Ст. 21547.

14-ПСЗ. Собр. 1-е. Т.21. Ст.ст. 15360, 15459; Т.22. Ст. 16391; Т.26. Ст. 19932.

15-Гессен Ю.И. История еврейского народа… Т.1, с. 124.

16-Голицын Н.Н. Ук. соч., с. 935; Гессен Ю.И. Евреи в России… с. 115.

17-Голицын Н.Н. Ук. соч., с. 950.

18-Там же, с. 442.

19-Шугуров М.Ф. Ук. соч., с. 499.

20-Грец Г. История евреев. Т.12. Одесса, 1909, с. 235, 243-249, 253; Голицын Н.Н. Ук. соч., с. 529.

21-Оршанский И.Г. Русское законодательство о евреях. Очерки и исследования. СПб., 1877, с. 271-272; Гессен Ю.И. К истории выселения евреев из сел и деревень. - Книжки Восхода, 1903, №5, с. 5; Голицын Н.Н. Ук. соч., с. 543; Шугуров М.Ф. Ук. соч., с. 500.

22-Доклад о евреях… с. 258.

23-Гессен Ю.И. Ук. соч., с. 6-7.

24-Доклад о евреях… с. 258.

25-Гессен Ю.И. Ук. соч., с. 8.

26-Оршанский И.Г. Ук. соч., с. 277.

27-Голицын Н.Н. Ук. соч., с. 544.

28-Гессен Ю.И. Ук. соч., с. 9.

29-ПСЗ. Собр. 1-е. Т.29. Ст. 22651.

30-Голицын Н.Н. Ук. соч., с. 545; Доклад о евреях… с. 258-259; Гессен Ю.И. Ук. соч., с. 11-13.

31-ПСЗ. Собр. 1-е. Т.29. Ст. 22651.

32-Доклад о евреях… с. 256-257; Шугуров М.Ф. Ук. соч., №5, с. 60.

33-ПСЗ. Собр. 1-е. Т.30. Ст. 23424.

34-Там же, ст. 23435.

35-Голицын Н.Н. Ук. соч., с. 554, 556.

36-Доклад о евреях… с. 263-274.

37-Гессен Ю.И. Ук. соч., с. 27-28.

38-ПСЗ. Собр. 1-е. Т.35. Ст. 27363.

39-ПСЗ. Собр. 1-е. Т.37. Ст. 28821; Т.38. Ст.ст. 29036, 29079.

40-Исторический обзор деятельности Комитета министров (К столетию Комитета министров. 1802-1902). СПб., 1902, с. 184-186, 190.

41-ПСЗ. Собр. 1-е. Т.38. Ст. 29443.

42-Там же, ст. 29420.

43-Там же, ст. 29443.

44-ПСЗ. Собр. 2-е. Т.4. Ст. 2884.

45-Оршанский И.Г. Ук. соч., с. 155.

46-Варадинов Н.В. История Министерства внутренних дел. Ч.2. Кн.2. СПб., 1862, с. 483, 576.

47-Гессен Ю.И. История еврейского народа… Т.2, с. 33.

48-ПСЗ. Собр. 2-е. Т.2. Ст. 1330.

49-ПСЗ. Собр. 2-е. Т.10. Ст.ст. 8052, 8054.

50-Дубнов С.М. Исторические сообщения. - Книжки Восхода, 1901, №4, с. 27.

51-ПСЗ. Собр. 2-е. Т.26. Ст. 25766; Т.27. Ст. 26315.

52-ПСЗ. Собр. 2-е. Т.40. Ст. 42264.

53-ПСЗ. Собр. 2-е. Т.31. Ст.ст. 30877, 30888.

54-ПСЗ. Собр. 2-е. Т.40. Ст. 42264.

55-ПСЗ. Собр. 2-е. Т.34. Ст. 34248.

56-ПСЗ. Собр. 2-е. Т.42. Ст. 44745.

57-ПСЗ. Собр. 2-е. Т.36. Ст. 37684.

58-ПСЗ. Собр. 2-е. Т.40. Ст. 42264.

59-Материалы Комиссии по устройству быта евреев (по империи). Ч.1. СПб., 1874, с. 7-8.

60-Там же, с. 15-16.

61-Неклюдов Н.А., Карпов В.Д. О равноправии евреев (1880 г.). СПб., 1907, с. 13-14, 21-22, 41.

62-Там же, с. II-III.

63-Правительственый вестник. 1881. 2 сентября.

64-Общая записка Высшей комиссии для пересмотра действующих о евреях в империи законов. СПб., 1889, с. 251.

65-Труды губернских комиссий по еврейскому вопросу. В 2-х ч. СПб., 1884.

66-ПСЗ. Собр. 3-е. Т.2. Ст. 834.

67-Гинцбург Г.О. Еврейский вопрос и антиеврейское движение в 1881 и 1882 гг. - Постоянный Совет объединенных дворянских обществ. Справка к докладу по еврейскому вопросу. Ч.2. СПб., 1910, с. 29-124; Лесков Н.С. Евреи в России. Несколько замечаний по еврейскому вопросу. Пг. 1919.

68-Обзор постановлений Высшей комиссии для пересмотра действующих о евреях в империи законов. Приложение. СПб., 1888, с. CXL-CXLII.

69-Там же, с. CXLIII.

70-Мыш М.И. Руководство к русским законам о евреях. СПб., 1904, с. 360-361.

71-Общая записка… с. 294.

72-Слиозберг Г.Б. Дела минувших дней. Записки русского еврея. Т.3. Париж, 1934, с. 55.

73-См.: Миндлин А.Б. Еврейский вопрос и финансовые отношения России с Западом в конце XIX-начале XX века. - Вестник Еврейского университета в Москве, 1996, №2 (12).

74-О пересмотре постановлений, ограничивающих права евреев. - Особые журналы Совета министров царской России. 1906 г. IV. М., 1982, с. 752; Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 434, оп. 1, ед. хр. 223, л. 33 об.

75-ГАРФ, ф. 102, 2-е делопроизводство, оп. 76а, ед. хр. 2113, лл. 2-3.

76-ПСЗ. Собр. 3-е. Т.23. Ст.ст. 22933, 23664; Т.25. Ст. 26902.

77-Пален К.К. Тайная докладная записка виленского губернатора о положении евреев в России. Женева, 1904, с. 73.

78-Урусов С.Д. Записки губернатора. Кишинев. 1903-1904 гг. М., 1907, с. 344.

79-ГАРФ, ф. 102, 2-е делопроизводство, оп. 76а, ед. хр. 2114, л. 1.

80-Урусов С.Д. Ук. соч., с. 367-368.

81-ГАРФ, ф. 102, 2-е делопроизводство, оп. 76а, ед. хр. 2114, лл. 41, 42.

82-Там же, лл. 29об.-30.

83-Урусов С.Д. Ук. соч., с. 368.

84-Пален К.К. Ук. соч., с. 1.

85-ПСЗ. Собр. 3-е. Т.24. Ст. 25016.

86-Там же, ст. 25495.

87-Комитет министров о еврейском вопросе. СПб., б. г., с. 12-13.


=Главная =Изранет =ШОА =История =Ирушалаим =Новости =Россия=Традиции =Музей =Учителю= Россия =