УЛИЦЫ ХРАНЯТ ПАМЯТЬ

Рина Неер

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

ХАИМ ВЕЙЦМАН

Что больше всего способствовало известности этого выдающегося сионистского деятеля? Его роль во время Первой мировой войны в борьбе за получение документа, который был подписан в 1917г. и назван Декларацией Бальфура? Его роль в создании сионистской организации, председателем которой он был почти весь период британского мандата в Палестине? Пост первого президента государства Израиль, который он занимал до самой смерти в 1952г.? Разумеется, все вместе взятое.

Во всяком случае, видимо, нет ни одного города в Израиле, где бы не было улицы Вейцмана, улицы "Первого президента". Самый знаменитый в Израиле и известный во всем мире научно-исследовательский центр называется "Институт Вейцмана".

Хаим Вейцман родился в 1874г. неподалеку от Пинска (Белоруссия) в типичном еврейском местечке. Там же молодой Хаим ходил в хедер. В конце 19 века в Пинске было около 30 000 жителей, три четверти которых составляли евреи. Хасидизм когда-то был там очень силен, но в конце 19 века туда проникло и движение "Таскала" и движение "Ховевей Цион", которому сочувствовал Ашер, отец Хаима. У Ашера Вейцмана и его жены Рахели-Леи было пятнадцать детей; третьим был Хаим. Семья жила скромно, но по тем временам считалась обеспеченной; соблюдала еврейские традиции, еврейские праздники. У Хаима был учитель иврита, который не только обучал его языку, но и привил ему любовь к Сиону.

Потом семья обнищала. Хаим подростком должен был зарабатывать на жизнь уроками иврита богатым детям Пинска. Но он продолжал учиться в русской школе и оставался блестящим учеником, особо способным к точным наукам.

В 18 лет, когда нужно было поступать в высшее учебное заведение, из-за строгой "процентной нормы", принятой в России, он этого сделать не смог и в 1892г. уехал в Берлин, где и прожил шесть лет. Тогда же он вошел в кружок будущих сионистских вождей, приехавших кончать учебу в Берлин: Нахман Сыркин, Лео Моцкин1, Шмарьягу Левин. Они были немного старше Хаима и приобщили его к своим идеалам. Выход в свет брошюры "Еврейское государство" Герцля их воодушевил, и начались нескончаемые рассуждения о том, каким должно быть будущее еврейского народа. Когда оформилось сионистское движение, Хаим Вейцман к нему прикипел всей душой. На Первом сионистском конгрессе ему не дали возможности участвовать, а на Второй он уже был послан делегатом и, как и многих других, его заворожила личность Герцля.

В 1898г. он переезжает из Берлина в Швейцарию заканчивать докторскую диссертацию. В 27 лет он занял место старшего преподавателя химии в Женевском университете. Но он постоянно ездит в Пинск, где живут его родители. Поэтому у него сохраняется связь с еврейскими массами в России.

Отец разделяет его приверженность идеям Герцля, и они вместе участвуют в Шестом сионистском конгрессе 1903г. Несмотря на их восхищение Герцлем, они становятся самыми ярыми противниками его плана относительно Уганды. Вместе с другими противниками они демонстративно покидают зал заседаний и переходят в соседний оплакивать сионистский идеал. Под нажимом этих "плакальщиков" план Уганды не прошел. А в 1904г. Герцль умер.

В том же году, почувствовав, что в Женеве его научная карьера достигла потолка, Вейцман переезжает в Манчестер, где он может продолжать исследования. Через три года его назначили старшим преподавателем Манчестерского университета. Это показывает, насколько он был незаурядным ученым и преподавателем.

В 1906г., когда ему было 32 года, он женился на Вере, с которой вместе заканчивал образование в Женеве. В этом же году произошла его встреча с Бальфуром, оказавшаяся решающей для еврейского народа.

Вейцман все более прочно входит в английское общество; его восхищает английское хладнокровие, английская культура, порядок и учтивость на собраниях и во время дискуссий.

В Манчестере продвигается его научная карьера без ущерба для сионистской деятельности. В 1905г. его выбирают в исполнительный комитет. Но его влияние становится значительным особенно после Восьмого конгресса 1907 года. Начинается дискуссия между сторонниками сионистской политики, провозглашенной Герцлем, и сторонниками практического сионизма, которые видят цель исключительно в сельскохозяйственном развитии Палестины. В речи, которая стала исторической, Вейцман выдвигает идею "синтетического сионизма", который включает в себя обе точки зрения. Таким образом ему удается восстановить единство в сионистском движении, и его влияние в нем заметно растет.

В Манчестере и Лондоне создаются кружки молодых активистов, куда, в частности, входят Гарри Сакер2, Симон Маркс и Исраэль Зиф. Они на всю жизнь остаются приверженцами Хаима Вейцмана.

После начала войны (август 1914г.) Нахум Соколов приезжает в Лондон, где уже некоторое время живет Ахад-Гаам и где вскоре к ним присоединяется Жаботинский. Это маленькое сионистское ядро приверженцев Вейцмана, поддерживающее его в многочисленных спорах, неудачах и сложных обстоятельствах, стало его опорой на всех этапах подготовки Декларации Бальфура.

Через несколько месяцев от начала войны Англия очутилась перед угрозой нехватки природного ацетона, необходимого для изготовления некоторых боеприпасов. Вейцман связался с тогдашним министром вооружения Ллойд-Джорджем. Через несколько недель беспрерывной работы. Вейцману удалось получить синтетический ацетон. Согласно мемуарам Ллойд-Джорджа, именно в награду за это открытие, внесшее большой вклад в победу английских войск, Ллойд-Джордж предложил документ, получивший потом название "Декларация Бальфура".

Вейцман опровергал эту трогательную легенду. О мемуарах Ллойд-Джорджа он писал: "Он рассказывает, будто Декларация Бальфура была предложена в награду за мои услуги Англии, когда Ллойд-Джордж стал премьер-министром. Хотел бы я, чтоб это было так просто: не знал бы я мучений и страхов, предшествовавших опубликованию Декларации. Но история делается не волшебной лампой Аладина".

Многочисленные переговоры, собрания, дискуссии между сионистами и некоторыми министрами или парламентариями проходили с 1914 по 1916 годы. Вейцман их возглавлял, хотя и не занимал еще никакой официальной должности в сионистской организации. Но его блистательный ум, энтузиазм и способности убеждать в сочетании с его известностью как ученого, обеспечивали ему уверенность, которую он употреблял на продвижение сионистского идеала.

За противниками недостатка не было, даже среди евреев. Далеко еще не все приняли идеи сионизма, особенно в среде высокопоставленной англо-еврейской буржуазии.

И все же после многих поправок Декларация была утверждена британским кабинетом министров. Это было письмо лорда Бальфура (тогдашнего министра колоний), адресованное лорду Уолтеру Ротшильду, члену парламента, и датирована 2 ноября 1917 года. Оно знаменовало собой невероятную победу будущей судьбы сионизма. И роль Вейцмана была бесспорно главенствующей.

С тех пор его авторитет установился сам собой. За три года до Лондонского конгресса в 1920 году, на котором он был избран председателем Всемирной сионистской организации3, т.е. 1917г. он стал им фактически.

Весной 1918г. большая часть Палестины уже была завоевана англичанами. Они решили направить туда "сионистскую комиссию" для изучения положения евреев в стране и принять меры по осуществлению Декларации Бальфура. Одна из целей Комиссии состояла в том, чтобы установить связь с арабами и достигнуть сотрудничества с ними, в котором никто не сомневался тогда. Самым естественным образом возглавил эту делегацию Хаим Вейцман. Перед отъездом он был торжественно принят королем Англии Георгом V."

Комиссия прибыла в апреле 1918г. в Палестину, когда война была еще в разгаре. Двумя месяцами позже, в июне, Вейцман встретился с Эмиром Фейсалом в Аммане. Беседа была очень дружественной5, но через два года все резко переменилось.

Но в июле 1918 года Вейцману удается осуществить план, который оказался очень важным для дальнейшего хода событий. Он давно уже вынашивал мечту открыть в Палестине еврейский университет -утопия при турецком правлении, но упорство Вейцмана претворило ее в жизнь. 24 июля 1918г. на склонах горы Скопус в Иерусалиме состоялась торжественная церемония перед огромным количеством евреев, христиан, арабов и британских офицеров, на которой Вейцман заложил первый камень еврейского университета. Понадобилось еще семь лет, чтобы в 1925г. открылись первые его здания6. Это было одним из величайших достижений Вейцмана.

Роль Вейцмана в изложении сионистских требований на мирной конференции 1919г. в Париже, его решительное вмешательство во всю историю движения между двумя мировыми войнами - подробный рассказ об этом занял бы слишком много страниц.

Его жена Вера тоже вела активную жизнь. В 1920 году она была одной из основательниц ВИЦО (Международная женская сионистская организация), как и Ривка Зиф, ее подруга, которая была более 40 лет председателем этой организации. А Вера была председателем исполнительного комитета в ней и тоже много занималась сионистской деятельностью.

Начиная с 1935г. Хаим и Вера, продолжая жить в Лондоне, часть года проводят в Палестине, в Реховоте, где только что открылся Научно-исследовательский институт им. Даниэля Зифа7. Двое их сыновей, Бени (Биньямин) и Михаэль, остаются продолжать образование в Лондоне. В 1937г. Вейцманы переезжают из более чем скромной квартиры в просторный дом, где они могут теперь принимать многочисленных важных посетителей, приезжающих в страну на аудиенцию к Хаиму Вейцману, ставшему всемирной знаменитостью. Он занимается и научной работой в Институте Даниэля Зифа, и сионистской деятельностью. Много ездит, особенно в Париж, Лондон и в США.

Приход Гитлера к власти и его меры против евреев подтолкнули Вейцмана принять план раздела Палестины, предложенный англичанами и отвергнутый арабами. Британская "Белая Книга", опубликованная в мае 1939г., которая ограничивала очень резко иммиграцию, пошатнула его веру в англичан.

Когда в сентябре 1939г. вспыхнула война, он вернулся в Лондон из Женевы, где состоялся 21-й сионистский конгресс. Делегаты расставались в конце августа, охваченные самыми тяжелыми предчувствиями. Вейцман остался в Лондоне, тщетно пытаясь смягчить британскую политику относительно евреев Палестины; он не добился ни малейшего сокращения иммиграционных ограничений. Его усилия добиться формирования еврейской бригады для борьбы на стороне англичан против Гитлера увенчались успехом гораздо позже, в сентябре 1944г. Его очень огорчает плохое отношение англичан к евреям в Палестине.

В начале войны Вейцману еще не было 70-ти лет, но он был уже измучен, обессилен постоянными конфликтами, с одной стороны, с англичанами и, с другой - внутри сионистского движения. Смерть его сына Михаэля в 1942г., офицера-летчика, призванного в английский воздушный флот, усугубила его состояние, но он продолжал играть первостепенную роль в сионистском движении.

Он присоединяется к делегации, прибывшей в мае 1942г. из Эрец-Исраэль в Нью-Йорк, в гостиницу "Балтимор" для осуществления плана, составленного Бен-Гурионом. В плане выдвигаются требования создать после войны еврейское государство в Палестине и подается подробное обоснование "Балтиморской программы". Но расхождения во взглядах и в формах политической борьбы между Вейцманом и Бен-Гурионом, проявлявшиеся и раньше, теперь стали более резкими. Хотя Вейцман и был разочарован в англичанах, он считал, что не нужно идти против них. Бен-Гурион требовал более радикальных мер. Несмотря на взаимное восхищение, они не могли прийти к взаимному пониманию.

Победа союзников в мае 1945г. раскрыла масштаб трагедии европейских евреев. Но Англия оставалась непреклонной и не разрешала уцелевшим после лагерей смерти въезд в Палестину, кроме мизерной квоты, установленной "Белой книгой" в 1939году. Бен-Гурион находился в Палестине в разгар борьбы с англичанами. Хаим Вейцман играл свою роль в области дипломатии. Теперь он уже понимал, что независимое еврейское государство - единственно возможный выход. С 1946 по 1948г.г. ведутся бесчисленные переговоры на всех уровнях в Лондоне и в США. Вейцман имел влияние на Гарри Трумена, выбранного в 1945г. президентом США. К нему прислушиваются и в недавно созданном ООН. Несмотря на слабое здоровье, он ведет непрерывную борьбу.

Новость о провозглашении государства Израиль дошла до него в Нью-Йорке, где он тогда находился, до последней минуты опасаясь, что американцы изменят курс в своей политике.

Через два дня ему прислали телеграмму о том, что он избран временным правительством Израиля президентом нового государства1.

Это был момент большого эмоционального накала для Хаима Вейцмана и его жены, которая всегда ему помогала и поддерживала его. В нескончаемом потоке поздравлений и пожеланий неоднократно говорилось о том, что он заслужил этой чести и вывел свой народ из изгнания на Родину успешнее, чем Моше-рабейну, которому не дано было ступить в Эрец-Исраэль.

Когда он возвращался в страну, его принял президент Франции со всеми надлежащими почестями. Вейцманы приехали в Тель-Авив в конце сентября 1948г. Война уже унесла много жертв, повсюду были руины. Они снова поселились в Реховоте, испытывая радость пополам с печалью.

Большим утешением стало создание в 1949г. института им. Вейцмана. На базе института им. Даниэля Зифа был создан значительно более масштабный научно-исследовательский центр. Первые добровольные взносы на его создание были приурочены к семидесятилетию Хаима Вейцмана. Инициатива исходила от его друга и почитателя Вейцмана Меира Вайсгала9. Институт Вейцмана начал чрезвычайно быстро развиваться.

Но Вейцман уже не мог в нем работать. У него очень ослабло зрение, он чувствовал, что стоит в стороне от жизненно-важных центров политической жизни. Последние годы его президентства были очень грустными. Его биографы, описывая эти годы, называют его "узником Реховота".

Хаим Вейцман умер в своем реховотском доме 9 ноября 1952г. Согласно завещанию, его похоронили в саду Института Вейцмана, недалеко от его дома10. Жена умерла через четыре года.

Кроме тысяч опубликованных речей, статей и писем, осталась автобиография Вейцмана, которую он закончил и опубликовал в Англии в 1949г. У нее горькое название "Методом проб и ошибок". После его смерти Вера Вейцман тоже написала мемуары, которые были опубликованы в 1967г. под оптимистическим названием "Долог путь от мечты к действительности". Это название отражает их жизнь, наполненную событиями и конечный успех борьбы за сионизм, которую вел ее муж.

Примечание

1. Лео (Арье) Моцкин (1867-1933) был выдающимся вождем сионизма и защитником евреев в диаспоре. В 1919г. на Парижской конференции он возглавлял "Комитет еврейских делегатов", который собирался до и после подписания Версальского договора, чтобы потребовать от государств в перекроенной Европе (Польши, Румынии, Югославии и т.д.), чтобы они записали в свои конституции закон о равноправии евреев. С молодости (он родился под Киевом) он проникся идеями сионизма и примкнул к Герцлю. Он был горячим защитником иврита и один из немногих сионистских вождей, выступавших на иврите, участвуя в конгрессах. Его именем названы улицы в Иерусалиме, Тель-Авиве, Реховоте, Холоне, Петах-Тикве, Ришон-Леционе, Нетании, Герцлии. Одно из предместий Хайфы называется Кирьят-Моцкин.

2. Г. Сакер - писатель. Играл важную роль в сионистском движении между двумя мировыми войнами. В Иерусалиме есть парк его имени. С. Маркс и И. Зир - основатели широкой английской сети готовой одежды "Маркс и Спенсер". Сакер к ним присоединился.

3. Он оставался на этом посту с короткими промежутками до 1946 года.

4. В его честь улицы, проложенные во время британского мандата в Тель-Авиве и в Иерусалиме, были названы его именем.

5. Встреча закончилась тем, что 3 января 1919 года Вейцман и Фейсал подписали соглашение. Только с событиями в Сирии 1920г. и осложнениями отношений между ней и Францией положение ухудшилось.

6. В 1948г. после битвы за Иерусалим гора Скопус осталась израильским районом, но недоступным для публики. Тогда постепенно выстроили новый университет в Гиват-Раме. Университет на горе Скопус вернулся на территорию Израиля и расширился после Шестидневной войны.

7. Имя сына Исраэля и Ривки Зиф, умершего в 17 лет.

8. Это назначение кнесет утвердил в феврале 1949г. после голосования на первом очередном заседании.

9. Есть улица его имени в Реховоте.

10. Его дом превращен в музей, а могила, впечатляющая скромностью, тоже служит местом посещения.


= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =