ГОРОДА ИЗРАИЛЯ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС =

СВЯТЫЕ ГОРОДА

ЦФАТ (САФЕД)

Из четырех святых городов Израиля Цфат - один из самых молодых. Город находится в центре Верхней Галилеи и раскинулся на вершине горы на высоте 900 метров над уровнем моря. С плоскогорья открывается удивительно красивый вид на Верхнюю Галилею. Воздух здесь чистый и прозрачный, климат очень здоровый. Отсюда видно все озеро Киннерет с окрестностями, и поэтому одно из объяснений названия "Цфат" - связь с корнем "наблюдать".

Славу город приобрел, когда в 16-17 вв. целая плеяда известнейших раввинов-мистиков из Испании и Португалии переселилась сюда. С тех пор религиозные евреи не покидают Цфата. Некая невидимая сила тянет сюда и людей -искусства. В Цфате селятся поэты, музыканты, художники, скульпторы. Сегодня в городе всего 16 тысяч жителей. Улицы пустынны (единственная центральная улица вьется вокруг горы, на этой улице сосредоточено все движение и магазины).

Цфат не упоминается в Библии. Впервые о нем пишет Иосиф Флавий в книге "Иудейская война".

Он рассказывает о спешных приготовлениях Цфата к обороне, об укреплении города и о его падении в 66 г. А после разрушения Второго Храма здесь поселились семьи служителей : Храма. В их честь названы вершина горы Пашхур и один из источников - Эйн-Яким.

В Иерусалимском Талмуде Цфат упоминается один раз в связи с тем, что на вершине горы зажигали костры, возвещавшие о начале месяца, о наступлении праздников и приближении опасности.

Когда в 1492 г. король и королева Испании издали указ об изгнании из страны евреев, отказавшихся принять христианство, многие из них прибыли в Цфат, поскольку правившие в то время турки разрешили евреям заселять этот город.

Текстильная промышленность Цфата того времени не знала себе равных: ткани Цфата, производимые в трех тысячах ремесленных мастерских и вывозимые через Салоники в Европу, становятся там самыми модными. В Цфате открылась первая еврейская типография на Ближнем Востоке. В Цфате находилась одна из крупнейших еврейских общин в Палестине.

Но не только экономическим процветанием славился город. Пожалуй, за всю еврейскую историю не было такого периода, когда бы в одном месте собралось столько ученых и праведных евреев. Благодаря им Цфат был причислен к святым городам Эрец-Исраэль. В Цфате расцвело учение каббалистов.

Одним из первых каббалистов был рабби Моше Кордоверо. Он написал очень много трудов. Смерть унесла его в 1570 г., когда ему исполнилось 48 лет. По преданию, когда его несли на кладбище, перед ним стоял огненный столб. Среди провожавших был его молодой сподвижник, лишь за несколько месяцев до того прибывший в Цфат из Египта. Звали его Ицхак Лурия, и за те два года, что ему оставалось жить (он умер в Цфате в возрасте 38 лет), он сумел многое сделать.

Один еврей писал о Цфате того времени так: " Город мудрости страшной, святой и чудесной, находящийся в живой земле ". Слава этого города расходится по всему свету. Рабби Алкавец, автор субботней песни "Леха доди" ("Иди, мой друг"), написанной в Салониках, перебирается в Цфат. Он похоронен рядом с Лурией.

Из Константинополя в Цфат приезжает один из величайших еврейских мудрецов - рабби Иосеф Каро. В Цфате он основывает свою иешиву. В возрасте 24 лет Каро начал писать комментарии к Талмуду. 20 лет работал он над ними, и еще через 10 лет они вышли в свет. Труд этот называется "Шулхан арух" ("Накрытый стол"). "Шулхан арух" - своего рода свод законов еврейского образа жизни. В нем собраны, разъяснены, классифицированы и описаны все установления Талмуда. На основе "Шулхан арух" любое еврейское гетто могло организовать у себя самоуправление, любая еврейская община могла стать самостоятельной. В своем труде Каро основывался на трудах великих еврейских ученых. Как большинство ученых Цфата, Каро принадлежал к мистикам. В книге "Маггид мейшарим" ("Провозвестник праведности") он описывает являвшиеся ему в течение 50 лет каббалистические откровения. По словам Каро, ему регулярно являлся маггид, который передавал божественную мудрость. Впервые маггид с ним заговорил в 1530 г., в ночь на Шавуот (праздник первых плодов и дарования Торы). С тех пор и установилась традиция бодрствовать всю ночь на Шавуот, изучая Тору, в надежде на то, что маггид явится снова хотя бы одному из молящихся.

Комментатор "Песни Песней" рабби Моше Алшех прибыл в Цфат в середине XVI в. В конце жизни он опубликовал труд "Страшное предсказание", где впервые заговорил о закате золотого века в Цфате. Действительно, вскоре "община благочестивых" Цфата утратила былое значение.

В XVII в. в городе остается всего 1200 евреев, правда, по-прежнему действуют религиозные школы и более 20 синагог, весьма уважаемых, благодаря известным раввинам, которые в них молились. Святость Цфата не перестает привлекать к нему евреев, но они приезжают сюда не жить, а умереть поближе к небесам.

В начале XVIII в. Цфат превратился в настоящую деревню. От святого города остались название и могилы известных раввинов. Немалую роль в упадке Цфата сыграло и землетрясение 1759 г.

Только в конце XVIII в., когда в Тверию и Цфат прибыли большие группы хасидов во главе с рабби Менделем из Витебска, а потом - рабби Израиль из Шклова, начинается возрождение города, но в 1837 г. снова произошло землетрясение, и население города уменьшается с семи тысяч жителей до полутора тысяч.

Об оставшихся один из путешественников написал: "Несмотря на окружающую грязь, в домах евреев царит чистота и порядок. Аккуратно, но старомодно одетые старушки сидят во двориках и вяжут. Мужчины носят чулки и странные шапки. Все это выглядит как на картинке. В ходу деньги, ценность которых самая низкая в мире, <...> они отпечатаны на иврите и имеют хождение только у евреев Цфата и Тверии".

С установлением британского мандата Цфат снова возрождается, несмотря на арабские волнения 1929 г.

Когда началась Война за Независимость, еще до ухода англичан Цфат превратился в стратегический пункт как для евреев, так и для арабов.

Арабы успели занять самые главные позиции в городе: крепость, откуда виден весь еврейский квартал, заселенный преимущественно религиозными евреями, не имевшими ни малейшего понятия о самообороне, и полицейский участок на горе Кнаан, где укрепились не только местные арабы, но и арабская Армия спасения (ААС). Арабов было в шесть раз больше, чем евреев. Англичане понимали, что, когда они покинут город, евреям придет конец, и предложили им выехать вместе с их частями. Все жители города отказались. Операцией по освобождению Цфата командовал Игал Аллон. В первых боях победу одержали арабы. Однако евреи предприняли ночную атаку и ударили по всем арабским укреплениям одновременно. Они дали залпы из самодельной пушки "давидка", которая производила много шума. А тут еще пошел дождь, хотя сезон дождей уже заканчивался. Арабы решили, что евреи применили атомную бомбу и начался смертоносный дождь. Они дали приказ армии отступать, и на глазах у изумленных евреев десятки тысяч арабских жителей Цфата, побросав свои дома, бежали вместе с отступавшими войсками. Цфат остался у евреев. Потом это событие назвали чудом Цфата. Арабы в такой спешке покидали город, что даже не успели взорвать водонапорную башню.

После Войны за Независимость 90% населения Цфата составляли новоприбывшие, и к югу от Старого города выросли новые районы. В 1975 г. Хасиды Любавического ребе построили новый - квартал Кирьят-Хабад. Художники, скульпторы, писатели и поэты поселились в бывших арабских домах, и сегодня здесь открыты галереи и выставочные залы. В память о павших во время Войны за Независимость разбили парк.

Древний город. Он сосредоточен вокруг старой крепости, большая часть которой теперь скрыта под землей. Эта крепость - одна из достопримечательностей города. Когда крестоносцы ее укрепляли и достраивали, они придали ей концентрическую форму, окружили двойной стеной, внутренней и наружной, протяженностью в 850 м. Высота крепости доходила до 28 м, а на наружной стене возвышались семь башен. Дорога, поднимавшаяся в крепость, была настолько широкой, что пять лошадей могли пройти по ней шеренгой. Центральная башня была трехэтажной, и в ней было множество комнат, залов и складов. Колодец обеспечивал водой обитателей крепости с первого дня ее построения. Этот колодец называли одним из чудес света: животные приводили в движение механизм из веревок, колес, ведер и специальных держателей. Одно ведро опускалось вниз, другое поднималось вверх, и, подхватывая его специальными держателями, выливали из него воду в корыто, а оттуда по каменным желобкам она стекала в водохранилище. Крепость была снабжена новейшим оружием того времени, в ее строительство крестоносцы вложили 101 млн. золотых византов и спроектировали ее так, что в мирное время для ее охраны требовалось немного защитников. Правда, содержание ее обходилось в 40 тысяч золотых византов в год. Из окрестных 250-ти деревень в крепость доставляли пшеницу и овес на 12-ти тысячах телег.

По сей день сохранилась традиция перед заходом солнца в первый день Рош ха-Шана (Еврейского Нового года) подниматься в крепость. Глядя на Киннерет, здесь читают молитву: " Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши " и вытряхивают из карманов крошки и всякий мусор, символизируя избавление от всего плохого, что было в прошлом году, и вступление в новый год без грехов, с чистыми помыслами. Этот обычай называется "ташлих" от слова "лехашлиах" - "бросать, прогонять".

Синагоги. В Цфате находятся наиболее известные в еврейском мире синагоги. Они повернуты не на восток, как принято, а на юг, поскольку Мессия в Цфат должен прийти с юга, и жители верят, что из окон этих синагог они увидят его первыми.

Самые старые синагоги расположены в еврейском квартале. Теперь в них мало молящихся, но много туристов. Наиболее знаменитая из них - сефардская синагога ха-Ари. Это, пожалуй, единственное еврейское общественное здание, которое считается настолько святым, что там не нужна мезуза.

Объясняют это тем, что, по преданию, в одну из суббот, когда великий рабби Лурия (ха-Ари) молился здесь, он пригласил на амвон читать по очереди наших праотцов Авраама, Исаака и Иакова. Потом перед застывшими от потрясения прихожанами поднялись читать Иосиф, Моисей, Аарон и Давид. Поэтому место стало таким святым, что и мезуза не нужна.

Напротив сефардской синагоги есть ашкеназийская, с тем же названием " ха-Ари ". Ее построили на том месте, где, опять-таки по преданиям, ха-Ари разъяснял своим ученикам суть Каббалы.

Однажды, за несколько часов до наступления субботы, ученики увидели сияние над головой учителя, который призвал всех идти в Иерусалим на встречу субботы. Все уже поднялись, но вдруг кто-то засомневался, можно ли за несколько часов пройти такой длинный путь, и в тот же миг сияние исчезло. Огорченный ха-Ари сказал, что из-за сомнения приход Мессии задерживается. А вот когда в 1948 г. ни один еврей не сомневался в том, что надо остаться в Цфате, чудо произошло: арабские силы покинули Цфат только потому, что приняли выстрелы маломощной "Давидки" за ядерный взрыв.

Старая синагога Абохав названа так в честь сефардского раввина XIV в., который никогда не был в Израиле, но в синагоге хранится его свиток Торы, который считается особенно святым.

Только три раза в год можно читать по этому свитку: в Рош-ха-Шана, в Судный День и в Шавуот. В остальные дни читают по другим свиткам, хранящимся в нишах южной стены. Таких ниш четыре. В первой - свиток Абохава, во второй - тот, по которому читают в другие дни, в третьей - свиток для остальных праздников и в четвертой - вышедшие из употребления свитки. Говорят, что после землетрясения 1837 г. евреи хотели восстановить пострадавшее здание синагоги и, одевшись в праздничные одежды, понесли свитки в другое место. А на следующий день все участники процессии умерли. Свитки Абохава вместе с другими поспешили вернуть на прежнее место, и с тех пор их не трогают.

Синагога Белого Праведника названа так в честь рабби Иосе ха-Баная, жившего в III в.

Прозвище "Белый Праведник" рабби ха-Баннай получил посмертно после того, как римляне заставили евреев Цфата перекрасить всех петухов в черный цвет и не осталось ни одного белого петуха для приношения в жертву на Судный День. Горько плакали евреи на могиле рабби ха-Банная и услышали голос, который велел им вернуться домой и обещал, что все обойдется. Когда они вернулись, все петухи вновь стали белыми. И тогда рабби ха-Банная назвали Белым Праведником.

Синагогу Белого Праведника называли еще арагонской, потому что в ней молились выходцы из Арагона. Из нее в праздник Лаг ба-Омер на гору Мерон к могиле рабби Шим'она бар Йохая несут свиток Торы.

В синагоге Алшеха , построенной в самаркандском стиле, молились турецкие евреи. Выходцы из Северной Африки приходили в синагогу Сима и Эвера, расположенную в пещере. Она - одна из старейших в Цфате. По одной версии, в этой пещере патриарх Иаков передал своему сыну Иосифу секреты Торы, которые он сам узнал от Шема и Эвера. По другой версии, это та самая пещера, куда пришел вестник сообщить нашему праотцу Иакову о смерти его любимого сына Иосифа. Иаков разрыдался, от его слез рухнули стены пещеры, и из обломков начала бить вода. Поэтому арабы называли ее Пещерой вестника, а евреи - Домом печали. Когда бывали годы засухи, арабы разрешали евреям заходить в пещеру и молиться, чтобы пошел дождь, а в дождливые годы туда евреев не пускали. По преданию, Ревекка, мать Иакова, молилась в этой пещере.

Кладбище. Большая часть города расположена на склоне горы, обращенном к старому кладбищу, находящемуся напротив горы Мерон.

На цфатском кладбище есть много могил с голубыми надгробиями. В центре могила ха-Ари, рядом похоронены Кордоверо, Йосеф Каро, Алшех Алкабенц. Есть могила, где, по преданию, похоронена Хана и семь ее сыновей, о которых написано в III книге Маккавеев. Греческий правитель принуждал ее вместе с детьми есть свиное мясо, "быв терзаемы бичами и жилами". Но они предпочли умереть в страшных мучениях, нежели преступить еврейский закон.

Есть и могила рабби Пинхаса бен Яира, одного из мудрецов Талмуда. Вместо надгробия на ней горка камешков: рабби Пинхас просил не трудиться над сооружением могильного камня.

Здесь же похоронены и семь еврейских подпольщиков, боровшихся против англичан и казненных ими в тюрьме Акко.

На цфатском кладбище хоронят пришедшие в негодность молитвенники: евреи никогда их не уничтожают, а закапывают в специальную генизу.

Не только могильные плиты выкрашены в голубой цвет - весь Цфат: каменные заборы, ступеньки, дома, ставни, двери - все голубое. Одни говорят, что это от дурного глаза. Другие - что дьявол, проносясь в небесах, без конца поглядывает вниз и ищет, где бы напакостить, а выкрашенный в голубой цвет Цфат принимает за озеро и пролетает мимо.

Жители Цфата славятся своим долголетием.

В настоящее время в Цфате живет более 20 тысяч жителей.

Древние синагоги и священные могилы, живописные кварталы с их извилистыми улочками и переулками, прекрасный климат, живописные окрестности - все это сделало Цфат очень популярным местом, привлекающим многочисленных паломников и туристов.

Особой достопримечательностью Цфата является "Квартал художников". Их на постоянное жительство привлекли сюда свойственные только Цфату атмосфера и шарм. Массы людей посещают древние синагоги Цфата. Все они находятся в Старом городе, куда спускается главная улица города, вьющаяся по склонам горы, улице Иерушалаим. В июле в Цфате проводится ежегодный хасидский фестиваль, а в сентябре - традиционный месячник изобразительного искусства. Много в Цфате и его окрестностях пещер. Самая известная из них - Шем ве-Эвер, названная именами сына и правнука Ноя.


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС =