ГОРОДА ИЗРАИЛЯ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС =

ПОРТОВЫЕ ГОРОДА

ЯФФА (ЯФО, ИОППИЯ)


"И встал Иона, чтобы бежать <...>

от лица Господня, и пришел в Иоппию <...>"

(Иона, 1:3).


Согласно легенде, город существовал на том же месте, где и сейчас, еще до потопа, и Ной строил здесь свой ковчег. Когда же потоп окончился и воды схлынули, сын Ноя Яфет вернулся и заново отстроил город. От его имени, якобы, и происходит название Яффа. (По другой версии, оно происходит от ивритского слова "яфе" - красивый). Так или иначе, город, безусловно, один из самых древних на земле, а в его красоте и впрямь трудно усомниться.

Яффа занимает одно из центральных мест в истории древнего мира по многим причинам. Одна из них - местоположение города в центральной части Средиземноморского побережья. Кроме того, берег возле Яффы вдается на 400 метров вглубь, образуя залив. Неудивительно, что в древности тут вырос портовый город. К тому же через Яффу проходил знаменитый торговый Морской путь (Via Maris). Яффа упоминается в Библии.

Пророк Иона, вознамерившись бежать от лица Господа, "<...> пришел в Иоппию (Яффо) и нашел корабль, отправлявшийся Фарсис" (Иона, 1:1). На побережье Яффо вернулся незадачливый Йона из чрева Левиафана.

В Британском музее хранится папирус, повествующий о том, как и XV в. до н.э. в царствование Тутмоса III египтяне хитростью и обманом взяли Яффу. Их военачальник, приблизившись со скипетром Тутмоса к городским стенам, объявил, что похитил скипетр и многие сокровища фараона и хочет со всем этим добром перейти на сторону врага. Доверчивые защитники Яффы распахнули ворота перед мнимым перебежчиком и даже устроили пир в его честь. Во время пира египтянин убил скипетром местного царька, а из корзин с дарами повыскакивали пятьсот вооруженных воинов и связали всех мужчин.

Когда Яффским портом и городом завладели египтяне, они превратили последний в один из крупнейших египетских складов. Документы XIV-XIII вв. до н.э. свидетельствуют о том, что жители Яффы попали в полную зависимость от египтян.

Египтяне удерживали город несколько столетий, но в конце концов были изгнаны филистимлянами, захватившими в 1200 г. до н.э. все побережье Эрец-Исраэль вплоть до Газы. Иегошуа Бин-Нун (Иисус Навин) не смог отбить у филистимлян Яффу, и только земли вокруг нее были отданы в надел колену Дана. (Сегодня вся эта территория называется Гуш-Дан).

В царствование Шломо (Соломона) через Яффский порт в Объединенное Израильское царство поступала ценная древесина из Ливана, знаменитые кедры ливанские, и другие грузы. А вывозили медь, добытую в копях мудрого царя.

Затем Яффу завоевал ассирийский царь. Евреи, вернувшиеся из вавилонского плена, пользовались Яффским портом для подвоза материалов на строительство Храма.

Во времена восстания Маккавеев большинство населения Яффы, состоявшее из неевреев, решило избавиться от евреев.

Они предложили им подняться на корабль, якобы для того, чтобы переправиться в безопасное место, и в открытом море утопили всех их. Узнав об этом коварстве, разгневанный Иехуда Маккавей напал на Яффу, сжег порт и находившиеся в нем суда. Но город взять ему не удалось. Только самый младший брат, Ионатан, уже позднее сумел покорить Яффу, а Шим'он Маккавей расширил Яффский порт. При Маккавеях город был окружен новой стеной с башнями. В Яффе они чеканили монеты с изображением якоря.

К моменту Великого восстания (1-й век н.э. 66-73гг) еврейская община города была весьма многочисленной и богатой. Евреи Яффы, желая поддержать повстанцев, выслали свои суда против римского флота Веспасиана. Но римляне захватили Яффу, и евреи, пытаясь спастись, вышли в море. В разыгравшейся буре их корабли затонули. По описанию Иосифа Флавия, более четырех тысяч трупов прибило к берегу.

После подавления Великого восстания римляне объявили Яффу свободным городом Флавия Иоппа, а мудрецы Израиля исключили ее из числа городов, входящих в пределы Святой Земли.

При арабских завоевателях Яффский порт приобрел особое значение из-за близости к их столице Рамле. Арабский историк ал-Макдиси писал: "Яффа - маленький городок, но порт его - как щит для Рамлы. Стены порта крепкие, никакие метательные орудия не могут их пробить, а городские ворота и ворота порта железные. Красивое здание мечети смотрит на порт и на море".

В XII веке, когда после захвата Ашкелона крестоносцы пришли в Яффу, они образовали княжество Яффа-Ашкелон. Крестоносцев сменили мамлюки. В XIII веке они разрушили город до основания, вырезали всех христиан и вывезли ценные мраморные колонны в Египет для строительства большой мечети.

Когда в 1799 г. Наполеон предпринял поход на Египет и Эрец-Исраэль, ему пришлось вести тяжелые бои за Яффу. Только после трехдневного штурма Наполеону удалось пробить брешь в стене, и французское войско устремилось в город. Но турки отчаянно сражались за каждый дом. Разъяренные солдаты Наполеона убивали всех подряд.

Лишь спустя 15 лет после учиненного Наполеоном разгрома Яффа начинает заново отстраиваться и укрепляться. Своим возрождением город но многом обязан новому губернатору Мухаммаду Абу-Набуту. Он обладал удивительными организаторскими способностями, и благодаря ему Яффа начинает восстанавливаться.

В первую очередь он реставрировал стены. Местный ракушечник казался непрочным, и поэтому камни везли из древних городов Кейсарии и Ашкелона. В восточной части городской стены были сооружены ворота, которые так и назывались воротами Абу-Набута, или Иерусалимскими (поскольку из них отправлялись в Иерусалим). У ворот поставили стражу и пушки, открыли таможню. Особое внимание Абу-Набут уделял порту. Рядом с портом был построен хан (постоялый двор) и несколько рынков.

В городе открываются английское и французское консульства. В 1820 г. турецкий еврей приобрел и городе большой дом и превратил его в постоялый двор для евреев.

Через этот дом, от которого сегодня ничего не осталось, прошла вся алия конца XIX - начала XX веков. "Ели в кредит, почти бесплатно можно было переночевать. К хозяину никто не имел претензий по поводу неопрятности помещения, а он ни к кому не придирался за неуплату. Он был как отец для всей молодежи: у него ели, отдыхали, в его доме обсуждалось, куда пойти, где пристроиться и как найти источник заработка", - вспоминали впоследствии о хозяине этого заезжего дома.

В 1855 г. Моше Монтефиоре купил в Яффе участок земли под цитрусовые. Евреев в городе тогда почти не было. Тогда же христиане, примкнувшие к религиозному течению субботников, решили переехать на Святую Землю и подготовить почву для прихода Мессии. Участок, который приобрел Монтефиоре, он передал субботникам. В это же время начались эпидемии. Нападения бедуинов продолжались, и поселение субботников в Яффе прекратило свое существование. Позже участок, переданный Монтефиоре субботникам, превратился в жилой еврейский квартал, названный его именем.

Бурное развитие Яффы начинается с первой алией, когда через Яффский порт прошли тысячи еврейских репатриантов.

Тель-Авив начал строиться в начале XIX века, когда в полностью арабском городе Яффо возродилась еврейская община. В средние века порт Яффо служил "вратами в Сион" для еврейских паломников, прибывающих в Эрец-Исраэль, но евреям было запрещено селиться здесь. В 1820 году, однако, еврейский путешественник из Константинополя, Ишайя Аджима, купил в Яффо дом (который местные арабы назвали "Дар аль-Яхуд", "Дом еврея") и тем самым заложил основу возрождения еврейской общины города. Вслед за ним в Яффо стали селиться торговцы и ремесленники из Северной Африки, а в конце XIX века сюда начали прибывать евреи из европейских стран.

Численность еврейского населения Яффо резко увеличилась в годы первой алии, и в 1887 году началось строительство первого еврейского квартала города, Неве-Цедек. По этой же модели - плотно стоящие дома, образующие общинный квартал - в дальнейшем стали строиться и другие еврейские кварталы, располагавшиеся внутри арабских населенных пунктов. В 90-е годы XX века Неве-Цедек пережил период архитектурного возрождения, когда дома начала века были обновлены, и усилиями израильских мастеров искусства разных поколений старинным кварталам была отчасти возвращена утраченная магия.

Серьезный толчок к развитию города дала постройка железнодорожной ветки Яффа - Иерусалим (1892 г.). Поначалу железная дорога терпела убытки из-за высоких цен и редких поездов. Несколько лет с ней успешно конкурировали караваны верблюдов. Но цены снизили, увеличилось количество поездов, сократилось время поездки, и железная дорога стала рентабельной. Были построены мосты: один - к северу от Яффы, через речку Яркон, а второй - к востоку, через речку Аялон, соединившие новые предместья с городом. Интенсивный рост населения города был связан главным образом с усилением еврейской репатриации.

Вид города Яффо с моря воодушевил родоначальника сионизма Теодора Герцля. Но когда он прошёлся по пыльным кривым улочкам, вся патетика рассеялась, как дым. Спускаясь по одной из грязных и крутых лестниц, Герцль больно ушиб ногу. Разительный контраст между увиденным с моря и прочувствованным на берегу отмечали многие, прибывавшие в Святую землю через Яффский порт.

К началу XX в. еврейское население Яффы составляло 10 тысяч человек. Открывается городское женское училище, в котором преподавание ведется на иврите, учительская семинария, еврейский клуб, музыкальная школа, ремесленные училища. Евреи начинают играть важную роль в торговле и промышленности. Однако постоянные столкновения с арабским населением и страх перед погромами заставляют евреев покинуть Яффу и перебраться в основанный рядом в 1909 году Тель-Авив.

В начале мая 1921 г. арабские вооруженные отряды совершили нападение на общежитие евреев в Яффе и убили 13 человек. На следующий день было убито еще несколько человек, среди них еврейский писатель Йосеф Хаим Бреннер. Арабские полицейские, за редким исключением, не защищали евреев, а иногда и сами участвовали в нападениях. На следующий год после яффских событий англичане опубликовали Белую книгу об ограничении еврейской репатриации.

Бесчинства повторялись в Яффе неоднократно. В 1936 г., когда арабы не на шутку были озабочены бегством евреев из гитлеровской Германии в Палестину, они подняли восстание, разрушили железнодорожную сеть, закладывали мины на шоссейных дорогах и полностью парализовали работу Яффского порта. Англичане отреагировали новыми ограничениями на въезд евреев и запретом на покупку евреями новых земель. Когда же и это не помогло, они с самолета разбрасывали листовки, призывающие арабских жителей покинуть город. Через два дня британские саперы стали взрывать весь район Старой Яффы, откуда обычно начинались вылазки арабских вооруженных отрядов.

Согласно плану раздела подмандатной Палестины, Яффа должна была стать свободной зоной между еврейской и арабской частями страны. Однако в Войну за Независимость она превратилась в базу арабских сил, действовавших против Тель-Авива и еврейских поселений вокруг него. Еврейские части окружили Яффу и 13 мая 1948 года, после блестящей операции взяли ее. Подавляющее большинство арабских жителей покинули Яффо в надежде очень скоро вернуться.

Сегодня город с пятитысячелетней историей выглядит пригородом Тель-Авива, которому еще не исполнилось и ста лет. Старая часть Яффы, которую когда-то взорвали англичане, реконструирована и превращена в туристический центр с многочисленными кафе и ресторанчиками, художественными мастерскими, галереями и богатым археологическим музеем. Сотни тысяч туристов приезжают на Яффские холмы в сумерки и позднее, чтобы прогуляться по узеньким улочкам. 13 из них носят названия МАЗАЛОТ - знаков зодиака. По существующему поверью, если посетитель Яффо на улице своего знака загадает желание - оно непременно исполнится. С вершины Яффского холма в Абраша парке открывается великолепная панорама большого Телль-Авива.

В годы второй алии еврейское население Яффо еще более увеличилось, и в 1906 году в городе проживало около восьми тысяч евреев из общего числа 17 тысяч человек. В 1909 году было решено начать строительство нового пригорода Яффо, который должен был стать первым "полностью еврейским" городом за пределами границ Яффо. Это и было рождение Тель-Авива.

24 апреля 1949 года Тель-Авив и Яффа были объединены в один город, получивший название "Тель-Авив - Яффо", и таким образом один из самых юных городов мира слился с одним из самых древних.


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС =