АШКЕНАЗСКИЕ ЕВРЕИ

Соломонас Атамукас, ЕВРЕИ В ЛИТВЕ ХIV-ХХ века


=Главная =Изранет =ШОА =История =Иерусалим =Новости =Россия=Традиции =Музей =Учителю= АТЛАС =

В ЛИТВЕ В ПЕРИОД ВОЙНЫ И ОККУПАЦИИ, 1941-1944 гг.

22 июня 1941 г. гитлеровская Германия развязала ранее запланированную войну против Советского Союза. В течение нескольких месяцев немецкая армия полностью захватила всю Прибалтику, Белоруссию, значительную часть Украины и западных областей России. На всех этих территориях был установлен жестокий оккупационный режим. Литва была оккупирована в первые дни войны.

Руководствуясь своими геополитическими целями завоевания Европы и всего мира, а также преступной расистской теорией, провозгласившей расовое превосходство немецкой нации и неполноценность многих других наций, руководство гитлеровской Германии подготовило и приступило к осуществлению плана физического уничтожения уже порабощенных народов. Первым таким полигоном уничтожения стала Польша, а затем и оккупированные территории Советского Союза.

Особое место в расистской теории и в политике Гитлера занимал еврейский народ. Он обвинялся во всех бедствиях и несчастиях мира, к которым, помимо всего прочего, были отнесены и беды, порожденные как капитализмом, так и коммунизмом. Поэтому еврейский народ предполагалось полностью уничтожить. Накануне второй мировой войны и в первые ее годы была разработана широкая и чудовищная программа тотального истребления евреев. В осуществление этой жестокой и античеловеческой программы гитлеровское руководство вовлекло пособников из местных шовинистических, антисемитски настроенных {87} сил оккупированных стран.

Это давало возможность Гитлеру представить дело так, будто местное население расправляется с евреями по своей инициативе и в своих целях. Само по себе уничтожение евреев должно было также запугать порабощенные народы и отвлечь их внимание от общечеловеческих и национальных бед и унижений, которые им пришлось испытать на себе.

В годы второй мировой войны еврейскому народу пришлось пережить невиданную в своей истории катастрофу. Зверски было замучено и уничтожено 6 млн. евреев Европы, из них 3 млн. в Польше. В Литве было убито более 200 тысяч евреев - более 90%. Фактически перестала существовать древняя и прославленная еврейская община Литвы.

Приходится писать об очень болезненных явлениях прошлого, которые в новых, современных условиях возрождения Литвы все еще не нашли всестороннего объективного исследования.

Нет сомнения, что главными, основными вдохновителями и организаторами тотального уничтожения евреев в Литве, как и в других странах Европы, являлись руководители гитлеровской Германии, ее оккупационные и другие специальные органы. Они несут основную ответственность за этот геноцид.

Однако в практическом осуществлении этой преступной акции совместно с немецкими фашистами активно участвовали и их местные пособники, а также и привлеченные фашистами украинские, латышские, эстонские каратели.

Насколько это касается убийц литовской национальности, то следует сказать, что никто не вправе обвинить за совершенные ими чудовищные преступления весь литовский народ. Историческая ответственность за совершенные преступные действия лежит на непосредственных исполнителях и на тех местных литовских должностных лицах, которые помогали немцам их сплотить и направлять. Прежде всего это были не разрозненные одиночки, стремившиеся награбить чужое добро, или неорганизованная толпа. Это {88} была организованная сила, в том числе литовские военно-полицейские формирования, охранные батальоны, командование которых сознательно пошло на службу к оккупантам и совместно с оккупационными немецкими органами и эйнзацкомандами (особыми оперативными частями) осуществляли массовое уничтожение евреев в Литве, а также в Белоруссии и Польше. В ликвидации варшавского гетто участвовали и литовские отряды шаулю (стрелков).

Американский литовец С. Сужеделис в статье о демографических потерях Литвы в 1940-1952 гг. отмечает, что "бойню невиданной жестокости несомненно спланировали и ею руководили немецкие нацисты. Но, к сожалению, как в других странах Европы, так и в Литве, фашисты нашли определенное число пособников из местного населения". По мнению С. Сужеделиса, "одни пособляли в целях грабежа, другие - в порядке мщения за сосланных в Сибирь, не делая различия между большевиком и евреем, виновным и невиновным, третьи - по приказу и принуждению немцев".1

У местных исполнителей массовых антиеврейских акций, особенно их вдохновителей были и свои собственные мотивы и цели. Объективно они представляли крайне шовинистические силы общества, которые еще в конце 30-х годов в политике ориентировались на гитлеровский фашистский национал-социализм, а в экономике исходили из узких своекорыстных интересов, выраженных в призывах: "Литва только для литовцев!", "Евреи - вон из Литвы!"

Активное участие определенного числа евреев в деятельности Советской власти, сектантско-левацкое отношение некоторых из них, работавших в партийных и советских органах, к старым литовским чиновникам, специалистам, интеллигентам, участие работников еврейской национальности в осуществлении незаконных арестов, а также преступных и жестоких сталинско-бериевских депортаций, симпатии части евреев к Советскому Союзу - формально предоставляли этим шовинистким силам новые поводы для оправдания своих антисемитских взглядов.

С исторической точки зрения, можно и необходимо было {89} осудить тех евреев, как и литовцев и лиц других национальностей, которые действительно и непосредственно участвовали в осуществлении сталинских преступлений. Однако, это прежде всего, могло делаться исключительно на общеправовой основе, а не руководствуясь национальным подходом. Кроме того, невозможно ничем мотивировать возложение коллективной, тотальной ответственности на весь еврейский народ и всеобщее жестокое его уничтожение.

Абсолютное большинство евреев ничего общего с репрессиями против литовцев не имело.

Сознательно обходилась стороной и та историческая истина, что вопросы развития и судьбы Литвы, кроме общих международных процессов и явлений, в условиях второй мировой войны главным образом предопределяли правители Германии, Советского Союза и Литовской Республики, а также различные социально-политические и военные силы Литвы.

Евреи, составляя всего 8% населения, в судьбоносные июньские дни 1940 г., не занимали никаких позиций в государственном аппарате, не решали и не могли решать судьбу Литвы.

Исходя из общечеловеческих и правовых позиций евреи не были виновны в том, что в эти годы была ликвидирована их политическая дискриминация, что было расширено гражданское равноправие, что они были вовлечены в деятельность государственного аппарата. Репрессии спланировали и осуществляли органы СССР и местных властей. Среди их работников было и определенное число евреев. Однако при этом они не преследовали каких-либо отдельных, собственных национальных и антилитовских целей. Они одинаково участвовали в репрессиях как против литовцев, так и против евреев.

Следует иметь в виду, что при этом евреи пострадали не меньше, чем другие, а фактически - гораздо больше. К тому же вся более крупная еврейская собственность перешла в собственность Литвы.

Остается еще одно действительно имевшее место явление, требующе отдельного объяснения и оценки. В конкретно сложившихся исторических условиях литовские евреи, {90} сознавая роль и значение СССР в своем национальном и человеческом спасении, действительно связывали свою судьбу с его возможностями не допустить Гитлера в Литву.

Однако таких взглядов по этим и некоторым другим причинам придерживалось и немало литовцев и среди них видные и уважаемые общественные, военные и хозяйственные деятели, деятели науки и культуры, которые сотрудничали с СССР и активно трудились в новом республиканском и местном советском аппарате. Такая реальность была продиктована историей.

Среди евреев, как и среди литовцев, было немало людей, которые не только не разделяли социалистических и коммунистических идей, а были резко настроены против них. Прежде всего, это евреи, придерживавшиеся ортодоксально религиозных и правых буржуазных взглядов, а также те, которые утратили значительную частную собственность и другие социально-экономические и политические позиции. Противниками Советского Союза были, по всей вероятности, люди и некоторых других взглядов. Однако создалась такая ситуация, когда евреи были лишены какого-либо выбора.

И в настолько критической ситуации оказался только еврейский народ, ведь немецкая оккупация для него означала всеобщее истребление. И действительность это, к сожалению, подтвердила. Поэтому ничем нельзя оправдать участие некоторой части литовцев в безжалостном и тотальном уничтожении еврейского народа, народа, который на протяжении 600 лет был абсолютно лояльным к Литве и литовцам.

Евреи стали козлом отпущения и жертвой слепого мщения. Цель определенных сил была старая - полностью устранить евреев из жизни Литвы, из ее экономики, присвоить их имущество.

История подарила для этого прекрасную возможность, которой и поспешили воспользоваться крайне реакционные силы.

Еще до войны, в октябре 1940 г. под эгидой германских властей в Берлине была создана организация "Летувос активисту фронтас" (ЛАФ) (Фронт литовских активистов).

(См. на нашей странице дополнительно к теме: книги, статьи и фотографии на литовском, русском и немецком, напр. "Материал об уничтожении гражданского населения (в основном евреев) нацистами и литовскими партизанами в Литве, в 1941 году", книгу на нем. "Sch?ne Zeiten, Judenmord aus der Sicht der T?ter und Gaffer." Книгу на лит.: Соломонас Атамукас "Путь евреев Литвы"( много фотографий!)

http://ldn-knigi.lib.ru/Judaic-D.htm или http://ldn-knigi.lib.ru/Lietuva.htm ; ldn-knigi)
{91}

В 16-м параграфе его программы было провозглашено, что фронт "отказывает в гостеприимстве еврейскому национальному меньшинству". В Инструкции этого же Фронта, изданной в Берлине 18 марта 1941 г., между прочим, было сказано, что предателям коммунистам (литовцам) "будет прощено лишь в том случае, если они действительно докажут, {92} что ликвидировали хоть одного еврея".

В воззвании ЛАФ от 22 июня 1941 г., т.е. в день начала войны Германии против СССР, было сказано: "Пришел решающий час окончательной расправы с евреями. Предоставленное привилегией времен Витовта Великого право прибежища евреям целиком и полностью отменяется. 2

Уже в первые дни и недели войны еврейское население во многих городах и местечках Литвы подверглось нападениям и убийствам со стороны местных шовинистических сил. 30 июня вновь сформированное правительство Литвы одобрило решение о создании вспомогательного литовского полицейского батальона и концентрационного лагеря для евреев. Немецкие оккупационные и специальные органы вскоре превратили преследование и массовое уничтожение евреев в организованный и планомерный процесс. По отношению к евреям применялись меры дискредитационного и унижающего человеческое достоинство характера. Они обязаны были носить на спине и груди заплаты желтого цвета, изображающие звезду Давида, им было запрещено ходить по тротуарам, появляться на улице с 10 часов вечера до утра и т.п.

По приказу немецких военных комендантов и начальников местных учреждений Каунаса, Вильнюса, Шяуляй, опубликованному в июле 1941 г., для евреев создавались специальные районы проживания - гетто.

1 августа 1941 г. временное правительство Литвы утвердило "Положение о евреях"3, которое в свою очередь дополнительно юридически узаконило абсолютное их бесправие. Положение закрепило обязанность евреев проживать только в гетто, которые были созданы во многих городах и местечках. До этого во время различных погромов и других акций в Литве уже были убиты тысячи евреев.

До окончательного оборудования гетто в Вильнюсе уже было уничтожено около 32 тыс. евреев. Оставшиеся, более 40 тыс., были с начала сентября 1941 г. загнаны в окруженные заборами из колючей проволоки "малое" (11 тыс.) и "большое" (29 тыс.) гетто. Отдельными партиями {93} они вывозились и расстреливались в специально подобранном месте - в лесу Панеряй (Панар-на идиш).

В каунасское гетто, расположенное в пригороде Каунаса Вилиямполе (ранее - Слободка), было загнано 30 тыс. евреев. До этого тысячи человек уже были убиты. Партиями их отсюда гнали в близлежащий IX форт (ранее - филиал каунасской каторжной тюрьмы), где расстреливали. Лишь 28 октября 1941 г. было расстреляно 10 тыс. еврее.4

В течение короткого времени были "ликвидированы" евреи большинства городов и местечек Литвы. В "больших" и "малых" акциях в второй половине 1941 г. было зверски убито 150-160 тыс. литовских евреев.5

Их имущество было разграблено, конфисковано или присвоено.

Охота за евреями и кровавое пиршество продолжалось в 1942-1944 гг. Перед тем, как окончательно ликвидировать вильнюсское гетто, в августе 1943 г., около 15 тыс. узников были переведены в действующие в Эстонии немецкие концентрационные лагеря. Большинство из них погибло, часть - увезена в лагеря смерти в Германии. Каунасское гетто было ликвидировано и сожжено в первой половине июля 1944 г.

2 тыс. его узников погибло, 6 тыс. было вывезено в Германию. Тогда же было ликвидировано шяуляйское гетто. В нем находилось 5 тыс. евреев.6

Массовое поселение евреев в гетто и акции по их уничтожению сочетались с временным принудительным трудом и системой рафинированного психологического и физического истощения, унижения человеческого достоинства. Для осуществления своих зверских и коварных целей оккупанты использовали назначаемые ими же юденраты и еврейскую полицию, которые также не избежали смерти.

В каунасском IX форте, в лесу Паняряй под Вильнюсом также было убито много тысяч евреев, привезенных из Германии, Австрии, Венгрии, Чехословакии, Франции, Бельгии, Голландии и других стран Европы.

Рядом со всеми литовскими городами и местечками, многими другими населенными пунктами возникли большие и малые места уничтожения евреев. {94}

Возникает вопрос: сколько евреев было на оккупированной территории Литвы и сколько было уничтожено. Точные данные отсутствуют. Но известно следующее: перед войной и оккупацией в Литве проживало примерно 240 тыс. евреев, на оккупированной территории осталось примерно 220 тыс., из которых погибли более 200 тыс.

Как точно известно, в 1923 г. в Литве было 154 тыс. евреев. В 1920-1940 гг. эмигрировало около 20 тыс., новый естественный прирост в 1923-1938 гг. составил 16,1 тыс. К оставшимся к концу тридцатых годов примерно 150 тыс. в октябре 1939 г. прибавилось около 75 тыс. местных евреев Виленщины, среди них из самого Вильнюса 60 тыс., и еще 12 тыс. оставшихся к весне 1940 г. в Литве евреев - беженцев из Польши.

К этому следует добавить 10-12 тыс. евреев, проживавших на территории, переданной Литве осенью 1940 г. Белоруссией. В еврейской зарубежной литературе указывается, что во всем Вильнюсском крае, перешедшем к Литве, было около 100 тыс. евреев.7 Поскольку после установления Советской власти переезд из Литвы в другие районы СССР был закрыт, все эти евреи должны были накануне войны оставаться в Литве. Таким образом, общее их число должно было составлять 240-250 тыс. Мы берем за основу 240 тыс.

Накануне войны, как уже сказано, было депортировано в восточные районы СССР 6-7 тыс. евреев. Когда началась война, немало евреев пытались эвакуироваться на Восток, но части из них пришлось вернуться, т.к. их не пропустили на старой границе. Очевидно несколько тысяч погибли по дороге или остались на территории Белоруссии. Успешно эвакуировались из Литвы лишь 8,5-10 тыс. евреев.8 Таким образом, на оккупированной территории Литвы находилось примерено 220 тыс. евреев, из которых остались в живых (спаслись в самой Литве, вернулись из лагерей смерти в Германии или остались за границей) не более нескольких тысяч.

Подводя печальный итог, можно утверждать, что в самой {95} Литве, в Эстонии, Польше, Германии погибло около 210-215 тыс. литовских евреев. Ю. Амбразавичюс (Бразайтис), бывший в первые месяцы немецкой оккупации председателем временного правительства Литвы, в работах, изданных после войны в США, писал: "На счет Гитлера следует записать уничтожение до 200.000 евреев - граждан Литвы".9

Относительно (процентуально) к общему числу еврейского населения, очевидно, это самое большое число погибших среди евреев всех стран Европы. Такова трагическая действительность. Приводимые ранее в печати литовской эмиграции и публикуемые сейчас в некоторых изданиях литовской республиканской печати данные о количестве уничтоженных евреев значительно и необоснованно занижены.

Вместе с другими различными награбленными материальными и культурными ценностями немецкие оккупанты присвоили и значительные духовно-культурные ценности евреев Литвы. Среди них наибольшую ценность представляли научные труды и архивные материалы ИВО. Оккупанты превратили здание этого института в центр накопления еврейских культурных ценностей Литвы, Вильнюса и даже соседних республик.

Большая часть из собранных 100 тыс. книг самого ИВО, библиотеки Страшуна и других библиотек была вывезена в действовавший во Франкфурте-на-Майне (Германия) институт, принадлежавший ведомству нацистского идеолога А. Розенберга. Немало еврейских книг было отправлено в качестве макулатуры на бумажные фабрики. В Германию было вывезено и много архивных документов.

После войны усилиями сотрудников действующего в США института ИВО из Германии в Нью-Йорк было перевезено более 50 тыс. сохранившихся еврейских книг и более 30 тыс. дел с архивными материалами ИВО из Вильнюса.10

Несмотря на тяжелые и опасные для жизни условия, обреченные на смерть евреи разными способами оказывали сопротивление оккупантам и их пособникам. Это было, прежде всего, духовное сопротивление. В вильнюсском и {96} каунасском гетто проводилась широко организованная культурно-просветительская работа. Этим стремились поддерживать главным образом духовное самообладание и выдержку.

Те, кто работал под надзором сотрудников гестапо над упорядочением и сортировкой книг и документов еврейских институций в здании ИБО, сумели тайно вынести много ценных материалов и спрятать в специальные бункеры в гетто. Для будущих поколений было сохранено немало ценностей духовной культуры.

В вильнюсском и каунасском гетто были созданы боевые антифашистские организации, тесно сотрудничавшие с аналогичными организациями сопротивления оккупантам и их пособникам за пределами гетто. В вильнюсском гетто организацией руководили Ицик Витенберг и Аба Ковнер, в каунасском - Хаим Елин и Дмитрий Гельперн. Большую помощь антифашистским организациям в гетто оказала специально прибывшая из восточных районов СССР закаленная и энергичная участница революционной борьбы в Литве Геся Глезер.

В этой священной борьбе И. Витенберг, Х. Елин и Г. Глезер погибли. В боевой организации сплотились коммунисты, сионисты, бундовцы и люди других взглядов. Они приобрели оружие и учились применять его. Различные диверсии проводились, прежде всего, по месту работы узников: на военных складах, на железной дороге, на аэродромах, на промышленных предприятиях и в других местах. Оказывалось сопротивление карателям и в самом гетто и непосредственно перед смертью в Панарах, в IX форте и при переезде в Эстонию.

Героический подвиг совершили 64 заключенных-смертников в каунасском IX форте - 61 еврей и 3 русских военнопленных. 25 декабря 1943 года в ночь под рождество, они осуществили дерзкий побег. Многие из них погибли, но те, кому удалось спастись, сообщили всему миру о чудовищных преступлениях, совершающихся в IX форте г. Каунаса по отношению к евреям и людям других национальностей, и включились в партизанскую борьбу.20

Участники побега (25 декабря 1943 года) из каунасского IX форта, слева первый - Макар Курганов, следующие: Юдель Майстер, Пиня Кракиновский, Израиль Весельницкий, Альтер Файтельсон, Мендель Дейтч, Арон Виленьчук, Тевье Фридман. (из книги на лит., ldn-knigi)

{97} Сотни людей из обоих гетто с оружием в руках ушли в партизанские отряды, где самоотверженно воевали против оккупантов и их пособников. Из них в составе общего литовского партизанского движения было создано и несколько еврейских партизанских отрядов. В непосредственной боевой вооруженной партизанской и антифашистской борьбе по разным данным участвовало 1-1,5 тыс. евреев Литвы, в том числе и в партизанских отрядах Белоруссии. 11

В партизанской борьбе в Литве погиб второй секретарь ЦК КП Литвы, руководитель боевой оперативной группы, переброшенной через линию фронта, Ицик Мескуп. Одним из руководителей партизанского движения в Литве являлся заместитель заведующего отделом ЦК КП Литвы Генрик Зиман. Антифашистской и партизанской борьбой в Каунасе и Каунасском уезде руководил закаленный участник революционного движения в Литве Лейба Соломин.

Находясь в вильнюсском гетто, поэт Гирш Глик сочинил песню, призывавшую к решительной борьбе и полную веру в будущее "Не говори, что ты идешь в последний путь", которая стала гимном еврейских партизан и антифашистов во всей Восточной Европе. Сам Г. Глик был вывезен в Эстонию, где погиб.

Значительная часть из 8,5 тыс. эвакуированных литовских евреев, сумевших в начале войны добраться до восточных районов СССР, вступили в ряды 16-й литовской стрелковой дивизии Советской Армии. Перед отправкой на фронт, по состоянию на 1 января 1943 г., всего в дивизии было 10.251 чел, среди них было 2.971 (29%) евреев. Среди офицеров - 136 (13,3%), среди сержантов - 516 (21%) и рядовых - 2.319 (34,2%).12 Позже, в ходе военных действий, в дивизию вступило еще некоторое количество еврейских юношей.

Как и воины других национальностей, евреи воевали умело и отважно. Четверым из них: В. Виленскому, К. Шуру, Г. Ушполю, Б. Цинделю было присвоено звание Героя Советского Союза.

{98} В партизанской борьбе и в боях 16-й литовской дивизии мужественно сражались десятки еврейских девушек. Много литовских евреев пожертвовали своей жизнью в борьбе с гитлеровской Германией, за освобождение захваченных фашистами районов СССР и Литвы.

 

Из 9 тыс. погибших воинов 16-й литовской стрелковой дивизии более 2 тыс. были евреи.13 Все они кровью укрепили дружбу с литовцами, русскими, людьми других национальностей, вписали славную страницу в историю своего, еврейского народа, в историю Литвы.

(См. книги у нас на странице: Ружка Корчак "Пламя под пеплом" изд. в Израиле 1977 г. Воспоминания Р. Корчак о пребывании в Вильнюсском гетто, позже в партизанских отрядах в Рудницких лесах. ... наглядно и без прикрас описана роль части литовцев, поляков, украинцев, полицейских в гетто, юденрата, советских партизан...; Сара Нешамит "Дети с улицы Мапу" - повесть, события происходят в Литве, начало войны, гетто, у партизан; изд. Кибуц га-Меухад, Тель-Авив 1973 г.; ldn-knigi)

Немало евреев Виленщины, из тех, кто ушел в 1939-1941 г. на Восток и были ранее гражданами Польши, впоследствии воевали на советско-германском фронте в составе польских воинских формирований.

По данным профессора Еврейского университета в Иерусалиме в 16-ой и других дивизиях Советской Армии и в польских частях воевало около 5 тысяч евреев Литвы.

Длинный, очень длинный список убийц литовских евреев. Их проклинали жертвы, их проклинали живые, их осудила история. Однако в страшные годы войны и оккупации, когда каждому честному человеку угрожали всякие невзгоды, опасности и смерть, в Литве нашлись люди и доброй воли. Одни из них выражали неодобрение по поводу убийств евреев, организованных немецкими органами. Другие - их было немало, рискуя жизнью, оказывали помощь невинно осужденным на смерть евреям и другим жертвам фашизма.

Министр охраны края временного правительства (бывший главнокомандующий армией Литовской Республики) генерал С. Раштикис в своих мемуарах, изданных в 1957 г. в США, писал, что летом 1941 г. его посетили бывший главный раввин литовской армии Ш. А. Снег и председатель союза еврейских воинов-фронтовиков Литвы адвокат Я. Гольдберг, они обратились к нему по поводу трагического положения евреев. По словам С. Раштикиса, массовые расстрелы несчастных евреев, погромы, каких раньше в Литве никогда не было, вызвали возмущение у всех честных литовцев. С. Раштикис далее писал, что он посетил немецкого {99} военнополевого коменданта фон Поля и от имени литовской общественности и правительства выразил неудовольствие и озабоченность в связи с начавшимися преследованиями и уничтожением евреев. Он просил приостановить происходящие в Каунасе и в провинции акции против евреев. 14

Бывшие президент Литвы К. Гринюс, министры сельского хозяйства, профессора ксендз М. Крупавичюс и Й. Алекса в своем коллективном меморандуме от 9 сентября 1942 г. рейхскомиссару в Литве фон Рентельну и его местным генеральным советникам в числе других вопросов указали, что "литовский народ с большим волнением не одобряет меры, применяемые по отношению к литовским евреям .15

М. Крупавичюс и Й. Алекса были арестованы и вывезены в концентрационный лагерь в Германию. К. Гринюса в связи с его преклонным возрастом сослали в Сувалкию (юго-западная часть Литвы).

Демарши указанных литовских деятелей в то время не были известны ни широкой литовской общественности, ни, тем более, евреям. Эти шаги, к сожалению, не могли помочь и не помогли уничтожаемым евреям. Но заявления С. Раштикиса, К. Гринюса, М. Крупавичюса, Й. Алексы несомненно отражали взгляды и настроения значительной части литовского народа и литовской интеллигенции.

Люди, помогавшие и спасавшие евреев в большинстве были представителями литовского народа, а также русские, поляки...

Старая мудрость гласит: кто спас хотя бы одного человека, спасает целый мир. В неимоверно трудных условиях, рискуя собственной жизнью и жизнью близких, сотни людей совершали благородный подвиг - спасали евреев - детей, женщин, мужчин. К сожалению, ни правительство, ни общественность Литвы, в том числе еврейская, еще не провели тщательного и всестороннего исследования по выявлению всех спасителей и всех спасенных для публичного воздания заслуженных почестей отважным и благородным людям.

(см. на ldn-knigi: "Материал об уничтожении гражданского населения (в основном евреев) нацистами и литовскими партизанами в Литве, в 1941 году"; ldn-knigi) .

Среди спасителей были антифашисты, поддерживавшие {100} связь с гетто, с еврейскими антифашистскими боевыми организациями, оказавшие и неоценимую помощь в установлении связей с партизанскими отрядами. Часть из них поплатилась за это собственной жизнью. Спасителями являлись и гуманные люди, которые по зову сердца снабжали евреев продуктами, одеждой, медикаментами. Особо необходимо отметить укрывавших в своих домах обреченных на смерть. Среди них были врачи, учителя, ксендзы, рабочие, крестьяне, домашние хозяйки. Многие спасали целые семьи и разные по численности группы. Этим людям благодарны не только спасенные ими, но и весь еврейский народ.

Назовем только некоторых: врачи - П. Баублис, Э. Куторгене, П. Мажилис (профессор), О. Ландсбергене, писатель Казис Бинкис, его жена София и вся его семья, писательница С. Чюрлионене, учителя - Г. Йонайтис, И. Василяускас, К. Климавичюс, ксендзы, настоятели костелов - П. Мацияускас, А. Гобис, Й. Гасюнас, Б. Паукштис, рабочий В. Кураускас, музыкант В. Варчикас, руководитель Вильнюсского архива - ксендз Й. Стакаускас и служащий архива В. Жемайтис, библиотекарь Вильнюсского университета -О. Шимайте, лесничий - М. Шимялис, научный работник -Н. Линкявичене, крестьяне - Стряупис и его семья, Ю. Маркявичюс и три его сына, домашняя хозяйка Л. Голубовене. Благородную человеческую миссию впоследствии осуществила София Бинкене, подготовившая книгу на литовском языке о спасителях евреев "И без оружия воины".

В еврейской литературе отмечается, что в то время сочувствовали своим еврейским студентам и оказывали им помощь профессора М. Биржишка, М. Ремерис, А. Янулайтис, З. Жемайтис, Г. Энгертас. Жену последнего, еврейку, расстреляли, а его самого, немца, арестовали.16

Были люди, которые также самоотверженно прятали евреев, но не по своей вине не сумели их уберечь от проводившихся гитлеровцами и местной полицией массовых облав, обысков, как и от доносов неблагожелателей.

Все благородные люди, добровольно спасавшие евреев, а также те, кто помог спасти их культурные ценности, {101} достойны самой глубокой благодарности.

В еврейской литературе нередко высказываются упреки по поводу того, что можно было бы спасти больше евреев, если бы среди окружающего населения господствовали другие взгляды. Несомненно спасенных могло быть значительно больше. Тем не менее председатель Центра культуры польских евреев при Еврейском университете в Иерусалиме профессор Х. Шмерук считает, что выдвижение сейчас перед поляками такого обвинения за недостаточные усилия по спасению евреев в период оккупации является слишком тяжелым. По его мнению, прошлого не надо забывать, но не следует руководствоваться примитивными, упрощенными рассуждениями. Необходимо сознавать, указывает он, что речь идет о жизни и смерти спасителей. Надо спросить себя, уверен ли ты, что во всех случаях вел бы себя лучше, будь ты на их месте? По мнению Х. Шмерука, не нужны никакие "балансы обид", которые - подлинные или мнимые - могут быть найдены. Но это ничего не дает. Необходимо установить новые хорошие отношения между людьми и народами. 17

...На кладбище имени видного каунасского раввина Ицхака Элхонина Спектора (1864-1896) в Рамат Авиве (Израиль) воздвигнут мемориальный памятник в честь более 200 тыс. погибших литовских евреев. На нем перечислены 226 городов, местечек, других населенных пунктов, где происходили убийства. А на территории мемориального музея и института катастрофы европейского еврейства Яд Вашем в Иерусалиме, в память о святых спасителях евреев, в том числе из Литвы, посажены деревья.

(из книги на лит., спасатели евреев: директор вильнюсского архива ксендз
Йозас Стакаускас, библиотекарша Она Шимайте.

Несмотря на то, что было уничтожено много жилых и молитвенных домов, других зданий, принадлежавших евреям, и потеряно различных ценностей, все-таки немало их еще осталось в литовских городах и местечках. Не стало лишь самих евреев. Перестала существовать имевшая многовековую историю еврейская община Литвы.

В результате жестокой немецкой оккупации и политики уничтожения евреев литовский народ потерял искреннего, благодарного {102} и творческого соседа. Евреев осталось прискорбно мало. Литва потеряла много тысяч жителей городов и местечек, дипломированных специалистов, умелых ремесленников, мастеров, рабочих, которых так недоставало в послевоенный период для возрождения, восстановления разрушенного хозяйства родного края.

Еще во время оккупации и уничтожения евреев, в гетто и в партизанских отрядах звучала печальная, раздирающая сердце, но и вселяющая надежду песня, в которой выражалась вера в то, что минет грозная зима, Вилия взорвет и вынесет льды, придет весна освобождения и начнется новая жизнь. Среди тех, кто первыми включились в восстановление разрушенного хозяйства Литвы, были и евреи, спасенные литовцами и людьми других национальностей, и вернувшиеся из партизанских отрядов. К сожалению, их осталось уже немного.

{103}


=Главная =Изранет =ШОА =История =Иерусалим =Новости =Россия=Традиции =Музей =Учителю= АТЛАС =