ГОРОДА ИЗРАИЛЯ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС =

СВЯТЫЕ ГОРОДА

ИЕРУСАЛИМ

Иерусалим - столица государства Израиль, главный их четырех священных городов иудаизма и один из священных городов христианства и ислама - расположен на плоскогорье, в седловине Иудейских Гор, между горными узлами Бейт-Эль на севере и Хеврон на юге. Площадь его составляет 108 тыс. дунамов. Население Иерусалима насчитывает свыше 480 тыс. человек, около 380 тыс. из которых - евреи, а остальные - арабы, среди которых имеются мусульмане (90%) и христиане (10%), а также небольшие армянская, греческая, коптская и эфиопская общины.

Старый город Иерусалима окружен стеной и включает четыре квартала - Еврейский, Мусульманский, Христианский и Армянский. Новый город, вне стены, состоит из многочисленных, преимущественно еврейских, кварталов.

История

Первое упоминание о Иерусалиме относится к 20-19 в. до н.э. - под именем Рушулимум он появляется среди надписей на глиняных черепках и фигурках-амулетах - египетских заклятиях враждебных городов. Дополнительную информацию об истории города в этот период мы можем получить из ТаНаХа:

В книге Берейшит (Бытие) рассказывается о встрече праотца Авраама с царем Иерусалима (Шалэйма) по имени Малки-цедек ("Царь справедливости"), жрецом "Б-га Всевышнего": "И Малки-Цедэк, царь Шалэйма, вынес хлеб и вино. А он был священник Бога Всевышнего. И благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли." (Берэйшит 14, 18-19)

История встречи Авраама и Малки-Цедека имеет большое значение, как доказательство древней святости города. В дни царствования Давида и в более поздний период сложилась традиция, согласно которой Иерусалим избран Б-гом как место его пребывания еще со времен патриархов и, следовательно, династия Давида, основавшего его, также избрана Б-гом.

Географически Иерусалим находится на границе между наделами колена Йеуды и Биньямина. Это местоположение имело большое значение для его дальнейшей судьбы.

По-видимому коренное население Иерусалима состояло из Йевусеев*. В 1000 г. до н.э., после смерти первого царя Израиля Саула (Шаула), царство перешло к Давиду из колена Иуды (Йегуды).

Давид начал свое царствование в Хевроне, являющимся главным городом надела Иуды. Захват Иерусалима был первой инициативой Давида после коронования его старейшинами Израиля. Целью этого захвата было привести к объединению государства, с новой столицей не тяготевшей ни к одному из колен Израиля.

После захвата города Давид укрепил его новый статус изменением его имени и новыми постройками: "И поселился Давид в этой крепости, и назвал ее городом Давида; и обстроил (ее) Давид кругом, от Милло* и внутрь (города). " (Шемуэйл 2, 5, 6-9)

Давид превратил Иерусалим в административную и политическую столицу своего государства. Здесь было место пребывания царя, его двора и свиты. Здесь жили и работали высшие чиновники, и размещалось военное командование. Кроме того, Давид сделал его религиозным центром. Он перенес в Иерусалим Ковчег Завета*, древнюю святыню, символизирующую союз народа с его Б-гом и единство колен. Под звуки шофара Ковчег был внесен в Город Давида и помещен в особом шатре (скинии), которую Давид построил для него.

Сын Давида, царь Соломон (Шломо) продолжил начатые Давидом строительные работы в Иерусалиме. Вершиной его строительной деятельности была постройка Храма. Благодаря ему Иеруcалим окончательно утвердился как избранный Б-гом город, национальный и религиозный центр Объединенного царства.

После смерти царя Соломона в 928 г. до н.э. Объединенное царство распалось на два независимых государства: на севере возникло Израильское царство, в которое вошли наделы десяти колен, а на юге, на землях колен Иуды и Биньямина, сформировалось Иудейское царство со столицей в Иерусалиме. Здесь продолжала править династия Давида.

В 720 году до нэ. Шалманэсэр (Салманассар), царь Ассирийский (Ашшурский) пошел войной на Израильское (Северное) царство. Под его натиском столица Израиля Самария (Шомрон) пала. Израильское царство утратило свою политическую независимость, а его земли были присоединены к Ассирийской империи.

Таким образом Иерусалим сделался единственным духовным и культовым центром народа Израиля.

В 701 году до н.э. ассирийский царь Санхерив пошел войной на Иудею и захватил большую ее часть со всеми ее укрепленными городами. Он послал военную экспедицию для захвата Иерусалима и самого царя Езекии (Хизкийау). Иерусалим спасло чудо: в результате эпидемии, разразившейся в ассирийском стане, Санхерив потерял большую часть своих солдат и вынужден был возвратиться в Ниневию.

Последний период величия Иерусалима наступил во времена царя Иосии (Йошийау) - 639-609 г. до н.э., который укрепил Иерусалим и очистил его от принесенных ассирийцами языческих влияний.

В 609 году Иудея была захвачена Египтом в результате борьбы этого государства с новой державой Вавилоном, занявшим место Ассирии. В 605 году царь Вавилона Навуходоносар разбил египетскую армию, и Иудея попала под его власть.

Последним царем Иудеи, правящем в Иерусалиме был Седекия (Цидкийау), который в 588 году попытался при поддержке Египта поднять антивавилонское восстание. Реакция Вавилона не заставила себя ждать. Большая вавилонская армия во главе с Навуходоносаром осадила Иерусалим. Осада Иерусалима продолжалась два года и семь месяцев. Многие жители умерли от голода и болезней. 9 тамуза (июль) был сделан пролом в городских стенах и вавилонская армия ворвалась в город. Царь Седекия со своими сыновьями и несколькими военачальниками пытались бежать, но были схвачены. Сыновья Седекии были убиты, а сам царь - ослеплен и отправлен как пленник в Вавилон.

Спустя месяц после этих событий, 9 ава 586 года, вавилоняне разрушили городские стены и здания, сожгли Храм и царский дворец и уничтожили или разграбили культовые принадлежности и царские сокровища. Значительное число жителей страны было изгнано в Вавилон. Иудея, как государство, перестала существовать.

В 539 г. до н.э. царь Персии Кир (Кореш) захватил Вавилон и Иудея сделалась провинцией Персидской империи. Взойдя на престол, Кир разрешил своим подданым, в свое время изгнанным вавилонянами, вернуться на старые места жительства и восстановить свои храмы. Согласно этому политическому подходу, в 538 г. до н. э. Кир обнародовал декларацию, которая разрешила евреям вернуться в Иерусалим и заново построить Храм.

Изгнанники из Вавилона откликнулись на призыв Кира и начали возвращаться в Иерусалим. Но хотя фундамент Храма был заложен на второй год после возвращения репатриантов в Сион, строительство возобновилось только восемнадцать лет спустя, с приходом на персидский престол царя Дария (Дарьявеша).

Постройка Храма была завершена в 522 году до н.э. В 445 году Нееемия сын Ахалиина (Нехемия бен-Хахальйа) прибыл в Иерусалим в качестве назначенного царем Артаксерксом (Артахшастой) правителя провинции Иудеи. Неемия соорудил городскую стену вокруг Иерусалима, тем самым превратив его в укрепленный город.

В течение следующих ста лет существования Персидской империи Иерусалим постепенно занимал свое место как еврейский центр Эрец Исраэль и столица провинции Иудея - еврейской автономии под властью Персии.

В 332 году н.э. Иерусалим был завоеван Александром Македонским. При Александре власти мало вмешивались в религиозную и политическую жизнь города.

После смерти Александра (323 г. до н.э.) в течение двадцати лет велись войны между его наследниками. В 301 году Иудея оказалась под властью Птолемея Первого, который дал ей относительную автономию, обложив ее податью. Официально, религиозная и политическая власть была в руках Первосвященника, но реальная власть была сосредоточена в руках знатных еврейских семейств., приближенных к Птолемею и находившихся под сильным влиянием эллинистической культуры (мит'явним)*. Эта ситуация продолжалась и после того, как Иудея перешла в руки династии Селевкидов и их царя Антиоха Третьего.

Разрыв между евреями, приверженными эллинистическому образу жизни, которые постепенно набирали силу и захватили самые главные посты еврейской автономии (например, пост Первосвященника), и приверженцами еврейских традиций углублялся. Иерусалим постепенно терял еврейский облик. Приверженцам еврейских традиций было трудно вынести эту перемену, и многие жители Иерусалима покинули его и ушли в пустыню и в прилегавшие к Иерусалиму города.

В 167 году царь Антиох Четвертый издал указ, согласно которому его подданные во всей империи должны отказаться от собственных законов и религии. Евреям было запрещено соблюдать субботу и законы кашрута*, делать детям обрезание и изучать Тору.

Восстание против Селевкидов разразилось в 166 году до н.э.. Его возглавили Хасмонеи (Хашмонаим), известные также под именем Маккавеи (Маккабим) - семья священников, состоявшая из пяти сыновей, во главе с их отцом Матитьягу. Маккавеи сформировали партизанскую армию из евреев, верных иудаизму. Их целью была ликвидация языческого культа в Иерусалиме и возвращение внутренней автономии, основанной на еврейских традициях. Через два года после начала восстания евреям удалось прорваться в Иерушалаим. В 164 году город был очищен от языческих культов, и богослужение в Храме возобновилось. В память об освящении Храма 25 числа месяца кислев евреи отмечают праздник Ханука.

Война между Хасмонеями и Селевкидами возобновилась через два года после этих событий. Вследствие смерти Антиоха Четвертого и борьбы за власть между его наследниками, Шимон - последний, оставшийся в живых из сыновей Матитьягу - окончательно вытеснил из Иерусалима войска Селевкидов. Иудея обрела политическую независимость.

В результате военных походов Хасмонеи отвоевали не только всю территорию Иудеи, но расширили границы своей власти, захватив постепенно Самарию (Шомрон), Эдом, восточный берег Иордана, и дошли до границ Галилеи. Иерусалим превратился из столицы Иудеи, в столицу большого государства, включающего в себя другие территории Эрец Исраэль и заселенного также нееврейским населением.

Хасмонеи правили Эрец Исраэль в течение 120 лет. Со временем внутренние распри между членами семьи стали ослаблять государство. Этим воспользовался набиравший уже силу Рим. В 63 году до н.э. римский полководец Помпей ворвался на Храмовую гору и захватил Иерусалим. Хасмонейское государство было уничтожено, а Иудея стала провинцией Рима.

В 40 году до н. э. римский сенат назначил царем Иудеи Ирода, присходившего из семьи эдумеев, обращенных в иудаизм. В 37 году Ирод с помощью римских легионов, подавил сопротивление не готовых принять это назначение жителей Иудеи и воцарился в Иерусалиме.

Ирод правил в Иерусалиме 33 года и все это время маневрировал между своей преданностью Риму и требованиями своих подданых-евреев, не любивших его. Пытаясь получить поддержку еврейского населения Иудеи, Ирод взял жену из рода Хасмонеев, и затеял в Иерусалиме грандиозное строительство. Эти строительные проекты прославили Иерусалим и превратили его в один из прекраснейших городов Ближнего Востока. Вершиной этих проектов была реконструкция Храма, которая продолжалась около двадцати лет. Кроме того, Ирод приложил большие усилия для обеспечения Иерусалима водой, построив водоводы и несколько бассейнов для сбора дождевой воды.

После смерти Ирода в Иудее стали править прокураторы, резиденция которых находилась в Кесарии ( за исключением краткого правления царя Агриппы Первого*). Отношения между еврейским населением и прокураторами, не считавшимися с требованиями еврейской жизни, все ухудшались.

Отношение к власти Рима в различных кругах еврейского общества не было одинаковым. Среди еврейской элиты и высших слоев священнического сословия были те, кто сотрудничал с Римом. Вместе с тем начали формироваться группы, считавшие, что жизнь под чужеземной властью немыслима. Из этих групп сформировалось подпольное антиримское движение, члены которого называли себя зелотами (канаим).

В середине первого века нашей эры среди евреев Иерусалима усилилось мессианское брожение. Отовсюду являлись проповедники и предсказатели, которые поносили римские власти и призывали народ к борьбе за независимость. Атмосфера в городе была напряженной, многие верили что скоро наступит конец света и придет Мессия* (Машиах). На этом фоне процветали мессианские движения, которые верили, что именно их вождь и есть Мессия.

Лидером одного из таких движений и был Иисус (Йешуа) из Галилеи (родившийся, согласно преданию, в Вифлееме). Он проповедовал свое учение в городах Галилеи. В 33 году он пришел со своими последователями в Иерусалим. Приход его был сопровожден мессианским брожением, что вызвало недовольство как еврейских религиозных, так и римских властей. Иисус был обвинен в мятеже против Рима и казнен через распятие. После его смерти его ученики создали в Иерусалиме свою общину, а некоторые из них покинули город и пошли распространять это учение среди язычников. Незадолго до восстания против Рима христианская община Иерусалима покинула город и перешла на восточный берег Иордана.

В 66 году н.э. прокуратор Гессий Флор дал распоряжение конфисковать часть денег Храма, что вызвало народные волнения в городе. Пытаясь подавить их, Флор вызвал из Кесарии римских легионеров и позволил им расправляться с народом. На это евреи под предводительством зелотов ответили восстанием. Повстанцы захватили Иерусалим, прогнали войска Флора, а затем и пришедшую к ним на подмогу из Сирии римскую армию. Император Нерон послал в Иерусалим большую армию во главе с опытным военачальником Веспасианом. Услышав об этом, евреи стали готовить Иерусалим к войне. Веспасиан продвигался по Эрец Исраэль, захватывая все новые земли. В Иерусалим стекались беженцы из захваченной Галилеи. Между разными зелотскими группами начались жестокие раздоры, которые привели к грабежу, уничтожению пищевых складов и братоубийственной борьбе.

Весной 70 года Тит, сын провозглашенного к тому временем императором Веспасиана, пошел на Иерусалим во главе огромной армии. Повстанцы мужественно сопротивлялись, но через 15 дней осады стена Иерусалима была пробита.

Так как пищевые склады были уничтожены зелотами, люди умирали от голода. Трупы лежали вокруг стен. Тит тщетно пытался убедить осажденных сдать город и в результате усилил осаду Иерусалима.

Девятого числа месяца Ав Храм был сожжен. То, что не было разрушено в результате продолжительной борьбы, было уничтожено пламенем. Тысячи защитников города погибли в огне и от мечей римских солдат.

Разрушив Храм и убив большую часть защитников Иерусалима, Тит велел своим солдатам сравнять весь город с землей и оставить только западную часть городской стены.

Оставшиеся в живых евреи покинули Иерусалим. Еврейский духовный центр переместился в город Явне*.

В 132 году евреи под предводительством Бар-Кохбы попытались вернуть себе независимость. Восстание это было жестоко подавлено императором Адрианом в 135 году. В Иерусалиме практически не осталось евреев. Адриан отстроил Иерусалим заново, превратив его в языческий город под именем Элия Капитолина.

В 324 году император Константин принял христианство и сделал его государственной религией. Он перевел свой двор в Византию (нынешний Истанбул) и приступил к большому строительству в Иерусалиме, целью которого было укрепление статуса Иерусалима как колыбели христианства. В это время в Иерусалиме был построен Храм Гроба Господня, где по преданию был похоронен Иисус.

В 614 году Эрец Исраэль была захвачена персами. Они правили Иерусалимом 15 лет. В 629 году город опять перешел под правление Византии, но ненадолго. В 638 году Иерусалим сдался арабам - мусульманам.

Священными городами мусульман считались Мекка и Медина (Саудия), но в 7 веке исламская традиция стала отождествлять Храмовую Гору в Иерусалиме с местом, откуда, по преданию, пророк Мухаммед вознесся на небо. Таким образом, Иерусалим стал священным городом для мусульман и местом паломничества. Халифы династии Омейядов (638-750) построили на Храмовой Горе две мечети: Золотой Купол и Аль-Акса. Затем, Омейядов сменила династия Аббасидов, а после - фатимидских шиитов, правивших в Иерусалиме до 1099 года. Во время арабского владычества евреям удалось вернуться и обосноваться в Иерусалиме.

В 1099 году Иерусалим был захвачен рыцарями-крестоносцами, прибывшими из Европы с целью вырвать Святой Город из рук неверных мусульман. Крестоносцы устроили в городе резню, не пощадив ни евреев ни мусульман. Иерусалим превратился в столицу государства крестоносцев - "Иерусалимское королевство". Мечети на храмовой горе превратились в церкви, а Храм Гроба Господня был отстроен заново.

В 1187 году армия Саладина (Салах-ад-дина) из династии Айюбидов захватила город и вернула его в лоно ислама. Церкви стали мечетями, кресты и другие христианские символы исчезли. Евреи снова получили относительную свободу и право жить в Иерусалиме.

В 1192 году крестоносцы отвоевали Иерусалим. Они правили в нем 150 лет. В 1244 г. город был захвачен мамлюками - мусульманским воинским сословием, пришедшим к власти в Египте.

В 1517 г. в Эрец Исраэль вторглись турецкие войска, и она вошла в состав Оттоманской империи. Эта перемена власти повлияла на рост еврейской общины Иерусалима.

В эту эпоху произошло деление Иерусалима на кварталы, которые до сих пор существуют в Старом Городе: мусульманский, христианский, армянский и еврейский. Состояние Иерусалима было плачевным - грязные переулки, разрушенные дома, высокая смертность населения. Это положение оставалось в Иерусалиме до начала 19 века.

В 1833 г. Иерусалим был захвачен египетским полководцем Ибрагимом-пашой. Египетские правители предоставили более широкие права немусульманскому населению, а также европейским подданым. Постепенно в жизни города сказалось европейское влияние - экипажи и дилижансы, керосиновые лампы, отсылаемая посредством иностранных консульств почта. Турецкое владычество над Эрец Исраэль было восстановлено в 1840 году, но пути назад уже не было - Европа пришла в Иерусалим. В течение 19 века в городе открывались представительства европейских стран, церкви, больницы и гостиницы. Параллельно этому, в Иерусалиме процветала еврейская община: был открыт первый в Иерусалиме банк, принадлежащий сефардской* семье Валеро (1848), типография (1841), больницы (начиная с 1853 года) и школы.

Постепенно, стены Иерусалима перестали быть его естественными границами. Начался процесс "выхода из-за стен". Первый еврейский район за пределами города был создан при содействии филантропа сэра Моше Монтефиоре и назван Мишкенот Шаананим (1860). Затем были созданы и другие районы: Маханэ-Исраэль (1868), Нахалат Шива (1869), Меа Шеарим (1874).

9 декабря 1917 года в Иерусалим вошел генерал английской армии Алленби. Это было концом 400-летнего правления Оттоманской империи и началом 30-летнего периода британского мандата.

Под правлением Британии город стремительно развивался: были проложены дороги, строились новые улицы и кварталы, был проведен водопровод из Рош ха-Аин, на истоках реки Яркон. В этот период начали строиться и еврейские национальные учреждения: в большом здании, построенном на улице Ха-мелех Джордж, расположились административные органы Еврейского агентства, Национального Совета, Земельного Фонда и Фонда Еврейского Агентства. Был построен Еврейский университет на горе Скопус (Хар ха-цофим) и учрежден Главный Раввинат. Иерусалим становился национальным духовным центром еврейского народа и обретал облик еврейской столицы Эрец Исраэль.

Рост еврейского населения в Иерусалиме усилил напряжение между евреями, арабами и пытающимися поддерживать порядок англичанами. Кровавые антиеврейские погромы вспыхнули в 1929 и в 1936 году.

После решения ООН о разделе Палестины на еврейское и арабское государства и об интернационализации Иерусалима напряжение в городе достигло апогея. 2 декабря 1947 года толпа арабских погромщиков ворвалась в еврейский торговый центр в Мамилле - примыкающем к Старому Городу районе - и подожгла магазины. Это стало началом вооруженного конфликта между евреями и арабами в Иерусалиме. Арабские террористы вели огонь по автоколоннам, везущим продовольствие в Иерусалим с Прибрежной равнины. Дороги в город оказались под контролем арабов.

14 мая 1948 года было провозглашено государство Израиль. В этот день армии пяти государств: Сирии, Ливана, Ирака, Иордании и Египта вторглись на территорию молодого государства. Иорданцы перекрыли водный трубопровод из Рош ха-Аин в Иерусалим. Город оказался в блокаде. Продовольствие, которое изредка удавалось доставить в Иерусалим, раздавалось по карточкам. Самой тяжелой была проблема с водой.

Дорога в Иерусалим была прорвана в результате нескольких военных операций, предпринятых недавно созданной Армией Обороны Израиля (Цахал)*. Был захвачен также центр Иерусалима и его южная часть. Старый город, включая Еврейский квартал был захвачен Иорданским Легионом.

30 ноября 1948 года было подписано соглашение о прекращении огня между Израилем и Иорданией. Иерусалим оказался разделенным между двумя государствами.

10 декабря 1949 года правительство Израиля обьявило Иерусалим столицей государства Израиль. В западный Иерусалим был переведен парламент - Кнессет и другие правительственные учреждения.

В 1967 году началась Шестидневная Война. 5 июня Армия Обороны Израиля вошла в Старый Город. После упорных боев весь Иерусалим перешел под контроль Израиля.

Объединение Иерусалима дало толчок к его бурному развитию. На холмах, окружавших его с юга, севера и востока появились новые жилые районы. Был восстановлен Еврейский Квартал Старого Города. Иерусалим был провозглашен вечной столицей Израиля. Город стремительно развивался и превратился в подлинный политический и административный центр государства.

Современный город

Характер Иерусалима как административного центра страны, университетского города и средоточия святых мест трех великих религий определяет основные отрасли, в которых занято население: администрация, наука и просвещение, обслуживание туристов, торговля. В последнее время все больше развивается промышленность.

В Иерусалиме находится резиденция президента государства, парламент (Кнесет), резиденция и бюро премьер-министра, все министерства и основные государственные учреждения, а также Верховный суд, Верховный раввинат и Еврейское Агентство (Ха-Сохнут ха- иехудит).

В Иерусалиме множество учебных заведений - Еврейский Университет - старейшее высшее учебное заведение страны, Израильская Академия наук и Академия языка иврит, Музыкальная академия им. Рубина и художественная академия Бецалель, а также религиозные учебные и исследовательские заведения. В городе богатая культурная жизнь. Здесь находится Израильский Музей - крупнейший музей страны, и другие значительные музеи: Музей Библейских стран, Музей науки, Археологический музей им. Рокфеллера, действует Симфонический оркестр радио и телевидения, драматический театр "Хан" и Синематека. Ежегодно в Иерусалиме проводится международный Иерусалимский фестиваль театра и музыки.

Иерусалим является также святым городом ислама и христианства. В городе действуют многочисленные церковные миссии и религиозные учреждения, сюда стекаются туристы и паломники со всего мира.

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ "ИЕРУСАЛИМ"

- Йевусеи - ханаанский народ, поселившийся на территории Эрец Исраэль до завоевания ее народом Израиля. Йевусеи жили, в основном, вокруг города Йевус, ставшего впоследствии Иерусалимом.
-
- Милло - по мнению ученых, насыпь, поднимающаяся из построенного Давидом города в сторону Храмовой горы.

- Ковчег Завета - специальный короб из дерева Шеттим - зонтичной акации, в нём хранились две скрижали Завета. Это были каменные плиты, полученные Моисеем (Моше) на горе Синай, на которых были высечены Десять Заповедей - основные предписания иудаизма. Ковчег символизировал собой Завет между Богом и еврейским народом.

- Мит'явним - евреи, приверженные эллинистическому образу жизни, а также греческим культуре и ценностям. В повседневной жизни, эллинизм вышеупомянутых евреев выражался в использовании греческого языка, замене еврейских имен греческими, стиле одежды и приятия пищи и времяпровождении (например гимнасий - учреждение для развития физической культуры, театр).
-
- Кашрут - законы Торы, в которых указано какую именно пищу разрешено есть евреям.

- Мессия (Машиах) - буквально "помазанник", в древности титул царей Израиля. Впоследствии, Мессией стали называть будущего царя Израиля, который, согласно традиции, восстановит разрушенное царство Израиля и соберет рассеянных по миру евреев в Земле Обетованной. Мессия должен быть потомком царя Давида и явиться тогда, когда все евреи одновременно станут праведниками или грешниками.

- Явне - город, находящийся в районе Иудейской низменности. Еще до разрушения Второго Храма Раббан Бен Заккай, один из мудрецов Санедрина, поняв, что в результате действий зелотов Иерусалим и Храм будут разрушены, покинул Иерусалим и с горсткой учеников поселился в Явне. Там он начал закладывать основы существования еврейского народа и религии без Храма.
-
- Сефарды - от слова Сефарад - Испания - евреи, корни которых восходят к еврейской общине Испании. Сефарды прибывали в Эрец Исраэль как и прямиком из Испании (после изгнания их оттуда в 1492 году), так и из стран, в которых они нашли убежище - Турция, Марокко и др. В 17 веке сефарды составляли большинство еврейского населения Иерусалима и им принадлежали руководящие посты в общине.
-
- ЦАХАЛ - Армия Обороны Израиля (Цава Хагана ле-Исраэль) - был организован в 1948 г., после провозглашения государства Израиль. В состав ЦАХАЛА вошли еврейские военные организации Хагана, Эцель и Лехи, действующие как против британцев, так и против угрожавших еврейскому населению арабов.


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС =