ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

Иерусалим в период царствования Езекии, 727-698 гг. до н.э.

      Период времени с начала правления Езекии (Хезкияху) и до разрушения Первого Храма в 586 году до н.э. знаменует новый этап в истории города. Израильское царство, более могущественное, чем Иудея, утратило свою политическую независимость, а его земли были присоединены к Ассирийской империи. В соответствии с политикой переселения, которую практиковала Ассирия в захваченных ей странах, значительная часть жителей Израиля была выслана. Их место заняли представители других этнических групп.

      В результате падения Самарии (Шомрон) в 720 году до н.э., впервые со времени раскола, династия Давида вновь объединила под своей властью народ Израиля. Иерусалим естественным образом вновь получил статус его духовного и культового центра.

      Реформы Езекии, которые ставили своей целью упрочение создавшегося положения, проводились на фоне глубоких религиозных перемен, охвативших Иерусалим. Эти перемены были связаны с деятельностью пророков и, прежде всего, пророка Исайи (Иешааяху бен Амоц).

      В данном разделе мы остановимся на действиях, которые предпринял Езекия в различных областях, для достижения своей цели.

      Реформы в области религии и богослужения

      Реформы Езекии также явились ответом на распространение в Иудее во времена Ахаза чуждых культов. На этот раз они были результатом ассирийских влияний.

      Эти реформы осуществлялись на фоне сложной политической ситуации. Ахаз находился в то время перед лицом серьезной опасности: совместного нападения на Иудею царя Арама Рецина и царя Израиля Факея, сына Ремалии. Их целью было свержение Ахаза и возведение на престол "сына Тавеилова", Исайя, 7:6.

      Ахаз обратился за помощью к Ассирии, что поставило его в зависимость от ассирийского царя и привело к порабощению Иудеи. Вследствие этого, символы ассирийско-арамейского культа начали проникать в Иерусалим. Со временем, принадлежности богослужения и жертвенника в Храме претерпели изменения в соответствии с принципами отправления культа, принятыми в Ассирии.

      10. И пошел царь Ахаз на встречу Феглаффелласару, царю Ассирийскому, в Дамаск, и увидел жертвенник, который в Дамаске, и послал царь Ахаз к Урии священнику изображение жертвенника и чертеж всего устройства его.

      11. И построил священник Урия жертвенник по образцу, который прислал царь Ахаз из Дамаска; и сделал так священник Урия до прибытия царя Ахаза из Дамаска.

      Книга Царств IV, 16:10-11.

      Реформы Езекии по очищению Иерусалима от присутствия чужих культов, а также религиозное и духовное обновление, происходившее в городе во время его правления открыли, по сути, новую страницу в истории Иерусалима. Ее началом можно считать захват Самарии Ассирией в 720 году до н.э.

      Борьба за религиозный и культурный облик города разгорелась с новой силой во времена Езекии. Для того, чтобы устранить из богослужения нежелательные языческие элементы, распространившиеся в царствование Ахаза, Езекия провел всеобъемлющую реформу.

      3. И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его.

      4. Он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, - потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан.

      Книга Царств IV, 18: 3-4.

      Уникальность реформ Езекии заключается в том, что он ликвидировал распространенный в Иудее древний обычай жертвоприношений на возвышенностях ("высотах") - и сделал Храм в Иерусалиме единственным местом богослужения. В соответствии с мировоззрением авторов Книги Царств и Книги Паралипоменон единственная причина данных нововведений заключается в глубокой религиозности царя-праведника Езекии.

      Однако представляется, что не только личная вера царя была движущей силой в проведении общегосударственной реформы. Можно предположить, что соображения национального и политического характера играли здесь немаловажную роль. Отказ от многочисленных жертвенников "на высотах" и сосредоточение богослужения в Иерусалиме способствовало ук- реплению связи между жителями Иудеи и династией Давида и усилению центральной власти.

      У этой реформы были и другие, более значительные последствия. Во время празднования Пасхи (Песаха) Езекия пригласил израильтян, оставшихся на территории Северного царства после изгнания, приехать в Иерусалим с тем, чтобы принести пасхальную жертву в Храме.

      И послал Езекия по всей земле Израильской и Иудее, и письма писал к Ефрему и Манассии, чтобы пришли в дом Господень, в Иерусалим, для совершения пасхи Господу, Б-гу Израилеву.

      2. И положили на совете царь и князья его и все собрание в Иерусалиме - совершить пасху во вторый месяц;

      6. И пошли гонцы с письмами от царя и от князей его по всей земле Израильской и Иудее, и по повелению царя говорили: дети Израиля обратитесь к Господу, Б-гу Авраама, Исаака и Израиля, и он обратится к остатку, уцелевшему у вас от руки царей Ассирийских.

      Паралипоменон П, 30:1-2,6.

      Смысл данного приглашения состоял в том, чтобы углубить сознание необходимости единства всех представителей народа Израиля. Помимо этого, данный шаг подготовил почву для политического объединения Иудеи и остатков Израиля в единое государство со столицей в Иерусалиме.

      Б. Одед так видит характер и тенденции реформы:

      Приглашение "остатка, уцелевшего... от руки царя Ассирийского" (Паралипоменон II, 30:6) отпраздновать праздник Песах в Иерусалимском Храме следует рассматривать, как попытку Езекии возобновить объединенное царство Израиля. Вследствие изменения политической обстановки в регионе это желание царя приобрело в то время новый смысл. После падения Самарии объединению препятствовала Ассирийская империя, в состав которой входили теперь территории бывшего Северного царства. После того, как его подданные были изгнаны со своих земель, на их место переселились люди "...из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарвама", Книга Царств IV, 17:24. Таким образом, тенденция к объединению северных колен и Иудеи наталкивалась на присутствие в Северной Иудее ассирийских войск, а также на сопротивление переселенных на территорию Самарии племен, представители которых не имели какой-либо религиозной или национальной общности с иудеями.

      Падение Самарии и гибель Израильского царства способствовали появлению надежд на реставрацию объединенного царства как среди жителей Иудеи, так и среди северных колен. Цари Иудеи могли теперь претендовать на роль преемников и освободителей территории Израиля в глазах "уцелевшего остатка", то есть израильтян, продолжавших жить в Самарии после изгнания. Израильтяне без симпатии относились к проникновению на бывшую территорию Северного царства чуждых этнических элементов. Было ясно, что целенаправленная ассирийская политика по массовой высылке коренных жителей и расселению вместо них представителей других народов, рано или поздно приведет к тому, что израильтяне в Самарии превратятся в незначительное меньшинство на территории Страны Израиля. Численность оставшихся на месте израильтян был очень небольшой, и самостоятельно они не были в состоянии каким-либо образом изменить нежелательное развитие событий. В надежде на помощь они естественным образом обратились к братскому государству Иудее. Езекия, со свое стороны, понимал, что для того, чтобы вновь объединить страну несмотря на проникновение в нее чуждых этнических элементов и ассирийское управление ее северной частью, следует завоевать симпатии оставшихся жителей Израиля в преддверии национального единения. Совместное празднование Песаха могло сыграть важную роль в этом процессе, так как сам по себе праздник был установлен в память о национальном освобождении и обновлении народа. Езекия не жалел усилий для пропаганды идеи объединения среди оставшихся в стране израильтян. Он пытался внушить им, что гибель Самарии является ничем иным, как божественным наказанием за раздоры между ними и жителями Иудеи. Проведение празднования во втором месяце также являлось своего рода уступкой северным коленам и предназначалась для того, чтобы привлечь в Иерусалим как можно большее число их представителей. Исходя из политических соображений, Езекия также нарек своего сына Манассией (Менаше), по имени одного из наиболее видных колен Израиля, владения которого располагались к западу и к востоку от Иордана. Царь Иудеи надеялся, что в скором будущем потомок царя Давида будет вновь царствовать над объединенным государством всех колен Израиля.

      В заключение можно отметить, что реформы Езекии в национально-религиозной и политической областях ставили своей целью присоединение остатков северных Колен к Иудейскому царству. Данные действия являлись частью более значительного плана по возрождению объединенного царства в границах времен Давида и Соломона.

      Б. Одед, Тарбут, 18, стр. 6-8). 1965 (издание Культурного объединения и Сионистского центра Британии, Лондон.

      Хотя и не все жители северной части Израиля откликнулись на приглашение царя, тем не менее, как отмечает автор Книги Хроник, празднование Песаха в тот год отмечалось с размахом, невиданным со времен царя Соломона.

      25. И веселились все собравшиеся из Иудеи, и священники и левиты, и все собрание, пришедшее от Израиля, и пришельцы, пришедшие из земли Израильской и обитавшие в Иудее.

      26. И было веселие великое в Иерусалиме, потому что со дней Соломона, сына Давидова, царя Израилева, не бывало подобного сему в Иерусалиме.

      Паралипоменон II, 30:25-26.

      Деятельность Езекии сопровождалась, по-видимому, расцветом культуры и литературы в Иерусалиме. Намек на это содержится в следующем отрывке:

      И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского.

      Книга Притчей Соломоновых, 25:1.

      Существует мнение, что именно тогда была написана книга Второзакония. Эта книга была обнаружена заново во время царствования правнука Езекии, Иосии и привела к фундаментальным переменам в религиозной концепции иудеев. Положения Книги Второзакония относительно центрального положения Иерусалима и проведения богослужения исключительно в Храме соответствуют духу реформ Езекии и взглядам пророков Исайи и Михи.

      Данные изменения в религиозной и культурной сферах происходили на фоне пророчеств Исайи Б.Мазар так писал об этом:

      Пророчества Исайи способствовали возрождению надежд на установление мира в Стране Израиля, на избавление Иудеи и Израиля, на их объединение в один народ и в одно государство со столицей в Иерусалиме, с Храмом в качестве их духовного центра и с мессией из рода Давида в роли царя. Пророк также рисует универсальную картину счастливого будущего, ожидающего Израиль и другие народы мира, которые поднимутся на Храмовую гору и заявят о том, что "из Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима. Это пророчество Исайи глубоко запечатлелось в народной памяти. Евреи верили, что перед концом света Сион будет находиться в центре мира, так как именно с него возвестилосъ слово Б-га Израиля, который властвует над судьбой каждого человека и над всеми тайнами бытия.

      Б. Мазар, "Города и области Земли Израиля", стр. 38.


= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =