Наиль Ахметшин

ТАЙНЫ ШЕЛКОВОГО ПУТИ

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Глава XI. СОКРОВИЩА ПЕЩЕР МОГАО

Основным событием для любого туриста, добравшегося до Дуньхуана, становится посещение пещер Могао. В научной и популярной литературе нередко можно встретить другой вариант их обозначения — Пещеры тысячи будд. Слово «пещера» в китайском языке произносится и пишется по-разному, поэтому оригинальные названия выглядят следующим образом: Могаоку и Цяньфодун. Автор книги с определенной долей волнения ожидал новой встречи с уникальным памятником культуры, который во все времена производил и производит на посетителей исключительно яркое впечатление.

Пещеры находятся в 25 километрах к юго-востоку от города и туда легко добраться на такси. Если нет желания платить чрезмерную сумму, то лучше организовать группу единомышленников и заранее обговорить с водителем все условия передвижения. В длительном путешествии по непростому маршруту форс-мажорные обстоятельства могут возникнуть на ровном месте, поэтому наличные деньги в достаточном количестве никогда не помешают и вовсе необязательно их тратить без оглядки на «черный день». Дорога до Могаоку хорошая, и уже через 20 минут автомобиль затормозит у касс музейного комплекса.

При приобретении билетов возникает легкий шок. Дело в конечном счете не в цене, хотя и она выросла за десять лет в несколько раз. В начале 90-х гг. ХХ в. их покупали за 16 юаней, а сейчас цифра увеличилась до 80 (почти 10 долларов). Студенческий билет китайского учебного заведения поможет сократить ее вдвое, но зато англоязычный гид обойдется в дополнительные 20 юаней. Прежде данная услуга входила в стоимость посещения. Впору вместе с незабвенным Ипполитом Матвеевичем из «Двенадцати стульев» пробормотать: «Однако».

Главная неприятность заключается в том, что за эти деньги можно увидеть лишь десять пещер и ни одной больше! В начале мая 1987 г. на территории Могаоку удалось очень интенсивно и плодотворно провести целый день. Сначала в составе своей группы можно было познакомиться с теми пещерами, которые гид посчитал целесообразным открыть. Затем осмотр проходил в компании с другими туристами. Экскурсия продолжалась и после обеда, так что к закрытию музея охваченными оказались значительно более полусотни пещер. Еще совсем недавно за 80 юаней показывали 30 пещер, а вот теперь 10!

Попытки пристроиться к какой-нибудь иной группе не имеют смысла, поскольку у всех экскурсоводов один и тот же набор ключей. К открываемым пещерам иногда даже выстраиваются очереди. Возможно, кому-то покажутся комичными эти восклицания, особенно в контексте широко известной и популярной в России эстрадной репризы о стоимости и величине раков в разные дни, но после нескольких тысяч километров непростого пути разрешение посмотреть 1/50 часть экспозиции вызывает грустную ассоциацию с мелочью, брошенной нищему на улице.

В цепочке взаимосвязанных эпизодов следует упомянуть еще один. В пекинской газете «Чайна дейли» от 13 сентября 2001 г., рассчитанной в основном на иностранцев, проживающих в Китае, была помещена статья «Связь между прошлым и настоящим», посвященная состоявшемуся в августе в Дуньхуане первому международному туристическому фестивалю. Вполне понятна цель его организации и стоит только порадоваться за устроителей рекламного проекта, квалифицированно решающих проблему привлечения гостей со всего света. В опубликованном материале заинтересовал пассаж о количестве пещер в Могао, которые на тот момент можно было посетить. Его автор как бы сетует, что их число уменьшается, и называет цифру 30, но при этом сразу оговаривается: по словам его гида, оно «в будущем сократится». Если приведенный факт соответствует действительности, а не является сомнительной приманкой (мы предупреждали о предстоящих изменениях, но, к сожалению, вы опоздали), то налицо типичный «двойной стандарт» в отношении посетителей Дуньхуана: до фестиваля (середина июня) — рутинное обслуживание с максимально ограниченными возможностями при осмотре, во время шумного мероприятия с активным привлечением средств массовой информации — принципиально иная схема.

О трудностях, переживаемых пещерным комплексом, известно давно. Подробнее о них будет сказано чуть позже. Администрацию, которая исключительно много делает для сохранения шедевров, легко понять: поток туристов оказывает негативной воздействие на скульптуры и фрески, но крайне нужны финансовые средства, в том числе и на реставрационные работы. Однако откровенная тенденция последних лет показать минимум за немалые деньги постепенно превращает посещение Могаоку в формальность, для галочки. С каждым годом рядового обывателя все больше отлучают от реальных ценностей, вынуждая довольствоваться пусть и искусным, но суррогатом.

К счастью, так было не всегда. Поэтому данный рассказ о сокровищах пещер основан прежде всего на конкретных впечатлениях от увиденного собственными глазами в конце прошлого века, а не на репродукциях красочных альбомов и буклетов последних лет.

Вокруг древнего монастыря — современные постройки, обилие комфортабельных автомобилей модных марок и многоязычная туристская братия, готовая к поглощению очередной порции новых знаний. Сквозь деревья просматриваются контуры пещер. Если особо не оглядываться по сторонам и не смотреть вдаль, то впереди обычный вход в очередное культовое сооружение. Самое время сделать последние снимки, поскольку фотоаппараты и видеокамеры в обязательном порядке заставляют сдать в камеру хранения. Для получения соответствующего разрешения на съемку надо заплатить огромные деньги. Тут же можно взять в аренду фонарик, ибо в пещерах темно и единственного луча света из рук экскурсовода явно недостаточно.

Что представляет собой комплекс снаружи? На крутом склоне горы шириной около километра на различных уровнях видны темные точки входов в пещеры. В настоящее время они соединены добротными лестницами и переходами, двери в пещеры герметичны и закрываются на ключ. Эта охранная система была сконструирована в начале 60-х гг. ХХ в. Впечатляюще выглядит 9-ярусная центральная часть, высеченная в скале и превосходно оформленная в традиционном стиле.

В конце XIX— начале XX вв. перед глазами путника открывалась иная картина. Об удивительной «замечательности», «выкопанной людскими руками», рассказывал Н. М. Пржевальский в своей книге «Из Зайсана через Хами в Тибет», впервые опубликованной в Санкт-Петербурге в 1883 г. Вот как описывает свои впечатления 1907 г. А. Стейн: «По краю широкой бесплодной долины тянулся, конгломератный по своему геологическому строению откос. он был источен. отверстиями, зиявшими в лицо путешественнику, как множество разинутых ртов. Некоторые отверстия располагались у самой вершины утеса. Трудно было представить себе, как можно было забраться в них снизу, с земли». Картину в какой-то степени дополняет повествование С. Ф. Ольденбурга (1914 г.): «Снаружи пещер проходили деревянные галереи, в верхние этажи вели лестницы, большая часть галерей и лестниц обрушилась, видимо, несколько раз восстановлялось, иногда восстановляется и теперь, когда кто-нибудь пожертвует деньги. за галереями видны входы в пещеры, четырехугольные отверстия, иногда закрываемые деревянными дверьми. Перед большинством пещер преддверья, открытые спереди, три стены которых — задняя с дверью и две боковые — покрыты росписью».

Согласно танским источникам, первые пещеры были построены в 366 г. Буддийский монах Лэцзюнь пришел сюда в поисках уединенного места для чтения сутр и медитации. Стало смеркаться, и монах решил заночевать. Внезапно он увидел над вершиной Саньвэйшань золотистое свечение, тысячи освещенных будд и других святых буддийского пантеона. Лэцзюнь расценил это видение как волю неба и решил, что место священное. Он немедленно приступил к работе и вскоре выдолбил первую пещеру.

Предание гласит, что вслед за ним вторую пещеру прорубил другой буддийский монах — Фалян. Сейчас это пещеры 268 и 272. По одной из версий, якобы, благодаря последним появилось само название Могао, которое дословно с китайского языка переводится как «выше нет», ибо деяния Лэцзюня и Фаляна превзошли все последующие устремления и свершения их единоверцев, влиятельных чиновников и богатых купцов Дуньхуана.

По мере интенсификации регулярных обменов со странами, лежащими к западу от Китая, энергичного распространения буддизма в Поднебесной, существенного увеличения числа странствующих монахов и паломников пещерный комплекс стремительно разрастался. Во время правления танской императрицы У Цзэтянь насчитывалось уже более тысячи пещер.

В 80-х гг. ХХ в. говорили о сохранившихся 492 пещерах, построенных в IV–XIV вв. Действительно, и в настоящее время именно они привлекают основное внимание исследователей и туристов. Там насчитывается, по уточненным данным, 2415 скульптурных композиций, а общая площадь фресок составляет примерно 45 тысяч квадратных метров.

В завершающие годы прошлого века китайские археологи вели планомерные раскопки в северной части Могаоку и обнаружили еще 243 пещеры. Объективно, они не представляют большого интереса для рядового обывателя, поскольку в них отсутствуют скульптуры и настенная живопись.

Так и стоит среди пустыни «несравненный музей китайского буддийского искусства». По мнению крупного отечественного востоковеда, одного из основателей российской индологии Сергея Федоровича Ольденбурга (1863–1934 гг.), только в ХХ в. европейцы обратили на него должное внимание, ибо, как это ни странно, «экспедиции натуралистов» в девятнадцатом столетии прошли мимо этих сокровищ, «удостоив их лишь беглых, случайных заметок», «не дававших даже возможности предположить существование ценнейшего в научном и художественном отношении материала» в пещерах Могао.

Действительно, в путевых очерках и отчетах выдающихся путешественников последней четверти ХIХ в. мало что говорится об удивительных интерьерах и внутреннем убранстве пещерного комплекса. На фоне подробнейшего и исключительно важного анализа поверхности земной коры, пространных и интересных описаний климатических условий, животного и растительного мира, городов и оазисов региона, нравов и быта местного населения в них можно встретить буквально островки текста, посвященные скульптурами фрескам пещер. В. И. Роборовский, например, ограничился упоминанием о «1000 всевозможных бурханов различной величины», выделив самого большого из них: «Да-фо-ян» (Великого Бога). который изображен в сидячем положении и до 13 с лишним сажен вышиною». В Могаоку два подобных скульптурных изображения. Одно из них — 35 метровая статуя из пещеры 96. Однако при пересчете на сажени (1 сажень равна 2 метрам 13 сантиметрам) она оказывается значительно выше приведенной цифры и составляет свыше 16 саженей. Более вероятной представляется версия о 27-метровой скульптуре из пещеры 130. В обоих случаях речь идет не об абстрактном «бурхане» под названием «Великий Бог», а о Майтрейи (кит. Милэ) — будде грядущего, приход которого в мир людей будет означать наступление эры всеобщего благоденствия, процветания и милосердия. Высота второй статуи как раз и достигает около 13 саженей.

Рассказ Н. М. Пржевальского существенно подробнее, хотя тоже незатейлив: «Против входа в углублении стены помещен в сидячем положении крупный идол, сам будда; по бокам его стоят несколько (обыкновенно по трое) прислужников. У этих последних лица и позы изменяются в различных пещерах». В других пещерах «идолы гораздо крупнее, иногда вдвое белее роста человеческого». Кстати, Н. М. Пржевальский пишет уже о двух «самых больших идолах», которые явно потрясли его своими размерами. Путешественник даже определяет длину ступни и расстояние между большими пальцами ног. Еще в двух пещерах он обнаружил «по одному очень большому идолу в лежачем положении». Один из них, по его словам, «изображает женщину»

По мнению большинства исследователей, древние скульпторы в обоих случаях изваяли красивую женщину, лежащую в безмятежной позе и предающуюся приятным сновидениям. Погруженный в нирвану Будда длиной свыше 15 метров запечатлен в пещерах 148 и 158. К этим композициям мы еще вернемся.

Центральной фигурой скульптурных и живописных композиций является, как правило, основоположник учения — Будда (в миру Сиддхартха Гаутама). Учитель сидит на скрещенных ногах, рука его поднята для благословения или поучения. Как известно, буддийское сакральное искусство знает большое количество положений рук, которые имеют различную символику. Умное лицо, прямой нос, мягкие черты лица, чуть прикрытые глаза завораживают и успокаивают посетителя. Погруженное в созерцание божество приглашает к познанию и осмысление внутреннего мира.

В некоторых пещерах верхняя часть изображений Будды на стене как будто бы раздвоена, на что в свое время обратил внимание еще С. Ф. Ольденбург. Появилась вторая голова, да и тело должно вот-вот разделиться. Объяснение этому иконописному феномену можно найти в легенде, рассказанной танским монахом-подвижником Сюаньцзаном.

Якобы, в стране Гандхара (древняя историко-культурная область, занимавшая территорию соответственно на северо-западе и юге-востоке современных Пакистана и Афганистана) жил некий поденщик, который с огромным трудом скопил один золотой. Он непременно хотел иметь у себя образ Будды и с этими мыслями отправился к художнику. Денег, конечно, было недостаточно, но последний, выслушав просьбу, сказал, что размер оплаты для него безразличен, и принял заказ. Примерно в то же самое время и другому бедняку пришла в голову мысль заказать образ Учителя, хотя у него также был лишь один золотой, который он и принес художнику. Тот купил превосходные краски и написал Будду — одно изображение на двоих. Когда образ был готов, заказчики удивились, увидев единственное творение. Художник воскликнул: «Неужели вы думаете, что я вас обманул? Вы ошибаетесь, я добросовестно выполнил работу, свидетелем мне этот образ». Сразу после его слов изображение разделилось на два к великой радости бедняков. По словам Сюаньцзана, он собственными глазами видел сей образ, а посетители дуньхуанских пещер, рассматривающие его копии, благодаря повествованию монаха могут понять загадочные облики Будды.

Обычно — по сторонам от Учителя — два его главных ученика: старый Кашьяпа и молодой Ананда. Первый из брахманского отшельника стал буддийским монахом, а второй, выходец из царской семьи и родственник Будды, упросил последнего допустить в общину женщин. Скульптуры прекрасного Ананды, любимца Учителя и героя многочисленных легенд, неизменно элегантны и эффектны, его позы тщательно продуманы, естественны и красивы в своей простоте. Так, в пещере 328 он глубоко задумчив и величаво спокоен, 194— корректен и учтив, 57— торжественен и строг, а в пещере 45— достаточно раскрепощен, но предельно внимателен.

Рядом с учениками расположены фигуры бодхисатв, помогающих людям через внутреннее совершенствование приблизиться к освобождению от земных страданий. Один из них, Авалокитешвара (бодхисатва милосердия), отказался от возможности достичь нирваны и стать буддой ради вечного служения страждущему миру. Это, пожалуй, самый популярный в Китае персонаж буддийского пантеона.

Следует напомнить, что верховными правителями Тибета до 1959 г. были далай-ламы — воплощения бодхисатвы Авалокитешвары. Первым далай-ламой считается Гэдун-друб (1391–1474 гг.) — ученик и родственник главного теоретика ламаизма (тибетская версия буддизма) Цзонкхапы. Гэдундруб возглавил после смерти учителя секту Гелукпа («Желтые шапки»), до сих пор играющую главную роль в ламаизме. В 1438 г. он стал настоятелем монастыря Гандэн, основанного Цзонкхапой, а ранее был провозглашен земным воплощением Авалокитешвары. Сам титул «далай-лама» (монг. «далай»— море (мудрости) и тибет. «лама»— высший) появился в XVI в., когда монгольский правитель Алтанхан пожаловал его Сонам-джам-цо, третьему перерождению бодхисатвы. Согласно ламаистской традиции, после смерти далай-ламы он воплощается в зачатом младенце, которого потом находят по очень сложным и запутанным признакам.

В возрасте пяти лет несколько мальчиков-кандидатов проходят проверку. Одно из испытаний, в частности, — выбрать из обилия вещей те, которые принадлежали предыдущему далай-ламе. По результатам испытаний, предсказаний оракулов, магических обрядов и т. п. делается окончательный выбор.

Любопытна история о том, как обнаружили нынешнее, четырнадцатое, воплощение. Тринадцатый далай-лама скончался в 1933 г. Голова умершего была повернута на восток; в 1935 г. в водах священного озера регент увидел три буквы, а также изображение монастыря с зеленой крышей и дома с бирюзовой черепицей. С учетом этих обстоятельств начались поиски реинкарнации далай-ламы. Одна из групп выявила похожий дом неподалеку от глубоко почитаемой ламаистами святыни — монастыря Кумбум (Таэрсы) (совр. провинция Цинхай). В доме совсем маленький ребенок потянулся к руководителю поисковой группы, хотя последний был одет как слуга, и стал просить четки, принадлежавшие прежнему далай-ламе. И в дальнейшем из массы религиозных предметов малыш выбрал только то, что принадлежало тринадцатому воплощению Авалокитешвары. Позднее три буквы, появившиеся на поверхности священного озера, были интерпретированы как заглавные буквы провинции, откуда родом был ребенок, и монастыря, расположенного вблизи Кумбума.

В возрасте шести лет далай-ламу привозят в Лхасу, где он проходит соответствующий курс религиозного обучения и всевозможных наук. В 18 лет он сдает последние экзамены и становится полноправным правителем Тибета. До достижения им совершеннолетия государственными делами занимается регент. В истории Тибета нередко регенты были настолько всесильны, что далай-ламы не доживали до 18 лет. Так, например, произошло с девятым, одиннадцатым и двенадцатым земными воплощениями бодхисатвы.

Многочисленные фигуры Авалокитешвары в Могаоку (пещеры 35, 45, 57, 194, 259, 328, 420, 432, 465 и др.) удивительно нежны и гармоничны, как бы синтезируют мужское и женское начало. Изображенные в царских одеяниях и диадемах они нередко держат в руках цветы или чаши, одновременно соединяя своеобразную красоту мужского тела и женскую грацию. Скульптуры и живописные лики бодхисатвы выполнены с большой теплотой и искренностью в душевных помыслах.

В китайской культуре Авалокитешвара приобрел новое имя — Гуаньинь. В эпоху Тан (VII— Х вв.) это божество уже играет доминирующую роль в институте бодхисатв. Как говорили в то время, «в каждом дворе есть фигурка Гуаньинь». В этот период и ранее бодхисатва обычно изображался в смешанной женско-мужской ипостаси, что и нашло, как мы заметили, отражение в дуньхуанских творениях. Однако позднее, приблизительно с ХIV в., он неизменно выступает в обличье девы или женщины среднего возраста, облаченной в специфическое одеяние, отдаленно напоминающее индийское сари. Иконография окончательно феминизированной Гуаньинь насчитывает более 30 образов.

Весьма распространенными в пещерах оказались изображения будды Амитабы (кит. Амитофо), культ которого на протяжении столетий был чрезвычайно популярен в Центральной Азии и на Дальнем Востоке, а также его «блаженного рая» или «страны счастья», расположенной на западе, — «сукхавати».

В Китае этот эдем называют «раем Амитофо» или «западным миром радости». В соответствии с религиозной доктриной, когда верующий умирает, в час его кончины перед ним является будда «беспредельного света» Амитаба в сопровождении бодхисатв Авалокитешвары и Махастамапрапты. Покинувший мирскую суету буддист погружается в золотой лотос и переносится в рай. Там лотос распускается, верующий созерцает будду Амитабу во всей его славе и приобщается к «блаженным» в «стране счастья». Необходимо попутно заметить, что идея статичного рая в целом чужда ортодоксальному буддизму с его концепцией бесконечности перерождений (сансара), когда смерть отнюдь не кара, не трагедия и не освобождение, а переход к новой жизни и новым страданиям.

В настенных росписях Могаоку среди «райских» сюжетов можно встретить прекрасные образцы сложнейших композиций, которые несмотря на исключительную насыщенность и красочность живописи обескураживают своими тщательно выверенными деталями и мельчайшими подробностями. В частности, в пещере 217 в середине фрески запечатлен будда Амитаба в окружении бодхисатв, рядом великолепные дворцы и изящные павильоны, пруды с волшебными лотосами, в которых перенесли усопших верующих. Некоторые еще закрыты, часть цветков полуоткрыта и там видны фигурки людей, другие уже открылись полностью и в них сидят обитатели «блаженного рая». Всматриваясь внимательно, видишь все новые нюансы, которые сначала не заметил: летящие небесные феи, музыкальные инструменты, пионы и фантастические цветы «баосянхуа», созданные из наиболее красивых фрагментов всевозможной растительности.

Согласно религиозной традиции, на Тибете один из учеников Цзонкхапы Кайдуб Гэлэгбалсанбо (1385–1438 гг.) положил начало второй линии «перерожденцев». Непосредственно титул «панчен-лама» (сокр. санскр. «пан»— учитель, тибет. «чен»— великий) был пожалован настоятелю монастыря Ташилхунпо (г. Шигацзе) пятым далай-ламой в XVII в. Панчен-лама был объявлен земным воплощением будды Амитабы. Формально положение панчен-ламы выше далай-лама, так как первый воплощает будду, а второй — лишь бодхисатву. Однако фактически панчен-лама оставался вторым в иерархии правителей Тибета, ибо Авалокитешвара являлся покровителем этой земли, который вел всех тибетцев «по пути спасения от страданий», божеством, активно занимающимся мирскими делами. Панчен-лама традиционно считался высшим авторитетом в сугубо религиозных вопросах.

Тем не менее, между панчен-ламами и далай-ламами не раз возникала острая борьба за верховное руководство Тибетом. Так, в начале ХХ в. обострились отношения между девятым панчен-ламой и тринадцатым далай-ламой. В 1923 г. панчен-лама был вынужден покинуть Шигацзе, опасаясь преследований со стороны далай-ламы. Умер он в провинции Цинхай в 1937 г. Через год там же родился будущий десятый панчен-лама.

Непростая ситуация и в настоящее время. Как известно, в 1959 г. после провала восстания части тибетского духовенства против центрального правительства КНР четырнадцатый далай-лама вместе со своими сторонниками бежал в Дхарамсалу (север Индии), где сейчас находится его резиденция. Отношения между нынешним китайским руководством и далай-ламой никак не назовешь доброжелательными.

В 1989 г. скончался десятый панчен-лама и встал вопрос о его преемнике. Через шесть лет далай-лама объявил реинкарнацией панчен-ламы шестилетнего тибетского мальчика Гедун Чокьи Ньима. 29 ноября 1995 г. в храме Джокан, расположенном в центре Лхасы, одиннадцатым воплощением будды Амитабы был объявлен другой малыш — Гьянцен Норбу, родившийся в обычной тибетской семье в 1990 г. Торжественная церемония широко освещалась и комментировалась китайскими средствами массовой информации. В июне 1999 г. он вторично посетил Тибет, а постоянно живет в Пекине. По некоторым сведениям, «выдвиженец» далай-ламы тоже находится в столице КНР. Будущее покажет, как станут развиваться события.

Особый разговор о монументальной скульптуре в Могаоку. Огромные многоцветные статуи, высеченные в скале, почти вплотную подступают к зрителю, входящему в пещеру. Это несколько неожиданно и в условиях ограниченного и замкнутого пространства подавляет. В такой момент остро чувствуешь оказываемое на тебя психологическое воздействие, невольно ощущаешь скоротечность собственной жизни в сравнении с тысячелетними исполинами. Впрочем, восхищение и неуемный интерес оказываются намного сильнее секундной растерянности.

В пещерах 148 и 158 сохранились превосходные работы средневековых мастеров, изображающие Будду в состоянии нирваны. Они выполнены примерно в одно и то же время (VIII–IX вв.) и во многом совпадают по ключевым параметрам. Чтобы не повторяться в описаниях, автор считает вполне логичным подробнее рассказать о композиции одной из пещер, например 158, расположенной в южной части монастыря. Ее, кстати, в середине июня 2001 г. туристам не показывали.

Длина пещеры 18,2 метра, ширина 7,2, а высота 6,8 метра. На пьедестале высотой 1,43 метра у противоположной от входа стены выделена небольшая платформа, имитирующая ложе, на котором возлежит Будда, его длина 15,8 метра. Попутно следует заметить, что голова составляет почти пятую часть — не менее 3 метров. В качестве основного материала использовался камень, позднее покрытый глиняной штукатуркой. Благодаря соотношению габаритов пещеры и размеров скульптуры, последняя неизменно находится в фокусе внимания посетителя. По мнению специалистов, она одна из лучших в Китае, и с этим нельзя не согласиться.

Усопший святой изображен в образе пленительной женщины, удобно расположившейся на ночлег и только что уснувшей. Ее облик во всех деталях излучает спокойствие, умиротворение и согласие с природой. Улыбающееся лицо, изящные изгибы тела исключают на визуальном уровне мотивы печали и страданий. У головы и в ногах у божества застыли фигуры будд соответственно прошлого и грядущего, они на редкость торжественны и величественны, осознавая значение происходящего. Вся скульптурная композиция, несмотря на статичность поз, выглядит весьма естественно и гармонично во многом потому, что фигуры практически полностью отделены от стен и несут четко выраженную самостоятельную смысловую нагрузку, реализуя общий замысел художника. Как уже говорилось ранее, эти творческие приемы возникли и получили максимальное развитие в эпоху Тан.

Фресковая живопись не только играет роль яркого и динамичного фона, но и придает действу драматический характер. Ее главный лейтмотив — всеобщая скорбь. Так, на северной стене, за спиной у будды Майтрейи несколько верующих, узнав о кончине Учителя, в отчаянии сводят счеты с собственной жизнью. Этот фрагмент примечателен тем, что в нем, судя по одеяниям, участвуют правители Китая, Тибета, государств Центральной Азии и др. На фреске противоположной стены изображена сцена безудержного горя старца Кашьяпы. На западной стене, там, где покоится голова погрузившегося в нирвану Будды, его основные ученики, Кашьяпа и Ананда, увидев друг друга, обнялись и в бессильном безмолвии опустились на землю, не пытаясь скрыть слезы глубокой скорби.

Статуи сидящих божеств в пещерах 96 и 130 ошеломляют своими размерами. В первой из них, расположенной в самом центре Могаоку, будда Майтрейя, высота которого составляет 35,5 метра, был сооружен, согласно документам, в 695 г.; во второй, — 27,3-метрового гиганта изготовили, по всей вероятности, в первой половине VIII в. Как и в случае с только что описанными скульптурами, их сначала высекли из камня, а затем соответствующим образом обработали глиной и покрасили.

Созерцая такие колоссы, даже в меру восприимчивый современный человек неизбежно наделяет их магической силой, воображая таинственные и мистические картины далекого прошлого или извлекая из памяти сцены из псевдоисторических американских боевиков. Неудивительно, что и в старые времена они были главными действующими лицами всевозможных историй. Вот одна из легенд.

Статую поменьше некогда прозвали «черным Буддой». Дело в том, что ее долго не реставрировали и не поновляли в отличие от другой, что в главной части пещерного комплекса. Столетиями приходили сюда паломники, зажигали свечи и читали священные сутры. Массивная скульптура в результате почернела и полностью оправдывала свое печальное название. Монахи и местные жители всегда считали, что она наказывает любого, кто причинит ущерб статуям и настенной живописи монастыря.

Однажды в этих краях объявилась шайка разбойников. Недолго думая, бандиты решили поселиться в пещере. Они разжигали там огонь и готовили пищу, игнорируя предупреждения окружающих. Через несколько дней от бесконечного дыма фрески потемнели, да и сама статуя стала еще чернее. Старый монах попытался усовестить преступников, но был избит ими и выброшен из пещеры.

Прожив в ней около двух месяцев, разбойники узнали от местных жителей, что «черный Будда» отвечает на любую просьбу или мольбу. Они решили проверить силу его могущества и, хорошо вооружившись, ввалились в пещеру. Самый свирепый и отвратительный из них закричал: «Эй, лысый! Монахи рассказывают о тебе всякие небылицы. Я и мои друзья пришли узнать правду. Если окажется, что они лгут, то мы разобьем тебя на куски, а фрески замажем». Не дожидаясь последних слов своего главаря, несколько бандитов открыли пальбу, целясь в голову статуи.

Внезапно сверху упал большой камень, насмерть поразив одного из них. Затем на бандитов обрушился настоящий град из кусков породы, и они поспешно выбежали из пещеры. Спустя некоторое время разбойники вновь попытались войти туда, но результат был тот же. Более того, погибло еще несколько членов шайки. Только сейчас они поняли, насколько прав оказался старый монах, и бросились к нему за советом.

Тот, в свою очередь, решил навсегда избавиться от злодеев и сказал: «Вы разгневали «черного Будду». В течение трех дней вам придется заплатить за это своими жизнями». Испуганный главарь рухнул на колени и стал молить о прощении, пообещав дать золото на восстановление статуи. Монах не захотел взять их грязные деньги и, подумав, ответил: «Если вы хотите отвратить небесную кару, то обязаны навсегда покинуть эти места, отправиться в горы Наньшань и там затаиться».

Бандиты спешно собрали вещи и скрылись в указанном направлении. Погода в горах в тот год постоянно и резко менялась. После теплого дня небо заволакивали грозные тучи, дул страшной силы ветер. В любую минуту мог начаться град величиной с куриное яйцо, зачастую хлопьями валил снег. Разбойники так и не сумели отыскать себе надежного убежища и вскоре все до одного замерзли под открытым небом.

Вспомнив это предание, невольно задумываешься о последних событиях в Афганистане. Весной 2001 г. руководители находящегося у власти движения «Талибан» отдали приказ об уничтожении всех буддийских статуй в стране, включая гигантские изображения Будды высотой 53 и 37 метров в провинции Бамиан. Они были высечены в скалах труднодоступного горного района в III–V вв., вскоре после того, как караванными тропами Шелкового пути сюда впервые пришли люди, смогли пережить нашествия полчищ Чингисхана, Тамерлана и всех остальных завоевателей.

Однако в начале ХХI в. их участь была предрешена. По словам духовного лидера талибов муллы Мохаммада Омара, немусульманские исторические памятники противоречат учению ислама, запрещающему изображения людей. Вскоре там появились подчиняющиеся министерству по контролю за соблюдением религиозных норм специальные подразделения, которые из танков и гранатометов расстреляли уникальные культурно-исторические памятники. Одновременно были разрушены реликвии в Кабуле, Джелалабаде, Герате, Кандагаре и Газни.

Мировое сообщество было потрясено сначала планами, а затем и действиями талибов, но так и не смогло спасти скульптуры. Музей Метрополитен в Нью-Йорке предложил им продать все, что они собираются разрушить. Как заявил его директор Филлипе де Монтебелло, специалисты и искусствоведы готовы приехать в Афганистан за свой счет и вывезти из страны все памятники и скульптуры, которые только смогут. Египетский религиозный деятель Фахми Новейди, близкий к запрещенным в стране «братьям-мусульманам», назвал действия талибов «антиисламскими». Он, в частности, сказал: «Ислам уважает другие культуры, даже если в них существуют обычаи, противоречащие исламским законам».

В защиту уникальных святынь выступили ЮНЕСКО и другие международные организации. Генеральная Ассамблея ООН провела по этому поводу специальное заседание и приняла резолюцию с требованием к руководству движения немедленно «предпринять меры по предотвращению разрушения афганского культурного наследия», но все было тщетно. Талибы взорвали статуи, полностью их разрушив.

После известных событий 11 сентября 2001 г. сейчас с ними под флагом борьбы с международным терроризмом ведут боевые действия прежде всего США и Великобритания, оказывающие массированную поддержку ранее оппозиционному Северному альянсу, но и «черный Будда» уже наказал и еще накажет талибов за совершенное злодейство.

Между тем китайские предприниматели, свободные от религиозного маразма, решили хотя бы как-то поправить ситуацию, соорудив 37-метровую копию большой статуи Будды из Бамиана. В городе Лэшань юго-западной провинции Сычуань, у слияния трех рек — Миньцзян, Циницзян и Дадухэ — находится крупнейшая в мире каменная статуя будды Майтрейи, высеченная из красного песчаника почти 13 столетий назад. Ее высота составляет 71 метр. Неподалеку расположен парк под названием «Восточная столица будд», где собраны свыше 1000 копий древних скульптур. Именно там решено создать статую, точно воспроизводящую афганский шедевр. Конечно, утраченного не вернуть, да и сычуаньские бизнесмены отнюдь не бессребреники, но стремление сохранить в памяти людей замечательные творения прошлого можно только искренне приветствовать.

Центральная часть монастыря
Для историка особый интерес в монастырской живописи представляют немногочисленные сюжеты, связанные с конкретными и реальными событиями. В пещере 323 изображен эпизод посещения легендарным Чжан Цянем царства усуней. Этот древний народ, близкий к казахам и проживавший сначала к юго-западу от Дуньхуана, а с середины II в. до н. э. в районе реки Или и озера Иссык-Куль, в период Западной Хань насчитывал до 650 тысяч человек. Пытаясь заручиться поддержкой в том числе и государства Усунь в борьбе с сюнну, император Уди дважды выдавал дочерей своих высокопоставленных сановников за его правителей. Однако особые надежды он возлагал на Чжан Цяня, отправив его во вторую экспедицию в западные страны, которая затянулась на четыре года.

Визит Чжан Цяня в Усунь имел место, согласно старинным хроникам, в 119 г. до н. э. Известно, что императорский порученец установил хорошие контакты с центрально-азиатскими правителями и договорился об обмене посланниками. Этому во многом способствовали личные качества Чжан Цяня: мобильность, благожелательность и терпимость, доверие к людям. Поэтому неудивительно, что реакция его собеседников, как правило, была адекватной. Фреска в полной мере передает атмосферу обстоятельной и конструктивной беседы, взаимного уважения и почтения, заинтересованности сторон в проведении диалога и служит хорошим напоминанием о ценности искусства дипломатии.

Пещера 156 поражает масштабностью повествования о Чжан Ичао. На трех стенах — восточной, южной и северной — рассказывается о национальном герое, который на закате династии Тан вернул под юрисдикцию Китая земли на северо-западе страны.

С 781 г. в течение почти 70 лет Дуньхуан находился под властью тибетцев. VII–VIII вв. — период расцвета тибетского государства. Его правители расширили свои границы за счет присоединения Сиккима, Бутана, Непала и других территорий. Тибет оказывал решающее влияние и на ситуацию в Центральной Азии. В это время Дуньхуан оказался оторванным от собственно Китая. В середине IX века здесь вспыхнуло народное восстание под руководством выходца из аристократической семьи Чжан Ичао. В 848 г. Дуньхуан и прилегающие к нему территории были освобождены. Местное население обратилось за поддержкой к танскому правительству, однако ввиду того, что земли на востоке были под контролем тибетцев, регион оставался в изолированном положении.

В мае 1987 г. на экраны китайских кинотеатров вышел исторический фильм «Посланник в пустыню». Сложный сюжет, захватывающие интриги, таинственные похищения и убийства, мастерски сделанные батальные сцены вызвали большой интерес у аудитории.

Время действия — конец 40-хгг. IX в. Танский император Сюаньцзун получает сообщение о смерти тибетского правителя, междоусобной борьбе в Тибете и восстании под руководством Чжан Ичао в Шачжоу (Дуньхуане). Чжан Ичао просит прислать китайские войска и с их помощью разбить тибетцев. Однако по совету чиновников император решает отправить в Шачжоу буддийского монаха Вэньхуэя, знающего несколько языков и пользующегося авторитетом среди буддистов.

Его прототипом, безусловно, был монах Хунбянь, действительно в те годы посланный императором в район коридора Хэси. Последнего высоко почитали в Дуньхуане, о чем свидетельствует пещера, высеченная в его честь. Ей предстояло сыграть выдающуюся роль в судьбе Могаоку, но об этом подробно будет рассказано в следующей главе.

Через трудности и лишения лежит путь монаха, но он убежден: только мирными средствами можно решить все проблемы, уважая честь и достоинство народов, населяющих эти земли. Одна из ключевых сцен фильма — церемония жертвоприношения в Шачжоу, во время которой восставшие хотят казнить пятерых тибетцев, попавших в плен. Вэньхуэй (Хунбянь) в решающий момент обращается к собравшимся: «Начиная с императора Тайцзуна, танское правительство сохраняло хорошие отношения с государствами, лежащими на западе. Восстание освободило от тех страданий, которые обрушились на вас. Император испытывает симпатию к вам, но не нужно творить зло в ответ на зло. Нам нужен долгий мир между странами. Больше не надо кровопролития. Все народы должны жить в мире и наслаждаться им».

Нельзя не согласиться со словами монаха. Они актуальны и для танского Шачжоу, и для современного Дуньхуана, и для развития отношений нынешнего Китая со всеми странами мира. Видимо, не случайно картина стала первым фильмом совместного производства кинематографистов КНР и Тайваня.

Фрески из пещеры 156 возвращают зрителя к тем событиям и дают представление о суровых и смутных годах далекого прошлого. Кавалькада всадников, боевые ряды повстанческой армии, ее штаб, сам Чжан Ичао и даже его супруга придают всему действу яркий колорит и некую динамику.

Самые ранние работы дуньхуанских мастеров относятся к IV–VI вв., т. е. периоду династий Северная Лян (397–460 гг.), Северная (Тоба) Вэй (386–534 гг.), Западная Вэй (534–556 гг.) и Северная Чжоу (557–581 гг.). Кочевые племена, регулярно вторгавшиеся в те годы на территорию Китая с севера и северо-запада, нередко весьма энергично воспринимали новую культуру. Так, правитель Северной Вэй — крупного государства, созданного этносом тоба, Сяовэньди не только перенес столицу в древний город Лоян (совр. провинция Хэнань), но и успешно осуществил кардинальные реформы, адаптировав китайские ценности к реалиям своего народа.

Параллельно в это сложное время социально-политических потрясений идеи буддизма активно проникают на территорию Китая и оказываются востребованными. Его концепции страдания и освобождения (нирвана) становятся прибежищем от тревог и сумятицы текущей жизни. Идет процесс интеграции буддизма в культурный слой и государственную структуру. Из Индии через Западный край приходили иноземные проповедники, а китайские паломники отправлялись в буддийские государства. Дуньхуан оказался в центре интеллектуального осмысления нового для Поднебесной религиозного учения.

В скульптурных композициях и особенно фресковой живописи этого периода бросается в глаза влияние индийской традиции с элементами эллинистической культуры: будды, бодхисатвы и монахи поражают изяществом и мягкостью форм, длинными развивающимися одеждами, нежными тонами, особенно удивительными сочетаниями бирюзовых и зеленых (пещеры 259, 288, 432). Мир животных на стенописи представлен великолепными птицами с длинными и пестрыми хвостами, антилопами, оленями, зайцами, несущимися среди лесов и скал (пещеры 249, 257, 285). Своеобразными художественными символами Дуньхуана стали музыканты, танцоры и летящие небесные феи — такие, например, как в пещерах 285 и 288 (Западная Вэй), 290, 299 и 428 (Северная Чжоу). Многие сюжеты как бы наполнены удивительной музыкой. По подсчетам китайского ученого Чжэн Жучжуна, в росписях примерно 200 пещер присутствуют эти мотивы: отдельные музыканты, коллективы исполнителей и, естественно, инструменты.

Легкое потрясение испытываешь при осмотре пещеры 428 (Северная Чжоу). «Летящие святые» буквально переносят в церковь Спаса на Ильине, что в Великом Новгороде. Фрески Феофана Грека с их безудержной экспрессией и редким по глубине воздействием на зрителя словно получили энергетический заряд от дуньхуанских святых. Впечатление усиливает и схожий творческий прием мастеров — так называемые пробела, которые делают лики божеств более выразительными и отчужденными от мирской суеты.

Искусство скоротечной эпохи Суй (581–618 гг.) не столь впечатляюще. Скульптурные изображения излишне статичны. Головы и туловища будд и бодхисатв выглядят несколько неестественно: одни чересчур велики, другие — удлиненны (пещеры 244, 302, 419, 420, 427). В плафонной живописи преобладает растительный орнамент, а главная роль отводится важному буддийскому символу — лотосу (пещера 311). Жанровые зарисовки рассказывают о буднях караванных маршрутов (пещеры 204, 302 и 420).

Расцвет буддизма приходится на танский период (618–907 гг.). В VII в. под мощной опекой императорской власти он становится господствующим идейным течением. Вселенская миссия буддизма используется для поддержания авторитета правителей, к его помощи центр прибегает и в сношениях с сопредельными народами, принявшими эту религию. Новые веяния, разумеется, нашли отражением в творчестве художников Могаоку.

Величавое спокойствие, созерцательность и простота — индийское достояние, которым всецело овладел в то время Китай. Скульптурные композиции становятся более реалистичными, происходит индивидуализация ликов и фигур. Если в пещере 328 одухотворенные Ананда и бодхисатва внешне холодны и безразличны, то в 45-й — элегантные собеседники уже в непринужденной манере ведут, возможно, теологический спор или светский разговор. Здесь же умудренный и благородный старец Кашьяпа, который погрузился в свои мысли. В галерее бодхисатв в пещерах 159, 194, 328, 384, как и во многих других, бросаются в глаза и разнообразие характеров, и индивидуальные черты каждого изображения.

Стенопись этой эпохи легко узнаваема благодаря разнообразию сюжетов на темы «из жизни». Помимо фресок, повествующих об исторических событиях, стоит выделить посевные работы под дождем (пещера 23), нападение разбойников на купцов из Центральной Азии (пещера 45), армию на марше (пещера 156), вызов доктора (пещера 217), сцены сражения и свадьбы (пещера 12). В них поражают сложная многофигурность изображений, гармоничность природы, динамика и логика происходящего, пластика движений и адекватность поступков действующих лиц.

В работах более позднего периода возникает некая схематичность. Казалось бы, те же большие композиции и разноплановые сцены, орнаментальные полосы и декоративные плафоны, но линии теряют прежнюю свободу и гибкость, нежную естественность и хрупкое изящество. Разнообразие постепенно сменяется однообразием, хотя техника исполнения по-прежнему остается блистательной.

Кому же все-таки принадлежит авторство этого изумительного буйства красок, сюжетов и фантазии? Вопрос достаточно сложный, но интересный. Сведения о скульпторах, к сожалению, отсутствуют, что вполне понятно: величественные и торжественные божества буддийского пантеона не поощряли древних ваятелей к увековечению собственных имен, да и китайская традиция не знала отступлений от правил в столь деликатном вопросе. Другое дело — широкая палитра настенной живописи, создававшаяся на протяжении многих веков. Информации на этот счет тоже мало, ибо до династии Сун (960 — 1279 гг.) авторы, как правило, не подписывали свои творения.

До недавнего времени высказывалась гипотеза, согласно которой художники жили в обнаруженных в 80—90-е гг. ХХ в. в северной части комплекса 243-х пещерах, однако новейшие изыскания ученых позволили сделать вывод о том, что у последних было иное предназначение. Тут жили, самосовершенствовались и медитировали монахи, переписывались буддийские трактаты и сутры. Указанное обстоятельство создало дополнительные трудности в выявлении имен живописцев.

Первые интересующие нас скудные данные относятся к Х в. Более ранних сведений историкам обнаружить пока не удалось. По словам китайского исследователя Ма Дэ, на сегодняшний день в дуньхуанской библиотеке и непосредственно на росписях найдены около 40 упоминаний и надписей, непосредственно связанных с 12 создателями фресок. Стало известно, например, что в пещере 185 творил Сун Чэнсы, в 290 — Чжэн Лошэн, в 303 — Пин Тоцзы, а в 4 44— Сы Динцюань. Отрывочную информацию можно видеть в пещерах 33, 34, 196 и 401.

Древние манускрипты называют имя Дун Баодэ, который жил в эпоху Пяти династий (907–960 гг.). Его картины, якобы, были на редкость красивы и естественны, люди и окружавшие их предметы воспринимались как живые. Он, бесспорно, работал здесь и пользовался большим авторитетом, но в силу традиционных представлений и личной скромности не оставил потомкам своего автографа.

Зато известно имя талантливого художника, создавшего один из шедевров Могаоку. В уже упоминавшейся пещере 444 есть странная надпись: «В 17-й год периода Чжичжэн (1357 г. — Н. А.) я, Ши Сяоюй, прибыл сюда и оставил свою подпись». Появление ее в пещере, расписанной другим живописцем, несколько непонятно; вероятно, это просто шутка мастера. Творения Ши Сяоюя находятся в пещере 3, куда, к сожалению, туристов давно не пускают. На осыпающейся поверхности стены с повышенным содержанием песка он дважды изобразил тысячерукую Гуаньинь (Авалокитешвара), у которой в ладони каждой руки застыло божественное око. «Наблюдающая за звуками» (досл. перевод с китайского языка) видит все страдания людей и готова оказать им необходимую помощь. Ши Сяоюй вначале обозначил контур облика бодхисатвы, а затем при письме использовал краски, которые глубоко проникли в грунт. Его авторство закреплено подписью: «Написал Ши Сяоюй из Ганьчжоу (совр. г. Чжанъе в провинции Ганьсу. — Н. А.)».

Специалисты полагают, что в Дуньхуане работали многочисленные живописцы, которых условно можно разделить на четыре группы. В первую входили мастера, прибывшие из государств, которые были расположены к западу от Китая, и находившиеся под сильным индийским влиянием. Ко второй могут быть отнесены те, кто сопровождал своих хозяев — высокопоставленных сановников, сосланных в Дуньхуан за те или иные проступки. В третьей группе были художники, привлеченные высокими заработками или другими материальными благами. Последняя состояла из выпускников школы изобразительных искусств, которая открылась здесь в Х в.

В результате свержения монгольского владычества и падения империи Юань с присущими ей универсализмом и космополитизмом, по мере активного распространения ислама в Западном крае буддийский монастырь, оказавшийся во второй половине ХIV в. в принципиально новом политико-идеологическом окружении, окончательно утрачивает свое значение, работы в нем прекращаются. С годами доступ к уникальным произведениям получают зачастую малоквалифицированные и случайные люди.

Просматривая в агентстве Синьхуа материалы о пещерах Могао, автор книги наткнулся на соображения сотрудника научно-исследовательского института в городе Ланьчжоу (административный центр провинции Ганьсу) Ху Тунцина, который убежденно доказывает, что в 221 пещере сохранились изображения более позднего периода — с 1368 по 1935 гг. Сам факт наличия таких работ сомнений не вызывает, но можно ли их с полным основанием называть творчеством, достойным этого удивительного памятника культуры?

С. Ф. Ольденбург в начале прошлого столетия с искренней болью писал о «печальной реставрации» «маляров двадцатого века», которые «грубыми кричащими красками» расписывали коридоры и галереи, «пользуясь маленькой книжкой образцов». Другую его цитату хотелось бы привести полностью: «Жалкое впечатление производят эти реставрации, где сравнение остатков старинной красоты со схематической уродливостью нового времени оставляет в нас тяжелое чувство, и чем новее, тем хуже. При нас уже работали только маляры; и они, и монахи были совершенно лишены чувства красоты». Стоит заметить, что это впечатления 1914–1915 гг.

Однако вскоре комплекс ожидала еще одна напасть, теперь уже в лице «наших». Так, в пещерах 57, 103, 156, 196, 257, 427, 445 и некоторых других мгновенно вспоминаешь строки Владимира Семеновича Высоцкого о «проникновении» соотечественников «по планете», которое «особенно заметно вдалеке». «Надписи на русском языке» сомнительного содержания в парижских, пекинских и прочих туалетах по всему миру уже никого не удивляют, но чтобы в древнейшем монастыре!

Среди «авторов» поручики и есаулы, корнеты и хорунжии, по которым в последние годы в России стало модным пускать слезу, рассуждая о «загубленном большевиками» «цвете нации». Представляется, что в данном вопросе не нужно строить иллюзий или заниматься откровенным политиканством, переписывая в очередной раз историю государства: в условиях гражданской войны стороны друг друга стоили, об их «утонченных натурах» и «высоких идеалах» можно говорить лишь гипотетически и в сослагательном наклонении.

В начале 20-хгг. ХХ в. отступавшие белогвардейцы численностью около 550 человек перешли границу с Китаем и оказались в районе Дуньхуана. Местные чиновники в силу явной ограниченности собственного кругозора не смогли придумать ничего лучше, как разместить их в пещерах Могао. Конечно, душевное состояние офицеров можно понять: досада и злость, внутренняя опустошенность после кровавой бойни и жестокого поражения. Тем не менее, это не оправдывает варварства, учиненного в культовом месте. Замазанными оказались древние фрески и статуи, во многих местах появились непристойные надписи, были вскрыты и разграблены древние мощи, из-за костров, на которых готовили пищу, почернели потолки. Полгода провели в пещерах белогвардейцы, но сомнительную память о своем присутствии оставили надолго.

Проблема сохранения историко-художественных ценностей Могаоку в настоящее время стоит очень остро. Массированное наступление пустыни, усиливающиеся в последние годы эррозия почвы и песчаные бури, а также толпы туристов со всего света нанесли и продолжают наносить им невосполнимый урон. Ученые единодушны в оценке огромной опасности, угрожающей памятнику мирового значения.

По китайским данным, ежегодно 3–4 тысячи кубометров песка оседают на пещерах. Дюны почти погребли нижний ярус. До 90-х гг. прошлого столетия эффективных мер противодействия разработать не удалось. Только относительно недавно была разработана целостная экологическая программа. Сейчас против надвигающейся пустыни действуют три своеобразные линии обороны. Внешний ее рубеж — это 800-метровая в длину и 10-метровая в ширину плотно засаженная полоса кустарников, которые задерживают песок и замедляют его продвижение. Вторая линия — нейлоновые заграждения-«ловушки» в виде треугольников, основания которых выставлены с учетом направления дующих ветров. И, наконец, был зацементирован гребень склона, что позволило обезопасить от разрушения несущую конструкцию. Блокирующую роль играет также лесной массив длиной в 1200 метров и шириной от 100 до 200 метров, посаженный непосредственно перед входом в комплекс. Согласно подсчетам специалистов, таким образом удалось на 80 процентов сократить доступ песка в пещеры.

Не менее сложным остается вопрос о защите их внутреннего убранства. С 60-х гг. ХХ в. для сохранения фресок просверливались тончайшие отверстия в образовавшихся на них пузырьках, затем туда вводился клеящий состав, который укреплял красочный слой, не нанося ущерба цветовой гамме. В 70-е гг. химики предложили использовать слабые очистители для удаления пыли и сажи. Они были применены в 71 пещере, благодаря чему удалось выявить яркие тона оригинальных красок.

Главная трудность в проведении реставрационных работ — многочисленные туристы, которых в пик сезона ежедневно насчитывается до 600–700 человек. С ними неизбежно связана постоянно растущая концентрация углекислого газа и автомобильных выхлопов, негативно влияющих на дуньхуанские сокровища. Поэтому не удивляют жесткие предписания и ограничения, действующие на территории Могаоку. Некоторые из них, честно говоря, кажутся явно чрезмерными, но спорить в данном случае бессмысленно.

Одна из форм ознакомления с шедеврами широкой аудитории и сохранения их для будущих поколений на протяжении более полувека остается изготовление высокохудожественных копий. Живописцы Чжан Дацянь и Чан Шухун каждый своим путем приехали сюда в начале 40-х гг. прошлого века и очарованные великолепными творениями остались на годы. Вслед за ними устремились более молодые мастера, увлеченные мечтой приобщиться к прекрасному. Благодаря их самобытному таланту, глубокому осмыслению увиденного и кропотливому труду общество получило возможность познакомиться с могаокским чудом в выставочных залах и музеях разных стран. К настоящему времени существуют более 2000 копий, многие из которых выполнены превосходно.

На территории комплекса сейчас развернута их выставка, которую можно посетить после скудного осмотра Могаоку. Складывается впечатление, что администрация подобным образом пытается компенсировать немалые расходы туристов, получивших лишь поверхностное представление о всемирно известных пещерах. В стоимость единого билета входит также посещение экспозиции тибетской бронзы. Последняя, кстати, очень интересна, но с таким же успехом ее можно было бы показать в любом другом городе Китая. В Дуньхуане тибетское влияние проявляется прежде всего в настенной живописи, которая в настоящее время практически недоступна.

Изготовленные копии пещер весьма любопытны. Они хорошо смотрятся на передвижных выставках, которые регулярно кочуют по стране. В частности, наиболее крупные и представительные в последнее время прошли в Пекине и Гуанчжоу (административный центр провинции Гуандун). Однако созерцание копий в 300 метрах от оригинала, куда тебя в общем-то не пускают, занятие не из самых приятных.

Рассказ о художнице с Тайваня, которая многие годы своей жизни посвятила кропотливому изучению и созданию скульптурного изображения ранее упоминавшейся тысячерукой Гуаньинь из пещеры 3, должен, вероятно, вызывать у посетителей умиление, но возникает обратная реакция. Опять кому-то позволено то, чего другие, увы, напрочь лишены. Впрочем, автор высказывает свои личные впечатления, не претендуя на всестороннюю объективность.

Работа по реставрации и изучению культурных ценностей ведется неустанно на протяжении долгих лет. В 1944 г. был создан Институт искусства Дуньхуана, объединивший энтузиастов, которые приехали сюда со всех концов страны. После образования КНР он был переименован в Институт памятников культуры Дуньхуана, а с 1984 г. это Дуньхуанская академия, которая аккумулирует интеллектуальный и творческий потенциал национального и зарубежного дуньхуановедения. На границе пустынь Гоби и Такла-Макан, как и много веков назад, живут и работают серьезные ученые, грамотные специалисты, одаренные художники.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =