А. Б. Ранович. АНТИЧНЫЕ КРИТИКИ ХРИСТИАНСТВА |
КОРНЕЛИЙ ТАЦИТ.
Корнелий Тацит (ок. 58-ок. 117 гг.) -крупнейший римский историк. В своем труде "Анналы" он пишет о христианах в связи с грандиозным пожаром в Риме в 64 г. В народе ходили упорные слухи, что город был подожжен по приказанию самого императора Нерона.
Анналы, XV, 44
Но ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестящую его молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время, это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев.
Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к
этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных
не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление
сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы
они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах или, обреченных
на смерть в огне, поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для
этого зрелища Нерон предоставил свои сады; тогда же он дал представление в цирке,
во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой,
участвуя в состязании колесниц. И хотя на христианах лежала вина и они заслуживали
самой суровой кары, все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо
казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности
одного Нерона.